5 класс история конспект урока что изучает история

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Введение. Что изучает история? (5 класс)

Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Планируемые результаты:

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Тип урока : изучение нового материала.

I. Организационный момент

II. Мотивационно - целевой этап

В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.

Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?

План урока

2. Исторические источники.

3. Знакомство со структурой учебника.

III. Работа по теме урока

1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

Уметь отвечать на вопросы

Когда? Где? Почему?

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности?

Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

Первый видэто вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей. Второй видэто устные источники: предания, сказания, легенды, былины, которые передаются из поколения в поколение. Третий вид источников - это письменные (это исторические документы или историческая письменность).

Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам.

- Где могут храниться источники?

В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты.

В музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.

Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.

Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?

Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!

Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.

Вопросы для работы с историческим источником.

1. К какому виду источника относится предмет (копия).

2. В каком типе музея может храниться данный источник.

3. Предположите из чего сделан предмет.

4. Что изображено на источнике.

5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).

6. Для чего предполагалось использовать данный предмет.

Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Насколько справедливо данное высказывание? - Почему важно изучать историю? - Чему можно научиться на уроках истории?

- Смогли ли мы достичь целей, которые стояли перед нами в начале урока? - Какой материал был трудным, непонятным, а что воспринималось легко? - Попробуйте дать оценку уроку.

Домашнее задание: Дифференцированное задание:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории на тему "Что изучает история". Конспект разработан для пятого класса.

Конспект урока по истории

Тема урока: Введение. Что изучает история.

Цель: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс.

-определить место учебной дисциплины в образовательном процессе;

-ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника;

-вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Планируемые результаты:

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

II. Мотивационно - целевой этап

В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.

Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?

2. Исторические источники.

3. Знакомство со структурой учебника.

III. Работа по теме урока

1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня. А история человечества началась очень и очень давно, сотни тысяч лет назад.

По ходу выполнения задания составляется схема.).


Знать историю

Уметь отвечать на вопросы

Когда? Где? Почему?

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

2. Исторические источники

Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

Первый вид – это вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей. Второй вид – это устные источники: предания, сказания, легенды, былины, которые передаются из поколения в поколение. Третий вид источников - это письменные (это исторические документы или историческая письменность).

Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология.

Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Хранятся вещественные источники как правило в музее.

Устные источники.

Работа в парах.

У учащихся на партах лежат тексты средневековой песенки вагантов ХI-XIII веков, которая звучит в мультфильме:

Во французской стороне,

Hа чужой планете,

Предстоит учиться мне

В университете.

До чего тоскую я,

Hе сказать словами.

Плачьте ж милые друзья

Hа прощание пожмём

Мы друг другу руки,

И покинет отчий дом

Мученик науки.

Если не сведут с ума римляне и греки

Сочинившие тома для библиотеки,

Если те профессора, что студентов учат,

Горемыку-школяра насмерть не замучат,

Если насмерть не убьют

Hа хмельной пирушке -

К вам, друзья - подружки.

Работая в парах с текстом песни, учащиеся могут ответить на вопросы написанные на доске:

1) В каких учебных заведениях учились в старину?

2) Трудным ли было обучение?

3) Как назывались учителя? (профессора);

4) Как назывались учащиеся? (студенты);

5) Кто сочинил тома (учебники) для университетов? (римляне и греки).

3.Знакомство с учебником

Подведение итогов.

- Почему важно изучать историю? - Чему можно научиться на уроках истории?


- сформировать основные картографические навыки и умения при работе с атласом, исторической и контурной картами.

Содержимое разработки

Тема: Историческая карта.

1 – объяснить уч-ся отличия географической и исторической карт, понимание того, что знать историю невозможно без знания карты, важность чтения легенды карты,

2 – воспитание необходимости беречь учебные пособия,

3 - сформировать основные картографические навыки и умения при работе с атласом, исторической и контурной картами.

1) опрос: Дайте определения понятий: история, исторические источники. Какие бывают исторические источники?

2) Что изучает наука история? Зачем надо изучать историю?

3) Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

4. Актуализация. Что позволит нам узнать чтение легенды карты?

Атлас и контурная карта, правила работы с картами. Чем карта историческая отличается от карты географической?

5. Д/З знать правила чтения исторической карты, уметь отличать карты географические и исторические.

6. Изучение нового материала.

- Стороны света на карте.Роза ветров. Иллюстрации.

- Правила работы с картами

На доске записана тема урока( Историческая карта) и размещена карта без названия.


Примеры карт. Исторические карты подразделяются на:

Исторические карты - карты, отображающие исторические явления и события, взаимосвязи общественных явлений прошлого с географическими факторами.( записать в тетрадь)

Исторические карты показывают размещения древних культур, государств, социальные движения, торговые пути и т. п.

- Что мы видим на карте? ( пример карты)


1) Название карты.

2) Моря, океаны, города, государства и их границы.

3) Легенда карты - рассказывает о событиях, происшедших в какой-то период – значки, стрелочки, цветовое изображение отдельных территорий, пр.

- Легенда карты - перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. (Записать в тетрадь)Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.

Вывод: карта представляет собой уменьшенную копию земной поверхности, то и объекты на ней обозначаются условными обозначениями и вы можете прочесть карту, даже не изучая предмет.

Карта дает необходимую информацию в минимальном объеме. Нужно только уметь прочитать условные обозначения.

Отличия исторической карты от географической….


(иллюстрации)

3) Правила чтения исторической и работа с контурной картами

Уметь читать карту важно каждому, кто приступил к изучению истории. Умение разбираться в исторической карте может во многом помочь нам в исследовании прошлого. Посмотрите на несколько карт ( ). Карта расскажет о постоянных войнах территорий. А другая страна со всех сторон окружена морями. Значит, здесь хорошо развито мореходство и торговля. А внешние враги нападали на нее редко, потому что море являлось хорошей защитой.

Узкая полоска плодородной земли, с обеих сторон зажатая пустыней. Такая карта расскажет, как жители ценили реку Нил, считая ее божеством, дарующим жизнь. Земледелие, Т – все это было связано с Нилом.


Чтобы правильно попасть в интересующую нас эпоху, мы должны кроме времени хорошо знать и место, в которое направляемся. Этого нельзя достичь без знания исторической карты. Без нее трудно представить территории древних государств, проследить торговые маршруты, направления военных походов, географических экспедиций.

Работа с контурной картой

Внимательно прочтите задания, выполняйте только то, что требуется (контурная карта- не альбом для разукрашивания)!


1. Все подписи на карте делайте ручкой и печатными буквами.

2. Работайте на карте цветными карандашами, а не фломастерами (так как они отпечатываются на другой странице, и вид у следующей карты будут неаккуратный).

3. Рядом с заданиями обязательно наносите условные обозначения, которые используете при выполнении заданий.

4. Некоторые задания состоят из нескольких частей. Будьте внимательны, выполните задание полностью!

5.Обведите границы, заштрихуйте, закрасьте. Если требуется составьте легенду карты.


Чтобы правильно понять, что изображено на исторической карте, надо знать правила: (записать в тетрадь)

Территория показана всегда в строго определенное время.

Цвета используют для обозначения границ государства и присоединенных территорий.

Условными знаками показаны перемещения войск (стрелки), места сражений (скрещенные мечи), завоеванные территории (штриховка). Бывают изображены корабли, пушки, солдатики, др. рисунки, которых нет на географической карте.

Названия городов и стран соответствуют тому времени, которое изображено на карте.

РОЗА ВЕТРОВ. (Иллюстрации)



1) Без чего нельзя знать историю?

2) Каковы правила чтения исторической карты?

3) Чем историческая карта отличается от географической?

Домашнее задание: выучить записи в тетради, принести атлас и контурную карту.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ФГОС с творческими заданиями.очень интересно.увлекательно.

Предмет: История Древнего мира

Авторы учебника и УМК: Вигасин А.А.,Годер Г.И., Свенцицская И.С.

Учитель: истории и обществознания

Сергеева Саргылана Алексеевна

Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;

Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;

Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

Личностные – обучающиесясмогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

Тип урока:урок усвоения новых знаний.

Деятельностная:

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).

Содержательная:

Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.

Образовательная:

Определить значение исторического прошлого для современности;

используя знания учащихся подвести их к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.

Развивающая:

продолжать развитие речи через ответы на вопросы;

продолжать развитие текстовых умений и навыков

осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);

развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.

Воспитательная:

воспитывать любовь к Родине;

чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее

развитие познавательного интереса к предмету;

с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.

Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:

давать определения понятиям история, геральдика, исторические источники, страна, гимн, флаг;

приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;

уметь соотносить дату и век;

знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;

сформировать умение заполнять таблицу;

определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;

решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

1. Что такое история.

2. Исторические источники.

3. Помощницы истории.

4. Хронология

5. О чем расскажет историческая карта.

7. Домашнее задание

1. Создание проблемной ситуацией

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Что вы видите на слайдах?Назовите те, которые вам известны.

2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины)

3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?О науке истории

4. Что нам поможет в работе? Учебник,

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

- Что же такое история? Зачем нужна история?

III. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

- Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий:

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

1) Работа со словарем.

Вот как определяет историю энциклопедический словарь – ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Выясняют два значения слова:

1) история – процесс развития человеческого общества;

2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука?История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история?История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества?Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.

. А где еще можно узнать о прошлом?

- Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

- Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)

2. Библиотека

Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого

В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали

Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого

2. Библиотека

В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали

А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

Не понятно, вызывает сомнение

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования ит.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фонодокументы – звуковые записи.

К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант.Источник № 1.

Сделайте выводы из этих находок:

1.Какие занятия были знакомы жителям поселка?

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант.Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа.Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда 8. домашняя утварь 9. дневники 10. былины 11. медали 12. воспоминания.

Письменные: 1,6,9,10,12.

Вещественные: 2,3,4,5,7,8,11.

8. домашняя утварь

5) Творческое задание:

Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?

3. Помощницы истории.


- Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.

- Ребята, посмотрите на экран, что вы видите. (Стол)

- Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?

- Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.

1) Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.

- какие из них вам известны?

Перечислите науки – помощницы истории

1. – археология2. – палеография3. – ономастика4. – геральдика5. – сфрагистика6. – нумизматика7. – генеалогия8. –метрология

1. – археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко – филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.4. –5. –

4. – геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.

5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением родственных взаимосвязейлюдей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

8. – метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

2) Блиц – турнир

Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.

Лист старинной книги – палеография.

Родословное древо – генеалогия.

4. Хронология – наукао времени.

- Люди во все времена ценили время, учились правильно его считать, беречь. Для истории это особенно важно. Без знания дат не может быть знания истории. Я предстоит выполнить о задание на знание хронологии. Вспомним государственные праздники РФ.

Читайте также: