Бабель конармия конспект урока 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

Авторская разработка урока литературы в 11 классе "Тема революции и гражданской войны по книге И. Бабеля "Конармия". Можно применять, почти ничего не меняя.

ВложениеРазмер
urok_po_literature_v_11_klasse.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 11 классе

Развивающие: на материале урока способствовать развитию когнитивных способностей: мышления, умения делать выводы, применять знания на практике, развивать у учащихся умение анализировать текст, образы-персонажи и высказывать свое отношение.

Воспитывающие: воспитание гуманности, неприятия любой жестокости, воспитание нравственных ценностей.

Оборудование: портрет, иллюстрации.

2. Главное-это счастье людей И. Бабель.

I. Вступительное слово.

1. Зачитывается 1-ый эпиграф.

Это слова человека патриота, любовь к родине которого нашла отражение во всем его творчестве

Зачитывается 2-3 эпиграф

А эти слова - слова человека, любящего людей особенно в такое суровое время как революция и гражданская война.

Таким видели Бабеля его современники, друзья. Посмотрите на портрет писателя, он полностью соответствует описанию (художник Ю. Анников).

Откуда эти строки:

4. Длинные ноги его были похожи на девушек, закованных до плеч в блестящие ботфорты (Савицкий).

5. Он молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахольщик.

8. Я хочу интернационала добрых людей. (Гедали).

2. Где мы впервые встречаемся с Лютовым?

3. Каких бойцов Первой Конной вы запомнили? Что объединяет многих из них?

4. Какие проблемы, поднимаемые в литературе о революции и гражданской войне, затрагивает Бабель?

5. Как к Лютову относились в отряде и почему?

6. Согласны ли вы с критиком Полонским в оценке этого рассказа: чтобы приобщить к победоносному коллективу, надо пролить кровь псивого существа.

Что может быть непригляднее, чем изживание собственных комплексов (т.е. сострадания, человечности, доброты, порядочности и т. д.) посредством пролития чужой крови.

3. Какова позиция автора в этих рассказах

4. Какая еще проблема объединяет эти два рассказа. Как она решается?

Во многих рассказах Бабель представляет слово самому персонажу. К такому произведению относится письмо, документ.

В этих формах ярко выражается сознание тех людей, которые участвуют в событиях.

1. О чем этот рассказ?

2. Что поразило вас в этом рассказе?

3. Что можно сказать о мальчике Васе по его письму?

4. Один из критиков писал, что бабелевские рассказы запоминаются не сюжетами и событиями, а благодаря уникальной интонации и цветовой гамме, контрастности и своеобразием речи персонажей и самого рассказчика.

Так ли это? Докажите это примерами из текста.

5. Каков оригинал рассказа?

6. Можно ли понять отношение рассказчика и автора к той и другой стороне?

Небольшое заключение учителя

VI. Выступление учащихся с анализом рассказов.

1. Что вам дало изучение книги Бабеля, Чем она современна?

2. Рассмотрите иллюстрацию. Почему она сделана в графике?

Оставаясь, прежде всего художником, Бабель сумел показать в максимально краткой и в тоже время выразительной форме истинное лицо революции. Реакции населения, охватившую страну, стала для писателя предметом исследования. Но, несмотря на ужасы войны, в книге – вера в революцию, вера в человека. И как сказал И. Эренбург: Он понял революцию как залог будущего счастья. «Рассказы Бабеля – это протест против всех форм насилия

VII. Домашнее задание.

Сделать письменный анализ одного рассказа.

Урок по русскому языку в 6 классе

Правила написания -Е –И в безударных окончаниях глагола

Образовательная: закрепить правила написания безударных е – и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения, отработать навык определения условий выбора изученной орфограммы.

Развивающая: способствовать развитию мышления, развитию речи, умения применять знания на практике.

Воспитательная: развитие требовательности к себе и одноклассникам.

Валеологическая: создать оптимальные условия для работы на уроке.

Оборудование : таблицы, перфокарта, мультимедийный проектор.

  1. Оргмомент.
  2. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.

III. Проверка домашнего задания.

2 Ученик (2 группы) спрягает глаголы из упр.№433.

3. Остальные. Устная синтаксическая пятиминутка.

На доске предложение . Красная книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих животных: снежного барса, белого журавля, бухарского оленя.

- Объяснить знаки препинания.

- Найти глагол, какого спряжения и каким членом предложения является.

- Какова главная мысль этого предложения?

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Творческая работа . На доске записаны фразеологические обороты.

Разъяснитt их значение, подбирая глаголы, определитt вид и спряжение.

Ломать голову -…; водить за нос-…; вывести на чистую воду -…; зарубить на носу-;

держать язык за зубами-….

2. Упражнение №434.

3. Работа по перфокарте с применением мультимедийного проектора. Е или И.

1. варит 6. терпит 1. хвалит 6. едет

2 показывает 7. клеит 2. колет 7. строит

3. стелет 8. сеет 3 кружит 8. держит

4 борется 9. обидит. 4. рубит 9. тает

5 плачет 5открывает

  1. Проверочная работа обучающего характера по тексту.

Карточки с текстами на партах.

- Вставить пропущенные буквы, обозначить орф. №25, подчеркнуть глаголы как члены предложения.

Комментарий : выучить правило спряжения глаголов, упр.№435 или 436 (по выбору).

Дополнительное задание: найти 4 лишнее: бре.т, вид.т, загора.т, ненавид.т.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока истории в 7 классе. Тема: "Гражданская война в Англии"

Материал составлен для проведения урока по новой истории для учащихся 7 класса. Главная цель урока: познакомить с важным историческим моментом эпохи Английской буржуазной революции – гражданской войн.


Урок литературы в 11 классе:Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княж.

Контрольный тест по истории России для 9 класса.


Контрольные тесты по истории в 9 классе по теме"Россия в годы революции и гражданской войны"

Контрольные тесты по истории в 9 классе по теме "РОссия в годы революции и гражданской войны".

Урок повторения Россия в годы революции и Гражданской войны

Урок проводится в форме интеллектуальной игры "Своя игра". Учащимся предлагаются разноуровневые задания.


Зачет по теме "Революция и гражданская война в литературе 20-годов 20 века"

Тестовая работа на знание литературы начала 20 века.

Конспект урока истории для 9 специального (коррекционного) класса VIII вида на тему "Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны"

Конспект урока истории для 9 специального (коррекционного) класса VIII вида на тему "Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 11-м классе по теме " Кто не за нас- тот против нас …"

(И.Э. Бабель. "Конармия")

Образовательные: Показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории; понять, в чем особенность изображения Бабелем исторических современных ему событий.

Развивающие: Формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе).

Воспитательные: Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, развивать чувства милосердия, сострадания, умение понять боль другого человека.

ОБОРУДОВАНИЕ : эпиграф, мультимедийное оборудование

( видеопрезентация к уроку)

Оформление доски:

И. Эренбург

И. Бабель

Таблица “Последствия Гражданской войны”

8 -13 млн. человек погибло от голода, холода, болезней, террора.
Из них 1 млн. бойцов Красной Армии.
Сколько погибло “белых”, крестьян-повстанцев – никто не считал.
2 млн. человек эмигрировали из России.
Промышленное производство упало до 20% от уровня 1913 года..
Сельское хозяйство сократилось вдвое.
Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд. золотых рублей.

Вступительная беседа.

Чтение учеником отрывка из стихотворения “Гражданская война” М.Волошина:

Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.
А я стою один меж ними
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других

Итак, мы продолжаем наши уроки о гражданской войне в русской литературе

Такой увидел гражданскую войну поэт М. Волошин. А вот люди моего поколения её видели совершенно другой : овеянной романтикой славы, опалённой кострами революции, легендарной, возвышенной. Это война , где Красная армия идёт победной поступью. И у этой войны свои герои. Назовите их ( Чапаев, Фрунзе, Лазо, Котовский, Щорс ) .

О них писали стихи и песни люди моего поколения

1.Я всё равно паду на той,

На той единственной Гражданской..

И комиссары в пыльных шлемах

Склонятся молча надо мной…

Таким комиссаром был мой дед. 14- летним подростком убежал на войну. В составе погранотряда воевал в тех местах, где воевали герои нашего сегодняшнего урока. Причём воевал не за деньги, не за славу, не за свою родную Украину, а за Советскую власть

2 . Щорс идёт под знаменем - красный командир.

Их именами называли улицы и города ( Будённовск, Котовск, Куйбышев)

Улицы ? В нашем городе? ( Щорса, Куйбышевское шоссе, Чапаева)

Сейчас другое время и другие герои. И есть обратная страшная сторона войны
Нелепа и ужасна любая война, потому что она несет смерть, горе, боль, разрушения, но война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне. Почему она так называется ?

Сколько лет продолжалась Гражданская война?

В России Гражданская война шла в течение 5 лет, с 1917 по 1922 год. “Обычно Гражданскую войну определяют как вооруженную борьбу за власть между представителями различных классов и социальных групп. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри народа, нации, зачастую между земляками, соседями, сослуживцами или друзьями и даже родственниками. Это трагедия, надолго оставляющая незаживающую рану в сердце нации и надломы в ее душе”. (Гражданская война в лирике и прозе. М, 2002г.)

Учитель зачитывает данные таблицы “Последствия Гражданской войны”

( презентация)

Изображение гражданской войны стало одной из главных тем русской литературы 20 века. Эта война, потрясшая огромную страну, осознавалась в литературе по-разному: и как трагедия народа, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков и

И говоря о произведениях о Гражданской войне, мы употребляем термины

Самые сильные впечатления оставила у Бабеля служба в рядах Первой Конной армии. Кто такой Будённый? ( Показать БУДЁННОВКУ )

Вся страна распевала тогда бравурный “Марш Буденного”

Мы – красные кавалеристы,

И про нас

Былинники речистые

Ведут рассказ.

О том, как в ночи ясные,

О том, как в дни ненастные

Мы гордо, мы смело в бой идём!

Писатель приехал туда в качестве корреспондента газеты “Красный кавалерист” и должен был писать статьи и вести дневник военных действий”. Отношение к этому сборнику у критиков было разное: кто-то увидел здесь чуждую революционной позиции “поэтизацию бандитизма”, а Горький заявил, что увидел в “Конармии” героев, похожих на запорожцев Гоголя. Шли споры, как понимать и принимать это произведение. То ли это очернительство революционной истории, то ли революционная романтика. Кто же этот человек, который своим произведением внес такую сумятицу в ряды критиков?

В конармейском дневнике И. Бабеля находим такие строки : “Почему у меня непреходящая тоска? Потому что далек от дома, потому что разрушаем. Идем, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде”

Что такое панихида?

Панихида это церковная служба по умершему, траурные речи .

Кого или что оплакивает Бабель?

( Проблемный вопрос)

Бойцы Первой Конной армии были героями эпохи.

А какими их увидел Бабель? Какими показал в своей книге? Откройте тетради. Запишите название произведения. Эпиграфы к уроку. Оставьте место для темы урока

Аналитическая работа с текстом в группах .

1. Каждая группа анализирует свой рассказ, отвечая на вопросы.

2. Определите основную проблему рассказа ( задание 27 ЕГЭ) и сделайте вывод

3. Придумайте название урока, используя строки из стихотворения М. Волошина

-Что за люди конармейцы?

-Что положено в основу их конфликта? В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать равноправным бойцом Конармии, превратиться в кавалериста, который не выделялся бы в общей массе конников своей непохожестью, чуждостью остальным, потому что от них и идут мытарства героя.

_Как после этого меняется отношение к нему казаков и почему? Как вы поняли концовку рассказа?

1 О чём просит Долгушов?

Кто из героев поступил гуманно?

«Обождите. Что вы делаете. – крикнул Мечик, бросаясь к нему с расширенными от ужаса глазами. – Обождите! Я всё слышал!. Сташинский, вздрогнув, повернул голову, руки задрожали ещё сильнее… Вдруг он шагнул к Мётчику, и страшная багровая жила вздулась у него на лбу.

Кто же из них поступил гуманно? Ответить на этот вопрос можно только следующим образом: вопрошать об этом кощунственно, потому что намёка даже на гуманизм здесь нет. Оба поступают бесчеловечно и иначе поступить не могут. Ситуация изначально антигуманна . А, следовательно, её разрешение гуманным путём не представляется возможным.

- Каким предстает перед читателем Никита Балмашев, солдат революции? -Почему он пишет в редакцию газеты письмо?

- Сколько стоит человеческая жизнь?

Так что же оплакивает Бабель? Человеческую душу, которая исступленно ищет истину в несправедливом, истекающем кровью мире .

В чем особенность изображения Бабелем ему современных исторических событий?

У Бабеля показаны живые люди со всеми их достоинствами и недостатками. Наряду с героизмом писатель без всякого умалчивания пишет о грубости и даже жестокости солдат конармии Буденного по отношению к мирным жителям. Он за новую, светлую, прекрасную жизнь, но против насилия и жестокости. И мы понимаем его невысказанную мысль, что нужно искать другой путь, путь без крови и террора. Это мы можем подтвердить и эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Кто прав и кто виноват в этой войне? Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Война губительна для обеих воюющих сторон – вот итог размышлений Бабеля на страницах своей книги. Главное противоречие, в которое вступил автор, – мечта о новой жизни и способы, которыми её пытались построить. Именно оно и воплотилось художественно в сборнике «Конармия

Этот рассказ написан в форме монолога от первого лица. Его герой, Никита Балмашев, дает объяснения следователю Бурденко. В нарушение всех законов жанра это не деловая бумага, а сбивчивое, сумбурное письмо.

В первых его строках мы узнаем предысторию этого бойца. Бывший хлебопашец, солдат первой мировой войны переходит на сторону большевиков. Затем гражданская война, ранение, госпиталь.

Воспаленное сознание говорит им, что сестры милосердия – враги, врач – враг, бойцы пехоты, мирно играющие в шашки – предатели.

Совершенно неграмотная, бредовая, но по – своему образная речь героя не механически копируется автором, а воспроизводит характерные черты конкретной речевой манеры:

Никита взял под свою защиту женщину с грудным младенцем на руках и «каждый, раскипятившись моей правдой, подсаживает её, говоря наперебой:

К концу урока учащиеся должны найти ответы на вопросы логического задания :

Что за люди конармейцы? Как к ним относится Лютов? Они к нему?

Что положено в основу их конфликта? Какова авторская позиция?

Вопросы по тексту:

1.Почему квартирьер испытывает чувство неловкости, вины, представляя Лютова конармейцам?

2. Если исследовать текст, то можно увидеть, что Лютов уважает этих огрубевших, малообразованных, попросту одичавших на войне людей, видит их достоинства (докажите текстом)

В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать равноправным бойцом Конармии, превратиться в кавалериста, который не выделялся бы в общей массе конников своей непохожестью, чуждостью остальным, потому что от них и идут мытарства героя.

5.Как после этого меняется отношение к нему казаков и почему? Как вы поняли концовку рассказа?

7.Что вы можете сказать об авторской позиции?

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-х гг. XX в.

ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ БАБЕЛЬ
(1894 — 1940)

Уроки литературы в 11 классе[1]

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

Слово учителя

— Начало XX в. явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Всё вокруг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориентироваться в безумном мире, где старые, существовавшие на протяжении столетий ценности разрушены, а новые ещё не утверждены. Каждого затронули революционные события, и поэтому естественным было желание осмыслить происходящее.

Большинство писателей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, потому что сами часто являлись участниками революций, свидетелями коренных изменений. Как творческие личности, они стремились дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были подняты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделёнными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе выработанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненависти и неприятия инакомыслящих.

Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918–1920 гг., создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

IV. Работа над темой урока

Исаак Эммануилович Бабель (настоящая фамилия Бóбель) — русский писатель. Родился в Одессе. Начало века было временем общественных беспорядков и массового исхода евреев из Российской империи. Сам Бабель выжил во время погрома 1905 г. (его спрятала христианская семья), а его дед был одним из 300 убитых евреев.

Наследие репрессированного И. Э. Бабеля в чём-то разделило его судьбу. Его начали снова печатать лишь после посмертной реабилитации, в 1960-х гг.

Б) Вводно-ориентировочная беседа

Исторический глоссарий.
Первая конная армия (Конармия) — высшее оперативное объединение (Конная армия) кавалерии Красной Армии (первое в мире), созданное во время Гражданской войны в России 1918–1920 гг. Являлось основным мощным и манёвренным средством в руках фронтового и Главного командования для решения оперативно-стратегических задач.

Боевая деятельность.
Первая Конная армия сыграла большую роль в разгроме белогвардейцев и интервентов. В рядах Первой Конной сражались многие впоследствии видные военачальники: С. М. Будённый, К. Е. Ворошилов, С. К. Тимошенко, И. Х. Баграмян, П. С. Рыбалко, А. А. Гречко и др.

• Какую роль в новелле играет первый абзац?
• Как автор вводит мотив смерти?
• Какой неожиданный ход предпринимает автор в своём произведении, чтобы привести читателя к собственным взглядам? Для чего нужно автору подобный поворот действия?
• Какие нравственные проблемы поднимает автор в новелле?
• Внимательно прочтите последний абзац: к кому обращены слова женщины?
• Каков смысл названия новеллы?

• Выберите из предложенных стихотворных цитат ту, которая, по-вашему, наиболее соответствует эмоциональному фону произведения, его идее и вашим собственным впечатлениям и ощущениям. Запишите в тетрадь, аргументируйте свой выбор.

• В какой форме написана новелла?
• Что составляет особенность речи героя, каков его психологический облик?
• Что послужило поводом для написания объяснительной записки?
• Что представляет в новелле основной интерес: сами события или что-то другое?
• В чём же заключается измена? Почему героя возмущают самые простые и, казалось бы, ничем революции не противоречащие события?
• В чём заключается внутренний трагизм этой новеллы?

б) Обобщение учителя

— Как же изменено, искалечено сознание людей, если они совершенно потеряли способность верно оценивать ситуацию и вести себя в соответствии с ней! Война, классовый и партийный подход к людям, требование постоянной бдительности совершенно отравили сознание людей. Любую самую обыденную житейскую ситуацию они трактуют с точки зрения классового подхода.

б) Обобщение учителя

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Читайте также: