Зпр как специфический вид дизонтогенеза доклад

Обновлено: 30.06.2024

ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах. К. С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классификации ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих… Читать ещё >

  • особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития

Задержка психического развития как форма дизонтогенеза ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах. К. С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классификации ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка [13]. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

ЗПР конституционального происхождения. Состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 — 5 лет. При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия (доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем). Такие дети компенсируются к 10−12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы [11].

ЗПР соматогенного происхождения. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития — следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические заболевания, инфекции, аллергии, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время. Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде.

ЗПР психогенного характера. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития [11].

ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога [11].

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР)

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Термин ЗПР был предложен психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Он широко использовался в профессиональной литературе и психолого-педагогической практике вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Тогда было признано, что этот термин слишком обобщен и устарел, поэтому в 1997 году задержка психического развития перестала быть медицинским диагнозом. Но сам термин не теряет актуальности, используясь уже не в контексте диагноза, а как педагогическая характеристика развития ребенка.

Основные причины ЗПР у детей

Причин, почему возникает задержка психического развития, достаточно много, но на данный момент принято разделять их на две большие группы – биологические и социальные причины.

  • тяжелое течение беременности, во время которой мать перенесла тяжелую алкогольную или наркотическую интоксикацию, инфекцию или травму;
  • недоношенность;
  • многоплодие;
  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • внутричерепные родовые травмы;
  • асфиксия.

После рождения, а также в первые годы жизни детей, причинами развития ЗПР могут быть следующие биологические факторы:

  • различные соматические заболевания (рахит, грипп и т.д.);
  • врожденные нарушения слуха и зрения, а также выраженные дефекты речи;
  • черепно-мозговые травмы;
  • алкогольная эмбриофетопатия;
  • органические поражения головного мозга;
  • астенический синдром;
  • патологии сердечно-сосудистой системы.

Другой причиной развития ЗПР, которую можно отнести в данную категорию, является наследственный фактор. Если одному из родителей (или обоим) ставился этот диагноз, то есть вероятность того, что у их детей могут возникнуть схожие проблемы, даже если отсутствуют другие факторы риска.

Согласно статистике, к концу 2020 года у 2% населения России был выявлен диагноз ЗПР. Но отклонения носят разный характер. По современным классификациям существует несколько видов задержки психического развития. Можно говорить, что ЗПР проявляется по-разному в тех или иных случаях.

В статье разберем, какие виды задержки психического развития существуют в зависимости от выбранного критерия, кто может выявить тот или иной из них, как это делается. Выясним, бывают ли смешанные варианты.

Виды ЗПР у детей: типы задержки психического развития по различным признакам

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

К какой категории ограниченных возможностей здоровья относится ЗПР

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и иным документам, ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья, которые выражаются в нарушениях физического или психологического развития.

Выделяют следующие категории:

  1. Глухие дети.
  2. Слабослышащие.
  3. Слепые.
  4. Слабовидящие.
  5. С нарушением опорно-двигательного аппарата.
  6. С задержкой психического развития.
  7. С тяжелой дисфункцией речи.
  8. С расстройствами аутического спектра.
  9. С умственной отсталостью.

Таким образом, дети с ЗПР выделены в отдельную шестую группу ОВЗ. Ребята из этой категории характеризуются следующим образом: имеющие возможность интеллектуального развития. При этом у них:

  • замедленный темп психических процессов;
  • высокая истощаемость;
  • проблемы с усвоением знаний.

Сюда же можно добавить такие вещи, как специфическое восприятие, отставание в словесно-логическом мышлении, инфантилизм, высокая утомляемость, частая смена активного и пассивного состояний.

Это всё негативные проявления, которые граничат с умственной отсталостью, но не относятся к ней. Последняя входит в восьмую категорию ОВЗ – отклонения интеллектуального развития. В неё включают детей дошкольного и школьного возрастов, как 4–5 лет, так 7–8 и так далее.

Ребенок из этой группы:

  • имеет глубокую недоразвитость познавательных процессов;
  • обладает искаженным восприятием;
  • характеризуется низким уровнем мышления.

Дети из 8 категории, в том числе и детсадовцы, имеют способность к обучению, но уровень возможностей у них, конечно, очень низкий.

На основании изложенного делаем два вывода:

  1. Умственная отсталость и задержка психического развития, как и ЗПРР – это разные вещи, хотя и граничат друг с другом.
  2. ОВЗ – это не вид ЗПР, как иногда думают. Задержка психического развития является одной из категорий ограниченных возможностей здоровья. То есть, ЗПР соотносится с ОВЗ, как частное с общим.

Далее, рассмотрим виды ЗПР у детей и их характеристики.

Классификация ЗПР

Учеными предлагались разные варианты, но основной считается классификация от 1980 года Клары Семеновны Лебединской – советского и российского детского психиатра и дефектолога.

Она разделила нарушения в зависимости от их особенностей по этиопатогенетическому признаку. В 1992 году К. С. Лебединская получила ученую степень доктора психологических наук.

Ориентируясь на этиологические характерные признаки, К. С. Лебединская выделила несколько типов патологии. До этого подобное пытались сформулировать М. С. Певзнер и Т. А. Власова, но у К. С. Лебединской очертить группы детей с ЗПР получилось лучше всего.

Прежде чем переходить к классификации видов задержки у детей и их характеристике по Лебединской, рассмотрим, что предлагали другие ученые, чтобы иметь полное и всестороннее представление.

Виды, определенные Певзнер и Власовой

В двух словах об ученых:

  1. Мария Семёновна Певзнер – советский психиатр, дефектолог и психолог. Кандидат психологических наук, доктор педагогических наук.
  2. Татьяна Александровна Власова – советский психолог и дефектолог. Доктор психологических наук.

В 50–60 годах XX века М. С. Певзнер начала разностороннее исследование причин неуспеваемости детей. В результате чего родилась характеристика видов ЗПР. Появились типы отклонений:

  1. Психический и психофизический инфантилизм в результате дизонтогенеза. Выражается в нарушении темпа созревания мозговых систем, которые формируются внутриутробно. Инфантилизм делят на два вида: гармонический и дисгармонический. Различие в том, что первый характеризуется проблемой с созреванием лобных долей, второй – с органическими патологиями головного мозга, что ведет к нарушениям психики.
  2. Астенические состояния. При этой разновидности ЗПР выявляется ослабленность соматогенного и неврологического характеров. Они вызваны нарушениями нервной системы.
  3. Церебрально-органическая ЗПР.

В некоторых источниках, когда речь идет о классификации Певзнер и Власовой, выделяют только две группы:

  • инфантилизм: неосложненный психический и психофизический;
  • вторичное расстройство – задержка психического развития, вызванная различными биологическими факторами, имевшими место при вынашивании плода матерью или на этапе первого года жизни ребенка.

Можно отметить, что классификация хоть и довольно грамотная, но не очень подробная.

Типы ЗПР, вызванные влиянием биологических факторов

Психолог и психотерапевт Ковалев В. В. в 1979 году предложил свою классификацию задержек развития.

Он выделил 4 категории ЗПР:

  1. Дизонтогенетическая – тот самый психологический инфантилизм, о котором уже шла речь.
  2. Энцефалопатическая – появляется из-за поражений центральной нервной системы. Например, такая задержка развития может начаться вследствие болезни, перенесенной на первом году жизни.
  3. Вторичная – не связана с психологическими факторами. Развивается из-за проблем с органами слуха и зрения, с речевой дисфункцией.
  4. Социальнодепривационная – госпитализм. ЗПР возникает из-за совокупности соматических и психических нарушений, которые появляются из-за длительного нахождения ребенка, подростка вдали от дома, в больничных условиях. Так госпитализм трактуют в узком смысле. В широком – он характеризуется тем, что на человека воздействует целый ряд самых неблагоприятных факторов, связанных с проживанием вне дома.

Виды ЗПР по Семаго

Семаго Михаил Михайлович – кандидат психологических наук, профессор.

Семаго Наталья Яковлевна – клинический психолог.

В соавторстве ученые разработали свою особую классификацию. Предлагаем кратко пройтись по ней:

  1. Органический инфантилизм.
  2. ЗПР, в которой преобладают нарушения познавательной деятельности.

Как видно, в процессе работы специалисты опирались на достижения своих советских коллег. Подход может являться и авторским, но он не так сильно отличается от того, что предлагала Певзнер. Поэтому подробно останавливаться на ней не будем.

Классификация по Лебединской

В научном сообществе основной упор делают именно на этот вариант. Разберем подробно, рассмотрим сравнительную таблицу.

Клара Семеновна Лебединская выделила 4 вида ЗПР:

  1. Конституционного происхождения.
  2. Соматогенного генеза.
  3. Психогенного.
  4. Церебрального.

Разберем подробнее 4 типа задержки психического развития по Лебединской.

ЗПР конституционного происхождения

Под ним следует подразумевать тот самый инфантилизм, о котором вели речь Певзнер и Власова, когда эмоционально-волевая сфера находится на более ранней стадии развития. То есть, все у ребенка было бы в порядке, если б ему было на год-два меньше лет.

  • эмоциональная мотивация поступков;
  • повышенный фон настроения;
  • поверхностность;
  • легкость внушения.

Певзнер и Власова связывают такое поведение с эмоциональной незрелостью. Иногда инфантилизм обусловлен незначительными обменно-трофическими расстройствами. В целом, клинический прогноз положительный.

Гармонический инфантилизм часто имеет место у близнецов, поэтому проблему нередко объясняют многоплодием.

Задержку конституционного происхождения можно выявить по внешнему признаку детей. Когда остальные, например, поступив в школу, закончив первый класс, становятся немного похожими на взрослых - даже внешне - дети с ЗПР I группы по Лебединской – субтильные. Они выглядят младше своего возраста.

Гармонический инфантилизм равномерно проявляется во всех сферах: эмоции, интеллект; речь и так далее. В некоторых случаях психическое отставание может быть более заметным.

Высказывается мнение о возможной наследственной природе гармонического инфантилизма. Но этот момент продолжают обсуждать. Замечено, что у некоторых детей с ЗПР такого типа родители тоже страдали от проблемы.

Задержка психологического развития соматогенного происхождения

Можно догадаться, чем обусловлен этот тип ЗПР. Основная причина – длительная органная недостаточность:

  • инфекции;
  • аллергические состояния;
  • пороки соматической сферы: как врожденные, так и приобретенные.

Как указывал Ковалев В. В., зачастую эта ЗПР связана с проблемами сердца.

Эмоциональное развитие может задерживаться из-за заболеваний неврологического характера в сочетании:

  • со страхами;
  • неуверенностью в себе;
  • капризностью и так далее.

Если ребенок долго болеет, много времени проводит в медицинских учреждениях, оторван от дома, то на его организм и, в частности, нервную систему оказывается серьезное негативное воздействие. Следствием является задержка той или иной тяжести.

ЗПР психогенного происхождения

Ребенок отклоняется в развитии при этом типе проблемы из-за неблагоприятной окружающей среды. Например, если есть конфликты в семье. Обстановка давит на психику. У организма запускается процесс адаптации. При этом происходит изменение эмоционального развития не в лучшую сторону. Это приводит к ЗПР.

Задержка психогенного происхождения возникает, например, при гиперопеке или беспризорности, когда у ребенка не вырабатывается чувства долга. Способствуют возникновению и прогрессированию ЗПР:

  • агрессия в семье;
  • отсутствие в окружающем коллективе высоких ценностей, принципов и так далее.

Задержку психогенного происхождения нужно отличать от педагогической запущенности, когда проблемы у ребенка возникают из-за отсутствия соответствующих знаний, опыта, неумения вести определенную деятельность. Здесь важно различать причину и следствие.

Например, школьник, который нормально развивается, может не уметь считать не потому, что у него нет способностей – мозг еще не готов, а потому, что он специально не учился подобному навыку. Если родители или педагоги в общеобразовательном учреждении занялись плотнее, то у ребенка всё бы начало получаться, потому как ЗПР не была диагностирована.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Наиболее распространенный и стойкий тип задержки психического развития, согласно российским и международным данным.

Он возникает вследствие:

  • инфекций во время беременности;
  • недостатка кислорода;
  • тяжелого токсикоза;
  • несовместимости крови матери и ребенка, например, из-за резус-факторов;
  • недоношенности;
  • заболеваний на первом году жизни.

В таблице проведем сравнительный анализ разных типов ЗПР.

Тип Причина Проявления
Конституциональный Врожденные склонности к определенным моделям поведения Эмоциональная несамостоятельность, бурные реакции, перепады настроения, игровые интересы, инфантилизм
Соматогенный Физиологические патологии Слабость организма, отсутствие мотивации к развитию, апатия, нежелание принимать решения самостоятельно и совершать поступки
Психогенный Неблагоприятные условия, в которых находится ребенок Безответственность, отсутствие самостоятельности. Излишняя агрессия, либо, наоборот, повышенная застенчивость и пугливость
Церебрально-органический Врожденные или приобретенные причины, негативно влияющие на психику и нервную систему Апатия, равнодушие, минимум эмоций и тому подобное

Таким образом, ЗПР – это общее название проблем, которые могут характеризоваться разными причинами. Проявляться задержка тоже может специфически.

Бывают ли смешанные типы

На ребенка могут воздействовать сразу несколько факторов, поэтому нельзя исключать сочетанные типы. Как правило, у ЗПР сразу несколько причин.

Кто может определить вид задержки психического развития у ребенка

Родители часто ошибаются с диагнозом. Некоторые необоснованно считают, что у их детей есть ЗПР. И хорошо, если обращаются к специалисту. Другие – не видя проблем, не записываются на прием к доктору. А это уже плохо. Ведь очень важно не упустить время, быстро перейти к мерам, которые помогут дошкольнику догнать сверстников и начать учиться лучше.

Как выяснить, какой вид ЗПР у ребенка

Этим вопросом занимается нейропсихолог и некоторые другие врачи. Специалисты собирают анамнез, проводят тестирование, в случае необходимости организуют диагностику при помощи оборудования, планирование медикаментозного лечения и программы специальной терапии.

ЗПР не приговор. При своевременной и грамотной корректировке ребенок догонит сверстников в развитии. Приходите в La Salute, чтобы помочь своему малышу.

Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute

Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!

Специалисты клиники ответят Вам на e-mail, указанный при заполнении
формы-заявки.

Читайте также: