Активные процессы в современном русском языке конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: * рассмотреть основные аспекты изменения современного русского языка;

* определить, к совершенствованию или деградации языка ведут данные процессы.

* повышать культуру речевого общения.

Содержание урока:

Учитель: Ребята, сегодня у нас открытый нестандартный урок русского языка – разговор о самом русском языке.

У меня стихотворение горца Абдуллы с Кавказа о нашем русском языке.

Учитель: Действительно, стоит выучить наш русский язык, ведь это язык Пушкина, Толстого, Горького.

(Слайд№2)-читаю

Народная мудрость гласит: (Слайд №3)-читаю

Задание на смекалку:(Слайд№4)

---------------на этом же слайде -ученица

Учитель: Сколько информации о словах и русской речи содержится в разных видах слроварей-внимание на выставку-среди них толковые, орфографический и другие-специальные…..Все они есть в нашей училищной библиотеке.В них-все богатство русского языка.Изучайте!

Но почему нас предупреждают о том, чтобы не оскудела наша речь?

(Слайд№5) Тургенев призывал нас еще в 19 веке –читаю

Вопрос: От чего беречь?---------

-И все это происходит в нашем современном русском языке.

Учитель: Запишите дату и тему урока:(Слайд№6)-читаю.

-Задание:По моей лекции делайте краткие записи основных положений.

- В последние десятилетия состояние русского языка вызывает много споров: оно нестабильно и не поддаётся однозначной оценке, равно как и события, происходящие в обществе… Журналисты и публицисты, политики и обычные граждане, постоянно сталкивающиеся с языковыми катаклизмами, активно дискутируют на тему состояния родной речи. Одни ратуют за "очистку" языка от иноязычных заимствований, просторечных и жаргонных словечек, заполонивших в последнее время не только разговорную речь, но и средства массовой информации. Другие считают этот процесс полезным для языка, делающим последний разнообразнее, доступнее, выразительнее. Третьи бьют тревогу по поводу вопиющей неграмотности и речевых ошибок не только в повседневной речи, но и в публичных выступлениях, печатных изданиях.

Что происходит с русским языком? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно осмыслить всё то, что происходило и происходит в нашем обществе.

Наметим пути исследования активных процессов в современном русском языке.

( Слайд№9)- Нам необходимо осветить следующие процессы: -схема- комментирую

-А теперь подробнее-(Слайд№10)-

Самые видимые изменения в языке — изменения условий его функционирования.

Раскрепощение языка — признак нашего времени-времени революционных перемен, перестроек и переворотов.Понимание свободы как вседозволенности вызвало желание исключить нормативность и изящество речи. Но не стоит подменять раскованность распущенностью и вседозволенностью! С тревогой наблюдаем мы пришедшую плеяду непрофессиональных теле- и радиожурналистов, общественных деятелей и даже политиков, калечащих наш язык и засоряющих его непристойными выражениями. Языковые монстры "нАчать", "слазь с трибуны", многочисленные "пи-и-и" в передачах радио и телевидения заполнили наш речевой эфир.

Публичная речь стала действительно публичной: митинги, собрания, средства массовой информации приобщили к публичной речи широкие массы населения. Изменился и сам характер публичной речи: люди стали смело говорит "не по написанному". За непринужденность язык расплачивается проявлениями бескультурья, невежества, потоком речевых и орфографических ошибок!

Один из известных мастеров русской речи сетовал:

(Слайд№11)-читаю.

Вопрос:А как правильно?

-Для этого есть правила произношения и прописаны они-(орфоэп. Словарь)-----------

-Внимание(Слайд№13)-! Выполните задание:

читаю задание –ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА ВСЛУХ!-по слову по рядам

(Слайд№14)-читаем в исправленном виде.

Вопрос:У кого были ошибки?Поднимите руки..

Задание: Составьте 2 – 3 словосочетания с этими словами.

-Зачитайте словосочетания… ( Внимание на ошибки произношения.)

А вот вам следующий вопрос:

(Слайд№16)-читаю.

- Итак-Второй аспект исследования – построение текста.

А какие СЛОВА приходят в тексты русского языка на современном этапе его развития?

-Жаргон, просторечие, разговорная лексика, всё то, что до 90-х годов практически не употреблялось в средствах массовой информации, т. е. было запрещено. По отношению к нейтральному уровню русского языка эти элементы характеризуются своей "сниженностью".Наступило время резкой активизации просторечной лексики и жаргона.

- В результате перестройки произошла криминализация общества, что привело к криминализации речи, к повальному распространению у нас уголовно-блатного жаргона или, так называемой, фени. "Феню" изобрели не только для того, чтобы понимали сказанное лишь посвященные, то есть кто "в законе". Кто-то неглупый понял: заменить привычные слова иными - значит нарушить сигнализацию. Не отзывается сердце, ум, тело страхом, состраданием на: "Замочил Егора, он жмурик. "-------- - Ну а "Убил подставного парня, мертв. " - согласитесь, если это коснулось вас и впервые - реакция другая.- И сыплется на нас из СМИ нечто, похожее на содержимое мусорного ведра: кто-то кому-то "отфигачил", что-то где-то "хряпнули", да так, что все "очумели" и "башню сорвало", как после "крупного наезда", а оказалось, это просто "братву колбасит".-Понятно выразилась?

-И это все вместе с разговорными лексикой и просторечиями называют демократизацией языка.-то есть народностью.Так что же , у нас весь народ криминализирован?-Конечно-нет!---Дермократизация это!

Попробуйте понять выражение одного из лихих парней еще начала 20-ого века:

(Слайд№18)-Не хочется даже читать- язык ломать

.Вопрос:Что это за выражения?На каком языке изъясняется этот парень из подворотни?-- читаю

-Обратите внимание, что все эти элементы речи (просторечие и жаргонизмы) находятся за рамками литературного языка.

- Молодёжный жаргон(а современнее он называется СЛЕНГ)всё больше выходит за свои пределы и охватывает всё более и более широкие слои нашего населения. Одни молодые люди употребляют свои жаргонные словечки, другие - свои. Недаром людям пожилого и среднего возраста трудно понять нынешнюю молодежь: вместо того, чтобы объединять поколения, жаргон их разъединяет" .

Вопрос:-А как по вашему, Опасен ли для языка такой мощный поток сниженной лексики?

-А вот вам творческая работа-(Слайд№20)-читаю.

(Слайд№21)-выполняем задание -------- NB !-проверка задания…(заимствованные-исконно-русские,склоняемые – несклоняемые(неизменяемые)

-А мы исследуем процесс построения текста-создайте хотя бы элемент текста—составьте предложение с одним из несклоняемых слов, записанных сейчас вами.---(проверяем-зачитываем)

Учитель: Давайте послушаем стихотворение детского поэта-известного юмориста Аркадия Хайта…-пожалуйста,Юля……

Учитель:-Ну, и третье направление- это

(Слайд№22)-читаю заголовок

-Пользоваться огромным количеством иноязычных слов небезопасно: вы рискуете попасть в неловкое положение!

Вопрос:-Кто их вспомнит?

- Замечу лишь, что эту пародию сочинил в начале XX века русский поэт И. Северянин… Это к нашему разговору о том, что опасность вульгаризации языка – явление не новое!

Больше всего волнует то, что в SMS повсеместно встречаются ошибки: "фонетическая" орфография ("как слышится, так и пишется"), практически отсутствует пунктуация, уже сформировался своего рода жаргон, далёкий от литературного языка. Но хорошо ли это?

(Слайд№23)- Мат. Матерщина.

-Как отмечают историки, за тот мат, который мы слышим сейчас, можно благодарить татаро-монгол. Все-таки три века ига не прошли для России бесследно.

Матерщина живёт и процветает до сих пор. В чём феномен матерщины? Почему она так живуча? Ответ напрашивается сам собой: она обладает богатейшими эмоционально-экспрессивными возможностями.

Подобно тому, как многие люди не могут обходиться в своей речи без таких слов-паразитов, как "значит, ну, типа, как бы, это самое" и т.п., многие люди в качестве "смазки" для своих ржавеющих мозгов, производящих речь, используют матерщину.

Привлекательность матерной лексики в этой функции состоит в том, что она выступает как средство, позволяющее сблизиться друг с другом самым разным людям. Очевидно, с помощью этой функции подростки внедряются в мир взрослых, а также и в мир своих сверстников.

Мат позволяет людям дистанцироваться друг от друга, заявлять о своей независимости от кого-либо.

Именно эту функцию имел в виду Владимир Даль в своём словаре. Он определял матерщину как "похабную, непристойно мерзкую брань".

(Слайд№24)-читаю.

-Что ж, пора подвести итог.

-Какова была тема нашего урока?

-Какие же основные процессы происходят сейчас в русском языке?

-К совершенствованию или к деградации языка это ведет?

-После нашего сегодняшнего исследования современного русского языка нам надо прийти к какому-то решению-

-Поэтому я предлагаю вам своеобразное

языковое -- (Слайд№25)—кредо читаю.

-Принимаете закон?

Оценки за урок…

-Ну, и раз у нас сегодня нестандартное занятие - домашнее задание тоже такое:

-Провести и оформить исследовательскую работу по изучению современного молодежного сленга.

Урок знакомит обучающихся с активными процессами, происходящими в лексике и морфологии на современном этапе развития русского языка.

ВложениеРазмер
uro-issledovanie_ru_10_kl_aktivnye_prtsessy.docx 76.75 КБ

Предварительный просмотр:

- познакомить учащихся с активными процессами, происходящими в лексике и морфологии на современном этапе развития русского языка;

- развивать умение работы с различными видами словарей;

- воспитывать чувство патриотизма через бережное, трепетное отношение к родному языку;

- расширение кругозора учащихся;

«Берегите наш язык,

наш прекрасный русский язык.

это клад, это достояние,

1. Этап - столкновение с проблемой- 3 мин.

Цели этапа: мотивировать работу учащихся;

определить тему урока, учебные задачи.

- Я хотела бы, чтобы к концу занятия мы с вами дали второе название уроку. Он должно глубже отражать суть нашего сегодняшнего разговора.

Язык - явление социальное, любое изменение, происходящее в обществе, естественно, отражается и на языковых процессах. Самым подвижным пластом языка является лексика. Именно лексика восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии - появляются новые слова, их обозначающие, исчезают реалии - исчезают и слов (названия реалий).

- Это второй урок по данной теме. На прошлом занятии мы рассматривал такой пласт в лексике как устаревшие слова (обращение к таблице).

2. Этап - проверка домашнего задания. (12 мин)

Анализ предложений с целью выявления исторических процессов в образовании слов (по разноуровневым карточкам)

Карточка 1-го уровня

Прежде у каждого боярского двора, у ворот зубоскалили наглые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто не давали проходу ни конному, ни пешему, - хохот, баловство, хватани руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья в полках унтер-офицерами, либо усланы на море, недоросли отданы в школы - учиться навигации, математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошка, - рад, что хоть на малое время царь Петр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или ходить в белых чулках по колено. В парике из бабьих волос - до пупа - вертеть и дергать ногами.

  • Выпишите историзмы. Определите их роль в тексте.
  • Найдите в тексте устаревшие слова.
  • Для чего А.Толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы?

Историзмы: боярский двор, дворовые холопы, учиться фотрификации. боярин, царь, унтер - офицеры, недоросль. Архаизмы: свайка, метать деньгу.

Историзмы и архаизмы введены для наиболее того, чтобы воссоздать эпоху Петра Первого, дают возможность нарисовать картину прошлого.

Карточка 2-го уровня

В толпе могучих сыновей,

С друзьями в гриднице высокой

Владимир - Солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана.

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

  • Выделите в этом отрывке историзмы, архаизмы, укажите типы архаизмов.
  • Какую функцию они выполняют в этом тексте.
  • Как вы думаете, есть ли случаи возвращения в современный язык устаревших слов и историзмов?

Историзмы: гридница, князь.

Архаизмы: фонетические - меньшую, мед, словообразовательный тяжкий.

Данные слова создают колорит древности при изображении старины, воссоздают картину жизни эпохи Киевской Руси.

Случаи возвращения в современный язык архаизмов и историзмов имеются: так слова: офицер, министр, советник в современном языке получили вторую жизнь, т.к. в первые годы революции они стали архаизмами, но потом вновь обрели свое прежнее значение. Также возрожденными являются и такие слова: государственная дума, лицей, гимназия, биржа труда)

В это время ученик у доски выполняет дополнительное индивидуальное задание:

- Выполнить фонетический разбор слова бабьих, словообразовательный слова людишки.

3. Этап - Мотивационно – ориентировочный этап (15 мин)

- Современный русский язык является достижением и одновременно достоянием русского народа. Еще наш великий классик Иван Сергеевич Тургенев говорил:

«Берегите наш язык,

наш прекрасный русский язык.

это клад, это достояние,

- О развитии языка мы с вами очень много говорили на предыдущих уроках. А вот отчего язык нужно защищать, беречь.

- Язык - это важная коммуникационная ценность государства, поэтому любо государство заботится о защите и развитии своего языка.

Законопроект ставит следующие цели:

  • усилить консолидирующую роль русского языка как государственного языка,
  • укрепить правовую основу использования русского языка как государственного язык Российской Федерации.

- Мы сегодня говорим о защите языка. В истории языка не раз возникала ситуация, когда необходимо было встать на защиту только одной буквы. Это буква Ё.

История одной буквы

. Сегодня все чаще слышатся призывы: "Верните букве "Ё" ее точки!". Исходят они не только от ученых-языковедов - таких, например, как филолог и историк Виктор Чумаков, которого в шутку называют "главным ёфикатором России", но и от любителей русской словесности. Дело в том, что точки над "Е" неожиданно начали исчезать из центральных газет, в телевизионных титрах и указательных надписях на улицах. Сам звук "Ё" остался, а буква пропала.

Процесс выдавливания буквы "Ё" из русского алфавита усугубился после октябрьского переворота в связи с революционной модернизацией алфавита, а затем политикой пролеткульта тотальной унификации и уравниловки. Буква "Ё" была вновь "официально признана" лишь во время Великой Отечественной войны. Был издан справочник о правильном употреблении буквы "Ё".

Очередной период "гонений" на букву "Ё" связан с компьютеризацией. Буквы Ё даже не имеется на некоторых клавиатурах, а если и есть, то ставится в дальний левый угол. Однако не все так безнадежно. В борьбе за "ёфикацию всей страны" заметны первые результаты. "Ё" появились в названиях станций московского метро: "Савёловская, "Семёновская", "Филёвский парк". Её стали писать на новых дорожных указателях "Щёлковское шоссе", город "Королёв", нередко в титрах на телевидении.

Мы пожелаем букве Ё счастливого будущего, ведь она олицетворяет собой всё живое, что есть в нашем языке: весёлое, зелёное, курьёзное, лёгкое, мудрёное, надёжное, серьёзное, скрупулёзное, смышлёное, твёрдое, тёплое, тяжёлое, ядрёное .

Работа с классом по слайдам 10-16.

- Одним из самых активных процессов, происходящих в современном русском языке является заимствование. Очень много появилось слов - названий профессий.

- Зачитайте. Все ли слова вам понятны? Давайте выясним их значения по словарю. К какому словарю нам следует обратиться?

(Предлагаю на выбор словари: Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Школьный словарь иностранных слов (1983 года издания)

Помогут ли эти словари в нашей работе? Почему?

- Они уже устарели или имеют другую направленность.

- Вот именно, поэтому я и попросила вас принести на урок англо-русские словари. Сейчас мы будем выполнять очень трудную, но интересную работу: вам необходимо по англо-русским словарям найти оригинальные слова или те слова, от которых образовались названия данных профессий.

Работу выполняет весь класс.

Слова записываются на доске.

- Найти в электронном словаре значения следующих слов:

  1. Менеджер
  2. Промоутер
  3. Супервайзер
  4. Маркетолог

Запись на доске:

  1. Копирайтер - copyright (авторское право) + ег, человек, выполняющий это действие
  • - > человек, обеспечивающий авторские права.
  1. Криэйтор - create (создавать)+ ->создатель
  2. Клипмейкер - clip (маленький кусочек длинного произведения) + так (делать) + ег -> человек, который делает фильмы из маленьких кусочков.
  3. Тренинг - менеджер - training (обучение) + специалист -> человек, занимающийся обучением персонала.
  4. Сейлз - менеджер - sell (продавать) + управляющий -> управляющий продажей.

Оставшиеся слова (они есть на ваших карточках) вы таким же способом объясните дома - это будет частью вашей домашней работы.

(перерыв на кофе)

(сосиска в тесте)

Добавь своё слово!

Работа со слайдом 27 - Ошибки переводчиков.

5. Ненужные неологизмы

- Я вас просила дома объяснить какой - либо заимствованный неологизм и оформить свой ответ на отдельном листе бумаги. Прошу вас рассказать о своем слове.

Ученики представляют свое слово.

(Скрепляю листы степлером).

  • Говорят, что язык способен к самоочищению, и все ненужное со временем улетучится. Ну, не знаю - когда порой послушаешь радио или еще что, начинаешь в это сомневаться. Речь не об интернетных англицизмах типа сабж. А в первую очередь с умных словах вроде коррелироваться или перманентный. Какой ужас! Я попыталась составить словарь исконно русских физических терминов. Например, идеальный газ меня переводится как непорочная летучесть. Но я слышала, что в Чехии и Прибалтике с инословами борются официально, то есть когда появляется слово, собираются академики придумывают отечественный эквивалент, и его сквозь прессу пускают в массы. Taк гамбургер; и хот-дог называют словами, которые на русском звучали бы как мясень и колбасень. Вот молодцы! И заметьте, это страны прозападные.
  • Последнее время иностранных слов в нашем языке стало СЛИШКОМ много! Нет, не против использования иностранного слова, если его русского аналога нет. Но что сказать, когда нормальные, причём не устаревшие русские слова заменяют на модные синонимы! Когда кто-то в разговоре со мной употребляет такое, я делаю вид, что не расслышала, или не поняла, или скажу прямо - говори по-русски! Ну почем; интересно, говорить окей; секъюрити; шоппинг, крейзи; и т.п. Я лучше буду просторечно Окать и Якать, чем по-английски ЭЙкать и Айкать.

Не знаю. Мне не нравится все это. Знаете, иногда приятно послушать говор в храма или же просто встретить в наречье той или иной группы Россиян старые слова. Он какие-то добрые, распевные. Какие-то глубокие басовитые. Мне они очень нравятся.; считаю, что они гораздо дороже и ближе нам, как там другие всякие хаюшки и окей. Думаю, следовало бы нашему министру культуры заняться возвращение некоторых устаревших слов.

Честно говоря, русский язык все иностранизмы под себя быстренько подстраивает весьма симпатично получается. Чего стоят океюшки да секьюрики. Ведь в сегодняшних условиях открытости все языки в той или иной мере обречены на изменение результате обмена информацией. Для примера: слово робот, автор Карел Чапек, чех. И кто сейчас вспомнит, что это слово - чешское?

Что интересно, засоряют язык этими выражениями и словами, употребляют их основном те, кто ни одного иностранного языка-то не знает, но употребляют время с времени эти словечки. Я категорически против засорения русского. Я считаю, что в русском и так слишком много заимствований, к тому же он достаточно богат, чтоб обходиться без иностранных слов. Уж либо учите иностранный язык полностью, либо оставьте его в покое. Каждый язык уникален и в перемешивании их нет нужды и смысла.

По поводу заимствований. Безусловно, сей процесс имеет место быть, причем на протяжении уже достаточно долгого времени, так что выскажу во многом спорную мысль. Я не поддерживаю чрезмерное засорение родного языка всяческими ненужными заимствованиями и неологизмами, однако в крайности впадать тоже не нужно. Существует много слов (например, "телефон", "телевизор", "компьютер' "автобус" и т.п.), пришедших к нам из других европейских языков, однако в настоящее время воспринимаемые как неотъемлемая часть русского. Вряд ли современном человеку в здравом уме придет в голову, например, называть автобус "людовозом' Кстати, на заре прошлого века подобные случаи имели место быть, и могу дать голову на отсечение, что со своей точки зрения активисты сего движения также выступал против засорения родного языка всяческой "иностранщиной". А как быть медицинскими терминами, которые, вообще представляют собой одну сплошную латынь и русификации не поддаются в принципе? Одно дело, такие слова, как "саммит и "брифинг", которые вполне можно заменить русскими (и будет даже боле естественно звучать), а вот попробуйте заменить слово "телефон"? Так что думаете мне, во всем надо знать меру, перегиб плох как в одну, так и в другую сторону. Как известно, "общечеловеческим мышлением" не страдаю, однако мое мнение имени таково.

Знаете, что мне НЕ нравится? Качество русского языка при переводах к различны: компьютерным программам , такой как "браузер", "логин", "плагин", "девайс' "букмарк" и прочее, прочее. Зачем "браузер", если есть "обозреватель"? Зачем "логин' если есть "имя"? Зачем "плагин", если есть "модуль"? Зачем "девайс', если есть "устройство". Ну и т.д. Ведь русские аналоги гораздо понятнее! Неужели всем всё равно? Например, мне далеко не всё равно. Ну раздражают меня такие переводы. Если мне попадает перевод программы такого качества, я просто предпочитаю пользоваться нерусифицированной версией.

В современных условиях постоянной глобализации всего и вся это попросту неизбежный процесс. Не наша вина в том, что Россия запаздывает в развитии по сравнению с Западом, вследствие чего она перенимает множество всего самого разног из различных сфер жизни: экономики, политики, киноиндустрии и т.д. и т.п. до бесконечности. А коль уж в этих сферах сложилась своя система названий, то перенимается и она. К тому же, английский язык, как известно - язык международным по общему признанию. Была бы Россия впереди планеты всей - все заимствовали бы нас. Был бы русский язык официально признан международным - куда больше слов русского происхождения встречалось бы в других языках. Только и всего. Скорее пополнение, обогащение, разнообразие. Те же слова: компьютер, радио, ателье, такси, индустрия, тоже ведь иностранные. И если заглянуть в словарь, то почти четверть все тех слов, которые мы употребляем - заимствованные. Мне они нисколечко не мешают. И, кстати, не только русские занимают слова у других наций. Как-то перелистывая учебник по английскому, я обнаружила следующие слова: samovar, matreshka.

- Как уже было сказано вами: русский язык не только перенимает слова, о также много и отдает. А это значит только одно - что наш язык интересен востребован в мире. Русский язык является родным для 170 млн. человек и 350 млн. человек его понимают. Таким образом, русский язык является четвертым самым распространенным языком мире. Русский язык является языком общения более 160 народов и национальностей России.

Сейчас за рубежом проживает около 30 млн., для которых русский язык являете родным. Кроме того, 180 млн. человек изучают русский. Таким образом, русский язы является языком глобального общения. Укрепление позиций и продвижение русского языка в мире всегда являлось одним из ключевых направлений деятельности Росзарубежцентра.

  • Возвращаюсь к началу нашего разговора: так какое же второе название мы дадим нашему уроку?

Примерные ответы учеников:

Береги свой язык! Не засоряй русский язык, и т.п.

Оцените урок и свою работу на уроке. Уходя с урока, напишите свою фамилию на листочке с изображением, которое характеризует ваше настроение.


Мне было все понятно и интересно.



Урок мне не понравился, не интересно


Затрудняюсь ответить

Написать сочинение миниатюру.

Темой сочинения станет ваше второе название к уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле.


интегрированный урок русского и английского языков "Англицизмы в современном русском языке"

Интегрированный урок с применением современных образовательных технологий.


Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы.

конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"

Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли.

Материал из опыта работы.


Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)

В работе рассматирвается история изучения заимствованной английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ словарей иностранных слов с точки зрения количества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с активными процессами в лексике, морфологии и орфоэпии ( устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы).

Активные процессы в современном русском языке.

Цель урока:

Познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы).

I. Проверка домашнего задания

Учащиеся приводят аргументы, доказывающие основной тезис текста.

II. Работа по теме урока

1. Наблюдение над изменением орфоэпических норм.

— Поставьте ударения в словах:

Амфора, библиоте́ка, заслу́женный, засне́женный, индустри́я, иногоро́дний, козырно́й, сахари́стый, си́вко, обрёк, эпи́граф, при́зрак, си́мвол.

— Сравните с устаревшими нормами:

Амфо́ра, библио́тека, заслужённый, заснежённый, инду́стрия, иногородны́й, козы́рный са́харистый, сивко́, обре́к, эпигра́ф, призра́к, симво́л.

— Подобные изменения происходят не только в орфоэпии, но и на других языковых уровнях, меняются формы слов, часть слов выходит из употребления, изменяются суффиксы.

2. Лексический анализ текста (текст для анализа записывается на доске).

Вопросы для анализа текста:

— Прочитайте отрывок из текста. Определите его тему. Все ли слова, которые встречаются в этом отрывке, вам понятны?

— Если нет, можете ли вы предположить, что они означают? Пояснение значения историзмов, использованных А. К. Толстым:

Судный (поединок) — тот, который будут судить, определяя победителя.

Гусляр — музыкант, народный певец, играющий на гуслях.

Червлёный — тёмно-красный.

Царские кресла — кресла для царя.

Копьё — старинное колющее или метательное оружие на древке.

Рогатина — охотничье оружие в виде копья с длинным древком, употребляется при охоте на медведей.

Поручник — ходатай, поверенный.

Стряпчий — ходатай по делам.

Окольничий — один из высших боярских чинов.

Опричник — состоящий в рядах опричнины, то есть специального войска в Древней Руси.

— Для чего в этом отрывке использованы историзмы? (Изображаются далёкие события времён Ивана Грозного. Описана подготовка к кулачному бою, в котором вершится судьба героя.)

— Чем отличаются историзмы от архаизмов? (Историзмы — это названия устаревших предметов. Архаизмы — это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы часто сталкиваемся в жизни.)

— К какому периоду истории русского языка относится данный отрывок из текста? (К третьему.)

3. Текст для самостоятельного лексического анализа.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями в гриднице высокой

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

— Выделите историзмы (гридница, князь), архаизмы.

— Для чего поэт использовал историзмы и архаизмы? (Для создания колорита древности при изображении старины и как средство возвышенного звучания речи.)

— Каких архаизмов в этом отрывке вы не обнаружили? (Морфологических.)

Слово учителя:

— Многие устаревшие корни сохранились и в современной лексике. Зная правила написания этих корней, не допустишь ошибок в написании современных слов, в которых данные корни уже не выделяются.

4. Наблюдение за изменением грамматических форм слов.

Шумит порывный ветр

Между дерев нагих

И, желтый лист, крутя,

— Обоснуйте постановку знаков препинания в данном предложении. (Деепричастный оборот.)

— Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные варианты этих слов. (Порывный — порывистый, ветр — ветер, дерев — деревьев.)

— Охарактеризуйте этот процесс изменения формы слов. (Полногласие — ветер; изменения в образовании прилагательных с помощью суффикса -ист-; образование множественного числа существительных — деревьев. Все изменения относятся к историческим процессам.)

5. Самостоятельный анализ учащимися данных предложений:

Пройдёт по всей Руси великой,

Всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян,

И финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

Гляжу ль на дуб уединенный

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой прах забвенный,

Как пережил он век отцов.

— Прочитайте данные строчки в строгом соответствии с требованиями к рифме.

А ведь ворон не жарят, не варя́т. (И. А. Крылов.)

— Назовите слова, которые, по вашему мнению, не соответствуют современным языковым нормам.

— Обоснуйте постановку знаков препинания в данных отрывках.

Домашнее задание

Подобрать из произведений авторов ХIX века примеры, показывающие процесс изменения форм слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии ( устаревшие формы слов, нормы орфоэпии и архаизмы).

Активные процессы в современном русском языке.

Цель урока:

Познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы).

I. Проверка домашнего задания

Учащиеся приводят аргументы, доказывающие основной тезис текста.

II. Работа по теме урока

1. Наблюдение над изменением орфоэпических норм.

— Поставьте ударения в словах:

Амфора, библиоте́ка, заслу́женный, засне́женный, индустри́я, иногоро́дний, козырно́й, сахари́стый, си́вко, обрёк, эпи́граф, при́зрак, си́мвол.

— Сравните с устаревшими нормами:

Амфо́ра, библио́тека, заслужённый, заснежённый, инду́стрия, иногородны́й, козы́рный са́харистый, сивко́, обре́к, эпигра́ф, призра́к, симво́л.

— Подобные изменения происходят не только в орфоэпии, но и на других языковых уровнях, меняются формы слов, часть слов выходит из употребления, изменяются суффиксы.

2. Лексический анализ текста (текст для анализа записывается на доске).

Вопросы для анализа текста:

— Прочитайте отрывок из текста. Определите его тему. Все ли слова, которые встречаются в этом отрывке, вам понятны?

— Если нет, можете ли вы предположить, что они означают? Пояснение значения историзмов, использованных А. К. Толстым:

Судный (поединок) — тот, который будут судить, определяя победителя.

Гусляр — музыкант, народный певец, играющий на гуслях.

Червлёный — тёмно-красный.

Царские кресла — кресла для царя.

Копьё — старинное колющее или метательное оружие на древке.

Рогатина — охотничье оружие в виде копья с длинным древком, употребляется при охоте на медведей.

Поручник — ходатай, поверенный.

Стряпчий — ходатай по делам.

Окольничий — один из высших боярских чинов.

Опричник — состоящий в рядах опричнины, то есть специального войска в Древней Руси.

— Для чего в этом отрывке использованы историзмы? (Изображаются далёкие события времён Ивана Грозного. Описана подготовка к кулачному бою, в котором вершится судьба героя.)

— Чем отличаются историзмы от архаизмов? (Историзмы — это названия устаревших предметов. Архаизмы — это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы часто сталкиваемся в жизни.)

— К какому периоду истории русского языка относится данный отрывок из текста? (К третьему.)

3. Текст для самостоятельного лексического анализа.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями в гриднице высокой

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

— Выделите историзмы (гридница, князь), архаизмы.

— Для чего поэт использовал историзмы и архаизмы? (Для создания колорита древности при изображении старины и как средство возвышенного звучания речи.)

— Каких архаизмов в этом отрывке вы не обнаружили? (Морфологических.)

Слово учителя:

— Многие устаревшие корни сохранились и в современной лексике. Зная правила написания этих корней, не допустишь ошибок в написании современных слов, в которых данные корни уже не выделяются.

4. Наблюдение за изменением грамматических форм слов.

Шумит порывный ветр

Между дерев нагих

И, желтый лист, крутя,

— Обоснуйте постановку знаков препинания в данном предложении. (Деепричастный оборот.)

— Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные варианты этих слов. (Порывный — порывистый, ветр — ветер, дерев — деревьев.)

— Охарактеризуйте этот процесс изменения формы слов. (Полногласие — ветер; изменения в образовании прилагательных с помощью суффикса -ист-; образование множественного числа существительных — деревьев. Все изменения относятся к историческим процессам.)

5. Самостоятельный анализ учащимися данных предложений:

Пройдёт по всей Руси великой,

Всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян,

И финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

Гляжу ль на дуб уединенный

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой прах забвенный,

Как пережил он век отцов.

— Прочитайте данные строчки в строгом соответствии с требованиями к рифме.

А ведь ворон не жарят, не варя́т. (И. А. Крылов.)

— Назовите слова, которые, по вашему мнению, не соответствуют современным языковым нормам.

— Обоснуйте постановку знаков препинания в данных отрывках.

Домашнее задание

Подобрать из произведений авторов ХIX века примеры, показывающие процесс изменения форм слов.

Читайте также: