Журнал новый мир доклад

Обновлено: 16.05.2024

Редакционная деятельность Твардовского началась в противоречивых условиях. С одной стороны, к началу 1950-х годов советскую культуру и искусство поразил глубокий кризис . Он был неизбежным следствием государственной политики, усугубившейся идеологическими кампаниями послевоенных лет, политизацией искусства и литературы, культурной самоизоляцией, администрированием. С другой стороны, в обществе начался процесс социального обновления, и предпринимались первые попытки выйти из кризиса. К этому времени сформировалось поколение людей, закалённых войной. Перенесённые тяготы рождали у них надежды, что после окончания войны жизнь будет устроена намного лучше. Вместе с верой в светлое будущее выкристаллизовывался критический взгляд на ситуацию в стране и политические действия власти.

С другой стороны, появляется поколение молодых людей, не знавшее страха массовых репрессий 1930-х годов и стремящееся к обновлению. Вспоминания 1940–50-е годы, В. П. Кузнецов, сын известного филолога П. С. Кузнецова, в ту пору студент МГУ, описывал своё поколение следующими словами:

Представители этих двух поколений стали основными двигателями либерализации общества изнутри. Начало редакционно-издательской деятельности Твардовского в этих условиях стало сразу заметным явлением в общественной жизни страны и была с самого начала направлена на восстановление в правах свободного выражения взглядов и идей.

Исторические события, происходившие в это время, благоволили новому редактору в формировании новой редакционной политики журнала.

Общество постепенно освобождалось от страха. На страницах журналов, на собраниях Союза Советских писателей звучали призывы критиковать недостатки, которые мешают здоровому развитию культурной жизни страны. Наиболее полную и смелую программу перестройки Союза Советских писателей (далее ССП) предложил Александр Фадеев, выполнявший обязанности генерального секретаря ССП. В конце августа он направил в ЦК два обширных письма с многословными и многообещающими заголовками:

Статьи журнала не стали проходным эпизодом в литературной жизни страны, а повлекли за собой серьёзные меры со стороны партийного руководства вплоть до отставки Твардовского с поста главного редактора журнала.

1954–1958 гг. Оттепель полным ходом

На время редакторской деятельности Симонова выпадает ряд важных политических событий, повлиявших на дальнейшую либерализацию в творческой среде. Одно из таких событий — XX Съезд КПСС 1956 года и критика культа личности Сталина. На Съезде впервые устами Первого Секретаря были озвучены масштабы массового террора и преступлений второй половины 1930-х — начала 1950-х годов, вина за которые возлагалась на Сталина. Кроме того, в своём докладе Никита Сергеевич Хрущёв провозглашал восстановление ленинских принципов управления, в основе которых лежало коллективное руководство партией и страной. По сути, провозглашался возврат к идеалам первых революционеров. Части интеллигенции, которая не успела утратить веру в светлое будущее коммунизма, оказалась загипнотизирована речью. Казалось, что стоит вернуться к основам, заложенным революционерами, так страна тут же приблизится к коммунизму.

Отношение в обществе к разоблачению культа личности Сталина было неоднозначным. С одной стороны, страшная правда о прошлом воспринималась с трудом, особенно теми, кто не изведал ни ареста, ни лагерей, ни ссылки. С другой стороны, весной 1956 года, когда доклад начали читать по партийным организациям, особенно заметно звучали голоса людей, которые сохранили способность к самостоятельному и критическому мышлению. Вопрос об ответственности за прошлое для художественной интеллигенции имел особое значение. Литература и искусство были важнейшими и действенными каналами формирования культа личности, и большинство сколько-нибудь известных советских писателей и художников отдали в своё время дань сталинской теме, если не прямо, то косвенно.

Мотив покаяния прозвучал в официальном докладе поэта Алексея Суркова по итогам XX Съезда КПСС на собрании в Московском отделении Союза писателей СССР:

Для юных умов доклад стал настоящим откровением. Например, вот впечатления о докладе студентки филологического факультета МГУ М. О. Чудаковой:

Литература, источники, примечания

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Один из старейших в современной России ежемесячных литературно-художественных журналов. Издаётся в Москве с 1925 года. С 1947 по 1991 годы - орган Союза писателей СССР, с 1991 - частное издание. Главный редактор журнала c 1998 года - Андрей Василевский. Один из старейших в современной России ежемесячных литературно-художественных журналов. Издаётся в Москве с 1925 года. С 1947 по 1991 годы - орган Союза писателей СССР, с 1991 - частное издание. Главный редактор журнала c 1998 года - Андрей Василевский.

В 1926 году руководство журналом было поручено критику Вячеславу Полонскому, который превратил новое издание в центральный литературный журнал того времени. Полонский руководил журналом до 1931 года и уже в начале 1930-х "Новый мир" был признан общественностью главным, основным журналом тогдашней русской советской литературы. В 1926 году руководство журналом было поручено критику Вячеславу Полонскому, который превратил новое издание в центральный литературный журнал того времени. Полонский руководил журналом до 1931 года и уже в начале 1930-х "Новый мир" был признан общественностью главным, основным журналом тогдашней русской советской литературы.

После войны главным редактором стал известный писатель Константин Симонов, возглавлявший журнал с 1946 по 1950 год, в 1950 году его сменил Александр Твардовский. Это первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. В 1954 году он был отстранен от руководства, но в 1958 году снова стал главным редактором и в истории журнала начался период, неразрывно связанный с его именем. Благодаря Твардовскому на страницах журнала смогла появиться небольшая повесть "Один день Ивана Денисовича" рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и политической жизни страны. В 1970 году Твардовский был отстранен с поста главного редактора, и вскоре умер. После войны главным редактором стал известный писатель Константин Симонов, возглавлявший журнал с 1946 по 1950 год, в 1950 году его сменил Александр Твардовский. Это первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. В 1954 году он был отстранен от руководства, но в 1958 году снова стал главным редактором и в истории журнала начался период, неразрывно связанный с его именем. Благодаря Твардовскому на страницах журнала смогла появиться небольшая повесть "Один день Ивана Денисовича" рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и политической жизни страны. В 1970 году Твардовский был отстранен с поста главного редактора, и вскоре умер.

Первый год ежемесячником руководили нарком просвещения Анатолий Луначарский (который оставался членом редколлегии до 1931) и сам Стеклов. Ответственным секретарем назначили писателя Федора Гладкова.

Следующим главным редактором стал писатель Константин Симонов. Произошло это сразу после окончания Великой Отечественной войны, в которой он принимал участие в качестве военного корреспондента. Писатель оказался талантливым редактором, однако в 1950 он был отстранен от должности.

Симонов опубликовал роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым (1957) – скромный по художественным достоинствам, но неприкрыто полемичный.

Вскоре было решено было дать новый шанс Твардовскому. Назначение произошло в 1958. Твардовский почувствовал, что наступило его время. Он действовал хотя и с оглядкой, но широко и целенаправленно. Надо было напечатать как можно больше живых свидетельств эпохи, открыть новые имена, поднять целые исторические пласты, связанные со всей русской культурой.

Но однажды на стол Твардовского легла тетрадка с названием Щ-22.

Дух фронды в то время практически выветрился. Диссидентские писатели переместилось на страницы других изданий.

На страницах журнала за все годы его существования впервые были напечатаны (полностью или в отрывках) произведения, по которым ушедшая эпоха опознается и сегодня. Это поэмы Сергея Есенина Черный человек, Лейтенант Шмидт Пастернака и его же воспоминания Моя жизнь, вышедшие еще при Твардовском в 1967.

Романы Алексея Толстого Хождение по мукам и Петр Первый – ярчайшие по языку и воссоздающие колорит именно послереволюционный, хотя и вполне сервильные по отношению к победившей диктатуре (царь-реформатор выглядел там едва ли не предтечей Сталина).

При этом представлены и отличные от основной точки зрения, например, евразийская, мусульманская, чисто западническая, постмодернистская (Вячеслав Курицын и др.).

Круг авторов значительно расширен. Эстетическая палитра, сохраняя традиционную ориентацию, стала более богатой, открытой и гибкой.

С 1998 главным редактором становится литературный критик Андрей Василевский. Ответственный секретарь – прозаик Михаил Бутов, лауреат премии Букера-99. Отделом прозы руководит Руслан Киреев, поэзии – Юрий Кублановский, вернувшийся из Франции в 1990 после вынужденной эмиграции в 1981. Ирина Роднянская возглавляет отдел критики, который в новом качестве вернул себе значение стратегической сердцевины журнала.

Внештатными членами редколлегии (Общественного совета) являются Сергей Аверинцев, Андрей Битов, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Александр Кушнер и др., все они авторы журнала, каждое новое их произведение анонсируется, начиная со второго полугодия.

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Журнал Новый мир

Первый год ежемесячником руководили нарком просвещения Анатолий Луначарский, который оставался членом редколлегии до 1931 года и Юрий Стеклов.

В 1926 году руководство журналом было поручено критику Вячеславу Полонскому, который превратил новое издание в центральный литературный журнал того времени. Полонский руководил журналом до 1931 года и уже в начале 1930-х "Новый мир" был признан общественностью главным, основным журналом тогдашней русской советской литературы.

После войны главным редактором стал известный писатель Константин Симонов, возглавлявший журнал с 1946 по 1950 год, в 1950 году его сменил Александр Твардовский. Это первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. В 1954 году он был отстранен от руководства, но в 1958 году снова стал главным редактором и в истории журнала начался период, неразрывно связанный с его именем. Благодаря Твардовскому на страницах журнала смогла появиться небольшая повесть "Один день Ивана Денисовича" рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и политической жизни страны. В 1970 году Твардовский был отстранен с поста главного редактора, и вскоре умер.

В 1947–1990 годах журнал был органом Союза Писателей СССР. Но с 1991 года, благодаря новому законодательству о средствах массовой информации, журнал "Новый мир" стал подлинно независимым изданием, не связанным напрямую ни с каким из творческих союзов или общественных организаций.

С развитием перестройки устав редакции поменялся, и в какой-то момент Залыгин был уже добровольно избран редакцией главным редактором. Но в 1998 году пятилетний срок, на который его избрали, истек и Сергей Павлович баллотироваться отказался.
В 1998 году главным редактором журнала был избран литературный критик Андрей Василевский.

Если раньше основу журнала составляли романы, публикующиеся с продолжением из номера в номер, то сегодня журнал переориентировался на "малые" формы – небольшая повесть, цикл рассказов.

Нынешний тираж журнала колеблется около цифры всего лишь в 7 тысяч.

Читайте также: