Взгляды сша на характер будущей войны доклад

Обновлено: 02.07.2024

6. Структура санитарных потерь по виду, степени тяжести, локализации, характеру поражения. Методика определения возможной величины и структуры санитарных потерь в зависимости от очагов оружия массового поражения, обычных средств нападения и высокоточного оружия, в очагах комбинированного поражения

Литература

1. Руководство по медицинской службе Гражданской обороне/ Под ред. А.И.Бурназяна - М.: Медицина, 1983, 496 с.

2. Гражданская оборона: Учеб. пособие / Под ред. В.Н.Завьялова – М.: Медицина, 1989. – 272 с.: ил.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник В.Ю.Микрюков - Изд. 2 – е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г. – 557 с.: ил.

5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд./ Под ред. Михайлова Л.А. - СПб: Питер, 2008 г - 461с.- ил.

8. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие /А.Т.Смирнов, М.А.Шахраманьян, Н.А.Крючек и др.-М.: Дрофа, 2005г-224с., 8 л. цв. вкл.

Возможный характер будущей войны

Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что начало XXI века будет характеризоваться проявлением во внутригосударственных и международных отношениях двух главных тенденций.

Первая — выражается в отходе от военно-силовой политики к развитию отношений доверия и сотрудничества в военно-политической области, в стремлении именно на этой основе упрочить национально-государственную и международную безопасность.

Вторая — противоположная тенденция, заключающаяся в расширении причин и поводов для использования военно-силовой политики. Кризисный характер экономического развития большой группы государств мира, реальный рост социального разрыва между экономически развитыми государствами и странами с отсталой экономикой, провоцируют политические режимы некоторых государств к попыткам решения экономических и политических внутренних и межгосударственных проблем вооруженным путем. Кроме того, амбиции отдельных крупнейших экономически развитых государств в стремлении к региональной гегемонии также подталкивают их к проведению военно-силовой политики.

К характерным особенностям современных войн сегодня можно отнести:

· применение различных форм и методов боевых действий, в том числе и нетрадиционных;

· сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;

· широкое использование криминальных (и регулярных) формирований;

· скоротечность военных действий (30-60 суток);

· избирательность поражения объектов;

· повышение роли дальних дистанционных боев с применением высокоточных радиоуправляемых средств;

· нанесение точечных ударов по ключевым объектам (чаще критическим элементам объекта экономики);

· сочетание мощного политико-дипломатического, информационно-психологического и экономического воздействия.

Источниками потенциальной региональной военной опасности России и других стран СНГ являются государства, граничащие с территорией бывшего СССР на юге, которые способны в отдельности создать достаточно мощные группировки войск против северных соседей. Кроме того, источником региональной военной опасности служат усиливающиеся территориальные и конфессиональные противоречия на северо-западе и востоке России. В то же время региональные военные опасности различного характера сглажены до определенной степени двусторонними соглашениями (экономическими, пограничными, военными, культурными и т. д.) и практически не переросли в военную угрозу для России, хотя и обладают большим взрывным потенциалом.

Локальная военная опасность в настоящее время имеет более подвижный характер, более выраженные и конкретные симптомы противоречий и менее короткий процесс по времени перехода к непосредственной военной угрозе или к вооруженному конфликту. Локальная военная опасность России практически существует по всему периметру границ России с государствами дальнего зарубежья. Питательной средой для нее служат существующие чисто военные и территориальные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в вооруженные конфликты.

Как показывает анализ исторического развития общества, разрешение комплекса противоречий между государствами или группами государств в большинстве случаев происходит с применением оружия. За пять с половиной тысяч лет на Земле произошло около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов. Это значит, что на каждый минувший век не приход/тоя даже одной мирной недели на планете.

Краткий анализ тенденции развития военно-политических отношений между государствами и источников военной опасности показывает, что при неблагоприятном развитии возможно резкое обострение существующих противоречий между Россией и государствами ближнего и дальнего зарубежья. Это может привести к возникновению вооруженных конфликтов (войн), различных по своим целям, задачам и масштабам.

Исходя из военных угроз, опасностей и мер по обеспечению безопасности России, расстановки военных и политических сил в мире и сопредельных с Россией государствах, а также возможных геополитических целей агрессора, военные конфликты начала XXI века могут развиваться по схеме, показанной на Рис.1, и будут характеризоваться, как:


Рис 1. Вариант развития военного конфликта (по данным ГШ ВС РФ).

· приграничные войны, где агрессором будут преследоваться цели прорыв государственной границы для пропуска контрабандистов, террористов или потоков беженцев; реализация территориальных претензий к России; поддержка сепаратистских движений на сопредельной территории; провоцирование вступления в конфликт НАТО на стороне агрессора; получение доступа к ресурсам экономической зоны России;

· локальные войны, которые могут быть развязаны с целями: реализации территориальных претензий к РФ; поддержки вооруженных сепаратистских движений на территории России с задачей отторжения от нее отдельных регионов, а также вытеснения российских миротворческих контингентов и российских военных баз в других государствах;

· региональные войны — это войны более крупного масштаба, которые будут проводиться с целями: разгрома основных военных сил РФ на театре военных действий(ТВД), захвата значительной части территории, ослабления военно-политического руководства государства и содействия территориальному распаду РФ, ослабления международных позиций России, окончательного размывания и распада СНГ и системы межгосударственных отношений;

- крупномасштабная (мировая) война, где агрессор — государство, коалиция государств или их блок, будет преследовать цели военного и экономического разгрома РФ и ее союзников, расчленения и ликвидации России как государства — субъекта международных отношений.

Стратегический характер современных войн определяется возможностями участвующих в них государств, военно-политическими целями и поставленными стратегическими задачами по их достижению. Наиболее характерными их чертами будут: скрытность подготовки и внезапность развязывания агрессии; массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах; применение ранее не известных форм и способов ведения боевых действий; ведение вооруженной борьбы во всех сферах - на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения; активная борьба за завоевание стратегической инициативы и превосходства в управлении; огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры государства и группировок войск на всю глубину их построения; маневренные действия войск при широком использовании аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения; постоянная угроза расширения масштабов конфликта. Все это выдвигает новые требования к структуре военной организации государства, в том числе и к системе медицинского обеспечения населения в военное время.

Характерным для современных войн является тот факт, что даже при участии в них крупных воинских контингентов на больших территориях война, как правило, не объявляется, военное положение в государствах, вовлеченных в конфликт, не вводится, полномасштабные мобилизационные мероприятия не проводятся. Иначе говоря, отсутствует четкий правовой рубеж между мирным и военным положением в стране, в которой по сути дела идет война.

Становится очевидной необходимость поддержания структур медицинской службы Гражданской обороны в высокой боевой и мобилизационной готовности. Даже в приграничном вооруженном конфликте, локальной войне не обойтись без проведения мероприятий ГО с частичной мобилизацией, особенно в регионах, где такая агрессия совершена, да и в других регионах с целью восполнения потерь личного состава, техники, материальных средств и т.д.

Таким образом очевидно, что вероятные войны против России будут осуществляться только с применением современных обычных средств поражения. В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.

Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе федеральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.

Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266, предусматривающее создание Федеральной медицинской службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинской службе гражданской обороны (приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. № 242), определившее понятие, задачи и организацию Федеральной медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.

Как Североатлантическому союзу опережать соперников в постоянно меняющихся, взаимосвязанных и комплексных глобальных условиях безопасности? В Базовой концепции боевых действий НАТО обозначено направление, на котором странам НАТО нужно сосредоточить, согласовывать и координировать работу.


Большие сдвиги в ведении борьбы зачастую сопряжены с техническим новаторством. Применение летальных автономных систем оружия (ЛАСО) могло бы бросить вызов давно сформировавшимся нормам этики и права. ЛАСО – оружие, способное опознавать цель, вести наведение и открывать огонь без вмешательства человека. На снимке образец ЛАСО © Future of Life Institute

Нашему Североатлантическому союзу нужно справляться с государственными и негосударственными субъектами, которые фундаментально не приемлют, стремятся изменить и даже уничтожить основанный на правилах международный порядок и систему ценностей, для защиты которых была создана НАТО. Потенциальные стратегические конкуренты стремятся подорвать политические и военно-стратегические цели Североатлантического союза, пуская в ход все более изощренные стратегии, зачастую посредством скоординированных политических, военных, экономических и информационных усилий.

С этой целью нам нужно начать мыслить, организовывать и действовать по-иному, с тем чтобы мы могли давать лучшие военные советы и при этом расширять пространство для действий и решений политического руководства.

Мы уже идем этим путем. В 2019 году министры обороны стран Североатлантического союза согласовали Военную стратегию НАТО. В 2020 году генерал Тод Уолтерс представил странам НАТО Концепцию сдерживания и обороны евроатлантического региона (DDA). В начале 2021 года руководство Североатлантического союза приняло Базовую концепцию боевых действий НАТО (NWCC), подготовленную СКТ и призванную стать путеводной звездой, ведущей Североатлантический союз к 2040 году. В совокупности эти продукты лучшей, самой дальновидной и передовой военно-стратегической мысли – прогрессивный подход для нового поколения.

Мыслить, организовывать и действовать по-новому

В этом новом мышлении представлены временные, пространственные, функциональные и структурные аспекты подхода Североатлантического союза к развитию методов и способов ведения боевых действий.


  1. Время: перестать считать почти равных противников кратко- или среднесрочной проблемой.

Перед нами проблема долгосрочного, динамичного и постоянного соперничества на нескольких направлениях. Воинственный характер России, скорее всего, сохранится. Негосударственные субъекты, террористические группировки и организации, такие как Аль-Каида, доказали свою живучесть и способность к адаптации, и по всей вероятности, появятся новые. Более того, Китай обозначил свое стремление к созданию самой мощной в мире армии к 2050 году, включая экспедиционные силы и средства.

  1. Пространственный элемент: перестать рассматривать почти равных противников через призму географии.

Мы только начинаем продвигаться вперед к тому, чтобы мыслить и действовать в контексте, включающем несколько областей, регионов и средств, приспосабливаясь при этом к сближению физической и нефизической сферы. В результате наложения нефизических сфер, таких как кибернетическая и космическая и всепроникающей информационной среды на традиционные боевые сферы (воздух, суша и море) возникает многомерное боевое пространство: физическое, виртуальное и когнитивное. Разработка последовательной стратегии во всех оперативных сферах, с тем чтобы эффективно действовать в многомерном боевом пространстве – ключ к сохранению решительного преимущества над любым соперником.

  1. Функциональный элемент: перестать мыслить линейными и бинарными категориями и принять вызов одновременности.

Традиционная парадигма мир-кризис-конфликт будет все больше ограничивать нашу способность перехитрить и опередить противника. Нам нужно перестроить свое мышление и подход к синхронной, нелинейной парадигме, в которой мы распределяем свои усилия по различным оперативным контекстам, где ведется формирование, соперничество и борьба.

Потенциальные противники, как в физическом, так и в нефизическом измерении, формируют нас. На примере кризисов последних лет, например, блокады Азовского моря и постоянных информационных кампаний против стран НАТО, было продемонстрировано, как другие государства могут действовать творчески, чтобы бросить вызов Североатлантическому союзу.

Североатлантический союз должен положительно и активно формировать условия безопасности по своему замыслу и с учетом своих сильных сторон – идей, ценностей, партнерских отношений и интегрированных военных структур, – противодействуя при этом попыткам соперников подорвать цели НАТО. Североатлантический союз постоянно ведет борьбу в кибернетическом и информационном пространстве с целым рядом игроков. Она будет продолжаться, и страны НАТО должны заниматься координацией, развитием и действовать соответственно.

  1. Военные структуры: переосмыслить управление и структуры сил

Если мы идем на требования этого меняющегося уравнения время-пространство-функция, нам тоже может понадобиться радикально переосмыслить способы управления и организации наших войск (сил) в дивизии, бригады и их эквиваленты промышленной эпохи.

С учетом постоянного соперничества, безграничного пространства и одновременной деятельности, как создать сегодня необходимое боевое формирование, которое будет эффективно завтра? Как выглядит по всему спектру военной деятельности будущее формирование, способное действовать в разных пространствах, – начиная с управления и заканчивая планированием, силами и средствами, учениями и средствами обеспечения? Как нужно проходить учебную подготовку командирам, лидерам, войскам и специалистам и готовиться к будущей борьбе? Каково надлежащее сочетание усовершенствованных сил и средств, существующих платформ и новых, дешевых и расходуемых технологий, таких как группировки беспилотников?

Это существенные вопросы, и в ответ на ширящуюся оперативную среду, о которой шла речь выше, требуется более энергичный подход к развитию боевого применения. Именно для этого и предназначена Базовая концепция боевых действий НАТО.


Настоящее понимание оперативной обстановки, противника и собственных целей Североатлантического союза предполагает четкое и общее военно-политическое понимание угроз, противников и обстановки, в которой НАТО действует, начиная с технических аспектов и доктрины и заканчивая объединенными средствами разведки, наблюдения и рекогносцировки JISR и большими данными. © NATO

Концепция сформирована с учетом угроз, но главный движущий фактор – стремление Североатлантического союза к успеху. Концепция нацелена на то, чтобы Североатлантический союз мог превзойти любую угрозу или вызов со всех точек зрения: перехитрить их, одолеть, перегнать, лучше взаимодействовать с партнерами и обладать большей выносливостью. Прежде всего, НАТО стремится к тому, чтобы понимать условия безопасности, проявлять инициативу, действовать решительно и укреплять внешние связи, действуя при этом в быстром темпе и обеспечивая устойчивость. С помощью этих шести функций Североатлантический союз может определить, на каком направлении работы надо продвигаться вперед, а также указать, благодаря каким новаторским подходам и силам и средствам можно развивать и сохранять военное преимущество.

Исходя из этого, в концепции представлен организующий принцип, призванный сделать это видение действительностью, а также руководство, необходимое для согласования работы Североатлантического союза по развитию боевого применения. В концепции описана схема, необходимая, чтобы активно формировать условия безопасности, позволить Североатлантическому союзу противостоять угрозам, сохранять и повышать боеготовность при необходимости.

В концепции изложены пять императивов развития боевого применения:

Когнитивное превосходство: настоящее понимание оперативной обстановки, противника и целей Североатлантического союза предполагает четкое и общее военно-политическое понимание угроз, противников и обстановки, в которой НАТО действует, начиная с технических аспектов и доктрины и заканчивая объединенными средствами разведки, наблюдения и рекогносцировки JISR и большими данными. При этом также делается упор на том, чтобы на военно-политическом уровне были нужные инструменты, чтобы эффективно действовать (быстро и динамично) и обеспечить принятие решений в современную информационную эпоху.

Эшелонированная устойчивость: сдерживание опирается на способность Североатлантического союза выстоять в случае внезапных сбоев в работе путей снабжения и коммуникаций, а также воздействие в когнитивной сфере. Он должен быть готов к тому, чтобы проявить стойкость в сложных ситуациях в течение длительных периодов времени, причем готов с самого начала.

Влияние и проецирование силы: чтобы подлаживать обстановку под свои сильные стороны, в частности создавать варианты действий и навязывать противнику дилеммы, Североатлантический союз должен активно проявлять инициативу различными способами, чтобы добиваться своих целей.

Комплексная многосферная оборона: угрозы, с которыми сталкивается теперь Североатлантический союз, не относятся к какой-то одной сфере, поэтому принципиально важен совместный и гибкий подход к переменчивой обстановке, чтобы защитить целостность Североатлантического союза от любых угроз, независимо от их происхождения или характера.

Управление в разных пространствах: в мгновение ока разобраться в обстановке и решать задачи управления, а ведь это отличительная черта великих генералов, может быть невозможно в условия многосферного и комплексного боевого пространства. Инвестиции в кадры, искусство управления, критическое мышление и смелые действия станут залогом успеха. Более подробно о Базовой концепции.

Есть соблазн использовать метафору бега, чтобы охарактеризовать развитие боевого применения. Спринт по разработке и внедрению нового программного обеспечения раньше потенциального противника. Марафон по созданию новых доктрин и усовершенствованных сил и средств. Однако, как видно на примере функционального замысла и императивов Базовой концепции боевых действий НАТО, развитие боевого применения – скорее несколько забегов и марафонов на разную дистанцию и разной интенсивности одновременно.


В концепции эта задача решается посредством обозначения реалистичного пути к достижению заданного уровня развития боевого применения. В концепции представлены рамки для скоординированного подхода, в которые входят:

ряд приоритетов: забеги на большую дистанцию, имеющие критическое значение для будущего успеха и требующие длительных целенаправленных усилий;

Это сочетание далеко идущего устремления и реалистичного пути вперед поможет привести в равновесие реалии развития боевого применения сегодня и потребности боевых действий завтра. Концепция была совместно разработана Североатлантическим союзом и является дорожной картой для развития и сохранения решающего военного преимущества, обеспечивая при этом оптимальные стратегические варианты для политического руководства.

Лучшие продукты нашей военной мысли – Военная стратегия НАТО и две концепции по ее осуществлению, Базовая концепция боевых действий НАТО и Концепция сдерживания и обороны евроатлантического региона – новая основа для военно-стратегического анализа применения и развития военного инструмента Североатлантического союза. Таким образом, обозначено направление, на котором НАТО и государствам-членам нужно сосредоточить, согласовывать и координировать работу.

В Базовой концепции признается длительный характер войны, и поэтому с ее помощью НАТО и страны НАТО должны опередить потенциальных противников и быть устойчивыми к стратегическим потрясениям и более крупным вызовам. В ней содержится обоснование наращивания динамики развития боевого применения в будущем. При наличии требуемой гибкости для осуществления развития боевого применения в надлежащем темпе, с помощью концепции военный инструмент мощи Североатлантического союза будет построен таким образом, чтобы развивать и сохранять решающее военное преимущество для обеспечение постоянного успеха в условиях все более сложной, взаимосвязанной и непредсказуемой обстановки в предстоящие десятилетия.

Об авторе

Контр-адмирал Джон У. Таммен, заместитель начальника штаба по стратегическому планированию и политике при штабе НАТО, Стратегическое командование НАТО по трансформации, Норфолк, штат Вирджиния.

Сегодня изменяются взгляды на характер и способы ведения вооруженной борьбы. Военно-политическое руководство Российской Федерации считает, что веро- ятный противник для достижения политических целей будет применять новые формы и способы ведения вооруженной борьбы:

начало военных действий группировками войск (сил) мирного времени; высокоманевренные бесконтактные боевые действия межвидовых группировок

снижение военно-экономического потенциала государства поражением критиче-

ски важных объектов его военной и гражданской инфраструктуры в короткие сроки;

массированное применение ВТО, широкомасштабное использование сил спе- циальных операций, а также роботизированных комплексов и оружия на новых физи- ческих принципах, участие в боевых действиях военно-гражданского компонента;

одновременное воздействие на войска и объекты противника на всю глубину его территории;

вооруженная борьба одновременно во всех физических сферах и информаци- онном пространстве;

применение ассиметричных и непрямых действий;

управление силами и средствами в едином информационном пространстве.

Политика руководства США свидетельствует, что взят курс на сокращение ядерного фактора в мировом балансе сил и массовое оснащение войск и сил высоко- точными средствами поражения, о которых Президент США заявляет, как ответ на

Концепция БГУ –концепция, предполагающая возможность нанесения США удара высокоточными наступательными вооружениями в неядерном оснащении в срок до 60 минут по целям в любой точке земного шара. Реализация концепции БГУ направлена на достижение Вашингтоном глобального военного доминирования не- ядерными средствами.

В современных программных документах министерства обороны США разви- тию ВТО, соответствующих обеспечивающих информационных технологий и инфра- структуры отводится ключевая роль.Для обоснования эффективности концепции БГУ была проведена компьютерная игра в виде учения, на котором просчитывалось

количество авиационных ударов и боеприпасов ВТО для достижения победы. Разбор учений по отработке концепции так называемого быстрого глобального удара показал, что в результате поражение важнейших военных, политических и эко- номических объектов противника с использованием существующих и перспективных образцов высокоточного оружия. удара по достаточно крупной и высокоразвитой стране с расходом 3500–4000 единиц обычного ВТО в течение шести часов она понесет неприемлемое разрушение всей инфраструктуры и лишится способности сопротив- ляться. В соответствии с этой концепцией в случае возникновения угрозы нападения на Соединенные Штаты или американские объекты и граждан за рубежом вооруженные силы США должны быть способны в течение 60 минут нанести удар высокой мощно- сти и точности по любой точке земного шара с целью нейтрализации таких действий.

Уже в августе 2009 года в США было сформировано и приступило к работе Гло-

бальное ударное командование Военно-воздушных сил США, выделены силы и сред- ства, начаты разработки новейших, прежде всего высокоточных средств поражения.

латых ракет. Состоящие на вооружении американских ВМС КРМБ, имея дальность стрель- бы 1600–2400 километров, обеспечивают поражение цели боевой частью 340–450 ки- лограммов при точности попадания, характеризуемой КВО пять – десять метров. Эти ракеты могут применяться со всех современных кораблей и подводных лодок США. Всего потенциально на кораблях ВМС США может быть размещено до 4000 и на подводных лодках – до 1000 КРМБ Однако реально, учитывая степень оперативной готовности, максимально с ко- раблей и подводных лодок ВМС США в состоянии применить не более 3000 КРМБ. Помимо этого, крылатыми ракетами большой дальности оснащены американ- ские стратегические бомбардировщики. В настоящее время в боевом составе ВВС

США насчитывается около 130 подобных самолетов, в том числе порядка 60 Б-52Н, 50 В-1В и 16 В-2А. На хранении имеется еще около 80 самолетов. Из них носителями крылатых ракет воздушного базирования являются самолеты В-52Н, способные нести до 20 КРВБ при максимальной загрузке. Всего группировка стратегической авиации США может использовать за вылет около 1200 КРВБ. Итого все носители крылатых ракет способны применить в одном ударе до 4200 ракет. Это достаточно внушительные силы и при отсутствии эффективного противо- действия они способны уничтожить или вывести из строя уже в первом ударе до 1000 важных объектов на российской или китайской территории.

Сегодня Соединенные Штаты осуществляют переоборудование ряда ПЛАРБ в

Осуществляется объединение возможностей перспективных систем ВТО и но- вейших средств информационно-разведывательного обеспечения его применения, что повысит эффективность применения ВТО за счет обеспечения высокой точности це- леуказания и оперативности доведения данных до носителей высокоточного оружия.

В качестве основных направлений развития ВТО определены девять следующих: существенное улучшение точности стрельбы (КВО – не хуже 1-3 м) благодаря совершенствованию систем управления, применению перспективных устройств са- монаведения, в том числе многоканальных, а также обеспечению сетевого взаимодей- ствия средств поражения с носителями, внешними разведывательными системами

различного базирования и командными пунктами;

оборудование управляемого оружия, главным образом крылатых и управляе- мых ракет различной дальности и автономных боеприпасов, бортовой аппаратурой перспективных систем обмена информацией и связи, обеспечивающей одновремен- ное применение до 1000 единиц управляемого оружия;

сокращение времени реакции применения средств поражения за счет увеличе- ния скорости их полета (до сверх- или гиперзвуковой), а также уменьшения времени подготовки полетных заданий;

повышение боевой устойчивости средств поражения благодаря расширению диапазонов высот и скоростей их боевого применения, значительно превышающих области поражения современных средств перехвата, а также обеспечению возможно- сти маневрирования по высоте, скорости и направлению полета;

радикальное повышение помехоустойчивости бортовой аппаратуры систем управления и наведения, надежности обнаружения, достоверности распознавания и классификации целей в сложной помеховой обстановке и метеоусловиях;

обеспечение возможности перенацелевания, изменения полетного задания и веде- ния разведки по маршруту полета, а также оценки нанесенного противнику ущерба;

обеспечение избирательного воздействия поражающих факторов оружия на наиболее уязвимые или важные области цели;

значительное повышение скрытности применения средств поражения путем снижения уровня демаскирующих признаков;

существенное снижение закупочной стоимости перспективных образцов ору- жия благодаря широкому применению современных технологий автоматизации про- изводственных процессов.

По сравнению с существующими стратегическими бомбардировщиками показа- тели боевой эффективности такого ударного ГЛА оценивается в 10 раз выше, несмотря на двукратное увеличение затрат на эксплуатацию и обслуживание, что вызвано техни- ческими трудностями производства, хранения и заправки водородного топлива.

управляемой проникающей боеголовки массой 750 кг (расчетная дальность стрельбы до 9000 км);

управляемой боеголовки с тяжелым проникателем массой 1500 кг (расчетная дальность стрельбы до 7500 км);

четырех управляемых боеголовок, каждая из которых в корпусе баллистиче- ской ядерной боеголовки Мк4 с хвостовой юбкой (расчетная дальность стрельбы до 9000 км).

Вместе с тем Министерство ВМС США проявляет повышенную заинтересован- ность в создании неядерной баллистической ракеты морского базирования средней дальности. В соответствии с требованиями ВМС такая ракета должна быть двух- или

трехступенчатой, иметь дальность стрельбы около 4500 км, оснащаться отделяемой управляемой головной частью или несколькими управляемыми боеголовками и обес- печивать поражение критичных по времени целей через 15 минут после пуска. Диаметр корпуса не должен превышать 1 м, а длина ракеты в целом – 11 м. (Эти требования по габаритам обусловлены тем, чтобы создаваемая ракета могла размещаться в пусковых установках существующих подводных лодок.) Созданный конструктивно- технологический задел позволяет ускоренно разработать ракету с дальностью 4500 км.

В отношении создания МБР в неядерном оснащении следует указать, что эти работы находятся в начальной стадии.

Проведенный анализ планов и практических мероприятий по развитию амери- канских высокоточных ударных систем свидетельствует о том, что наращивание коли- чественного и качественного состава ВТО рассматривается Вашингтоном как важней- ший фактор обеспечения реализации своих военно-политических интересов в любом регионе мира и достижения превосходства в военных действиях различного масштаба.

Наиболее вероятными целями для ВТО, судя по опыту войн и данным зару- бежной печати, могут являться в первую очередь следующие объекты экономики и инфраструктуры:

пункты управления высшего государственного и регионального звеньев, узлы связи и отдельные наиболее важные радио- и радиорелейные станции, коммутацион- ные центры;

электростанции (АЭС, ГЭС, ГРЭС) и узловые подстанции, обеспечивающие элек- троэнергией промышленные узлы, химические центры, промышленные предприятия;

узлы транспортных коммуникации (крупные железнодорожные узлы, мосты, аэропорты, морские порты);

предприятия по переработке нефти, газа, производству нефтепродуктов, газо- и нефтепроводы, газо- и нефтеперекачивающие станции, газо- и нефтехранилища;

предприятия по производству вооружения, военной техники, радиоэлектронной аппаратуры;

предприятия черной и цветной металлургии по производству чугуна, стали, проката, алюминия, меди, свинца, цинка, титана, магния и др.

В связи с этим силы и средства гражданской обороны должны готовиться к надежной защите населения, объектов экономики и территории страны от поражения обычным ВТО.

Американские ВВС и ВМС перевооружились на ВТО второго поколения, кото- рое возможно применять без вхождения носителей в зону поражения средств ПВО обороняющейся стороны. Это также подтверждает то, что США и Великобритания продолжают испытывать в боевых условиях новые виды управляемого оружия.

Организуя защиту объектов экономики и инфраструктуры от воздействия обычного ВТО следует учитывать его боевые возможности, особенности и уязвимые элементы. К основным относятся:

наличие систем наведения на цели, чувствительных к воздействию средств ра- диоэлектронного подавления;

повышенная по сравнению с традиционным оружием потребность в информа- ции о целях, своем местонахождении, местности и состоянии атмосферы;

способность совершать полеты на малых высотах с огибанием рельефа местно- сти и в обход зон поражения огневых средств систем ПВО, высокая точность пораже- ния объектов.

В системе ГО защита объектов экономики и инфраструктуры от ВТО может быть достигнута проведением комплекса мер по предупреждению, предотвращению и ослаблению его поражающих воздействий при нанесении ударов по жизненно важным (критическим) элементам защищаемых объектов с целью снизить ущерб, сохранить способность предприятий производить продукцию в запланированном объеме и но- менклатуре, уменьшить вероятность возникновения вторичных поражающих факторов. Необходимо отметить, что доставка высокоточного оружия к объектам эконо-

мики будет осуществляться самолетами как стратегической, так и тактической авиа- ции, а также стратегическими крылатыми ракетами наземного и морского базирова- ния. Высокоточные боеприпасы будут оборудоваться несколькими различными си- стемами наведения, основными из которых будут являться:

полуактивные лазерные системы наведения (прицеливания); телевизионные (тепловизионные) системы наведения (прицеливания);

телевизионные (тепловизионные) командные системы наведения (прицеливания); радиолокационные полуактивные и активные.

Высокоточные боеприпасы, оборудованные всеми вышеназванными системами прицеливания являются в равной степени опасными для объектов экономики.

Воздействие на производственные объекты и персонал боевыми частями ВТО может оцениваться по нескольким показателям. Наиболее важными из них являются: степень поражения объектов, персонала и населения ударной волной взрыва боевой части, а также вторичные последствия (пожары, огневые штормы, загрязнение, зара- жение местности, воздушной среды, акватории).

Эффективную защиту объектов экономики от разведки и поражения ВТО мож- но обеспечить проведением комплекса мероприятий с привлечением разнородных сил и средств объединений ПВО, частей и подразделений РЭБ, инженерных войск, войск РХБЗ Министерства обороны, Гражданской обороны и противопожарной службы МЧС России.

Таким образом, сохранение важнейших объектов может быть достигнуто с привлечением основных структур и ведомств различных форм собственности, кото- рым принадлежат эти объекты. В пределах защищаемой зоны могут находиться объ- екты различных ведомств. Для обеспечения эффективной их защиты нужны согласо- ванные, увязанные по месту и времени защитные мероприятия, проводимые этими ведомствами. Либо должен быть назначен ответственный орган, организующий эту задачу своим решением. Поэтому для разрешения этой проблемы необходимо, чтобы разрабатываемые меры и действия регламентировались соответствующими законами и нормативами, обеспечивающими заблаговременную подготовку объектов экономи- ки к защите от обычного ВТО.

При возможном развязывании военных действий агрессором и с учетом вероят- ного воздействия его высокоточного оружия по объектам экономики страны в глубо-

ком тылу в условиях недостаточной эффективности прикрытия их средствами ПВО существенное значение будут иметь не только активные, но и другие способы защиты от ВТО, а также своевременные организационные меры по защите объектов. В частно- сти, частично эта задача может быть выполнена силами Гражданской обороны России. Основной целью защиты объектов экономики от поражения противником явля-

ется обеспечение их функциональной устойчивости при подготовке и в ходе военных действий за счет повышения живучести как отдельных структурных элементов, так и объектов экономики в целом. Задачи защиты объектов экономики должны решаться путем проведения комплекса согласованных мероприятий и действий по дезоргани- зации и дезориентации систем разведки и управления оружием разнородными силами и средствами с учетом особенностей защищаемых объектов.

2.3. Возможная обстановка при применении противником современных средств поражения

Военная доктрина США

Полковник Б. Юрьев

При таких подходах вряд ли стоит удивляться, что, несмотря на активное претворение в жизнь Советским Союзом принципов военной доктрины сугубо оборонительного характера, в США подобные планы остаются не более чем заявлениями о намерениях. Что же представляет собой современная американская военная доктрина?

В самом общем виде вопросы военной доктрины США отражены в национальной стратегии, под которой понимается теория и практическая деятельность по созданию и использованию главных компонентов государственной мощи Соединенных Штатов - экономических, политических, военных и идеологических - для достижения поставленных целей национальной политики.

В содержании политической стороны военной доктрины важное место занимают взгляды американского военно-политического руководства на характер войн, их цели и задачи.

Пентагон продолжает рассматривать войну не как чрезвычайную форму межгосударственных отношений, а как рабочий инструмент для решения в свою пользу различных внешнеполитических задач. Ставка при этом делается на победоносное ведение военных действий путем достижения подавляющего преимущества над противником на избранном направлении, захват и удержание стратегической инициативы за счет использования фактора внезапности.

При определении целей войны в американской военной доктрине выделяются два аспекта: моральный и технический. В моральном плане все войны, которые ведутся в защиту интересов США или их союзников, объявляются справедливыми. К другим критериям справедливости относятся: принятие решения на ведение войны законной властью, использование силы пропорционально целям, отсутствие другого средства достижения политических целей. Несправедливыми считаются все войны, которые ведутся СССР или его союзниками.

С точки зрения американских ценностей, важнейшим критерием определения целесообразности войны наряду с необходимостью защиты классовых интересов является степень риска или приемлемость ожидаемого ущерба в соотношении с предполагаемыми выгодами и с учетом возможной компенсации потерь. Неприемлемой считается такая война, которая таит в себе угрозу существования Соединенных Штатов или опасность значительного ослабления их мощи и позиций.

Характерно, что при классификации современных войн на первый план выдвигаются военно-стратегические и военно-технические аспекты; В соответствий с таким подходом военные теоретики США классифицируют войны по масштабам, применяемым средствам или интенсивности.
По масштабам войны подразделяются на всеобщую и ограниченную.

Всеобщая война - это вооруженная борьба между двумя противоположными социально-политическими системами, ведущаяся с предельным напряжением сил и средств, людских и материальных ресурсов и охватывающая основные театры войны и театры военных действий.

Ограниченная война- это вооруженный конфликт между двумя или несколькими странами с привлечением ограниченных сил и средств или с ограниченными целями, не достигающий по своим масштабам всеобщей войны.

По применяемым средствам войны классифицируются на ядерные и обычные (с Применением в первой случае ядерных, а во втором только обычных средств поражения).

По интенсивности военных действий американские специалисты выделяют конфликты высокой, средней и низкой интенсивности. Такой подход к вооруженным конфликтам появился в военной доктрине США в середине 80-х годов.

Конфликты высокой интенсивности - это войны между великими державами или коалициями государств, в которых противоборствующие стороны ставят самые решительные цели и для достижения которых используются все имеющиеся силы и средства, включая ядерное оружие.

К конфликтам средней интенсивности относятся войны между государствами или коалициями государств, в которых ставятся относительно ограниченные цели, а для их достижения используются все имеющиеся средства вооруженной борьбы, в основном обычные, однако не исключается применение в ограниченных масштабах ядерного оружия. Примерами таких конфликтов являются войны в Корее и во Вьетнаме.

Основные) наиболее принципиальные на данный момент времени положения военно-технической стороны военной доктрины отражаются в военной стратегии США, которая определяется в официальных американских изданиях как искусство, наука и практическая деятельность По разработке и осуществлению планов развития и использований вооруженных сил для достижения целей национальной политики путем прямого или косвенного применения силы.

Особенностью американской военной доктрины является конкретизация изложенных в общем виде в принятой на данный период времени военной стратегии основных направлений строительства и боевого применения вооруженных сил в целом ряде стратегических и оперативно-стратегических концепций. В настоящее время в США используются следующие стратегические концепции.

Важное место в военной доктрине США занимает исследование возможных способов развязывания войны и ведения военных действий, в первую очередь против СССР и его союзников. К наиболее изученным способам относятся: внезапное нападение боеготовыми группировками, созданными в мирное время; нападение после проведения частичного или полного мобилизационного развертывания.

Конкретные формы и способы ведения военных действий формулируются в содержании оперативно-стратегических концепций.

Отказ военно-политического руководства США кардинально пересмотреть свою военную доктрину, отличающуюся стремлением к достижению глобального военного превосходства и использованию военной силы для обеспечения национальной безопасности, противоречит реально существующим позитивным сдвигам в мировой политике и подрывает открывающиеся возможности по существенному оздоровлению климата на планете.

2 Подробнее Об этой стратегии см.: Зарубежное военное обозрение, - 1987. -№5.-С. 3-9. - Ред.

Читайте также: