А с грибоедов личность и судьба драматурга урок в 9 классе конспект урока и презентация

Обновлено: 07.07.2024

( на экране - изображение надгробного памятника А.С.Грибоедову ).

Какая же задача возникает перед нами в самом начале знакомства с Грибоедовым и его

2. Формулирование учебной задачи (высказывания уч - ся): Рассмотреть биографию

писателя и выяснить, какими качествами и какими делами А.С.Грибоедов обессмертил

Работая над решением задачи, какую проблему будете решать?

1) О Грибоедове можно сказать, что он был талантливым писателем, публицистом,

Послушайте вальс, написанный им, и рассм отрите его портреты. Попробуй те

представить, каким был изображённый на портретах человек, написавший этот вальс.

(на экране - портреты А.С.Грибоедова, звучит запись вальса)

3) Это ваши представления о нем, а кто, по - вашему, дал бы наиболее точную

характеристику А.С.Грибоедову? ( его современники, писатели, критики, изучавшие

(Формулирование задачи уч - ся: Выяснить, каким предстает

2. Работа в группах : Прочитать воспоминания о А.С.Грибоедове, сформулировать ответ

на поставленный вопрос ( на карточках - приложение №1)

3 . Выступления уч - ся с результатами групповой работы.

1) В жизни часто бывает так, что, встретившись с интересным че ловеком, вы хотите

узнать о нем больше. Какие сведе ния вас при этом и нтересуют? ( высказывания уч - ся)

2) Работа в парах по изучению биографии и составлению хронологиче ской

таблицы: Прочитать материал (на карточках - приложение №2 ) по биографии писателя,

озаглавить этап жизни, выбрать даты для записи в хронологическую таблицу, кратко

5 . Выступление с результатами работы по карточкам ( по ходу выступления уч - ся

записывают в хронологическую таблицу даты и факты) На экране появляются

одновременно с выступлением уч - ся даты, факты, портреты.

6 . Дополнительная информация учителя о некоторых фактах биографии ( в

1. Задание: подтвердите или оп ровергните предлагаемую информац ию, обосновывая ответ

1 ) Блестящие способнос ти А.С.Грибоедова раск рылись только в последние годы жизни .

2 ) Он не участвовал в во йне 1812 года, но она имела большо е значение в формиров ании его

3 ) Он не имел никаких отн ошений с декабристами , поэтому не был привлечён к следствию .

6 ) А.С.Грибоедов поги б в первые же минуты разгрома рус ской миссии, не успев о казать

2 . Вот такая трагическая, н о яркая судьба была у необычайно од аренного человека. Если она

вас заинтересовала, в ы можете прочитать интер есную книгу Ю. Тынянова о жизни

V. 1. Рефлексия: Был ли урок для вас открыти ем? Что помогло вам решить

VI . Домашнее задание: 1. Перечитать статью в учебнике и выполнить на выбор задание:

1) подготовить рассказ о судьбе писателя, используя хронологическую таблицу

« Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический

характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки,

неизбежные спутники человечес тва, - все в н ем было необыкновенно

привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он

опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека

государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан;

даже его холодная и блестящая храбрость оставалас ь некоторое время в

подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости,

эту глупую, несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем, как о

А) « Человек, сильный душою, умеющий собою владеть и казаться наружно спокойным и

равнодушным, но вместе с тем в высшей степени пылкий и страстный. Он не умел и не

Б) «Грибоедов имеет особенный дар привязывать к себе людей своим умом,

откровенным, благородным обращением и ясною душой … Он имеет толпы обожателей

Фок, действительный статский советник, управляющий III отделением)

А) « Кровь сердца всегда играла у него на лице. Никто не похвалится его лестью; н икто

не дерзнёт сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но

Б) « Он был хорошим сыном, хорошим братом, верным другом и всегда по сердцу,

В) «Красноречие А.С. Грибоедова, всегда пламенное, было убедительно потому, что

основывалось на здравом смысле и глубокой учености. Трудно было не согла ситься с ним

во мнении. Он имел особенный дар, как все необыкновенные люди, убежда ть и

привлекать сердца. Знать его было то же, что любить. Более всего привязывало к нему его

непритворное добродушие, которое при необыкновенном уме де йствовало

Карточка №1. Родился Александр Сергеевич Грибоедов в 1795 г. в Москве в

обеспеченной, родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и

стремительное умственное развитие. Он получил прекрасное домашнее обра зование, а

затем его отдали в лучшее в то время заведение в России, Московский благородный

С 1806 по 1812 гг. он учится в Московском университете, в котором график занятий был

очень напряжённым. Лекции начинались в 8 утра и продолжались до 12 час ов, после

обеда слушались с 3 до 5 часов, а после занятий профессора приходили на дом к своим

А.С.Грибоедов заканчивает юридический и философский (отделение слове сности)

факультеты. Закончить третий факультет – математики и естественных наук, а также сдать

экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук помешала

По окончании обучения А.С.Грибоедов превосходил в образованности всех с воих

сверстников. Он владел несколькими европейскими языками (английским, французским,

немецким, итальянским ) , изучал древние и восточные языки (персидский, арабский,

турецкий), учил санскрит, много читал (почти наизусть знал Гете, Шиллера, Шекспира в

подлинниках), занимался музыкой и был знатоком музыкальных произведе ний Моцарта,

Бетховена, Гайдна, Вебера. Сам сочинял музыкальные произведения (до нас дошли 2

Карточка №2. Война 1812г. перевернула жизнь всей страны. Наполеон подступил к

стенам древней Москвы. Суровые испытания, выпавшие на долю России не могли не

найти отклик в душе Александра Сергеевича Грибоедова . И он, движимый

патриотическим порывом, записался волонтёром - корнетом в Московский гусарский полк,

а затем был переведен в Иркутский полк. Но в военных действиях ему не пришлось

участвовать, так как оба полка находились в резерве. Здесь судьба е го свела со Степаном

Никитичем Бегичевым, ставшим его задушевным другом, оказавшим на него большое

нравственное влияние. Бегичев заставил его всерьёз размышлять о кре постном праве, о

современном состоянии России, об Отечественной войне. «Ты, мой друг, поселил в меня

любовь к добру, я с тех пор начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную

Карточка №3. В начале 1816г А.С.Грибоедов, выйдя в отставку, поселяется в Петербурге

и определяется на службу в коллегию иностранных дел, в которой служил и Пушкин.

Там и познакомились будущий великий поэт и будущий автор гениальной комедии. Они

были молоды, увлечены весёлой столичной жизнью, влюблены в поэзию и театр.

А.С.Грибоедов вращается в театрально - литературных кругах Петербурга (сближается с

кружком А. А. Шаховского), переводит для театра, пишет сам и совмес тно с Шаховским и

Грибоедов прожил в Петербурге недолго. Он участвует в качестве секунданта в дуэли,

которая заканчивается смертью одного из участников.

Следствием этого стало решение начальства удалить чиновника Грибоедова из

Карточка №4. В 1818 г. Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической

миссии в Персию. Он едет к месту новой службы, как в ссылку, с тяжёлым сердцем,

В конце 1821г. он переведён в Тифлис секретарём по дипломатической части при генерале

На Кавказе, Грибоедов начинает писать свою будущую комедию “Горе от ума” , тогда он

назовёт её “Горе уму”. Первым его слушателем был ближайший друг Пушкина Вильгельм

Карлович Кюхельбекер (будущий декабрист). Вот что он вспоминал: «Гениальный,

почти при мне, по крайней мере, мне первом у читал каждое отдельное явление сразу

Грибоедов постоянно вращался в среде будущих декабристов. Соглашаясь с

декабристами в необходимости изменений, но был убеждён, что тайный заговор с целью

насильственного переворота не принесёт восставшим победы.

восстания в феврале 1826 года его, как и многих, арестовали и привлекли к следствию по

делу декабристов. Более 3 - х месяцев Грибоедова держали под арес том, но доказательств

его причастности к заговору не обнаружили. Свобода была желанной, но с привкусом

горечи – в крепости оставались друзья. Лето 1826 года Грибоедов провёл в Петербурге.

Его потрясла весть о казни пяти декабристов и о тяжёлой участи, выпавше й на долю

Карточка №5. Осенью 1826 г. Александр Сергеевич возвращается к месту службы, в

Тифлис, так как начинается русско - персидская война. Грибоедов принимает учас тие в

нескольких сражениях, но достигает значительных успехов на диплома тическом поприще

(по словам Н. Н. Муравьева - Карского, Грибоедов «заменял. единым своим лицом

Николай I по приезде А.С.Грибоедова с договором в Пе тербург щедро наградил

дипломата, произвёл в ранг полномочного министра - резидента России в Персии.

Вместо литературных занятий, которым он мечтал посвятить себя (в его бумагах планы,

В июне 1828г. Грибоедов уезжает из столицы с мра чными предчувствиями . По пути в

Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе. Вынашивает планы

Карточка №6. В 1828 году к Грибоедову пришла большая любовь. Будущую жену он

знал еще девочкой, она была дочерью его друга, грузинского поэта, князя Александра

Чавчавадзе. Грибоедов давал Нине уроки игры на фортепьяно. Судьба Нины решилас ь за

один летний день. Всю свою жизнь она будет вспоминать мозаику этого дня: дорожку

утреннего сада, вдумчивый взгляд Грибоедова, а затем его стремительное признание, её

стремительное согласие стать его женой, суматоху в доме. Юная (16 - летняя) жена

Грибоедова была очень любезна, красива и образованна.

Грибоедов пишет друзьям: «Женат, путешествую с огромным карава ном… Ночуем под

шатрами на высотах гор, где холод зимний. Нинуша моя не жалуется, всем довольна. Я

Но счастье было очень недолгим, надо было срочно ехать по делам в Персию. И спустя 18

дней после венчания Грибоедов с женой в сопровождении русской мисс ии едут в Тавриз.

В последнем письме он пишет своей жене: «Бес ценный друг мой, жаль мне тебя, грустно

без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувс твую, что значит любить … Чем далее

от тебя, тем хуже. Потерпим ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам

Незадолго до отъезда в Персию Грибоедов как бы предвидя свою гибель, говорил жене:

«Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, похорони меня в Тифлисе, в

Карточка №7. Российский министр в Персии занимается многими делами, в том числе

отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух

женщин - армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы

с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 года толпа мусульманских

фанатиков, подстрекаемая властями, напала на русс кое посольство в Тегеране. Толпа

народа ворвалась во дворы, где помещались члены русской миссии, перебила все х их,

ограбила всё их имущество. Грибоедов увидел, что дело дошло до крайности и при нём

никого не оставалось, кроме его дяди, который стал заряжа ть ружья и подавать

племяннику. Грибоедов убил до 18 человек из толпы, которая пыталась ворваться в его

комнату. Когда люди увидели, что нет возможности ворваться в комнату через двери, они

забрались на крышу, и, сломав потолок, убили Грибоедова через отверстие, сделанное в

Секретарь посольства, барон К.К.Боде, позже в своих заме тках написал: « Но что в моих

глазах ставит Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни

были, это та настойчивость и решимость, с которой он ушёл поддерживать достоинство

русского имени на Востоке… Заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно

Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите — слова

Нины Чавчавадзе, его жены: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего

Урок сопровождается мультимедийной презентацией, сделанной учителем вместе с учащимися. Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством А.С.Грибоедова – человека громадного таланта и необыкновенной судьбы.

Во время урока и в процессе подготовки к нему развиваются аналитические навыки, умение обобщать и делать выводы, умение самостоятельно готовить публичные выступления и выступать перед аудиторией; воспитывается чувство патриотизма, нравственные качества.



Целевая аудитория: для 9 класса

Отличная разработка, очень интересный материал, рассказывающий о жизни и творчестве А.С. Грибоедова. Хорошая презентация, соответствующая всем рекомендациям. Спасибо.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1(Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв и др.; под редакцией В.Я. Коровиной.-20-е изд.-М. :Просвещение, 2013.

2.Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе : 9 класс/Авт.-составит. В.Я. Коровина и др.-М.: Просвещение, 2010.

На экране портрет А.С. Грибоедова работы И. Крамского, 1873г.

Эпиграф: Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…

I. Работа по теме урока.

1. Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы продолжаем изучение историко-литературного процесса 19 века.

Вы помните, что 19 век начался таким направлением в искусстве как романтизм. Основной чертой этого направления было то, что человек противостоял обстоятельствам.

Развитию романтизма в русском искусстве способствовали исторические события 1812года (война с Наполеоном) и восстание декабристов 1825 года.

Действительно,19век стал особенным для русской литературы. А какие имена: Жуковский, Пушкин, Лермонтов…

И сегодня нам предстоит знакомство с человеком особенным: талантливым, светским, незаурядным, бунтарём, одним словом-героем своего времени.

Этому человеку: музыканту, политику, драматургу, дипломату, военному было суждено создать в литературе образ, соответствующий сути явлений самой жизни. Реальный образ.

Как же мог выглядеть такой незаурядный человек?

(Демонстрируется портрет А.С. Грибоедова работы И. Крамского, 1873г.)

2. Литературно-музыкальная композиция.

Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством комедии, блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна.

Кто он был? Драматург? Военный? Дипломат? Музыкант? Политик? Может быть, все вместе?

1-ый ученик. Родился Александр Сергеевич в 1795 г. в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. В 1806–1812 гг. он учится в Московском университете и заканчивает юридический и философский (отделение словесности) факультеты. Закончить третий факультет – математики и естественных наук, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук помешала Отечественная война 1812 года. Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. Но поскольку оба полка, в которых служил будущий автор комедии, находились в резерве, участвовать в военных действиях ему не пришлось.

2-ой ученик. В 1816 г. Александр Сергеевич оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками, изучал древние и восточные языки, много читал, занимался музыкой, причем был не только тонким знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял.

Учитель. До нас дошли два вальса Грибоедова, послушайте один из них.


Звучит вальс А. С. Грибоедова.

После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был?

(Показ остальных портретов А. С. Грибоедова - работы Машкова, Уткина, Каратыгина.)

Если внимательно всмотреться в эти портреты, невольно приходит мысль: а не разные ли это люди? Повторяется только одно – очки. Так, на знаменитой гравюре Н. Уткина 1829 г. – задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде.

На акварели В. Машкова 1827 г. – тонкогубый, задумчивый человек, с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А вот портрет, написанный много лет спустя после смерти поэта, в 1873 г., художником И. Крамским. Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешке… Холодный лик…

Так каким же он был на самом деле?

Каким его видели современники?

Одеян не был ты туманом,

Не искажен и не уныл,

…Свой покров нередко дума

Бросала на чело твое,

Где ты прикрыть желал ее

Улыбкой, шуткой, разговором…

(В. Кюхельбекер. Памяти Грибоедова)

По духу времени и вкусу

Ученик 1. Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими активными участниками декабристского движения. Он писал:

…Не наслажденье жизни цель,

Не утешенье наша жизнь.

О, не обманывайся, сердце!

1-й ученик. В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 г.

Учитель. Да, такая точка зрения существует. Учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что этот 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы, в Тифлис, где он исполняет должность секретаря по дипломатической миссии.

В 1828 году заканчивается война с Персией. Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов, благодаря которому и был подписан Туркманчийский мирный договор. (Слайд)

Грибоедов с почетом был принят императором Николаем I, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии.

Ученик. Его будущая жена –16-летняя княжна Нина Чавчавадзе; она очень любезна, очень красива и прекрасно образованна.

Ученик. «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзевой… все на нее глядел, задумался, сердце забилось, беспокойства ли другого рода, по службе, теперь

Учитель. Но счастье было очень недолгим. Надо было срочно по делам ехать в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов выехал вместе с женой в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно, предчувствуя недоброе, он оставил Нину на границе. Он очень тосковал в разлуке. Вот строки из последнего его письма к жене.

Ученик. 30 января 1829 г. толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями, напала на русское посольство. Грибоедов был убит.

1-й ученик. Убийство Грибоедова было заранее обдуманным и преднамеренным: тегеранским властям не нравилось, как решительно и настойчиво защищал русский посланник интересы России.

2-й ученик. «…Враждебно расположенные к Грибоедову люди подстрекнули народ осадить дом посольства и силою вырвать из наших рук укрывающихся в стенах его русских пришельцев. Когда толпа теснилась у ворот… один из конвойных казаков, защищая вход во двор, выстрелом из пистолета убил, как говорят, персиянина. Ожесточенный народ поднял и отнес бездыханный труп на шахский майдан (или дворцовую площадь), куда собралось многочисленное духовенство, разжигая страсти черни на мщение за пролитую мусульманскую кровь. От слов перешли скоро к делу. Народ снова явился в еще большем количестве к дому посланника. Тогда Грибоедов и остальные члены миссии, видя, что дело плохо, приготовились к осаде и заделали все окна и двери; вооруженные и в полной форме, они решили защищаться до последней капли крови… Говорят, что Грибоедов одним из первых был убит пулей из ружья бахтиарца…

Когда все было кончено и наступила мертвая тишина, явилась на сцену городская стража и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха для усмирения народа…

Учитель. Нина Александровна прожила долгую жизнь, но, оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла чёрного траурного платья до последних дней своих.

Что в моих глазах ставит Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни были, – это та настойчивость и неустрашимость, с которою он ушел поддерживать достоинство русского имени на Востоке… Заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны всякого уважения…

Вот такая трагическая судьба была у этого необычайно одаренного человека.

Горька судьба поэтов всех времен;

Тяжелее всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен…

Стянула петля дерзостную выю…

…Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий Перунами полет

Сияньем облил бы страну родную.

Домашнее задание: биография А. С. Грибоедова; читать I и II действия пьесы; вспомнить основные правила классицизма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ А.С.Грибоедов личность и судьба.pptx

А.С.Грибоедов: личность и судьба Презентацию подготовила Аннина Галина Сергее.

Описание презентации по отдельным слайдам:

А.С.Грибоедов: личность и судьба Презентацию подготовила Аннина Галина Сергее.

А.С.Грибоедов: личность и судьба Презентацию подготовила Аннина Галина Сергеевна учитель русского языка и литературы филиала МОУ СОШ п. Кушумский в селе Верхний Кушум

… чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить своему отечеству. А.С.Г.

… чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить своему отечеству. А.С.Грибоедов


Портреты А.С.Грибоедова Любопытно воспоминание Д.И.Завалишина (декабрист, дру.

Современники о личности писателя Удивительно единодушие высказываний мемуарис.

Разносторонние знания Грибоедова Грибоедов серьёзно занимался литературой, ис.

А вот что писал Грибоедов П.А.Катенину: «Прощай, сейчас еду со двора: куда ты.

Грибоедов был прекрасным музыкантом. Современники отмечают, что он любил музы.

Грибоедов был прекрасным музыкантом. Современники отмечают, что он любил музыку, тонко понимал её, часами играл сам. И сегодня мы испытываем глубокое удовольствие, слушая грибоедовские вальсы. Вам приходилось хоть раз за беседою Вдруг различить и узнать в отдаленье, Как человека, Вальс Грибоедова И удивиться его появлению? Ю.Окунев

Участь русских поэтов Горька судьба поэтов всех племён; Тяжеле всех судьба ка.

Участь русских поэтов Горька судьба поэтов всех племён; Тяжеле всех судьба казнит Россию… В.Кюхельбекер

Литература и другие источники А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. Мо.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2f77adc97ef19ffc6158f823bd48e13e&n=24 рttp.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4661f752f0f035bb9f0a84e345027ad2&n=24 http.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=a5bdeed1a62fb4cc236baf5afb3e255e&n=21 http.

Выбранный для просмотра документ Урок Грибоедов.docx

Урок литературы в 9 классе

Подготовила и провела Аннина Галина Сергеевна

МОУ ООШ с. Верхний Кушум

Учебный предмет: литература

УМК под редакцией В. Коровиной

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема. А.С.Грибоедов: личность и судьба.

Цели : знакомство с биографией А.С.Грибоедова; на примере жизни драматурга, образованнейшего человека своего времени, дать учащимся пример творческой и высоконравственной личности.

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию…

… чем больше имеешь знаний, тем лучше

можешь служить своему отечеству.

1. Вступительное слово учителя.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ о жизни А.С.Грибоедова?

- Какие факты жизни писателя показались вам особенно интересными? Почему?

- Как вы думаете, какие стороны характера Грибоедова помогли ему стать настоящей личностью, интересной и значительной?

4. Вновь обратимся к портретам Грибоедова (презентация).( Слайд №3,4)

Самым удачным считается портрет, написанный в 1873 году известным художником И. Крамским (высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, чёрные густые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, словно отрешённый от всех мирских забот.

- Ребята, а что вы можете сказать о Грибоедове, глядя на его портрет? Попробуйте составить краткий словесный портрет писателя. (Учащиеся выполняют небольшую письменную работу, затем зачитываются некоторые мини-сочинения)

5. Удивительно единодушие высказываний мемуаристов о личности писателя: необыкновенно глубокий ум, обширнейшие познания, талантливость, разносторонность дарований, независимость в суждениях, душевная чистота, активность натуры.

- О чём свидетельствуют эти слова Грибоедова?

- Если бы Грибоедов жил в наши дни, кем, по-вашему, он мог бы стать?

Грибоедов был прекрасным музыкантом. Современники отмечают, что он любил музыку, тонко понимал её, часами играл сам. И сегодня мы испытываем глубокое удовольствие, слушая грибоедовские вальсы .(Слайд № 8)

(Прослушивание одного из вальсов Грибоедова)

заранее подготовленным учеником.

Вам приходилось хоть раз за беседою

Вдруг различить и узнать в отдаленье,

Как человека, Вальс Грибоедова

И удивиться его появлению?

Вы торопили свой отклик ответный,

Слыша и чувствуя: он за плечами?

Вам не казались богатством несметным

Ваша растерянность, ваше молчанье?

Музыки голос… Разве мы ведаем,

Как от него мы порою зависим?

Спорим, мудрим… И вдруг Вальс Грибоедова –

Искренней всех человеческих писем.

Он обращается к памяти, к совести:

К сердцу прислушайтесь – адрес проверьте.

Ясно ли, что одолимы все горести,

Что над любовью не властвовать смерти?

Слышите, как торжествует над бедами

Ваша дорога, ваша тревога.

Вальс Грибоедова, Вальс Грибоедова –

Как это много, как это много.

- В произведениях литературы мы часто читаем письма героев своим возлюбленным (вспомните, в каких именно). Какие стороны личности Грибоедова открывает это письмо, обращённое к Нине?

Целью всей жизни Грибоедова было служение отечеству. ( Слайд № 10)

30 января 1829 года толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемых властями, напала на русское посольство. Грибоедов был убит.

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рождён;

Но юноша в свободу был влюблён…

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие, вслед ему,

Прекрасной обольщённые мечтою,

Пожалися годиной роковою…¹

Бог дал огонь их сердцу, свет – уму,

Да! Чувства в них восторженны и пылки,

Что ж? Их бросают в чёрную тюрьму,

Морят морозом безнадёжной ссылки…

Или болезнь наводит ночь и мглу²

На очи прозорливцев вдохновенных;

Или рука любезников презренных³

Шлёт пулю их священному челу;

Или же бунт поднимет чернь глухую4

И чернь того на части разорвёт,

Чей блещущий перунами полёт

Сияньем облил бы страну родную.

¹ 1825 год – год восстания и казни декабристов.

² Кюхельбекер о своей слепоте.

³ О смерти Пушкина от руки Дантеса.

4 О гибели Грибоедова.

- Вы узнали, о каких поэтах идёт речь в стихотворении Кюхельбекера?

- Как вы думаете, почему стихотворение насыщено старославянизмами? Как они влияют на интонацию и общую атмосферу стихотворения?

8 Итоги урока, рефлексия, оценки.

- Какие качества характера, личности Грибоедова являются для вас примером, образцом?

Предлагаю всем подумать о том, какие нравственные качества, жизненные принципы сформировали личность талантливого писателя А.С.Грибоедова. Напишите об этом ( домашнее задание).

Читайте также: