Анализ интересов клиента выбор вариантов решений конспект
Обновлено: 05.07.2024
This commit does not belong to any branch on this repository, and may belong to a fork outside of the repository.
- Open with Desktop
- View raw
- Copy raw contents Copy raw contents
Copy raw contents
Copy raw contents
Сервисно-ориентированные архитектуры. Анализ интересов клиента. Выбор вариантов решений
Сервис-ориентированная архитектура (SOA)
Сервис-ориентированная архитектура (service-oriented architecture, SOA) придумана в конце 1980-х. Она берёт своё начало в идеях, изложенных в CORBA, DCOM, DCE и других документах. О SOA написано много, есть несколько её реализаций. Но, по сути, SOA можно свести к нескольким идеям, причём архитектура не диктует способы их реализации:
- Сочетаемость приложений, ориентированных на пользователей.
- Многократное использование бизнес-сервисов.
- Независимость от набора технологий.
- Автономность (независимые эволюция, масштабируемость и развёртываемость).
SOA — это набор архитектурных принципов, не зависящих от технологий и продуктов, совсем как полиморфизм или инкапсуляция.
В этой лекции рассмотрены следующие паттерны, относящиеся к SOA:
Общая архитектура брокера объектных запросов (CORBA)
В 1980-х началось активное использование корпоративных сетей и клиент-серверной архитектуры. Возникла потребность в стандартном способе взаимодействия приложений, которые созданы с использованием разных технологий, исполняются на разных компьютерах и под разными ОС. Для этого была разработана CORBA. Это один из стандартов распределённых вычислений, зародившийся в 1980-х и расцветший к 1991 году.
Стандарт CORBA был реализован несколькими вендорами. Он обеспечивает:
- Не зависящие от платформы вызовы удалённых процедур (Remote Procedure Call).
- Транзакции (в том числе удалённые!).
- Безопасность.
- События.
- Независимость от выбора языка программирования.
- Независимость от выбора ОС.
- Независимость от выбора оборудования.
- Независимость от особенностей передачи данных/связи.
- Набор данных через язык описания интерфейсов (Interface Definition Language, IDL).
Сегодня CORBA всё ещё используется для разнородных вычислений. Например, он до сих пор является частью Java EE, хотя начиная с Java 9 будет поставляться в виде отдельного модуля.
Хочу отметить, что не считаю CORBA паттерном SOA (хотя отношу и CORBA, и SOA-паттерны к сфере распределённых вычислений). Я рассказываю о нём здесь, поскольку считаю недостатки CORBA одной из причин возникновения SOA.
Принцип работы
Вызывающая программа (caller) вызывает локальную процедуру, реализованную заглушкой.
Достоинства
- Независимость от выбранных технологий (не считая реализации ORB).
- Независимость от особенностей передачи данных/связи.
Недостатки
И для решения этих задач в конце 1990-х начали появляться веб-сервисы.
Нужен был надёжный канал связи, поэтому:
Нужно было уменьшить количество удалённых обращений, поэтому:
- Удалённые соединения стали явными, так что теперь мы всегда знаем, когда выполняется удалённый вызов.
- Вместо многочисленных удалённых вызовов объектов мы обращаемся к удалённым сервисам, но гораздо реже.
[Веб-]сервисы можно публиковать, находить и использовать стандартным образом вне зависимости от технологий. — Microsoft 2004, Understanding Service-Oriented Architecture
С точки зрения технологий SOA не просто сервисная архитектура, а набор политик, методик и фреймворков, благодаря которым мы предоставляем и получаем нужные сервисы. — Microsoft 2004, Understanding Service-Oriented Architecture
Достоинства
Недостатки
Все эти паттерны можно отнести к либо к pull- (polling), либо к push-подходу:
Достоинства
Недостатки
Сервисная шина предприятия (ESB)
Сервисная шина предприятия использовала веб-сервисы уже в 1990-х, когда они только развивались (быть может, некоторые реализации сначала использовали CORBA?).
В этой архитектуре используется модульное приложение (composite application), обычно ориентированное на пользователей, которое общается с веб-сервисами для выполнения каких-то операций. В свою очередь, эти веб-сервисы тоже могут общаться с другими веб-сервисами, впоследствии возвращая приложению какие-то данные. Но ни приложение, ни бэкенд-сервисы ничего друг о друге не знают, включая расположение и протоколы связи. Они знают лишь, с каким сервисом хотят связаться и где находится сервисная шина.
Это очень упрощённое описание архитектуры ESB. Более того, хотя ESB является главным компонентом архитектуры, в системе могут использоваться и другие компоненты вроде доменных брокеров (Domain Broker), сервисов данных (Data Service), сервисов процессной оркестровки (Process Orchestration Service) и обработчиков правил (Rules Engine). Тот же паттерн может использовать интегрированная архитектура (federated design): система разделена на бизнес-домены со своими ESB, и все ESB соединены друг с другом. У такой схемы выше производительность и нет единой точки отказа: если какая-то ESB упадёт, то пострадает лишь её бизнес-домен.
Главные обязанности ESB:
Также рекомендую не забывать, что реализации ESB уже достаточно развиты и в большинстве случаев позволяют использовать для своего конфигурирования пользовательский интерфейс с поддержкой drag & drop.
Достоинства
Недостатки
- Ниже скорость связи, особенно между уже совместимыми сервисами.
- Централизованная логика:
- Единая точка отказа, способная обрушить системы связи всей компании.
- Большая сложность конфигурирования и поддержки.
- Со временем можно прийти к хранению в ESB бизнес-правил.
- Шина так сложна, что для её управления вам потребуется целая команда.
- Высокая зависимость сервисов от ESB.
В основе микросервисной архитектуры лежат концепции SOA. Назначение у неё то же, что и у ESB: создать единое общее корпоративное приложение из нескольких специализированных приложений бизнес-доменов.
Главное различие микросервисов и шины в том, что ESB была создана в контексте интеграции отдельных приложений, чтобы получилось единое корпоративное распределённое приложение. А микросервисная архитектура создавалась в контексте быстро и постоянно меняющихся бизнесов, которые (в основном) с нуля создают собственные облачные приложения.
Характер построения/проектирования микросервисов не требует глубокой интеграции. Микросервисы должны соответствовать бизнес-концепции, ограниченному контексту. Они должны сохранять своё состояние, быть независимыми от других микросервисов, и потому они меньше нуждаются в интеграции. То есть низкая взаимозависимость и высокая связность привели к замечательному побочному эффекту — уменьшению потребности в интеграции.
[Микросервисы — это] маленькие автономные сервисы, работающие вместе и спроектированные вокруг бизнес-домена. — Sam Newman 2015, Principles Of Microservices
Главным недостатком архитектуры ESB было очень сложное централизованное приложение, от которого зависели все остальные приложения. А в микросервисной архитектуре это приложение почти целиком убрано.
Сэм Ньюман, автор Building Microservices, выделяет восемь принципов микросервисной архитектуры. Это:
- Проектирование сервисов вокруг бизнес-доменов Это может дать нам стабильные интерфейсы, высокосвязные и мало зависящие друг от друга модули кода, а также чётко определённые разграниченные контексты.
- Культура автоматизации Это даст нам гораздо больше свободы, мы сможем развернуть больше модулей.
- Скрытие подробностей реализации Это позволяет сервисам развиваться независимо друг от друга.
- Полная децентрализация Децентрализуйте принятие решений и архитектурные концепции, предоставьте командам автономность, чтобы компания сама превратилась в сложную адаптивную систему, способную быстро приспосабливаться к переменам.
- Независимое развёртывание Можно развёртывать новую версию сервиса, не меняя ничего другого.
- Сначала потребитель Сервис должен быть простым в использовании, в том числе другими сервисами.
- Изолирование сбоев Если один сервис падает, другие продолжают работать, это делает всю систему устойчивой к сбоям.
- Удобство мониторинга В системе много компонентов, поэтому трудно уследить за всем, что в ней происходит. Нам нужны сложные инструменты мониторинга, позволяющие заглянуть в каждый уголок системы и отследить любую цепочку событий.
Сообщество предпочитает другой подход: умные конечные точки и глупые каналы. Микросервисы, из которых собираются приложения, должны как можно меньше зависеть друг от друга и при этом быть очень тесно связанными — они содержат собственную доменную логику и работают скорее как фильтры с точки зрения классического Unix: получают запросы, применяют логику и генерируют ответы. Они оркестрируются с помощью простых REST-подобных протоколов, а не сложных протоколов вроде WS-Choreography или BPEL либо какого-то централизованного инструмента. — Martin Fowler 2014, Microservices
Достоинства
Недостатки
В последние десятилетия SOA сильно эволюционировала. Благодаря неэффективности прежних решений и развитию технологий сегодня мы пришли к микросервисной архитектуре.
Эволюция шла по классическому пути: сложные проблемы разбивались на более мелкие, простые в решении.
Проблему сложности кода можно решать так же, как мы разбиваем монолитное приложение на отдельные доменные компоненты (разграниченные контексты). Но с разрастанием команд и кодовой базы увеличивается потребность в независимом развитии, масштабировании и развёртывании. SOA помогает добиться такой независимости, упрочняя границы контекстов.
Повторюсь, что всё дело в слабой взаимозависимости и высокой связности, причём размер компонентов должен быть больше прежнего. Необходимо прагматично оценить свои потребности: используйте SOA, лишь когда это необходимо, поскольку она сильно увеличивает сложность. И если на самом деле вы можете обойтись без SOA, то лучше выберите микросервисы подходящего размера и количества, не больше и не меньше.
Читайте также: