А с пушкин полтава фрагменты конспект урока в 8 классе
Обновлено: 06.07.2024
20 ноября 1700 г. плохо вооруженная русская армия была разбита шведами под Нарвой. После поражения Петр I занялись преобразованием и перевооружением армии. И через год русские нанесли первое поражение шведской армии, заняли земли у Ладожского озера, взяли штурмом шведские крепости по Балтийскому побережью и у Невы, отвоевали Нарву. В 1703 г. в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости, ставшее отправной точкой в основании Петербурга. Швеции было тяжело смириться с утратой своего господства на Балтийском море. Карл XII принял решение оттеснить Россию от Балтики, в 1708 г. шведская армия вторглась на русские земли и устремилась к Москве. Но противостояние русских войск принудило шведов повернуть на Украину. Оттуда Карл собирался предпринять вновь поход на Москву, надеясь на помощь своего тайного союзника – украинского гетмана Мазепы.
Однако Мазепа, мечтавший об малороссийском троне, тайно сотрудничал с противниками Петра: крымским ханом, польским королем, турецким пашой, с казачьими вольницами Запорожской Сечи и Донских земель. Он готов был поднять мятеж против Москвы. Поход шведов на Москву и союз с Карлом XII предоставлял возможность изменнику осуществить свои планы.
Победа под Полтавой окончательно разрушила уверенность в боевом превосходстве Швеции, утвердила позиции России в Европе и на Балтике. Победа в Великой Северной войне была предрешена, хотя она завершилась в 1721 г. после заключения Ништадтского мирного договора, но удача теперь всегда была на стороне русских.
Особенности композиции, своеобразие художественного мастерства Пушкина в описании Полтавского сражения
После разгрома шведской армии Карл и Мазепа спасаются бегством. Остановившись на ночлег около разоренного поместья Кочубея, Мазепа встречает безумную Марию, она странно заговаривает, после исчезает. Карл и Мазепа направляются в турецкие земли, Мазепа в пути умирает. Карл, окончательно разбитый турками, возвращается домой.
Обращаясь к реальным фактам истории, Пушкин подводит к мысли, что в исторических событиях существенную роль играет не слепая власть судьбы или роковая случайность.Существуют закономерности, определяющие исход тех или иных событий, когда вчерашний победитель оказывается побежденным, слабый воин – достойным противником, друг становится предателем, соратник – изменником.
Образы Мазепы, Кочубея и др. Сопоставление образов Петра I и Карла XII, их сравнительная характеристика
Образ Мазепы первоначально виделся Пушкину как главный, даже назвать поэму он хотел его именем. Во всех сюжетных линиях присутствует этот персонаж. Он – герой любовной истории и виновник трагедии семьи Кочубея. Он и участник политических заговоров: тщательно готовит измену, принимает участие в тайных переговорах. Мазепа проявляет себя как мстительная, властолюбивая, страстная личность с сильным характером. Гетман лукав и осторожен, он тщательно скрывает страсти, бурлящие в его душе. Открывшись в предательских планах Марии, он уверяет, что любовь к ней для него дороже власти. Ночью перед казнью отца своей возлюбленной он размышляет о неизбежности такого решения, понимая, что рискует потерять любовь Марии.
В судьбе Марии передана тема частного человека, попавшего под колесо истории. Юная Мария Кочубей разумна, красива и доверчива. Влюбленная девушка не догадывается об интригах Мазепы, не верит, что может свершиться казнь отца. Когда ей открывается правда в разговоре с матерью, потрясенная Мария, осознав страшную реальность и коварство возлюбленного, убегает от Мазепы. Она теряет рассудок и смысл жизни, который был для нее в любви. Ради любви она проявила силу воли, ушла из родного дома, пренебрегла церковными запретами, снесла проклятие родителей, позор в обществе. Неожиданно девушка стала жертвой страшных политических интриг, и это разрушило ее жизнь.В заключительных строках поэмы говорится, что история о несчастной девушке сохранилась в песне слепого бродячего певца.
выявить смысла противопоставления образа Петра I и Карла XII в поэме;
формировать навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами, учебником, иллюстрациями, лексической работы;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к истории и культуре России.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
2.Работа над темой урока.
Поэма – жанр большого многочастного повествовательного произведения. Поэмы бывают лирические, лиро-эпические, эпические.
2.2. Слово учителя.
Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц ней.
Обзор содержания
Песнь первая
Богат и славен полтавский генеральный судья Кочубей — есть у него и сады, и луга, и табуны, и хутора. Но больше всего гордится он прекрасной дочерью своей.
Завидные женихи приезжают и из России, и из Украины, но Мария отказывает им.
Но вот сватается к ней ее крестный отец — гетман Украины Мазепа. Пусть он стар и удручен годами.
Родители полны негодования, пытаются успокоить Марию, не понимая, чем вызваны ее бледность и слезы. Но на третий день Мария исчезает, убежав к Кочубею.
Тогда лишь только объяснилась душа преступницы младой, почему отвергала она женихов, пела слагаемые гетманом песни и любила конный строй.
Кочубей решил отомстить Мазепе.
В былые времена дружны были Кочубей и Мазепа, и пред Кочубеем гетман скрытный раскрывал свою мятежную душу.
Хитрой угрозой поднимает Мазепа на Москву Бахчисарай, Очаковского пашу, поляков и шведского короля Карла. А Петр считает Мазепу другом и, получив донос, как жертве, ласки расточает и обещает наказать доносчиков.
Песнь вторая
Марии кажется, что Мазепа к ней охладел, и, чтобы рассеять ее ревность, он раскрывает ей свои планы:
Независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра.
Мазепа спрашивает, кто ей дороже: отец или супруг, кого б она принесла в жертву. Страшны для Марии такие слова, но она отвечает, что ради Мазепы пожертвовала бы всем. Он просит ее не забывать эти слова.
Петр отдал Кочубея во власть Мазепе. И вот в ночь перед казнью к закованному Кочубею приходит свирепый Орлик, чтобы под пытками узнать у него, где он спрятал все свои сокровища.
Мазепу мучают угрызения совести — какой удар готовит он Марии, которая для него пожертвовала всем.
Мария находится в неведении о казни отца. Мать тайком пробирается к ней со слезною мольбой спасти отца. Они не успевают — свершилась казнь.
Терзаясь страшной пустотой, возвращается Мазепа домой, но Марии нет.
Песнь третья
Единственная надежда Мазепы — завтрашнее сражение.
Сражение Карлом и Мазепой проиграно, король и гетман мчатся оба, поникнув головою, к границе. Волею случая пред ними хутор Кочубея. Смутен сон Мазепы, и ночью является ему Мария.
Забыт Мазепа, двух страдальцев прах мирно церковь приютила, молчат предания о дочери-преступнице. И только Петр
В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.
Полтавское сражение 1709 - генеральное сражение между русскими и шведскими войсками 27 июня (8 июля) во время Северной войны 1700—1721.
В апреле 1709 шведские войска Карла XII, вторгшиеся в 1708 в пределы России, начали осаду Полтавы. Её гарнизон под командованием полковника А. С. Келина успешно отразил ряд штурмов. В конце мая в район Полтавы подошли главные силы русской армии под командованием Петра I.
На военном совете 16 (27) июня было решено дать генеральное сражение. К 25 июня (6 июля) русская армия (42 тыс. чел., 72 орудия) расположилась в созданном ею укрепленном лагере в 5 км севернее Полтавы.
Карл XII решил атаковать русские войска, рассчитывая одержать победу и этим побудить Турцию выступить против России. Для атаки было выделено около 20 тыс. чел. и 4 орудия (28 орудий остались в обозе без боеприпасов). Остальные войска (до 10 тыс. чел.), в том числе часть запорожцев и украинских казаков, обманутых изменником гетманом И. С. Мазепой, находились под Полтавой, в резерве и на охране коммуникаций.
Карл XII, раненный на рекогносцировке 17 (28) июня, передал командование фельдмаршалу К. Г. Реншильду. В 2 часа ночи 27 июня (8 июля) шведская пехота 4 колоннами двинулась на русские редуты, за ней следовало 6 колонн конницы. После упорного двухчасового боя шведам удалось овладеть лишь 2 передовыми редутами и они начали перегруппировку влево для обхода поперечной линии редутов с С. При этом 6 правофланговых шведских батальонов и несколько эскадронов генерала Росса и Шлиппенбаха оторвались от главных сил и отошли в лес севернее Полтавы, где были разгромлены двинувшейся за ними конницей Меншикова и сдались. Остальная часть русской конницы под командованием генерала Р. Х. Боура по приказу Петра I стала отходить к лагерю. Шведы прорвались между редутами, но попали под артиллерийский и ружейный фланговый огонь из лагеря и в беспорядке отошли в Будищенский лес. Около 6 часов Петр I вывел армию из лагеря и построил её в две линии, имея в центре пехоту Б. П. Шереметева и на флангах конницу Меншикова и Боура. В лагере был оставлен резерв (9 батальонов). Главные силы шведов выстроились напротив русских войск. В 9 часов завязался рукопашный бой, а русская конница начала охватывать фланги противника. Шведы начали отступление, превратившееся к 11 часам в беспорядочное бегство. Русская конница преследовала их до Переволочны, где остатки шведской армии сдались в плен. Карл XII и Мазепа с небольшим отрядом бежали на территорию Османской империи. Шведы потеряли свыше 9 тыс. убитыми и свыше 18 тыс. пленными, орудия и обоз; потери русских — 1345 чел. убитых и 3290 раненых. В результате Полтавского сражения военное могущество Швеции было подорвано и в войне произошёл перелом в пользу России.
Васи́лий Леонтье́вич Кочубе́й (1640—1708) — генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского. Казнён в 1708 году по обвинению в ложном доносе на гетмана Мазепу в стремлении к измене.
Родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. — генеральным писарем и в этом звании скрепил сочиненный Мазепой донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе — знаменитой Диканькой), дал ему достоинство генерального судьи.
В 1704 году произошла любовная история гетмана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей. Будучи вдовцом, Мазепа сватал её, но родители отказали, так как Мотря была его крестницей. Когда она бежала к Мазепе, гетман неприкосновенно возвратил девушку в дом её родителей.
Как думают — по инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. (Ещё в 1706 году гетман сообщал Кочубею о своих планах отторжения Малороссии от России). Над Мазепой был учреждён надзор, но ничего компрометирующего не выяснилось. В 1708 г. был послан второй донос с выкрестом из евреев, Петром Яценко. Об этом узнал Мазепа, но, приняв меры предосторожности, всё же оставил Кочубеев в покое. Они послали через своих соумышленников — полковника Ивана Искру и священника Святайлу — ахтырскому полковнику Осипову новый донос, переданный Петру.
Петр I не поверил доносчикам, так как считал Мазепу своим близким другом и соратником. Кочубей и Искра были схвачены и привезены в Витебск, где их встретили Головкин и Шафиров, назначенные для розыска. После пытки Кочубей сознался, что оговорил гетмана по злобе.
Доносчиков пытали и приговорили за ложный донос к смертной казни, отправив в с. Борщаговку под Белой Церковью, где стоял лагерь Мазепы. Допрос проводил Филипп Орлик. Там 15 июля 1708 года Кочубею и Искре отрубили головы.
Тела Кочубея и Искры похоронены в Киево-Печерской Лавре.
- Найдите в тексте слова, в которых проявляется авторское отношен к Карлу XII.
Славой бесполезной, скользил над бездной.
Авторские комментарии предвосхищают печальный для Карла XII исход событий.
- Как сочетаются в данном отрывке настоящее и прошедшее? В чём смысл такого художественного приема?
Сочетание настоящего и прошедшего времени выполняет художественную задачу: приблизить изображенное в поэме к читателю, представить прошлое как совершающееся сейчас.
3.1. Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатных планов.
- Какое значение приобретает образ зари, данный в описании начала боя (горит восток зарею новой)"?
Заря — начало новой жизни для России.
Эти строки напоминают о недавнем поражении русской армии. Армия противника вызывает уважение.
- Как названо поле брани в поэме? Почему?
3.3. Лексическая работа: рок.
- Выпишите из прочитанного отрывка слова, передающие накал сражения.
- Какой прием использует автор, для того чтобы передать топот копыт несущейся конницы?
Волнуясь, конница летит; // Пехота движется за нею // И тяжкой твердостью своею // Ее стремление крепит.
Повторение звука [т] передает звук топота лошадиных копыт.
- Какие слова использует автор, описывая появление Петра? С помощью каких частей речи передана стремительность движений Петра?
Выходит Петр. Его глаза // Сияют. Лик его ужасен.
3.6. Слово учителя.
Сражение под Полтавой — всенародное дело, такое же трудное, как труд крестьянина-пахаря.
- Какова структура предложений, в которых передано появление Карла?
- Из скольких слов состоит первое предложение?
В первом предложении 18 слов. Предложение больше по объему, чем те, в которых речь шла о Петре.
3.9. Слово учителя.
3.11. Слово учителя.
Люди разных культур, темпераментов, менталитета, Карл и Петр были одновременно удивительно схожи. Но эта схожесть особого свойства — в непохожести на других государей.
- Как изображено появление Петра перед войсками?
3.12. Слово учителя.
- Каким предстает Карл?
Карл XII — слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.
- На что указывает контраст в изображении полководцев?
Контраст в изображении полководцев указывает на предопределенность исхода баталии.
4. Исследовательская работа с текстом.
- Выпишите из описания боя глаголы, передающие его напряженность.
Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.
- Подчеркните в отрывке согласные звуки, создающие ощущение звона, грохота.
5.Продолжение работы по анализу содержания.
5.2. Слово учителя.
Мазепа в пушкинской поэме ужасен и отвратителен; но он не отвлеченный злодей, а живой человек из плоти и крови, способный испытывать все, что свойственно природе человека, все человеческие чувства – и жалость, и угрызения совести, и глубокую печаль, и страшную, опустошающую тоску. В финале Карл XII и Мазепа стремглав бегут с поля боя. Мазепа потерпел полный крах, принеся в жертву и дружбу и любовь.
- Как переданы чувства победителей в отрывке?
- Почему за здоровье неприятеля Петр поднимает заздравный кубок? Как назван неприятель?
- О чем свидетельствует такое отношение Петра к противнику?
III. Подведение итогов урока.
Петр I — символ новой России (целеустремленность, воля к победе русского царя, великодушие, полководческий талант, умение ценить верных ему людей).
Карл XII — воинственный авантюрист и захватчик (слабость и безразличие шведского короля).
Пушкин не летописец, а художник-психолог, создающий из сочетания реальных фактов и восполняющего их творческого домысла, а порой и прямого вымысла большое художественное обобщение.
IV. Домашнее задание.
- подготовить выставку книг о М.Ю.Лермонтове;
- подготовить выразительное чтение фрагментов воспоминаний о М.Ю.Лермонтове;
Методические приемы: аналитическая беседа, чтение произведений.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рассказ учащегося о Г. Р. Державине, чтение стихотворений поэта.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Александр сергеевич пушкин
(1799–1837)
2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) О Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий царскосельского парка.
1) Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
2) Рассматривание репродукций.
3) Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.
Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.
Методические приемы: аналитическая беседа, чтение произведений.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рассказ учащегося о Г. Р. Державине, чтение стихотворений поэта.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Александр сергеевич пушкин
(1799–1837)
2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) О Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий царскосельского парка.
1) Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
2) Рассматривание репродукций.
3) Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.
Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.
каждая эпоха у тверждают свое понима ние поэта, видя в нем современника.
2 . Назовите знакомые вам произведе ния А. С. Пушкина, распределив их
____________ ______________ _____________ ____________ ______________
____________ ______________ ____________________ ___________________
____________ ______________ ____________________ ______________ _____
____________ ______________ _____________ ____________ ____________ __
III . Формиров ание новых понятий и способ ов действия
В воспоминаниях совреме нника А. С. Пушкина М. Юзефовича со слов
«Это было в Петербу рге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома,
писал ц е лы й день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью
вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прихватывал,
он бежал в ближайший трактир, стихи преследовал и его и т уда, он ел на
скорую руку что по пало и убегал домой, что бы записать то, что набралось у
него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни ст ихов в
сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, запи сывались им прозой.
Но затем следовал а отделка, при кот орой из набросков не оставалось и
- Какие ист орические события, волновавшие А. С. Пушкина, о траз ились в
которую Жуковский, Г недич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я
лучшей и прито м наиболее оригинальной из св оих поэм.
2. Рабочая тетрадь, тема 2, задание 4. Исследователь творчества С. М.
котором А. С. Пушкин «объединил нескольк о важных политических и
государства среди д ругих европейск их государств, спос обность ру сского
народа отстоять свою самостоятель ность в борьбе с сильне йшими
Другая тема, по с ловам исследовател я, – «тема частного человека,
Определите героев, стоящих в центре каждой темы, и назовите эпизоды, в
____________ ______________ _____________ ____________ ____________ __
____________ ______________ ____________________ ______________ _____
__ ______ ____________ ____________ _________________________ ________
____________ ______________ ______________________ ____________ _____
____________ ______________ ____________________ ______________ _____
____________ ______________ _____________ ____ __ ____________ ________
3. Рабочая тетр адь, тема 2, з адание 5. Укажите сюж етные лин ии поэмы.
____________ ______________ _____________ _____________________ _____
____________ ______________ _____________ _____________________ _____
____________ ___________________ _________________ ____________ _____
____________ ______________ _____________ _____________________ _____
4. Рабочая тетр адь, тема 2, з адание 6. В чем состоит осн овной к онфликт
____________ ______________ ___________________ ____________ _________
____________ ______________ _____________ ____________ _____________
замыслы не тольк о определяют совокупность сюжетн ого материала поэмы ,
ге роев: в любов но - семейной линии - Мария, К очубей, молодой к азак; в
политической и военной линии - Петр и Карл. Осу ждение Мазепы
производится че рез против опоставлен ие ему Петра.
Петр выступает как идеальный военачаль ник, и победа его предрешена
заранее, она предчувству ется уже во вс ем облике Петра. Сила Петра и правда
его в том, что о н творит общегосударственное де ло, в том, что о н воздвигает
Для Петра, как и для его войска, битва - это тяжкое, но необходимое д ля
России дел о, это тру д, подобный полез нейшему и самому народному труду
Лиро - эпический жанр – жан р, который несет и лирическое (выражение
Северной войны 1700 - 1721. Главным противником России в войне стала
Швеция. В 1708 г . шведский король Карл Х II , разбив союзник ов Петра в
Польше, начал насту пление, целью которог о было нане сение решительного
Украинский гетман Иван Мазепа решил изменить русском у царю и перейти
на сторону шведов (Украинский Гетман - правитель той части Украины,
которая со второй половины XV II века входила в состав Русского
государства). Он пригласил шведског о короля на Украину , обещая ему
продовольствие, военные припасы и помощь всего населения Украины.
Обещания исполнены не были - за Мазепой пошло лишь не большое числ о
казаков, а реши тель ные ( и порою жестокие) действия ц арских войск, а также
мужественное соп ротивление гарниз она крепости П ол тава, осажденно й
шведским в ойском, п ривели к т ому, что Карл XII, по существу , оказался в
ловушке. Войско его таяло, боеприпасы кончались, Полтава не сдавалась.
Летом 1709 под Полтавой появилась русская армия во главе с самим царем и
блокировала обескровленну ю шведскую армию. Единственн ым выходом для
Карла было дать генерально е сражение. Он надеялся на то, что его со лдат ы,
считавшиеся лучшими в Европе, не подведут своего короля. Шведское
войско действит ельно сражало сь храбро, н о было наг олову разбито. Карл и
Читайте также:
- Случайные события конспект 9 класс
- Конспект занятия точка линия прямая и кривая линии в подготовительной группе
- Правильное и здоровое питание написать конспект по теме расписать пирамиду питания
- Герцен а и лишние люди и желчевики конспект
- Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему чудесная капелька в средней группе