Анализ интересов клиента выбор вариантов решений конспект

Обновлено: 05.07.2024

This commit does not belong to any branch on this repository, and may belong to a fork outside of the repository.

  • Open with Desktop
  • View raw
  • Copy raw contents Copy raw contents

Copy raw contents

Copy raw contents

Сервисно-ориентированные архитектуры. Анализ интересов клиента. Выбор вариантов решений

Сервис-ориентированная архитектура (SOA)

Сервис-ориентированная архитектура (service-oriented architecture, SOA) придумана в конце 1980-х. Она берёт своё начало в идеях, изложенных в CORBA, DCOM, DCE и других документах. О SOA написано много, есть несколько её реализаций. Но, по сути, SOA можно свести к нескольким идеям, причём архитектура не диктует способы их реализации:

  • Сочетаемость приложений, ориентированных на пользователей.
  • Многократное использование бизнес-сервисов.
  • Независимость от набора технологий.
  • Автономность (независимые эволюция, масштабируемость и развёртываемость).

SOA — это набор архитектурных принципов, не зависящих от технологий и продуктов, совсем как полиморфизм или инкапсуляция.

В этой лекции рассмотрены следующие паттерны, относящиеся к SOA:

Общая архитектура брокера объектных запросов (CORBA)

В 1980-х началось активное использование корпоративных сетей и клиент-серверной архитектуры. Возникла потребность в стандартном способе взаимодействия приложений, которые созданы с использованием разных технологий, исполняются на разных компьютерах и под разными ОС. Для этого была разработана CORBA. Это один из стандартов распределённых вычислений, зародившийся в 1980-х и расцветший к 1991 году.

Стандарт CORBA был реализован несколькими вендорами. Он обеспечивает:

  • Не зависящие от платформы вызовы удалённых процедур (Remote Procedure Call).
  • Транзакции (в том числе удалённые!).
  • Безопасность.
  • События.
  • Независимость от выбора языка программирования.
  • Независимость от выбора ОС.
  • Независимость от выбора оборудования.
  • Независимость от особенностей передачи данных/связи.
  • Набор данных через язык описания интерфейсов (Interface Definition Language, IDL).

Сегодня CORBA всё ещё используется для разнородных вычислений. Например, он до сих пор является частью Java EE, хотя начиная с Java 9 будет поставляться в виде отдельного модуля.

Хочу отметить, что не считаю CORBA паттерном SOA (хотя отношу и CORBA, и SOA-паттерны к сфере распределённых вычислений). Я рассказываю о нём здесь, поскольку считаю недостатки CORBA одной из причин возникновения SOA.

Принцип работы


Вызывающая программа (caller) вызывает локальную процедуру, реализованную заглушкой.

Достоинства

  • Независимость от выбранных технологий (не считая реализации ORB).
  • Независимость от особенностей передачи данных/связи.

Недостатки

И для решения этих задач в конце 1990-х начали появляться веб-сервисы.

Нужен был надёжный канал связи, поэтому:

Нужно было уменьшить количество удалённых обращений, поэтому:

  • Удалённые соединения стали явными, так что теперь мы всегда знаем, когда выполняется удалённый вызов.
  • Вместо многочисленных удалённых вызовов объектов мы обращаемся к удалённым сервисам, но гораздо реже.

[Веб-]сервисы можно публиковать, находить и использовать стандартным образом вне зависимости от технологий. — Microsoft 2004, Understanding Service-Oriented Architecture


С точки зрения технологий SOA не просто сервисная архитектура, а набор политик, методик и фреймворков, благодаря которым мы предоставляем и получаем нужные сервисы. — Microsoft 2004, Understanding Service-Oriented Architecture

Достоинства

Недостатки

Все эти паттерны можно отнести к либо к pull- (polling), либо к push-подходу:

Достоинства

Недостатки

Сервисная шина предприятия (ESB)

Сервисная шина предприятия использовала веб-сервисы уже в 1990-х, когда они только развивались (быть может, некоторые реализации сначала использовали CORBA?).


В этой архитектуре используется модульное приложение (composite application), обычно ориентированное на пользователей, которое общается с веб-сервисами для выполнения каких-то операций. В свою очередь, эти веб-сервисы тоже могут общаться с другими веб-сервисами, впоследствии возвращая приложению какие-то данные. Но ни приложение, ни бэкенд-сервисы ничего друг о друге не знают, включая расположение и протоколы связи. Они знают лишь, с каким сервисом хотят связаться и где находится сервисная шина.

Это очень упрощённое описание архитектуры ESB. Более того, хотя ESB является главным компонентом архитектуры, в системе могут использоваться и другие компоненты вроде доменных брокеров (Domain Broker), сервисов данных (Data Service), сервисов процессной оркестровки (Process Orchestration Service) и обработчиков правил (Rules Engine). Тот же паттерн может использовать интегрированная архитектура (federated design): система разделена на бизнес-домены со своими ESB, и все ESB соединены друг с другом. У такой схемы выше производительность и нет единой точки отказа: если какая-то ESB упадёт, то пострадает лишь её бизнес-домен.


Главные обязанности ESB:

Также рекомендую не забывать, что реализации ESB уже достаточно развиты и в большинстве случаев позволяют использовать для своего конфигурирования пользовательский интерфейс с поддержкой drag & drop.

Достоинства

Недостатки

  • Ниже скорость связи, особенно между уже совместимыми сервисами.
  • Централизованная логика:
    • Единая точка отказа, способная обрушить системы связи всей компании.
    • Большая сложность конфигурирования и поддержки.
    • Со временем можно прийти к хранению в ESB бизнес-правил.
    • Шина так сложна, что для её управления вам потребуется целая команда.
    • Высокая зависимость сервисов от ESB.

    В основе микросервисной архитектуры лежат концепции SOA. Назначение у неё то же, что и у ESB: создать единое общее корпоративное приложение из нескольких специализированных приложений бизнес-доменов.

    Главное различие микросервисов и шины в том, что ESB была создана в контексте интеграции отдельных приложений, чтобы получилось единое корпоративное распределённое приложение. А микросервисная архитектура создавалась в контексте быстро и постоянно меняющихся бизнесов, которые (в основном) с нуля создают собственные облачные приложения.

    Характер построения/проектирования микросервисов не требует глубокой интеграции. Микросервисы должны соответствовать бизнес-концепции, ограниченному контексту. Они должны сохранять своё состояние, быть независимыми от других микросервисов, и потому они меньше нуждаются в интеграции. То есть низкая взаимозависимость и высокая связность привели к замечательному побочному эффекту — уменьшению потребности в интеграции.

    [Микросервисы — это] маленькие автономные сервисы, работающие вместе и спроектированные вокруг бизнес-домена. — Sam Newman 2015, Principles Of Microservices

    Главным недостатком архитектуры ESB было очень сложное централизованное приложение, от которого зависели все остальные приложения. А в микросервисной архитектуре это приложение почти целиком убрано.

    Сэм Ньюман, автор Building Microservices, выделяет восемь принципов микросервисной архитектуры. Это:

    • Проектирование сервисов вокруг бизнес-доменов Это может дать нам стабильные интерфейсы, высокосвязные и мало зависящие друг от друга модули кода, а также чётко определённые разграниченные контексты.
    • Культура автоматизации Это даст нам гораздо больше свободы, мы сможем развернуть больше модулей.
    • Скрытие подробностей реализации Это позволяет сервисам развиваться независимо друг от друга.
    • Полная децентрализация Децентрализуйте принятие решений и архитектурные концепции, предоставьте командам автономность, чтобы компания сама превратилась в сложную адаптивную систему, способную быстро приспосабливаться к переменам.
    • Независимое развёртывание Можно развёртывать новую версию сервиса, не меняя ничего другого.
    • Сначала потребитель Сервис должен быть простым в использовании, в том числе другими сервисами.
    • Изолирование сбоев Если один сервис падает, другие продолжают работать, это делает всю систему устойчивой к сбоям.
    • Удобство мониторинга В системе много компонентов, поэтому трудно уследить за всем, что в ней происходит. Нам нужны сложные инструменты мониторинга, позволяющие заглянуть в каждый уголок системы и отследить любую цепочку событий.


    Сообщество предпочитает другой подход: умные конечные точки и глупые каналы. Микросервисы, из которых собираются приложения, должны как можно меньше зависеть друг от друга и при этом быть очень тесно связанными — они содержат собственную доменную логику и работают скорее как фильтры с точки зрения классического Unix: получают запросы, применяют логику и генерируют ответы. Они оркестрируются с помощью простых REST-подобных протоколов, а не сложных протоколов вроде WS-Choreography или BPEL либо какого-то централизованного инструмента. — Martin Fowler 2014, Microservices

    Достоинства

    Недостатки

    В последние десятилетия SOA сильно эволюционировала. Благодаря неэффективности прежних решений и развитию технологий сегодня мы пришли к микросервисной архитектуре.

    Эволюция шла по классическому пути: сложные проблемы разбивались на более мелкие, простые в решении.

    Проблему сложности кода можно решать так же, как мы разбиваем монолитное приложение на отдельные доменные компоненты (разграниченные контексты). Но с разрастанием команд и кодовой базы увеличивается потребность в независимом развитии, масштабировании и развёртывании. SOA помогает добиться такой независимости, упрочняя границы контекстов.


    Повторюсь, что всё дело в слабой взаимозависимости и высокой связности, причём размер компонентов должен быть больше прежнего. Необходимо прагматично оценить свои потребности: используйте SOA, лишь когда это необходимо, поскольку она сильно увеличивает сложность. И если на самом деле вы можете обойтись без SOA, то лучше выберите микросервисы подходящего размера и количества, не больше и не меньше.

    Читайте также: