А с пушкин детские и лицейские годы стихотворение няне конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Дружеское послание – oдин из дpeвнeйшиx пoэтичecкиx жaнpoв, пpeдcтaвляющий coбoй cтиxoтвopнoe пиcьмo, в кoтopoм пoэт, oбpaщaяcь к кoнкpeтнoмy aдpecaтy c пpocьбaми, пoжeлaниями, yвeщeвaниями, выcкaзывaeт cвoи cyждeния пo кaкoмy-либo мopaльнo-филocoфcкoмy вoпpocy.

Гувернёр – воспитатель детей в дворянских семьях, обычно иностранец.

Светлица – часть крестьянского жилища восточных славян, светлая парадная комната.

Стоять на часах – стоять на посту, в карауле.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений.

Из 30 учеников лицея Пушкин по успеваемости занял 26-е место на момент окончания этого престижного учебного заведения.

Кроме фехтования, российской и французской словесности, в которых он был первым отличником, с другими предметами у него не сложилось.

Но жизнь в Петербурге не была для поэта безоблачной.

За распространение вольных стихов в 1824 году Пушкина отправляют в ссылку в его родовое село Михайловское, где жила и его няня.

В этот период Пушкин записывает сказки и песни, услышанные от Арины Родионовны. Часть этих сюжетов станут основой для знаменитых пушкинских сказок.

Жанр дружеского послания был достаточно распространённым в литературе начала XIX века. Послания адресовали друзьям, коллегам, возлюбленным. Но Пушкин посвящает своё стихотворение неграмотной русской женщине, вложив в него понимание необыкновенной любви.

В стихотворении поэт выражает няне признательность за всё, что им вместе довелось пережить.

Последняя встреча Пушкина с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда поэт был проездом в Михайловском. В следующем году она скончалась, и её смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга.

Теоретический материал для углублённого изучения

Пocлaниe – этo oдин из дpeвнeйшиx пoэтичecкиx жaнpoв, пpeдcтaвляющий coбoй cтиxoтвopнoe пиcьмo, в кoтopoм пoэт, oбpaщaяcь к кoнкpeтнoмy aдpecaтy c пpocьбaми, пoжeлaниями, yвeщeвaниями, выcкaзывaeт cвoи cyждeния пo кaкoмy-либo мopaльнo-филocoфcкoмy вoпpocy.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделение цветом

Задание: к какому сословию принадлежала семья Пушкина?

Задание опирается на факты биографии А. С. Пушкина, рассмотренные в объясняющем модуле. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа, вспоминаем, что в семье Пушкина была обширная библиотека, его родители были светскими образованными людьми. Таким образом, из вариантов ответа выбираем правильный: дворяне. Выбор осуществляется выделением цветом.

Выбор элемента из выпадающего списка

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;

Развивающие : развивать речь, логическое мышление, воображение.

Воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.

– Как звали няню? ( Арина Родионовна.)

Арина Родионовна Яковлева – няня А.С.Пушкина.

– Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.

– Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.

– Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных.

– Рядом с ним слева стоит небольшая деревянная избушка. Это домик няни.

– Простые деревянные стены, прялка в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью – всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла.

– Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкина. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин – первый поэт России, её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня – простая неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной семейства Ганнибалов.

В год рождения Саши Арина Родионовна получила вольную, т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет.

3.Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какую картину вы себе представили?

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4.Постановка учебной задачи.

– Сегодня мы будем учиться читать это стихотворение выразительно и познакомимся с новым видом лирики – посланием.

– От чьего лица написано стихотворение?

– На что похоже это стихотворение? (На письмо.)

– Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием. это особый поэтический жанр, построенный в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц

— Кому посвящено стихотворение?

– Каким чувством оно пронизано?

– В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

– Как называет поэт няню?

– Определите лексическое значение слова дряхлая в повседневной речи.

Дряхлая: – сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

-Определите лексическое значение слова голубка . Когда вы встречались с этим словом?

Голубка : – голубь – символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).

– Могут ли вместе использоваться эти два непохожих слова?

Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта.

На сколько частей можно разделить стих-е?

– Можно разделить стихотворение на 4 части.

1 часть–обращение лирического героя к няне. (…голубка дряхлая моя)

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. (…давно, давно ты ждешь меня)

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль… (ты под окном своей светлицы….в твои наморщенных руках)

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения. (глядишь….

Литературная игра

Как же, с помощью каких средств художественной выразительности, переданы в стихотворении чувства героя и няни?

Найдите эпитеты в стихотворении? ( старушкадряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Найдите метафоры ? ( тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни)

Какие сравнения использует поэт? ( горюешь, будто на часах – передают ее томительное ожидание)

– Как вы понимаете следующие слова и выражения?

– Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет.)

–– Что главное надо передать при чтении стихотворения? (Любовь, тёплые чувства.)

7. Итог. Обобщение.

– С каким стихотворением познакомились на уроке?

– Какое стихотворение называется посланием?

– Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

– Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

– Перечитайте две первые строкипроизведения. Почему поэт не называет няню по имени?

– Он не называет её по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ А.С. Пушкин, рассказ о жизни поэта (детство, лицейские годы). Литературная сказка.doc

Урок литературы в 5 классе

Тема: А.С. Пушкин, рассказ о жизни поэта (детство, лицейские годы). Литературная сказка

Цели: - воспитывать интерес к личности поэта;

- развивать внимательность, зрительно - слуховую память,

навыки работы с учебной статьей

Тип урока: урок изучения нового материала

Что за прелесть эти сказки! А.С.Пушкин

I . Оргмомент. Постановка цели урока.

II . Актуализация опорных знаний

- А.С.Пушкин в своем творчестве активно использовал художественный потенциал фольклора. Повторим изученное.

Беседа с учащимися (фронтально)

1) Дайте определение фольклора

(Фольклор – устное народное творчество)

2) Назовите фольклорные жанры

(Пословицы, поговорки, загадки, былины, песни, сказки…)

3) Что такое сказка?

(Сказка – вид устного или литературного повествования о

вымышленных необыкновенных событиях и приключениях)

4 ) Какие сказочные формулы характерны для народной сказки?

(Постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами…)

Работа с карточками по вариантам (письменно в тетрадях): проанализировав примеры, определить сказочную формулу

(Два ученика могут работать на оборотах доски)

1) «И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не

пространство)

3) Дорожка дальняя, лес дремучий, яблочко наливное

(постоянные эпитеты)

Взаимопроверка работ (в том числе и на доске), исправление ошибок, оценивание (за каждый правильный ответ – 2 балла)

III . Работа над темой урока

1. Знакомство с понятием литературной сказки (слово учителя с

привлечением учащихся) – 3 мин.

- Все эти сказки – литературные. Что же такое литературная сказка? (Учащиеся читают вслух определение литературной сказки в учебнике на стр.79)

- Литературная сказка возникла из сказки народной, поэтому у них есть сходства и различия. Послушаем, что говорят по этому поводу сами сказки

(ученики заранее подготовлены)

Народная Сказка (Н.С.):

- Я, Народная Сказка, появилась на свет в глубокой древности, когда еще не было письменности

Литературная Сказка (Л.С.):

- Я, Сказка Литературная, возникла гораздо позже Народной.

- Я результат коллективного творчества людей, меня сочинил народ.

- Мой автор – конкретный человек, писатель, поэтому я существую в письменной форме, в одном варианте, и мой текст не может быть изменен.

- Я, в отличие от тебя, существую в устной форме, иногда в нескольких вариантах, так как сказитель вносит свои изменения.

- Кроме отличий, у нас есть много общего. Например, вымышленный увлекательный сюжет, фантазия, борьба добрых и злых сил.

- А главное – испокон веков во всех сказках добро побеждает зло!

- Какие особенности литературной сказки вам запомнились?

(Конкретный автор, письменная форма существования,

отсутствие вариантов текста, вымышленный сюжет, победа

добра над злом)

2. Работа по портрету А.С.Пушкина (худ. О. Кипренский)

- А.С.Пушкин – автор многих литературных сказок. Перед вами один из лучших портретов А.С.Пушкина. Художник стремился показать миру образ величайшего поэта, гордость русской культуры

Беседа с учащимися:

- Каким мы видим поэта?

- Опишите его позу, лицо, одежду.

- Какая деталь на портрете указывает на то, что перед нами поэт?

(Если учащиеся затрудняются ответить, им может помочь

(На портрете Пушкин изображен в спокойной и благородной позе. Он в темном сюртуке, небрежно перекинут плед через плечо. Вдаль устремлен его ясный и мудрый взор. В углу картины – статуэтка музы с лирой, символом поэзии. Пушкин изображен в расцвете творческих и жизненных сил)

3. Знакомство с биографией А.С.Пушкина (детство, лицейские годы)

1) рассказ учителя (или подготовленного ученика) с использованием компьютерной презентации (может быть подготовлена учеником)

2) рефлексия: фронтальный опрос по вопросам последнего слайда

4. Работа с учебником (по группам – поиск новой информации о поэте,

индивидуально – творческое задание):

1) чтение молча отрывков из учебной статьи, обсуждение в группах: какую новую информацию почерпнули?

I гр. –1-2 абзацы, стр.81-82

II гр. – 3-4 абзацы, стр.82

III гр. – с 5 абзаца и до конца, стр.82-83

Индивид. задание– написать акросочинение на тему

- С какой новой информацией о Пушкине познакомились?

(В доме Пушкиных бывали известные литераторы. В раннем

детстве Пушкин был неуклюжим, застенчивым ребенком.

Бабушка Марья Алексеевна Ганнибал рассказывала мальчику о

знаменитых предках. Няня Арина Родионовна осталась в

здесь 31 год. Юный Александр любил читать, посещал

библиотеку родственников, одну из лучших в Европе. Пушкин

придумал сказочную страну Лукоморье)

IV . Домашнее задание:

Выполнить творческую работу (по выбору):

Составить кроссворд по теме.

V . Итоги: Литературный диктант (в сильном классе можно дать более сложные задания), (взаимопроверка, за правильный ответ – 2 балла)

1.Наличие конкретного автора, письменная форма существования – это

признаки сказки …(литературной)

2. Художник, написавший портрет А.С.Пушкина… (О.Кипренский)

3. Год рождения Пушкина…( 1799)

4. Имя знаменитого предка поэта…( Абрам Петрович Ганнибал)

5.Любовь к народным сказкам Пушкину привела…( няня Арина

6. Учебное заведение, в котором учился Пушкин…( Лицей)

- Сегодня мы познакомились с некоторыми эпизодами из жизни великого русского поэта. На следующих уроках мы прикоснемся к его творчеству. Надеюсь, эти встречи будут яркими и интересными.

Использованная литература:

Литература: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. Обучения. Е.А.Исаева, С.И.Сафарян. – К.: Навч. книга, 2005

Творческие задания по литературе. 5-11 класс.- Сост. Мельникова Л.В., Король Г.Н., Бухлова Н.В., Томас В.Н. – Донецк, 2001

Акросочинение

П оэтическая слава России.

У чился в Лицее в Царском Селе.

Ш алить не любил, был застенчив.

К ниги сделали его образованным.

И нтерес проявлял к фольклору.

Н ет людей, не знающих его сказок!

Текстовое сопровождение презентационного проекта

6 июня 1799 года в Москве на Немецкой улице во дворе коллежского регистратора у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр

Пушкины принадлежали к старинному дворянскому роду, который вел свое начало с Х III и был тесно связан с историей становления государства Российского. Среди документов семейного архива выделяется красочное изображение родового герба.

Герб представляет собой рыцарский щит. В верхней половине на горностаевом меху, на бархатной подушке – княжеская шапка. Это знак того, что предок Пушкиных воевал под знаменем Александра Невского. В нижней части герба на левом поле – рука в серебряных латах, сжимающая меч, на другом – орел с распростертыми крыльями, держащий в когтях меч и державу Слайд №

Родоначальником фамилии по материнской линии был Абрам Петрович Ганнибал, крестник и воспитанник Петра I

Надежда Осиповна, мать поэта, урожденная Ганнибал, получила хорошее домашнее воспитание, была начитанна, прекрасно владела французским языком.

Сергей Львович, отец поэта, отставной майор, участвовал в любительских спектаклях, писал стихи, прекрасно декламировал, был незаменимым участником светских вечеров. Его разносторонние интересы способствовали развитию дарований детей

Первенцем в семье Пушкиных была дочь Ольга. Она свободно владела французским, английским, училась музыке, рисованию.

Младший брат Лев был очень остроумен, писал хорошие стихи, Учился в Благородном пансионе при Петербургском университете

Детство А.С.Пушкина тесно связана с именем няни поэта – Арины Родионовны Яковлевой. Именно няня дарила ему душевное тепло, любовь к русскому языку, народной речи, рассказывала ему народные сказки и предания

У Пушкина была комната №14. Убранство скромное: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница, гусиные перья, подсвечник. По одну сторону комнаты – глухая стена, по другую – комната его друга И.Пущина, №13

Занятия студентов проходили в классах. Лицеисты вставали в 6 часов, одевались, шли в зал на молитву, потом в класс, учились с 7 до 9, потом пили чай и шли на прогулку. С 10 до 12 снова учились, обедали, снова гуляли, снова учились – и так до вечера. Особенно увлеченно Пушкин изучал историю, литературу, философию

В Актовом зале, украшенном высокими мраморными колоннами, роскошными хрустальными люстрами, проходили торжественные собрания

В Лицее А.С.Пушкин приобрел себе верных друзей, сам научился дружить, пронеся по жизни память и великую любовь к своим друзьям. Среди преданных друзей были А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, И.Пущин

В 1990 году в саду Лицея был установлен памятник А.С.Пушкину работы скульптора Р.Р.Баха. Поэт сидит на скамейке, глубоко задумавшись, устремив вдаль взгляд; полы его сюртука расстегнуты, поза свободна. О чем он думает? Возможно, о беззаботных студенческих годах, о преданных друзьях, о первых поэтических опытах. И люди идут к Пушкину, несут ему цветы, дарят свою бесконечную любовь и огромное уважение к его творческому гению

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжить изучение жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина;

выявить художественные особенности стихотворного послания;

помочь осмыслить стихотворение;

показать своеобразие лирики автора;

учить выразительному чтению стихотворения, формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности и анализа лирического стихотворения;

обогащать активный и пассивный словарь: дряхлый, светлица, всечасно, предчувствие

воспитывать любовь и сострадание к ближнему.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Речевая разминка

1).Различение на слух литературоведческой терминологии

2). Различение на слух предложений

- Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Учитель называет словарь за экраном:

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ 18 ВЕКА

Мы читаем, любим, заучиваем наизусть стихи А.С.Пушкина.

Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.

В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более 800 лирических стихотворений.

Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Учащиеся слушают и повторяют.

Опрос домашнего задания. Рассказ о поэте (по статье учебника стр.87 – 88)

-Дополните предложения, опираясь на текст учебника.

- Продолжаем знакомиться с творчеством А.С.Пушкина.

Сегодня мы будем говорить о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. Большое значение в жизни поэта сыграла его няня Арина Родионовна, которая не покидала его даже в самую трудную минуту.

- Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное его няне, Арине Родионовне, которое так и называется “Няне”,

Впишите пропущенные слова и даты.

Александр Сергеевич Пушкин родился в городе___________6 июня _____года. Детство поэта прошло в _________. Отец Пушкина, Сергей Львович, был прекрасным ___________. Известным поэтом того времени был ________, Василий Львович. На _____ году жизни Пушкин уже сочинял на французском языке маленькие комедии, на _____году знал наизусть всю французскую литературу. Благотворное влияние на Пушкина оказали ________ и ________ ________,которые познакомили его с устным народным творчеством.

Читайте также: