Мечети оренбургской области доклад

Обновлено: 16.05.2024

Ислам, как религия мусульманская, в страну Волжская Булгария, пришел в первой четверти 10 века и стал ее религией с мая 922 года. Приход в первой половине 13 века монголов и иных племен из Востока на исконную Родину башкир и татар - Урал и Поволжье - не поколебали устои Ислама и образовавшееся государство - Золотая Орда. Во второй половине 13 века Ислам стал его официальной религией. Пришедшие с Востока племена впоследствии приняли мусульманскую религию.

Ислам до середины 16 века на землях Среднего Южного Поволжья развивался, спокойно и мирно соседствовал, сосуществовал с другими религиями, особенно с православной. Ислам внутренней проблемой России по настоящему и объемно стал с 1552 года, т.е. со времени падения Казанского ханства.

Далее, в начале второй половины 19 века в Каргале полнокровно функционировали 9 мечетей, из них 6 каменных. Некоторые мечети были настолько величественными по оформлению, как внутренним так и внешним видом, что они именовались Соборными. К этому времени в Каргале были открыты 9 медресе, 3 из них каменные. В них обучались 499 шакирдов (учащихся), а к концу 19 века число их достигло 700, т.е. 75 шакирдов на одно медресе. Медресе не только воспроизводило образованную элиту, но и определенное восприятие ислама.

Такое количество мечетей да медресе в Каргале стали возможными только и в основном благодаря купеческому капиталу. Если в Каргале в 1760 году число купцов составило всего 38, что было в 6 раз больше, чем в Оренбурге, то в 1792 году в Каргале было 1820 купцов.

В течение 175 лет в большой истории Каргалы почти не было людей мужского и женского пола, которые бы не читали книги (рукописи) на родном языке. И это стало возможным благодаря Исламу, давшему не только веру, но и грамоту.

Наше повествование о Каргале было бы неполным, если не написать еще. Так, первые муфтии России — председатели Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (высший духовный орган мусульман России) Мухаммеджан Хусаинов (муфтий с 1789 по 1823 гг.), Габдессалям Габдрахимов (муфтий с 1824 по 1839 гг.). Габделвахит Сулейманов (муфтий с 1840 по 1862 гг.) получили высшее духовное образование в Каргале, а А. Г. Габдрахимов был имам-хатыбом в Каргале. Здесь же был мударрисом (учителем) детей элитных казахов (ханов и султанов), был ахуном Оренбургской Соборной мечети. Они оставили в развитии Ислама, заметный след, как в России, так и в Оренбургской губернии. В становлении Ислама и в его развитии, выдающуюся роль сыграли известные, в мусульманской России и в странах мусульманского востока, священнослужители. Это Габдессалям Урай и Габдрахим бин Мухаммедшариф (Россия), Ишнияз бин Ширнияз (Хорезм), Валиэтдин бин Хасан (Багдад). Таких было десятки и сотни. Они в истории Ислама Оренбуржья сыграли важную роль в подготовке священнослужителей из татар, башкир, казахов.

В середине 18 века в Оренбургской губернии была не только Сеитовская (Каргалинская) слобода. С переселением татар из Казанской, Симбирской, Вятской губерний и Уфимской провинции на территории Оренбургской губернии появились десятки татарских, да и башкирских деревень и сел. Число их, особенно татарских, бурно росло на трактах Оренбург — Казань, Оренбург — Уфа. Каждая новая деревня, новое село мусульманское считало своим священным долгом иметь свою мечеть, да и не одну. Во многих крупных населенных пунктах было открыто медресе. В Оренбургской губернии во второй половине 18 века и в первой половине 19 века шел быстрый рост (числа) мечетей. Так, в 1800 году насчитывалось 1141 мечеть и 1921 духовное лицо при них, в 1860 — соответственно 1850 мечетей и 3488 духовных лиц, а мусульманское население в губернии составляло 911.700 человек (49.5 %). В среднем на 500 мусульман приходилась одна мечеть. Царским правительством было дано разрешение иметь мечеть при 100 мусульманских дворах.

Подтверждением того, что ислам в России есть, что он существует, говорит факт непрерывного функционирования высшего органа мусульман — Духовного управления мусульман России. В 1948 году состоялся Меджлис (съезд) мусульман, которым принято постановление о переименовании Центрального духовного управления мусульман внутри России и Сибири в Духовное управление мусульман Европейской части Советского Союза и Сибири, а с 1992 года это Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ). В настоящее время ЦДУМ объединяет 28 региональных муфтиятов. Муфтий ЦДУМа с 1980 года Шейх-уль-ислам Талгат Талжутдин, который неоднократно бывал здесь, в Оренбургской области, среди мусульман. Это также одна из страниц истории ислама нашего края.

Первая соборная мечеть (фото конца ХIХ века)

Исторические мечети Оренбурга — мечети в городе Оренбурге, построенные до 1917 года.

В 1746 году вместе со строительством Менового двора к югу от Оренбурга, за Уралом, на степной стороне была сооружена первая небольшая мечеть. Однако в 1749 году весь комплекс был уничтожен весенним разливом реки. В 1782 году императрица Екатерина II для привлечения кочующих казахов и среднеазиатских торговцев повелела строить мечети на границах Уфимского наместничества и Тобольской губернии.

Меновнинская мечеть (Меновая) — каменная мечеть построена 1785 году при Меновом дворе за казенный счет. Представляла собой каменное 1-этажное здание, квадратное в основании, размерами 6×6 сажен, с куполом и двумя 3-ярусными минаретами, фланкирующими вход, общей высотой в 10 сажен. В 1789—1817 годах при мечети работало Мусульманское училище для обучения детей казахской знати. Закрыта в 1930 году, снесена вместе с комплексом Менового двора. Сейчас о местоположении менового двора и мечети в его ансамбле напоминает только железнодорожная станция и остановка общественного транспорта "Меновой двор" (рядом со зданием ул. Донгузская, д. 46)

Вторая соборная мечеть (Караван-сарайская) — каменная мечеть построена в 1846 году при в составе комплекса Караван-сарай, построенного для административных нужд Башкиро-мещерякского войска. В 1865 году войско было расформировано и Караван-сарай передали под гражданские нужды, однако мечеть продолжала действовать. В 1930 году мечеть была закрыта. Её здание использовалось не по прямому предназначению (общежитие, клуб, планетарий). В 1991 году возвращена верующим. Адрес: ул. Парковый проспект, д. 6/1.

Татарские мечети: мечеть Хусания (Оренбург)

Мечеть Хусаиния — мечеть в Оренбурге, 6-я соборная мечеть. Построена в 1892 по инициативе и на деньги татарского купца 1-й гильдии Ахмед-бая Хусаинова. Архитектор Корин.

Строилась она в 1892 году богатым татарским купцом А. Хусаиновым, которому пришлось долго добиваться разрешения на строительство мечети в этом районе города Оренбурга.

Хусаинов был очень заметной в городе личностью, занимался он и благотворительностью, в частности во время голода 1880-1881 гг. Но сначала Управа отказала ему в строительстве мечети, так как согласно строительному уставу на дворовых местах запрещалось иметь культовые постройки. Городская Дума подтвердила отказ. Тогда в марте 1891 г. Хусаинов подал ходатайство о разрешении ему построить мечеть на Чернореченской площади (здесь теперь школа № 2). Препятствий по уставу тут не было. Чертеж с указанным местом за подписью городского архитектора Корина датирован 13 марта 1891 г. Но Управа отклонила ходатайство, ссылаясь на ряд обстоятельств, одним из них было то, что поблизости мусульмане не жили. С этим решением Управы Дума согласилась и 23 голосами против 12 отклонила ходатайство.

Но одновременно Дума приняла и другое решение. Она согласилась удовлетворить первое прошение Хусаинова, проголосовав за изменение установленным порядком плана города, нанеся на нем мечеть взамен дворового места. Для этого нужно было обращаться в МВД. В решении указывалось, чтобы мечеть строилась "без малейшего выступа на Гостиннодворскую улицу". Во исполнение решения Думы Управа направила ходатайство в соответствующие инстанции. В апреле 1891 г. архитектор Корин представил уже чертежи мечети, по которым постройка ее "должна быть утверждена Г. Начальником Губернии". 4 марта 1892 г. МВД дало разрешение на изменение плана и строительство мечети. К нему приступили, очевидно, сразу, так как за два строительных сезона сумели завершить здание.

Приход 6-й соборной мечети составили мусульмане, которые прежде относились к 1-й, 2-й и 5-й соборным мечетям. Его восточная граница проходила по линии современного Студенческого пер., южная - по ул. Орской (ныне Пушкинская), западная - по Гришковской ул. (ныне Чичерина) и северная - по Инженерной ул. (ныне Володарского). В 1908 г. здесь проживало 650 мусульман (350 мужчин и 300 женщин). Это были преимущественно торговцы, ремесленники, конторские служащие.

В декоре мечети использованы элементы европейских стилей. Мечеть строилась, вероятно, с расчетом на использование ее и для медресе, вскоре построенного рядом. Это объясняет и настойчивость Хусаинова в выборе места, где медресе оказывалось доступнее, чем на окраине города.

Мечеть закрыли в 1931 г., а здание передали под общежитие Татарского педагогического техникума. Возвращена верующим в 1992 г. Минарет ее служит существенной доминантой в этой части Оренбурга.


В 1836 г. орен­бургский губернатор В.А.Перовский выступил с инициативой по­стройки в Оренбурге каменных зданий Управления башкирско-ме- щерякского войска, мечети при нем, помещений для приезжающих башкирских чиновников и нижних чинов, мастерских, которые дол­жны были образовывать единый комплекс. Он получил название Караван-Сарая.

После перевода в 1805 г. гражданской администрации Оренбург­ского края в Уфу, город продолжал оставаться лишь центром воен­ного управления огромной губернии, в том числе для нерегуляр­ных войск, задействованных на охране границы. В 1836 г. орен­бургский губернатор В.А.Перовский выступил с инициативой по­стройки в Оренбурге каменных зданий Управления башкирско-ме- щерякского войска, мечети при нем, помещений для приезжающих башкирских чиновников и нижних чинов, мастерских, которые дол­жны были образовывать единый комплекс. Он получил название Караван-Сарая, хотя никогда не использовался в традиционном значении как постоялый двор.

Караван-Сарайская мечеть была закрыта в 1930 г., а 2 года спу­стя ее здание передано Башкирскому педагогическому институ­ту, который приспособил его под клуб. С 1954 г. здесь разместил­ся городской планетарий. Здание возвращено верующим в 1991 г. (ныне Парковый проспект, 6).



  • Расстояние от крупных городов:
  • Орск – 290 км, Новотроицк – 276 км, Бузулук – 246 км, Бугуруслан – 360 км
  • Координаты
  • 51.794042 с.ш. 55.11061 в.д.

На рубеже XIX-XX вв. город продолжал активно пополняться новыми переселенцами из центральных районов страны, среди ко­торых велика была доля татар. В 1897 г. татарское население Орен­бурга насчитывало 11321 человека, а к 1916 г. их число возросло до 16353 человек.

Город застраивался преимущественно в север­ном направлении. В 90-е гг. XIX в. Новый план был продолжен и произведена разбивка местности к востоку от Уфимской ул. (ныне Терешковой). В начале XX столетия на так называемых Новых ме­стах насчитывалось уже более 80 дворов и 300 мусульман м.п.

Приход охватывал восточную часть Новостройки. Его восточ­ной границей была ул. Шапошниковская (ныне Леушинского), южная проходила по ул. Лагерной (ныне Первого Мая), восточ­ная – по Уфимской и Сакмарской (ныне Терешковой и Орджони­кидзе), северная – по Степной ул. (ныне Шевченко). Жили здесь преимущественно люди бедного достатка: чернорабочие, извоз­чики, хлебопашцы, кустари. Значительная часть работала на 12 городских мельницах, расположенных между Новой слободкой и Новыми местами, с одной стороны, и Форштадтом, с другой: Ов­сянникова, Брагина и др. 1 Медресе при соборной мечети было единственным в горо­де, которое не имело собственного вакуфного помещения, а при­хожане арендовали здание для этих нужд. В 1914-1915 уч. г. здесь обучались 75 человек.



  • Расстояние от крупных городов:
  • Орск – 290 км, Новотроицк – 276 км, Бузулук – 246 км, Бугуруслан – 360 км
  • Координаты
  • 51.763489 с.ш. 55.082627 в.д.

Участок под строительство пожертвовал оренбургский меща­нин Агеев, владелец крупного овчинного заведения. В апреле 1885 г. мусульмане в количестве 268 мужчин через уполномоченных, мещан Бакеева и Бикказакова обратились в ОГП с ходатайством о разрешении им постройки 5-й мечети. Дома в Старой слободке располагались скученно и были преимущественно деревянными, поэтому городская управа настаивала на том, чтобы строителей обязали обнести здание мечети каменным брандмауэром в целях пожарной безопасности. Однако губернские власти встали на за­щиту мусульман, тем более, что они пообещали обложить соору­жение огнеупорным кирпичом. Журналом ОГП от 12 июля 1885 г. № 517 строительство 5-й мечети было разрешено. Ее возвели к 1887 г. в 3-й части города, Старой слободке, на углу Киникеевс- кой ул. и Вороньего пер. (ныне пер. Чулочный, 14). 1 В начале XX в. к приходу относились мусульмане, проживав­шие в Старой слободке и на Аренде. Его восточной границей были Ардатовская и Извощичья ул. (ныне пер. Ардатовский и ул. Яицкая), южной – Овсяниковский пер. (ныне Слесарный), западная граница проходила по линии Жирковской ул. (ныне Скорняжный пер.), Пустого, Головинского переулков (ныне Кожевенный), Чер- нореченской ул., Набережного пер. (ныне 1-я Линейная ул.), 1-го Гончарного ряда (ныне ул. Мусы Джалиля) и Буранной ул. (ныне Белогорская), северная – по 4-му Гончарному ряду (ныне ул. Гу­сева). Наибольшее количество мусульман проживало по улицам Чернореченской, Киникеевской (ныне Заводская), Власовской (ныне Павловская), Ефимовской (ныне Маврицкого), 1-й, 2-й и 3- й Гончарный ряд (ныне улицы Мусы Джалиля, Гончарная и Шафеева). Население Старой слободки и Аренды составляли хлебо­торговцы, сапожники, портные, шапочники, меховщики, скорня­ки, кожевенники, овчинники, шорники, слесари и другие ремес­ленники. Часть жителей работала на предприятих, расположен­ных здесь и к северу на горе Маяк. Это мыловаренный завод Абдуллы Юсуповича Киникеева, кожевенные заводы Хакимзяна Имангуловича Рахманкулова, Мухамедфатыха Гимадеева, Мухамедгарифа Губайдулловича Камалова, овчинные заведения троих Агеевых, Хусаина Токташева, Муртазы Мустафина, Хасанши Ишмухаметова, Х.Аминева, Ф.Мухаметжанова, З.Хасанова, кле­еварный завод Р.Рахманкулова, кирпичный завод Абдрахмана Вахитовича Вахитова, крупнейший в городе гончарный завод Багаутдина Гайнутдинова и др. В конце XIX в. приход 5-й собор­ной мечети был крупнейшим в городе и к 1890 г. насчитывал 1941 человека (875 мужчин и 1066 женщин).


  • Расстояние от крупных городов:
  • Орск – 290 км, Новотроицк – 276 км, Бузулук – 246 км, Бугуруслан – 360 км
  • Координаты
  • 51.761912 с.ш. 55.093991 в.д.

При жизни А.Г.Хусаинов сам финансировал мечеть и медресе, а после его смерти по духовным завещаниям от 20 января 1904 г. и 7 декабря 1906 г. был учрежден крупнейший вакуф Российской империи на сумму около 500 тыс. руб., доходы от которого шли на различные благотворительные цели. В 1913 г. за счет этих средств на содержание медресе было израсходовано 24718 руб. 17 коп., а 6-й соборной мечети – 720 руб.

Мечеть была закрыта в 1931 г., а здание передано под обще­житие Татарского педагогического техникума. Здание возвраще­но верующим в 1992 г.

Читайте также: