Знаки рюриковичей древнерусская княжеская эмблематика доклад

Обновлено: 19.05.2024

В последние десятилетия число известных изображений знаков Рюриковичей раннего времени (до конца X в.) существенно возросло, причем все они представлены на восточных монетах, поступавших в большом количестве в IX–X вв. в Восточную и Северную Европу. Еще в 1950-е гг. на восточных монетах из собраний Швеции были обнаружены многочисленные граффити[797]. Позднее были выявлены рисунки, представляющие собой изображение двузубца или трезубца с треугольным завершением внизу. Уже при первой публикации они были сопоставлены с так называемыми знаками Рюриковичей, в первую очередь с наиболее ранними из известных: на печати Святослава Игоревича, на костяном кружке из Саркела и др. – и отнесены к категории амулетов-символов[798]. Из шести монет с этим изображением, опубликованных И. В. Дубовым, И. Г. Добровольским и Ю.К. Кузьменко, три происходили из кладов Северо-Западной Руси (ДДК, №№ 73, 103) и Эстонии (ДДК, № 82, трезубец) первой половины XI в., одна из клада с младшей монетой 902/903 г., найденного у с. Погорелыцина в Беларуси (ДДК, № 72), происхождение двух неизвестно (из собраний Берлинского музея: ДДК, № 433 и Эрмитажа: ДДК, № 149). Датировка двузубцев временем правления Святослава (965–972 гг.) и трезубца временем правления Владимира Святославича основывалась на общепринятых представлениях о происхождении знаков Рюриковичей. Ныне обнаружено еще несколько изображений знаков Рюриковичей на восточных монетах[799], так что число монет с этим граффито теперь достигает шестнадцати (см. Табл. 1 и Рис. 1). Новые материалы позволяют существенно пересмотреть традиционные представления о времени происхождения и семантике знака на раннем этапе его существования.

Наличие второго изображения на другой стороне монеты – распространенная особенность граффити этого типа, особенно двузубцев: в пяти случаях на обороте помещены рисунки стяга, ладьи, ножа, питьевого рога. Однако никаких иных рисунков на том же поле монеты, где изображен двузубец, не отмечено. Знак располагается в центре и занимает почти все поле монеты, что, видимо, указывает на важное значение, придававшееся этому символу. Сочетание изображений двузубцев и предметов дружинного быта – важный показатель среды, в которой функционировал знак Рюриковичей: княжеские дружины.

Таблица 1. Восточные монеты со знаками Рюриковичей


Уже в числе опубликованных в ДДК граффити была монета, не укладывавшаяся в традиционные хронологические рамки бытования знаков Рюриковичей: из клада Погорелыцины, зарытого, очевидно, в первое десятилетие X в. (№ 3). Новые материалы дают все основания пересмотреть существующую датировку. Древнейший комплекс с монетой, имеющей граффито в виде схематического двузубца (№ 1), содержит младшую монету чеканки 880–885 гг., что указывает на зарытие клада в конце IX или на рубеже IX–X вв. Чеканка монеты в 877/878 г. определяет время нанесения знака последними десятилетиями IX в. Эту датировку подтверждает клад из Погорелыцины с младшей монетой 902/903 г.: нанесение граффито на монету № 3 (дата чеканки самой монеты неопределима) должно быть отнесено к первому десятилетию X в. Временем до 940 г. датируется клад из Козьянок, где изображение двузубца представлено на монете, чеканенной в 910/91 1 г., т. е. было выполнено в 10-30-е гг. X в. Появление двузубца как символического знака, изображаемого на монетах вместе с предметами дружинного быта, ныне можно уверенно датировать концом IX – рубежом X в., временем возникновения единого Древнерусского государства и правления в Киеве князя Олега.


Рис. 1. Знаки Рюриковичей на восточных монетах

Надо отметить при этом, что изображение трезубца – несравненно более редкое, нежели двузубца (всего один случай – № 15), – появляется относительно поздно: на монете из клада, датируемого 1015 г.

Уже в первой половине X в. двузубец получает широкое распространение: он помещен на пяти монетах из различных комплексов. Общее же количество монет с двузубцами и трезубцами – шестнадцать – ставит граффито в один ряд с наиболее употребительными видами рисунков – после молоточков Тора и крестов (известно менее чем по десять изображений мечей, стягов, ладей, свастик).

Топография находок отчетливо указывает на их преимущественное распространение в древнерусском ареале: одиннадцать монет из шестнадцати происходят с территории Древней Руси. Лишь три монеты обнаружены в кладах в Скандинавии (№№ 1, 2, 5). Происхождение монеты № 6, хранящейся в Берлине, неизвестно: она могла быть привезена в Германию как из Швеции, так и из России или найдена в Прибалтике. Наконец, монета № 16 обнаружена на территории современной Эстонии. Очевидное преобладание монет с двузубцами в Восточной Европе бесспорно свидетельствует о функционировании знака именно в этом регионе.

Можно предположить, что наряду с принятием хазарского титула была усвоена и хазарская символика высшей власти: предметы и/или изображения, использование которых являлось прерогативой верховного правителя. Появление знака Рюриковичей в качестве символа княжеской власти во второй половине X в. на монетах Владимира и Ярослава и на печатях, начиная со Святослава, предполагает, что и в предшествующее время он имел если не то же самое, то сходное содержание и являлся принадлежностью верховного правителя Древней Руси – великого киевского князя.

Таким образом, во второй половине IX в. правители крепнущего Древнерусского государства, вероятно, заимствуют как хазарский титул верховного главы государства, так и символ верховной власти в форме двузубца.

На протяжении первых трех четвертей X в. форма знака сохраняет устойчивость: это двузубец со слегка отогнутыми наружу или прямыми (в линейном варианте) зубцами и соединенным с основанием треугольным завершением внизу. Этот же тип двузубца представлен на печатях Святослава Игоревича и Ярополка Святославича. До начала правления Владимира знак не имеет индивидуализирующих признаков, которые появляются лишь в конце X – начале XI в. (у Владимира Святославича и Святополка Ярополчича / Владимировича).

Неизменность формы знака с момента его возникновения и до 980-х гг. позволяет заключить, что в конце IX–X в. он не являлся лично-родовым символом. Это содержание было приобретено им значительно позднее, не ранее последних десятилетий X в. На начальном же этапе он либо рассматривался как общеродовой знак Рюриковичей (что представляется менее вероятным), либо принадлежал лишь главе рода Рюриковичей – киевскому великому князю, верховному правителю Руси. Вероятно, он не являлся собственно государственной эмблемой, но служил символом персонифицированной в лице великого князя центральной власти.

Зачем нужен родовой знак?

Начнем с того, что во времена Рюрика (напомню, это вторая половина IX в.), ни о геральдике и ни о каких гербах, в том смысле, какой мы придаем этим понятиям сегодня, в Европе, как Западной, так и Восточной, еще и речи не шло.

В те давние годы воинов (и, соответственно, вождей, которые ими командовали) было не настолько много, чтобы их можно было путать на полях сражений, поэтому идентификация того или иного командира на поле боя еще не была такой трудной задачей, как несколько веков спустя.

Вожди дружин, как правило, прекрасно знали друг друга если не в лицо, то во всяком случае понаслышке. В крайнем случае, они могли представиться друг другу непосредственно перед выяснением отношений.

Это, однако, не означает, что какие-либо отличительные знаки не использовались вождями вовсе. Просто их предназначение было иное, чем у гербов и знамен.

Такими знаками метили скот, иное имущество (например, монеты), а также использовали при межевании земель в качестве прообраза современных пограничных столбов, вырезая их, например, на деревьях или камнях. В более поздние времена такими знаками помечались изделия ремесленников, работавших на княжеском дворе и даже кирпичи, используемые для строительства.

Были эти знаки, как правило, просты и незатейливы. И современные исследователи даже затрудняются ответить на вопрос, несли ли они в большинстве случаев какую-либо смысловую нагрузку для их обладателей или же были просто набором штрихов, удобным для воспроизведения на любой поверхности.

Примеров таких знаком имеются сотни. Особенно часто, по понятным причинам, их использовали степные кочевники и их соседи.

Такие знаки были личной меткой их владельцев. И не переходили в полной мере по наследству от родителей к детям. Однако члены одной семьи могли пользоваться схожими знаками, имеющими единую основу и отличающимися друг от друга деталями, причем эти отличия могли быть значительными.

Знаки первых представителей династии

Применительно к князьям-Рюриковичам впервые с таким знаком, который можно совершенно достоверно сопоставить с его владельцем, мы сталкиваемся, исследуя печать князя Святослава Игоревича. Выглядит этот знак вот так.

Вы здесь сокола не видели? Родовые знаки Рюриковичей

Понятно, что исследователей тут же заинтересовал вопрос – когда этот знак впервые появился на Руси.

Самый древний из таких кладов датируется самое позднее 885 годом. В этом кладе имеется серебряный арабский дирхем (878 года чеканки), на котором можно увидеть вот такой знак.


Получается, что знак этот был начертан между 878 и 885 гг. А это – период летописного правления Рюрика в Новгороде.

Конечно, на основании такой единичной находки утверждать, что это знак именно Рюрика, мы не можем. Подобные (подчеркиваю – подобные, а не точно такие же) знаки использовались и в Хазарском каганате. И монета могла получить такую пометку там, а потом уже прибыть на территорию Руси вместе с каким-то хазарским купцом.

Однако игнорировать очевидное сходство знака Святослава и символа, обнаруженного на этой монете, тоже нельзя.

Более того, существует еще несколько монет с аналогичными изображениями, которые датируются несколько более поздними датами.

Например, монета из клада у д. Погорельщина, сокрытого в период до 920 г., то есть во время княжения Игоря Рюриковича. На которой начертан вот такой знак.


Здесь на одной из сторон мы тоже видим двузубец. Причем невооруженным взглядом заметна определенная преемственность, как между ним и знаком Святослава, так и между ним и знаком периода княжения Рюрика.

Вполне наглядно демонстрируется также и развитие самого знака.


Первый знак – времен Рюрика, второй – времен Игоря Рюриковича, третий – Святослава Игоревича.

Так что предположение о том, что на первой монете – знак именно Рюрика, не кажется столь уж поспешным. Впрочем, окончательно разъяснить этот вопрос можно будет только с накоплением нового и систематизацией имеющегося археологического материала.

Тем не менее, становится совершенно очевидным, что изначально знаком династии Рюриковичей был не трезубец, а двузубец. Именно этим символом пользовался князь Святослав Игоревич и, возможно (и даже весьма вероятно), его отец и дед. Ничего общего, как видно, с атакующим соколом в виде классического трезубца этот знак не имеет.

Сокол-трезубец

Когда же появился этот самый трезубец в системе родовых знаков Рюриковичей?

А появился он уже при детях Святослава.

С.В. Белецкий на основании проведенных им исследований воссоздал эволюцию знаков Рюриковичей, наглядно представив ее в неком подобии генеалогического древа.


Схема нуждается в некоторых комментариях.

Мы видим, что из потомства Святослава Игоревича двое его законных детей Ярополк и Олег сохранили основой своего родового знака двузубец. Тогда как третий его сын Владимир присоединил к двузубцу ещё один средний зубец, сформировав таким образом некое подобие трезубца.

Вот так этот знак выглядит на монете князя Владимира.


Третий зубец пока еще значительно тоньше остальных. Да и весь знак еще никак не может навести на ассоциации с пикирующим соколом. С.В. Белецкий (видимо, небезосновательно) считает, что средний зубец в знаке Владимира мог являться символом его бастардства.

Хочется обратить внимание и еще на одну тонкость, отображенную в схеме. А именно на факт использования Ярополком Святославичем и его сыном Святополком Ярополчичем каждым сразу двух изображений. Причем и в том, и в другом случае один из этих знаков в точности повторяет символ самого Святослава Игоревича – простой двузубец.

Этот факт можно объяснить тем, что до смерти Святослава каждый из его детей имел свой знак. Законные Ярополк и Олег – слегка измененный двузубец. А бастард Владимир – трезубец. После гибели Святослава законным его наследником стал Ярополк. И с этого момента он принял и стал использовать знак отца – простой двузубец.

Захватив власть, Владимир Святославич по каким-то причинам не стал менять свой родовой знак. Однако его племянник Святополк, видимо, находясь в некой оппозиции Владимиру и считая своим отцом именно Ярополка, а свое старшинство над потомками дяди-бастарда неоспоримым, начал использовать как свой родовой знак простой двузубец – знак своего отца и деда.

Такое поведение племянника было расценено Владимиром как вызов и вылилось в конфликт 1013 года, по итогам которого Святополк в числе прочих уступок Владимиру изменил свой родовой знак, добавив к его левому зубцу крест.

Итогом политической борьбы после смерти Владимира Святославича стала гибель Святополка и пресечение старшей и законной ветви династии Рюриковичей. В результате чего двузубец Святослава уступил место трезубцу Владимира. Его сыновья в качестве родового знака использовали только трезубцы.

Наиболее известный из сыновей Владимира – князь Ярослав Мудрый использовал следующий знак.


Развитие княжеских родовых знаков

Сторонники этой легенды, однако, как правило, не учитывают то, что в дальнейшем (вплоть до XIII века) княжеские знаки продолжали изменяться, трансформируясь иногда до полной неузнаваемости. Так, например, выглядели родовые знаки потомков Ярослава Мудрого.


Это родовые знаки соответственно сына Ярослава Мудрого Изяслава и его внуков Ярополка и Святополка Изяславичей.


А это родовые знаки князей Ростово-Суздальской, а позже Владимиро-Суздальской земли: последовательно Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Или, например, так выглядели родовые знаки князей Черниговской ветки.


На этом рисунке изображены соответственно родовые знаки князя Олега Святославича (родоначальника Черниговских Ольговичей) и его сына Всеволода Ольговича, занимавшего в том числе и великий Киевский стол.

Как видим, знаки эти в подавляющем большинстве даже отдаленно не напоминают сокола.

Существует масса вариаций изображения родового знака Рюриковичей. Приводить их все в этой статье не имеет особого смысла.

В одних из них при особом желании можно разглядеть сокола. Другие, как знак Олега Святославича, скорее похож на кота. Или, как знак Андрея Боголюбского, на лебедя. Но общий смысл этих символов от этого не поменяется – все они происходят от изначального двузубца князя Святослава Игоревича, который, в свою очередь, с высокой долей вероятности является наследником родового знака его отца и деда.

Однако не все так просто.

В следующей статье мы детально рассмотрим одну находку, сделанную профессиональными археологами в 2008 году. Которая при поверхностном рассмотрении грозила существенно изменить представления историков об изучаемой эпохе.

Во второй половине IX века отдельные племена восточных славян и финно-угров объединились под единой династической властью князей Рюриковичей. Так появилось древнейшее славянское государство Киевская Русь. Правившие в те времена князья уже использовали знамена в военных походах. Однако историкам до сих пор не известен подлинный вид древнерусских стягов.

Флаг Киевской Руси

Флаг Киевской Руси

Флаг Киевской Руси

Единственный достоверный источник информации о флагах Киевской Руси – летописный свод Ивана Грозного XVI века. На его иллюстрациях изображены однотонные красные флажки треугольной формы, а кое-где видны флажки других цветов.

Важно! Современное изображение древнерусских знамен в виде темно-красных стягов с трезубцами или двузубцами золотого, либо серебристого цвета не является идентичным. Подобные варианты подходят для театральных постановок и киносъемок. Историки не располагают достоверными сведениями о внешнем виде древнерусских флагов.

Фамильные знаки Рюриковичей

Фамильные знаки Рюриковичей

Герб Киевской Руси

Каждый из правителей создавал уникальный символ, который чеканился на:

  • Печатях и монетах.
  • Верительных знаках-подвесках.
  • Тамгах (родовых фамильных знаках).

Ни один из подобных символов нельзя назвать гербом Киевской Руси в современном понимании этого слова. Это – лишь дошедшие до новых поколений знаки владычества древнерусских князей. Однако именно они легли в основу современной государственной символики Украины.

Герб Киевской Руси

Археологические доказательства

Явное сходство с боспорской символикой демонстрирует личный герб Ярослава Мудрого, обнаруженный на поясных бляшках из Приладожья и окрестностей Суздаля. Знак почти идентичен изображению на поясном наборе из Перещепинского клада византийских и древнеболгарских ценностей в Полтавской области.

Серебряник Ярослава Мудрого

Оба символа внешне схожи с трезубцем, однако бесспорная связь между ними не доказана. На сегодняшний день не найдено ни одного геральдического знака, созданного в эпоху до Киевской Руси. Появление подобных артефактов в будущем позволит шире взглянуть на развитие древнерусской символики правящих родов.

Символика Хазарского каганата

Во времена Древней Руси двузубцы и трезубцы не были уникальными знаками. Они являлись тамгами правителей Хазарского каганата, символически продолжавшими сармато-аланскую традицию времен Боспорского царства. Археологи находили характерные знаки на поясных украшениях в Подгоровском могильнике и каменных кирпичах хазарских крепостей в Саркеле, Семикаракорском и Маяцком.

Герб Хазарского каганата и Украины

Письменные упоминания

К сожалению, до нашего времени не дошли письменные документы с описаниями княжеских знаков. Гербовые изображения князей Киевской Руси известны лишь благодаря археологическим находкам. Мы видим их на древнерусских монетах, печатях, подвесках, перстнях и оружии из раскопок. Изучение древних артефактов позволяет ученым детально проследить эволюцию символических изображений и их возможное происхождение.

Князь Ярослав русская правда

Традиционные изображения

Во времена Киевской Руси были распространены П-образные княжеские символы с различными дополнениями в виде отростков, точек, крестов и других элементов. На разных изделиях символьные изображения могли выглядеть по-разному. На печати они наносились схематически, исключительно для узнаваемости клейма. Совсем по-другому чеканщики работали с монетами, на которые аккуратно наносили множество дополнительных орнаментов.

Что означали символы

Историкам неизвестно точное значение символов, использовавшихся древнерусскими князьями. Археологи так и не нашли письменных свидетельств того или иного толкования. Остается лишь догадываться о том, что хотели сказать князья иносказательным символическим языком своего времени. Сегодня у специалистов есть огромное множество гипотез, предполагающих значение трезубца.

В числе основных вариантов:

  • Языческая модель мира.
  • Навершие скифского (византийского) скипетра.
  • Тамга одного из князей (скорее всего – Владимира Великого).

Хазарская тамга

Исторические артефакты

Арабские дирхемы на Руси

Некоторые историки считают изображение персональным символом княгини Ольги, поскольку подвеска относится к временам правительницы. На подвеске также обнаружена арабская надпись. Ее смысл совершенно не связан с Киевской Русью. Ученые полагают, что чеканщик просто скопировал непонятную ему надпись.

Печати Святослава

Печать князя Святослава Игоревича

Еще одним известным артефактом с изображением двузуба является костяная пластинка с двузубцем из древней хазарской крепости Саркел. Сегодня уже невозможно четко определить славянское или хазарское происхождение реликвии. Наряду с пластинкой археологи находили в Саркеле амфоры и даже кирпичи с изображениями двузубцев.

Символы Владимира Великого

Сын Святослава Владимир создал собственный символ державной власти – трезубец. В исторических кругах считается, что князь-бастард не имел права на родовую символику. Князю пришлось изобрести собственный знак, который чеканили на древних монетах над его портретом.

На других монетах того времени все поле занято крупным оттиском трезубца. Существуют также трезубцы, изображенные под крестами. Однако кресты в данном случае могут быть просто остатками древних надписей.

Символы Владимира Великого

Немного измененный трезубец символизирует власть сына Владимира Великого – Ярослава. Это все тот же знак, но с кружком посредине. Полностью похож на отцовский трезубец Изяслава Владимировича. Знак Новгородского князя содержит крестик на центральном зубце.

Разнообразные варианты изображения двузубца и трезубца прослеживаются у всех внуков Святослава Игоревича. Старший Святополк (1015-1019) выбрал для себя двузубец с крестом на вершине одного из зубьев.

Остальные потомки избрали разные элементы отличия:

  • Старший сын Вышеслав Владимирович усложнил форму ножки трезубца.
  • Сыновья Ярослав и Мстислав увенчали центральный зубец кругом и ромбом.
  • Внуки Брячислав, Владимир и Евстафий усложнили форму ножки трезубца.

Ближе к 4-5 поколениям княжеский знак стал похож на вензель. Чаще всего трезубец заменяли двузубцем.

Черниговские князья использовали двузубцы нескольких типов. Все они легко идентифицируются по единому признаку: один зубец перекрещен, а второй изображен прямым или изогнутым. Прототипом для знаков стал символ князей Святополка Ярополчича (+1019) и Олега Святославовича (+1115). Аналогичные знаки избрали для себя князья рода Ольговичей – Всеволод Ольгович и Святослав Всеволодович.

Современные историки часто систематизируют информацию об изменениях в использовании символики Рюриковичей в виде таблиц и схем. Это позволяет наглядно проследить эволюцию трезубцев и двузубцев на протяжении веков.

О.М.Рапов. Знаки Рюриковичей и символ сокола

Бесспорно принадлежащим Владимиру Святославичу Б.А.Рыбаков считает знак, изображенный на кирпиче от Десятинной церкви, так как не кто иной, а именно Владимир был строителем этого первого русского христианского храма (29).

Если мы сравним знаки, которые А.В.Орешников приписывал Владимиру Мономаху, со знаком на кирпиче от Десятинной церкви, то убедимся, что сходство их очевидно. Различаются они лишь тем, что у знака на кирпиче не имеется отростка от среднего зубца, да в средней части знака некоторые весьма незначительные детали (которые, кстати сказать, на всех имеющихся монетах с именами Владимира и Ярослава изображаются по-разному, а иногда и вовсе отсутствуют) изображены несколько иначе. Таким образом, принадлежность Владимиру Святославичу знаков, классифицированных А.В.Орешниковым как знаки Владимира Мономаха, не вызывает никаких сомнений.


Впоследствии А.А.Куник под влиянием доводов А.А.Уварова и И.И.Толстого отошел от своего первоначального мнения. (35) Стокгольмский экземпляр был признан грубым скандинавским подражанием серебру Ярослава Мудрого. На эту монету перестали обращать внимание при расшифровке знака Рюриковичей. Однако уже в XX в. такие авторитетные ученые, как Н.П.Бауэр и Н.П.Лихачев, решительно высказались, против того, чтобы считать стокгольмский экземпляр подражанием монетам Ярослава (36).


В Старой Ладоге найдена литейная форма символа "рода русского"

В 2008 г. на Земляном городище Старой Ладоги в слое середины X века Староладожской археологической экспедицией была обнаружена часть литейной формы:



На фото - сама форма (слева) и новейший оттиск с нее.

Анализ показал, что форма содержит следы драгоценных металлов.

Читайте также: