А п чехов биография 5 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Оценить 646 0
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №152
Конспект урока
по литературе (5 класс)
А.П. Чехов: детство, начало литературной деятельности
Самсонова Юлия Владимировна,
учитель русского языка и
литературы первой категории
Челябинск, 2015
Тема: А.П. Чехов: детство, начало литературной деятельности
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Специальные:
Познавательные: 1) Познакомить с дет c ким периодом в жизни А.П. Чехова и началом его творческой деятельности. 2) Показать особенности литературного языка А.П. Чехова, а также талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.
Развивающие: 1) Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие знания, умения и навыки и уметь применять их при изучении нового материала.
Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи.
Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.
Оборудование:
Организационный момент (вступительное слово учителя):
Рассказы Чехова можно назвать юмористическими, но также они носят ярко выраженный сатирический характер. Давайте же определим разницу между этими двумя понятиями: юмор и сатира. Что обозначают эти понятия?
Д: Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.
А Сатира - смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.
Беседа по вопросам:
У: Прочитаем эпиграф к главе о Чехове.
Один из учащихся читает вслух:
У: Значит, по мнению Толстого, в произведения Чехова надо вчитаться. Как вы понимаете это слово?
Д:Научиться понимать особенности языка Чехова.
У: Прежде чем вчитаться в произведения Чехова, прочитаем о нем самом.
Учащиеся по очереди читают вслух статью в учебнике.
У:Итак, какими талантами обладали Чехов, его братья и сестра?
Д: Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был артистический талант. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший брат Александр стал писателем, художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана – талант педагога, у сестры Марии – художественные способности.
У: Как Чехов относился к чтению?
Д: К чтению Антон Павлович Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журналы.
Учитель читает рассказ вслух.
У: Итак, о чем нам говорит фамилия фельдшера – Курятин?
Д: Фельдшер Курятин курит зловонную сигару. Фамилия фельдшера автором выбрана специально. Она говорит о том, что герой много курит.
У: Какими предстают перед нами фельдшер и больной?
У: Можете ли вы назвать этих персонажей и их поведение смешными?
Д: Да, они оба смешны, но дьячок вызывает больше сочувствия. Чеховский рассказ вызывает смех и чувство возмущения хвастовством фельдшера.
У: Прочитайте реплики фельдшера и описание его действий. О чем говорит герой?
У: Таким образом, автор дает читателям понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, что он плохо знает свое дело и храбрится перед операцией. Действия фельдшера говорят читателю, что у него не хватает знаний, чтобы выбрать подходящий инструмент, и он выбирает инструмент наугад. Давайте разберемся, о какой же хирургии говорит Чехов? А Чехов рассказывает о такой хирургии, которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за опытного врача.
Домашнее задание:
На этом уроке мы пройдём по основным вехам биографии Антона Павловича Чехова. Постараемся выяснить, что оказало влияние на его творчество. Попытаемся найти три слова, которые определят жизненный путь писателя.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "А. П. Чехов. Слово о писателе"
· Пройдём по основным вехам биографии Антона Павловича Чехова.
· Постараемся выяснить, что оказало влияние на его творчество.
· Попытаемся найти три слова, которые определят жизненный путь писателя.
А сначала мы присоединимся к ребятам, которые задумались над философским вопросом:
– Почему это писатели и поэты живут так недолго? – спросила как-то Алина.
– И правда, несправедливо, – загрустил Миша.
Ведь если подумать – Александр Сергеевич Пушкин прожил только 37 лет.
На долю Михаила Юрьевича Лермонтова выпало только 26 лет.
Да и жизнь Николая Васильевича Гоголя нельзя назвать долгой – 42 года.
– Это так, – согласился Артём. – Но ведь многие писатели за краткий срок своей жизни успевали сделать очень многое!
И чемпионом в этом может считаться Антон Павлович Чехов. Его жизнь действительно удивительна – он и врач, и человек-псевдоним, и человек, который решительно каждую деталь своей жизни ухитрялся сделать оригинальной!
Начать с того, что дед Чехова был крепостным крестьянином. Но потом заработал достаточно денег и выкупил из крепостничества всю свою семью. Так что до шестнадцати лет Павел Чехов, отец будущего писателя, был крепостным.
А после получения свободы решил сделаться купцом.
Это был строгий, деспотичный человек, очень требовательный и набожный. При этом он очень любил искусство, особенно музыку.
Кем же была мать писателя, Евгения Чехова?
Её отец рано умер, и девочку отдали в пансион благородных девиц. После замужества она вела домашнее хозяйство.
Антон Чехов будет говорить потом, что талант он унаследовал от отца, а душу – от матери.
Всего же в семье Чеховых родилось пять сыновей и дочь.
Антон Чехов родился в 1860 году в Таганроге.
О своём детстве он говорил, что детства у него совсем не было.
Павел Чехов воспитывал детей сурово. Он заставлял их помогать ему в лавке, практиковал наказания и вообще отличался деспотизмом и жестокостью. Доброту и любовь маленький Антон видел разве что от матери.
Вот как он сам описывал своё детство.
«Первую половину дня мы, братья, проводили в гимназии, а вторую, до поздней ночи, обязаны были торговать в лавке по очереди, а иногда и оба вместе.
К тому же, Антону приходилось часто вставать в 5 утра, чтобы петь в церковном хоре, где его отец подрабатывал регентом.
И только в одном сходились родители Чехова: они считали, что их дети должны учиться, чтобы получить путёвку в жизнь.
Так Антон оказался в Таганрогской гимназии. Там он и начал писать короткие забавные рассказы. И получил первый псевдоним – Антоша Чехонте, так его назвал учитель.
А ещё Чехов окунулся в мир театра и стал его страстным поклонником. Даже начал сочинять пьесы.
Однако отец вскоре разорился и перевёз семью в Москву. Антон вместе с братом остались в Таганроге, и им пришлось доучиваться самостоятельно.
Антону пришлось зарабатывать на жизнь частными уроками – причём, часть денег он ещё и отсылал семье.
После окончания гимназии Антон Павлович поступает в Московский университет. Он выбирает для себя медицинский факультет – путь врача.
После окончания университета Чехов работает в нескольких разных больницах. Одно время он даже заведует небольшой больницей.
Коллеги вспоминали, что Чехов был хорошим доктором и уделял очень много внимания состоянию своих пациентов.
В это время Чехов становится уже популярным писателем. Всё чаще выходят его произведения в самых разных газетах и журналах. И за ним закрепляется слава мастера короткого, остроумного рассказа.
Творил Чехов под оригинальными и забавными псевдонимами.
Первый псевдоним – Антоша Чехонте – он оставил, но прибавил к нему такие, как Акакий Тарантулов, Макар Балдастов, Вспыльчивый человек, Граф Черномордик… А ещё – Крапива, Некто, Прозаический поэт, Человек без селезёнки, Брат моего брата и другие. Таких псевдонимов у Чехова было больше пяти десятков.
Словом, псевдонимов Чехову хватало. А впечатлений для творчества недоставало. Наступало время для путешествий – тем более, что о путешествиях Антон мечтал ещё с детства.
И куда же направится наш герой? В Европу, как было тогда модно? Нет, в Европу он поедет потом.
Так, может, на Кавказ?
И это ему кажется слишком простым.
А знаете, куда никто вообще не ездил отдыхать? На остров Сахалин. Ведь тот лежал на дальнем востоке, рядом с Японией. Туда было трудно добраться, там был отвратительный климат. Кроме того, на Сахалин ссылали преступников.
Само собой, именно туда решил поехать Чехов!
Это был нелёгкий путь – ведь путешествовать пришлось на телеге. Только поездка до Сахалина заняла у Чехова почти три месяца!
Причём, он успел сначала промёрзнуть и промокнуть под ливнями, потом телега постоянно вязла в грязи, а потом писателю пришлось ещё и повидать горящую тайгу.
Свою поездку Чехов описывал в метких выражениях:
Прибыв на Сахалин, Чехов объехал весь остров, изучая местную обстановку и местные обычаи.
Он встречался с каторжанами и даже вёл приём в местных врачебных пунктах.
Потом Чехов вспоминал:
Чехов даже провёл перепись населения на Сахалине.
У писателя набралось огромное количество материала о бедственном положении жителей и каторжан, о произволе местных властей.
Книга взбудоражила общественность. На Сахалине тут же начались проверки, и вскоре положение там улучшилось. У Чехова нашлись и последователи, которые отправились на остров, чтобы облегчить жизнь поселенцев.
После Сахалина Чехов побывал ещё в Гонконге и Сингапуре. Он возвращался через Индийский океан. И умудрился обзавестись ручным мангустом, которого привёз домой.
Но такая поездка тяжело далась писателю. Обостряется его болезнь – туберкулёз. Нужен был отдых.
Так что Чехов приобретает имение под Москвой – Мелихово. Там собирается постепенно его семья, в которой он неизменно оставался главным кормильцем и помощником.
Мать и сестра ведут хозяйство, а когда-то грозный отец во всём слушается сына и даже даёт ему отчёты о газетах, которые прочитал.
По комнатам этого имения Чехов расхаживал, распевая богатырским басом церковные песнопения. Или садился в кабинете писать свои лучшие произведения – непременно в аккуратном костюме.
Или занимался каким-то из тысяч дел – например, строительством.
Чехов действительно умел облагодетельствовать всех вокруг! Он простроил три школы, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвовал в прокладке дороги.
Он работал земским врачом и во время эпидемии холеры в одиночку обслуживал двадцать пять окрестных деревень. А ещё открыл медицинский пункт и снабжал за свой счёт крестьян медикаментами.
Вместе с помощниками он высаживал на пустошах тысячи вишнёвых деревьев – ведь ему так хотелось, чтобы весь мир стал цветущим садом!
А на рубеже веков Чехов женился на актрисе Ольге Книппер. Ольга была популярной актрисой театра, так что супруги виделись не так уж часто: у каждого из них было своё призвание.
Но Чехова это устраивало. Он сам заявлял:
Ольга Книппер была именно такой женой. Антон Павлович писал ей нежные письма, в которых награждал забавными прозвищами. Например, балбесик, милый мой пёсик, кринолинчик мой милый, бабуся моя, индюшечка, кашалотик мой милый, комарик и даже крокодил души моей.
Последние годы жизни Чехов прожил в Ялте.
Он развёл на своей даче тропический сад и не оставлял литературных опытов.
А в свободное время дробил камни кувалдой и мостил ими дорожки!
– Да-а, - протянула тут Алина. – А ведь Чехов-то совсем не похож на тот образ, который я себе уже нарисовала! Когда смотришь на его портрет – он предстаёт таким хрупким, строгим интеллигентом и выглядит действительно как доктор, который ждёт, пока к нему придут на приём.
– Вот! – подхватил Артём. – Это все стереотипы. На самом деле Чехов был высокого роста и богатырского сложения, разговаривал и пел басом, а нрав имел неунывающий. Был большим оригиналом во всем и очень энергичным человеком!
Он прожил только 44 года – но сделал столько, сколько некоторые не успели бы и за 88.
Так кто же он такой, этот необычный человек?
В первую очередь – врач. Ведь именно медицину Чехов считал своим призванием. Он сравнивал её с женой, а литературу – с любовницей.
Второе слово будет – оригинал. Чехов обожал превращать жизнь во что-то необычное – будь то поездка на Сахалин, прозвища жены или пятьдесят собственных псевдонимов.
Последнее слово – пожалуй, садовник. Ведь он сделал всё, чтобы превратить жизнь своих близких и жизни очень многих людей в тот самый цветущий сад, которым он хотел бы видеть окружающий мир.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока литературы (5 класс)
37 мин ( 23 мин с учетом работы учеников)
Жизнь и творчество А.П. Чехова
1)знакомство с фактами биографии, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявление роли книги в жизни А.П.Чехова, значение его деятельности;
3)воспитание интереса к жизни и творчеству А.П.Чехова, любви к русской классике
ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал
Каким человеком был А.П.Чехов?
Организационный момент
Приветствие, запись числа в тетрадь.
Актуализация знаний
1)События художественного произведения в их логической, причинно-временной последовательности – это…
2)В каком имении родился Л.Н.Толстой?
4)Повествование о событиях художественного произведения, выстроенное в соответствии с авторским замыслом, - это…
6)Повторяющееся в стихотворении сочетание из нескольких строк с определенной рифмовкой; часть стихотворного произведения, объединяющая ритмически и по смыслу несколько стихов, - это…
Ребята, о каком писателе сегодня у нас пойдет речь? (Чехов А.П)
Знаете ли вы о нем что-нибудь?
Слово учителя
Цель познания: Каким человеком был А.П.Чехов?
Ребята, наша цель заполнить таблицу, которая лежит перед вами. Ознакомьтесь с вопросами, чтобы в процессе моего рассказа вы могли ориентироваться в материале.
В конце 17 века на пустынные земли в районе притока Дона, речки Черной Калитвы, пришли первые поселенцы. Среди них был крестьянин Евстратий Чех, его правнук - Егор Михайлович Чех, дед писателя А.П. Чехова, - был человеком незаурядным. Он дослужился до приказчика сахарного завода и к 42 годам выкупил себя и свою семью на волю.
Егор Михайлович поступил управляющим в поместье наследницы донского атамана графа Платова. Детей своих он решил пусть по торговой части, мечтая увидеть их людьми богатыми. Павла - будущего отца великого писателя - устроил конторщиком у купца Кобылина в Таганроге.
Тринадцать лет прослужил Павел Егорович конторщиком, откладывая каждый грош, мечтая когда-нибудь выбиться в люди. В двадцать девять лет Павел Егорович женился на Евгении Яковлевне Морозовой. Дед ее, Герасим Морозов, крепостной помещик, в 1817 г. выкупил себя и свою семью на волю.
Евгения Яковлевна страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В таганрогском частном пансионе благородных девиц обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна, заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа, оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетенным, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что "талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери". (слайд )
В Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице, 17(29) января 1860 г. у Чеховых родился третий сын - Антон. (слайд ) Всего в семье было шестеро детей: Александр - литератор, лингвист; Николай - художник; Михаил - писатель, юрист; Иван - учитель (известный московский педагог); Мария - художница-пейзажистка. Все дети Чеховых были исключительно одаренными, высокообразованными людьми.(слайд )
В школе мальчик отучился 2 года и в 1868 году поступил в подготовительный класс гимназии, позже названной именем писателя. В гимназии Антон встретился со многими талантливыми преподавателями, получил хорошее образование и неприятие фальши и лицемерия. В этот период началась его творческая деятельность. Рукописный журнал разместил на своих страницах первое стихотворение, написанное Чеховым. Таганрогская гимназия была очень солидным учреждением. После ее окончания ученики могли поступить в любой университет страны без экзаменов или поехать на обучение за границу. Кроме хороших перспектив в будущем, гимназия дала Чехову, кратко говоря, огромный литературный опыт и интересный материал для последующих произведений. (слайд )
В тринадцать лет Чехов в первые попал в театр. Оперетта "Прекрасная Елена" оставила неизгладимое впечатление. Гимназистам запрещали посещать театр, и он пробирался на спектакль переодетый и загримированный, с подвязанной бородой, в синих очках. (слайд ) В гимназии формировалась его любовь к книгам.
Когда Антону было пятнадцать лет, его старшие братья уехали учиться в Москву.
Торговые дела Павла Егоровича шли между тем все хуже и хуже. В дом Чеховых вошла нужда. Из-за не внесенной вовремя платы за обучение Антона неделями не допускали на уроки. Отец решил бежать от долговой тюрьмы в Москву. Мать забрала младших детей и уехала к мужу. Антону нужно было просуществовать в Таганроге до окончания гимназии.
Он распродавал остатки имущества и отсылал матери вырученные гроши и часть заработанных уроков денег. Три года прожил Антон, окруженный чужими и не всегда благожелательными людьми. Он не всегда бывал сыт, расползалась изношенная одежда, приходилось рассчитывать каждую копейку.
Физкультминутка
В 1879 г. Антон Чехов заканчивает гимназию в Таганроге. (слайд ) В этом же году он переехал к родителям к Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. (слайд )
Работа с портретом
-Что вы можете сказать об этом человеке?
-Что привлекает ваше внимание?
-Хотели бы вы с ним познакомиться? Почему?
Уже студентом начал писать для различных изданий ("Стрекозы", "Будильника", "Зрителя", "Осколков") рассказы, "мелочишки", сценки и прочее. ( слайд ) Печатался под псевдонимами (слайд ) В 1884 году вышел сборник его рассказов - "Сказки Мельпомены". В 1887 году появился второй сборник - "В сумерках", который показал что русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонкое художественное дарование. (слайд )
В 1884 г. закончив университет, (слайд )он начинает работать сначала уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в больнице известного доктора, затем в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей. (слайд ) В это время Чехов уже был автором многих великолепных произведений: "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника", "Хирургия", "Жалобная книга", "Лошадиная фамилия". (слайд )
В 1890 г. писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу, там он проводил перепись населения и ее история запечатлена в книге "Остров Сахалин". (слайд )
С 1890 г. по 1892 г. по возращении в Москву Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровки. (слайд )
В 1892 г. Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой. (слайд )
Чтение статьи учебника с 306-307. Пересказ
В Чеховском доме в Мелихове у каждого члена семьи была своя хозяйственная роль: Павел Егорович начинает вести свой дневник - лаконичную летопись Мелиховской жизни. В его задачу входил уход за садом. Мать Евгения Яковлевна вела домашнее хозяйство. Сестра Мария работала учительницей в гимназии в Москве. На Михаиле было полевое хозяйство.
Здесь Чехов не только писал, но и лечил местных крестьян. Построил несколько школ для крестьянских детей, открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во все общей переписи населения. В Мелихове Чехову приходит идея создание общественной библиотеке в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более двух тысяч томов собственных книг, а так же составляет для библиотеке галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги. (слайд )
В Мелиховский период было написано 42 произведения: "Палата №6", "Человек в футляре", "Ионыч", "Крыжовник", пьеса "Чайка", пьеса "Дядя Ваня". (слайд )
В 1898 г. Чехов переехал в Ялту. В доме у него бывали Л.Н. Толстой, М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн. (слайд ) В 1901 г. Чехов женился на актрисе Московского художественного театра О.Л. Книппер. (слайд ) В 1904 г. он написал пьесу "Вишневый сад". (слайд )
В 1904 г. в связи с резким ухудшением здоровья, Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер. (слайд ) Здесь 2 июня (15 июня) 1904 года А.П. Чехов скончался.(слайд ) Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. (слайд )
В истории мировой культуры А.П. Чехов остался как мастером рассказа. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших, душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мирах. (слайд )
-Каким же человеком был А.П.Чехов?
(Он был удивительным человеком с интересной судьбой. С малых лет он приучался к прекрасному, с одной стороны, и к тяжелому труду, с другой. Выбрав профессию врача, Чехов показал свое великое человеколюбие и прекрасную душу. Всю жизнь он ратовал за других и помогал людям)
- совершенствовать навыки читательских умений; познакомить учащихся с новыми терминами; формировать целостное восприятие литературного произведения; уметь размышлять над поступками героев.
-развивать познавательный интерес, формировать нравственные качества учащихся;
-Воспитывать чувство ответственности за свою работу, проявлять нравственные качества, продолжить работу над нравственным и эстетическим воспитанием, прививать и развивать интерес к творчеству А. П. Чехова и художественному слову.
Тип урока : изучение нового материала.
Формы обучения : фронтальная; индивидуальная.
Методические приемы : словесные, наглядные, иллюстративные.
Технология: с элементами ИКТ, эдоровьесберегающая.
Оборудование и материалы:
Краткость - сестра таланта.
Они смешные, но невеселые.
- Организационный момент. Настрой на работу. Приветствие учителя.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Улыбнулись мне, друг другу,
И в работу все включились.
- Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
а) Фронтальный опрос:
- О каком писателе мы говорили на прошлом уроке?
- Назовите произведение Л. Толстого, где рассказывается о двух героях?
- Перечислите качества Жилина и Костылина?
- Какие нравственные проблемы поднимает Л. Толстой в своём рассказе?
+ - если тезис правильный;
- если не правильный.
1. События просходили осенью
2. Жилин был невелик ростом, да удал.
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил.
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей.
5. Жилин написал неправильный адрес и решил бежать.
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа.
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком.
8. Во второй раз Жилин бежал один.
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.
10. После побега он остался служить на Кавказе, и в отпуск не поехал.
Вывод : Как вы считаете, от чего или от кого зависит наша судьба?
а) Записали число, тему урока.
в) Умение учащимися самостоятельно формулировать цели и задачи урока.
д) Дополнения учителя (слово о Сахалине).
А.П. Чехов хоть и закончил медицинский университет, но свою жизнь он не мыслил без литературной деятельности. Он отличался добротой, скромностью, стремлением помочь людям не только как врач, но и как человек. Чехов им помогал словами, ведь иногда бывает так, что человеку достаточно сказать пару слов, и человек оживает. Вот таким и был Чехов.
В 1886 году он написал письмо брату Николаю, где изложил те требования, которые требовал от себя.
е) Работа со статьёй в учебнике.
1. Какова было отношение к искусству в семье Чехова?
2. Кем стали братья и сестры Чехова?
3. Чем увлекался в юности Чехов?
4. Какое образование получил будущий писатель?
5. Что такое псевдоним?
6. Каким псевдонимом подписывался Чехов?
ж) Работа с тетрадью.
Псевдоним –вымышленное имя автора, которым он подписывал свои произведения. (Слайд 5)
Особенности ранних рассказов Чехова: (Слайд 6)
а) ироническое заглавие (смешное)
б) говорящие и забавные фамилии.
з) Работа со словарём.
Юмор, сатира. (Слайд 7)
Вывод: Каким человеком был А. Чехов?
Что больше всего ценил автор в людях?
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли,
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.
- Чтение рассказа учителем.
- Первичное восприятие текста.
- понравился ли вам рассказ?
- что больше всего вам запомнилось?
3) Краткая историческая справка истории сюжета.
4) Беседа по тексту рассказа.
- Кто является главным героем рассказа?
- О чем говорит портрет Курятина? А его фамилия?
- Как выглядит пациент и как он ведет себя, придя в больницу?
- Какое решение принимает фельдшер?
- Как ведут в конце рассказа эти два человека?
- Что мы можем выделить в характере этих людей?
- Что у них общего?
- Кто из героев вызывает смех, а кто сочувствие?
- Над чем смеётся Чехов в этом рассказе?
- Только ли смешон этот рассказ? Почему?
- Что высмеивает Чехов в этом рассказе?
- Какие нравственные проблемы поднимает автор?
Б) Работа над языком рассказа.
- Найдите и зачитайте высказывание фельдшера о хирургии?
- Что хочет сказать герой и что об этом говорит автор?
Зачитайте действия фельдшера.
- О чём говорят эти действия?
- Какова роль фельдшера? Можно ли сказать , что он образованный человек?
- Богат ли его словарный запас?
- Какой можно сделать вывод о его образовании, его культуре?
В) Просмотр кинофильма. (Фрагменты)
Ваши впечатления от просмотренного фрагмента?
6. Применение и контроль полученных знаний.
Какой прием использует автор в рассказе?
Что такое диалог?
Можно ли с помощью диалога понять нравственные качества человека? Докажите.
7. Подведение итогов урока
-Понравился ли вам рассказ? Чем?
-Как вы понимаете эпиграф нашего урока?
- Что хотел сказать автор, когда писал это произведение?
Что вам запомнилось сегодня на уроке?
9. Домашнее задание.
- Выразительное чтение по ролям;
- Составление кроссворда по рассказу или нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.
Дата: 20.11. 2014 годы Класс: 5
ФИО преподавателя: Хомякова Ольга Владимировна
Методическое обеспечение урока и средства обучения:
Методы обучения: словесные, наглядные, иллюстративные
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, задания, раздаточный материал.
Какие приемы используют преподаватель для формирования общеучебных умений и навыков: слуховое восприятие, использование ЭОР.
1. Мотивационно - организационный этап.
Приветствие учеников . Объявляет тему урока. Создает благоприятную обстановку
Положительный настрой на урок.
Приветствуют друг друга, учителя.
2. Основная часть.
Объявляет тему урока. Говорит о целях и задачах к каждому этапу урока. Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет рассказ о Чехове. В конце подводит итог о творчестве Чехова. Проводит физкультминутку для эмоционального настроя на работу. Выразительно читает рассказ, задает вопросы классу. Учитель подводит учащихся к важным нравственным проблемам, которые поднимает Чехов в рассказе.
Учащиеся под руководством учителя самостоятельно формулируют цели и задачи урока. Устно отвечают на вопросы. Выполняют задания. Помогают друг другу в решении важных заданий, сохраняют спокойствие, сдерживают эмоции. Работают с толковым словарем. После каждого этапа урока вместе с учителем делают выводы.
3. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Обращается к ученикам и подводит детей к определению вывода по итогу урока, подводит учащихся к проблемам, поставленным автором в рассказе. Обращается к эпиграфу урока, помогает учащимся осмыслить и понять слова Чехова. Учитель задает творческое домашнее задание. (по интересам учащихся)
Читайте также:
- Ведение правой и левой рукой на месте шагом конспект урока 3 класс
- Виды касаний к токоведущим частям электроустановки анализ опасности электрических сетей мчс конспект
- Натуральные числа и действия с ними 7 класс никольский конспект урока
- Составить план конспект урока рисование с натуры
- Сюжетно ролевая игра детский сад в подготовительной группе конспект