Атмосфера 6 класс конспект урока лобжанидзе

Обновлено: 05.07.2024

Технологии: системно-деятельностный подход, дифференцированное обучение, технология продуктивного чтения, оценивание учебных достижений, здоровьсберегающие технологии , игровые.

Формы организации работы : фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре

Ведущие понятия: атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, термосфера, мезосфера, экзосфера.

Оборудование , компьютер, проектор, ноутбуки, презентация, физическая карта мира, дидактический материал (исследовательские дневники, дополнительный материал), учебник, атласы

1) Организационный этап.

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Сегодня солнечный день, давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

2) Актуализация знаний.

А сейчас отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же без него мы жить не можем. (Воздух)

- Ребята, А воздух какой он?(бесцветный, без запаха, прозрачный)

-Воздух можно разорвать, разбить, сломать?

-Верно, его нельзя разорвать, разбить, сломать. Невозможно один кусок воздуха отделить от другого. В округ нас находится воздух, где бы мы не находились, днем и ночью – и это установленный факт. А что из этого чудесного свойства следует ?

-То, что воздух образует сплошную воздушную оболочку

-Как в географии называют воздушную оболочку Земли? (атмосфера).

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Ребята, как вы понимаете это высказывание? Что это за воздушный океан? Почему на дне его живем мы? Давайте разбираться

Сколько океанов на нашей планете? Назовите их и покажите на карте. (Принято считать, что на земном шаре четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Но в 2000 году Международная гидрографическая организация приняла решение выделить из состава Атлантического, Индийского и Тихого пятый океан, окружающий Антарктиду - Южный (или Антарктический) океан. Границу провели по 60 параллели южного полушария)

-А какой же океан называют воздушным? ( Атмосферу)

-Кто догадался что же мы будем исследовать сегодня на уроке? (атмосферу, воздушный океан)

  • Давайте вместе определим цель нашего исследования. А что необходимо узнать в первую очередь о любом географическом объекте?

Предложите план изучения темы, чтобы выполнить поставленную цель.

2.Из чего состоит.

3.Какое имеет строение?

4.Какими свойствами обладает

5. Какое имеет значение.

Итак, мы узнаем что это за воздушный океан, из чего он состоит, какими свойствами обладает и какое имеет значение.

4) Первичное усвоение новых знаний.

- Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1млр.лет назад. Однако называться так газовая оболочка Земли стала позже.

в своих дневниках исследователей.

1.Что такое воздух?

Воздух- это смесь газов, мельчайших капель воды, кристаллов люда (запись в дневники исследователей).

  1. Из каких газов он состоит? Установите соответствие между газами и правильно укажите процентное содержание.
  1. Углекислый газ, неон, гелий и др. газы
  2. Кислород

- Кто готов рассказать о результатах исследования?

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание и оцените свою работу. (Проверка по эталону) СЛАЙД

Каково же значение этих газов?

Давайте обратимся к дополнительной информации на обложке исследовательских дневников и узнаем о значении этих газов.

- Какое значение имеет кислород? Азот? Углекислый газ? Озон? Водяной пар? Мелкие твердые частицы? (дети находят нужную информацию и заполняют таблицу, с последующей проверкой)

Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

Являясь очень активным элементом, участвует в окислительных процессах.

Без кислорода невозможен процесс горения.

Азот входит в состав белков, нуклеиновых кислот.

Соединения азота обеспечивают минеральное питание растений.

Углекислый газ. Содержание углекислого газа в атмосфере невелико, всего – 0,03%, но он очень важен для жизни на Земле:

Его используют зеленые растения для фотосинтеза.

Он создает так называемый парниковый эффект, т.е. пропускает тепловые лучи на Землю и препятствует их обратному излучению от Земли в космическое пространство.

- Мы не сказали с вами о значении озона, водяного пара, и мелких твердых частиц.

Озон – на высоте 20-25 км образует озоновый экран, который имеет огромное значение для всего живого на Земле, т.к. поглощает губительную для живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца.

Водяной пар – участвует в образовании облаков и осадков, в создании парникового эффекта.

Мелкие твердые частицы – ядра конденсации, вокруг которых образуются капли воды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект

Тема 2 Атмосфера - воздушная оболочка Земли

Урок 12 Состав и строение атмосферы

Содержание: атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха, охрана воздуха. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы.

2. Какое значение она имеет для человека? Отвечая на вопросы, учащиеся переходят к обсуждению проблемы, что значит атмосфера для жизни на Земле и для человека.

Защищает от холода и метеоритов из космоса.

Дает кислород, необходимый для жизни

Обеспечивает круговорот воды в природе

3. Строение атмосферы
Основные сведения о строении атмосферы изложены в тексте учебника стр. 127 и атлас стр. 37. прочитав информацию, устно ответьте на вопросы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, поисково- исследовательский.

Технологии: ИКТ при изучении нового материала, проблемно -диалоговые.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Межпредметные связи: литература, математика, химия, природоведение.

Оборудование: интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, атласы.

Цель: 1) сформировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке, ее составе и строении; о процессах, происходящих в атмосферных слоях.

2) сформировать понятие о тропосфере, наиболее важной для жизни части атмосферы;

3) показать взаимосвязь атмосферы с земной корой и гидросферой.

Предметные: формирование представления о значении атмосферы, ее строении, отличительных особенностях ее слоев;

- факторах влияющих на температуру воздуха;

- применять полученные знания для объяснения процессов, происходящих в атмосфере.

Метапредметные: развитие монологической, диалогической речи;

- формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах;

- выделять основное, находить ответы на вопросы;

- выявлять причинно – следственные связи и составлять логические цепочки;

- классифицировать информацию по заданным признакам;

- сравнивать объекты, явления по заданным критериям;

- решать проблемные задачи;

- анализировать зависимость между компонентами объекта.

Личностные: продолжить формирование целостного мировоззрения;

Конспект открытого урока по географии в 6 классе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, поисково- исследовательский.

Технологии: ИКТ при изучении нового материала, проблемно -диалоговые.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Межпредметные связи: литература, математика, химия, природоведение.

Оборудование: интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, атласы.

Цель: 1) сформировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке, ее составе и строении; о процессах, происходящих в атмосферных слоях.

2) сформировать понятие о тропосфере, наиболее важной для жизни части атмосферы;

3) показать взаимосвязь атмосферы с земной корой и гидросферой.

Предметные: формирование представления о значении атмосферы, ее строении, отличительных особенностях ее слоев;

- факторах влияющих на температуру воздуха;

- применять полученные знания для объяснения процессов , происходящих в атмосфере.

Метапредметные: развитие монологической, диалогической речи;

- формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах;

- выделять основное, находить ответы на вопросы;

- выявлять причинно – следственные связи и составлять логические цепочки;

- классифицировать информацию по заданным признакам;

- сравнивать объекты, явления по заданным критериям;

- решать проблемные задачи;

- анализировать зависимость между компонентами объекта.

Личностные: продолжить формирование целостного мировоззрения;

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Мотивационно – целевой этап( 7 мин.)

На доске записаны координаты географических объектов. Работая в парах по атласу (стр. 6-7), определите их. Вспомните интересные сведения об этих объектах.

1) 5° с.ш. 62° з.д. 3) 55° с.ш. 107° в.д. Ответы: 1) вдп. Анхель

2) 33° ю.ш. 70° з.д. 4) 4° ю.ш. 37° в.д. 2) г. Аконкагуа

4) влк. Килиманджаро

К каким земным оболочкам эти объекты относятся? Дайте определение этим оболочкам.

2) В какой земной оболочке он строил дом?

Вы сегодня сможете узнать, на какой высоте нужно строить дом, чтобы температура не опускалась ниже нуля градусов.

На уроке мы познакомимся с третьей земной оболочкой – атмосферой.

Что вы о ней знаете?(ответы учащихся)

Откройте учебник (стр. 102-103). Читаем в окошечке , что узнаем об этой оболочке. Это цели нашего урока.

Ориентировочный этап(10 мин.)

ИКТ Посмотрите на экран. Так видят космонавты нашу атмосферу(4 слайда) . Что вы заметили?

Если атмосфера воздушная оболочка, то из чего она состоит? Воздух- это смесь газов.

ИКТ. Посмотрите на диаграмму. Что на ней обозначено?(газовый состав).

Перечислите газовый состав атмосферы и его процентное соотношение.

Что вы знаете об азоте?(безжизненный газ, не поддерживает дыхание и горение. А-отрицание, зот- жизнь)

Кислород – поддерживает дыхание и горение. Необходим для живых организмов. Чистым кислородом нельзя дышать, происходит отравление. Находится в атмосфере в двух состояниях- кислород и озон.

Аргон – малоактивный газ, такие называют инертными. Его применяют в светящихся рекламных вывесках. У него холодное синее свечение (трубка, эл.разряд, свечение)

Углекислый газ- необходим для фотосинтеза растений.

Что еще, кроме газов может находиться в атмосфере?(пыль, пепел, пыльца, морская соль, водяной пар).

Только ли на Земле есть атмосфера?(при затруднении в ответе показать в эл.приложении сравнительную таблицу по планетам Солнечной системы) Почему жизнь существует только на Земле?

Какое значение для жизни на Земле имеет атмосфера?

Мы разобрали первую цель нашего урока - газовый состав атмосферы.

Физкультминутка для глаз.

Поисково – исследовательский этап (10 мин).

Переходим к изучению строения атмосферы.

Самостоятельно в учебнике рассмотрите схему строения. О каких слоях вы узнали?

Тропосфера- от греч. перемена.

стратосфера- слой . настил.

ИКТ. Посмотрите на слайд( в эл. Приложении -бегунок. Изменение температуры ).

Что вы заметили? Почему температура с высотой понижается?( нагревается атмосфера от земной поверхности).

Практический этап(10 мин.)

У вас на столах таблицы. Название слоев располагается с низу в верх, как на ваших рисунках. Посмотрите на колонку слои атмосферы. Можно ли по названию слоя сделать вывод о его свойствах?

Сейчас , используя учебник и полученные знания, заполните таблицу, которая является Бортовым журналом. Работаем по вариантам: 1 вариант – о тропосфере, 2 вариант – о стратосфере. На каком виде транспорта будете изучать тропосферу(на самолете), стратосферу (на воздушном шаре)?

С какой высоты начинается

Особенности (происходящие явления)

Изменение температуры с высотой

3. Экзосфера (рассеивание)

2. Термосфера(область тепла)

Верхние слои атмосферы:

Тропосфера(от греч.- перемена, поворот)

При проверке работы , другой вариант записывает сведения.( 2 оценки). Учитель ,в виде презентации , показывает правильность заполнения таблицы. Верхние слои атмосферы устно разбирает учитель. Мы разобрали вторую цель нашего урока – состав атмосферы.

Сможете ли вы сейчас ответить на вопрос о доме тролля? На какой высоте ему надо строить дом?

Предположим, что у поверхности + 18 градусов. Через сколько метров будет отрицательная температура?(на высоте от3 км- 3000 м будет отрицательная температура).

Рефлексивно-оценочный этап(3 мин.)

Домашнее задание: 1) поработать с тестом – тренажером в эл. Приложении.

2) у кого нет такой возможности, написать в тетради о том, как изучают атмосферу.

1000 км 18 км -80°

1) Какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 5 км, если у земной поверхности она равна + 18°?

2) Чему равна температура воздуха у поверхности Земли, если на высоте 4 км она равна - 10°?

Достаточно времени было уделено для актуализации знаний, проверки понимания изученного. Между этапами урока прослеживается связь.

Акцент на уроке делался на основных понятиях – атмосфера, газовый состав, атмосферные оболочки. Построение логической связи: нагрев земной поверхности- уменьшение температуры с высотой- поглощение солнечной радиации – повышение температуры. Из всего рассказанного выделяла главное, вопросами подводила детей к выделению выводов.

Формировались умения формулировать определения, выявлять причинно-следственные связи, классифицировать понятия, структурировать информацию в виде таблицы.

Использовались элементы педагогических технологий: ИКТ,

Была создана обстановка, способствующая мышлению на уроке, обучение в маленьких группах и направлена на выработку у учащихся таких важных умений. как:

- самостоятельно изучать новый материал,

- передавать свои мысли другим учащимся без искажений,

- слушать и получать информацию,

- ставить вопрос и формулировать проблему,

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Было дано дифференцированное дом. Задание.

ИКТ использовалось на всех этапах урока, цель – повышение мотивации через иллюстрации на слайдах и видеофрагменты.

Высокая работоспособность учащихся на уроке поддерживалась поощрениями (словами и оценками), смены видов деятельности: работа с картой, чтение текста учебника, работа с иллюстрациями и рисунками.

Психологическая обстановка на уроке благоприятная, доброжелательное отношение учитель- ученик.

Время использовалось рационально, была дана установка на временные ограничения при выполнения заданий. Перегрузка снята за счет физминутки в середине урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Этот термин предложил М.В. Ломоносов в 1775 году.

Ребята, а какие еще оболочки Земли вы знаете?

Литосфера (дать определение)

Гидросфера (дать определение) (открыть слайд 3)

Состав атмосферы

Итак, переходим к изучению состава атмосферы. Что вы знаете по этому вопросу?

(Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот) Открываю слайд 4 – диаграмма по щелчку. Интересно, каков состав атмосферы и какую долю занимает каждый из газов в атмосфере?

Кислород

Воздух невидим, и как же мы докажем, что в нем есть кислород? (Если бы не было кислорода, не было бы ни дыхания, ни горения)

Как определить, какую часть воздуха занимает кислород? (Под стеклянным колоколом, опущенным в чашу с водой, сожгли фосфор, продукты горения которого не газообразны. Вода в колоколе поднялась на 1/5 часть. Сколько же % кислорода в воздухе? Верно, 20%, а точнее – 21%) (слайд 4, по щелчку )

Углекислый газ

Как мы докажем, что в воздухе есть углекислый газ? (Живые существа выделяют его при дыхании; если бы его не было, у растений бы не было фотосинтеза) Как вы думаете, много ли углекислого газа в воздухе? (Мало) Почему? (Его поглощают растения) Верно, углекислого газа в воздухе очень мало, всего 0,03%. Как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (Горение топлива и извержение вулканов)

На заре зарождения нашей планеты соотношение газов атмосферы было совсем иным. Углекислого газа было много, а кислорода не было совсем. Отчего же изменился состав атмосферы? (Появились живые существа, растения изменили состав атмосферы)

Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе, играет еще одну важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере (рассказ о парниковом эффекте, слайд 5, по щелчку)

Итак, кислорода в атмосфере 21%, углекислого газа 0,03%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы? Найдите информацию в учебнике на рис.80 (Азот, его 78%) (слайд 5, по щелчку)

Примеси воздуха

А что же еще входит в состав атмосферы? Остается почти 1% каких-то газов. Найдите информацию в тексте учебника. (Это водяные пары и озон)

Озон – это видоизмененный кислород, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов.

С помощью текста учебника ответьте на вопросы: -Откуда берется озон в атмосфере? (Образуется из кислорода при грозе) - Какую он играет роль? (Образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного излучения солнца (добавляю – УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак) (слайд 6)

А какие твердые частички есть в воздухе? (Конечно, это и пыль, и споры растений, и пыльца, и микроорганизмы. Их называют твердыми примесями воздуха. Они играют свою роль вместе с водяным паром при образовании облаков).

Строение атмосферы

По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно в парах с текстом стр.89 и рисунком 82 и через 5 минут доложить результат поиска ответа на вопросы, которые я вам раздам.

Работа в парах (малых группах) по вопросам, используя слайд 7, рисунок 82 и текст учебника на стр.89. После 5-минутной подготовки переход к обсуждению, затем к самостоятельному заполнению таблиц с последующей их самопроверкой (слайд 8):

Строение атмосферы

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Содержит 4/5 всего воздуха

Содержится почти вся влага и много облаков

С высотой понижается, достигая -55 0 С

Стратосфера

Содержит разреженный воздух

Очень мало влаги, почти нет облаков

С высотой повышается, достигая 0 0 С

Верхние слои атмосферы

Примерно 1000 км

Воздуха почти нет

Влаги и облаков нет

Температура с высотой понижается до -270 0 С

-Какой слой атмосферы называют фабрикой погоды? Где расположен этот слой? Почему его так называют? Приведите два-три доказательства, что это действительно верное утверждение. (Это тропосфера – нижний слой атмосферы. Доказательства того, что тропосфера – фабрика погоды: 1) Это самый нижний слой атмосферы, поэтому он отвечает за погоду на поверхности земли 2) Здесь сосредоточена вся влага атмосферы, поэтому здесь формируются облака и осадки. 3) Здесь происходит постоянное движение воздуха и образуется ветер, приносящий холодный или теплый воздух.)

Как называется второй (от поверхности земли) слой атмосферы? На какой высоте находятся верхняя и нижняя границы этого слоя? По каким признакам установили, что именно это и есть границы данного слоя? (Это стратосфера; нижняя граница от 8 до 18 км, в зависимости от положения над полюсами или экватором; верхняя граница – на высоте 55 км. Границы тропосферы установили по таким признакам: 1) в ней еще есть разреженный воздух 2) в ней есть очень мало водяного пара и облаков 3) в ней температура воздуха растет с высотой от -55 0 до 0 0 .

В каком слое атмосферы располагается слой озона? На какой высоте над землей он расположен? Почему озоновый слой называют озоновым экраном? Почему ниже этого слоя можно встретить признаки живых существ – споры, пыльцу, микроорганизмы – а выше него признаков жизни нет? (Озоновый экран расположен в нижней части стратосферы, на высоте 20-30 км. Он отражает от себя ультрафиолетовые лучи, поэтому называется защитным экраном. Выше озонового слоя все живые существа сгорают в ультрафиолетовом излучении)

Что нагревается сильнее – поверхность земли или воздух? В каком слое атмосферы температура с высотой понижается? Почему? Что происходит с температурой воздуха в следующем слое атмосферы? Почему это происходит? (Для ответа на вопрос вспомните, что часть солнечного света проходит сквозь атмосферу, а часть отражается от облаков – см. рис. 83 на стр. 91) Почему в самых верхних слоях атмосферы стоит космический холод – температура ниже 270 0 ? (В тропосфере температура с высотой понижается, так как солнце нагревает землю сильнее, чем воздух, и чем ближе к земле, тем воздух от земли прогревается сильнее. Выше тропосферы, в стратосфере, становится теплее, потому что часть солнечных лучей отражается от плотного воздуха тропосферы и от озонового экрана; эти лучи и нагревают разреженный воздух стратосферы. На большой высоте воздуха практически нет, там вакуум, а он не способен поглощать солнечные лучи и нагреваться ими.)

По рисунку 81 расскажите о значении атмосферы на нашей планете. Почему на других планетах Солнечной системы нет жизни?

(-Защита от вредного солнечного и космического излучения;

-условие для жизни растений и животных;

-защита поверхности земли от перегрева и переохлаждения;

-условие для образования звуков, ветров, осадков;

-возможность выветривания твердых горных пород (образования на их месте песка, глины и почвы)

-защита от падения метеоритов

На других планетах нет такой атмосферы, нет воды и нет нормальных для жизни температур.) (слайд 9)

Закрепление

Ответьте на вопросы (слайд 10):

Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)

Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ)

Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания? (Кислород)

Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни)

Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера)

Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно)

Подведите итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты? (слайд 11) Кому, на ваш взгляд, можно сегодня поставить оценки за урок? Какие оценки вы поставили бы себе сами?

Домашнее задание (слайд 12)

Найти в интернете информацию о названии более высоких слоев атмосферы и их характеристиках.

Читайте также: