Аранжування в музиці конспект уроку 7 клас

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 1175 0

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

III ЧЕТВЕРТЬ

УРОК 1 (18). Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка

Цели и задачи урока:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;

- обобщение и систематизация представлений семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознание её социальных функций;

- формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение в устной и письменной форме, осуществлять поиск новой информации в Интернете, справочниках и оценивать её качество.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучитфрагмент 1 части Сонаты №8 до минор (Патетическая) Л. Бетховена.

- Вы прослушали музыкальный фрагмент. Соотнесите услышанный музыкальный фрагмент с тем видом (жанром) музыкальной культуры, которому эта музыка может принадлежать. Аргументируйте свой ответ:

1) Фольклор 2) Городская бытовая музыка 3) Популярная музыка 4) Джаз 5) Рок-музыка, рэп 6) Классическая 7) Камерная музыка 8) Духовная музыка

- Какие чувства выражает прослушанная музыка?

Ответы учащихся.

- Прозвучал один из фрагментов камерной музыки - Патетическая соната Л. Бетховена.

Духовная музыка - это музыка, написанная на религиозные темы Священного писания, предназначенная для молитв, богослужений. Примерами такой музыки служат такие жанры, как литургия, молебен, месса, реквием, кантаты. Существуют авторские произведения Л. Бетховена, И.С. Баха, Ф. Шопена.

Светская музыка - это камерная музыка, опирающаяся на культуру и традицию стран. Жанровые примеры светской музыки: фортепианные песни без слов, пьесы, каприсы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады, романсы любых авторов и исполнителей.

Главное отличие этих музыкальных направлений в том, что духовная музыка выражает религиозные чувства человека, а светская – любые настроения и любые человеческие чувства, кроме религиозных.

прослушаем и сравним религиозную и светскую музыку русских и зарубежных композиторов;

увидим, что основные направления музыкальной культуры отражают не только мысли и чувства человека, но и культуру страны, к которой принадлежат;

рассмотрим направления светской и духовной музыки на основе уже пройденного материала;

выясним и осмыслим принципы драматургического развития в светской и духовной музыке.

3. Основная часть

1) Введение в тему урока

Как уже было сказано ранее, музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).

Религиозная (духовная) музыка всегда была связана с Богослужением. К духовной музыке относят вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы. Первые профессиональные музыканты - композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) - вплоть до XVIII в. служили, как правило, капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.

Светская же музыка была совершенно свободной от влияния церкви и в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Одна из разновидностей светской музыки – камерная – получила своё развитие с XVI века.

Камерная музыка (от лат. camera- комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку.

2) Работа с учебником

Прочитайте самостоятельно в учебнике (ст. 72) о двух основных направлениях музыкальной культуры – светской и духовной (религиозной):

3) Углубление в тему

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие.

Слушание музыки и музыкальный анализ

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

- Какую роль выполняет приём имитации в развитии их музыкальных образов?

- На основе выявления интонационно-выразительного смысла каждого из произведений сопоставьте линии этих произведений: русская — зарубежная музыка, хорал — знаменный распев, исполнительские составы, особенности оркестровки хорового пения.

- Охарактеризуйте своё личностное отношение к этой музыке.

- Рассмотрите иллюстрации, помещённые на странице 73 учебника, постарайтесь ощутить атмосферу, в которой звучала та или иная музыка, представьте эпоху и соотнесите её с соответствующим на ваш взгляд звучанием:

М. да Форли. Ангел, играющий на виоле. Фрагмент фрески из церкви Санти Апостоли

М. де Вос. Коронование Марии. 1590 г.

Ответы учащихся.

- Прослушаем и сопоставим теперь другие линии произведений русских и зарубежных композиторов: светская — духовная музыка, вокальная — инструментальная музыка, полифония — гомофония.

Ответы учащихся.

В) Слушание песен современных авторов

К сфере духовной музыки относят, прежде всего, вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы.

К этой же сфере принадлежат и духовные стихи — жанр русского народного песенного творчества, получивший большое распространение среди православных верующих.

Послушайте песни современных композиторов – иеромонаха Романа, С. Копыловой, А. и Е. Михайловых на религиозные сюжеты. Раскройте особенности их содержания, музыкального языка.

В минуту скорбную сию

Прости меня, Господь,

Что я сегодня отпою

Свою живую плоть.

И да не будет мне виной

В местах, где лечь мне суждено,

Никто не отпоёт.

Не завезут из этих мест

В церковные врата.

Ведь там один лишь только крест –

Ну, а пока я расчешусь,

Умоюсь в роднике,

Соборным маслом освящусь,

Зажгу свечу в руке.

Поклон глубокий положив,

Расстанусь с суетой,

Открою на исход души

Канон ко Пресвятой.

Тоской предсмертною объят,

Твержу, твержу, как стих –

Избави, Радосте моя,

От прежних дней моих.

Предполагаемые размышления учащихся:

- Притча Светланы Копыловой будто предлагает человеку задуматься о смысле жизни, помогает задуматься о предназначении человека.

- Дуэт Александра и Елены Михайловых, их дивные голоса в необычном сочетании - высокий мужской и низкий женский – как бы призывают к спокойствию, к вере в добро, в духовное богатство и к поэзии тихой, мудрой и простой жизни.

- Характер музыки всех песен – молитвенный, что говорит о духовности, нравственных началах.

5. Итог. Рефлексия

- Вспомните и спойте знакомые вам мелодии духовной и светской музыки из репертуара 6-7 классов.

Исполнение разученных ранее песен:

- Ответьте на вопросы:

Какие из прослушанных и исполненных на сегодняшнем уроке произведений относятся к жанру религиозной музыки, какие – светской?

Какие чувства и мысли вызвала у вас та или иная музыка?

- Выберите правильный вариант ответа в следующих заданиях:

1)искусство, культура 2)совершенный, образцовый 3)эпоха, стиль

Выберите из предложенного списка жанры духовной музыки:

1)знаменный распев 2)гимн 3)молитва 4)романс 5)песнопения 6)тропарь 7)баллада 8)серенада

Назовите жанры вокальной музыки:

1)соната 2)сюита 3)романс 4)вокализ 5)этюд 6)гимн 7)кант 8)баллада 9)былина 10)молитва

6. Домашнее задание

Написать вступительное слово к одному из прослушанных ранее полюбившихся произведений камерной музыки;

Найти в Интернете и разучить современную песню на религиозную тематику. Записать в тетради, какой её образ созвучен нашему времени?

Для вашего поискового запроса Урок 3 В 7 Класі Знайомтесь Аранжування мы нашли 50 песен, соответствующие вашему запросу. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Урок 3 в 7 класі Знайомтесь аранжування который загружен Татьяна Савченко размером 48.96 MB, длительностью 37 мин и 12 сек и битрейтом 192 Kbps.

Обратите внимание:

Слушают сейчас

Урок 3 В 7 Класі Знайомтесь Аранжування

Плакала Лёша Свик

Suite No 2 For Organ Op 92 No 4 Basso Ostinato Andante

Амина Магомедова 2022

Fishdom Level 419 Gameplay Ios Android

Восточные Сказки На Татарском

Кто Хочет Поработать Нет Спасибо Как То Не Хочется

Салам Алейкум Братишка Как Ты Чак Ты Где Ты

Tiktok Kartavi R

World Of Tanks Blitz Саундтрек Зимней Малиновки

Dil Ke Paas Indian Version From Dil Ke Paas Indian Version

Oxxxymiron Малиновая Лада

The Electric Experience

Сборник 2021 2022

Песня Черная Акула

Мой Цветок Ю Кость

Love Nwantiti Tik Tok Remix Slowed Reverb

Мелодия Зеркал Мюзикл

Suhas Sawant Aala Aala Bappa Aala Feat Suhas Sawant

Мы Часто Любовь Встречаем Так Поздно

Titans Major Lazer

Ты Что Под Кайфом Никотин

Ты Счатье Мое Ты Моя Радость

Алмас Багратиони День Прошел И Вечер Наступает

Все Хиты 2021 2020

Friday Night Funkin Vs Afton Ost

Топ 20 Meme Deltarune

Золото Грустно На Афтепати Speed Up

Мелодии Из Кинофильмов

Песня Про Мама Которая Пела Девушка

Donny Duardo Ft Tom Thomson Huisman Andale Bass Boosted

Семинары Константина Дарагана

Baby Shark Lullaby

Скачивают

Kalvados Простыни Tiktok Remix

Raikaho Летит Патруль By Atlanta Премьера Трека 2021

Золотые Ворота Игра На Масленицу

Музыка В Машину С Басами Качает Лучший Сборник

Группа Бутырка Концерт На Радио Шансон Живая Струна

Abdulaziz Karim Alam Alam Абдулазиз Карим Алам Алам360P

Big Baby Tape Hokage Official Audio

Пасхальные Песни Детские Пасхальные Песни Песни На Пасху Для Малышей Христос Воскрес

Музыка Для Дед Инсайдов

Песня Для Бабушки До Слёз Distory Птичка Пародия

Люся Чеботина 8 Your Kiss Премьера Клипа

Шансон О Любви Мы С Тобой Алмас Багратиони

Warhammer 40K Клип На Песню Стальное Сердце Grottesque

Песня Freddy Когда Закончилась Энергия

8 Марта Поздравление Учителей Песня Переделка На Мотив Песни Наш Сосед

Copyright ©Mp3crown.cc 2019
Все права защищены

На нашем музыкальном сайте вы можете бесплатно прослушать и скачать любимые, новые и популярные mp3 песни в хорошем качестве. Быстрый поиск любой композиции!

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Воспитание художественного вкуса учащихся, расширение музыкального кругозора.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

2. Новый материал

3. Слушание Вступления

4. Слушание Выход Кармен и Хабанера

5. Слушание Адажио

6. Слушание Тореро

Задумав создать образ Кармен на балетной сцене, Родион Щедрин не мыслил его вне музыки Бизе. Современная интерпретация музыки оперы в балете стала данью поклонения перед творением французского композитора. Музыка Бизе зазвучала по-новому, а образ Кармен ещё ярче засверкал благодаря исполнительницы главной роли, жене Родиона Щедрина – Майе Плисецкой. Слайд 3

В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Слайд 4

Повторяет ли Щедрин во вступлении темы увертюры к опере? Какие приемы оркестровки усиливают национальный характер музыки?

Слушание Выход Кармен и Хабанера

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки балета от оперных номеров?

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? В чем проявляется необычность звучания оркестра в балете при воплощении образа Хосе?

В Тореро раскрывается образ Эскамильо – бесстрашного, гордого, мужественного человека. Он показан теми же музыкальными темами, что и в опере – куплеты и марш. Яркое, празднично-приподнятое настроение и знакомые мелодии сменяет устрашающий одинокий аккордовый маршевый аккомпанемент. Недосказанность текста, угрожающий мотив, накладывающийся на знакомую музыку открывает новые грани образа Эскамильо.

Как Щедрин рисует образ Тореро? Какие творческие находки композитора в воплощении этого образа произвели на вас впечатление?

собственный показ, графический показ

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

В Финале, построенном на нескольких контрастных разделах, встречаются все темы действующих лиц балета. Ещё раз возникает тема марша Тореро. Последний раз звучит музыкальная характеристика Хосе. Её взволнованную мелодию, как отзвук о неразделенной любви, мы слышим перед эпизодом гибели Кармен, музыка которого основана на звучании темы роковой страсти. Музыка обрывается на самом напряженном, кульминационном аккорде, после чего наступает успокоение.

Какую роль в этом эпизоде выполняет тема Тореро? Почему композитор повторяет тему вступления?

В тетради опишите одного из главных героев с точки зрения музыки. Какими средствами музыкальной выразительности композитор охарактеризовал персонажа. Данная работа должна занимать не меньше половины страницы.

Спасибо за урок. До свидания!

Предварительный просмотр:

Личностные: Ч увство патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Проблемная беседа

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

Сегодня вы получаете оценку за знание песни.

собственный показ, графический показ

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

Запишите тему урока и автора балета.

Борис Тищенко – один из видных советских композиторов второй половины XX века . Им написаны симфонические произведения, сонаты, инструментальные концерты, романсы, балет, музыка к кинофильмам и спектаклю. Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию, его учителем был Д. Шостакович. Впоследствии он сам стал профессором Ленинградской консерватории. Именем Бориса Тищенко назван музыкальный колледж в Санкт – Петербурге.

Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления?

Какой инструмент солирует?

Вступление к балету открывает одинокий голос флейты–пикколо.

Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты?

Кларнет, словно кукушка, дарует годы путнику.

Откройте 32 страницу учебника, прочитайте и выделите главное в сцене битвы.

Какие звучат инструменты? Каковы характерные интонации русских и какие половцев? Кто победил в этой битве?

Какие приемы музыкальной изобразительности использует композитор? (Свист летящих стрел) Рассмотрите необычную запись этой партитуры на странице 33.

Откройте следующую страницу и скажите что такое плач.

Какое эмоциональное состояние передает хор?

Почему композитор в финале обращается к жанру молитвы? Запишите третью особенность – использование молитвы.

Перечислите особенности драматургии балета: Введение хора, использование жанра плача и молитвы. Последняя особенность драматургии это выведение образа Ярославны на первый план . Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко? Почему балет посвящен Ярославне, а не Игорю?

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время? Актуален ли он?

Спасибо за урок. До свидания!

Предварительный просмотр:

Цель: Расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Дж. Гершвина.

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

2. Новый материал

Сегодня мы поговорим о таком жанре музыки как джаз. Вспомним что такое джаз, его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки!

Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора. Так, жанр хоровой песни - спиричуэл - сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и шотландской народной песни и американского духовного гимна. Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской баллады. Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.

Характерные черты джаза:

1. Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.

3. Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые.

Откройте страницу 40 и прочитайте первый абзац. Кто такой Джордж Гершвин ?С оздатель американской национальной классики XX века. Его родители переехали в Америку из Санкт-Петербурга в начале 1890-х годов и если бы он родился раньше, то стал открытием для России. Он первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз.

Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом произведении?

Откройте учебник на странице 42, прочитайте первый абзац. С чем сравнивается опера Гершвина?

Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" (Порги - имя главного героя), по которой написана опера, Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.

Прочитайте следующую страницу. Что является главным принципом драматургии оперы?

Контраст - два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг Лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Прочитайте второй абзац страницы 43. Какую роль играет хор в опере?

Почему в начале оперы звучит колыбельная? Почему композитор вводит фортепианный эпизод после вступления?

собственный показ, графический показ

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

Спасибо за урок. До свидания!

Предварительный просмотр:

Цель: Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Личностные: Ч увство патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Метапредметные: Умение определять понятия, устанавливать анализ.

Предметные: Расширение музыкального кругозора, и нтерес к классическому искусству.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

2. Новый материал

Драматургия оперы построена на конфликте двух сил , изображённых с помощью контрастных музыкальных тем - русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Опера состоит из четырёх действий и эпилога.

Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней. Антонида ждёт своего жениха Собинина и мечтает о свадьбе. Прибывает Собинин, можно играть свадьбу и Сусанин благословляет Антониду и Собинина. Каватина Антонины раскрывает типичные черты русской девушки - нежность, верность и простоту.

Слушание Каватина и рондо Антониды

Второе действие .Бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами, но появляется гонец и сообщает, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. Большой отряд поляков собирается в поход. Во втором действии звучит танцевальная музыка. Этими танцами Глинка характеризует гордых и надменных поляков. Второе действие полностью посвящено полякам, тем самым Глинка проявляет уважение к образу врага.

Слушание Польский полонез

Третье действие. В доме Сусанина готовятся к свадьбе. Появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. Песня Вани "Как мать убили" - задушевная песня мальчика - сироты близка русским народным песням.

Слушание Песня Вани

Четвёртое действие. Собинин со своими людьми разыскивает Сусанина. Ваня ночью прибегает к воротам монастыря, где находятся ополченцы, и сообщает о польском отряде. Воины выступают на поиски Сусанина. Сусанин привёл поляков в непроходимую глушь, поляки угнетены. Они засыпают. Сусанин предчувствует смерть и готов к ней. Поляки понимают, что Сусанин обманул их, и убивают его.

Центральный эпизод действия речитатив и ария Сусанина. Здесь полностью раскрывается образ Сусанина - образ героя-крестьянина, отдавшего жизнь за Родину, за царя. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.

У главного героя в опере должна быть песня, каватина и ария. Но Глинка распределил эти композиции: Каватину спела Антонида, песню – Ваня и только последнюю арию сам Сусанин

Слушание Ария Сусанина

Эпилог. В Москве народ празднует победу. Появляется Антонида, Собинин и Ваня и рассказывают о гибели отца. В заключительном хоре "Славься" народ славит родную землю и погибших героев. Несмотря на довольно быстрый темп, музыка хора величава и торжественна, это придаёт ей черты гимна. (16 страница учебника)

С оперы "Иван Сусанин" началась новая эпоха в русской музыке. Впервые удалось "возвысить народный напев до трагедии". С этого времени историческая опера является прежде всего драмой народа. А хор "Славься" до сих пор - одно из самых популярных произведений русской классики.

Художественно-педагогическая идея урока:

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену!

Б. Дубровин.

Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

  • Обучающая: закрепить понятие жанров: токката, фуга, сюита.
  • Развивающие:
    • развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;
    • развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля Иоганна Себастьяна Баха и своеобразия раскрытия им вечных проблем.

    Учитель (далее У.) на фоне музыки:

    Вот голос прозвучал таинственно и нежно,
    Затронул сердце, за душу задел.
    Прогнал сомненья, страх, в нас зародил надежду
    И, кажется, что ангел вдруг запел!

    – Правда, очень трогательная и трепетная музыка и главное, что она откроет сегодня нам дверь в мир большого искусства, в мир серьёзной и красивой музыки.
    Тема нашего урока – «Разнообразие и __________________ музыкальных образов в творчестве ________________.
    В течение урока мы должны будем заполнить пробелы в формулировке темы урока.

    2. Проблемная ситуация

    У. – Сейчас прозвучит несколько музыкальных фрагментов. Я не скажу ни имени композитора, ни названия этих произведений. Ваша задача определить, о чём расскажет нам эта музыка, какие музыкальные образы предстанут перед нами и решить, мог ли все эти произведения написать один композитор или их создали абсолютно разные музыканты.

    1) Токката и фуга ре минор И.С. Баха.

    У. – Какой образ вы услышали? Дайте ему характеристику.
    Дети (далее Д.) – Сильный, восторженный, гордый, серьёзный, яркий…

    У. – Что можете сказать вот об этом образе?
    Д. – Смешливый, игривый, озорной, радостный.

    У. – Поделитесь своим мнением об этой музыке.
    Д. – Скромная, лиричная, нежная, тожественная…

    У. – Образы были абсолютно разные: от возвышенности к шутке, юмору, от неё – к вечной радости бытия, восхищению красотой природы. Так можем ли мы утверждать, что эту музыку создал один композитор?
    Д. – Да (нет) – обосновывают свои ответы.
    У. – Можете ли вы предположить, кто написал все прозвучавшие только что музыкальные произведения?
    Д. – Иоганн Себастьян Бах.
    У. – Значит, один пробел в формулировке темы мы уже можем заполнить. Что мы впишем?
    Д. – Иоганн Себастьян Бах.

    3. Определение стилистических особенностей музыки Баха

    У. – Если мы определяем Баха по стилю, то что сразу ищем в звучании музыки?
    Д.

    – звучание органа,
    – полифонию и гомофонию,
    – философию, размышление,
    – сдержанность и строгость,
    – образ человека.

    4. Беседа об особенностях жизни и творчества И.С.Баха

    Слушание токкаты и фуги ре минор.

    У. – Что испытывали во время службы прихожане?
    Д. – Музыка Баха возвышала, заставляла человека думать, размышлять о своей судьбе, о том, какую роль играет он в этом мире, на что способен.
    У. – Вспомним наиболее важные моменты жизни композитора. Родился он 21 марта 1685 г. в Эйзенахе в простой семье. Отец его был музыкантом. Особенностью этой семьи была любовь к музыке. Происхождение И.С.Баха и постоянное общение с простым людом научило его с детства понимать интересы, характер, чувства и, конечно, музыкальную душу своего народа. В 9 лет стал сиротой, в 15 лет был вынужден пойти работать, так как старший брат решил, что Иоганн уже достаточно взрослый. Все последующие 20 лет был вынужден скитаться по Германии в поисках работы. Служил церковным органистом, хормейстером, капельмейстером, учителем в церковной школе. Последние 27 лет жил в крупном немецком городе Лейпциге и служил в церкви святого Фомы. Служба в церкви была нелёгкой: помимо управления церковной музыкой, Бах должен был обучать и воспитывать певчих, каждую субботу сочинять по новой кантате. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведёт прихожан из-под их власти. Баха обвиняли, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что она мешает верующим сосредоточиться в церковном настроении. Бах всё время не ладил с церковным начальством, а музыку продолжал сочинять такую, какую подсказывало ему его сердце, - человечную, одухотворённую живыми мыслями, глубокими чувствами, свободную от церковных ограничений.

    5. Востребованность и современность музыки Иоганна Себастьяна Баха

    У. – А сейчас прозвучит уже знакомая нам токката и фуга ре минор в исполнении очень известной и популярной в России китаянки Ванессы Мэй. Она скрипачка, никогда не умела играть на органе, но очень хотела исполнить музыку Баха. Хотела её популяризировать среди молодёжи. Ванессе удалось соединить классическую и современную музыку, создав новый стиль: техно-акустику. Обратите внимание на начало произведения и на то, какое развитие получит мелодия дальше.

    Слушание токкаты в исполнении Ванессы Мэй.

    Д. – Современна.
    У. – Впишем это слово в формулировку темы нашего урока.

    6. Динамическая пауза

    У. – Ребята, как вы считаете, слушание серьёзной музыки – это труд или отдых?
    Д. – И труд, и отдых.
    У. – Правильно, труд души, труд мысли. Мы внимательно слушали музыку, затратили много душевных сил, испытали разные чувства. А теперь давайте отдохнём.
    1. Встанем, расправим плечи, как расправлял их прихожанам своей музыкой Бах.
    2. Поднимем руки к небесам, представим плывущие облака, покажем руками, как они плывут, проводим их взглядом: вправо-влево.
    3. От ярких лучей солнца прикроем глаза правой рукой, оглядим всё вокруг; то же самое сделаем левой рукой.
    4. Расправим кончики губ, приготовимся к пению.

    7. Вокально-хоровая работа.

    Разучивание припева и исполнение песни.

    8. Рефлексия

    У.

    1. Что вам понравилось сегодня на уроке?
    2. Какое впечатление произвела на вас музыка Баха?
    3. Удивила ли? Чем?
    4. Какие произведения мы сегодня слушали?
    5. Какое произведение хотелось бы услышать ещё раз?
    6. Какие жанры вспомнили?
    7. Что нового узнали мы сегодня на уроке?

    Вывод: Мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Баха, такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли её для себя с новой стороны. Не случайно, вновь и вновь, слушая Баха, я вспоминаю стихи Бориса Дубровина:

    Звучанье Баха снова первозданно,
    Его дыханье рвётся в тишину.
    И мы у этой пленницы органа
    У музыки, у музыки в плену.

    Читайте также: