Афина и спарта конспект

Обновлено: 19.09.2024

Древняя Греция была разделена на десятки небольших государств: Аттику, Лаконию, Беотию, Элиду, Эпир, Фессалию, Коринф и многие другие. Но самыми сильными из них были находившиеся в постоянном противостоянии Афины в Аттике и Спарта в Лаконии на Пелопоннесе.

Жители Афин были по происхождению греками-ионийцами, отличались мягким нравом, любовью к искусствам и наукам, были прекрасными художниками, поэтами и строителями. Все важные дела в Афинах решались на народном собрании; им избиралась и перед ним должна была отчитываться афинская власть. Эта форма правления получила название демократии.

В Спарте же народное собрание не играло такой роли, как у афинян, всем заправляли геронты (старейшины) и цари. Тем не менее спартанцы считали, что Спарта — самое передовое по своему устройству государство. Соперничество двух этих стран и народов нередко приводило к жестоким войнам, нелюбовь и презрение друг к другу спартанцев и афинян в Греции вошло в поговорку.

Только однажды Афины и Спарта воевали плечом к плечу — когда на землю Греции пришли персы.

После правления последнего царя Кодра власть захватили благородные. Они объявили, что после Кодра никто не достоин быть царем. Городом управляли 9 архонтов (старейшин). Архонт Драконт создал первые писаные законы, отличавшиеся крайней суровостью.

Поэт и законодатель Солон (начало 6 века до н. э.) ввел демократическое правление Совета четырехсот.

Остракизму (изгнанию) был подвергнут победитель персов при Марафоне Фемистокл, хотя он создал Делосский морской союз, организовал оборону против персов и укреплял могущество города.

Всего же культурный подъем Афин продолжался около 150 лет, с середины 6 до конца 5 века до нашей эры. Этот небольшой срок, чуть больше продолжительности обыкновенной человеческой жизни, принес плоды, которыми человечество пользуется до сих пор. Но и проиграв войну со Спартой (404 до н. э.), Афины еще столетия оставались мировым культурным центром.

Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ. @2022

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Афины и Спарта.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

План урока: Работа с новыми понятиями; Работа с таблицей; Подведение итогов.

План урока: Работа с новыми понятиями; Работа с таблицей; Подведение итогов.

Словарь Демократия - власть народа (демос - народ, кратия - власть). Аристокр.

Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции Вопросы для сравнения Афины.

Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции Вопросы для сравненияАфиныСпарта Местоположение и природные условия (работа с картой).Средняя Греция, область Аттика, мало плодородной земли, но были полезные ископаемые (мрамор, глина, серебро).Лакония, Юг Пелопоннеса, плодородные земли, территория для пастбищ.

Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции Вопросы для сравнения Афины.

Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции Вопросы для сравненияАфиныСпарта Занятия населения (хозяйство)Выращивание винограда и оливок, морская торговля, ремесла, кораблестроение.Военное дело, земледелие.

Реформы Солона 594 г.до н.э. Суть закона Основное содержание 1.Прощение долго.

Реформы Солона 594 г.до н.э. Суть законаОсновное содержание 1.Прощение долговЛюди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью 2. Запрет обращать в рабство за долгиВсе рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и выкупить за счет государственной казны 3.Выборность судейИз всех афинян независимо от их знатности и богатства 4.Регулярный созыв Народного собранияВ работе Народного собрания принимали участие все афинские граждане ЗНАЧЕНИЕ: заложили основы демократии

Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции Вопросы для сравнения Афины.

Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции Вопросы для сравненияАфиныСпарта Деление населенияСолон проводя реформы разделил общество 4 группы: аристократия, демос, приезжие (метеки), рабы.Спартанцы (спартиаты), периэки, илоты.

Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции Вопросы для сравнения Афины.

Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции Вопросы для сравненияАфиныСпарта УправлениеДемократия. Аристократия (олигархия)

Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции Вопросы для сравнения Афины.

Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции Вопросы для сравненияАфиныСпарта КультураХрамы, скульптура, школа, Олимпийские игры.Спартанское воспитание.

Управление в Спарте Народное собрание – участвовали только мужчины, они выби.

Управление в Спарте Народное собрание – участвовали только мужчины, они выбирали: - совет старейшин, он осуществлял фактическую власть; - 2 предводителя (царя); Власть передавалась по наследству. - 5 эфоров, наблюдавших за соблюдением законов (избирались на 1 год.)

Управление в Афинах В VIII веке до н. э. демос (народ) – свободное население.

Управление в Афинах В VIII веке до н. э. демос (народ) – свободное население аттики в выборах не участвовал, власть осуществляли 9 правителей – архонтов, избираемых аристократией (знатью). В 594 году до н. э. архонтом был избран Солон. Солон принял закон, по которому к управлению государством допускался демос. Народ мог избирать и быть избранным.

Подведение итогов. Различие между Афинами и Спартой заключается в следующем.

Подведение итогов. Различие между Афинами и Спартой заключается в следующем: Общественный строй. В Спарте всё население делилось на 2 неравные категории – илотов (рабов) и дорийцев (свободных граждан). В Афинах были аристократы и демос (свободные люди), а также рабы, коих было немного. Форма правления. В Афинах была древняя демократия, в то время как в Спарте – классическая аристократия.

Подведение итогов. Различие между Афинами и Спартой заключается в следующем.

Выбранный для просмотра документ Греческие полисы - Афины и Спарта.docx

Греческие полисы – Афины и Спарта

Сформировать представление учеников об особенностях древнегреческих полисов - Афинах и Спарте.

Учить анализировать особенности Афин и Спарты по четырем сферам. Систематизировать материал и представлять его в виде таблицы. Обобщать и делать выводы. Работать в паре или в группе.

Изучение нового материала

Карта, атлас, учебник, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока

Вступительная беседа. Вопросы детям. Подводящий диалог. Работа с картой.

Какую цивилизацию Древнего мира мы изучаем?

Обращает учеников к карте и атласу.

Найдите в атласах и назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики.

Что такое полисы?

О каких полисах Греции пойдет речь?

Слушают. Отвечают на вопросы.

Мы изучаем Древнюю Грецию.

Показывают на карте, находят в атласах Балканский полуостров и полисы – Афины и Спарту.

Полисы – это города-государства, общины граждан. Проговаривают, что Афины расположены в Аттике, а Спарта в Лаконии.

Речь пойдет об Афинах и Спарте.

Записывают тему в тетрадях.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Планировать деятельность в учебной ситуации.

3. Работать по плану, сверяясь с целью.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.

2. Владеть смысловым чтением.

3. Определять понятия.

4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).

5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).

6. Выделять главное, обобщать.

7. Делать выводы.

8. Сравнивать объекты по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.

Предлагает ученикам для начала разобрать новые понятия. Которые понадобятся для изучения новой темы. Работа со словарем.

Демократия- власть народа ( демос- народ, кратия- власть).

Спартиаты- свободные полноправные граждане, имевшие земельные участки.

Периэки- свободные, но не имевшие гражданских прав жители полиса. Они занимались торговлей и ремеслами, что считалось у спартанцев недостойными.

Илоты- рабы, принадлежавшие государству.

Работают с учебником и доской: объясняют значения слов;

Постановка целей и задач.

– Нам необходимо проанализировать эти два полиса по четырём сферам общества, т. е экономическая, политическая, социальная, духовная.

Фиксирует на доске:

Сравнить Афины и Спарту: (мы знаем, что экономика любого государства напрямую зависит от местоположения и природно-климатических условий, поэтому первый вопрос будет)

Местоположение и природные условия;

общественное деление;

Как удобнее сравнивать что-либо?

Выбирают пути решения проблемного вопроса. Совместно с учителем вырабатывают план действий.

Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами.

Проговаривают: нам надо сравнить

Местоположение и природные условия.

Хозяйство Афин и Спарты.

Удобнее заносить особенности каждого полиса в таблицу.

Изучение нового материала.

Организует учеников на работу с текстом параграфа и на заполнение сравнительной таблицы в тетрадях. Ведет фронтальный диалог.

Работают с текстом параграфа и во фронтальном диалоге с учителем заполняют таблицу.

Контроль за работой с таблицей

В таблицу записывают ключевые слова, характеризующие особенности четырех сфер жизни Афин и Спарты.

Сравнивают свои записи с готовой таблицей на экране.

Подведем итоги

Различие между Афинами и Спартой заключается в следующем:

Форма правления . В Афинах была древняя демократия, в то время как в Спарте – классическая аристократия.

Экономика . В Афинах были развиты такие формы хозяйства, как садоводство и животноводство, земледелие, торговля, ремесло. В Спарте военное дело, земледелие.

Общественный строй . В Спарте всё население делилось на 2 неравные категории – илотов (рабов) и дорийцев (свободных граждан). В Афинах были аристократы и демос (свободные люди), а также рабы, коих было немного.

Отвечают на вопросы учителя

П25- 26 выучить содержание, новые понятия.

Сравнительная таблица: Афины и Спарта.

Местоположение и природные условия( работа с картой).

Средняя Греция, область Аттика, мало плодородной земли, но были полезные ископаемые (мрамор, глина, серебро).

Лакония, Юг Пелопоннеса, плодородные земли, территория для пастбищ.

Занятия населения (хозяйство)

Выращивание винограда и оливок, морская торговля, ремесла, кораблестроение.

Военное дело, земледелие.

Солон проводя реформы разделил общество 4 группы: аристократия, демос, приезжие (метеки), рабы.

Спартанцы, периэки, илоты.

Демократия. В связи с реформами Солона у большей части афинского населения появилась возможность участвовать в управлении полисом, что позволяет нам сделать вывод, о том что в Афинах сложился новый тип управления- демократия.

Аристократия (олигархия), т. к в управлении полисом участвовать не только народное собрание, но и были 2 царя, совет старейшин ( 28 аристократов). Элементы демократии в Спарте не прижились.

Храмы, скульптура, школа. Нужно отметить, что Афины были высокоразвитым полисом. Строились храмы, развивались виды искусств ( театр, музыка, скульптура),образование, Олимпийские игры.

Спартанское воспитание; суровое, строгое, без излишеств.

Управление в Спарте

Народное собрание – участвовали только мужчины, они выбирали:

- совет старейшин, он осуществлял фактическую власть;

- 2 предводителя (царя);Власть передавалась по наследству.

- 5 эфоров, наблюдавших за соблюдением законов ( избирались на 1 год.)

Управление в Афинах

В VIII веке до н. э. демос (народ) – свободное население аттики в выборах не участвовал, власть осуществляли 9 правителей – архонтов, избираемых аристократией (знатью).

В 594 году до н. э. архонтом был избран Солон. Солон принял закон, по которому к управлению государством допускался демос. Народ мог избирать и быть избранным.


- Сравнивая факты истории Афин и Спарты, научить делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов.

- Анализируя способы правления в Афинах и Спарте, научить выделять признаки демократии и аристократии.

- Научить выделять причинно следственные связи противостояния самых больших и знаменитых полисов Афин и Спарты.

I Проблема урока: Почему Афины и Спарта часто ссорились?

II Поиск решения:

Сравнение Афин и Спарты по четырём сферам общества:

Примерный вывод по проблеме: Полное отличие во всех сферах общества могло вызвать противоречия между Афинами и Спартой в борьбе за господство в Древней Греции.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Версии

(ожидаемые вопросы)

(ожидаемые ответы)

-Как вы думаете, судя по этим изречениям, как жители Афин и Спарты относились друг к другу?

Фиксирует на доске:

1 факт: Афины и Спарта – дружественные полисы.

-Они должны были дружить.

Записывают в тетрадь.

-Однако историки утверждают, что Афины и Спарта часто ссорились и воевали друг с другом.

Фиксирует на доске:

2 факт: Афины и Спарта часто воевали друг против друга.

Записывают в тетрадь.

-Сравните факты. Какое наблюдаем противоречие, какой возникает вопрос?

Фиксирует на доске:

Проблема: Почему Афины и Спарта часто ссорились?

Предлагают разные варианты проблемы.

Записывают в тетрадь.

-Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?

Могут сказать, что Афины и Спарта часто ссорились из-за земли, кто будет главнее, кто сильнее и т.д. Возможно, скажут, что эти полисы были разные, поэтому между ними возникали противоречия.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

1.Хозяйство Афин и Спарты.

-По карте уточните, в какой части Греции находились Афины?

Учитель попросит показать данные объекты на большой карте. (Отрабатываем умение переносить с маленького объекта на большой: нашли объект на карте в учебнике или в атласе, вышли к доске, показали этот же объект на большой карте.

-Открываем с. 146. Начинаем читать первый абзац из п. 1.

-Определите по тексту, чем занимались афиняне. Сделайте вывод, как это могло быть связано с природными особенностями местности.

Запишите кратко в таблице основные занятия афинян.

На доске фиксирует в таблице:

Хозяйство: земледелие, ремесло, морская торговля.

-Проверьте, так ли у вас получилось.

По карте на с. 123 уточняют, что Афины находились в Аттике.

Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника. Делают вывод о том, что в Афинах лучше было развито гончарное ремесло, так как почва бала богата глиной. Наличие морской бухты свидетельствует о развитии мореплавания и кораблестроения. Тот факт, что афиняне возили за море продавать вино и масло говорит о наличии земледелия и развитии морской торговли.

Краткими ключевыми фразами заносят необходимые факты в таблицу.

-Теперь посмотрим, где находилась Спарта?

-Теперь давайте узнаем, как была организована хозяйственная деятельность спартанцев, и связано ли это было с природными условиями территории.

-Прочитайте первое предложение из п. 2 на с. 148. На что указывают данные факты?

-Что сказано в тексте о ремесле и торговле?

-Запишите кратко в таблице, чем занимались спартанцы.

Фиксирует на доске в таблице:

Хозяйство: земледелие.

-Проверьте, так ли вы записали?

-Сравните, хозяйственную деятельность Афин и Спарты, какой можем сделать вывод?

(Подводящим диалогом учитель учит ребят анализировать текст, добывая необходимые факты.)

С помощью карты на с. 123 определяют, что Спарта была центром Лаконии.

-Наличие реки Эврот и пахотных земель говорит о развитии земледелия.

-Мореплавание будет развито хуже, так как от моря спартанцев отделяют высокие горы.

-Ремесло и торговля было позорным занятием.

Ключевыми фразами записывают в таблице необходимые факты.

-В Афинах и Спарте по – разному была организована хозяйственная деятельность.

2. Общественное деление.

Точно так же строится работа по второму смысловому фрагменту: читаем необходимый текст, предложение, ищем ключевые слова, заносим в таблицу.

Общественное деление:

Афины: Граждане – труженики , рабы.

Спарта: Граждане-воины, илоты.

-Сравните, какой можем сделать вывод?

Работают с текстом параграфа. Заполняют таблицу.

Делают вывод, что общественное устройство у афинян и спартанцев то же было разное.

3. Управление.

-Итак, из предварительного чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами.

-Кто стал единоличным правителем Афин в 594 г. до н.э.- представитель демоса или аристократии?

-Как аристократ он должен был провести законы, выгодные аристократии.

-Что же известно о его законах?

-Почему первое, что сделал Солон,- это был приказ убрать с полей земледельцев долговые камни?

-Как это могло повлиять на могущество Афинского государства?

-Почему Солон приказал отпустить на волю должников и выкупить тех, кто был продан на чужбину?

-Можем ли мы сказать, что Солон был патриотом своей страны?

-Итак, Солон сыграл в конфликте аристократов и демоса роль третейского судьи, не заняв ни одну из крайних позиций. Это был первый опыт компромисса в управлении государством. Как вы понимаете смысл этого слова?

-Можем ли мы сказать, что деление граждан по уровню дохода носило то же компромиссный характер?

-Что нового внёс Солон в формирование армии?

-Почему граждане несли военные обязанности в соответствии со своими доходами?

Два крупнейших древнегреческих полиса Афины и Спарта, при сравнении которых, можно увидеть огромное число политических и культурных различий. Во многом это связано с особенностями зарождения этих городов-государств.

Совсем другая ситуация была в Спарте. Там основополагающим политическим строем стала олигархия. Что бы понять причины установления именно того строя, нужно обратиться к истории зарождения Спартанского полиса.

Подводя итог можно сказать, что Спарта представляла собой скорее военный лагерь, нежели город-государство, что во многом сказалось на нраве и культуре его обитателей. Паразитический образ жизни спартанцев не предполагал внутреннего развития, а был направлен лишь на терроризирования подвластных им илотов и обогащения за счёт военных походов. Другое дело Афины, где каждый гражданин мог быть не только воином, но и заниматься хозяйством. Помимо всего этого, за счёт последовательных и правильных реформ, экономическая, политическая и культурная жизнь Афинян, достигла небывалого расцвета, в сравнении с другими Греческими полисами.

Читайте также: