Значение гимнастических упражнений для развития силовых способностей доклад по физкультуре

Обновлено: 02.07.2024

Нескончаемое разнообразие движений человека и решаемых ими задач привело к необходимости количественной оценки силового компонента движений (средняя, максимальная сила, импульс силы, работа и ее мощность) и способности человека проявлять силу (абсолютная и относительная сила, момент силы тяги мышц относительно сустава), а также дифференцированной сравнительной оценки силового компонента движений (быстрая и взрывная сила, скоростно-силовое движение, силовая выносливость и т. п.), отражающей качественную специфику движений и определяющей выбор соответствующих средств и методов силовой подготовки.

Содержание

Глава 1. Сила как физическое качество, формы проявления силовых качеств. Средства развития силы…………………………………………………………4

Глава 2. Методы развития силовых способностей…………………………….8

Глава 3. Комплекс упражнений для развития силы отдельных мышечных групп……………………………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Реферат Анюта.doc

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Развитие силовых качеств

Студентка 1 курса

заочной формы учения

Н. Новгород 2010 г.

Глава 1. Сила как физическое качество, формы проявления силовых качеств. Средства развития силы…………………………………………………………4

Глава 2. Методы развития силовых способностей………………………… ….8

Глава 3. Комплекс упражнений для развития силы отдельных мышечных групп………………………………………………………………… …………..12

Список использованной литературы…………………………………………..16

Еще не так давно, когда атлет не утруждал себя рассуждениями о тех тонкостях, на которых строится тренировка сегодня, вопрос о силе решался довольно просто: кто поднимет больший груз или покажет лучший результат на динамометре, тот и сильнее. Однако со временем опыт и научный эксперимент выявили факты, свидетельствующие о примитивности подобной оценки силы. Это, в свою очередь, и вызвало необходимость специального рассмотрения вопроса о силовой подготовке в спорте.

Нескончаемое разнообразие движений человека и решаемых ими задач привело к необходимости количественной оценки силового компонента движений (средняя, максимальная сила, импульс силы, работа и ее мощность) и способности человека проявлять силу (абсолютная и относительная сила, момент силы тяги мышц относительно сустава), а также дифференцированной сравнительной оценки силового компонента движений (быстрая и взрывная сила, скоростно-силовое движение, силовая выносливость и т. п.), отражающей качественную специфику движений и определяющей выбор соответствующих средств и методов силовой подготовки.

Глава 1. Сила как физическое качество, формы проявления силовых качеств. Средства развития силы.

Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Сила – одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому её развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания.

В процессе выполнения спортивных или профессиональных приёмов связанных с подниманием, опусканием, удержание тяжёлых грузов, мышцы, преодолевая сопротивление, сокращаются и укорачиваются. Такая работа называется преодолевающей. Противодействуя какому-либо сопротивлению мышцы, могут при напряжении, и удлиняться, например, удержание очень тяжёлого груза. В таком случае их работа называется уступающей. Оба эти режима объединяются под одним названием - динамического. Сила, проявляемая в движении, т. е. в динамическом режиме называется динамической силой.

Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. Данный режим имеет место в силовых упражнениях (штанга, гири, гантели).

Режим работы мышц на тренажерах, где задается скорость перемещения звеньев тела называется изокинетическим (плавание, гребля).

Если усилие спрртсмена движением не сопровождается и производится без изменения длины мышц, то в этом случае говорят о статическом режиме. Такая сила называется статической.

Между силой, и скоростью сокращения мышц существует обратно пропорциональная зависимость.

Психологические механизмы этого качества (силы) связаны с регуляцией напряжения в paзличных режимах их работы:

  • изометрическом - без изменения длины мышц;
  • миометрическом - уменьшается длина мышцы (в циклических движениях);
  • плиометрическом - увеличение длины мышцы во время её растягивания. Этот режим связан с приседанием, с замахами при бросках мяча и т.д.

При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие разновидности:

  • максимальная изометрическая (статическая сила), проявляемая при удержании в течении определённого времени предельных отягощений;
  • медленная динамическая (жимовая сила), проявляемая во время перемещения предметов большой массы, когда скорость перемещения практически не имеет значения;
  • скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещениям в ограниченное время больших отягощений с ускорением ниже максимального;
  • "взрывная" сила - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. В этом случае сила и быстрота движений сочетаются, т.е. ступают как интегральное специфическое качество.

В спортивной практике взрывная сила, проявляется в разных движениях и имеет разное название:

  • прыгучесть (при отталкивании от пола), резкость (при ударах по мячу);
  • амортизационная cилa характеризуется развитием усилия за короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различного вида прыжках;
  • силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений.

Различают силовую выносливость к динамической работе и статистическую выносливость (способность сохранять малоподвижное положение тела и т.д.).

В последнее время получила развитие ещё одна из силовых характеристик - способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при сохранении проявляемого силового усилия. Для этого нужна специальная направленная тренировка.

Средства развития силы

Средствами воспитания силы мышц являются различные несложные по структуре обще развивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

1. Упражнения с внешним сопротивлением.

2. Упражнения с преодолением веса собственного тела.

3. Изометрические упражнения.

Первые упражнения являются наиболее эффективными для развития силы и подразделяются на:

    • упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажёрах;
    • упражнения с сопротивлением партнёра. Эти упражнения оказывают благотворное не нервно-эмоциональное состояние занимающихся;
    • упражнения с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу, бег в воде и т.д.);
    • упражнения с сопротивлением упругих предметов (прыжки на батуте, эспандер, резина).

    Упражнения с преодолением собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физическому воспитанию (подготовке). Они подразделяются на:

      • гимнастические силовые упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к перекладине и т.п.);
      • легкоатлетические прыжковые упражнения однократные и "короткие" прыжковые упражнения;
      • упражнения с преодолением препятствий (ров, забор т.д.).

      Эти упражнения являются эффективным средством базовой подготовки спортсменов, военнослужащих и других профессий.

      Тренирующий эффект прыжков в глубину (ударный метод) направлен преимущественно на развитие "абсолютной", стартовой и "взрывной"' силы,, мощности усилия, а так же способности мышц к быстрому переключению от уступающего к преодолевающему режиму работы. Так, например, преодоление человеком сопротивления пружины динамометра, характеризуется величиной "абсолютной силы" "Относительная сила" это сила развиваемая мышцей в расчете на площадь поперечного сечения, мышечного волокна и равна абсолютной силе на 1 кг массы веса тела.

      С увеличением веса тела относительная сила снижается. Для метателей, штангистов тяжёлого веса важное значение имеет абсолютная сила. В видах спорта, связанных с перемещением своего тела, основное значение имеет относительная сила.

      Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному (синхронному) напряжению максимально возможного количества двигательных единиц.

      Глава 2. Методы развития силовых способностей.

      По своему характеру все упражнения, способствующие развитию силы, подразделяются на основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные массивы.

      К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвуют не менее 2/3 общего объёма мышц, регионального от 1/3 до 2/3, локального менее 1/3 всех мышц.

      Направленность воздействий силовых упражнений в основном определяется:

        • видом и характером упражнений;
        • величиной отягощения или сопротивления;
        • количеством повторения упражнений;
        • скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений;
        • темпом выполнения упражнений;
        • характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.

        1. Метод максимальных усилий, используется в основным для воспитания силы у спортсмен. При практической реализации метода обращается внимание на скорость выполнения этих упражнений и предполагается использование отягощении весом 90-95% от максимально возможного использовавшем нескольких методических, приемов: равномерность, "пирамиды" и т. д.: с повторениями в одном подходе 1-2 при интервалах отдыха между подходами 4-8 минут.

        2. Основным методом развития силы является метод повторных усилий - повторный метод.

        Важным тренировочным фактором в этом методе является количество повторений упражнения. Метод предусматривает выполнение упражнения в среднем темпе с отягощениями около предельного и предельного веса. Большое внимание уделяется силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на развитие отдельных групп мышц, несущих наибольшую нагрузку при выполнении соревновательных упражнений.

        Развитие силовых способностей играет очень важную роль в формировании личности. К тому же люди с хорошей физической подготовкой более выносливы и обладают крепким здоровьем.

        Сила является способностью человека преодолевать внешнее сопротивление или же противодействовать ему путем применения мышечных усилий.

        Сила представляет собой один из компонентов структуры физических способностей, определяющих ее различные проявления.

        Излишнее увлечение упражнениями, направленными на воспитание максимальной силы, может привести к увеличению мышечной массы и веса. Чтобы избежать этого, необходимо выполнять упражнения скоростно-силового характера. Относительная сила — это величина силы, приходящаяся на один кг веса человека. Этот показатель важно учитывать при прыжках в высоту, в спортивной гимнастике, а также как объективный показатель силовой подготовленности различных спортсменов.

        Целью работы является рассмотрение силовой подготовки учащихся в высших учебных заведениях в пределах занятий по физической культуре. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи :

        — рассмотреть сущность и направленность силовой подготовки;

        — подготовить комплексы силовых упражнений и их дозировку.

        Глава 1. Силовая подготовка. Сущность и направленность.

        Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Сила — одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому её развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания

        Мышечная сила в значительной степени определяет здоровье человека, его работоспособность. Недостаточная силовая подготовка – острейшая проблема физической подготовленности людей . В существующей системе физического воспитания силовая подготовка и упражнения с отягощениями не имеют оптимального применения, достаточного материального и научно-методического обеспечения.

        Одним из перспективных направлений совершенствования системы физического воспитания студентов является использование в структуре занятий элементов популярных среди молодёжи видов спорта. Программа занятий должна составляться с учётом особенностей мотивационной сферы, физкультурно-спортивных интересов, уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

        Процесс силовой подготовки направлен на развитие различных силовых способностей, повышение активной мышечной массы, укрепление соединительной и опорной тканей, улучшение телосложения и на повышение способности занимающихся к реализации силовых способностей в условиях тренировочной деятельности.

        Любая спортивная тренировка существенно изменяет функции и структуру организма. При силовой тренировке приспособительная реакция организма к нагрузкам выражается в росте скелетной мускулатуры, увеличении силы.

        1.2 Средства и методы развития силовых способностей

        Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу — это режим работы мышц.

        Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

        1. Упражнения с внешним сопротивлением.

        2. Упражнения с преодолением собственного веса.

        3. Изометрические упражнения.

        Упражнения с внешним сопротивлением являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются на:

        1) У пражнения с тяжестями, в том числе и на тренажерах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью. С их помощью можно преимущественно воздействовать не только на отдельные мышцы, но и на отдельные части мышц;

        2) У пражнения с партнером, которые можно использовать не только на учебных занятиях и тренировках в спортивных залах, на стадионах, в манежах, но и в полевых условиях. Эти упражнения оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на занимающихся;

        3) У пражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов , жгутов, различных эспандеров и т. п.), которые целесообразно применять на самостоятельных занятиях, особенно на утренней физической зарядке. Их преимущество заключается в небольшом собственном весе, малом объеме, простоте использования и транспортировки, широком диапазоне воздействия на различные группы мышц;

        4) У пражнения в преодолении сопротивления внешней среды эффективны при тренировке в ускоренном передвижении и силовой выносливости (например, бег в гору или по песку, снегу, воде, против ветра и т. п.), для специальной силовой подготовки к рукопашному бою (на льду, песке, в воде и т. п.).

        Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке.

        Они подразделяются на:

        1) Г имнастические силовые упражнения: подъем переворотом и силой, подтягивание различным хватом на перекладине, отжимание на руках в упоре лежа и на брусьях, поднимание ног к перекладине, лазание по канату, шесту и многие другие;

        3) У пражнения в преодолении препятствий (забора, стены, разрушенной лестницы, рва и др.) на специальных тренировочных полосах.

        При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение — сокращения с уменьшением длины и изометрического напряжения, результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. Поэтому в процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. При этом мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах .

        Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентриче ской). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении, и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.

        Глава 2. Комплекс упражнений для развития силовых способностей

        Исходное положение: ноги положить на стул. Сгибать и разгибать руки. При этом ноги не сгибать и не опускать таз.

        Исходное положение: лежа на спине. Ноги поднять вверх и опустить их за голову, стараясь коснуться носками пола.

        Виды силовых способностей, подразделяют главным образом на собственно силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость.

        Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

        Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы).

        Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях

        выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины.

        К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показатели силы в возможно короткое время (например, при низком старте и бег на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). (Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С ).

        Скоростно-силовые способности, как подсказывает уже само название, являются своего рода соединением силовых и скорости способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту, метания снарядов значительного веса и т.д.). (Матвеев Л.П. 1991г, Зотова Ф.Р.2ОО5)

        Матвеев Л.П., Холодов Ж.К. и Кузнецов ВС. считают силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому

        относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе.

        В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека.

        Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у девочек и девушек — от 11—12 до 15—16 лет. Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до лет. (Холодов Ж.К., Кузнецов ВС).

        Задачи развития силовых способностей.

        Первая задача — общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека.

        Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

        Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. (Матвеев Л.П., Холодов Ж.К., Кузнецов ВС.)

        Средства воспитания силы

        Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Они условно подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства

        Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором писков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, партнера и т.д.

        2 . Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

        - упражнения, в которых мышечное напряжение создается за пот веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в море, удержание равновесия в упоре, в висе); упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты); упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры; ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим т впрыгиванием вверх).

        З. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа.

        Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается и быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.

        Статические упражнения в изометрическом режиме

        Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

        Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

        З. Упражнения с противодействием партнера. (Холодов Ж.К., Кузнецов ВС. Матвеев Л.П. -1991 г, Зотова Ф.Р.2005)

        Методы воспитания силы

        Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса).

        Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа).

        Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы.

        Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод полагает применение различных по величине изометрических напряжений.

        Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического.

        Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц.

        Методики воспитания силовых способностей

        В зависимости от темпа выполнения и числа повторений упражнения, величины отягощения, а также от режима работы мышц и количества подходов с воздействием на одну и туже группу мышц решают задачи по воспитанию различных силовых способностей.

        Воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений.

        Для воспитания собственно силовых способностей и одновременного увеличения мышечной массы применяют упражнения, выполняемые в среднем и вариативном темпе. Причем каждое упражнение выполняется до явно выраженного утомления.

        Положительные стороны данной методики: 1) недопускает большого общего перенапряжения и обеспечивает улучшение трофических процессов благодаря большим объемам работы, при этом одновременно происходят положительные морфологические нения в мышцах, исключается возможность травмирования; 2) позволяет уменьшить натуживание, нежелательное с детьми и подростками.

        Воспитание скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений

        Сущность данной методики заключается в создании максимальной мощности работы посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью.

        Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений

        Сущность этой методики заключается в многократном повторений упражнения с отягощением небольшого веса с числом повторений от 20 до 70.

        Воспитание собственно силовых способностей с использованием околопредельных и предельных отягощений.

        Сущность этой методики заключается в применении упражнений, выполняемых: 1) в преодолевающем режиме работы мышц 2) в уступающем режиме работы мышц.

        Эта методика является одной из основных, особенно в тех видах деятельности, где большую роль играет относительная сила, т.е. прирост силы идет без увеличения мышечной массы. Однако в работе с начинающими спортсменами и детьми ее применять не рекомендуется. (Холодов Ж.К., Кузнецов ВС.)

        Упражнения для развития сил.

        Упражнения для мальчиков

        Блок 1 . Развитие мышц — разгибателей рук. 1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя под углом до 45 градусов у гимнастической стенки. 2. То же в упоре на стол, спинку стула, подлокотник и др. З. То же в упоре на возвышении до 40 см. 4. То же в упоре лежа на возвышенности 30 — 40 см. 5. Жим штанги от груди. 6. Жим гантелей от груди. 7. Разгибание рук с резиновым бинтом, наступив на него.

        Блок 2. Развитие мышц — сгибателей рук. 1. Сгибание рук к плечам с гантелями, набивным мячом, наступив на резиновый бинт, со штангой. 2. Сгибание рук с натянутым резиновым бинтом, закрепленным на уровне груди. З. Висы на согнутых руках: на гимнастической стенке, канате, жерди, перекладине, ветке дерева с максимальным по времени удержанием. 4. Подтягивание в висе на низкой перекладине, хватом за канат, жердь и другие горизонтальные предметы. 5. Лазание по канату с помощью ног. 6. Подтягивание в висе. То же с отягощением. 7. Лазание по канату на одних Руках.

        Блок З. Развитие мышц брюшного пресса. 1. Поднимания ног сидя, лежа. 2. Поднимание туловища, закрепив ноги. Руки на пояс, за голову, вверх. З. Натягивание различного бинта, экспандера, лежа на спине, стоя. 4. Поднимание туловища, закрепив ноги, с набивным мячом, гантелями, штангой в положении лежа. 5. Поднимание ногами отягощений сидя, лежа на спине, зажав груз стопами. 6. Поднимание ног в висе: согнутых, прямых, с отягощением. 7. стойка на лопатках; лежа на спине хватом прямыми руками за опору — рейку, стол, шкаф. Ноги согнуты, одна прямая, обе прямые. При удержании стойки на лопатках под углом 45 градусов в течении З сек. и более можно выполнить переворот в упор.

        Блок 4. Развитие мышц спины, ягодичных и задней поверхности ног. 1. Прогибания (лодочка), лежа лицом вниз, руки за голову, вверх, с отягощением, закрепив стопы. 2. Наклоны вперед прогнувшись руки вверх, то же с отягощением (набивным мячом, гантелями, штангой на плечах). З. Натягивание резинового бинта, закрепленного на уровне головы. 4. поднимание туловища, лежа лицом вниз с опорой бедрами о возвышение (гимнастическую скамейку, валик, подушку) с закрепленными стопами. 5. разнообразные подгибания: в висе, лежа на полу с отягощением, с захватом груза стопами.

        Упражнения для девочек

        Блок 1. Развитие мышц — разгибателей рук. 1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя под углом до 45 градусов у гимнастической стенки. 2. То же в упоре лежа с опорой бедрами о гимнастическую скамейку, стул, диван и другую опору. З. То же в упоре лежа на гимнастической скамейке с помощью партнера, без помощи партнера. 4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. 5. Разгибания рук, используя различные отягощения.

        Блок 2. Развитие мышц — сгибателей рук. 1. Сгибание рук, используя отягощения: резиновый бинт, гантели, набивной мяч, штангу. 3. Подтягивание в висе лежа. 4. Вис: на канате с захватом ног на согнутых руках; присев на жерди. 5. Вис на согнутых руках на время. 6. Лазание по канату с помощью ног.

        Блок З. Развитие мышц брюшного пресса. 1. Сгибание ног сидя, поднимание прямых ног сидя, лежа. 2. Поднимание и опускание туловища с закрепленными ногами за любую опору (нижнюю рейку гимнастической стенки, сто, шкаф, используя помощь партнера и др.). З. Поднимание ног в висе. 4. То же с отягощением. 5. Выполнение стойки на лопатках из положения лежа с захватом прямыми руками за опору. 6. Натягивание закрепленного резинового бинта, лежа на спине, из-за головы.

        Блок 4. Развитие мышц спины, ягодичных и задней поверхности ног. 1. Прогибания (лодочка), лежа лицом вниз. 2. Наклоны вперед прогнувшись руки вверх, то же с отягощением (набивным мячом, гантелями, штангой на плечах). З. Натягивание резинового бинта. 4. Прогибания в висе на гимнастической стенке, перекладине, жерди. 5. Поднимание и опускание туловища с закрепленными ногами. 6. Сгибание ног назад с отягощением; прогибания с отягощением.

        Метод повторных усилий дает возможность выполнять упражнения сериями, определять посильную дозировку. Упражнения выполняют до легкого утомления в одной серии, по 2-3 серии на каждую группу мышц.

        Для мышц рук. 1. В упоре лежа. Сгибание и разгибание рук, локти прижимать к туловищу, туловище прямое.

        В упоре лежа. Ноги на гимнастической скамейке, руки шире плеч.

        Сгибание и разгибание рук, туловище прямое.

        В упоре лежа сзади, руки на скамейке. Сгибание и разгибание рук.

        Подтягивания на перекладине: хватом сверху, снизу, широким хватом.

        В упоре на брусьях. Сгибание и разгибание рук, локти прижимать к туловищу .

        В висе на перекладине: а) поднимание коленей к груди, б) поднимание ног до прямого угла, в) поднимание ног до касания перекладины.

        З. В висе на перекладине. Поднимание ног попеременно в правую и левую сторону, касания перекладины.

        В упоре углом на брусьях. Разведение и сведение ног.

        Для мышц ног. 1. Стоя, ноги на ширине плеч. Приседания на обеих ногах, не отрывая пяток от пола.

        2. Стоя, ноги на ширине плеч. Приседания на Одрой роге, поднимая другую ногу: а) с касанием одной рукой гимнастической скамейки, б) в парах поочередно, держась за руки, в) без опоры.

        З. В приседе, касаясь руками пола. Выпрыгивание с хлопком над головой, сериями.

        В 10-11 классах психофизиологические особенности учащихся дают возможность осваивать более широкий круг знаний и методов атлетической подготовки. Учащиеся знакомятся с методом максимальных усилий, круговой тренировкой, со способами наращивания мышечной массы.

        Интерес к занятиям будет выше, если ученики будут контролировать свои силовые возможности. Для их измерения необходимо определить свой максимальный тест(МТ), который покажет, вес отягощения для ученика является предельным. Для этого можно использовать гантели, гири, диски от штанги и другие отягощения.

        Для мышц рук. 1. В упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук с отталкиванием от опоры, с хлопком после отталкивания.

        2. В упоре лежа, ноги держит другой ученик. Передвижение, толкаясь руками после их сгибания.

        З. В висе на перекладине. широким хватом. Подтягивание сериями. Изменять ширину хвата, касаясь перекладины затылком.

        В висе на перекладине. Подъем переворотом.

        Для мышц брюшного пресса. 1. лежа на спине, руки назад. Рывком поднимание ног и туловища в сед углом.

        2. В висе на перекладине. Поднимание прямых ног к перекладине.

        Для мышц ног. 1. Стоя, ноги на ширине плеч. Выпрыгивание вверх толчком обеими ногами, в прыжке подтянуть колени к груди.

        2. Сидя в упоре, руки вперед. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед.

        3. Стоя на одной ноге в приседе. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

        Для развития динамической и взрывной силы упражнения надо выполнять на быстроту.

        Для наращивания мышечной массы целесообразно использовать домашние задания с достаточным количеством инвентаря.

        Сила является одной из основных характеристик способностей человека наряду с быстротой, выносливостью, гибкостью и проч. Благодаря мышечной силе человек может противостоять силовым воздействиям на организм извне, поднимать тяжести, преодолевать препятствия и т.п. Силовая выносливость делает возможным длительное преодоление внешнего сопротивления или сохранение малоподвижного положения тела. В данной работе мы раскроем все вышеперечисленные понятия, объясним физиологические особенности работы мышц при выполнении физической нагрузки, а также опишем структуру силовых способностей человека.

        В современном мире нагрузки на организм человека очень велики, даже в повседневной жизни. Поэтому необходимо развивать различные группы мышц и тренировать их силу. Актуальность работы состоит в том, что мы предлагаем различные методики развития силовых способностей человека. Используя эти методики можно не только увеличить мышечную силу и силовую выносливость, но и нарастить мышечную массу, развить скоростно-силовое движение. Это позволит преодолеть каждодневные нагрузки на организм и улучшить самочувствие каждого, применяющего эти методики.

        1. Сила как физическое качество человека. Структура силовых способностей

        Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение - сокращения с уменьшением длины и изометрического напряжения, результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического. Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения. Выполняя движения, человек очень часто проявляет силу и без изменения длины мышц. Такой режим их работы называется изометрическим, или статическим, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу. В целом для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяется тормозным охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает. При насильственном увеличении длины мышц в уступающих движениях сила может значительно превосходить максимальную изометрическую силу человека. Это может проявляться, например, во время приземления с относительно большой высоты, в амортизационной фазе отталкивания в прыжках и т. д.

        Сила, развиваемая в уступающем режиме работы в разных движениях, зависит от скорости: чем больше скорость, тем больше и сила. Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мышцы генерируют, сокращаясь в преодолевающем режиме. Между силой и скоростью сокращения существует обратно - пропорциональная зависимость.При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие их разновидности:

        1. Максимальная изометрическая (статическая) сила - показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц.

        2. Медленная динамическая (жимовая) сила, проявляемая, например, во время перемещения предметов большой массы, когда скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений.

        3. Скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещению в ограниченное время больших (субмаксимальных) отягощений с ускорением ниже максимального.

        5 . Амортизационная сила характеризуется развитием усилия в короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различного вида прыжках, или при преодолении препятствий, в рукопашном бою и т. д .

        Силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Среди разновидностей выносливости к силовой работе выделяют выносливость к динамической работе и статическую выносливость. Выносливость к динамической работе определяется способностью поддержания работоспособности при выполнении профессиональной деятельности, связанной с подъемом и перемещением тяжестей, с длительным преодолением внешнего сопротивления. Статическая выносливость – это способность поддерживать статические усилия и сохранять малоподвижное положение тела или длительное время находиться в помещении с ограниченным пространством. В последнее время в методической литературе выделяют еще одну силовую характеристику: способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при необходимости максимального или субмаксимального уровня проявления каждого силового качества. Для развития этой способности, зависящей от координационных способностей человека, нужна специальная направленность тренировки.

        2. Методы развития силовых способностей

        По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы.

        К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального - менее 1/3 всех мышц. Направленность воздействия силовых упражнений в основном определяется следующими их компонентами (см. табл. 1):

        - видом и характером упражнения;

        - величиной отягощения или сопротивления;

        - количеством повторения упражнений;

        - скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений;

        - темпом выполнения упражнения;

        - характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.

        Таблица 1 . Направленность методов развития силы в упражнениях с отягощениями в зависимости от содержания компонентов нагрузки

        Методы разви-тия силы

        Содержание компонентов нагрузки

        Направлен-ность методов развития силы

        Вес отягощения,

        Количество повто-рений упраж-нения

        Количество подходов

        Скорость преодоле-вающих движе-ний

        Темп выполнения упражне-ния

        Метод максима-льных усилий

        Преимущест-венное развитие максималь-ной силы

        Развитие максималь-ной силы с незначитель-ным приростом мышечной массы

        Метод повтор-ных усилий

        Одновре-менное увеличение силы и мышечной массы

        Преиму-щественное увеличение мышечной массы с одновремен-ным приростом максималь-ной силы

        Уменьшение жирового компонента массы тела и совершен-ствование силовой выносливос-ти

        высокий до макси-мального

        Совершенст-вование силовой выносливос-ти и рельефа мышц

        Метод предель-ных

        усилий

        Совершенст-вование силовой выносливос-ти (анаэробной производи-тельности)

        Совершенст-вование силовой выносливос-ти (гликолити-ческой емкости)

        Метод динамических усилий

        Совершенст-вование скорости отягощен-ных движений

        до падения скорости

        до падения мощнос-ти усилий

        Максимальные силовые способности спортсмена не только взаимосвязаны с максимальной отдачей, но и в значительной степени определяют способность к работе на выносливость. Чем выше запас силы, тем в более высоком темпе он может выполнять динамическую работу со стандартными отягощениями в диапазоне от 50 до 90% от максимального усилия, которое способны проявить мышцы. В спортивной практике для развития максимальной силы применяется несколько методов.

        Метод повторных усилий заключается в подборе таких отягощений, с которыми спортсмен способен выполнить от 6-8 до 10-12 повторений в одном подходе. В таком упражнении каждое последующее напряжение с субмаксимальным отягощением является более сильным тренировочным стимулом по сравнению с предыдущим, оно будет способствовать рекрутированию в работу дополнительных двигательных единиц. Количество повторений при использовании метода повторного максимума достаточно для активизации белкового синтеза.

        Скоростная ( динамическая) сила проявляется при быстрых движениях против относительно небольшого внешнего сопротивления. Для развития скоростной силы применяют упражнения с отягощениями, прыжки с высоты, прыжковые упражнения и комплексы перечисленных тренировочных средств. Отягощения используются как для локального развития отдельных мышечных групп, так и при совершенствовании целостной структуры спортивных упражнений или профессиональных действий.

        При этом используются в основном два диапазона отягощений:

        1. с весом до 30% от максимума – в том случае, когда в тренируемом движении или действии преодолевается незначительное внешнее сопротивление и требуется преимущественное развитие стартовой силы мышц;

        Упражнения с отягощениями при развитии динамической - скоростной силы применяются повторно в различных вариациях. Для преимущественного развития стартовой силы мышц используется отягощение 60-65% от максимума. Для развития скоростной силы необходимо стремиться к максимально возможному расслаблению мышц между каждым движением в упражнении, а между их сериями необходимо включать маховые движения, активный отдых с упражнениями на расслабление и встряхивание мышц.

        Изометрический метод развития силы заключается в проявлении максимального напряжения в статических позах в течение 5-10с с нарастанием напряжения в последние 2-3с. Ведущим тренирующим стимулом является не столько величина, сколько длительность мышечного напряжения. Изометрическая тренировка создает возможность локального воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы при заданных углах в суставах, развивает двигательную память, что особенно важно для запоминания граничных поз при обучении и совершенствовании техники плавания, способствует гипертрофии преимущественно медленных мышечных волокон. Вместе с тем изометрический метод имеет ряд недостатков. Прирост силы быстро прекращается и может сопровождаться снижением быстроты движений и ухудшение их координации. Кроме того, сила проявляется только в тех положениях, в которых проводилась изометрическая тренировка. В связи с этим в плавании получил распространение вариант изометрической тренировки в виде медленных движений с остановками в промежуточных позах с напряжением в течении 3-5с или в виде поднятия подвижных отягощении с остановками по 5-6с в заданных позах.

        Изокинетический метод применяется для развития максимальной силы спортсмена в виде низкоскоростной изокинетичсской тренировки с высоким сопротивлением движению и угловой скоростью движения не выше 100°С. В изокинетических упражнениях мышцы максимально нагружаются во время всего движения и по всей его амплитуде при условии поддержания постоянной скорости движения или ее наращивание на второй половине движения.

        В изокинетических упражнениях рекрутируется значительно больше двигательных единиц, чем при выполнении преодолевающей работы с изотоническим или ауксотоническим режимом мышечного сокращения. Изокинетическая тренировка требует наличия специальных изокинетических тренажеров, позволяющих выполнять локальные упражнения на различные мышечные группы. Для развития максимальной силы подбираются такие сопротивления, которые позволяют выполнить в общем подходе до отказа не более 6-10 движений (время выполнения одиночного отягощенного движения 4-8с, время подхода - от 30 до 50 с.

        Вывод: развитие силовых способностей человека играет важную роль для организма. Существует множество способов и методов, позволяющих тренировать мышечную силу и силовую выносливость.

        Список литературы

        1. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 330с.

        2. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств)/под общей ред. А. В. Карасева.— М.: Лептос, 1994.— 368 с.

        3. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. – М.: Советская Россия, 1975г. – 208с.

        4. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280с.

        5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для ИФК. – М.: Физкультура и спорт, 1991г. – 542с.

        6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ. для вузов. – М.: Академия, 2000г. – 480с.

        Читайте также: