Адекватная реакция на положение частей тела конспект

Обновлено: 05.07.2024

КОНСПЕКТ СОСТАВИЛА :

ДЕНИСОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия

Предмет: Развитие общей и мелкой моторики; элементарных навыков общения

Формирование кинетического опыта удержания тела в положении сидя и стоя. Формирование элементарных навыков вступления в контакт со взрослым. Развитие понимания речи.

- формировать умение переходить из положения лежа в положение сидя; удерживать шею в вертикальном положении;

- формировать умение захватывать и удерживать предмет в руке;

- формировать умение соотносить различные позы тела с соответствующими им словесными обозначениями;

- фокусировать взгляд на лице говорящего взрослого.

*Коррекционно-развивающие :

- развитие ощущений и восприятия, внимания, мелкой моторики, речевого слуха, расширение словаря понимаемых слов, элементарного наглядно-действенного мышления (сравнение и различение ни кинетическом уровне поз лежа, сидя, стоя)

-формировать умение вступать в контакт со взрослым;

- формировать положительную эмоциональную реакцию на вынужденное положение стоя.

Наглядно-дидактический материал, оборудование: детский стол, штатив, тренажер, инвалидная коляска, погремушка, платок.

Возрастная направленность: дошкольный возраст

Ход занятия

Организационный момент (установление контакта)

Педагог подходит к кроватке лежащего ребенка, обращается к нему по имени. После слухового и зрительного сосредоточения воспитанника на своем лице, стараясь добиться ответной эмоциональной реакции, читает стихотворение:

«Ясный день пришел давно

И стучится к нам в окно!

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

На подушке, на простынке

(Н. С. Хромова)

Коррекционно-развивающий блок :

Упражнение на внимание и восприятия тактильных ощущений от различных частей тела, развитие понимания обращенной речи:

В. :Где у (имя ребенка) ручки? (Ждет ответной реакции. Если после некоторой паузы она не следует, выполняется сопряженное действие с ребенком) Вот они! Вот наши ручки (погладить их ; педагог потягивает их, поднимает, сводит, разводит в стороны и т. д.! Где у (имя ребенка) ножки? Вот они наши ножки (поднимет, сводит, разводит в стороны, сгибает и т. д.! А где у (имя ребенка) головка? Вот голова у (имя ребенка! (Педагог гладит слегка приподнимает, поворачивает голову ребенка. Упражнение с различными вариациями может выполняться несколько раз).

В. : Что делает (имя ребенка) в кроватке? Лежит. Ручки лежат. Ножки лежат. Голова лежит на подушке.

В. : (Имя ребенка) лежит на спинке. А это – животик! (Педагог гладит животик круговыми движениями). Давай погладим спинку! (При перевороте оказать необходимую помощь).

В. : А теперь (имя ребенка) лежит на животике! Где спинка? вот спинка! Давай погладим ее! (Поглаживание спины сверху вниз несколько раз). А где животик? (Перевернуть ребенка на спинку. Перевороты можно выполнять несколько раз).

В. : Что делает (имя ребенка? Сидит! Вот какой он молодец!

В. : Смотри, что у меня есть здесь на столе? (Показывает игрушку, стимулирует у ребенка интерес к ней.) Хочешь с ней поиграть? Для этого встанем на ножки. Как? Да вот так! (Педагог поднимает ребенка с кроватки и ставит на ножки. Поддерживая в области грудной клетки, помогает дойти до тренажера и закрепляет его в нем.) Молодец! Встал, а теперь пойдем по дорожке до тренажера!

В. : Что делает (имя ребенка? Стоит на ножках! (Поглаживающими движениями обращает внимание воспитанника на его ноги). Хорошо! А где же наши ручки! Вот они! Возьми игрушку! (Взрослый организует захватывание и удержание ребенком понрави вшейся игрушки, находящейся на столе на уровне глаз ребенка, затем - на специальном возвышении (для стимуляции удержания головы в вертикальном положении).

Итог занятия.

В. : Хорошо мы с тобой поиграли! И на ножках постоял! И головку держишь сам! Умница!

Воспитатель освобождает ребенка из тренажера и усаживает в комнатную коляску.

В. : Что (имя ребенка) делает в коляске? Сидит. А ручки наши могут поиграть? Как мы играем с пальчиками?

Это – пальчик большой,

Он за всеми наблюдает.

Этот грушу срывает,

Этот грушу поднимает,

Этот все снесет домой.

Ну а самый маленький

Съест все до одной.

Коррекционно-развивающие: 1.Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощуще-ний от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений. 2.Развивать координацию движений руки и глаза. 3.Развивать тактильные ощущения . 4.Развивать пространственную ориентацию. 5.Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. 6.Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . 7.Развивать координацию движений . 8.Развивать согласованность движений на разные группы мышц (по инструкции). Образовательные: Закреплять понятия: вправо-влево, вверх, вниз Воспитательные: 1.Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции. 2.Воспитывать коллективизм, уважение к друг другу. 3.Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие .

Содержимое публикации

1.Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений.

2.Развивать координацию движений руки и глаза.

3.Развивать тактильные ощущения .

4.Развивать пространственную ориентацию.

5.Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма.

6.Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции .

7.Развивать координацию движений .

8.Развивать согласованность движений на разные группы мышц (по инструкции).

Закреплять понятия: вправо-влево, вверх, вниз

1.Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

2.Воспитывать коллективизм, уважение к друг другу.

3.Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие .

Прозвенел и смолк звонок, вот и начался урок.

-У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)

Ученики становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание; которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий.

Педагог показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, педагог выполняет наклон вперед, а дети - наклон назад; воспитатель делает шаг вперед, а дети - шаг назад и т. д.

Вот такая стрекоза, (Встать на носки, руки вверх через стороны.)

Как горошины, глаза.

А сама, как вертолет, (Повороты в стороны.)

Влево, вправо, назад, вперед.

(Вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом налево-на право; наклоны в стороны.)

И на травушке — роса, (Присед.)

И на кустиках роса. (Наклон вперед, прогнувшись.)

Мы ладошки отряхнули, (Хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз.)

Улетела стрекоза. (Мелкие частые движения кистями, руки в стороны.)

Вопросы могут быть такими: (показать ответы жестами)

Что бывает высоким?

Что бывает длинным?

Что бывает коротким?

Что бывает широким?

Что бывает узким?

Что бывает круглым?

Что бывает квадратным?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сенсорное развитие.

I. Зрительное восприятие.

Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом

Формирование умения узнавать и различать цвет объектов

II . Слуховое восприятие.

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука

Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения)

Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука

Формирование умения соотносить звук с его источником

Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты

III . Кинестетическое восприятие.

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами

Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов

Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела

Формирование адекватной реакции на положение тела

Формирование адекватной реакции на изменение положения тела

Формирование адекватной реакции на положение частей тела

Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

Формирование умения различать свойства материалов

IV . Восприятие запаха.

Формирование адекватной реакции на запахи

Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху

V . Восприятие вкуса.

Формирование адекватной реакции на продукты

Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу

Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов

Зрительное восприятие.

Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека

Ожидаемый результат:

фиксация взгляда на лице человека

Методические рекомендации:

Ребенок учится удерживать взгляд на лице человека, находящегося на расстоянии вытянутой руки. Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса.

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

Ожидаемый результат:

фиксация взгляда на неподвижном с ветящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

Методические рекомендации:

В работе рекомендуется использовать фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки и предметы, которые предъявляются на расстоянии до 1 метра. Необходимо учитывать размер предъявляемого предмета: чем меньше предмет, тем ближе к ребенку он расположен. Сначала ребенок удерживает взгляд на светящемся предмете в течение 3 секунд, постепенно время удержания взгляда увеличивается. При проведении упражнений в темной комнате

нужно чередовать появление и исчезновение света. При работе с фонариком в затемненной комнате рекомендуем направлять луч света на стену и обращать внимание ребенка на световое пятно.

Частота и продолжительность упражнений зависит от реакций ребенка. Если световое воздействие пугает ребенка и вызывает устойчивое повторяющееся противодействие (ребенок щурится, отворачивается), отрицательные эмоциональные реакции, то нужно прервать выполнение упражнения.

Нельзя использовать световую стимуляцию при работе с детьми с эпиприступами.

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете

Ожидаемый результат:

фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)

Методические рекомендации:

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом

Ожидаемый результат:

прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)

Методические рекомендации:

Педагог предъявляет предмет на уровне глаз ребенка, после чего перемещает его в разных направлениях на расстояние от 30 см до 1 метра.

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом

Ожидаемый результат:

прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

Методические рекомендации:

Используемые для прослеживания взглядом объекты перемещаются в пространстве комнаты на расстоянии более 1 метра. Это могут быть люди, заводные игрушки, машинки на батарейках и т.п.

Формирование умения узнавать и различать цвет объектов

Ожидаемый результат:

узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.)

Методические рекомендации:

Ребенку предъявляют предмет определенного цвета и называют этот цвет. Ребенок учится находить предметы такого же цвета (такой-не такой), называть цвет заданного предмета.

II . Слуховое восприятие.

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука

Ожидаемый результат:

локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии)

Методические рекомендации:

Педагог привлекает внимание ребенка появлением звука в тишине или неожиданным прекращением звучания. Используемые звуки должны быть при диапазоне силы звука, примерно, 55-60 дБ. При необходимости интенсивность звукового воздействия может меняться. В качестве источника звука используют музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании, например, трещетка и др. Источник звука ребенок не должен видеть. Когда ребенок локализует звук на уровне уха, источник звука должен находиться на уровне 25-30 см от уха. Максимальное расстояние до источника звука не более 1 метра.

Важным для ребенка источником звука является человек. Говорящий с ребенком человек должен находиться рядом с ним. Сначала ребенок реагирует на обращенную речь в тишине, затем на фоне других негромких звуков.

В работе с ребенком нельзя использовать резкие и очень громкие звуки.

Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения)

Ожидаемый результат:

прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником

Методические рекомендации:

Педагог издает короткий звук звучащим предметом и дает ребенку потрогать источник звука для того, чтобы он понял, что то, что звучит, можно потрогать. После того, как ребенок установит причинно-следственную связь, педагог перемещает звучащий предмет и снова издает им звук. Каждый раз ребенок будет пытаться дотянуться до места, где был источник звука. Источник звука перемещается на расстояние не более 1 метра в различных направлениях (сверху вниз, по диагонали и др.).

Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука

Ожидаемый результат:

локализация неподвижного удаленного источника звука

Методические рекомендации:

Сначала ребенку показывают предмет (музыкальную игрушку, мобильный телефон, магнитофон и др.) и дают послушать, как он звучит. Затем ребенок закрывает глаза или выходит из помещения, а педагог включает звук и прячет предмет в пределах комнаты. Ребенку предлагают найти звучащий предмет. В процессе поиска педагог, при необходимости, корректирует траекторию движения ребенка.

Формирование умения соотносить звук с его источником

Ожидаемый результат:

соотнесение звука с его источником

Методические рекомендации:

В работе педагог использует знакомые ребенку бытовые звуки (пылесос, телефон, будильник и др.), звуки природы (пение птиц, мяуканье кота, мычание коровы, шум дождя, гром и др.) в аудиозаписи. Звуковой материал рекомендуем использовать группами, например, звуки домашних животных, звуки бытовых приборов и т.д. Обучение проводится следующим образом:

сначала ребенок знакомится со звучанием объекта, например, кошка мяукает, пылесос гудит и др. Затем при предъявлении звука ребенок показывает соответствующий объект (изображение).

Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты

Ожидаемый результат:

нахождение одинаковых по звучанию объектов

Методические рекомендации:

III . Кинестетическое восприятие.

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека

Ожидаемый результат:

адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

Методические рекомендации:

Для предупреждения появления у ребенка нежелательных влечений рекомендуем использовать в работе прикосновения в виде касания, поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и др. к голове и конечностям ребенка. Педагог должен выявить, какие прикосновения приятны ребенку, а что вызывает у него отрицательную реакцию. Когда ребенку неприятны прикосновения – он избегает воздействия раздражителя (отдергивает руку, вздрагивает, отодвигается, капризничает и т.д.). Если у ребенка стойкая отрицательная реакция на данный вид воздействия, то нельзя его продолжать. Если ребенку нравятся ощущения, он стремится к их продолжению (подставляет руку, вокализирует в случае прекращения тактильного воздействия и т.д.). Начинать работу следует с более легких прикосновений, которые учитель сопровождает спокойной, негромкой речью. При этом важно помнить, что доминировать должны возникающие у ребенка тактильные ощущения, а не слуховые. Эмоционально окрашенная речь (даже если ребенок не понимает обращенную речь) помогает ему принимать и положительно реагировать на ощущения, которые у него возникают. Постепенно прикосновения становятся разнообразнее и интенсивнее. Если ребенок возбужден, то прикосновения должны быть нежными, успокаивающими. Если же ребенок вялый, пассивный, то энергичные действия взрослого (похлопывание, растирание и т.д.) должны стимулировать его активность.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами

Ожидаемый результат:

адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый) , фактуре (гладкий, шероховатый) , вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

Методические рекомендации:

Педагог погружает руки ребенка в материал и помогает ему ощупать его. Рекомендуем установить у ребенка факт наличия или отсутствия порога чувствительности при соприкосновении с теми или иными материалами. Воздействие должно быть щадящим, не резким, чтобы не напугать ребенка, не вызвать у него негативную реакцию.

Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов

Ожидаемый результат:

адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

Методические рекомендации:

Рекомендуем начинать работу с использования вибрирующих игрушек, массажеров без звука. В дальнейшем можно применять бытовые приборы, камертон, музыкальное кресло, область гортани человека и др. Воздействие должно быть щадящим, непродолжительным по времени, не вызывающим у ребенка негативную реакцию. Нельзя прикладывать вибрирующие предметы в область живота.

Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела

Ожидаемый результат:

адекватная реакция на давление на поверхность тела

Методические рекомендации:

Рекомендуем начинать работу с кратковременных воздействий на разные участки тела ребенка (руки, ноги, спина, голова), делая между ними паузы для того, чтобы у ребенка была возможность прислушаться к своим ощущениям. Воздействие на поверхность тела должно быть щадящим, не резким, чтобы не вызвать у ребенка негативную реакцию. Интенсивность воздействия постепенно увеличивается и чередуется: сначала более легкие, затем сильные надавливания и наоборот. В работе используются различные предметы, например, мячи с разными поверхностями, массажеры и др.

Формирование адекватной реакции на положение тела

Ожидаемый результат:

адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела

М етодические рекомендации:

Ребенок принимает заданную позу либо в вертикальном (стоит, сидит), либо в горизонтальном положении (лежит на спине, на боку) самостоятельно или

Формирование адекватной реакции на изменение положения тела

Ожидаемый результат:

адекватная реакция на изменение положения тела

М етодические рекомендации:

Чтобы вызвать у ребенка реакцию на изменение положения своего тела в пространстве, его поворачивают, переворачивают его, кружат, наклоняют в стороны, поднимают, опускают, качают, катают в разном темпе.

Для этого используют гамак, качели, вращающееся кресло и т.п. Не рекомендуется выполнять данные упражнения продолжительное время, а также с детьми с эпилепсией.

Формирование адекватной реакции на положение частей тела

Ожидаемый результат:

адекватная реакция на положение частей тела

Методические рекомендации:

Учитель берет руку (ногу) ребенка и выполняет сгибание, разгибание, отведение конечностей в стороны в разном темпе, с разной амплитудой, фиксируя на некоторое время это положение. Важно поочередно задействовать все суставы (лучезапястный, локтевой, плечевой, голеностопный, коленный, тазобедренный). При выполнении наклонов, поворотов головы ребенка необходимо быть предельно осторожными, выполнять упражнения в медленном темпе.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

Ожидаемый результат:

адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

Методические рекомендации:

С учетом психоэмоционального состояния ребенка на момент проведения занятия выбирается задача: либо успокоить ребенка, либо активизировать его. В качестве поверхностей используются: мягкий матрац, твердая кушетка, шариковый бассейн, водный бассейн и т.д. На начальном этапе следует ограничить время соприкосновения тела с поверхностью несколькими минутами. За это время ребенок должен успеть прислушаться к ощущениям

своего тела. Для большей сосредоточенности на ощущениях рекомендуем выполнять упражнение в отдельной комнате, в тишине, желательно с закрытыми глазами. Положение тела может быть разным: сначала ребенок ложится на живот, затем на спину, на бок. Одежда у ребенка должна быть удобной, эластичной, не сковывающей движения частей тела.

Формирование умения различать материалы

Ожидаемый результат:

различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.)

Методические рекомендации:

Формирование умения различать свойства материалов

Ожидаемый результат:

различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой; жидкий, густой)

Методические рекомендации:

IV . Восприятие запаха.

Формирование адекватной реакции на запахи

Ожидаемый результат:

адекватная реакция на запахи

Методические рекомендации:

Источник запаха должен находиться в непосредственной близости от носа, при этом педагог удерживает источник запаха на расстоянии 10-15 см.

Важно помнить, что длительное воздействие на обонятельный анализатор может вызвать пресыщение. Предлагаемые ребенку запахи должны быть не резкими. Рекомендуется использовать фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту, мягкое арома-масло и др.

Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху

Ожидаемый результат:

узнавание/различение объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Методические рекомендации:

Ребенку предъявляют объект и дают его понюхать. Запахи пищевых продуктов желательно подкреплять вкусовыми ощущениями. Начинать работу

следует со знакомых ребенку запахов: фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту, мягкое арома-масло и др. Сначала ребенок рассматривает, называет и нюхает один объект и запоминает его запах. На другом занятии ему предлагают понюхать объект с закрытыми глазами и назвать его или выбрать из нескольких предложенных. На следующих занятиях подобная работа проводится с другими объектами.

V . Восприятие вкуса.

Формирование адекватной реакции на продукты

Ожидаемый результат:

адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

Методические рекомендации:

Начинать работу нужно со знакомых продуктов, предпочитаемых ребенком в еде. Ребенку дают один и тот же продукт (небольшими кусочками), но разный по вкусовым качествам, например, сладкое яблоко, кислое яблоко. В дальнейшем необходимо использовать продукты, редко употребляемые ребенком, предлагая их сначала малыми дозами.

Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу

Ожидаемый результат:

узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)

Методические рекомендации:

Сначала ребенка учат соотносить один продукт с его вкусом. Затем ребенку показывают и дают попробовать два продукта, вкус которых ему знаком (например, яблоко и колбаса). После этого ему дают попробовать кусочек одного из продуктов (не показывая его). Ребенок должен узнать по вкусу продукт.

Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов

Ожидаемый результат:

узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

Методические рекомендации:

Ребенку малыми дозами предлагают попробовать продукты с различными вкусовыми качествами, при этом учитель называет их. Затем ребенок пробует и сам называет вкусовое качество продукта. Если ребенку доступно освоение более сложного учебного материала, его учат различать дополнительные вкусовые качества продуктов: острый, фруктовый и др.

sandwich-btn

Всего добавлено работ:

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 01.03.2022 года.

Теперь без регистрации

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Викторины для дошкольников и младших школьников

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

В разработке (80% готовности)

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

В разработке (80% готовности)

Дата публикации: 30.03.19

Автор:
Пузова Анжела Николаевна учитель-дефектолог, МКОУ "Белоярская ШИ", Республика Хакасия, с. Белый Яр

Способы оплаты

Линии

© 2022 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

Читайте также: