Агния барто конспект урока 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: портреты писателей о поэтов; карточки с заданиями; мультимедийный проектор - презентация, таблицы для оформления доски.

Ход урока

1. Включение в учебную деятельность.

Все мы знаем- чтение лучшее учение.

На уроке почитаем, много нового узнаем.

2. Мотивация.

- Ребята, соедините начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их.

С книгой жить - лучший друг.
Хорошая книга - тот много знает.
Кто много читает, век не тужить.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

3. Повторение пройденного материала.

- Назовите авторов этих произведений, тогда узнаете тему нашего урока. (Класс делится на 5 групп, каждой даётся по 1 отрывку, если не могут назвать произведение и автора, выбирают себе помощников с других групп или им помогает оставшийся часть класса.)

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватился за хвост. (Виталий Валентинович Бианки “Первая охота”)

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

- Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам! (Самуил Яковлевич Маршак “Угомон”)

- Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. (Михаил Михайлович Пришвин “Глоток молока”.)

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей. (Лев Николаевич Толстой “Был у Пети и у Миши конь”.)

Замяукали котята:
“Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята.
Хрюкать!” (Корней Иванович Чуковский “Путаница”.)

  • Б ианки
  • М а ршак
  • П р ишвин
  • Толс т ой
  • Чук о вский

4. Постановка целей и определение темы урока.

Презентация “Игрушки”. (дети вместе с исполнителями со слайдов повторяют)

Учитель:

- Мы с вами прослушали стихотворения из цикла “Игрушки” для самых маленьких. Эти стихи вы знаете с самого раннего детства. Назовите автора этих стихов.

Дети: “Барто”

Учитель: “Кто догадался, какая тема урока?”

Дети: “Стихи Агния Львовны Барто.”

Учитель:

- Стихи А.Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

5. Физминутка.

Вместе проговаривая стихи А.Л.Барто - делаем подходящие движения.

6. Работа по теме урока.

- О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

- Кто может прочитать наизусть? (“Зайка”)

- Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?

- Почему зайка остался на скамейке один?

- Как относится девочка к своей игрушке?

- Можно ли её назвать хозяйкой?

(Словарь Ожегова: хозяин, хозяйка – человек, владеющий чем- нибудь.)

Учитель вкратце рассказывает о поэтессе, вывешивая на доску дополнительные фотографии.

Работа на макбуках. (работа в парах)

- Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.

- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

-Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

Чтение стихотворения “Помощница” детьми.

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

- Подумайте, что привлекло Таню : настоящие дела или лёгкие занятия?

- Чем вы это можете доказать? (выборочное чтение)

- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

- Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Почему?

- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём . Он называется ирония.

- Скажите, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он не доволен её поведением, но он её любит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по внеклассному чтению

84f705df5176

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Швец Анна Валентиновна

Дата проведения - 10 февраля

Цель : познакомить учащихся с творчеством А,Л. Барто

1.Познакомить с биографией и творчеством А.Л. Барто.

2.Учить выразительному чтению стихов, артистическому исполнению.

3.Учить анализировать, давать свою оценку поступкам героев произведений.

4.Расширять словарный запас учащихся, учить связной речи.

5.Воспитывать трудолюбие, скромность, ответственность и другие хорошие качества на примерах героев стихотворений писательницы.

Подготовка к уроку :

1.Подготовить выставку книг.

2.Каждому учащемуся класса выучить наизусть одно стихотворение Барто.

Оборудование : портрет А.Л. Барто, выставка книг Барто, магнитафон.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Когда вы были малышами,

Читать вы не умели сами,

И вам, девчонки и мальчишки,

Родители читали книжки.

Стихи весёлые, смешные,

И грустные, и озорные,

Вы постарайтесь помнить, что

Их автор – Агния Барто.

4 работа над материалом.

«Идёт бычок, качается,

«Наша Таня громко плачет,

«Я люблю свою лошадку.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу……

Автор этих строк Агния Львовна Барто, замечательная детская писательница.

А.Л.Барто удивительный человек, большой друг детей нашей страны и всего мира. Посмотрите на портрет этого талантливого человека

Что бы вы сказали о ней? Кого она вам напоминает (маму, бабушку)?

Посмотрите на глаза. Ведь это зеркало человека. Что вы видите в них?

Все в ней просто, она такая домашняя, уютная, к ней хочется прижаться, рассказать все, спросить обо всем. Она вызывает расположение, доверие. Она такая близкая и родная.

Агния Львовна - большой друг детей, талант её отмечен многими орденами и медалями.

Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. С вои первые стихи А.Барто принесла в издательство, когда ей было 19 лет.

Стихи получили высокую оценку редактора. Когда книжка вышла, её сразу раскупили. Она была интересна и взрослым и детям.

Каждый год появлялись новые книги А.Барто. Дети их не только читали, но и заучивали, разыгрывали на сцене.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали много стихов А.Барто. Узнали интересные истории о разных детях. Героев своих писательница не придумывала. Они пришли в книжки из реальной жизни. Пришли такими, какими А.Барто увидела их в детском саду, в школе, в семье.

- А теперь посмотрим, кто много прочитал и сумеет определить, как называются стихи А.Барто, которые я вам прочту. Чему учат эти стихи?

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

К меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

После прочтения каждого стихотворения дети обсуждают поведение героев , высказывают своё мнение.

-Я продолжу свой рассказ об Агнии Барто. В годы Великой Отечественной войны многие дети остались сиротами, но не у всех из них родители погибли. Дети потерялись во время эвакуации, во время бомбёжек.

И незнакомые люди стали присылать писательнице письма с просьбой найти детей, потерявшихся во время войны.

Боль чужих людей, их горе, Агния Львовна восприняла как свою беду. Она занялась розыском пропавших. Несколько сотен семей соединила писательница.

Вот какой это был замечательный человек. Посмотрите на нашу выставку. Здесь представлено совсем малая часть книг, которые написала А.Л. Барто.

К сегодняшнему уроку каждый из вас выучил одно стихотворение А.Л. Барто. Сейчас мы их послушаем, проведя конкурс чтецов. Лучшие чтецы будут выступать на общешкольном конкурсе чтецов.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Л.Барто; учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл, чувствовать интонацию, ритм; воспитывать добрые чувства.

Формируемые УУД: умение ориентироваться в содержании литературного текста; оценивать действия при работе в паре.

1. Чтение чистоговорки.

АЛ-АЛ-АЛ – Коля вежливым ст ал .

АТ-АТ-АТ – Толик мой любимый бр ат.

Какие два звука сегодня будете произносить четко? (Т-Л). Чтение с различными темпами и уровнями голоса.

2. Чтение на с. 102-103. (проверка д.з).

Целепологание

1. Работа с иллюстрацией.



Кто изображен на картинке? Знаете ли вы стихотворение, к которому бы подошла эта картинка? Кто знает наизусть это стихотворение? Кто автор этих стихотворений? (А.Л. Барто).

Как вы думаете, с творчеством, какого писателя мы сегодня будем работать?

Работа по теме урока.

1. Показ выставки книг, портрет.

Агния Барто писала стихотворения про девочку Таню, одно их которых вы найдете в азбуке на страннице 104.

Кто главная героиня этого стихотворения?

Какие дела успела выполнить Таня?

Как вы думаете, действительно ли Таня оказывала помощь? Могла ли она устать от таких дел?

3. Чтение по цепочке.

А сейчас, вы будете читать по цепочке. При чтении, важно не забывать соблюдать паузы, на том месте, где стоит запятая.

Все внимательно следят.

Я буду читать вам начало фраз из известных стихотворений А.Л. Барто, а вы должны ее закончить.

Идет, бычок качается…..

Наша Таня громко плачет…..

Нет, напрасно мы решили….

Зайку бросила хозяйку….

От чего зависит звучание слова? (от звуков, из которых оно состоит).

А какие звуки вы знаете?

Прочтем еще раз. Какое многозначное слово встречается в этом стихотворении?

У вас на столах текст этого стихотворения.

Кто главная героиня в стихотворении? (Лида).

Получалось ли у Лиды скакать?

Какие приметы весны описывает поэтесса?

Какое настроение создает это стихотворение?

С какой интонацией нужно читать это стихотворение?

Подведение итогов.

Понравился ли вам урок?

Что было интересного? С каким автором вы познакомились? Какие произведения вы читали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России". Урок проводился в послебукварный период обучения грамоте.

Урок литературного чтения в 1 классе

Раздел: Послебукварный период

Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством А.Л. Барто.

Задачи: учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл, чувствовать интонацию, ритм; формировать навык грамотного, выразительного чтения; побуждать учащихся в свободное время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Планируемые результаты:

На основе названия текста ученик определяет его содержание, читает текст самостоятельно. Сравнивает высказанные предположения с прочитанным содержанием, отвечает на вопросы учителя. Демонстрирует навыки смыслового чтения литературных произведений, их языкового анализа, характеризует имеющиеся в стихотворении гласные и согласные звуки.

Метапредметные:

Регулятивные:

Ученик учится принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять цель учебного задания, контролироватьсвои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.Анализировать выполнение учебной задачи урока. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Познавательные:

Ученик научится объяснять разные значения многозначных слов.

Коммуникативные:

Ученик учится выполнять правила работы в малой группе.

Ученик оценивает себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Участвует в групповой работе. Договаривается с другими о возможном распределении ролей.

Организационно-мотивационный этап.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Мне очень хочется, чтобы сегодняшний урок принес нам всем радость познания и общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Работа со скороговоркой: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Прочитайте. Что это?

Читаем вслух хором. Какой звук повторяется?

Поймали звук. Дайте характеристику этому звуку.

Читаем медленно, четко проговаривая все звуки.

Читаем с убыстрением темпа.

Читаем с повышением и с понижением голоса.

- чтение с сердитой интонацией.

- чтение с веселой интонацией.

- чтение с грустной интонацией.

- А для чего нужны скороговорки? Почему мы так работаем со звуками? Со словами? С интонацией?

Введение в тему

- А теперь всего несколько слов. Угадайте, из какого стихотворение эти слова, и прочитайте его наизусть.

Бросила, под дождем, промок. (Зайка)

Уронили, оторвали, не брошу. (Мишка)

Идет, вздыхает, упаду. (Бычок)

Плачет, уронила, не утонет. (Мячик)

Уснул, в коробку, головой, поклон. (Слон)

- Что общего в этих стихотворениях?

- Для чего люди придумали игрушки? Где чаще всего играют с игрушками? А в школе?

- А что мы делаем в школе? А играть на уроках можно? Во что мы играем?

Сегодня я хочу предложить вам тоже поиграть. А вот во что … узнайте сами.

Работа в группах:

- Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (выяснить, как можно играть в слова)

Информационно-аналитический этап.

Чтение стихотворения учителем.

- Когда я первый раз читала это стихотворение, оно показалось мне необычным. Послушайте его внимательно и подумайте, что меня удивило.

- Понравилось ли вам стихотворение? Что необычного в нем вы заметили?

Работа над стихотворением. Чтение по смысловым частям.

- Стихотворение разбито на смысловые части. Каждая такая часть называется строфа. Мы будем читать стихотворение по частям - строфам и делать необходимые пометки: выделять главные слова.

1 часть (гром и гроза):

- Что представили, прочитав эти строки? Как можно изобразить раскаты грома? (можно стучать, топать, хлопать).

- А что помогает услышать раскаты грома в стихотворении? Какие звуки помогают это услышать? (звуки [р], [г], [м]). Поймайте звук (характеристика). Найдите слова, в которых живут эти звуки? (погромче, грохочет, гром). Подчеркните их. Как нужно их читать? Почему? (погромче)

Вывод: ощущение раскатов грома, грохота создается звонкими твердыми согласными [р], [г], [м].

- Чтение и выделение голосом выбранных слов и звуков.

2 часть (мыши и шуршание):

- А теперь прочитайте так, чтобы все услышали, как зашуршали мыши. Какой звук помогает услышать это? (звук [ш]). Поймайте звук (характеристика). Подчеркните слова, в которых живет этот звук.

Вывод: повторение звука [ш] создает ощущение шороха.

- Чтение и выделение голосом выбранных слов и звуков.

Работа в группах (3, 4 и 5 части)

1 группа: 3 часть

2 и 3 группы: 4 часть

4 и 5 группы: 5 часть

3 часть (кукушка):

- О ком говорится в этой части?

- Подчеркните слова, где живут эти слоги.

Вывод: повторение слога ку- создает ощущение (звучание) кукования кукушки.

- Прочитайте так, чтобы стало понятно: мы в лесу и слышим кукушку.

4 часть (листопад):

- Какое слово будет главным в этой части? (листопад). Какие два слова спрятались внутри этого слова? (лист и падать)

- В какое время года это происходит? Какое настроение, ощущения вызывает у вас листопад? Изобразите листопад (что может помочь?)

- Какие звуки помогают представить нам это явление природы? (звуки [л’], [с], [с’], [ш]). Поймайте звуки (характеристика).

- Найдите и подчеркните слова, в которых живут эти звуки.

Вывод: звук [л], [л’] создает ощущение влажности (мокрой травы), а звуки [с], [с’],[ш] – ощущение тихого шороха и колебания воздуха.

- Чтение и выделение голосом выбранных слов и звуков.

Вы немножечко устали?

Ну тогда все дружно встали.

- Игра на внимание: если показываю изображение мышки, нужно присесть и пошуршать ладошками, молнии (грома) – хлопать над головой, листочка – тихо покружиться.

5 часть (родник, ключ):

- О чем идет речь в этой части? (о роднике). Как по-другому называется родник? (ключ).

- Какие звуки помогают представить нам бегущий и журчащий родник? (звуки [ч’], [ж], [з]). Ловим эти звуки (характеристика).

Вывод: Эти звуки создают ощущение воды, которая журчит и перекатывается по камушкам.

- Почему А. Барто последнюю строчку написала в скобках?

- Какие слова тоже имеют несколько значений (лук, ручка и др). Как называются такие слова? (многозначные).

- Чтение и выделение голосом выбранных слов.

Выборочное чтение к иллюстрациям. Выразительное чтение стихотворения.

Теперь мы знаем, как правильно прочитать это стихотворение. У вас есть подсказки на листах. Каждая группа выбирает для себя одну иллюстрацию, которая подскажет, какой отрывок нужно подготовить выразительно. Прочитайте друг другу в группе и решите, кто будет выступать. Оцените выступление друг друга (оценочный лист для каждой группы).

Оценочно-рефлексивный этап.

Итог урока. Рефлексия.

- В какую игру мы играли сегодня на уроке?

- Какие открытия вы совершили на сегодняшнем уроке? (для игры можно использовать звуки, значения слов и интонацию).

- Благодаря кому мы совершили такие открытия?

- Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

- Решили ли мы эту задачу?

Итог: Слово – великая сила. Оно может рассказывать, смешить, обижать, лечить и ранить душу. Со словом можно играть.

- Я предлагаю вам каждому оценить свою работу (волшебные линеечки).

Наверху – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Серединка – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Внизу – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

- А теперь совместно оцените работу своей группы (волшебные линеечки на листах со стихотворением).

- Поделитесь своими впечатлениями от работы на уроке:

Ребята по желанию высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Читайте также: