Жизнь на подводной лодке доклад

Обновлено: 04.07.2024

О подводных лодках я узнал будучи в возрасте младшего школьника. Не то в фильме увидел, не то в книжке прочитал. Тогда подводная лодка показалась мне жутко интересной военной машиной, но при этом какой-то нежилой, будто автоматической. Став школьником, я размышлял: а как подводники живут на лодке? Как едят, спят, ходят в туалет?

А совсем недавно меня, уже взрослого, поразил тот факт, что автономка (так на морском сленге называется боевая служба экипажа корабля) может продлиться до шести месяцев без всплытия! Да и, оказывается, всплывать современным подводным лодкам необходимо только для того, чтобы пополнить запасы продовольствия и сменить уставший экипаж. Подумайте, насколько матросам непросто в замкнутом пространстве прожить полгода! Ведь практически все современные лодки снабжены арсеналом, способным легко уничтожить Великобританию, а каюты матросов находятся всего в нескольких десятках метров от ядерного реактора. Курсы следования, естественно, простыми тоже не бывают. Плавают и подо льдами Северного Ледовитого океана, и по мелководью. Есть риск при встречах с боевыми кораблями других государств. Одним словом, опасностей хватает.

Вот так, по нескольку месяцев не всплывая, и бороздит подводная лодка моря и океаны. А как же обустроен быт экипажа из 100 (а иногда и 160-ти) человек этого железного зверя? Нас, конечно же, в первую очередь интересует решение инженерных вопросов, связанных с водоснабжением, канализацией и вентиляцией. Как устроен туалет или по-морскому — гальюн? Как восполняются немалые резервы воды и воздуха в замкнутом пространстве подводной лодки? Вообще, какими санитарно-техническими приборами оборудованы современные подводные лодки?

Гальюн

Поразмышляв над тем, куда деваются отходы жизнедеятельности от ста человек экипажа, накопленные не за один месяц, быстро приходишь к выводу, что возить их с собой трудно (это какие ж должны быть ёмкости!). Так что конечный пункт их прибытия или, точнее сказать — выбытия, понятен — синее море. Вопрос: каким способом?

Гальюнов на подводных лодках два: надводный и подводный. Надводным пользуются, когда лодка идет в надводном положении или стоит на якоре. Потребность в подводном гальюне возникает, как правило, в подводном положении.

Выглядит гальюн подводной лодки как туалет вагона поезда. Его стенки обшиты стальными листами, имеется унитаз и педаль смыва. Но за борт содержимое унитаза выбросить не так просто, как, например, в поезде, где нажал на педаль — и содержимое на шпалах или же в баках, как в биотуалетах. Сперва нужно создать внутри лодки давление большее, чем за бортом. Ведь в море на глубине нескольких сотен метров давление за бортом такое, что при использовании системы, применяемой в поезде, лодка немедленно пойдет ко дну. Соль же в том, что отходы жизнедеятельности собираются в специальный баллон, который периодически продувается воздухом под давлением прямо в море. И если по недосмотру нажать на смыв в тот момент, когда давление в системе будет выше, чем в помещении, то содержимое унитаза с большим ускорением полетит совсем в неожиданную сторону.

Поэтому отличие подводного туалета от туалета поезда в том, что в гальюне много различных вентилей, захлопок и манометров. Поэтому же поход туда напоминает подготовку пилота самолёта к полёту. Не выполнишь ряд необходимых технических действий — и простой поход в туалет может привести, как это ни абсурдно звучит, к локальной санитарной катастрофе! К тому же, лодка ведь не просто чудо военной техники, а чудо, призванное действовать скрытно, и, конечно, гальюн работает абсолютно бесшумно на любой глубине погружения, вплоть до предельной.

А как же мыться?

Стирка на подводной лодке, как правило, не предусмотрена. После душа морякам выдают комплекты чистой одежды.

Чем дышать?

Теперь о воздухе. Человек за час в среднем потребляет 25-28 литров кислорода, а выдыхает 20-25 литров углекислого газа. Естественно, что на подводной лодке никак не обойтись без специальных систем регенерации воздуха. На подлодках запасы кислорода пополняют, производя реакцию электролиза морской воды. Образующийся при этом водород безопасно удаляют. С углекислым газом справляются специальными газоочистителями СО2. Существуют еще несколько фильтров, которые служат препятствием для прочих ядовитых газов, летающих в воздухе частиц, масляного тумана, запахов и пр.

Прочие системы

На подводных лодках имеются системы пресной воды, мытьевой воды и мусоровыброс.

Пресная вода на субмаринах используется и для питья, и для умывания, и для приготовления пищи. Хранится пресная вода в специальных ёмкостях, а пополняется опреснительной установкой. Как правило, умывальники подлодок имеют два вентиля: один открывает холодную пресную воду, другой — горячую солёную (мытьевую). На камбуз (кухню) вода подаётся через фильтры, очищающие её от случайных примесей и придающие ей хорошие вкусовые качества. Если подаётся дистиллированная вода с опреснительных установок, то в фильтре она обогащается необходимыми солями.

Система мытьевой воды подаёт нагретую морскую воду из систем водяного охлаждения к умывальникам, душу и на камбуз для первичной мойки посуды. Забортная вода подогревается до 30-40°С. Трубопровод для мытьевой воды обычно выполняется из медных цельнотянутых труб.

Среда жизнедеятельности экипажа подлодок максимально приближена к условиям на суше. Соответственно, копится различный мусор. Подводная же лодка не может позволить себе роскошь таскать кучи отбросов до окончания плавания. Да и санитарно-гигиенические нормы нельзя нарушать. Как вы уже догадались, мусор выбросить на подводной лодке тоже не так-то просто. Поэтому мусоровыбрасывающее устройство для избавления от камбузных отходов и прочих остатков тоже должно надёжно срабатывать на глубине. Устройство представляет собой прочный бункер, работающий как шлюзовая камера на космическом корабле. Сначала в него закладывается измельченный мусор, затем он закрывается, заполняется забортной водой и продувается сильной струёй воздуха. Естественно, моряки не сбрасывают в море консервные банки и бутылки.

Смотря на великолепные технические решения в подводных лодках, восхищаясь инженерной мыслью, понимаешь, что для человека ничего невозможного на свете нет. Какую только среду обитания человек не покорил: и подводный мир, и поверхность океана, и воздушное и орбитальное пространства! Что на очереди? Открытый космос? Другие планеты? Поживем — увидим!

Зашли в теплые воды

Ее длина почти 74 метра, ширина – почти 10. Она способна из подводного положения запустить несколько крылатых ракет "Калибр" и поразить цель на расстоянии в несколько сотен километров. Террористы из "Исламского государства"* смогли в этом убедиться в сентябре 2017 года, когда семь "Калибров" обрушились на их объекты в Сирии, недалеко от города Дайр-эз-Заур. Все цели были уничтожены. Спустя три недели еще 10 крылатых ракет "накрыли" объекты, принадлежащие незаконным военным формированиям. В начале ноября "Колпино" наносит еще один ракетный удар, после чего уходит из Средиземного моря.

"Мы пробыли там 6,5 месяцев плюс переход. А, в общем, нас не было дома 8 с половиной месяцев. Было сложно: в подводной лодке было очень жарко, но мы горели идеей и поэтому легко переживали эти моменты. Просто эта лодка предназначена для использования в более северных широтах. Было интересно посмотреть, как она покажет себя в теплых водах. В итоге она полностью себя оправдала", - вспоминает старший лейтенант, командир электро-технической группы подлодки Дмитрий Алтухов.

Сам парень, как он говорит, был готов к трудностям. Причем с детства. Уроженец Севастополя, еще ребенком он переехал с родителями в Обнинск. Отец, военный водолаз, перебрался в город атомщиков преподавать. Диме с детства пророчили карьеру военного - и, окончив питерский Политех, он в 2018 году был направлен в Севастополь на подводную лодку "Колпино".

Первое море

Вернувшись в Севастополь, Дмитрий взялся за подробное изучение субмарины, на которой ему предстояло служить. В тот момент она стояла на обслуживании, и он смог "облазить" ее практически полностью.

А потом было "первое море"…

"Вначале было тяжело, непривычно. Хотя в первый раз мы вышли всего на 10 дней", - вспоминает он.

Далеко не все задерживаются на подводной лодке. Контракт прописан так, что в течение трех месяцев его можно разорвать, если понимаешь: в таких условиях ты служить не в состоянии. Дима оказался в состоянии.

"Крыша не едет, - честно признался он. - Просто надо понимать, чем ты будешь тут заниматься, соответственно, готовиться. Лучший метод быть постоянно в тонусе – спорт, если есть такая возможность. В надводном положении мы выставляем турник, а у меня еще есть гиря. На самом деле, одна из проблем - в длительном плавании начинают атрофироваться мышцы. Например, был у нас выход на автономность на 45 дней. После такого выхода на берегу испытываешь дискомфорт при ходьбе".

"Крыша" могла бы "поехать", если на подводной лодке нечем было бы заняться. Но нет: тут тебе все по минутам распишут.

"Здесь всегда есть чем заняться, - утверждает подводник. - Утром встали, умылись – осмотр экипажа, завтрак. Потом противоаварийный осмотр: ответственные подняли все выдвижные устройства, проверили оружие. После – обед и боевая подготовка: тренировки, учения и так далее".

Завтрак значит новый день

Противоаварийный осмотр – особое занятие для Дмитрия. Тут даже у нас началась клаустрофобия от его рассказов:

"Тут в такие места иногда приходится лезть, что лучше не думать, - а он спокоен! - Например, там, где расположен главный гребной электродвигатель. Там еле-еле пролезть можно. А надо. Еще испытывающих клаустрофобию можно напугать тем, что во время боевой подготовки мы отрабатываем десантирование из торпедного аппарата, диаметр которого – 533 миллиметра. Тебя в спасательном костюме погружают в аппарат, с двух сторон задраивают, заполняют водой и только после этого открывают переднюю крышку для выхода".

Еще один нюанс – ограничения на пресную воду. Тут ее, как и по всему Крыму, просто так не используют.

"Пресная вода идет только на нужды камбуза, - поясняет Дмитрий. - А чистить зубы, умываться, в душ ходить… Для этого используется забортная вода, которая проходит определенную очистку. Да, она соленая, но привыкаешь. Пресной воды в день нам выдают 250 граммов, проще говоря, граненый стакан. Поначалу было дискомфортно, потом привык".

В этих рассказах, мною, через отдельные истории, иногда приукрашенные, но, в целом, правдивые, делается попытка представить особенности военно-морской жизни службы. Серьезно, но чаще с иронией.

Прочитав эти истории, Вы можете обнаружить случайные совпадения с событиями, происходившими и в других подразделениях армии и флота. Поэтому прошу, не принимайте на свой счет, но, если понравится, то принимайте.

За то, что это было там, где автор служил или жил, он ручается. Фамилии, в некоторых случаях, намеренно сокращены или придуманы другие, чтобы ненароком кого-нибудь не обидеть. Воинские звания полностью соответствуют званиям героев этих историй. Должности могут быть иногда вымышленными. Образы политработников – собирательные. Только не надо считать их плохими. Они были заложниками обстоятельств, впрочем, как и все мы.


Все 70-е годы прошлого века я провел в прочном корпусе стратегической подводной лодки. Начал службу командиром гидроакустической группы, продолжил и завершил ее командиром боевой части связи. То есть, был глазами и ушами корабля.

Интересна служба акустика. Все время в море проводишь наедине с морскими обитателями. Жаль, что нельзя пером передать разнообразные звуки океана. Свист касаток и дельфинов, жалобные стоны китов, щелканье и треск ракообразных и многие другие звуки, принадлежность которых трудно определить – это лишь часть шумовой картины моря.


Голос же Америки, рассказывал о реальных событиях у нас и у них. Правда, распространяться об этом очень не рекомендовалось. Так, что только для себя.

В связи с кажущейся свободой, на командира БЧ-4 навешивались дополнительные общественные обязанности. Что, вообще-то, было справедливо, хотя и не очень приятно.

Совсем иначе строил партийную работу. Устои коммунистической партии, будучи парторгом, я, еще в то время, подтачивал, как гусеница лист тутовника. Заседания бюро и некоторые собрания проводил только на бумаге. Отчетные и промежуточные доклады, из месяца в месяц, и из года в год, повторял. Менял только даты, фамилии и номера съездов. Я еще в комсомоле заметил, что во время политических выступлений нормальные военные думают, о чем-то о своем и дремлют.

Просыпаются лишь тогда, когда слышат какое-нибудь знакомое слово, например, свою фамилию. В головах рядовых коммунистов генетически встраивался фильтр, ограждающий нервную систему от, льющегося со всех сторон, политлицемерия. Но, конечно, это, ни в коей мере, не было борьбой против существующего строя. От меня не требовали, я и не старался. Бумаги же были в полном порядке. А для всей той системы это было самым главным.

Теперь, прочитав про политическое обеспечение службы в военно-морском флоте, скажите мне: можно ли считать психически здоровым то общество, где были возможны такие проявления? Вопрос, конечно, риторический и ответа не требует, но меня заставляет задумываться, когда сегодня я, слушая речи нынешних руководителей, замечаю симптомы знакомой болезни.

Как всё устроено: Моряк на подводной лодке

Первое погружение

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.


Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия


Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Командиры


Читайте также: