Доклад президентский финансовый контроль

Обновлено: 17.05.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Федеральное агентство по науке и образованию

Воронежский Государственный торгово-экономический университет

Факультет "Финансы и кредит" Контрольная работа по Финансовому праву

на тему Президентский финансовый контроль в РФ Воронеж 2007

Содержание Введение

В конце 2006 г. в нашей стране отмечалось 350-летие установления государственного финансового контроля в России и 15-летие президентского контроля.

Важные изменения, происходящие в стране, кардинальная реформа бюджетного процесса, переход к новым принципам планирования работы органов власти, а также задачи реализации национальных проектов, сформулированных Президентом Российской Федерации, объективно приводят к необходимости усиления контрольных функций государства, к изменению принципов, форм и методов контроля.

Контроль – важнейшая функция любой системы управления. В новой российской истории на протяжении целого ряда лет контрольные механизмы находились в состоянии полуразвала, а некоторые необходимые элементы вообще отсутствовали.

Первоочередной задачей контрольных органов страны является контроль за продвижением приоритетных национальных проектов и за решением демографической проблемы. На эти цели направляются масштабные государственные инвестиции, и требуется контроль за эффективностью расходования этих ресурсов и за четкостью и своевременностью выполнения мероприятий в рамках реализации национальных проектов.

Сейчас система финансового контроля в стране не всегда эффективна, требуется избавление от дублирования контрольными органами функций друг друга, а также упрощение и унификации финансовой отчетности органов власти различных уровней. Поэтому правительство сформировало и приступило к реализации сквозной системы контроля, которая включает в себя контроль за расходованием средств на всех уровнях власти.

Рассмотрим вопросы правового осуществления президентского финансового контроля.

1 Финансовый контроль в России: предназначение и историческое развитие Финансовый контроль в России, история существования которого насчитывает 350 лет, претерпевал на протяжении четырех веков различные организационные изменения в зависимости от особенностей экономической и политической ситуации. Неизменной оставалась его суть и цели. Институт финансового контроля никогда не был надстроечной структурой в системе государственного управления, а служил базовой компонентой для укрепления государственности, безопасности и авторитета России. Бюджетная система государства — одна из основ его экономики. Поэтому эффективное ее функционирование и рачительное отношение к ней всегда было предметом пристального внимания со стороны высшей государственной власти.

Значительно возрастала роль финансового контроля на переходных исторических этапах. Само зарождение системы государственного финансового контроля в XVII веке происходило как раз в такой период. Россия, едва оправившись от Смуты, была вынуждена решать задачи преодоления ее последствий. Происходило возвышение самодержавной власти, которая, для частичной компенсации экономической отсталости страны, объявила государственные ценности первостепенными. Требовалось четкое разграничение ведомственных функций, которого

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 5
2 ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право. Президентский финансовый контроль в РФ.doc

2 ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов Российской Федерации, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка РФ. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. "е" ст. 84 Конституции РФ).5

В ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ. В соответствии с Положением о Контрольном управлении Президента РФ (утв. Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) контрольное управление Президента Российской Федерации является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Контрольное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Р Ф, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Положением об Администрации Президента РФ, распоряжениями Администрации Президента РФ, а также настоящим Положением.6

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации Президента РФ, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Президента РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными службами другими федеральными органами исполнительной власти.7

Это орган широкой сферы контрольной деятельности, финансовый контроль является его составной частью.

Управление не наделено правом применения каких – либо санкций, однако оно вправе вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности и временное отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей; направлять в органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях.

К основным функциям Контрольного управления отнесены:

    • организация и проведение проверок и иных мероприятий по контролю;
    • рассмотрение докладов об исполнении поручений Президента Российской Федерации и подготовка предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений;
    • осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
    • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации контроля за исполнением сметы Администрации Президента Российской Федерации;
    • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также осуществление методического руководства этой деятельностью;
    • участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;
    • участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
    • изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран.8

    Таким образом, это орган широкой сферы деятельности, в состав которой входит и финансовый контроль.

    Для реализации своих контрольных функций Контрольное управление наделено правами:

      • создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;
      • направлять работников Управления на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
      • вносить в установленном порядке предложения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
      • вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
      • направлять в органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;
      • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;
      • пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
      • привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.9

      Так же работники Управления при проведении проверок и иных мероприятий по контролю имеют право прохода во все здания, занимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.

      Основными задачами Управления являются:

        • контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
        • контроль за реализацией общенациональных проектов;
        • контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
        • контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;
        • информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.10

        Руководство деятельностью Управления осуществляет помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Начальник Управления имеет заместителей начальника Управления.

          • распределяет должностные обязанности между заместителями начальника Управления, референтами и начальниками департаментов;
          • принимает решения о снятии с контроля или продлении сроков исполнения поручений Президента Российской Федерации;
          • вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение работ по вопросам, находящимся в ведении Управления;
          • издает распоряжения по вопросам работы Управления.

          На официальном интернет – представительстве Управления Делами Президента РФ размещена организационная структура Контрольного Управления Президента РФ. 11

          В настоящее время экономика страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, недостаточной работы системы государственного финансового контроля. Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Основными причинами такого положения являются существование условий, способствующих криминализации экономики, слабость законодательной и методологической базы, внутриведомственного контроля, в определенной степени бессистемность осуществления финансового контроля в сфере государственного и муниципального секторов экономики и его правовая неопределенность.

          В связи с этим, необходимо принять меры по усилению деятельности Контрольного комитета РФ.

          Современный финансовый контроль должен обладать согласованной нормативной базой, быть функционально независимым от руководства проверяемого объекта, опираться на единые правила и инструкции по его осуществлению и способствовать уменьшению потерь государственных денежных и материальных средств. Для достижения указанной цели необходимо предусмотреть в структуре объектов финансового контроля должности внутренних контролеров, осуществляющих на постоянной основе внутренний финансовый контроль.

          Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Мы предлагаем следующие меры:

          Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представление Государственной Думе кандидатур на должность председателя Центрального банка.

          Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ.Главное контрольное управление Президента РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

          Основными функциями Главного управления являются:

          контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;

          контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя Администрации Президента РФ;

          подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ.

          Главное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий представления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверке специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Они вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений, которые должны быть безотлагательно рассмотрены в течение месяца.

          Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

          Министерство финансов РФ и его органы на местах решают следующие задачи:

          Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определение потребности в государственных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении их между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

          Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработке проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.

          Обеспечивает исполнение федерального бюджета и контроль за исполнением федеральных внебюджетных фондов.

          Разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.

          Участвует в определении государственной ценовой политики.

          Занимается работой по совершенствованию страховой деятельности в стране.

          Разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ.

          Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка.

          Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями.

          Разрабатывает проекты и реализует программы внешних заимствований РФ.

          Федеральная налоговая служба (в составе Минфина) выполняет следующие задачи:

          Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет.

          Осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства.

          Учет и проверки налогоплательщиков.

          Предоставление сведений о поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства, обо всех случаях неуплаты налоговых платежей.

          Осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых штрафов и пени.

          Государственный таможенный комитет РФ и его органы на местах осуществляют:

          Проведение налоговых проверок по пошлинам и сборам, взимаемым таможенными органами.

          Проверку всех документов, связанных с исчислением и уплатой пошлин и сборов, взимаемых таможенными органами.

          Приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного и налогового законодательства.

          Взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных таможенным и налоговым законодательством.

          Государственные органы управления финансами располагают разветвленной сетью структур как федерального, так и регионального уровней. Федеральные структуры имеют самое широкое представительство как в субъектах федерации, так и на местном уровне.

          Функциональные элементы управления финансами состоят из планирования, оперативного управления, контроля. Бюджетное планирование - важнейшая часть финансового планирования. Оно подчинено задачам определения реального объема финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы в бюджетной системе и использованы на общегосударственные цели. Оперативное управление - маневрирование финансовыми ресурсами с целью решения возникающих задач на основе оперативного анализа и разработки комплекса соответствующих мер. Контроль - это контрольная работа за формированием и расходованием финансовых ресурсов.

          Необходимость совершенствования управления финансами обусловлена неэффективным использованием государственных финансовых ресурсов и дублированием отдельных функций, выполняемых органами управления. Имеющиеся недостатки в процессе управления проявляются при осуществлении финансового контроля.

          На всех стадиях формирования и исполнения федерального бюджета контрольными органами отмечается большое количество недоработок и нарушений:

          недостаточно надежным остается прогноз основных макроэкономических показателей, на основе которых формируются доходная и расходная части федерального бюджета – объемов и темпов роста ВВП, темпов инфляции, мировых цен на нефть;

          сохраняется необоснованная свобода исполнительной власти в изменении определенных законом бюджетных назначений;

          сохраняется недостаточная эффективность управления средствами федерального бюджета;

          сохраняется практика нарушения законодательства, и при получении доходов федерального бюджета, и при расходовании бюджетных средств. Это, в частности, связано с недостаточным законодательным урегулированием вопросов ответственности за правонарушения в бюджетной сфере и несоблюдением принципа неотвратимости наказания за нарушение налогового и бюджетного законодательства;

          не достигнут необходимый уровень эффективности в формировании доходной базы и исполнении расходов федерального бюджета;

          остается неэффективной система управления государственным долгом. В частности, установлено завышение (не подтверждение) объемов внешнего долга, наличие неучтенных средств и неурегулированной задолженности, непроизводительные расходы федерального бюджета.

          Основным нарушением в деятельности государственных внебюджетных фондов РФ остается систематическое нецелевое использование средств. Опыт работы Счетной палаты показывает, что существенные потери государственных ресурсов обусловлены недостаточностью, несистемностью существующего финансового контроля.

          Финансовый контроль - это контроль над законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
          Выделяют различные виды финансового контроля, а именно:
          Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль;
          Обязательный и инициативный финансовый контроль;
          Финансовый контроль, осуществляемый различными органами (субъектами

          Содержание

          Введение _________________________________________ 3 – 4
          Финансовый контроль, осуществляемый Президентом РФ 5 – 7
          Заключение _______________________________________8
          Список литературы ________________________________ 9

          Работа содержит 1 файл

          контроль президента.docx

          1. Введение ______________________________ ___________ 3 – 4
          2. Финансовый контроль, осуществляемый Президентом РФ 5 – 7
          3. Заключение ______________________________ _________8
          4. Список литературы ______________________________ __ 9

          Финансовый контроль - это контроль над законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

          Выделяют различные виды финансового контроля, а именно:

          1. Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль;
          2. Обязательный и инициативный финансовый контроль;
          3. Финансовый контроль, осуществляемый различными органами (субъектами):

          - финансовый контроль представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
          - финансовый контроль президента;

          - финансовый контроль исполнительных органов власти общей компетенции;

          - ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль;

          - общественный финансовый контроль;

          - аудиторский финансовый контроль.

          Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", которым установлено, что в Российской Федерации государственный контроль включает в себя контроль над:

          - исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов,

          - организацией денежного обращения,

          - использованием кредитных ресурсов,

          - состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,

          - предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

          Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль над поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Государственный контроль производят также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

          Финансовый контроль, осуществляемый Президентом РФ

          Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов Российской Федерации, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка РФ. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. "е" ст. 84 Конституции РФ).

          В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган — Главное контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии — Контрольного управления Президента РФ).

          При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации Президента РФ, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

          К основным функциям Главного контрольного управления отнесено:

          - контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

          - контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

          - подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

          Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятельности, в состав которой входит и финансовый контроль.

          Для реализации своих контрольных функций Главное контрольное управление наделено правами:

          - требовать от руководителей государственных органов, предприятий, учреждений и организаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответствии с задачами Управления;

          - привлекать к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, специалистов;

          - вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

          Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотлагательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.

          Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки; ставить перед руководителями соответствующих государственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.

          Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль над использованием средств федерального бюджета в соответствующем регионе (Указ Президента РФ от 09.07.1997 № 696 (ред. от 13.05.2000))

          При необходимости усиления определенных направлений финансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, к основным задачам которой отнесены контроль над своевременностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей, а также контроль над своевременным и целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Указом Президента РФ от 17.10.2008 № 1489 был создан Совет при Президенте РФ по развитию финансового рынка РФ.

          Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью устройства страны, обязательным условием нормального функционирования всей финансово-кредитной системы как одного из признаков безопасности и экономической независимости государства. Госконтроль выступал и выступает гарантом сохранности денежных средств и их целевого использования.

          Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень строго стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

          Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов Российской Федерации, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка РФ. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. "е" ст. 84 Конституции РФ).

          Читайте также: