Конспект урока карбоновые кислоты 9 класс химия

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, зажим для пробирок, спиртовка, спички, химический стакан; CH3COOH, Mg, CuO, NaOH, Na2CO3, С2H5OH, фенолфталеин.

Учитель вспомните рекламу чистящего средства: женщина решительно берет в руки губку и трет грязь на плите – без перчаток! И чудо – все пенится, грязь исчезает. А ведь надо знать, что в таких средствах есть кислота. Другой пример: астронавты вышли в открытый космос для ремонта охладительной системы, из которой, по словам корреспондента, стал испаряться “аммоний”. А речь между тем шла об аммиаке. В статье газеты “Комсомольская правда” автор пишет: “Вода, как известно, состоит из двух молекул водорода и одной – кислорода”. Кто-то и не обратит внимания на такие ошибки, а кто-нибудь подумает: “Да, не дружил журналист в школе с химией”.

Я пригласила вас, корреспондентов газет и журналов, для того, чтобы вы, освежив свои знания по химии, создавали бы в дальнейшем статьи грамотно, с научной точки зрения. Возможно, и тот интересный и познавательный материал, который я хочу предложить вашему вниманию, вы сможете использовать в своей работе.

Сегодня мы поговорим с вами о веществах необычных, веществах “съедобных”, “пищевых”.

На столе в чаше лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны.

Учитель (показывает на фрукты). Как вы думаете, что объединяет вот эти вкусности? Правильно, в них есть кислоты – фруктовые из класса органических карбоновых кислот. А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова “кислота”?

На магнитную доску вывешиваются слова: “кислые”, “едкие”, “жидкие”, “опасные”, “несъедобные”.

Вопросы

1. Какую кислоту используют для консервирования и маринования?

Ответ. Уксусную кислоту.

2. Какую кислоту используют для приготовления компотов и напитков?

Ответ. Яблочную кислоту.

3. Какую кислоту содержат молочнокислые продукты?

Ответ. Молочную кислоту.

4. Об образовании какой кислоты свидетельствуют прогорклый вкус и специфический запах масла?

Ответ. Масляной кислоты.

5. Какая кислота необходима для повышения набухаемости белков при приготовлении слоеного теста?

Ответ. Лимонная кислота.

6. Что за кислота ежедневно образуется в организме человека в количестве 400 г? Она может содержаться в моче, поте, коже.

Ответ. Уксусная кислота.

7. Как по-другому называется метановая кислота?

Ответ. Муравьиная кислота.

8. Почему болят икры ног после продолжительного бега?

Ответ. В мышцах образуется молочная кислота.

9. Какая кислота содержится в янтаре?

Ответ. Янтарная кислота.

10. Какие кислоты содержатся в табачном дыме?

Ответ. Муравьиная и уксусная кислоты.

В первой части презентации учитель дает определение класса карбоновых кислот, рассматривает их классификацию, номенклатуру, изомерию и некоторые физические свойства.

Вещества, производные углеводородов, содержащие в молекуле одну или несколько карбоксильных групп


называются карбоновыми кислотами. Общая формула карбоновых кислот:


Атом водорода в гидроксиле карбоксильной группы обладает большой подвижностью, легко отщепляясь в виде положительно заряженного иона водорода и обусловливая кислые свойства карбоновых кислот:


Классификация карбоновых кислот

1) В зависимости от числа карбоксильных групп:

• одноосновные, например уксусная


• двухосновные, например щавелевая


• многоосновные, например лимонная


2) В зависимости от природы радикала:

• предельные, например пропионовая


• непредельные, например акриловая


• ароматические например бензойная


Номенклатура и изомерия карбоновых кислот

Многие кислоты имеют исторически сложившиеся или тривиальные названия, связанные, главным образом, с источником их получения (табл.).

Химическая
формула
Систематическое
название кислоты
Тривиальное
название
кислоты
HCOOH Метановая Муравьиная
CH3COOH Этановая Уксусная
CH3CH2COOH Пропановая Пропионовая
CH3CH2CH2COOH Бутановая Масляная
CH3CH2CH2CH2COOH Пентановая Валериановая
CH3–(CH2)4–COOH Гексановая Капроновая
CH3–(CH2)5–COOH Гептановая Энантовая
CH3–(CH2)6–COOH Октановая Каприловая
CH3–(CH2)7–COOH Нонановая Пеларгоновая
CH3–(CH2)8–COOH Декановая Каприновая

Для карбоновых кислот характерна изомерия углеродного скелета, например:


Физические свойства

Среди карбоновых кислот отсутствуют газообразные вещества. Почему? Это связано с ассоциацией молекул. Молекулы кислот соединены попарно посредством водородных связей, образуя димеры:


Образованием водородных связей можно объяснить и растворимость карбоновых кислот в воде.

Карбоновые кислоты в природе

Пресс-конференция

Учитель. А теперь, пожалуйста, задавайте свои вопросы.

1-й корреспондент. Журнал “Хозяюшка”. Многих наших читателей интересует, почему иногда приготовленное вино прокисает?

Ученик-химик Процесс приготовления вина не меняется уже много веков: после сбора урожая виноград (белый или красный) давят и из этой массы путем отжима получают сок. Сок должен бродить в плотно закупоренных сосудах. Если же вино долго стоит открытым или плохо закупорено, то вместо вина образуется уксусная кислота.

1-й корреспондент. Журнал “Вокруг света”. Какую роль играют кислоты в природе?

Ученик-химик Многие кислоты образуют сложные эфиры, обладающие определенными запахами. Комаров привлекает запах молочной кислоты, содержащейся в поте человека. Собака чувствует запах масляной кислоты в концентрации 10–18 г/см3. Самки обезьян привлекают самцов выделениями уксусной и пропионовой кислот. А индейцы для уничтожения своих врагов смачивали наконечники копий и стрел ядом. Оказалось, яд – производное уксусной кислоты.

3-й корреспондент. Журнал “Лиза”. А что можно посоветовать нашим читательницам для поддержания красоты?

Ученик-химик Фруктовые кислоты, содержащиеся в цитрусовых, могут проникать в глубь кожи, ускорять процесс ее обновления. Можно посоветовать протирать кожу ломтиком лимона или апельсина, но осторожно, чтобы не было раздражения. Сам запах цитрусовых оказывает тонизирующее влияние на нервную систему. Можно принимать ванну с ломтиками лимона, апельсина, мандарина.

4-й корреспондент. Газета “Приусадебное хозяйство”. Обращает на себя внимание название “капроновая”. Не могли бы вы объяснить происхождение этого слова? И как можно использовать карбоновые кислоты в сельском хозяйстве?

Ученик-химик Корень “капра” в переводе с латинского – “коза”. Сложные эфиры капроновой, каприновой, каприловой кислот находятся в жире козьего молока. Что касается применения карбоновых кислот в сельском хозяйстве, стоит отметить, что использование лимонной кислоты при обработке плодов цитрусовых уменьшает прочность прикрепления их к материнскому растению. Клюкву и бруснику можно долгое время хранить в свежем виде без сахара. И все благодаря тому, что в них содержится прекрасный консервант – бензойная кислота. Янтарная кислота стимулирует рост растений и повышает урожайность, ускоряет развитие кукурузы.

5-й корреспондент. Газета “Народный доктор”. Используются ли органические кислоты в медицине?

Ученик-химик. Молочная кислота из-за высокой гигроскопичности используется для прижигания. Винная кислота – это и легкое слабительное, и противоядие при отравлении щелочами, она нужна также для приготовления плазмы при переливании крови. Аскорбиновая кислота (витамин С) – антиоксидант, выводит из организма токсины и канцерогенные вещества, укрепляет иммунитет.

6-й корреспондент. Журнал “Наука и жизнь”. Известны ли интересные исторические факты, связанные с кислотами?

Ученик-химик. В 1714 г. по указу Петра I в Петербурге был заложен аптекарский сад. Там выращивали лекарственные растения, снабжая ими аптеки или перерабатывая их на лекарства. Так вот, листья одного из таких растений, помещенные в молоко, предохраняют его от скисания. Свежее мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше сохраняются. Из его корней можно получить желтый краситель. Из волокон можно изготовить сети, не гниющие в воде. Листья – неистощимая основа для фантазии хозяйки по приготовлению здоровой и полезной пищи. Мы знаем это растение по сказке Андерсена. Личный опыт общения с этим растением способен довести до слез. Наконец, это растение узнают даже слепые. Это – … правильно, крапива, содержащая муравьиную кислоту.

7-й корреспондент. Журнал “Здоровье”. Есть ли кислоты, представляющие какую-либо опасность для здоровья человека?

Ученик-химик. Щавелевая кислота широко распространена в природе. Она содержится в щавеле, смородине, апельсинах, малине. Но ее не используют в пищевой отрасли промышленности. Эта кислота сильнее уксусной в 200 раз и может разъедать посуду. Ее соли могут откладываться в организме человека, образуя камни.

На этом наша пресс-конференция заканчивается. Спасибо за вопросы. Побывать в школьном детстве, в кабинете химии, и не проделать опыты! Я предлагаю пройти к лабораторным столам. Работать будем с уксусной кислотой. Но сначала – немного сведений об этой кислоте.

• Это – первая кислота, полученная и использованная человеком.

• “Родилась” более 4 тыс. лет назад в Древнем Египте.

• На рубеже XVII–XVIII вв. в России ее называли “кислая влажность”.

• Впервые получили при скисании вина.

• Латинское название – Acetum acidum, отсюда название солей – ацетаты.

• Название “уксусная кислота” – тривиальное, исторически сложившееся; по современной номенклатуре – этановая кислота.

• Ледяная уксусная кислота при температуре ниже 16,8 °С твердеет и становится похожей на лед.

• Уксусная эссенция – 70%-й раствор кислоты. (Чтобы уберечься от подделок, нужно знать, что бутылка с уксусной эссенцией, выпущенная на заводе, имеет на горлышке три кольца – это свидетельство опасности вещества. При встряхивании бутылки образуются мелкие, быстро исчезающие пузырьки.)

• Столовый уксус – 6% или 9%-й раствор кислоты.

Химические свойства органических кислот в сравнении с неорганическими кислотами.

Записать на доске общие и особенные свойства карбоновх кислот.

Общие свойства кислот Особые свойства карбоновых кислот

Индивидуальные свойства органических кислот на примере муравьиной кислоты, которая проявляет свойства альдегидов и карбоновых кислот.

Практикум

Работа в группах, с необходимой консультацией, с соблюдением правил техники безопасности (обязательный инструктаж).

Правильность записи уравнений реакций контролируется самими учащимися в группах и во время последующей презентации (2-й части).

Химические свойства карбоновых кислот

Общие свойства карбоновых кислот аналогичны соответствующим свойствам неорганических кислот.

1) Диссоциация в водных растворах (среда кислая, индикаторы меняют окраску):

СH3–COOH СH3–COO– + H+.

2) Вступают в реакцию замещения с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода:


3) Реагируют с основными оксидами с образованием соли и воды:


4) Вступают в реакцию нейтрализации с основаниями (щелочами и нерастворимыми) и амфотерными гидроксидами:


5) Взаимодействуют с солями более слабых и летучих кислот с образованием последних:


6) Реакция этерификации – образование сложных эфиров при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами:


7) Реакция с галогенами (особое свойство кислот, обусловленное наличием в их молекулах радикалов):


1. Карбоновыми кислотами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом.

2. Для карбоновых кислот, как и для альдегидов, характерна изомерия углеродного скелета.

3. Молекулы карбоновых кислот образуют димеры.

4. Общие свойства, характерные для класса карбоновых кислот, обусловлены наличием в молекулах гидроксильной группы, которая содержит резко полярную связь между атомами водорода и кислорода. Для карбоновых кислот характерны свойства как общие с неорганическими кислотами, так и специфические, присущие только органическим кислотам.

Тестирование

В финале урока проводится тестирование, по результатам которого можно оценить эффективность работы учащихся. Каждому выдается лист с вопросами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: изучение строения, физических и химических свойств и применения предельных одноосновных карбоновых кислот.

Задачи урока

образовательные:

- рассмотреть особенности строения молекул карбоновых кислот, их физических свойств на примере уксусной кислоты;

- установить генетическую связь между классами органических веществ;

- выявить сходства и различия в химических свойствах карбоновых кислот и неорганических кислот;

- рассмотреть области применения уксусной кислоты;

воспитательные:

- продолжить формировать умения и навыки в организации и проведении химического эксперимента, соблюдении техники безопасности при работе с кислотами;

развивающие:

- продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать информацию;

- развивать умение работать в паре, группе.

Методы и формы обучения: элементы проблемного обучения, беседа, работа в парах, группах, химический эксперимент.

Оборудование:

- мультимедийное: компьютер, проектор, презентация;

- для эксперимента (работа в парах): спиртовка, спички, держатель для пробирок; растворы уксусной, лакмуса, гидроксида натрия; оксид кальция, карбонат калия, цинк; штатив с пробирками.

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний о свойствах предельных одноатомных спиртов.

3. Мотивационно-целевой этап – определение темы и цели урока.

4. Организационно-деятельностный этап – изучение нового материала:

- особенности строения карбоновых кислот;

- генетическая связь между классами органических веществ;

- физические свойства уксусной кислоты;

- химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты, сравнение со свойствами неорганических кислот;

- понятие реакции этерификации и сложных эфиров;

- применение уксусной кислоты.

5. Рефлексивно-оценочный этап – подведение итогов урока, проверка усвоения нового материала, домашнее задание.

1. Организационный момент (1 мин)

Взаимное приветствие, позитивный настрой на работу.

2. Актуализация знаний

Учитель. Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, повторим тему, изученную на прошлом уроке. (Учащиеся отвечают на вопросы.)

1. Определение спиртов.

2. Каковы особенности физических свойств спиртов?

3. Действие метанола и этанола на организм человека.

Какой продукт получается в результате окисления этилового спирта?

3. Мотивационно-целевой этап

На столе стоит химический стакан с бесцветной жидкостью, универсальная индикаторная бумага. Определите, к какому классу соединений относиться данное вещество? Как вы узнали? Знакомо ли оно вам? Каким образом вы определили, что это за вещество?

Вопрос: Как вы считаете, какие вещества мы сегодня будем с вами изучать? ( Ответ: Я считаю, что мы будем изучать органические кислоты.)

Учитель. Продуктом окисления этилового спирта является уксусный альдегид, который очень ядовит, который окисляется до уксусной кислоты.

В результате получилось новое соединение – органическая кислота.

ВЫЗОВ- мыло, лимон, уксусная кислота. (Что их связывает?)

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним классом органических соединений, с представителями которого вы довольно часто встречаетесь в повседневной жизни, - предельные одноосновные карбоновые кислоты (янтарная кислота в кефире, молочная кислота образуется в мышцах при повышенных нагрузках (болят икры ног). Это тема нашего урока.

(Учащиеся записывают тему урока в тетради.)

Тема урока: Карбоновые кислоты.

А в чем будет состоять цель урока для более полного знакомства с карбоновыми кислотами?

Постановка цели урока вместе с учениками.

Цель: продолжить формирование знаний о кислородсодержащих соединениях - карбоновых кислотах, их строении, физических и химических свойствах, применении.

Изучение нового материала будет осуществляться по плану (Слайд № 10):

1. понятие о карбоновых кислотах;

2. Уксусная кислота.

- физические свойства уксусной кислоты;

- химические свойства уксусной кислоты;

- применение уксусной кислоты.

4.Вопросы и практические задания.

4. Организационно-деятельностный этап

(Слайд № 11Как и молекулы любого класса органических соединений, молекулы органических кислот имеют характерную особенность – функциональную группу, которая называется карбоксильной

Поэтому органические кислоты еще называют карбоновыми кислотами, их общая формула

В формуле R – это углеводородный радикал. Если R – радикал предельного углеводорода – C n H 2 n +1, то соответствующие кислоты будут иметь общую формулу

и будут называться предельными одноосновными карбоновыми кислотами. Одноосновные они потому, что содержат только одну карбоксильную группу. В природе же широко распространены двух-, трехосновные карбоновые кислоты.

(Учащиеся составляют уравнения реакций в тетради, затем обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания друг у друга.)

(Слайд № 14). Правильное решение задания:

(Слайд 15). Рассмотрим свойства карбоновых кислот на примере уксусной, или этановой, кислоты СН3–СООН.

Физические свойства уксусной кислоты

Чистая уксусная кислота – бесцветная жидкость с резким запахом, хорошо растворимая в воде. (Демонстрация раствора уксусной кислоты). Безводная уксусная кислота – белое кристаллическое вещество, напоминающее лед, поэтому ее еще называют ледяной.

Химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной

Общие свойства карбоновых кислот аналогичны соответствующим свойствам неорганических кислот.

1) Диссоциация в водных растворах (среда кислая, индикаторы меняют окраску):

2) Вступают в реакцию замещения с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода:

3) Реагируют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды:

4) Вступают в реакцию нейтрализации с основаниями (щелочами и нерастворимыми) и амфотерными гидроксидами:

5) Взаимодействуют с солями более слабых и летучих кислот с образованием последних:

6) Реакция этерификации – образование сложных эфиров при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами: (Учащимся демонстрируется видеофрагмент)

(Слайд № 21). Реакцию между органической кислотой и спиртом называют реакцией этерификации, а ее продукт – сложным эфиром.

Запишем уравнение образования этилацетата:

(Учащиеся записывают определение и уравнение реакции этерификации в тетради).

РАБОТА В ГРУППАХ

В ходе лабораторной работы сравним химические свойства органических и неорганических кислот на примере уксусной и соляной кислот. Вспомним правила техники безопасности при определении запаха веществ и при работе с кислотами.

Инструктаж по ТБ при работе с кислотами ( в стихотворной форме).

При работе с веществами

Не берите их руками,

И не пробуйте на вкус:

Реактивы - не арбуз.

Много говорить не буду,

Но хочу предостеречь:

При работе с кислотою

Нужно глазоньки беречь.

Если попадет на кожу,

Ты быстрей смывай водой!

Эти правила простые

Должен знать из вас любой.

Выясните обладает ли уксусная кислота типичными свойствами кислот, проделав следующие опыты:

1. Налейте в пробирку с цинком 2 мл. уксусной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

2. Налейте в пробирку с медью 2 мл. уксусной кислоты. Что наблюдаете?

1 . Налейте в пробирку 2 мл. гидроксида натрия, подкрасьте его ф-ф и добавьте 2 мл. уксусной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

К соли карбонату кальция добавьте 2 мл. уксусной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

К оксиду кальция добавьте 2 мл. уксусной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

1 . Налейте в пробирку 2 мл. уксусной кислоты и испытайте индикатором. Сравните со школой.

Сделайте вывод.

(Учащиеся проводят лабораторную работу в соответствии с инструкцией, результаты работы представляют в виде таблицы, формулируют вывод о схожих свойствах уксусной и соляной кислот.) (Слайд № 18, 19).

Следует отметить, что соли уксусной кислоты называются ацетаты и остаток уксусной кислоты одновалентен.

Результат лабораторной работы представлен в виде таблицы.

HCl + NaOH = NaCl + H 2 O

В результате реакции нейтрализации образуется соль и вода

2. Взаимодействие с металлами

СН3СООН + Cu → реакция не идёт

HCl + Cu → реакция не идёт

Уксусная кислота, как и соляная, реагирует с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода

3. Взаимодействие с оксидами металлов

2 HCl + CaO = CaCl 2 + H 2 O

В результате реакции образуется соль и вода

4. Взаимодействие с солями

Реакция возможна, если образуется газ или осадок

5. Рефлексивно-оценочный этап

Учащиеся совместно с учителем формулируют выводы и оценивают, насколько достигнута цель урока.

Выводы (Слайд № 26)

1. Отличительная особенность строения карбоновых кислот – наличие карбоксильной группы.

2. Химические свойства карбоновых кислот во многом схожи со свойствами неорганических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями).

3. Для карбоновых кислот характерны реакции этерификации, в ходе которых образуются сложные эфиры.

4. Карбоновые кислоты широко распространены в природе и играют важную роль в жизни человека.

Закрепление

Учащимся предлагается выполнить дифференцированные задания с целью определения уровня усвоения учебного материала.

Что называется карбоновыми кислотами?

Напишите молекулярную и структурную формулу карбоксильной функциональной группы.

Напишите структурную формулу уксусной кислоты. Каковы её физические свойства и где она применяется?

Перечислите химические свойства уксусной кислоты.

В заключение – рефлексивный тест .

1. Узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. Было над чем подумать.

4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ.

5. Поработал(а) добросовестно, цель достигнута.

6 .Домашнее задание (Слайд № 28)

Изучить § 36 учебника, выполнить письменно задания 1

Тест по теме

Часть А. Выберите один правильный ответ

1. Функциональной группой карбоновых кислот является:

1) – ОН 2) – СНОН 3) – СООН 4) – СОН

2. Водород можно получить в результате реакции, схема которой:

3. Уксусная кислота не взаимодействует с:

1) этиловым спиртом 3) оксидом кальция

2) сульфатом натрия 4) гидроксидом натрия

4. С каждым из веществ: гидроксид лития, карбонат натрия, оксид магния – будет взаимодействовать:

1) этиловый спирт 3) уксусная кислота

2) глицерин 4) кремниевая кислота

5. Укажите формулу уксусной кислоты:

Тест по теме

Часть А. Выберите один правильный ответ

1. К органическим кислотам относится вещество, формула которого:

1) СН 3 ОН 2) СН 3 СОН 3) СН 3 СООН 4) НСОН

2. Сложный эфир образуется в результате реакции уксусной кислоты с:

1) гидроксидом натрия 3) этиловым спиртом

2) карбонатом кальция 4) уксусным альдегидом

3. С каждым из веществ: магний, метиловый спирт, гидроксид калия – будет взаимодействовать:

1) уксусный альдегид 3) этиловый спирт

2) уксусная кислота 4) глицерин

4. Реакцию взаимодействия уксусной кислоты с этанолом называют:

1) гидратацией 3) нейтрализацией

2) этерификацией 4) гидрированием

5. Верны ли следующие суждения о карбоновых кислотах?

А. Уксусная кислота – жидкое вещество.

Б. Функциональной группой кислот является – СООН.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Тест по теме

Часть А. Выберите один правильный ответ

1. К органическим кислотам относится вещество, формула которого:

1) СН 3 ОН 2) СН 3 СОН 3) СН 3 СООН 4) НСОН

2. Сложный эфир образуется в результате реакции уксусной кислоты с:

1) гидроксидом натрия 3) этиловым спиртом

2) карбонатом кальция 4) уксусным альдегидом

3. С каждым из веществ: магний, метиловый спирт, гидроксид калия – будет взаимодействовать:

1) уксусный альдегид 3) этиловый спирт

2) уксусная кислота 4) глицерин

4. Реакцию взаимодействия уксусной кислоты с этанолом называют:

1) гидратацией 3) нейтрализацией

2) этерификацией 4) гидрированием

5. Верны ли следующие суждения о карбоновых кислотах?

А. Уксусная кислота – жидкое вещество.

Б. Функциональной группой кислот является – СООН.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Сравнение химических свойств соляной и уксусной кислот

Цель: выявить сходства и возможные отличия химических свойств соляной и уксусной кислот.

Оборудование: растворы уксусной и соляной кислот, лакмуса, гидроксида натрия; оксид кальция, мел, цинк, медь; штатив с пробирками.

1. В пять пробирок налейте по 2 мл раствора уксусной кислоты. Осторожно понюхайте раствор. Далее в другие пять пробирок налейте по 2 мл раствора соляной кислоты.

2. В пробирки с растворами уксусной и соляной кислот добавьте несколько капель лакмуса, а затем нейтрализуйте раствором гидроксида натрия. Что вы наблюдаете?

3. В оставшиеся пробирки с уксусной кислотой добавьте: в одну – гранулу цинка, в другую – кусочек меди, в третью – порошок оксида кальция, в четвертую – кусочек мрамора. Аналогичные операции проделайте с соляной кислотой. Что наблюдаете?

4. Результаты оформите в виде таблицы, сформулируйте выводы.

1. Налейте в пробирку с цинком 2 мл. уксусной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

2. Налейте в пробирку с медью 2 мл. уксусной кислоты. Что наблюдаете?

1 . Налейте в пробирку 2 мл. гидроксида натрия, подкрасьте его ф-ф и добавьте 2 мл. уксусной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

К соли карбонату кальция добавьте 2 мл. уксусной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

К оксиду кальция добавьте 2 мл. уксусной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

1 . Налейте в пробирку 2 мл. уксусной кислоты и испытайте индикатором. Сравните со школой.

Что называется карбоновыми кислотами?

Напишите молекулярную и структурную формулу карбоксильной функциональной группы.

Напишите структурную формулу уксусной кислоты. Каковы её физические свойства и где она применяется?

Перечислите химические свойства уксусной кислоты.

Что называется карбоновыми кислотами?

Напишите молекулярную и структурную формулу карбоксильной функциональной группы.

Напишите структурную формулу уксусной кислоты. Каковы её физические свойства и где она применяется?

Перечислите химические свойства уксусной кислоты.

Что называется карбоновыми кислотами?

Напишите молекулярную и структурную формулу карбоксильной функциональной группы.

Напишите структурную формулу уксусной кислоты. Каковы её физические свойства и где она применяется?

Перечислите химические свойства уксусной кислоты.

Что называется карбоновыми кислотами?

Напишите молекулярную и структурную формулу карбоксильной функциональной группы.

Напишите структурную формулу уксусной кислоты. Каковы её физические свойства и где она применяется?

Перечислите химические свойства уксусной кислоты.

Что называется карбоновыми кислотами?

Напишите молекулярную и структурную формулу карбоксильной функциональной группы.

Напишите структурную формулу уксусной кислоты. Каковы её физические свойства и где она применяется?

Перечислите химические свойства уксусной кислоты.

Что называется карбоновыми кислотами?

Напишите молекулярную и структурную формулу карбоксильной функциональной группы.

Напишите структурную формулу уксусной кислоты. Каковы её физические свойства и где она применяется?

Перечислите химические свойства уксусной кислоты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматривается строение, химические и физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. Знакомство учащихся с некоторыми специфическими свойствами предельных одноосновных карбоновых кислот, на примере реакции этерификации. Закрепление и дальнейшее развитие знаний об общих химических реакциях кислот, о теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова

Урок - исследование

Автор: Бохан Вера Васильевна.

Предмет: Химия.

Класс: 9 класс.

Тема: Карбоновые кислоты.

Учебно-методическое обеспечение:

Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2012г.

Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа 2011г.

Время реализации занятия: 45 мин.

Цель урока: определение особенностей строения и свойств, предельных одноосновных карбоновых кислот.

Задачи урока:

Изучить строение, химические и физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.

Познакомить учащихся с некоторыми специфическими свойствами предельных одноосновных карбоновых кислот, на примере реакции этерификации.

Закрепление и дальнейшее развитие знаний об общих химических реакциях кислот, о теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова

Развитие у школьников умения анализировать теоретические и экспериментальные данные; формулирование выводов.

Развитие умения учащихся работать с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности.

Развитие навыков коллективной деятельности, познавательного интереса и творческой активности в процессе решения проблемных ситуаций.

Формирование научного мировоззрения учащихся через раскрытие причинно следственных связей на примере нахождения взаимосвязи строения и физических свойств, предельных одноосновных карбоновых кислот.

Реализация принципа межпредметности (биология-нахождение предельных одноосновных карбоновых кислот в природе).

Реализация принципа связи обучения с жизнью на примере применения кислот в быту.

Воспитывать культуру общения через работу в паре, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, воспитание культуры умственного труда.

Проблемные вопросы:

Что обуславливает кислый вкус некоторых овощей и фруктов?

Можно ли спрогнозировать свойства кислот зная их формулу?

Будут ли свойства органических кислот аналогичны с неорганическими кислотами?

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Форма урока: урок - исследование.

Методы и приемы: проблемно-эвристические:

Метод свободных ассоциаций.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: ОС Windows 2007; проектор, экран; для демонстрационного эксперимента: уксусная кислота, спирт, серная конц. кислота, спиртовка, спички. На каждый ученический стол: уксусная кислота, магний, цинк, щелочь, лакмусовая бумажка, фенолфталеин, карбонат, оксид меди, спиртовка, спички, держатель.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового посредством карты индивидуальной помощи.

Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, выбор вопросов над которыми будут работать.

Работа в парах: обсуждение и заполнение карты исследования

Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя.

Работа в группах, экспериментальная – исследовательская работа.

Коллективное обсуждение результатов опытов под руководством учителя. Эвристическая беседа.

Коллективное обсуждение результата опыта под руководством учителя. Эвристическая беседа.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщение изученного материала через решение разно уровневых заданий.

Инструктаж домашнего задания. Подведение итогов урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Развитие личностных качеств и психологических процессов

У:- Добрый день! Я рада видеть вас на нашем необычном уроке. Необычном потому что сегодня урок химии проведу я Бохан Вера Васильевна учитель школы № 25.(Слайд 1)Явижу что сегодня вы пришли на урок с хорошим настроением и надеюсь наша совместная работа будет полезной и интересной.

После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности, внимательность.

Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи потому что вещества о которых дальше пойдет речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Однако нельзя объять необъятное, поэтому на данном уроке мы должны определить тему и ее цели. Посмотрите наэтот слайд (слайд 2). Какие ощущения вызывает этот фрукт? Начинает работать безусловный рефлекс выделяется слюна, сжимаются челюсти. С чем ассоциируется и почему? С давних времен люди использовали приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, (слайд 3)стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы Многие из вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку(слайд 4).

Насекомые «прогоняли « ее, выстреливая из специальных желез жидкость, содержащую кислоту. Разумеется, тогда никто и не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса. Какого? – карбоновых кислот

И так тема нашего урока карбоновые кислоты(слайд 5). А какую цель мы можем поставить перед собой при изучении данной темы? Какую информацию необходимо знать о карбоновых кислотах?

вывести общую формулу,

овладеть навыками номенклатуры,

рассмотреть физические свойства,

исследовать химические свойства

и наряду со всем названным познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке(слайд 6).

Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, выбор вопросов над которыми будут работать.

Дети определяют тему и цели изучения темы.

Учащиеся осознают компоненты учебной деятельности и мотивы собственных действий. Проявляют любознательность.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: