Доклад орксэ 5 класс

Обновлено: 13.05.2024

Христианство – одна их мировых религий, основанная на учении Иисуса Христа. Христианство одна из многочисленных религий. Последователей христианства около трех миллиардов людей.

История появления религии.

Христианство возникло возникло в Палестине в первом веке нашей эры. Создателем и распространителем религии является Иисус Христос. Он вел проповедническую деятельность: ходил по миру и рассказывал истину Божью. Как это было? (из Библии)

Рождение Христа. Богородица (или святая дева Мария) родила Иисуса Христа, сына Божьево. Богородица была набожной женщиной. Однажды во сне к ней пришел Бог и подарил сына. Рожденного сына она назвала Иисусом Христом. Иисус был полубог, получеловек. Говорят, он мог исцелять людей и многие другие чудеса, неподвластные обычному человеку. Когда мальчик вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение – христианство. Очевидно, что религия названа в честь Христа.

Религия основана на нескольких заповедей. Иисус призывал возлюбить ближнего своего, помогать больным и обездоленным и говорил о других нравственных принципах. Также он говорил о рае и аде, о нечистых силах и ангелах, о бессмертии души.

Сам он пошел по миру в поиске учеников и последователей. В дороге он помогал всем нуждающимся, никогда не отказывал в помощи. Его учениками стали двенадцать апостолов. Они были наиболее близки к Иисусу, чем все остальные последователи. Эти апостолы получили дар исцелять людей. Как известно, один из двенадцати апостолов оказался предателем. У Иисуса были недоброжелатели, которые желали смерти полубога. Иуда – предатель согласился передать своего учителя недоброжелателям за 30 серебряных монет. Иисуса Христа распяли на кресте.

Атрибуты христианской религии – крест, храм (церковь), иконы, молитвы, Библия, Евангелие.

Религия Христианство нашла много последователей. Но произошел раскол единой религии на три течения: православие, католицизм и протестантизм. На самом деле течений в христианстве намного больше, например, лютеранство, кальвинизм и другие. Но эти три течения наиболее большие и значимые в современном мире. Раскол произошел из – за разных взглядов на религию нескольких церквей.

Православие.

Православие сформировалось в Восточной Римской империи. Основателем течения принято считать Иисуса Христа. Обычно православная церковь – это храм с куполами, обычно золотого цвета, внутри украшена иконами, в храме принято стоять на протяжении всей службы. Служителья церкви называют поп.

Католицизм.

Католицизм появился на территории Римской империи. Он считается продолжением ранней христианской религии. Ватикан – считается центром управления всеми католическими церквями. Главный папа – папа Римский. Католические соборы – здания с голубыми или белыми куполами, в них принято сидеть на протяжении всей службы.

Протестантизм.

Протестантизм относительно молодое течение. Оно появилось потому, что многие люди в Европе были недовольны католической церковью. Мартин Лютер спровоцировал появление протестантской церкви. Протестантская церковь сильно отличается от вышеперечисленных церквей.

Христианство одно из многочисленных религий с разными течениями. Какое бы течение или религию вы не выбрали бы, помните, бог един.

Вариант 2

Одной из крупнейших мировых религий, да и самой массовой является христианство. Эта религия, которой насчитывается уже более 2-х тысяч лет, представлена во всех странах мира.

В чем суть христианства

Христианство гуманная религия. Человек согласно ее канонам должен вести праведную жизнь согласно 10-ти заповедям, которые направлены на доброту и любовь к Богу и ближним.

Книга Библия, особенно Новый Завет, является для христиан священной. Христиане веруют в единого Бога и его сына Иисуса Христа, который ради спасения человечества отдал свою жизнь и был распят на кресте.

В своей жизни Иисус творил только добрые дела: лечил больных, помогал бедным. При этом он жил очень скромно и не зарился на богатство и власть. Главное для него было – спасти человечество и их души. Для этого спасения он пожертвовал собой и христиане должны брать как пример эту доброту и любовь к ближним, а также верить в его учение.

Когда и где возникло христианство

Христианство зародилось в I веке н.э. на родине Иисуса Христа, в Палестине, которая была под гнетом Римской империи. Рим, завоевывая новые земли, устанавливал невыносимый для народов этих земель гнет, а борьба против римских беззаконий была подавляема. И вот с рождением Иисуса Христа появилось новое течение в борьбе за справедливость, в котором считали всех, и богатых и бедных, равноправными перед единым Богом. Это течение от имени Христа называлось христианством, а его последователи звались христианами.

Христиан преследовали правители, очень жестоко расправлялись с ними. Собираясь в общины тайно, в основном в пещерах, они верны были своим идеалам и отказывались верить в римских богов и приносить им жертвы.

Проповеди Иисуса Христа и его последователей благотворно влияли на распространение этой религии, а его мученическая смерть и чудесное воскрешение еще больше усилили веру людей в единого Бога. И не только бедняки, а и богатые люди ставали на сторону христианства, ибо их устраивали идеи смирения и терпения. Так в 325-м году император Константин признал эту религию в Риме государственной. Шли годы, религия распространялась в мире и стала доминировать над остальными религиями.

Течения в христианстве

Хотя идеи христианства едины, но в сути вероучения есть расхождения. Христианство делится на три ветви: православие, католицизм и протестантизм. Внутри каждой ветви есть также расхождение в учениях веры. Но суть религии едина.

Доклад про Христианство

В мире существует три крупных религиозных направления, одно из которых христианство. Основано в Палистине в I веке нашей эры, оно проповедует веру в Сына Божьего - Иисуса Христа, принявшего мучительную смерть на кресте для искупления грехов человеческих.

Христианство исповедуют три церковных течения: протестантизм, католичество и православие.

На горе Синай пророку Моисею Богом были открыты 10 заповедей, основы жизни христианина:

1. Бог - один и для человек не должно существовать других Богов.

2. Нельзя создавать себе кумира.

3. Напрасно нельзя произносить имя Господа Бога.

4. Один день в неделю (седьмой) необходимо посвящать Богу.

5. Уважай родителей своих.

6. Нельзя лишать жизни других людей.

7. Не прелюбодействуй.

8. Нельзя брать чужого.

9. Нельзя ложно обвинять другого человека.

10. Нельзя желать того, что имеет другой человек.

Основная священная книга для людей христианской веры-Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Она является носителем истины жизни верующего человека, повествует о жизни Спасителя, рассказывает царствие живых и весной жизни после смерти.

В христианстве существует семь обрядов, они имеют название таинства. Человека принимает церковь- крещением, узами брака скрепляет- венчание, при совершении греха верующий может принести покаяние перед Богом для прощения своего проступка, для избавления от болезни существует обряд елеосвящения, для установления духовной связи с Богом человек причащается.

В память о страшных муках и смерти сына Божьего христиане почитают крест. Им украшаются купола храмов, после крещения верующий носит его на теле.

Раньше других государств христианство как основную религию приняла Армения. Датируется это событие 301 годом, затем в 313 году император Константин I провозгласил государственной религией христианство в Римской империи, в конце IV века Византийская империя также стала признавать христианство основной верой в государстве.

На Руси начало распространение веры о Христе приходится на VIII век, крестил же Русь князь Владимир в 988 году.

Местом совершения богослужения является храм, который посвящается либо конкретному церковному празднику, либо особо почитаемому святому, день празднования памяти которого является престольным для конкретной церкви.

Вера в Христа самая распространенная в мире. Она насчитывает по данным ЮНЕСКО более 1,3 миллиарда человек. Почти в каждой части планеты имеются люди, верующие в христианство.

Христианство

Интересные ответы

Кирилл и Мефодий известны тем, что создали старославянскую азбуку, которая положила начало созданию письменности на Древней Руси. Два брата родились в Византии, а точнее в Фессалоники.

Будущий писатель родился в многодетной семье в селе Вилия (Волынская губерния, Российская империя) 29 сентября 1904 года. Его отец был рабочим винокуренного предприятия, а мать работала кухаркой. У Николая был брат и четверо сестёр.

В умеренно жарких полупустынях и степях Восточного полушария обитают очень мелкие грызуны – тушканчики. Эти существа отличаются характерной внешностью – укороченным туловищем и удлиненными задними

Мюнхен является главным городом в регионе Бавария и самым дорогим и экономически развитым городом на территории Германии. Условно говоря, город начинается с колонны Святой Марии

Москва - это столица России, столица моей Родины! Возраст Москвы насчитывает уже 850 лет. За этот многолетний период Москва многократно менялась и преображалась. Москва строилась и расширялась

Пасха - это самый яркий и очень интересный праздник не только для детей, но и для взрослых. Многие люди знают, что именно в этот день воскрес Иисус Христос. Многие традиции и само празднование этого дня утратило свое действие в современном мире. Все же многие стараются соблюдать этот праздник, печь пасхальные куличи и красить праздничные яйца. Праздник Пасхи все был самым значимым днем для человека, это не только связано с воскрешением сына Божьего. В этот день заканчивается строгий пост. В такой пост нельзя было веселиться и кушать многие продукты, люди придерживались диеты, отказывались от тяжелой и жирной пищи. Но когда пост заканчивался, устраивались гулянья и накрывались большие столы с огромным количеством разнообразных вкусных блюд. Поэтому многие праздники переносили и отмечали их, уже после окончания поста.

В день самой Пасхи верующие люди устраивали крестный ход, в церкви проводилась всенощная служба. После этого люди освещали в храме продукты и ставили их на праздничный стол. Сегодня эта традиция так же смогла сохраниться. В светлый праздник Пасхи принято говорить при встрече "Христос воскресе", а отвечать "воистину воскресе". Перед самой Пасхой всегда начинается Страстная неделя. Именно с этого периода начинается настоящая подготовка к празднику. Хозяйки делают в домах генеральную уборку и закупают ингредиенты на кулич и другие сладости и вкусности. В Страстную пятницу все вспоминают смерть Иисуса Христа, и посещают храм. А в ночь субботы святят пасхальные куличи, и всю ночь молятся.

Перед праздником Пасхи хозяйки украшали дома, после чего устраивались домашние посиделки за праздничным столом всей семьей. Кроме пасхального кулича на стол ставят крашеные яйца. Изначально их красили в красный цвет при помощи луковой шелухи. А немного позже с помощью различных пищевых красителей и других украшений, пасхальные яйца приобретали все новые и новые цвета. Почему же изначально яйца красили только в красный цвет? А ответ очень прост. По преданию, когда Христос воскрес, Мария Магдалина пришла сказать об этом императору. Он в это, конечно же, не поверил. В его руках было яйцо, и император сказал, что он поверит в воскрешение, когда яйцо станет красным. Яйцо покраснело, вот так и возникла традиция.

Что касается самого пасхального кулича, изначально его готовили из творога. Блюду придавали форму пирамидки, после чего украшали помадкой. В творог для кулича хозяйки добавляли разнообразные пряности, яйца, орехи и изюм. Это придавало блюду хорошего вкуса и запаха. Даже сегодня считается, что Пасха это большой праздник. Люди продолжают ходить в церкви и почитать Христа. Неотъемлемой частью Пасхи стало посещение кладбищ. Именно сюда люди приходят, чтобы проведать умерших родственников, оставляют кусочек кулича, конфеты и крашеные яйца. После этого основное празднование Пасхи будет дома за большим столом, всей семьей.

Доклад Пасха

Праздник Пасхи самый необычный, светлый, главный в году для православных всего мира. День празднования устанавливается церковью. Он всегда преподает на воскресенье.

Это знаменательный праздник к нам дошел из древности. По легенде, описанной в библии произошло воскресение Христа после его распятия и смерти, он таким способом искупил все грехи человечества. Верующие люди считают такое чудо символ освобождения всех живущих людей от их грехов.

По приданиям в этот светлый день все земля оживает и обновляется. В разных странах такой праздник празднуют по своим традициям.
В основном все верующие рано утром в воскресенье идут в церковь, батюшка святит все принесенные продукты, крашеные яйца, куличи и другие продукты. И после посещения церкви всей семьей садятся за праздничный стол. И празднуют такой светлый праздник. Существует поверье, что после прихода Пасхи, наступает настоящая теплая, прекрасная весна. В такой светлый праздник в основном идет дождь, это символизирует, как будто Христос плачет. Но на следующий день светит яркое солнышко.

Готовится, к такому знаменательному празднику, люди начинают задолго до его начала. Перед Пасхой принято в Чистый четверг наводить порядок в своем жилище, красить яйца, печь куличи и готовит пасхи. Стол в светлый праздник очень отличается от обычных праздников.

Куличь

Готовили множество разнообразных вкусных блюд. Столы всячески украшали живыми цветами, а также весь дом, в том числе и иконы.
Неделя перед Пасхой называется Страстная. В эту неделю верующие люди соблюдали строгий пост. В эту неделю нельзя есть пищу животного происхождения. В пятницу – страстную считается, что есть вообще нельзя. Так как в этот день по приданиям Библии был распят Христос, за все человеческие грехи.

Яйцо, которое освещается в этот великий и светлый праздник является волшебным. Ему приписываются различные магические свойства. В этот праздник во всех церквях звонят колокола оповещая радостную новость Христос воскрес. После праздника вся следующая неделя празднуется верующими людьми. В эту неделю необходимо зазывать всех родственников и угощать различными вкусными блюдами. Совершать различные добрые дела, помогать нуждающимся. Эта неделя по церковному поверью называется Красная горка.

Каждый по-разному смотрит на празднования таково знаменательного праздника. Считается, что в эти дни бог с нами и прощает все наши грехи, которые мы совершаем, ведая об этом или нет.

Существуют среди верующих христиан поверье, что в этот светлый для всех нас праздник сбываются все загаданные мечты. Только одно условие, чтоб человек по настоящему верил, иначе чуда не произойдет. Поэтому можно просить нашего бога о своих желаниях, которые должны, направлены быть на добрые дела. Остался такой обычай, который и по сей день многие люди чтят обливаться студеной водой.
Поэтому долгожданный, великий, светлый праздник Пасхи мой самый любимый праздник в году!

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класс. Кратко для детей, орксэ

Пасха

Пасха

Паукообразные, или как их ещё называют, арахниды, относятся к классу членистоногих. В настоящее время на планете земля насчитывается около сто тысяч видов и подвидов паукообразных, большую часть которых составляют клещи и пауки.

Николай Михайлович Пржевальский появился на свет 31 марта 1839 года в Смоленском уезде, деревне Кимборово. Именно там сейчас установлен мемориал великому учёному и исследователю за его заслуги. В 1855 году он,

Вишня – это распространенная плодовая культура, которая представляет собой крупный кустарник. Относится к семейству Розоцветные, к роду Слива, к подроду Вишня.

Нормативные документы, регламентирующие ведение курса ОРКСЭ и ОДНКНР.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Образование - это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. Мы должны отстаивать свои ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции.

История появления ОДНКНР в школе. ФГОС признан, воспитать ответственных, нравственных, компетентных и инициативных граждан России. Педагоги и психологи сходятся в том, что нынешнее подрастающее поколение - это дети, которым доступна любая информация, но не отягощенные духовностью и совестью. В младшем подростковом возрасте 10-12 лет дети активно начинают интересоваться событиями в обществе, социальным миром, становятся открытыми для общения на различные темы. Полученные за годы учебы в школе знания об истории и культуре России позволяют им делать собственные выводы, аргументировать свое мнение, демонстрируя воображение и логическое мышление, навыки работать с проблемными ситуациями.

Новизна содержания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

ОРКСЭ - это учебный предмет в четвертом классе (по 1 часу в неделю), введенный с сентября 2012 года в школах России, после апробации 2010- 2012 годов. Предмет состоит их шести модулей, четыре модуля - об основах традиционных для России религиозных культур - православия, ислама, буддизма и иудаизма, один модуль об основах светской этики и один об основах мировых религиозных культур в целом.

ОДНКНР - это предметная область, логическое продолжение ОРКСЭ, обязательный элемент учебного плана российской школы на уровне основного общего образования (5-9 кл.) - вводится с сентября 2015 г. Обе предметные области являются системным нововведением, соответствующим целям образования, сформулированным в федеральных государственных образовательных стандартах.

Содержание предметов - культуроведческое, обустроенное как постижение младшими и старшими подростками взаимосвязи культуры и религии. Культуры как возделывания себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди. Религии как связи, единения верующего с Богом, и веры как образа особой духовной жизни. Методика постижения содержания новых предметов - диалог, обсуждение и понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и истории.

Преемственность образовательного процесса может осуществляться в комплексе:

Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных уровнях развития.

Психологическая – совершенствование форм организации учебно‑воспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей.

Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.

Методическая - взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам обучающихся на каждом этапе обучения.

Административная – хорошо отработанная нормативно‑правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.

ОПК - исключительно культурологический предмет. Предназначение данного курса:

- воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан;

- формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и др. законы страны;

- формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;

- воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.

Мотивация учебного процесса способствует нетрадиционным формам урока. Например, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок-инсценировка, театрализация. Эффективность занятий обеспечивают и различные виды деятельности обучающихся: составление проектов; участие в сюжетно-ролевой игре, дискуссии; опережающие задания; написание сочинений - миниатюр, рассказов.

Активные формы и методы работы, используемые в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, направлены на освоение учащимися личностных результатов, связанных с чувствами гордости за свою Родину, понимания и уважения к духовным ценностям родной культуры. Способностью учащихся соотносить поступок с моральной нормой, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, умение применять правила делового сотрудничества.

Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, дает чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени - наркомании, алкоголизма, терроризма. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.

Список литературы

Программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014

Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика и психология. 2012. - №4. - С.7-12.

Христианство является самой крупной мировой религией, третья часть населения нашей планеты – это христиане. Данная религия основана на учении Иисуса Христа, который жил в 1 веке в Палестине. После смерти Христа это учение начало активно распространяться его учениками и последователями, а начиная с 4 века христианство начинает приобретать статус государственной религии в разных странах.

История христианства имеет немало трагичных страниц. Самым яростным гонителем считают римского императора Нерона, он преследовал христиан со страшной жестокостью. Именно по его указу были казнены апостолы Павел и Петр.

Гонения продолжались 3 века, но учение Христа все же быстро распространялось. Следует отметить, что христианство в те времена было цельным, единым. Расколы и разделения появились позже, когда быть христианином стало безопасно. Тогда в церковь влилась огромная масса народа, которая слабо понимала смысл учения Христа. Все эти люди жили в разных условиях и испытывали различное влияние других культур. Они по-своему понимали и толковали Писания, и в результате этого христианство разделилось на течения.

В современном христианстве присутствует три основных течения (католицизм, протестантство и православие) и множество малых. Основная догматика всех этих направлений в общем является сходной, но есть также и существенные отличия. Например, все христиане признают необходимость крещения человека, но делается это по-разному. Католики и православные крестят детей в малом возрасте, часто во младенчестве. Протестанты крестятся взрослыми, когда они уже понимают суть своей веры и принимают ее.

Священной книгой всех христиан является Библия. Большей своей частью она одинакова для всех конфессий и состоит из Ветхого и Нового Заветов. Но есть также и отличия, особенно в перечне книг Ветхого Завета.

Сейчас в мире более 2 миллиардов человек являются христианами. Христианские общины есть и в государствах с другим вероисповеданием. Однако в некоторых странах права христиан нарушаются, людей преследуют за веру в Христа. Самой нетерпимой в этом отношении является Северная Корея, а также некоторые мусульманские государства.

Вариант 2

На сегодняшний день христианство является самой распространенной и популярной религией во всем мире. Более того особенностью этой веры является максимальная массовость, вероятно, за всю историю человечества на данный период. Даже, если мы вспомним римскую империю или древнюю Индии, то ни римское язычество, ни индуизм не охватывали такое количество людей, хотя и были невероятно массовыми.

Поэтому понимание христианской концепции более чем существенно для каждого современного образованного человека. Ведь через христианство мы можем в существенной степени понять культуру людей и культуры разных стран, сообществ. В свою очередь через понимание локальных и глобальных культур появляется возможность познавать особенность сознания людей.

Существенным фактором является неоднородность христианства. Хотя большинство людей видят только такие известные конфессии как католичество (самая массовая) и православие, христианство включает в себя множество других ветвей и сект.

По сути, с самого начала возникновения христианской религии начали появляться различные секты и отдельные верования. В первых веках новой эры появлялись проповедники, предлагавшие свой немного особый взгляд на эту религию. Собственно, появляются они до сих пор и непременно отыскивают то или иное количество последователей.

Наиболее известный церковный раскол произошел в 11 веке новой эры, когда и было зафиксировано разделение на православных и католиков, хотя назревал этот раскол значительно ранее. Тем не менее, до этого дела церкви решались на общих собраниях, так называемых церковных соборах. После католики и православные решают свои дела отдельно, да и веру имеют в действительности немного разную.

В период средневековья и модерна христианство тоже получает много новых вариаций. Только эти расколы нередко являются уже внутрионфессиональными. К примеру, в православии наиболее известным является появление старообрядцев.

В Европе активно зарождаются движения протестантов, которые были созданы известными мыслителями своего времени. Далее именно эта ветвь становится одной из основ для зарождения государства в колонизированной Америке.

В самой Америке тоже появлялись новейшие традиции наподобие мормонов или амишей, которые вполне нормально продолжают не только существовать, но и развиваться по сей день, веруя в собственную вариацию учения Христа.

4, 5, 7, 8, 10 класс

Христианство

Популярные сегодня темы

К цветным металлам относят все металлы, за исключением железа и его сплавов. Цветные металлы характеризуются рядом свойств, имеющих преимущества над железом

Каспийское море можно назвать одним из самых уникальных водоемов мира. Это связано с тем, что его нельзя полностью причислить к морю, поскольку Каспий не имеет доступа к мировому океану.

У нас в стране находится примерно 2 миллиона озер. А в Республике Башкортостан их 2200. Почти все расположились в равниной части республики. Но в предгорьях озер меньше, хотя именно они самые

Цинга – очень опасная болезнь, вызванная дефицитом аскорбиновой кислоты, приводящая за отсутствия лечения к смерти. Впервые о ней услышали в 16-18 веке. Историки утверждают, что в течении это

Васко да Гама (1460-1524 гг.) является известным португальским мореплавателем, прославившимся своими географическими открытиями.

В этом докладе описаны основные факты о созвездии Водолей, включая размеры, положение на небе и историю.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОРКСЭ

В.Л. Лопатина, заместитель директора по УВР, учитель истории,

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Преподавание курса ОРКСЭ может строиться с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Предлагаю вашему вниманию один из проектов, который достаточно удачно используется мною на уроках Основы светской этики.

Класс: 4 (возможно применение во всех возрастных группах)

Предметы: ОРКиСЭ, литературное чтение, изобразительное искусство.

Актуальность: Сложности во взаимодействии детей в совместном практическом освоении культурных норм и образцов общения и поведения.

Цель: Оптимизация психологической атмосферы в классе, формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Задачи : 1. Расширение знаний детей о дружбе. (Чтение книг о дружбе, подбор пословиц, иллюстрирование литературного произведения).

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения. (Защита творческих работ, работа в группах, формулирование правил).

3. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу. (Ознакомление с правилами ведения дискуссии и контроль за их соблюдением).

Компетентности: Формирование умения согласовывать свои действия с коллективом; умений делать выбор, решать поставленную задачу; навыков самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

- личностные : развитие исследовательского интереса; умение работать в группе; развитие самостоятельности, инициативности; приобретение навыков сотрудничества при работе в группе.

-метапредметные : развитие логического мышления; развитие культуры речи; умение проводить наблюдения; умение работать с различными источниками информации; умение применять программы создания презентаций, публикаций для представления результатов своей деятельности; умение анализировать и делать вывод.

- предметные : расширение знаний детей о дружбе; формирование нравственных качеств обучающихся; умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу; развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Предварительная работа:

- Чтение рассказов и сказок, в которых раскрывается тема дружбы.

- Подбор пословиц и поговорок о дружбе.

- Выставка книг разных писателей о дружбе.

- Рисунки детей (выставки).

- Разучивание новых песен, составление рассказов и стихов.

- Проведение анкетирования среди учащихся класса с целью актуализации проблем класса.

Оборудование: Музыкальные записи инструментальной музыки и детских песен; компьютерная презентация; папка с файлами для сбора подготовленного материала по проекту, иллюстрации и дидактический материал.

Ход проекта:

1. Подготовительный этап: объяснение задач; сбор материала детьми; предварительный просмотр материала учителем.

4. Презентация Книги Дружбы для родителей.

- Продолжи предложение (учащиеся на специальных листах пишут продолжение фразы, выбранное коллективно).

- Закончи пословицу, собери пословицу или запиши пословицу (работа с карточками по группам, работа со слайдами устно и записи в страницы книги тех пословиц, которые ребята готовили заранее).

- Запиши главный закон дружбы (Коллективное обсуждение в группах предложенных законов, составление собственных и запись их в страницы).

Представление групповых работ: обучающиеся представляют разработанные заранее эмблемы дружбы своих групп, составленные или написанные рассказы и стихи, прослушиваются выученные песни про дружбу.

Рефлексия: обучающимся предлагается заполнить схемы (Приложение № 1 и № 2). А так же предлагается дать ответ на вопрос – имеет ли данная книга право на продолжение?

Читайте также: