А с пушкин медный всадник отрывок выражение чувства любви к родине 7 класс конспект урока

Обновлено: 26.07.2024

3) развивать у мение выраз ительного чте ния (пре дурочная подгот овка).

Предварительная подготовка: ин дивидуаль ные задания : 1) подгот овить

поднятой в ней, об ращаясь к иллюст рации ску льпту ры Фальконе « Медный

изображён Петр в о всту плении, обращаясь к илл юстрации картины Лан сере «На

во вступлении, обращаясь к иллю страции ка ртины ху дожника Ал ексеева «Вид на

Оформление доски : 1 ) портрет А.С. Пушкина; 2) иллюстра ция ску льптуры

I. Постановка це ли урока. Сегодня на у роке мы п ознакомимся с п оэмой

представляет со бою одно из самых глу боких, смелы х и соверше нных в

художественном от ношении произведени й Пушкина. Послу шаем, как

создавалась поэма, о чём она. Каку ю проблему поднимал в ней Пу шкин.

проблеме, поднят ой в н ей . ( У ченица рассказывает, о бращаясь к

Пушкин называет произве дение повест ью, достовер ность с обытий кот орой

основано на и стине. П одробности нав однения за имствованы из тогдашних

журналов. Лю бопытные м огут справ иться с извест ием, сост авленным

принёсших ст олько горя её обитателям, не тем, кт о «живёт в громадах

Композиция повести, не большой по размеру , отличается боль шой

продуманность ю и стройн остью. Обрам ляющий элеме нт её назван Пу шкиным

вступлением. Об ратимся к всту плению и про читаем его.

- Из скольки частей, по - вашему , состоит всту пление? Най дите эти части.

Итак, всту пление состоит из сво еобразной экспози ции ко вс ей повести,

которая пере носит нас в эпоху П етра I , и лирического гимна Петербургу , где

VI . Записи в тетради те мы и компози ции вступления .

2. Лирический г имн Петербу ргу – пушкинская совреме нность .

- Так строится всту пление. В са мой же п овести изоб ражён Петер бург времён

Такая компози ция передаёт ма сштабнос ть изображаемы х событий и придаёт

Обратимся к на чалу и посмотр им, каким изо бражён Пётр в первой строф е

VII . Ученица расс казывает, обр ащаясь к и ллюстрации картины Лансере

Во вступлении к п оэме Пётр п оявляется как ж ивой человек:

Перед ним неве сёлый пустынный пейзаж: широкая, стр емитель но несущая

свои воды река, тём ные у богие избы, у тлый челн. Т ем величествен нее мечта

Пётр во всту плении к поэме так же, как и на иллюстра ции картин ы Лансере ,

устремлён в бу дущее, он властел ин су дьбы, покоритель природ ы, мудрый

( Герой наедин е с дикой п риродой ду мает не о себе, а о госуда рстве, поэтому в

- Зачем Петру нужен город на берегу Ф инского залива?

( Пётр полон важ ных дум о том, чт о постро ит новую столицу - Петербург.

Город на берегу Финског о залива ему необход им для того, чтобы, во - первых,

В - третьих, для развития эко номики и торговли ст раны, для полного то ржества

(Пётр велик наст олько, что не нуждается в имени. Он ст оит и глядит вдаль и

- В первой строф е есть э лементы фолькл ора в изображе нии величия и м ощи

исторической лич ности. Что в П етре от был инного гер оя?

(Пушкин показыва ет нам П етра как был инного бог атыря. У нег о «широкий

огромного пр остранства, которое пре дстоит прео бразовать, поко рить.)

- В дальнейшем Пёт р как реальн о дейст вующее лицо больше не высту пает.

Пушкин перен осит нас на сто лет в перё д, когда мечта Петр а воплотилась в

жизнь. Вырос г ромадный велик олепный горо д Петербу рг, который является

самостоятельны м героем п оэмы, и эта тема з вучит во второ й части всту пления.

IX . Выступление ученицы с опорой на иллюстра цию карти ны художни ка

Пушкин начинает рассказ о Петербурге белых ночей. Прекрасны не только ег о

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

совершенствовать навыки анализа художественного произведения, показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I;

Оборудование:

иллюстрации с изображением С.–Петербурга XIX века;

фотографии с видами С.–Петербурга;

портрет Петра I;

портрет А.С. Пушкина

1. Вступление

Мы продолжаем разговор о А. С. Пушкине, продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

Презентация: портрет А.С. Пушкина.

Прозвучали слова, ещё раз подтвердившие гениальность, великий талант А. С. Пушкина.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Потомки поставили Петру I памятник, но Пётр I сам воздвиг себе памятник – город Санкт-Петербург.

Что вы знаете об основании города Санкт-Петербурга Петром I? (Слайд 5)

Уточним наши знания. Читаем дополнительный материал: раздаточный материал.

Первая церковь была деревянной, как и множество других в России.

Собор Петра и Павла в Петропавловской крепости был заложен 8 июня 1712 года. Первый камень в основание собора положил Пётр I, второй – императрица Екатерина, а затем поочередно камни клали все высшие сановники.

Петропавловская крепость с её каменными стенами и золочёным шпилем соборной колокольни представлялась одновременно величественной и грозной. Шпиль собора был виден из любой части города.

В полдень холостым выстрелом пушка отмечает время. И пушечный дым, поднимаясь над крепостью, напоминает жителям о том, что Петербург – военная столица, и крепость готова их защищать от врага.

(Слайд 6) Петропавловская крепость.

Такова история. Обратим внимание, что как любое великое дело на Руси строительство С.-Петербурга имело и духовные основы. (Духовность – стремление к красоте, чистоте помыслов, праведности, связь с религией, церковью)

Каков образ Петра I? Каков образ Петербурга?

чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения
челн – лодка
полнощные страны – северные страны
из топи блат – из топи болот
пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности)
порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная

Слушаем отрывок (Чтение учителя сопровождается слайдами презентации)

Учитель читает на фоне музыки. Слайды 9-13.

Слайд 9. (Вид Каменного острова в Петербурге. Неизв. художник I половины XIX века)

Слайд 10. (Английская набережная в Петербурге. А.И. Шарлемань (1826-1901))

Слайд 11. (Летний сад. Лебяжья канавка)

Слайд 12. (Вид на стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости)

Слайд 13. (Казанский собор в Петербурге)

4. Анализ отрывка

Каким настроением, чувством наполнено вступление?

Вы заметили торжественность, величие, восхищение, гордость, любование, патриотизм.

Каков образ Петра I? Каков образ Петербурга?

Раскроем государственность, державность этих образов.

государственность (от государство), державность (от держава) – способность мыслить широко, мудро, в масштабах государства, державы

Найдите строки в I части, отражающие державность замыслов Петра I.

1) Прочитаем начало вступления I строфу.

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море. (метафора)

Как понимаете данные строки?

Строительство нового города на берегах Невы у моря дает возможность наладить торговые и культурные связи с Европой.

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам… (метонимия – употребление части вместо целого флаг вместо корабля)
Как понимаете данные строки?
Корабли разных стран приплывут в город на Неве.

А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.

Найдите примеры того, что было.

Найдите строки во II части, рисующие образ Петербурга. Каков Петербург через сто лет?

1)… и юный град/ Полнощных стран краса и диво
2) Вознёсся пышно, горделиво
3) По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся

(Отметим употребление славянизмов (особенности одического стиля): юный град, полнощных стран краса, вознёсся, из топи блат…)

Воплотились мечты Петра I. Петербург – великолепный город, гордость России, вторая её столица.

Выразительное чтение II части учащимися.

Послушаем эту часть в исполнении артиста А.Шварца и посмотрим видеоряд о Петербурге.

Какое слово определяет отношение автора к городу? (люблю)

5. Итог урока

Прочитаем эпиграф к уроку, строчки, заключающие вступление к поэме:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
Почему эти строки могут быть эпиграфом к уроку?

В них чувствуется любовь поэта к Петербургу, гордость, звучит патриотизм, подчёркивается неразрывность Петербурга, Петра I и России, проявляется державность, государственность образов Петра I и города С.-Петербурга.

6. Домашнее задание

И. В. Золотарева, С. М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2004

О.А. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 7 класс. – М.: Экзамен, 2003

О.Ю. Коровина, И.А. Кузьмин. Истоки отечественной литературы и русского языка.

А.С. Пушкин. Святая Родина моя! Петербург. Комплект для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Истоки, 2003

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

– Зачем Петру, России нужен был выход в Балтийское море? (Связь с Западом, торговля, обмен культурными ценностями.)

– Сколько лет длилась война, которая помогла вернуть захваченные в XVII в. земли по берегам Балтийского моря? (С 1700 по 1721 гг.)

Россия добилась победы.

Но завоеванные земли были пустынны, берега реки Невы болотисты, безжизненны; угрюмый лес шумел в тумане. Жилища северных жителей были редки и убоги.

– Какое решение принял Петр I? (Построить город.)

– О каком городе идет речь?

4. Работа по учебнику. Чтение отрывка (с. 77, I ч.).

5. Беседа по вопросам.

– Как автор описывает места, где решили построить город?

– Как понимаете «В Европу прорубить окно? (Выход в море для связи с Европой.)

– Какую роль должен сыграть город на Неве? (Город необходим, чтобы шведы почувствовали силу и мощь победителя, крепость-город будет вселять уверенность в безопасности. Морские корабли, на мачтах которых будут развеваться флаги всех стран, будут гостями города и страны.)

– Какие эпитеты автор подбирает, описывая город? («Пышно, горделиво. Построены дворцы и парки. Корабли стремятся к берегам Невы, одетым в гранит. Красота Москвы померкла перед великолепием Петербурга, как бывшая царица, ставшая вдовой, уступила в красоте новой царице.)

– За что Пушкин любит Петербург? (За строгость стройных строений, за бесчисленные мосты с чугунной оградой, за северное сияние, которое освещает его комнату, где он читает без свечи, без лампады. Восхищается он спящими громадами домов на пустынных улицах и медленным, величавым и мощным течением Невы.)

– Какова интонация каждой строфы?

– Каковы чувства? (I строфа – грусть, задумчивость, печаль, рожденная унылым пейзажем; II строфа – уверенность, решимость; III строфа – гордость и восхищение; IV строфа – любовь.)

III. Подведение итогов урока.

– Понравился ли вам отрывок?

– Какие литературные приемы позволили поэту воспеть град Петров и будущее России?

Индивидуальное задание: выполнить задание 2, с. 80 в учебнике (О памятниках Петру I).

  • Зачем Петру, России нужен был выход в Балтийское море? (Связь с Западом, торговля, обмен культурными ценностями.)
  • Сколько лет длилась война, которая помогла вернуть захваченные в XVII в. земли по берегам Балтийского моря? (С 1700 по 1721гг.)

Россия добилась победы.

Но завоеванные земли были пустынны, берега реки Невы болотисты, безжизненны; угрюмый лес шумел в тумане. Жилища северных жителей были редки и убоги.

  • Какое решение принял Петр I? (Построить город.)
  • О каком городе идет речь?
  1. Работа по учебнику . Чтение отрывка (с. 78, 1 ч.).
  2. Беседа по вопросам.
  • Как автор описывает места, где решили построить город?
  • Как понимаете «В Европу прорубить окно? (Выход в море для связи с Европой.)
  • Какую роль должен сыграть город на Неве? (Город необходим, чтобы шведы почувствовали силу и мощь победителя, крепость-город будет вселять уверенность в безопасности. Морские корабли, на мачтах которых будут развеваться флаги всех стран, будут гостями города и страны.)
  • Какие эпитеты автор подбирает, описывая город? («Пышно, горделиво. Построены дворцы и парки. Корабли стремятся к берегам Невы, одетым в гранит. Красота Москвы померкла перед великолепием Петербурга, как бывшая царица, ставшая вдовой, уступила в красоте новой царице.)

За что Пушкин любит Петербург? (За строгость стройных строений, за бесчисленные мосты с чугунной оградой, за северное сияние, которое освещает его комнату, где он читает без свечи, без лампады. Восхищается он спящими громадами домов на пустынных улицах и медленным, величавым и мощным течением Невы.)

  • Какова интонация каждой строфы?
  • Каковы чувства? (/ строфа - грусть, задумчивость, печаль, рожденная унылым пейзажем; II строфа - уверенность, решимость; III строфа - гордость и восхищение; IV строфа - любовь.)

III. Подведение итогов урока.

  • Понравился ли вам отрывок?
  • Какие литературные приемы позволили поэту воспеть град Петров и будущее России?

Домашнее задание: ________________________________________________________________

Индивидуальное задание: задание 2, с. 78 в учебнике (О памятниках Петру I).

Читайте также: