Значимость государственных символов и формировании патриотизма доклад

Обновлено: 18.05.2024

Государственная символика - одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Государственная символика - одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Что такое патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек. Особое место необходимо уделять воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Патриотическое воспитание – одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками.
Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление дошкольников с государственной символикой России. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Педагогам необходимо разобраться в истории развития государственной символики, понять и оценить ее символический смысл, а также проникнуться мироощущением традиционной культуры, чтобы суметь познакомить детей с гербом и флагом Российской Федерации. Знания, представления о российской символике составляют основу формирования уважительного к ней отношения. Изображения, цвета, составляющие герб и флаг России имеют символическое значение. Чтобы суметь прочитать герб и флаг государства, нужно знать значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения, Существуют определенные общие правила, которые сформировались еще в эпоху средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций, этнокультурных особенностей. Белый, синий и красный цвета российского флага несут иное значение, нежели, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый орел австро-венгерской империи в силу особенностей исторического развития имеет другой смысл, отличный от российского двуглавого орла.
С этнокультурными особенностями связана и эстетическая сторона государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают эстетические национальные идеалы. Кроме того, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики, над созданием флагов и знамен работают знаменитые художники. В свою очередь для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста эстетическая сторона государственных символов имеет огромное значение.
Знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с историей происхождения современного герба и флага России на элементарном, доступном пониманию детей уровне отвечает особенностям предмета ознакомления с окружающим миром. Как известно, одной из основных особенностей окружающего мира является его изменение с течением времени, поэтому необходимо сформировать у детей представление о том, что государственная символика тоже изменяется, как и все, что нас окружает. Знакомя с историей происхождения российского герба и флага, прежде всего, нужно помнить о ребенке, о его психических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.
Наиболее продуктивным представляется подход к ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Особенно это важно на начальном этапе ознакомления, поскольку, прежде всего, необходимо сформировать у детей эстетическое положительное отношение к гербу и флагу России. Современные государственные символы России самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Бело-сине-красный флаг отражает строение мира, принятое в русской традиционной культуре. Кроме того, это символические цвета Москвы, великих московских князей, а также наиболее характерные цветовые сочетания для народной, крестьянской одежда Московской области, северных регионов России.
Ребенку-дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные, фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное отношение к государственному гербу и флагу. Может показаться, что проще объяснить детям, что двуглавый орел – это сказочная птица с двумя головами. Однако и у детей, и у взрослых сказочные существа с несколькими головами, как правило, устойчиво ассоциируются со Змеем Горынычем и прочими чудищами, что отнюдь не способствует формированию уважительного отношения к российскому гербу. Как показывает практика, дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами, дети 6-7 лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повернутые в разные стороны.
Закономерно возникает вопрос, с какого возраста начинать знакомить детей с государственными символами нашей страны? Уже в работе с детьми младшего дошкольного возраста возможно ознакомление с гербом и флагом в повседневной жизни. Если ребенок, увидев изображение герба или российский флаг, развевающийся над каким-либо зданием, задал вопрос, то мы не можем его проигнорировать. В такой ситуации ребенку следует объяснить, что такое флаг или герб, зачем они нужны. Проводя занятия в средней группе, основное внимание следует уделить сравнению цветов российского флага и красок родной природы, образу солнца в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке. Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Ребенок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и флагов, их функциями и значениями. Старший дошкольный возраст также имеет особое значение для приобщения ребенка к прошлому и настоящему культуры нашего отечества, частью которого является государственная символика.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. Поэтому важно, чтобы дети не только знакомились с государственным гербом и флагом, гербами города, района, области, но и создавали сами эмблемы детского сада, группы, класса и школы. Это чрезвычайно важно и с точки зрения методики ознакомления детей с государственной символикой, и с точки зрения научных основ геральдики.
Создание эмблемы интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное. Поэтому необходимо сразу обратить внимание детей на то, что придумать и нарисовать герб или эмблему – символическое изображение – отличительный знак для человека, города, какой-либо местности, группы или класса очень непросто. Чтобы подчеркнуть значимость такой деятельности, можно рассказать, что существует особая наука о составлении гербов – гербоведение. Эта наука изучает гербы, их историю, их происхождение, значение различных символов, изображений людей, животных, предметов, значение цвета, определяет правила, согласно которым можно создать герб или эмблему. Если бы ученые не исследовали историю гербов, мы не узнали бы, как появился герб нашей Родины – России, что означает фигура двуглавого орла, всадника. Воспитание патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Задача педагогов - донести все это до детей в доступной форме, приобщая их к духовному наследию России, воспитать веселого, доброго, порядочного человека, который любит сказки и бабушку, читающую ему перед сном книжку. Любит друга со всеми его недостатками. Любит город, в котором живет, и лес, куда ходит за грибами. Чувствует красоту, уважает ум и справедливость. И готов будет все это защищать – когда вырастет, наберется сил и станет Гражданином.

Значимость государственных символов в культурно- историческом наследии и в формировании патриотизма
Государственные символы любой страны - мощный фактор формирования патриотических и гражданских качеств личности. Начинается этот процесс с самых младых лет гражданина этой страны - сначала в семье, затем в детском дошкольном учреждении, продолжается в школе, в учебных заведениях, в трудовых коллективах, в обществе, то есть он непрерывен. Очень важно воспитать в человеке нашей страны гордость за принадлежность к своей стране, ее истории, к великим личностям, ощущать себя продолжателем традиции и носителем определенных ценностей народа.

Наша страна прошла нелегкий путь, стремясь к Независимости, испытала сложные этапы становления. На этом тернистом пути побед и поражений происходили многочисленные исторические события.

Также, государственные символы очень важны для нашего народа, ведь они отражают наш быт и наше мировоззрение. Государственные символы – это один из неотъемлемых атрибутов любого государства, олицетворяющих его идентичность и суверенитет. В Республике Казахстан государственными символами являются – Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный гимн.

Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым – парящий орел. Голубой цвет нашего флага. Светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. И это не случайно. Ведь этот цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды. Это цвет безоблачного неба, мира и благополучия. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента – цвета золота.

Автор Государственного флага Республики Казахстан – заслуженный деятель искусств Казахстана Шакен Ниязбеков.

Авторами Государственного герба Республики Казахстан являются известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Валиханов.

Музыка – композитора Шамши Калдаякова, слова – Жумекена Нажимеденова и Нурсултана Назарбаева.

Я считаю что наша символика действительно нужна для воспитания патриотизма среди граждан нашей реапублики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. История и значение флага России………………………………………………..4-8

1.1. Функции государственного флага……………………………………..…4

1.2. История появления флага России…………………………………………4-8

1.3. Значение флага Российской Федерации…………………………….…….8

2. История создания и использование герба России……………………………. 9-14

2.1. Основные этапы истории герба России……………………………………9-13

2.2. История современного герба России………………………………………13

2.3.Значение герба в жизни страны……………………………………………..13-14

3.Государственный гимн Российской Федерации………………………………. 15-22

3.1.История создания гимна России………..…………………………………..21-22

3.2 История современного гимна Российской Федерации……………………22

3.3.Значение использования гимна………………………………………..……22

4. Социологическое исследование и его результаты……………………………. 23-24

Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета - главные отличительные знаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Именно по ним узнают о данном государстве во всём мире. В мире более 170 независимых государств, каждое из которых имеет свою символику. Отношение уважительное и бережное человека к символам своей страны - это показатель его гражданственности, а значит, проявление образованности, культуры, нравственности. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Но не всегда граждане нашей страны знают исторический путь формирования государственной символики. А ведь в нем заложены истоки и корни, история государственных символов тесно переплетается с историей государства. Через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству. В последние полтора десятилетия можно отметить увеличение интереса к символам, эмблемам и прежде всего к территориальным гербам, что можно объяснить возрождением многих исторических традиций, институтов и понятий.

Актуальность исследования связана с таким требованием времени, как воспитание гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества, ценностей культуры, нравственности. Воспитание чувства уважения и почитания к своим государственным символам составляет одну из задач гражданского образования. И начинается оно со знания истории создания этих символов, понимания их смыслового значения.

Приступая к работе, я поставил основную цель : провести исследование истории возникновения символов России: герба, гимна и флага; выявить значение государственных символов в жизни страны, граждан.
В соответствии с целью выделил следующие задачи:
1) извлечь как можно больше полезной информации из исследуемых источников;

2) изучить этапы становления государственных символов Российской Федерации;

3) провести социологический опрос учащихся 5-11 классов с целью выявления знаний о символах России;

4) распространять знания о государственных символах страны и их значении среди учащихся школы.

Объект моего исследования – Государственная символика Российской Федерации: герб, флаг, гимн.

Предметом исследования является история, смысл и значение государственных символов Российской Федерации.

Методы исследования:
1. Метод теоретического, сравнительного и системного анализа научной и познавательной литературы по проблеме.
2. Метод накопления и отбор фактов.

На основании вышеизложенного можно выдвинуть следующую гипотезу : Государственные символы Российской Федерации являются символом объединения судеб России, они олицетворяют традиции народа, его общность, то есть те обычаи и особенности, которые позволяют нации быть сильной, нравственно - чистой и верящей в свое будущее.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее можно применить на уроках Отечественной истории и права, на уроках обществознания для воспитания патриотизма и других важных гражданских качеств личности подростков.

Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих по три параграфа, социологического исследования, заключения, списка источников и литературы и приложения.

1. История и значение флага России

1.1. Функция государственного флага

Что такое флаг, людям было известно достаточно давно. Императоры, военачальники, торговые объединения так или иначе использовали такую форму для собственной идентификации. Так что, говоря о том, что такое флаг, прежде всего, следует сразу обозначить, что это некий опознавательный материальный знак. По существу, он является полотнищем определенной формы, которое имеет определенный цвет (или комбинацию цветов), иногда с помещенными на него изображениями различных фигур. Такое полотнище в обязательном порядке является выражением некой символики и выполняет функцию идентификации своего владельца. Флаги бывают разные.

1.2. История появления флага России

Трёхполосный флаг использовался и на военных кораблях до 1712 года. Затем как военно-морской был утверждён Андреевский флаг. Бело-сине-красный флаг становится коммерческим флагом - флагом гражданских судов. Флаг использовался как военно-полевой в подразделениях русской армии: во время сражения при Нарве русские полки шли в бой под бело-сине-красным флагом с золотыми двуглавыми орлами, а бело-сине-красные шарфы стали частью офицерской формы в 1700—1732 годах.

Пётр I разработал много флагов: штандарт царя Московского, варианты Андреевского флага, штандарт Императора Всероссийского, гюйсы, но государственный флаг Российской империи он не установил.

После 1917 года оба российских флага оказались под фактическим запретом. Гражданская война придала им новое значение: теперь эти цвета ассоциировались с белым и просто антисоветским движением. Государственные символы России использовались многими противниками СССР, желавшими вопреки классовой идеологии подчеркнуть свою национальную принадлежность. Во время Великой Отечественной войны бело-сине-красный флаг эксплуатировался власовцами (а Андреевский флаг – некоторыми другими коллаборационистами). Так или иначе, но, когда настал момент распада СССР, россияне вновь вспомнили о петровском полотнище. Судьбоносными в этом смысле стали дни Августовского путча. В августе 1991 года противники ГКЧП массово использовали бело-сине-красные цвета. После поражения путчистов эта комбинация была принята на федеральном уровне.

Специальный ГОСТ Р 51130-98 "Флаг Государственный Российской Федерации. Общие технические условия" был введен с 1 января 1999 года. 8 декабря 2000 года по предложению президента РФ Владимира Путина депутаты Госдумы приняли законы о гербе, гимне и флаге.

День Государственного Флага Российской Федерации отмечается 22 августа каждого года. Он был утверждён в 1994 году указом президента Российской Федерации.

1.3. Значение флага Российской Федерации

В древние времена определить на большом расстоянии принадлежность воинов, населенного пункта, судна к той или иной стране было большой проблемой. Для ее решения создали флаг. Тогда вознесенное на видном месте полотнище ярких цветов стало служить лучшим средством идентификации. Флаг страны как государственный символ исключительно важен для воспитания патриотизма, любви к своей родине, ощущения кровного и духовного единства с предыдущими поколениями, людьми, защитившими ее суверенитет. Он связывает жизнь каждого гражданина с судьбой своей страны и имеет большое значение в международных отношениях. Многие россияне задаются вопросом о том, что означает флаг Российской Федерации. Однозначного официального толкования по этому поводу нет. Предпринимаются попытки связать его цвета со значениями, принятыми в давние времена, событиями последних веков на территории, которую занимала Российская империя, а также процессами, произошедшими недавно.

Государственная символика страны имеет некоторую аллегорию. Описание флага Российской Федерации следует начинать с его расцветки. Давайте рассмотрим, что она означает. Когда-то белый цвет ассоциировали с благородством и откровенностью. Синий – с честностью и верностью, безупречностью и целомудрием. Красный символизировал мужественность, смелость, великодушие и любовь. Позже распространилось толкование алого цвета как символа неразрывности, солидарности славянских народов. История флага Российской Федерации сохранила свидетельства различных вариантов объяснения выбора цветов триколора. Согласно одному из них, он показывал единение православной церкви, государевой власти и народа, где белая полоса была символом веры, синяя – власти, а красная символизировала русских людей. В начале прошлого века бытовало мнение, что первая полоса означала свободу, вторая указывала на покровительство Богородицы, а последняя обозначала державу.

Сегодня, как и ранее, высказываются суждения о том, что цвета флага российского связаны с такими понятиями, как вера, надежда и любовь.

Роль флага России чрезвычайно важна для жизни современного государства и его будущего общественно-политического развития, позиционирования страны в мире. Он выполняет важную задачу и является символом патриотизма. Особое место занимает история флага Российской Федерации, кратко отображающая проходящие в обществе социально-политические процессы. Символ страны – это не статичное понятие, а важный элемент ее суверенитета, имеющий свою логику развития. Поэтому история возникновения флага Российской Федерации требует постоянного ее изучения специалистами по геральдике, учеными, общественностью.

2. История создания и использование герба России

2 .1. Основные этапы истории герба России

Государственный герб – это опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный герб исполняет ту же функцию, что и название страны, ее флаг и гимн, - он обозначает страну, отличает ее от других стран. Герб, как и другие государственные и военные символы России, имеет глубокие исторические корни. Они уходят в эпоху зарождения княжеской власти. Специалисты относят к первым гербам средневековые изображения, использовавшиеся на печатях (приложение №2). Московские князья с этой целью обращались к силуэтам своих христианских заступников. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. Двуглавый орел – это символ единого русского государства, которым управляет князь. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства

2.2. История современного герба России

Итак, что же он представляет собой в современной Российской Федерации? Чем примечателен? В законе сказано, что это четырехугольный, обладающий закругленными нижними углами, красный геральдический, заостренный в оконечности щит с изображением золотого двуглавого орла, поднявшего вверх свои распущенные крылья. Указанная птица увенчана двумя малыми коронами. При этом над данными коронами наличествует еще одна большая корона, соединенная лентой. Примечательно, что в правой лапе орла располагается скипетр, а в левой находится держава. На груди птицы, в обрамлении красного щита, изображен серебряный всадник, одетый в синий плащ. Рыцарь нарисован на серебряном коне, человек поражает черного попранного конем змея, опрокинутого навзничь, серебряным копьем. Для того чтобы полностью понять сущность символа, надо разобраться, почему герб России – двуглавый орел? Честь и совесть, прекрасная птица и гордый всадник, короны и мечи. Все это государственный герб Российской Федерации!

Следует отметить, что современное воспроизведение Государственного герба Российской Федерации вполне допускается и без так называемого геральдического щита. То есть фактически остается главная фигура: двуглавый орел, обладающий атрибутами, которые были перечислены ранее. Кроме этого, допускается одноцветный вариант символа.

2.3. Значение герба в жизни страны

Интересно, что золотой двуглавый орел, расположенный на красном материале, символизирует обычно историческую преемственность непосредственно в цветовой гамме символов конца пятнадцатого-семнадцатого веков. Рисунок этой птицы, которой обладает герб Российской Федерации, восходит к изображениям, которые располагаются на памятниках эпохи Петра Первого. Что касается трех корон над головами орла, то это три исторические короны самого Петра Великого. То есть они символизируют суверенитет нашего Отечества – Российской Федерации – и суверенитет ее частей, а значит, субъектов Федерации. Какова роль скипетра и державы? Их значение просто огромно! Скипетр и держава, которые находятся в лапах орла, являются символом государственной власти, а также единого отечества.

Следует отметить, что изображение всадника, который поражает копьем огнедышащего дракона, на груди воинствующей птицы является одним из наиболее древних символов непрестанной борьбы света с тьмой, добра со злом, защиты Родины. Этим примечателен герб Российской Федерации. Существует специальный нормативно-правовой акт, который регламентирует изображение герба как главного символа нашего Отечества.

Что же означает современный Государственный герб России с позиций геральдики? Современное толкование двуглавости: единство консерватизма и прогресса. Символична структура крыльев: 12 маховых перьев на каждом из них отображают священный союз и равенство субъектов Федерации. 3 ряда перьев воплощают Добро, Истину и Красоту. Красный щит ассоциируется с отвагой, героизмом, русской исторической традицией, золотой цвет орла – с достоинством, славой и вечностью. Скипетр является символом суверенитета, держава – могущества и целостности. Три короны нынче трактуют, в светском понимании, как единство законодательной, исполнительной и судебной власти. Таков он, древний и современный, величественный герб России, целостный по своему содержанию и глубокий по воплощенной в нем исторической традиции символ великой державы.

3. Гимн Российской Федерации

3.1.История создания гимна России

Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны. Гимн (от греч. hymnos – торжественная песнь в честь божества) – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов, появление которых можно отнести ко второй половине XVIII–XIX веков. Однако в XIX веке еще не все страны, обладающие гербом и флагом, имели также и гимн.

Гром победы, раздавайся! (1791–1816)

Гром победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрёс!

Славься сим, Екатерина!

Славься, нежная к нам мать!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость Россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма

Ныне рушить наш покой;

Гордость низится Селима,

И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздаётся,

Днесь в подсолнечной везде,

Зависть и вражда мятется

И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,

Чтоб враги могли узреть,

Что свои готовы руки

В край вселенной мы простреть.

Зри, премудрая царица!

Зри, великая жена!

Что Твой взгляд, Твоя десница

Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,

Зри на сей прекрасный строй;

Всех сердца Тобой и взоры

Тебя Твой агнец златорунный
В себе изображает нам:
Псалтырью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.

Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета - главные отличительные знаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Именно по ним узнают о данном государстве во всём мире. В мире более 170 независимых государств, каждое из которых имеет свою символику. Отношение уважительное и бережное человека к символам своей страны - это показатель его гражданственности, а значит, проявление образованности, культуры, нравственности. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Но не всегда граждане нашей страны знают исторический путь формирования государственной символики. А ведь в нем заложены истоки и корни, история государственных символов тесно переплетается с историей государства. Через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству. В последние полтора десятилетия можно отметить увеличение интереса к символам, эмблемам и прежде всего к территориальным гербам, что можно объяснить возрождением многих исторических традиций, институтов и понятий.

Актуальность исследования связана с таким требованием времени, как воспитание гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества, ценностей культуры, нравственности. Воспитание чувства уважения и почитания к своим государственным символам составляет одну из задач гражданского образования. И начинается оно со знания истории создания этих символов, понимания их смыслового значения.

Приступая к работе, я поставил основную цель: провести исследование истории возникновения символов России: герба, гимна и флага; выявить значение государственных символов в жизни страны, граждан.
В соответствии с целью выделил следующие задачи:
1) извлечь как можно больше полезной информации из исследуемых источников;

2) изучить этапы становления государственных символов Российской Федерации;

3) провести социологический опрос учащихся 5-11 классов с целью выявления знаний о символах России;

4) распространять знания о государственных символах страны и их значении среди учащихся школы.

Объект моего исследования – Государственная символика Российской Федерации: герб, флаг, гимн.

Предметом исследования является история, смысл и значение государственных символов Российской Федерации.

Методы исследования:
1. Метод теоретического, сравнительного и системного анализа научной и познавательной литературы по проблеме.
2. Метод накопления и отбор фактов.

На основании вышеизложенного можно выдвинуть следующую гипотезу: Государственные символы Российской Федерации являются символом объединения судеб России, они олицетворяют традиции народа, его общность, то есть те обычаи и особенности, которые позволяют нации быть сильной, нравственно - чистой и верящей в свое будущее.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее можно применить на уроках Отечественной истории и права, на уроках обществознания для воспитания патриотизма и других важных гражданских качеств личности подростков.

Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих по три параграфа, социологического исследования, заключения, списка источников и литературы и приложения.

1. История и значение флага России

1.1. Функция государственного флага

Что такое флаг, людям было известно достаточно давно. Императоры, военачальники, торговые объединения так или иначе использовали такую форму для собственной идентификации. Так что, говоря о том, что такое флаг, прежде всего, следует сразу обозначить, что это некий опознавательный материальный знак. По существу, он является полотнищем определенной формы, которое имеет определенный цвет (или комбинацию цветов), иногда с помещенными на него изображениями различных фигур. Такое полотнище в обязательном порядке является выражением некой символики и выполняет функцию идентификации своего владельца. Флаги бывают разные.

1.2. История появления флага России

Трёхполосный флаг использовался и на военных кораблях до 1712 года. Затем как военно-морской был утверждён Андреевский флаг. Бело-сине-красный флаг становится коммерческим флагом - флагом гражданских судов. Флаг использовался как военно-полевой в подразделениях русской армии: во время сражения при Нарве русские полки шли в бой под бело-сине-красным флагом с золотыми двуглавыми орлами, а бело-сине-красные шарфы стали частью офицерской формы в 1700—1732 годах.

Пётр I разработал много флагов: штандарт царя Московского, варианты Андреевского флага, штандарт Императора Всероссийского, гюйсы, но государственный флаг Российской империи он не установил.

После 1917 года оба российских флага оказались под фактическим запретом. Гражданская война придала им новое значение: теперь эти цвета ассоциировались с белым и просто антисоветским движением. Государственные символы России использовались многими противниками СССР, желавшими вопреки классовой идеологии подчеркнуть свою национальную принадлежность. Во время Великой Отечественной войны бело-сине-красный флаг эксплуатировался власовцами (а Андреевский флаг – некоторыми другими коллаборационистами). Так или иначе, но, когда настал момент распада СССР, россияне вновь вспомнили о петровском полотнище. Судьбоносными в этом смысле стали дни Августовского путча. В августе 1991 года противники ГКЧП массово использовали бело-сине-красные цвета. После поражения путчистов эта комбинация была принята на федеральном уровне.

Специальный ГОСТ Р 51130-98 "Флаг Государственный Российской Федерации. Общие технические условия" был введен с 1 января 1999 года. 8 декабря 2000 года по предложению президента РФ Владимира Путина депутаты Госдумы приняли законы о гербе, гимне и флаге.

День Государственного Флага Российской Федерации отмечается 22 августа каждого года. Он был утверждён в 1994 году указом президента Российской Федерации.

1.3. Значение флага Российской Федерации

В древние времена определить на большом расстоянии принадлежность воинов, населенного пункта, судна к той или иной стране было большой проблемой. Для ее решения создали флаг. Тогда вознесенное на видном месте полотнище ярких цветов стало служить лучшим средством идентификации. Флаг страны как государственный символ исключительно важен для воспитания патриотизма, любви к своей родине, ощущения кровного и духовного единства с предыдущими поколениями, людьми, защитившими ее суверенитет. Он связывает жизнь каждого гражданина с судьбой своей страны и имеет большое значение в международных отношениях. Многие россияне задаются вопросом о том, что означает флаг Российской Федерации. Однозначного официального толкования по этому поводу нет. Предпринимаются попытки связать его цвета со значениями, принятыми в давние времена, событиями последних веков на территории, которую занимала Российская империя, а также процессами, произошедшими недавно.

Государственная символика страны имеет некоторую аллегорию. Описание флага Российской Федерации следует начинать с его расцветки. Давайте рассмотрим, что она означает. Когда-то белый цвет ассоциировали с благородством и откровенностью. Синий – с честностью и верностью, безупречностью и целомудрием. Красный символизировал мужественность, смелость, великодушие и любовь. Позже распространилось толкование алого цвета как символа неразрывности, солидарности славянских народов. История флага Российской Федерации сохранила свидетельства различных вариантов объяснения выбора цветов триколора. Согласно одному из них, он показывал единение православной церкви, государевой власти и народа, где белая полоса была символом веры, синяя – власти, а красная символизировала русских людей. В начале прошлого века бытовало мнение, что первая полоса означала свободу, вторая указывала на покровительство Богородицы, а последняя обозначала державу.

Сегодня, как и ранее, высказываются суждения о том, что цвета флага российского связаны с такими понятиями, как вера, надежда и любовь.

Роль флага России чрезвычайно важна для жизни современного государства и его будущего общественно-политического развития, позиционирования страны в мире. Он выполняет важную задачу и является символом патриотизма. Особое место занимает история флага Российской Федерации, кратко отображающая проходящие в обществе социально-политические процессы. Символ страны – это не статичное понятие, а важный элемент ее суверенитета, имеющий свою логику развития. Поэтому история возникновения флага Российской Федерации требует постоянного ее изучения специалистами по геральдике, учеными, общественностью.

2. История создания и использование герба России

2.1. Основные этапы истории герба России

Государственный герб – это опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный герб исполняет ту же функцию, что и название страны, ее флаг и гимн, - он обозначает страну, отличает ее от других стран. Герб, как и другие государственные и военные символы России, имеет глубокие исторические корни. Они уходят в эпоху зарождения княжеской власти. Специалисты относят к первым гербам средневековые изображения, использовавшиеся на печатях (приложение №2). Московские князья с этой целью обращались к силуэтам своих христианских заступников. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. Двуглавый орел – это символ единого русского государства, которым управляет князь. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства

2.2. История современного герба России

Итак, что же он представляет собой в современной Российской Федерации? Чем примечателен? В законе сказано, что это четырехугольный, обладающий закругленными нижними углами, красный геральдический, заостренный в оконечности щит с изображением золотого двуглавого орла, поднявшего вверх свои распущенные крылья. Указанная птица увенчана двумя малыми коронами. При этом над данными коронами наличествует еще одна большая корона, соединенная лентой. Примечательно, что в правой лапе орла располагается скипетр, а в левой находится держава. На груди птицы, в обрамлении красного щита, изображен серебряный всадник, одетый в синий плащ. Рыцарь нарисован на серебряном коне, человек поражает черного попранного конем змея, опрокинутого навзничь, серебряным копьем. Для того чтобы полностью понять сущность символа, надо разобраться, почему герб России – двуглавый орел? Честь и совесть, прекрасная птица и гордый всадник, короны и мечи. Все это государственный герб Российской Федерации!

Следует отметить, что современное воспроизведение Государственного герба Российской Федерации вполне допускается и без так называемого геральдического щита. То есть фактически остается главная фигура: двуглавый орел, обладающий атрибутами, которые были перечислены ранее. Кроме этого, допускается одноцветный вариант символа.

2.3. Значение герба в жизни страны

Интересно, что золотой двуглавый орел, расположенный на красном материале, символизирует обычно историческую преемственность непосредственно в цветовой гамме символов конца пятнадцатого-семнадцатого веков. Рисунок этой птицы, которой обладает герб Российской Федерации, восходит к изображениям, которые располагаются на памятниках эпохи Петра Первого. Что касается трех корон над головами орла, то это три исторические короны самого Петра Великого. То есть они символизируют суверенитет нашего Отечества – Российской Федерации – и суверенитет ее частей, а значит, субъектов Федерации. Какова роль скипетра и державы? Их значение просто огромно! Скипетр и держава, которые находятся в лапах орла, являются символом государственной власти, а также единого отечества.

Следует отметить, что изображение всадника, который поражает копьем огнедышащего дракона, на груди воинствующей птицы является одним из наиболее древних символов непрестанной борьбы света с тьмой, добра со злом, защиты Родины. Этим примечателен герб Российской Федерации. Существует специальный нормативно-правовой акт, который регламентирует изображение герба как главного символа нашего Отечества.

Что же означает современный Государственный герб России с позиций геральдики? Современное толкование двуглавости: единство консерватизма и прогресса. Символична структура крыльев: 12 маховых перьев на каждом из них отображают священный союз и равенство субъектов Федерации. 3 ряда перьев воплощают Добро, Истину и Красоту. Красный щит ассоциируется с отвагой, героизмом, русской исторической традицией, золотой цвет орла – с достоинством, славой и вечностью. Скипетр является символом суверенитета, держава – могущества и целостности. Три короны нынче трактуют, в светском понимании, как единство законодательной, исполнительной и судебной власти. Таков он, древний и современный, величественный герб России, целостный по своему содержанию и глубокий по воплощенной в нем исторической традиции символ великой державы.

3. Гимн Российской Федерации

3.1.История создания гимна России

Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны. Гимн (от греч. hymnos – торжественная песнь в честь божества) – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов, появление которых можно отнести ко второй половине XVIII–XIX веков. Однако в XIX веке еще не все страны, обладающие гербом и флагом, имели также и гимн.

Гром победы, раздавайся! (1791–1816)

Гром победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрёс!

Славься сим, Екатерина!

Славься, нежная к нам мать!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость Россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма

Ныне рушить наш покой;

Гордость низится Селима,

И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздаётся,

Днесь в подсолнечной везде,

Зависть и вражда мятется

И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,

Чтоб враги могли узреть,

Что свои готовы руки

В край вселенной мы простреть.

Зри, премудрая царица!

Зри, великая жена!

Что Твой взгляд, Твоя десница

Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,

Зри на сей прекрасный строй;

Всех сердца Тобой и взоры

Тебя Твой агнец златорунный
В себе изображает нам:
Псалтырью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.

Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.

Читайте также: