Конспект внеурочного занятия по истории

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект виртуальной экскурсии

Название отряда: Радужное королевство.

Направление внеурочной деятельности: научно-познавательная.

Вид внеурочной деятельности: туристско-краеведческая

Возраст детей: 7 – 14 лет.

1. Познакомить детей с историей города Сарапула в годы Великой Отечественной войны .

2. Развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами.

3. Воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосер дие, порядочность .

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Место проведения: зеленый зал.

Оборудование: ноутбук, аудиосистема, мультимедиапроектор.

Подготовительная работа: репетиция ведущего, вокальных исполнителей.

Вид планируемых УУД

Планируемый уровень достижения воспитательных результатов

Контроль в форме сличения способа и действия и его результата с заданным эталоном.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (о истории города Сарапула в годы Великой Отечественной войны ), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условий коммуникаций.

Действие нравственно-этического оценивания.

Ход занятия.

Содержание занятия

Методические указания

Организационный момент

Вводная часть

- Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

-Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

-Кто, знает, что за событие в России произошло 22 июня 1941 года?

-Был солнечный воскресный день 22 июня 1941 года. Многие сарапульцы уехали отдыхать за Каму. Вскоре по радио пришла страшная весть: фашисты напали на Советский Союз.

-В Пушкинском саду и на набережной Камы состоялись митинги. В первые дни войны сарапульский военкомат был переполнен: все хотели записаться в Красную Армию.

-За годы войны из Сарапула на фронт ушло двадцать пять тысяч человек, а с победой вернулись не все.

Основная часть

-Сегодня день памяти и скорби. И в этот день хочется отдать дань памяти погибшим солдатам, которые не вернулись с фронта. И мы с вами отправляемся в виртуальную экскурсию по значимым местам города Сарапула в годы Великой Отечественной войны. Но для начала я бы хотела узнать, может, вы знаете памятные места, связанные с Великой Отечественной войной?

-А теперь познакомимся поближе с памятными местами и отправляемся в экскурсию.

-И первое место, куда мы отправляемся, это эвакогоспитали Сарапула.

-Как вы думаете, где могли располагаться эвакогоспитали?

(для них были выделены лучшие административные, больничные и школьные здания с центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электроосвещением)

-Как вы думаете, сколько эвакогоспиталей размещалось на территории Сарапула?

(оказывается их было восемь)

- Вашему вниманию представлен эвакогоспиталь № 3892, который просуществовал с 23 сентября 1941 года до 6 октября 1945 года. Как вы думаете, где располагался этот эвакогоспиталь?

(Дом Советов – современное это Здание Думы и Администрации г. Сарапула)

-После войны эвакогоспиталь № 3892 был реорганизован в госпиталь инвалидов войны и располагался в Доме Советов до 1949 г.

-Следующий эвакогоспиталь находился под № 2695. Кто может мне сказать, где он находился?

-Он просуществовал совсем немного со 2 декабря 1941 года до 1 октября 1943 года.

-Дальше следует эвакогоспиталь № 2890, который просуществовал с 5 декабря 1941 года до 1 декабря 1942 года. Кто знает, где он был расположен?

(ул. Гоголя, 34. В наши дни это здание поликлиники № 3)

-Эвакогоспиталь № 3675 просуществовал с июля 1941 года до 1 сентября 1945 года. Был расположен в здании сельскохозяйственного техникума по ул. Первомайская, 24.

-Эвакогоспиталь № 1736 просуществовал со 2 июля 1941 года до 1 сентября 1944 года по ул. Красного Спорта, 62. Кто знает, что находится в наши дни в этом здании?

-Здание отданное под госпиталь, было рассчитано на 300 человек. Когда прибыли раненные, то госпиталь стал сразу же перегруженным. Затем заняли под госпиталь хирургическое отделение городской больницы, и госпиталь стал принимать одновременно по 800 человек. Люди на работу приходили к 7 часам утра, а уходили в 9-10 вечера.

-Эвакогоспиталь № 1735 просуществовал со 2 июля 1941 года до 1 сентября 1944 года, располагался в средней школе № 1 им. Горького. Кто знает, что находится в наши дни в этом здании?

-Эвакогоспиталь № 5881 просуществовал с 22 октября 1943 года по 1 декабря 1943 года, располагался по ул. Раскольникова, 138.

- Оказывается одновременно в госпиталях Сарапула находилось до пяти тысяч человек. Раненные в большинстве своем были тяжелые. Палаты были перегружены, раненых приходилось размещать даже в коридорах. В годы войны не хватало медикаментов.

-На этом наша экскурсия по эвакогоспиталям закончилась и мы отправляемся дальше.

Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания. В настоящее время, для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование в узкой специализации. Немаловажным фактором становится желание человека работать и всячески способствовать развитию своей страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа. Данная проблема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом молодом человеке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности.

Изучение истории нашего государства способствуют развитию патриотизма гражданина, так как символика Российской Федерации – это отражение ее настоящего и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Отношение к государственным символам – это отношение к самому государству.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Без знания основ конституционного строя и принципов правого государства невозможно говорить о гражданско-патриотическом воспитании. От знания основного закона государства зависит понимание заложенных основ демократического общества. С помощью мероприятий, направленных на изучение основ конституционного строя у учащихся развиваются интересы, формируется достоинство личности. Помимо этого приходит осознание обязанностей, долга, ответственности гражданина перед обществом и государством.

Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Доказано, что чем раньше мы начинаем знакомить детей с разной символикой, тем способные они к ее восприятию, к пониманию целесообразности символов для государства и нашей сознательной деятельности.

Цель: Выяснить, что знают дети о государственных символах РФ; выяснить, что знают дети о Конституции РФ;

- объяснить детям сущность и значение Конституции и государственных символов Российской Федерации;

Воспитательные:
- воспитать чувства уважения, гордости и значимости Конституции и символики для нашего государства;

Развивающие:
- развитие навыка восприятия сложной информации на слух;

- повышение общей культуры учащихся.

Форма проведения: Напечатанные слайды, диалог.
Предварительная работа: Разработка сценария, повторения материала.

Оборудование:
Конституция РФ, напечатанные слайды с изображением государственного Герба РФ, государственного флага РФ, текст государственного гимна РФ, Конституция РФ

Литература: Конституция РФ, учебник по обществознанию для 7 класса Боголюбов Л.Н, 2014 г.

Здравствуйте, ребята!
Организационный момент

Ведущий: «Правила игры состоят в следующем: вы должны будете разделиться на команды (по рядам).

Ведущий: День Конституции Российской Федерации – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря, потому что именно в этот день всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным и объявлен выходным днем.

Ведущий: Как вы думаете, о чем написано в этой главе?
Ответы учащихся: В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.

Ведущий: Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?
Ответы учащихся: По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд;

Ведущий : Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
Ответы учащихся : Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести. По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.

Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.

Ведущий : Как вы думаете, какие это обязанности?

Ответы учащихся: Наши обязанности – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.

В главе 4 описываются символы нашего государства.

Ведущий : Какие символы вы можете назвать?

Ответы учащихся : Государственные символы России – это флаг, герб и гимн.
Ведущий: Что представляет собой наш государственный флаг?

Ответы учащихся: Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами. Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.

Ведущий: Следующий символ – это гимн. Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Как выглядит наш герб?

Ответы учащихся: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Ведущий: Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.

Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
Ответы учащихся: Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.

Ведущий: Где мы можем видеть флаг?

Ответы учащихся: Флаг России изображен государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Конкурсы для учителей

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие дает возможность более глубого изучения предмета "история" и введение в учебный процесс нестандартных форм обучения.

Историческая игра

Концентрическое построение программы по истории дает возможность более глубокого изучения предмета и введения в учебный процесс нестандартных форм обучения, одной из которых как раз и является данная игра.

Цель игры: 1) Повторение и обобщение пройденного материала.

2) Повышение интереса к предмету.

3) Создание ситуации для проявления индивидуального творчества.

4) Приобретение учащимися опыта действий в нестандартных условиях.

Игра разделена на индивидуальные и командные туры. Играют две или более команд по пять человек, они же разыгрывают личное первенство. Команды формируются учителем истории из числа учеников старших классов, отлично и хорошо успевающих по предмету. В период подготовки учитель консультирует участников, рекомендует им необходимую литературу.

В ходе игры учреждаются призы: в личном зачете – занявшим 1,2,3-е места; в командном зачете – команде- победителю; приз зрительских симпатий; призы для зрителей, активно участвующих в игре.

В качестве призов могут быть использованы научно-популярные книги по истории. В зале находятся учащиеся старших классов, учителя, родители. После каждого тура – музыкальные паузы силами болельщиков (художественная самодеятельность, музыка). Судьи – 7 человек, ведущие – человека.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Каждый участник отвечает на три тестовых вопроса, которые зачитываются одним из ведущих. Если нет ответа, любой другой участник, первым поднявшим руку, может ответить на вопрос. Вопросы тестов охватывают первую половину ХIХв.

После правильного ответа игрок получает карточку с вопросом, по количеству карточек у каждого участника судьи подводят итоги личного первенства.

2-тур. Командная игра. Домашнее задание. Каждая команда читает приготовленную речь представителя любой партии в любой Думе периода после первой русской революции. В речи заведомо допущены две исторические ошибки, их надо найти команде – сопернику, пояснить свой ответ. Судьи ставят две оценки: за речь и за найденные ошибки.

5-тур. Блиц. Личный зачет. Учащиеся должны дать ответы на три тестовых вопроса, которые охватывают период 1900-1904гг. Примеры тестовых вопросов приведены ниже. Назовите имя Председателя IV Государственной думы. Варианты ответа: а) А.И. Гучков; б) М.В. Родзянко; в) П.Н. Милюков. Правильный ответ: М.В. Родзянко. Какая российская партия выдвинула во время первой мировой войны лозунг о поражении своего правительства? Варианты ответа: а) РСДРП (б); б) эсеры; в) кадеты. Правильный ответ: РСДРП(б). После правильного ответа игрок получает карточку с вопросом, по количеству карточек судьи подводят итоги личного первенства.

6-тур. Командное первенство. Неожиданное задание. Команды получают два конверта и выбирают один из них. В первом предлагается придумать признание в любви в стиле первой половины ХIХ в; во втором – придумать вызов на дуэль в стиле первой половины ХIХ в. Ответы представляются театрализованно.

Читайте также: