Лидерство в бизнесе доклад

Обновлено: 28.06.2024

Есть организации, в которых вроде бы все сделано правильно, но чего-то все-таки не хватает. В них нет души, нет механизма, который позволяет вдохнуть в мертвую систему жизнь. Они обречены, если только не найдется человек или команда единомышленников, которые обнаружат суть и смысл в этой омертвелой системе, и тогда вернется надежда.

Такой человек называется лидером, а концепция, в рамках которой он играет решающую роль, — лидерством.

Никто не знает, откуда берутся лидеры. Зато хорошо видно, что когда у организации появляется лидер (индивидуальный или коллективный), ее дела начинают заметно идти вверх [1]. Сейчас, пожалуй, уже нет сомнений в том, что лидерство — ключевой элемент бизнеса.

В целом в различных источниках лидер определяется как человек, который мыслит глобальными категориями, предвидит потенциальные возможности, создает общее видение будущего, способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия, ценит в людях различия, развивает командный подход к работе, чувство партнерства, приветствует перемены, демонстрирует знание технологий, поощряет конструктивный вызов, обеспечивает удовлетворение клиентов, достигает успехов в соревновании с конкурентами, демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции, проявляет готовность к совместному руководству, действует в соответствии с провозглашенными ценностями, однако может менять эти ценности, если того требует ситуация.

Лидерство — компонент не только неотъемлемый, но и незаменимый. Его отсутствие повлечет за собой значительные финансовые потери и потери конкурентоспособности [4]. Иногда говорят, что лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. И что же получится? Нет лидерства — жестче контроль (по крайней мере, контролировать приходится чаще), больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат в коллективе — происходит потеря ресурсов — временных и человеческих. Нужны средства, чтобы дополнительно нанять контролера или организовать службу контроля; текучесть кадров, порожденная плохим климатом в коллективе, также отражается на финансовом состоянии организации. А все вместе сказывается на эффективности и качестве, естественно, не в сторону их улучшения. Низкое качество продукции влечет за собой либо вынужденную ее продажу по более низкой цене, либо потерю выгодных контрактов. А чаще всего — и то и другое. Кроме того, вместо кажущейся экономии средств, которую дает контроль, происходит их перерасход. Выходит, что лидерство — путь экономии средств и времени на контроль. Вера в правильность того, что мы делаем, гораздо лучше, чем самый тщательный контроль.

Этот пример слишком очевиден. Часто встречаются и более тонкие процессы. Если один человек в команде — даже не в команде руководителей — не будет разделять общие цели, то он волей-неволей будет тормозить процесс. В любом случае игнорирование важного элемента (такого, как лидерство) или его лишь частичная реализация всегда влечет за собой финансовые потери. Их трудно учитывать, еще труднее определить причину потерь, но они неизбежны, в этом мы должны отдавать себе отчет.

Итак, вывод неутешительный: нет лидерства — и речи быть не может о качестве, а значит, и о конкурентоспособности.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Японские специалисты по управлению полагают, что наиболее значимое лидерство— это лидерство в высшем руководстве. Ведь как бы ни было развито лидерство на местах, если глава компании предпочтет здоровому риску и действию диван и газету, сколько бы подчиненные ни старались, они вряд ли смогут продвинуться вперед.

Таким образом, лидерство — это многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для группы цели.

За успешной работой компании и её сотрудников всегда стоит руководитель. Именно широкие познания в области управления персоналом позволяют достигать огромных результатов. Зайдя в любой книжный магазин мы обязательно увидим пару книг, говорящих о том, что прочтя именно её мы сможем руководить грамотно и эффективно. Но так ли это? Существует ли идеальный менеджер, идеальный руководитель? Можно с уверенностью заявить, что как правило данная литература рассказывает лишь о том, как должно быть. При этом забывается самое основное: все люди разные и стиль управления у многих отличен. Нельзя быть безупречным руководителем, необходимо лишь понять себя и развивать свои качества в правильном направлении.

Проблема лидерства в бизнесе считается одной с более значимых и сомнительных проблем в течении сотней лет, по специфике функционирования какой до этих пор нет единого мнения. Феномен лидерства как междисциплинарный привлекает интерес социологов, специалистов по психологии, политологов и др. собственной необыкновенной важностью для нынешнего общества.

Данная проблема особенно актуальна в данном временном этапе, когда происходит переход к информативному окружению и создается новая корпоративная культура путём получения новейших совокупных моделей поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде.

В первую очередь руководитель должен не только раздавать приказы подчинённым, но и понимать, какой именно стиль управления ему присущ, как грамотно распределять не только силы сотрудников, но и свои. Каждому стилю руководства соответствуют свои методы работы и требует от человека каких-то определённых личностных качеств.

Продолжение после покупки

Лидерство в бизнесе - один из самых мощных факторов ее успешности, развития и совершенствования всего нового, передового прогрессивного, еще не внесенного в список плановых, обязательных для выполнения видов деятельности.

Сегодня каждый образованный и вдумчивый руководитель:

- знает, что наибольшую пользу и эффективность организации, будь то обычный небольшой офис или крупное предприятие, принесет единство (взаимосвязь, взаимопонимание) руководителя и неформального лидера коллектива.

- разумно проявляет свою власть и формальное лидерство в организации. Баланс власти - это такое управление, при котором требований руководства достаточно для достижения поставленных целей, но не настолько много, чтобы вызвать недовольство или открытый протест сотрудников.

И, наконец, он понимает, что нижестоящие сотрудники тоже облечены властью, хоть и неформальной. Например, деятельность начальника во многом зависит от компетентности его секретаря или других сотрудников. Ведь именно эти люди обладают необходимой информацией, нужными навыками и умениями.

Продолжение после покупки

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. – М.: Юнити – Дана, 2012. – 511 с.

2. Мумладзе Р.Г., Михалкина Е.Г. Менеджмент: учебник. – М.: Палеотип, 2011. – 260 с.

3. Нарежнева А.Н., Глущенко М.Е. Специфика формирования управленческих решений в холдингах // Омский научный вестник. 2012. № 1 - 105. – С. 89 – 97.

4. Социология: учебник / под ред. В.И. Добренькова. М.: Инфра – М., 2015. – 380 с.

5. Социология: учебник / под ред. А.И. Кравченко. М.: Проспект, 2015. – 544 с.

6. Терентьев Н.Ю. Стили и процесс принятия решения // Проблемы учета и финансов. 2014. № 1 (13). – С. 63 – 68.

7. Троцкий М., Груча Б. Управление проектами. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 302 с.

8. Управление персоналом организации: учебник для вузов / под ред. Кибанова А.Я. – М.: Инфра-М, 2010. – 695 с.

9. Юкаева В.С., Зубарева Е.В. Принятие управленческих решений: учебник. – М.: Дашков и К, 2011. – 325 с.

Последнее время фигура предпринимателя вызывает неподдельный интерес, и концентрирует на себе внимание общества, она становится целью, которую хотят достичь многие из нас, чтобы самореализоваться в жизни. Предпринимательству необходимо учиться – это путь не только к личному благополучию, но и к общественному процветанию. Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс. Но результаты предпринимательской деятельности зависят не только от накопленных знаний, и умений применить их на практике, а так же и от личных качеств самого предпринимателя. Целью данного реферата является выявление основной черты характера, необходимой для успеха в предпринимательской деятельности.

Содержание работы

1. Введение;
2. Понятие личности в психологии;
3. Черты лидера как залог успеха предпринимателя;
4. Личностные качества, способствующие и препятствующие успеху в бизнесе;
5. Заключение;
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

личность.docx

  1. Введение;
  2. Понятие личности в психологии;
  3. Черты лидера как залог успеха предпринимателя;
  4. Личностные качества, способствующие и препятствующие успеху в бизнесе;
  5. Заключение;
  6. Список использованной литературы.

В современном обществе, быстро развивающемся экономически и социально, резко повысился интерес молодёжи к предпринимательству, возросло стремление подростков и юношей к практическому участию в рыночных отношениях. Важным резервом повышения эффективности производства и улучшения на этой основе жизни народа в рыночной экономике, как показывает практика развитых стран мира, как раз и является интенсивное и всестороннее развитие малого предпринимательства. Последнее время фигура предпринимателя вызывает неподдельный интерес, и концентрирует на себе внимание общества, она становится целью, которую хотят достичь многие из нас, чтобы самореализоваться в жизни. Предпринимательству необходимо учиться – это путь не только к личному благополучию, но и к общественному процветанию. Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс. Но результаты предпринимательской деятельности зависят не только от накопленных знаний, и умений применить их на практике, а так же и от личных качеств самого предпринимателя. Несмотря на многообразие литературных источников, в которых анализируются роль предпринимателя, его личностные качества в условиях рыночной экономики в целом остаются недостаточно изученными. Целью данного реферата является выявление основной черты характера, необходимой для успеха в предпринимательской деятельности.

Понятие личности в психологии.

В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

2. В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями.

3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты взаимосвязаны в сложную иерархическую систему.

4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Если рассматривать структуру личности на примере именно личности предпринимателя, то в качестве модели иерархической структуры можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности. Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.

Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности: так, у всех успешных предпринимателей независимо от пола и возраста отмечаются такие личностные качества как трудолюбие, настойчивость, активность и пр., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность, понимаемая как совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей.

Эта характеристика личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, общественная и деловая.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для человека не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Среди предпринимателей преобладают люди первой и третьей группы, причем, хотя вступают на путь предпринимательства чаще люди первой группы, действительно выдающихся успехов в бизнесе достигают лица с преобладанием деловой направленности.

Черты лидера как залог успеха предпринимателя.

Одно из несомненных положительных качеств личности предпринимательства – это его лидерские качества. Лидера можно определить как наиболее авторитетную личность в данном социальном сообществе, играющую центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Предприниматель не может не быть лидером, так как он должен сплотить вокруг себя людей и воодушевить их для достижения высокой цели. Он достигнет успеха в бизнесе, только если сможет убедить своих сотрудников в способности достичь такого уровня выполнения заданий, которые раньше казались им недоступными. Эта способность лидера тесно связана с такими качествами, как умение создавать оптимистические планы, усиливать надежды на успех, объяснять суть инноваций, сплачивать коллектив в кризисных ситуациях и т. д. По мнению А. Менегетти, лидер - это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни людей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества. По мнению А. Менегетти, экономический лидер - это оперативный центр множества отношений и функций, который создает новые рабочие места, приносит прибыль и способствует развитию сферы услуг. Согласно представлениям А. Менегетти лидер обладает тремя группами качеств, среди которых условно можно выделить интеллектуальные способности, личностные качества и приобретенные умения.

Согласно английскому писателю Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой. Первый элемент — воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна способность представить несуществующее. Второй элемент — знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность. Третий элемент — талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем. Четвертый элемент — решимость. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Пятое качество — жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям. Шестой элемент — притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказываетесь на виду. Если вы хотите повысить свой ранг в обществе, то необходимо многое в себе менять, т. е. работать над имиджем.

Искусство общения во все времена признавалось обязательной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдвинуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусством не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим — в военное. Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депутаты выдвигаются именно благодаря своему красноречию. Лидер должен обладать рядом специфических черт характера, иметь определенную цель, уметь заинтересовать, организовать людей. Лидерство возможно в различных направлениях. Для лидерства необходимы знания и умения. Ведущий принцип деятельности предпринимателя – автономия. Она означает самостоятельность в принятии решений, их неразрывность с действиями, стремлением к личному контролю за информацией и исполнением, способность самостоятельно определить свою судьбу, сильную потребность в достижениях. Наши нынешние бизнесмены — первое поколение людей, избравших для себя эту сферу деятельности и пробивающих себе путь в социально-экономическую элиту. Поэтому они должны выделяться особыми качествами, способствующими новаторству.

Преобладание. Лидеры - в большинстве своем люди решительные, они любят оставлять соперников позади и преодолевать препятствия. В целом они мыслят позитивно и так же относятся к окружающим.

Энтузиазм. Лидеры обычно активны, эмоциональны и энергичны. Часто они чересчур оптимистичны и не боятся перемен. В целом они быстры, проворны и стремятся к неограниченной свободе.

Добросовестность. У лидеров обычно очень развито чувство долга и повышенная требовательность к окружающим. Обычно их критерии совершенства очень высоки, поэтому они ощущают внутреннюю потребность делать все наилучшим образом. Они любят порядок и приучают себя к самодисциплине.

Общественная активность. Риск заложен у лидеров в крови. Обычно они социально агрессивны и эмоционально непробиваемы. Тем не менее, они отзывчивы по отношению к другим и стараются проявлять благородство.

Практичность. Хорошие лидеры практичны, логичны и конкретны. Им чужда сентиментальная привязанность, они не боятся критики. Обычно они равнодушны к трудностям и имеют отличное самообладание.

Уверенность в себе. Уверенность в себе и гибкость - типичные черты лидеров. Они стремятся не культивировать в себе чувство вины и не нуждаются (или почти не нуждаются) в чьем-либо одобрении. Обычно они держатся уверенно и не испытывают угрызений совести. Как правило, на них не оказывают влияния прошлые ошибки и неудачи.

Подверженность влиянию. Как выяснилось, лидеры подвержены чужому влиянию и очень щепетильны в общении с окружающими. В целом они очень заботятся о своей чести и репутации, поэтому стремятся всегда быть в курсе происходящего. Они осторожны и предусмотрительны, принимают решения и переходят к конкретным действиям лишь после того, как все взвесят.

Помимо вышеизложенных качеств, современные лидеры должны также уметь убеждать других людей и быть способными повести их за собой в новом направлении. Лидеры будущего должны уметь предвидеть развитие событий и убедить других в том, что их прогноз заслуживает доверия. Для этого им следует обладать следующими чертами характера:

рансформационные лидеры, как правило, честны, они вдохновляют людей с оптимизмом смотреть в будущее, они устанавливают цели и мотивируют людей к достижению этих целей, они дружелюбны со своей командой (более подробное описание трансформационного лидерства можно найти в конце статьи).

Однако лидерство – это понятие весьма сложное и многогранное. Очень часто приходится подбирать необходимый стиль лидерства в соответствии с разными ситуациями. Вот почему важно знать, какой стиль лидерства будет наиболее актуальным именно для вашего бизнеса. Чем больше вы узнаете о различных видах лидерства, тем проще вам будет вести свой бизнес.

Давайте рассмотрим некоторые распространенные стили лидерства, которых можно придерживаться (стили представлены в алфавитном порядке):

1. Автократическое лидерство

Автократическое лидерство – это трансформационное лидерство в экстремальной форме, при котором лидеры сохраняют за собой власть над другими людьми. У членов команды и других работников нет возможностей выдвигать предложения, даже если эти предложения окажутся весьма полезными как для команды, так и для компании в целом.

Преимущество автократического лидерства состоит в том, что оно очень эффективно. Решения принимаются быстро, работа выполняется эффективно.

К автократическому лидерству очень часто прибегают в кризисные моменты, когда необходимо очень быстро принимать решения, не принимая во внимание разногласия. Например, в военной индустрии очень часто применяется автократический стиль лидерства; главнокомандующие ответственны за подопечных и за принятие сложных решений, что позволяет солдатам сфокусироваться исключительно на выполнении приказов и поручений.

2. Бюрократическое лидерство

Такой вид лидерства идеально подходит для тех, чья работа сопряжена с серьезными рисками (работа с машинным оборудованием, токсическими веществами или высотные работы) или с большими суммами денег. Также бюрократическое лидерство хорошо подходит для организаций с рутинной деятельностью (например, промышленность).

Недостатком такого лидерства является то, что оно не подходит таким организациям, работа в которых построена на гибкости, креативности или инновациях.

Большинство бюрократических лидеров достигают желаемой должности благодаря умению приспосабливаться к правилам и придерживаться их, а не благодаря своей квалифицированности или опыту. Это может негативно сказаться на авторитете лидера, поскольку члены команды перестанут ценить его советы и его самого как лидера в целом.

3. Деловое лидерство

Может показаться странным, но у делового лидерства также есть свои преимущества. Например, при таком стиле лидерства все роли и обязанности предопределены. Кроме того, амбициозные работники, мотивированные какими-либо наградами, будут всегда успешными и финансово благополучными.

Недостатком такого стиля является то, что членам команды может не нравиться такой контроль. Они могут чувствовать себя ущемленными, что может привести к текучести кадров.

Деловое лидерство иногда рассматривается больше как тип управления, нежели стиль лидерства, потому что оно предполагает кратковременное взаимодействие лидера и команды. Оно также не подходит для ситуаций, когда приветствуются креативность и специфические знания. Однако, такой стиль лидерства довольно успешно применяется в других ситуациях.

4. Демократическое / участливое лидерство

Демократический лидер позволяет своей команде принимать активное участие в принятии решения, но окончательное решение – за ним. Он поощряет креативность, и члены его команды часто вовлечены в работу по проекту и в процесс принятия решений.

Существует масса преимуществ демократического лидерства. Команда такого лидера очень довольна условиями работы, что повышает продуктивность их работы, ведь они имеют право участвовать в жизни организации. Этот стиль лидерства также помогает развивать некоторые навыки. Члены команды не чувствуют давления со стороны или сверху, поэтому они стремятся усердно работать, даже не столько из-за финансового вознаграждения, сколько из энтузиазма.

Так как в процессе принятия решений участвует вся команда, то он немного затягивается, но результат всегда оправдывает ожидания. Применяется такой подход в бизнесе тогда, когда работа в команде просто необходима, и когда важно качество выполняемой работы.

Недостатком демократического лидерства является то, что в ситуациях, когда важна скорость принятия решения или эффективность работы, такое лидерство может только навредить. Например, во время кризисных ситуаций команда тратит ценное время, учитывая мнение каждого члена. Еще один недостаток этого стиля – это то, что не все члены команды способны давать разумные и ценные советы в силу своей недостаточной опытности.

5. Лидерство, ориентированное на персонал / взаимоотношения

Лидеры данного направления полностью сфокусированы на организации, поддержке и развитии людей в команде. Такой вид лидерства очень схож с демократическим, которое поощряет командную работу и креативное сотрудничество, и обратно пропорционален проблемно-ориентированному лидерству.

Лидер, ориентированный на взаимоотношения, относится ко всем членам своей команды одинаково. Он дружелюбен и всегда готов помочь, уделяет внимание каждому члену команды, которая знает, что в случае необходимости на лидера можно положиться.

Преимущество такого лидерства состоит в том, что к такому лидеру стремятся все, каждый хочет быть частью его команды. Члены его команды очень продуктивно работают и не боятся рисковать, потому что они знают, что их лидер непременно поможет им в случае необходимости.

Недостаток такого лидерства: некоторые лидеры могут слишком зацикливаться на развитии своей команды, не уделяя должного внимания работе по проектам.

6. Обслуживающее лидерство

Сторонники обслуживающего лидерства утверждают, что это – хороший способ ведения бизнеса в мире, где огромное внимание уделяется достоинствам человека, и где обслуживающий лидер может достичь власти посредством своих достоинств, идей и этики. Такой подход помогает создать хорошую корпоративную культуру и привести к повышению морали каждого члена команды.

Однако некоторые люди полагают, что в условиях конкуренции люди, практикующие обслуживающее лидерство, могут намного отставать от тех, кто избрал другой стиль лидерства. Обслуживающее лидерство требует времени на его адекватную реализацию, и оно не подходит для ситуаций, когда нужно принимать быстрые решения или выполнить что-то в кратчайшие сроки.

Однако, обслуживающее лидерство можно встретить в таких сферах жизни, как политика, а также в обществах, где лидера избирают руководить группой, комитетом, организацией или сообществом.

7. Безучастное лидерство

Безучастные лидеры могут предоставлять своей команде полную свободу действий, а также право устанавливать свои сроки выполнения работы. Однако, при необходимости он может помогать команде советом, при этом не вмешиваясь в процесс их работы.

Такой вид лидерства может быть эффективным, когда лидер следит за работой людей и регулярно поддерживает общение с членами своей команды. Также такое лидерство эффективно, если отдельные члены вашей команды — люди опытные, самостоятельные и инициативные.

Основным преимуществом безучастного лидерства является то, что члены команды более удовлетворены своей работой в силу их свободы и автономности, что повышает продуктивность труда.

Недостатком данного стиля лидерства может быть неорганизованность членов команды, их неопытность и отсутствие мотивации к работе, что может навредить эффективности выполнения работы.

8. Проблемно-ориентированное лидерство

Проблемно-ориентированные лидеры нацелены на выполнение работы, в чем оно схоже с автократическим лидерством. Они активно обозначают фронт работ, распределяют обязанности, структурируют работу, планируют, организуют и контролируют ее выполнение. Такие лидеры также выполняют и другие задачи, например, создание и поддержание стандартов выполнения работы.

Преимуществом проблемно-ориентированного лидерства является то, что оно гарантирует выполнение работы в срок, и оно особенно нужно тогда, когда члены вашей команды не способны рационально планировать свое время.

Однако, при проблемно-ориентированном лидерстве очень мало внимания уделяется самой команде, что влечет за собой такие же проблемы, как и при автократическом лидерстве: снижение мотивации и текучесть кадров.

Совет:

На практике большинство лидеров комбинируют проблемно-ориентированное и личностно-ориентированное лидерство.

9. Харизматическое лидерство

Харизматическое лидерство чем-то напоминает трансформационное, поскольку такие лидеры вдохновляют и заражают энергией свою команду, возбуждают энтузиазм в работе. Такая способность возбуждать желание и энтузиазм является большим преимуществом.

Разница между харизматическим и трансформационным лидерством кроется в роли лидера. Трансформационные лидеры стремятся преобразить свою команду и организацию в целом. Харизматический лидер фокусируется на самом себе. Желание что-либо изменить в команде или организации у него может и не возникнуть.

Недостатком такого лидера является то, что он больше верит в себя, чем в свою команду. Кроме того, с уходом такого лидера вся организация может пострадать. Харизматический лидер уверен, что всегда делает все правильно, даже если другие работники указывают ему на его недостатки. Такая излишняя самоуверенность может навредить как команде, так и организации в целом.

В глазах всех окружающих успех организации полностью зависит от присутствия харизматического лидера. Поэтому харизматическое лидерство предусматривает большую ответственность и требует от лидера продолжительного сотрудничества.

10. Трансформационное лидерство

Как уже говорилось ранее в этой статье, трансформационное лидерство как нельзя лучше подходит для ведения бизнеса.

Трансформационные лидеры ожидают от каждого члена команды и от себя в частности 100% отдачи, а также мотивируют своих коллег. При таком стиле лидерства высокая продуктивность труда и вовлеченность каждого члена команды – явления весьма частые.

Недостатком трансформационного лидерства является то, что не только команде необходима поддержка, но и самому лидеру важно иметь того, на кого он может положиться.

Поэтому очень часто комбинируют деловое и трансформационное лидерство. Деловые лидеры (или менеджеры) гарантируют, что рутинная работа будет выполнена на уровне, а трансформационные лидеры поддерживают инициативу работников и вносят разнообразие в работу.

Важно также при необходимости прибегать и к другим стилям лидерства. Выбор стиля, в таком случае, будет зависеть от людей, с которыми вы работаете и ситуации в целом.

Читайте также: