Атмосферное давление конспект 8 класс

Обновлено: 22.07.2024

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие “атмосферное давление”, рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие, познакомить со способами измерения атмосферного давления, рассмотреть возможности использование атмосферного давления в различных областях человеческой деятельности.

Оборудование: стакан, открытка, бутылка с водой, колба, пробка с подключенной трубкой, насос, газета, огарок свечи, две пробирки, входящие друг в друга, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, присоска-мыльница, стеклянная трубка с поршнем от шара Паскаля, пипетка, медицинская банка, ливер для забора жидкостей, блюдца с водой, монета, фанерная дощечка 10х10 см, кнопки, или зажимы, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо.

Ход урока

1-й этап. Постановка проблемы

Урок начинается с опытов, демонстрирующих наличие такого явления как атмосферное давление.

Учащиеся выдвигают свои версии о причинах наблюдаемых явлений. Учитель предлагает вспомнить свойства газа и особенности проявления его давления. На экране появляются вопросы, учащимся предлагается выбрать те, ответы на которые они уже знают.

Ответы на какие вопросы вы уже знаете?

Совместно с учащимися делается вывод о том, что Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой. А так как воздух имеет вес, то он должен оказывать давление (демонстрируются слайды).

  • В 1643 году итальянский ученый Гаспаро Берти на фасаде своего дома в Риме соорудил установку, которая показала, что 10 м водяного столба не случайная величина.
  • Впервые давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью.К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль.

Учитель вводит понятие “Торричеллиева пустота”.

Учитель совместно с учениками демонстрирует опыт с Магдебургскими полушариями.

Вывод: Воздух может давить на предметы.

Воздушная оболочка Земли – атмосфера – создает давление, эквивалентное давлению 10 м водяного или 760 мм ртутного столба

Учитель предлагает вспомнить формулу расчета давления столба жидкости, закон Паскаля, условие неподвижности жидкости. Подводит к выводу, что атмосферное давление может быть рассчитано по формуле давления столба жидкости (демонстрируется слайд: “Это давление в современных единицах давления с учетом плотности воды и ртути
можно рассчитать по формулам:….”).

  • Прохождение яйца в бутылку с горлышком, диаметр которой меньше диаметра яйца.
  • Демонстрация работы пипетки, медицинской банки, ливера для забора жидкостей.
  • Вытаскивание монеты из воды, не замочив при этом рук.
  • Опыт с двумя стаканами и сечей внутри.
  • “Модель дыхания”.
  • Опыт с двумя пробирками, входящими друг в друга.
  • Разрывание газеты с помощью линейки.

Учащиеся объясняют проделанные опыты с помощью учителя.

Учащиеся делают выводы, рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы на уроке. Выясняют, что ответ на 6 вопрос не был найден.Учитель предлагает подумать над ним дома. ( Вопрос определяет содержание следующего урока)

Урок построен на основе деятельностного подхода. Учащиеся учатся выдвигать гипотезу, ставить цели, определять пути решения проблемы.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx 35.98 КБ
atmosfernoe_davlenie.pptx 171.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тип: открытие новых знаний.

Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

О чём же мы сегодня будем говорить? Определить тему урока вам поможет занимательный опыт.

Опыт со стаканом.

Почему лист не падает? Какая тема урока?

Запишите тему урока в рабочий лист.

  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. 2 мин.

Где вы встречались (слышали) с понятием атмосферное давление? (прогноз погоды)

Зачем человеку важно знать значение атмосферного давления?

Проблема: почему при одинаковых условиях (температуре, влажности) атмосферное давление в г. Саянске всегда ниже, чем в г. Зима?

Запишите проблему в рабочий лист.

Как вы думаете, какая цель урока?

Цель: установить, отчего зависит атмосферное давление в разных точках поверхности Земли.

Запишите цель в рабочий лист.

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. 5 мин.

Чтобы решить проблему, необходимо составить план - что для этого необходимо сделать, какие шаги, действия по достижению поставленной цели. Предлагаю вам обсудить это в группе.

Помните о правилах работы в группе.

Если задание вызывает у вас затруднение, возьмите подсказку в конверте и определите порядок ваших действий. Запишите их в рабочий лист.

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Давайте приступим к реализации нашего плана.

1.Узнать, что такое атмосферное давление. 1 мин.

Какими способами решить эту задачу? Что поможет вам? (изучить литературу, вспомнить полученные знания на других предметах - география). Презентация

Запишите способы (инструменты).

2. Доказать существование атмосферного давления. 5 мин .

Какими способами решить эту задачу? (провести эксперимент). Запишите способы (инструменты).

Перед вами оборудование, предложите способ и проведите эксперимент. Сделайте вывод.

3. Установить, отчего зависит атмосферное давление. 10 мин .

Какими способами решить эту задачу? (изучить информацию (учебник, интернет), провести эксперимент (виртуальный, реальный)).

Выбрать способы, которые по вашему мнению наиболее эффективны. Сделать вывод.

Соотнесите полученный вывод с гипотезой.

Достигнута ли цель?

Почему атмосферное давление в г.Саянске всегда ниже чем в г. Зима?

  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону. 1 мин.

Действительно, согласно данным интерактивной карты (данные со спутника) для определения высоты местности относительно уровня моря, средняя высота г.Зима -454 м, г.Саянск – 548 м. В России за такую точку отсчета принимается нулевой показатель Кронштадского футштока, поскольку страной используется Балтийская система высот.

Какие основные этапы работы на уроке мы выполнили. Тема- проблема – цель – план (задачи) – способы (инструменты) – выводы. По сути мы создали мини проект. Как вы думаете, что может быть продуктом данного проекта? Для кого он может быть важен?

Для туристов, любителей путешествовать – буклет, памятка, прибор.

Создание продукта будет вашей домашней работой.

Какие инструменты мы использовали при создании проекта?

Работа с разными источниками информации, проведение виртуального и реального эксперимента,

Вспомните, какой продукт проекта был вами запланирован на предыдущем занятии. Оцените, какие инструменты подойдут для реализации запланированного вами продукта.

Урок по физике с презентацией для 7 класса.

Цель урока: раскрыть природу атмосферного давления, доказать на опыте его существование.

Задачи:

  • Обучающая: на опытах показать существование атмосферного давления, формировать умения теоретически обосновывать явления, происходящие с участием атмосферного давления;
  • Развивающая: продолжать формировать практические умения и навыки при решении задач, развивать логическое мышление, содействовать формированию идеи единства человека и природы
  • Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; личной ответственности за выполнение коллективной работы ,в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль эксперимента в физики.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология урока: интерактивная.

Структура урока:

Актуализация знаний учащихся

Формулирование темы и цели урока

Мотивация учебной деятельности

Этап получения новых знаний

Закрепление учебного материала

Подведение итогов урока

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Я рада вас видеть, надеюсь, что урок у нас пройдет хорошо.

2. Актуализация знаний учащихся

Одним из героев древних мифов является Атлант – он держал на своих плечах небесный свод. Но каждый из нас является таким же силачом , как Атлант. Поднимите ваши руки ладонями вверх.

? Что вы чувствуете? Вам тяжело?

Ведь у вас на ладони воздух , причем массой около 10 тонн.

? Кто может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Попытаемся объяснить это явление.

Высказывание об атмосферном давлении

Воздух имеет вес, это легко доказать на опыте

Вычислим вес 1м 3 воздуха. Известно, что масса воздуха в 1 м 3 равна 1,3 кг

P = 1,3 кг/м3 1м 3 9,8 Н/кг = 13 Н

Объем классной комнаты 172 м 3 , значит вес воздуха в классе 2236 кг.

Слайды 6–7 Строение и состав атмосферы

Советским космонавтам удалось посмотреть, как выглядит атмосфера Земли со стороны. Вот как описал увиденное сквозь иллюминаторы корабля "Восток-2" летчик- космонавт Герман Степанович Титов: "Горизонт Земли окружен ореолом нежно- голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в черный цвет". Таков океан атмосферы, на дне которого мы живем.

Строение атмосферы напоминает многоэтажный дом:

  1. Тропосфера - родина облаков ,в ней сосредоточена почти вся масса высота 11 км
  2. Стратосфера - высота от11до 55 км
  3. Мезосфера - высота 55км от 80 км
  4. Термосфера - частицы движутся с очень высокими скоростями
  5. Экзосфера - внешняя оболочка 500-600 км

Исследования показали, что до высоты 100 км состав атмосферы существенно не меняется.

? Атмосфера – это смесь газов, почему же она не рассеивается?

Сила тяжести земли удерживает ее. Если земное тяготение ослабнет, то атмосфера Земли исчезнет или станет очень разряженной. Для преодоления земного тяготения молекулы газов должны иметь скорость 11, 2 км/с

4. Мотивация учебной деятельности

Проведем насколько опытов.

У вас на столе имеется медицинский шприц, пипетка и сосуд с водой. Наберите жидкость в шприц и пипетку.

? Почему вода поднимается вверх за поршнем и почему вода не выливается из пипетки?

Демонстрация опытов по атмосферному давлению

Как объяснить эти явления ?

Какая сила удерживает открытку, заставляет воду подняться в шприце, удерживает жидкость в пипетке, деформирует бутылку, втягивает воду под стакан и сжимает полушария?

? Подумаем, как можно рассчитать давление?

5. Этап получения новых знаний

Слайд 12. Формулы для вычисления давления ими пользоваться нельзя , почему?

Выход из затруднительной ситуации предложил Э. Торричелли

Слайд 13 Опыт Торричелли

Как же измерить атмосферное давление?

Опыт по измерению атмосферного давления провел в 1643 году итальянский физик и математик Эванджелиста Торричелли.

В опыте, запаянная с одной стороны стеклянная трубка, заполнялась ртутью, затем опускали трубку открытым концом в широкий сосуд с ртутью. Часть ртуть из трубки вытекала в сосуд.

В трубке остался столб ртути высотой Н около 76 см = 760 мм. Почему же вся ртуть не вытекла из трубки?

Широкий сосуд и трубка – это своего рода сообщающиеся сосуды. На ртуть в широком сосуде действует атмосферное давление, которое жидкая ртуть передает по всем направлениям (И вверх). Какой выполняется закон? (закон Паскаля)

Сила давления и поддерживает столбик ртути.

6. Физкультминутка

Учитель: Устали? Давайте сделаем дыхательные упражнения. Правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Встаньте. Положите руки на диафрагму и сделайте 3-4 глубоких вдохов и выдохов.

Учитель: Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?

При вдохе диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в легкие.

При выдохе диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится больше, чем атмосферное. Воздух выходит наружу.

7. Закрепление учебного материала

Задача 1. Можно ли вместо ртути в опыте использовать воду?

Слайды 14-15 Водяной барометр

Задача 2. Определить давление 1 мм ртути в Па

Задача 3. Каким будет результат опыта Торричелли на Луне?

- Высота столба ртути будет, как и на Земле:760 мм

- Высота столба ртути будет выше, т.к. на луне сила тяжести меньше

- Высота столба ртути будет меньше

- Ртуть выльется из сосуда

Практическое использование атмосферного давления:

Как мы пьем (пьем на вдохе - расширяем грудную клетку и этим разряжаем воздух во рту, под давлением наружного воздуха жидкость устремляется к нам в то пространство, где давление меньше - к нам в рот).

Рыба прилипала, мухи, древесные лягушки своими присоскам (под ними нет воздуха) держатся на поверхности , медицинские банки (при нагревании часть воздуха из них выходит ,банку быстро прижимают к телу, атмосферное давление вдавливает внутрь банка часть кожи с прилегающими тканями, когда банку снимают слышен характерный хлопок: это наружный воздух врывается в нее.

Слон использует атмосферное давление, чтобы заполнить хобот, когда пьет.

Вернемся к вопросу, который звучал в начале урока: как мы выдерживаем давление атмосферы и не чувствуем его – давление жидкостей, заполняющих сосуды тела уравновешивают внешне атмосферное давление

8. Подведение итогов урока

В начале урока, мы выяснили, что мы находимся на дне воздушного океана, который давит на нас с силой , равной весу 10 тонного груза на одну ладонь. Подведем итоги урока.

Для этого заполним пустографки (слайд 17)

  1. Вокруг Земли существует ___________, которая удерживается благодаря _______________.
  2. Воздух имеет ______________и давит на земную поверхность и все находящиеся на ней тела.
  3. Торричелли провел опыт по определению____________
  4. С увеличение высоты плотность атмосферы ________ и давление_________

На следующих уроках мы продолжим изучение атмосферного давления, рассмотрим устройство приборов для измерения атмосферного давления, как определять высоту по значениям атмосферного давления.

9. Домашнее задание

40, 41. задание №10

Творческое : применение знаний об атмосферном давлении в различных областях деятельности человека , сделать рисунок атмосферы Земли

10. Рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках географии в этом году мы с вами познакомились уже с несколькими оболочками Земли.

(?) С какими? – литосфера, гидросфера.

А сейчас мы изучаем ещё одну оболочку Земли. Мне бы хотелось, чтобы Вы ее узнали в стихотворении:

« Есть ли, дети, одеяло

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, не взглянуть?

Пропускало б дождь и свет

О какой оболочке идет речь?- атмосфера.

Итак, мы продолжаем изучение атмосферы. И прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, мне хотелось бы показать вам несколько опытов, на основании которых мы сформулируем с вами тему нашего урока.

Опыт 1. – стакан с водой, лист бумаги. Почему вода не вытекает из стакана и лист бумаги не падает?

Опыт 2.- Опыт с бутылкой воды и капельницей. – Что происходит с формой бутылки? Почему она деформируется?

Опыт 3. – пустой стакан, свеча, блюдце с водой, монетка.( опыт проводим с помощью ученика). Почему вода затекает в перевернутый стакан?

Почему происходят эти явления нам поможет разобраться наш сегодняшний урок. Проводя опыты мы наблюдали, что воздух давил на лист бумаги, прижимая его к стакану, на бутылку, на воду в блюдце.

Т.е. воздух давит на все предметы, на поверхность Земли. Попробуем сформулировать тему нашего урока, о чем пойдет сегодня речь -

О давлении воздуха!

Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы.

Задачи урока: Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с тем как измеряется, какие приборы измеряют атмосферное давление и в каких единицах, как изменяется атмосферное давление ,научимся решать задачи.

Ученые выяснили, что воздух, как и всякое вещество, имеет массу, вес и следовательно оказывает давление на поверхность Земли, на все предметы.

Подсчитали, что столб воздуха давит на S=1 см.кв. с такой силой, как гиря в 1 кг 30г.

Ладонь человека – 100 см кв. Посчитайте с какой же силой давит воздух на ладонь? (130 кг). А в общем на нас давит воздух с силой в 15 т.

Почему же человек не чувствует этого давления?

Т.к. внутри нашего организма существует давление равное внешнему- атмосферному!

Одинаково ли во всей атмосфере давление воздуха?

Для ответа на этот вопрос нам необходимо знать вес воздуха в разных частях атмосферы.

(Слайд №2) – Вес 1м³ воздуха:

А) на уровне моря – 1 кг 293г

Б) на h= 12 км – 310 г

В) на h=40 км – 4г

Как меняется вес с высотой? Чем это можно объяснить? ( 80% воздуха сосредоточено в нижней части тропосферы).

Как вы думаете, одинаково ли атм. давление в разных частях атмосферы?- нет.

Как оно меняется с высотой?- понижается (рис . в учебнике )

Какие ощущения испытывает человек поднимаясь в горы, где давление ниже? – ( признаки горной болезни)

Это происходит потому, что организм человека не приспособлен к более низкому атм. давлению на большой высоте.

А в самолете? – создается искусственное Р ,комфортное человеку.

Как же измеряют атмосферное давление? – рассм. опыт Э.Торричелли(1643г)- (Слайд №3).

На доске заполняем схему: Приборы для измерения атм. давления( ртутный барометр, анероид, барометр – высотомер)

Что можно считать нормальным атмосферным давлением?

Определение записываем в тетрадь, с помощью учебника стр. 114.

Слайд №4 – задание №1. Определите показатели повышенного и пониженного атм. давления.

Слайд №5 - Как меняется давление с высотой?- уменьшается.

При подъеме на каждые 10,5 м давление уменьшается на 1 мм РТ.ст.

( учебник стр. 115)

Задание №2. (выполняется по группам , 3 вар. Заданий по колонкам). Задание на карточках. ( Анализируем, проверяем выполнение задания фронтально с использование слайдов №6,7,8)

Рассказ о значении барометра - высотомера ,с использованием методического пособия )

Слайд №9 - Барометр – анероид.

Слайд №10 – Задание №3 - Решение задач (по вариантам) .

Слайд №11 - Закрепление изученного материала.

Слайд №12 – Домашнее задание.

Урок по географии 6 класс.

Тема урока: Атмосферное давление.

Учитель: Поволоцкая И.В.

Цели и задачи урока:

  • барометр-анероид, оборудование для опытов, карточки, презентация, учебник, методическое пособие по географии 6 кл.

Ход урока:

Изучение нового материала:

На уроках географии в этом году мы с вами познакомились уже с несколькими оболочками Земли.

(?) С какими? – литосфера, гидросфера.

А сейчас мы изучаем ещё одну оболочку Земли. Мне бы хотелось, чтобы Вы ее узнали в стихотворении:

« Есть ли, дети, одеяло

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, не взглянуть?

Пропускало б дождь и свет

О какой оболочке идет речь?- атмосфера.

Итак, мы продолжаем изучение атмосферы. И прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, мне хотелось бы показать вам несколько опытов, на основании которых мы сформулируем с вами тему нашего урока.

Опыт 1. – стакан с водой, лист бумаги. Почему вода не вытекает из стакана и лист бумаги не падает?

Опыт 2.- Опыт с бутылкой воды и капельницей. – Что происходит с формой бутылки? Почему она деформируется?

Опыт 3. – пустой стакан, свеча, блюдце с водой, монетка.( опыт проводим с помощью ученика). Почему вода затекает в перевернутый стакан?

Почему происходят эти явления нам поможет разобраться наш сегодняшний урок. Проводя опыты мы наблюдали, что воздух давил на лист бумаги, прижимая его к стакану, на бутылку, на воду в блюдце.

Т.е. воздух давит на все предметы, на поверхность Земли. Попробуем сформулировать тему нашего урока, о чем пойдет сегодня речь -

О давлении воздуха!

Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы.

Задачи урока: Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с тем как измеряется, какие приборы измеряют атмосферное давление и в каких единицах, как изменяется атмосферное давление ,научимся решать задачи.

Ученые выяснили, что воздух, как и всякое вещество, имеет массу, вес и следовательно оказывает давление на поверхность Земли, на все предметы.

Подсчитали, что столб воздуха давит на S=1 см.кв. с такой силой, как гиря в 1 кг 30г.

Ладонь человека – 100 см кв. Посчитайте с какой же силой давит воздух на ладонь? (130 кг). А в общем на нас давит воздух с силой в 15 т.

Почему же человек не чувствует этого давления?

Т.к. внутри нашего организма существует давление равное внешнему- атмосферному!

Одинаково ли во всей атмосфере давление воздуха?

Для ответа на этот вопрос нам необходимо знать вес воздуха в разных частях атмосферы.

(Слайд №2) – Вес 1м³ воздуха:

А) на уровне моря – 1 кг 293г

Б) на h= 12 км – 310 г

В) на h=40 км – 4г

Как меняется вес с высотой? Чем это можно объяснить? ( 80% воздуха сосредоточено в нижней части тропосферы).

Как вы думаете, одинаково ли атм. давление в разных частях атмосферы?- нет.

Как оно меняется с высотой?- понижается (рис . в учебнике )

Какие ощущения испытывает человек поднимаясь в горы, где давление ниже? – ( признаки горной болезни)

Это происходит потому, что организм человека не приспособлен к более низкому атм. давлению на большой высоте.

А в самолете? – создается искусственное Р ,комфортное человеку.

Как же измеряют атмосферное давление? – рассм. опыт Э.Торричелли(1643г)- (Слайд №3).

На доске заполняем схему: Приборы для измерения атм. давления( ртутный барометр, анероид, барометр – высотомер)

Что можно считать нормальным атмосферным давлением?

Определение записываем в тетрадь, с помощью учебника стр. 114.

Слайд №4 – задание №1. Определите показатели повышенного и пониженного атм. давления.

Слайд №5 - Как меняется давление с высотой?- уменьшается.

При подъеме на каждые 10,5 м давление уменьшается на 1 мм РТ.ст.

( учебник стр. 115)

Задание №2. (выполняется по группам , 3 вар. Заданий по колонкам). Задание на карточках. ( Анализируем, проверяем выполнение задания фронтально с использование слайдов №6,7,8)

Рассказ о значении барометра - высотомера ,с использованием методического пособия )

Слайд №9 - Барометр – анероид.

Читайте также: