Волшебная палочка дирижера доклад

Обновлено: 05.07.2024

Люди, далекие от музыки, часто не представляют себе роли дирижера. А поборники эстрады да и джаза с роком часто отрицают необходимость такой профессии. Обходятся же рок-музыканты без дирижера.

Но давайте представим себя альтистом симфонического оркестра. Он сидит прямо перед дирижером в центре оркестра. Ему более-менее слышны и скрипки, и контрабасы. Можно и без дирижера обойтись, главное слышать своих коллег. Но сзади примостился какой-нибудь тромбон и дует альтисту прямо в ухо. Для справки: тромбон один спокойно перекрывает весь оркестр. Так что нашему альтисту довольно трудно слышать всех остальных. Приходится поглядывать на дирижера.

А теперь представим себя скрипачом, сидящим на самом краю оркестра. Кроме скрипок он, бедный, ничего не слышит. И тут дирижер может пригодиться.

Кто же такой дирижер?

Ближайшие родственники

Ближайшим родственником симфонического оркестра является духовой оркестр. Они бывают очень велики по своему составу, и музыкантам требуется такой же координатор (дирижер). Когда оркестр сидит или стоит, перед ним как раз и красуется такой руководитель, все с той же палочкой.

Немного истории

Сначала руководил оркестром один из музыкантов (обычно композитор). Он направлял музыкантов как своей игрой, так и специальными движениями рук. Составы музыкантов росли. Появились большие оркестры. Дирижеров (из числа музыкантов) требовалось несколько, их число могло доходить до пяти. Один руководил хором, другой — струнной группой.

А как же квартеты?

Дирижер с двумя палочками

Поклонники эстрады, джаза и рок-музыки часто отрицают роль дирижера, поскольку указанные коллективы обходятся, вроде бы, без него. Но это не так. Дирижер там есть. И у него целых две палочки! И это — барабанщик. Он как раз и задает темп игры. А специальными ритмическими рисунками он показывает и размер, в полном соответствии со стилем исполняемой музыки. Когда все музыканты вступают одновременно, барабанщик, подняв палочки над головой, постукивает ими друг о друга, показывая темп и размер, в котором играется музыка.

Во многих джазовых коллективах барабанщик отсутствует. Но ритм-секция все-таки присутствует и там. Ее роль играет обычно контрабас. Его как раз и пытались заменить, изобретая бас-гитару (уж больно он велик). У нее первоначально было всего четыре струны, в отличие от обычной шестиструнной. И настроены они так же, как на контрабасе. Иногда ритмическую функцию исполняет и банджо.

Речь, конечно, не об ирландских симфонических оркестрах, а о народной музыке. Дирижера как такового там нет, как обычно в маленьких составах. Собираются несколько человек и играют. Кто на скрипке, кто на гармошке, кто на дудке или гитаре. Ирландская музыка обычно танцевальная, а, следовательно, довольно ритмичная. Вроде все просто.

Но среди музыкантов часто можно заметить одного, который странно сучит ногами (а играют всегда сидя). Вроде как бы ходит, сидя на стуле. Это он так дирижирует! Одна нога указывает сильную долю такта, другая слабую. То есть, все тот же темп и размер.

Эту палочку иногда называют волшебной. Потому что один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.

История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким или шумным ”.


И мы с вами сейчас это проверим.

Включите любую музыку, которую помните с урока

М.И.Глинка романс "Жаворонок"

Э.Григ "Песня Солвейг" (из сюиты "Пер Гюнт")

Э.Григ "Утро" (из сюиты "Пер Гюнт")

Э.Григ "В пещере горного короля" (из сюиты "Пер Гюнт")

И в такт музыке постучите карандашами о стол.

Скажите, мешал ли стук батуты=карандаша слушанию музыки?

Да, воспринимать музыку под такой стук очень сложно: стук батуты мешал слушанию музыки. восприятию музыки.

В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок


или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.

Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.


Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.


Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

Следовательно, роль дирижера очень велика, потому что дирижер направляет и управляет оркестром.

В переводе с французского Дирижер- направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит, инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

Как вы думаете, трудно быть дирижером?

Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?

Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно. ”

Известный дирижер ответил так: “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян”.

В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.


Евгений Светланов, -советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).


Вероника Дударова,

советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).


Владимир Ашкинази, -пианист дирижер


Владимир Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы”, президент Московского международного Дома музыки.


Валерий Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996) [1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998).

Симфонический оркестр может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой, ее называют оркестровая яма.

Итак, давайте подведем итог.

Зачем нужен дирижер?

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Вам наверняка приходилось бывать в оперном театре. Вы пришли и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Вы слышите, как они настраивают свои инструменты. До вас доносится невообразимый шум! Кажется, что из этих звуков ничего красивого не получится. А ведь еще будут певцы - солисты и хор! Но вот открывается занавес, и. полилась прекрасная музыка.

В том, что все инструменты звучат слаженно и четко, заслуга дирижера- он руководит огромным оркестром. А происходит все с помощью небольшой деревянной палочки.

ВложениеРазмер
volshebnaya_palochka_dirizhera. docx 56.04 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Волшебная палочка дирижера.

Вам наверняка приходилось бывать в оперном Театре . Вы пришли и заняли свои места в зале . Спектакль еще не начался . Но внизу перед сценой уже собрались музыканты . Вы слышите , как они настраивают свои инструменты . До вас доносится невообразимый шум ! Кажется , что из этих звуков ничего красивого не получится . А ведь еще будут певцы - солисты и хор ! Но вот открывается занавес , и . полилась прекрасная музыка .

В том , что все инструменты звучат слаженно и четко , заслуга дирижера - он руководит огромным оркестром . А происходит все с помощью небольшой деревянной палочки .

Эту тоненькую палочку иногда называют волшебной . Ведь один ее взмах может вызвать гром литавр и звуки труб , пение скрипок и нежные трели флейт . Волшебной палочка становится только в руках дирижера . Он нужен в опере и в симфоническом оркестре , в хоре и в ансамбле - везде , где музыку исполняет большой коллектив .

В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он дирижировал хором , ему подчинялись и музыканты . Ритм корифеи отбивали подошвой , окованной железом , а дирижировали руками .

В средние века церковные дирижеры пользовались особым уважением . Символом их музыкальной власти был тяжелый , искусно отделанный жезл .

А в итальянской опере дирижеров было двое : один , скрипач , руководил оркестром , другой , клавесинист , - певцами . Место за клавесином было опасным , там обычно сидел автор оперы . Ему частенько приходилось испытывать на себе реакцию публики на его произведении . Если темпераментным итальянцам не нравилась музыка , в несчастного автора летели гнилые помидоры и тухлые яйца .

В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился , и стало просто невозможно одновременно играть на инструменте и дирижировать . И вот тогда первый скрипач оркестра , его называли концертмейстер , отложил свою скрипку и стал дирижером .

С развитием оркестровой игры и усложнением многоголосия появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра и возникло тихое дирижирование – жестами руки . Но музыкантам не всегда удавалось уследить за движениями руки дирижера и чтобы сделать жест более заметным , мастера стали использовать различные предметы .

Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков , свернутых в рулон . Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон дирижировал тростью , обтянутой кожей , а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку .

Однако все дирижеры стояли всегда лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным .

Первым традицию нарушил Рихард Вагнер . Он и его современники Мендельсон , Лист , Берлиоз и были первыми дирижерами в современном понимании . Они вели за собой оркестр .

А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор .

Сделали они это независимо друг от друга . Новый способ дирижирования так понравился , что палочка стала верной помощницей дирижера .

Говорят , когда замечательный русский композитор Александр Глазунов приехал в Англию , где должен был дирижировать , то , не зная английского языка , выучил лишь одну фразу , с которой и обратился к оркестрантам :

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

1. Дирижер. История возникновения дирижерской палочки Дирижер (в переводе с французского) - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

История возникновения дирижерской палочки В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким”. Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.

Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер. Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка стала продолжением руки дирижера. Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер. Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка стала продолжением руки дирижера.

2. Дирижер и оркестр Оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижером

Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. Инструменты симфонического оркестра I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы. IV. Ударные: а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

3. Дирижеры мира Евгений Светланов - советский, российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).

Владимир Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы”, президент Московского международного Дома музыки. Владимир Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы”, президент Московского международного Дома музыки.

Читайте также: