Значение процесса информатизации в решении глобальных экологических проблем доклад

Обновлено: 30.06.2024

2.2. Информатизация общества как глобальный процесс

Таким образом, в данном законе информатизация рассматривается как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение. И основой этого развития провозглашается формирование и использование информационных ресурсов.

Несмотря на то, что эти слова были написаны еще в 1988 году, т. е. более десяти лет назад, когда процесс информатизации общества только начинал свое глобальное развитие, они оказались пророческими и в их справедливости мы все больше убеждаемся в результате своей научной и практической деятельности.

Таким образом, процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:

• быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком среды своего обитания — техносферы, которая все больше снижает ее надежность и устойчивость;

• истощение природных ресурсов планеты и обусловленная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития цивилизации;

• возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности — проблемы выживания человечества как биологического вида.
Основные направления развития информатизации

как глобального процесса
Информатизация общества является стратегическим фактором, развития цивилизации, который благодаря особым свойствам информации дает человечеству определенные шансы решить перечисленные выше глобальные проблемы и перейти к новой парадигме устойчивого и безопасного развития. Этот подход в отечественной научной литературе наиболее полно раскрывается в работах академика РАЕН А.Д. Урсула [б], который считает, что процесс информатизации не завершается после формирования информационного общества, а является существенно более глобальным. По его мнению, процесс информатизации будет сохраняться также и на других, последующих стадиях развития цивилизации, так как он содержит в себе громадный потенциал для раскрытия способностей к интеллектуальному развитию не только отдельного человека, но и всего мирового сообщества.

Общецивилизационное значение развивающегося в последние годы глобального процесса информатизации общества проявляется не только в том, что он охватывает все стороны жизни и профессиональной деятельности людей. Оно проявляется также и во все большей глобализации наиболее важных аспектов развития человеческого общества.

В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсимильной передачи информации, транснациональных компьютерных информационно-телекоммуникационых систем, использующих высокоскоростные межконтинентальные супермагистрали. В результате этого на нашей планете формируется принципиально новая глобальная общепланетарная информационная среда, которая и будет представлять основу для жизнедеятельности новой информационной цивилизации.

Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются следующие:

глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;

глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а также в интенсификации процессов международного обмена научной информацией, проведении международных телеконференций;

глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;

глобализация культуры, характерными признаками которой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.

Результатом развития всех этих процессов, вероятнее всего, будет все большая глобализация самого человеческого общества, которое уже в XXI веке, т. е. всего через 300 лет после кругосветного путешествия Магеллана, будет все больше ощущать себя единым общепланетарным организмом.

Необходимо отметить, что глобальный характер процесса информатизации общества и его стратегическое значение для дальнейшего развития цивилизации в настоящее время еще должным образом не осознаны. Подавляющая часть современных политиков и государственных руководителей воспринимают лишь технократическую сторону этого процесса, его влияние на развитие производства и новых технологий. В гораздо меньшей степени воспринимаются социальные, культурологические и геополитические аспекты процесса информатизации. И практически совсем не учитываются его цивилизационные аспекты, хотя именно они являются стратегически наиболее важными по своим последствиям для будущего.

Ведь именно информация представляет тот поистине неисчерпаемый ресурс развития, с использованием которого ученые связывают свои надежды на возможное в будущем разрешение многих глобальных проблем человечества. Поэтому нам представляется исключительно важным и актуальным сосредоточить внимание ученых, работающих как в академическом, так и в вузовском секторах науки, на комплексном изучении не только различных аспектов процесса информатизации общества, но также самого феномена информации, ее свойств и особенностей как ресурса развития.

Результаты этих исследований должны безотлагательно внедряться в систему образования и прежде всего в систему высшей школы России, а также в систему подготовки и переподготовки ее педагогических кадров. На решение этой задачи в значительной степени и нацелена настоящая монография.

Морковкина Татьяна Евгеньевна

В современном мире широкое развитие получила сфера информационных технологий. Это связано с появлением постиндустриального общества, в котором на первый план выходит преобладание компьютерных технологий, а не производственной мощи, это общество, в котором мы живем.

ВложениеРазмер
rol_informatsionnyh_tehnologiy_v_reshenii_globalnyh_geograficheskih_problem.odt 34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Роль информационных технологий в решении глобальных географических проблем.

  1. Введение.
  2. Определение глобальных географических проблем
  3. Что такое информационные технологии и отрасль их действия.
  4. Классификация и виды глобальных географических проблем
  5. Влияние информационных технологий на глобальные географические проблемы
  1. Негативное влияние
  2. .Позитивное влияние
  1. Пути решения глобальный географических проблем путем влияния на них информационных технологий
  2. Заключение и вывод
  3. Литература
  4. Электронные ресурсы.

В современном мире широкое развитие получила сфера информационных технологий. Это связано с появлением постиндустриального общества, в котором на первый план выходит преобладание компьютерных технологий, а не производственной мощи, это общество, в котором мы живем.

Определение глобальных географических проблем.

Глобальные проблемы современности —

это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Что такое информационные технологии и отрасль их действия.

Информацио́нные техноло́гии- широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных , в том числе с применением вычислительной техники . В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии .

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем . Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий , новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов.

Классификация и виды глобальных географических проблем.

1) группа экологических проблем, включающая в себя проблемы:

повышение средней те мпературы климатической системы Земли. Начиная с 1970-х годов, как минимум 90 % потепления происходит в океане. Несмотря на доминирующую роль океана в накоплении тепла, термин глобальное потепление часто используется для обозначения роста средней температуры воздуха у поверхности суши и океана.

● потери биоразнообразия и экосистем-

Основные функции экосистем, такие как поглощение углекислого газа и очистка воды, зависят от числа видов в экосистеме. Проанализированы данные о работе экосистемы, включающей в себя различные виды трав, и разработали метод позволяющий определить, сколько различных видов необходимо для обеспечения нормального функционирования экосистемы. Ученые считают, экологические последствия потери биоразнообразия ранее недооценивались. Таким образом, данная проблема является в действительности в современном мире глобальной.

● истощение рыбных запасов-

Океанские виды рыб один за другим обрекаются на вымирание. И феномен этот объясняется тем, что рыболовецкие флотилии, бороздящие океаны, все больше используют такие современные технологии, как акустический и спутниковый поиск рыбных косяков. Каждый отдельный вид крупных хищных рыб вылавливался с таким постоянством, что за последние 50 лет Мировой океан потерял около 90 процентов каждого вида. Потеря этих и так называемых столовых рыб(тунца, трески, палтуса и других видов) нещадно опустошает экосистему Мирового океана. Ученые бьют тревогу, ведь мы бездумно вторгаемся в систему, поддерживающую жизнь нашей планеты, а это добром не кончится.

Не все исчезновения лесов происходят по вине человека, иногда это сочетание природных процессов, таких как пожар и наводнения. Ежегодно пожары уничтожают значительные лесные территории, и хотя огонь может быть естественным жизненным циклом леса, после, которого лесные массивы могут постепенно восстановиться, но этого не происходит, также леса вырубаются человеком для его нужд, что делает проблему исчезновения лесов еще более значимой для человечества, ведь такими темпами мы ничего не оставим своему потомству.

● нехватки чистой воды-

В последнее время нехватка чистой питьевой воды в все чаще ощущается в тех регионах, которые ранее ее не было, а также повсеместно усиливается. Главная причина – это расширение водопотребления увеличивающимся населением и растущей экономикой. По прогнозам ФАО, к середине третьего десятилетия XXI в. численность живущих при постоянной нехватке воды превысит 4 млрд. человек. Дефицит качественной питьевой воды – проблема, знакомая человеку с древнейших времен. Не раз она становился причиной разнообразных кризисов, иногда даже приводя к кровопролитным войнам. По данным ООН, уже сейчас более 1,2 млрд людей живут в условиях постоянного дефицита пресной воды, около 2 млрд страдают от него регулярно (каждый четвертый житель Земли).

● использование не возобновляемых ресурсов- НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ РЕСУРСЫ — ресурсы типа руды, нефти, угля, запасы которых в земной коре ограничены и не пополняются за счет природных процессов.

Невозобновляющиеся (невозобновимые) ресурсы в основном ресурсы недр: горные материалы, руды, минералы, ископаемое топливо; более широко - все ресурсы, скорость эксплуатации которых во много раз превосходит скорость их естественного возобновления.

Невозобновляющимися ресурсами являются все минеральные ресурсы (полезные ископаемые): руды, каменный уголь, нефть, природный газ, строительные материалы (песок, щебень и др.). Добыча и использование этих ресурсов неминуемо ведет к их истощению.

2) экономические и социальные проблемы:

в наше время терроризм набирает все более большие обороты, хотя государства и стремятся побороть этот недуг, тем не менее и им это не очень удается, проблема терроризма заключается в том, что гибнет большое количество мирного населения.

● глобальные инфекционные заболевания-

ярким примером будут являться события связанные с лихорадкой эбола, когда проблема принимает действительно мировой характер, когда с инфекцией и ее распространением пытается бороться весь мир.

природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей .

Влияние информационных технологий на глобальные географические проблемы.

Дело в том, что на сегодняшний день перед мировым сообществом стоит главный вопрос, как же все-таки решить все глобальные проблемы, также люди задаются вопросом каким способом нужно их решать. И здесь, как нельзя кстати широкое распространение получают информационные технологии, ведь именно благодаря им можно решить некоторые проблемы, а также предсказать появлению новых. Они все больше и больше распространятся повсеместно, ведь именно информационные технологии позволяют снизить риск, действовать слажено, быстро и безопасно, но также стоить отметить, что информационные технологии позволяют решать те проблемы человечество, которые на протяжении всего его существования не даю ему спокойно жить человеку.

Информационные технологии при влиянии на человека имеют как позитивное влияние, так и негативное влияние, давайте подумаем, а каким же может негативное влияние информационных технологий. Ведь до этого я упоминал, лишь о позитивном влиянии информации на человека.

Большое количество психологических исследований было проведено в рамках проблематики освоения человеком новых технологий. Так, были изучены феномены потребности в "общении" с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В более поздних работах на данную тему эти феномены были отнесены к проявлению тенденции субъекта к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнению собственных интеллектуальных способностей и возможностей системы.

Вторая сторона взаимодействия человека с компьютером - проблема психологических последствий информатизации заслуживает не меньше внимания.

Так, один из ведущих специалистов в области компьютерных наук, автор книги "Психология программирования" - Б.Шнейдерман поднимает вопрос об ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за последствия их применения. При этом Б.Шнейдерман приводит в пример специалистов - физиков, перед которыми встала проблема ответственности за последствия изобретения и использования атомной энергии. Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ "Об информационной культуре", в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. А.Г. Асмолов отмечает, что информационные технологии способствуют уходу детей и подростков от действительности. Ю.Д.Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть "сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области".

Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.

Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, программированием и информационными технологиями в целом (т.н. хакерство).

Пути решения глобальный географических проблем путем влияния на них информационных технологий.

На мой взгляд, пути решения глобальный географических проблем путем влияния на них информационных технологий надо рассмотреть по порядку конкретных глобальных проблем.

  1. глобальные потепления, если даже невозможно их предотвратить, то запросто можно спрогнозировать, благодаря информационным технологиям, таким образом, практически избежать человеческих жертв.
  2. потери биоразнообразия и экосистем-данную проблему можно решить путем компьютерного и спутникового мониторинга территорий, а также создания высоко технологичных заповедных территорий.
  3. истощение рыбных запасов-данную проблему тоже можно решить при помощи информационных технологий, России уже активно используется искусственное выведению редких видов рыб, таким образом, следует решать проблему по сохранению редких видов рыб, учение отмечают, что у рыб искусственно выведенных иммунитет лучше, чем у рыб, родившихся в естественных условия, таким образом, развитие данной программы позволит повысить не только количество, но качество, что само по себе уже является достижением.
  4. уничтожения лесов, можно избежать, если внедрить в систему пожарной службы новое высокотехнологичное оборудование, таким образом, ускорить процесс поступления сигнала в пожарную службу, а также путем спутникового отслеживания можно будет легко и главное быстро получить информацию о статусе пожара и его распространении.
  5. нехватки чистой воды-В связи с прогнозируемым дефицитом чистой воды в ближайшие десятилетия экономное использование водных ресурсов и применение технологий водоочистки становится стратегической задачей многих промышленных предприятий. Ряд компаний уже озаботились этой проблемой: одни разрабатывают собственные технологии в рамках отдельного направления бизнеса, другие внедряют в производство готовые решения, помогающие экономить не только воду, но и энергию.
  6. использование не возобновляемых ресурсов- дело в том, данный тип ресурсов используется в основном для получения энергии, но ведь в современном мире информационных технологий энергию можно добывать и другим более экологичными и безопасными методами, например, солнечные батареи или ветряные мельницы, в России данные проекты уже получили широкое повсеместное распространение.
  7. конфликты, терроризм-благодаря информационным технологиям теперь возможно выявить различные террористические формирования, когда в интернет попадает информация об угрозе, можно легко вычислить адрес отправки письма, тем самым, повысить шансы в поиске отправителя.
  8. глобальные инфекционные заболевания.Казалось, как при распространении инфекции помогут информационные технологии, но в данной ситуации их роль очень велика, и именно благодаря им можно быстро среагировать на сложившуюся ситуацию, изолировать нужный район, оповести жителей об опасности, что они отложили свои поездки в такие зоны, также можно очень быстро привлечь мировое сообщество в борьбу с инфекцией.
  9. стихийные бедствия.

Благодаря информационным технологиям можно спрогнозировать стихийное бедствие и оповестить население, что позволит избежать человеческих жертв, но даже если не получится предсказать данную ситуацию, то все-равно через интернет поступит информация о стихийном бедствии, что позволит мировому сообществу начать быстрое реагирование и помочь жителям данного района.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что в нашем современном мире на пути к решению глобальных проблем, просто не обойтись без использования информационных технологий. На мой взгляд, все человечество заинтересовано в развитии и становлении информационного общества на всем земном шаре, а также повсеместное проникновение информационных технологи во все сферы жизни человека. Но главным, по нашему, мнению является обеспечение максимальной безопасности в окружающие среде.

Каждая из глобальных (т.е. влияющих на всю планету) экологических проблем — комплексная, одна влияет на другую или на несколько других. Зачастую невозможно точно определить, та или иная проблема является причиной или следствием других.[ . ]

Численность населения Земли растет экспоненциально, и постоянное увеличения числа людей ведет к непрерывному возрастанию производства пищи и энергии, использования природных ресурсов и росту воздействия на биосферу Земли.[ . ]

Одна из наиболее серьезных проблем — изменение климата. Главные ее причины — накопление в атмосфере парниковых газов (в первую очередь диоксида углерода С02, метана СН4, тропосферного озона 03, закиси азота N20, фреонов и некоторых других газов). Изменение климата может привести к серьезным последствиям: деградации земель в ряде регионов; потерям урожая; увеличению частоты и интенсивности ураганов и бурь, опасности сильных паводков и засух; таянию части ледников; повышению уровня моря и изменению количества осадков; сокращению продуктивности Мирового океана.[ . ]

В Мировой океан со стоком рек, ливневыми стоками, аэрозолями и другим путем попадает большое количество загрязняющих вешеств. Наибольшее загрязнение морских экосистем происходит из-за нефти в результате аварий танкеров, широких нефтедобывающих работ на шельфе, аварий на нефтепроводах.[ . ]

Природные воды суши во многих регионах загрязнены разнообразными химическими соединениями, попадающими с удобрениями, пестицидами, канализационными и промышленными стоками. Растет бактериальное и тепловое загрязнение вод. В реках и озерах погибают многие виды животных и растений.[ . ]

Грунтовые воды, обычно обладающие прекрасным качеством и без всякой очистки удовлетворяющие требованиям стандартов по питьевой воде, загрязняются вредными химическими веществами свалок, подземных резервуаров и трубопроводов, пестицидами, удобрениями и др.[ . ]

Кислотные осадки формируются из-за попадания в атмосферу соединений серы и азота, основные источники которых — промышленность и транспорт. Кислотные осадки приводят к ухудшению качества вод и, следовательно, гибели обитателей водоемов. Они вызывают деградацию лесов, значительно снижают устойчивость деревьев к вредителям и болезням, увеличивают выщелачивание биогенов в почвах, что ведет к снижению плодородия. Также они опасны для здоровья человека и негативно влияют на сохранность памятников архитектуры.[ . ]

Почти половина лесов, некогда покрывавших Землю, исчезла. Только за 15 лет, с 1980 по 1995 г., были утрачены по меньшей мере 200 млн га леса, что по площади превосходит территорию Мексики. Леса некогда занимали более половины территории суши, в настоящее время они покрывают 51,2 млн км2 (37%). Ухудшились и качественный состав лесов, и продуктивность лесных насаждений. Значительно истошены запасы древесины наиболее ценных пород, исчезли или находятся под угрозой вымирания в связи с разрушением лесов и изменением их структуры тысячи видов животных и растений. Леса сводятся по трем основным причинам: освоение новых территорий под сельскохозяйственные культуры и пастбища; получение древесины для строительства, деревообрабатывающей и бумажной промышленности; получение топлива для приготовления пищи и обогрева. На состояние лесов на Земле также влияют: инвазия экзотических видов деревьев, вспышки численности насекомых-вредителей, лесные пожары, загрязнение окружающей среды, изменение климата, а также добыча полезных ископаемых, строительство и рекреационная нагрузка [17, с. 136-155].[ . ]

Динамизм современного общества, стремительность внедрения высоких и наукоемких технологий ставят задачу выявления не только сиюминутных проблем, но и таких, которые будут определять перспективы ближайшего и отдаленного будущего. Предельно широкий контекст постановки проблемы информатизации общественной жизни имеет особую актуальность в отношении развитых стран и тем более в глобальном масштабе. В современном обществе информационные процессы все ощутимее воздействуют как на человека, так и на все стороны социального развития.

Поэтому естественным представляется вопрос: как стремительный рост информатизации социальной среды может и должен влиять на экологию человека?

Экологических кризис, понимаемый глобально, можно рассматривать как результат нарастания хаоса, который оказывается следствием упорядочивающей деятельности человечества. С точки зрения второго начала термодинамики, никакая упорядочивающая деятельность принципиально не может устранить доминирование тенденции нарастания хаоса. Так что само возникновение порядка может существовать лишь локально и временно. Эта идея, развитая еще Больцманом, и поныне остается наиболее распространенной концепцией соотношения энтропии и негэнтропии в окружающем нас мире. Правда, в работах школы Пригожина сделана попытка несколько иначе поставить эту проблему. Но прежде следует отметить, что вопрос о соотношении информации и порядка был поставлен еще в фундаментальных работах Винера.

В этих работах была высказана мысль о том, что информационный подход к пониманию второго начала термодинамики лишь обобщает известный закон о возрастании энтропии в системах.

Однако, благодаря информационной постановке проблемы, речь идет уже не о хаосе в движении молекул, а о хаосе вообще. Применительно к экологической проблеме это означает, что вне зависимости от того, что именно смогут предпринять люди, сама их упорядочивающая деятельность порождает все возрастающий хаос, который неизбежно приведет к саморазрушению всякого порядка. Между тем, мысль о том, что хаос должен доминировать в мире, что порядок неизбежно поглощается хаосом, безусловно, не является столь бесспорной. Еще со времен Эмпедокла в философии была высказана идея о том, что хаос способен порождать порядок, и, более того, это неизбежный процесс. Доминирование парадигмальных концепций в физике отодвинуло на задний план эту мысль, и лишь в последние десятилетия разработка теории открытых систем позволила показать, что порядок действительно с неизбежностью порождается хаосом.

Естествен вопрос: как эти идеи проявляются и могут быть позитивно реализованы в условиях нарастающего экологического кризиса? Принципиальное значение здесь имеет тот факт, что создание и распространение информации как некоторого ресурса требует гораздо меньших энергетических затрат, чем какая-либо другая форма деятельности. Расчеты показывают, что при переходе от материальной к информационной деятельности происходит качественный скачек. Его суть состоит в том, что если процесс материальных преобразований требует максимальных затрат энергии, а следовательно, ведет к возрастанию энтропии, то при переходе к информационным преобразованиям энергетические затраты минимизируются, а тем самым информационная деятельность — это деятельность по созданию порядка.

Таким образом, переходя к проблемам нейтрализации экологического кризиса, мы можем утверждать, что благодаря информатизации всех форм деятельности человека возникнет реальный процесс, прямо противоположный тому, который привел к кризису или, по крайней мере, грозит его неотвратимостью. Если сегодня в развитых странах информационной деятельностью занято не менее половины трудоспособного населения и их число растет, то это означает, что процесс возрастания негэнтропии неявно уже реализуется. Конечно, общая качественная постановка проблемы — еще не вся проблема, а тем более ее разрешение. Вопрос заключается в том, чтобы реально оценить в какой мере эта противоречивая ситуация способна разрешиться в пользу устранения самой угрозы кризиса.

Рассматривая роль России в этом процессе, необходимо отметить два принципиальных аспекта. Несмотря на то, что разрушительные последствия деятельности человека затронули уже большую часть планеты, существуют и такие районы, где природные условия еще сохраняются. В этом отношении Россия занимает особое место. Считается, что примерно 1/3 всей неразрушенной части природы находится на ее территории, и это мощный резерв и потенциал на пороге XXI в., создающий предпосылки для лидерства России в решении экологических проблем. Вместе с тем, реализация имеющихся предпосылок станет возможной и действительной лишь в той мере, в какой для решения этих проблем будут использованы информационные процессы. Это второй аспект, резерв и потенциал России, реализующий ее лидерство в решении глобальных вопросов современности.

В нашей и зарубежной литературе можно встретить утверждения, что в информационном отношении Россия существенно отстает от западных стран. При этом обычно ссылаются на уровень развития и производства информационной техники и технологии. Однако история научно-технического прогресса показывает, что принципиальное значение здесь имеет не уже созданная техника, а тот интеллектуальный потенциал, которым обладает та или иная страна. Техника и технология существует и развивается соразмерно интеллектуальным потенциям народа конкретной страны. Между тем, во всем мире признается тот факт, что Россия обладает уникальным интеллектуальным потенциалом как в качественном, так и в количественном отношении, несмотря на все потери, связанные с социальными катаклизмами последних лет. Особо показателен тот факт, что она обладает огромным числом новейших технологий, которые использовались до сих пор либо исключительно в сфере военной техники, либо оставались на сугубо информационном уровне, так как особенности социальных условий не давали возможности для их практической реализации. Причем речь идет о таких наукоемких и высокотехнологичных продуктах, которые в состоянии обеспечить не только их конкурентноспособность, но и монопольную уникальность, пока недоступную аналогам продуктов развитых стран.

Особенность современного этапа развития экономики России характеризуется продолжающимся падением производства. На первый взгляд кажется, что именно это должно поставить ее на уровень развивающихся стран. Действительно, по многим показателям она переместилась с первых мест в середину и даже во вторую половину стран мира. Однако нужно иметь в виду, что, с одной стороны, новейшие, уже имеющиеся на информационном уровне технологии практически еще не внедрялись, а с другой — разрушению подверглись производственные мощности с устаревшими технологиями. Факт их разрушения расчищает плацдарм для мощного рывка вперед на основе преимуществ природного и интеллектуального потенциала России. Очевидно, что это возможно лишь при успешном решении тех социальных проблем, которые приводят к сокращению общего, интегрального потенциала страны, главная составляющая которого — интеллект ее народа.

Между тем, развитие информационных процессов в мире качественно меняет требования к самому человеческому интеллекту.

Хотя естественный и искусственный интеллект представляют собой противоположности, все же в чем-то они тождественны.

Так, в тех ситуациях, когда мыслительная деятельность достаточно формализована, с информационной точки зрения компьютер частично или полностью тождествен интеллекту естественному. Например, разработка шахматных программ позволила компьютеру практически на равных играть с человеком.

Между тем, расчеты показывают, что при решении широкого круга информационных задач, сколь угодно большая скорость компьютерных преобразований информации не обеспечивает их решения, и тем не менее эти задачи решаются в рамках интеллекта естественного. Тем не менее, отрицательные последствия действия общего закона роста информации и усиления ее давления на человека возрастают. Стремительно растет и содержательная компонента информационного потока. Вместе с тем, несмотря на быстрое расширение возможностей информационной техники, например, в науке, скорость обработки экспериментальных данных замедляется. Так, если в XIX в. этот процесс, как правило, занимал дни и недели, то сегодня на обработку данных, уже полученных с космических аппаратов, уходят годы. Здесь снова обнаруживается специфика естественного интеллекта, выражающаяся в способности по особым методикам перерабатывать огромные объемы информации, хотя и с меньшей точностью, но достаточной в практическом отношении, и получать такие решения, которые позволяют ускорить функционирование самой информационной техники.

Рост информационного давления на человека имеет несколько аспектов. Существует зависимость интеллекта человека и его эволюции от характера информационного потока, в который он вовлечен. Показано, что массовые средства информации, особенно электронные, оказывают существенное, как качественное, так и количественное влияние на мыслительные способности человека, способны целенаправленно формировать определенные механизмы мыслительной деятельности. Это особенно ярко выражено у типов личности, по характеру психических процессов склонных к конформизму. А поскольку нонконформизм это лишь отрицательное выражение того же конформизма, то влияние СМИ распространяется и на этот тип.Поэтому нередко влияние СМИ оказывается больше влияния факторов самой ситуации, осмыслить которую пытается человек. Это становится возможным благодаря относительной степени самостоятельности мышления, опосредованности человеческой деятельности его пониманием ситуации. Отсюда внедренная через СМИ точка зрения становится определяющим фактором его поведения.

Вместе с тем, разработаны и применяются методики информационного программирования и кодирования мыслительных процессов. С их помощью осуществляется непосредственное воздействие на подсознание человека, что дает возможность преобразования не только способа мышления, но и психического типа личности. Тем самым возникает реальная угроза управления сознанием, интеллектом в массовых масштабах. Очевидно, это создает особый экологический аспект, в перспективе весьма опасный.

Все большее внимание обращают на себя энергетические носители информации. Излучение антенн, линий связи и самих аппаратов информационной техники так или иначе воздействуют на нервную систему и организм человека в целом. Вопрос о масштабе и отдаленных последствиях такого воздействия изучен недостаточно, но в некоторых аспектах его отрицательный характер уже установлен. Поскольку плотность и мощность такого излучения возрастает, то увеличивается и экологически негативная его составляющая.

В то же время недостаточная загруженность информационной деятельностью также отрицательно сказывается на здоровье человека. Средняя продолжительность жизни у людей, занятых интенсивным интеллектуальным трудом, превышает этот же показатель не занятых таким трудом, но живущих в тех же социальных условиях. Таким образом, уровень воздействия информационных нагрузок на естественный интеллект должен рассматриваться наряду с такими же важными факторами здоровья, как правильное питание, физические нагрузки и т.п.

К комплексу нерешенных информационных проблем относится и проблема объема человеческой памяти. Чисто феноменологические исследования показали, что объем человеческой памяти практически безграничен. Хотя и редко, но встречаются люди, обладающие абсолютной памятью. Предполагается, что это не исключение, а правило. Эксперименты показывают, что память хранит гораздо больше информации, чем об этом может судить сам человек. Разработка так называемых суггестивных методов позволяет существенно повысить эффективность усвоения информации, при котором она может быть легко востребована и использована человеком. Не исключено, что развитие этого направления исследований позволит каждому человеку использовать практически всю доступную ему информацию.

Таким образом, анализ перехода к информационному и постинформационному обществу показывает, что хотя качественно меняющаяся действительность ставит перед обществом новые проблемы, в нем самом подготавливаются и средства для их решения. Особо важное, приоритетное значение в ряду этих средств приобретает резкое повышение эффективности информационной деятельности, структурно упорядочивающей и минимизирующей энергетическо-вещественную составляющую техногенного давления на социо-природную среду и самого человека. Развитие информационного направления в России — один из аспектов ее возвращения в круг мировых лидеров и, одновременно, содержит возможность преодоления экологического кризиса в старых и новых формах его проявления.

Читайте также: