Толкование права правосознание доклад

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Толкование норм права

Необходимость официального толкования постановлений Конституционного Суда РФ может быть обусловлена неясностью вынесенных решений; проблемами, связанными с непониманием предмета дела, сложностью мотивации и резолюций суда; трудностями в правоприменении на практике.

Согласно ст. 83 данного Закона решение Конституционного Суда РФ может быть официально разъяснено (аутентически истолковано) только самим Конституционным Судом в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

Рассмотрение вопроса о разъяснении решения происходит в пленарном заседании или в заседании палаты, принявшей это решение, с участием ходатайствующего органа или лица.

Разъяснение решения Конституционного Суда РФ оформляется вынесением определения.

Суд РФ принимает решение, постановление (как итоговое решение), заключение, определение. Объектом разъяснения являются решения Конституционного Суда РФ.

Официальное разъяснение излагается в определении, являющемся отдельным правовым актом. В нем выделяются вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части. Такое определение становится неотъемлемой частью истолковываемого решения и применяется в единстве с ним.

Отказ в принятии обращения о разъяснении также отражается в определении.

Многие определения, принятые Конституционным Судом РФ по ходатайствам о разъяснении, оказались определениями об отказе в принятии ходатайств к рассмотрению. Это вызвано рядом причин.

Официальное разъяснение касается только предмета уже рассмотренного дела и не может затрагивать новых вопросов — проверки конституционности иных норм, толкования законов и других нормативных актов (например, Определение от 16 июля 2004 г. N 212-О по ходатайству Тюменской областной Думы).

Разъяснение не может быть просто воспроизведением вынесенного решения, не должно содержать новую правовую мотивировку (например, Определение от 25 марта 2003 г. N 49-О по ходатайству Верховного Суда РФ).

В ряде случаев в Конституционный Суд РФ обращаются с ходатайством разъяснения спорных вопросов, касающихся исполнения его решения, когда соответствующие органы отказывают в удовлетворении требований заинтересованных лиц. Такие ходатайства также не принимаются к рассмотрению (например, Определение от 20 ноября 2001 г. N 246-О по ходатайству Воронежской областной организации адвокатов).

В Постановлении от 5 февраля 2007 г. N 2-П Конституционный Суд РФ признал примененную в делах ряда заявителей статью 389 ГПК РФ, согласно которой Председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности, не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой предусмотренное ею правомочие может быть реализовано только при наличии обращения заинтересованных лиц, по общим правилам главы 41 ГПК РФ, в том числе в пределах установленных ч. 2 ст. 376 , ч. 1 ст. 381 и ч. 1 ст. 382 ГПК РФ сроков для обжалования в надзорную инстанцию, истребования дела и вынесения определения по результатам его рассмотрения, а Председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ, внесшие представление, не могут участвовать в рассмотрении дела Президиумом Верховного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ также постановил, что конституционно-правовой смысл ст. 389 ГПК РФ является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике, а правоприменительные решения по делам заявителей, основанные на ст. 389 ГПК РФ в истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру в установленном порядке. При этом законодателю было указано на необходимость при реформировании надзорного производства, включая процедуры инициирования надзорного пересмотра судебных постановлений в Президиуме Верховного Суда РФ, исходя из целей обеспечения единообразного применения закона и руководствуясь Конституцией РФ и данным Постановлением Конституционного Суда РФ, конкретизировать порядок осуществления правомочия, предусмотренного статьей 389 ГПК РФ.

В процессе конституционного судопроизводства оценивается как буквальный смысл нормы, так и смысл, придаваемый ей официальным и иным толкованием, учитывается ее место в системе норм, данная норма признается Конституционным Судом РФ конституционной или неконституционной, выявляется при этом ее конституционный или неконституционный смысл.

Если Конституционный Суд РФ установит, что неконституционный смысл придается норме в результате истолкования ее правоприменителем, которое не соответствует Конституции РФ, то, не устраняя самой нормы, восстанавливается ее конституционно-правовая интерпретация.

Норма, конституционно-правовой смысл которой выявлен Конституционным Судом РФ, может действовать и применяться только в нормативном единстве с подтвердившим ее конституционность решением Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ не может быть лишен возможности устанавливать конституционный режим применения нормы, которая сама по себе признана им не противоречащей Конституции РФ, с тем чтобы исключить неконституционное истолкование этой нормы в правоприменении.

Правоприменительные решения, основанные на акте, которому в ходе применения соответствующий суд придал не соответствующее Конституции РФ истолкование, подлежат пересмотру в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ в установленном законом порядке.

Отсутствие нового регулирования не должно было рассматриваться правоприменителем (в т.ч. Верховным Судом РФ) как препятствие для пересмотра дел заявителей с учетом выявленного Конституционным Судом РФ конституционно-правового смысла ст. 389 ГПК РФ.

Отсутствие непосредственно в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации такого основания для пересмотра дела, как выявление Конституционным Судом РФ конституционно-правового смысла, который ранее в процессе правоприменения ей не придавался, не может служить поводом для отказа в пересмотре.

Это Определение , содержащее официальное разъяснение Постановления Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П, предназначено устранить обнаружившуюся неопределенность в понимании правоприменителем предписаний п. п. 6 , 7 и 10 его резолютивной части , обеспечить реализацию данного Постановления в его аутентическом смысле и исключить любое иное расходящееся с ним толкование и применение ст. 389 ГПК РФ.

Резолютивная часть разъяснения гласит, что ст. 389 ГПК РФ признана Конституционным Судом РФ не противоречащей Конституции РФ и до внесения федеральным законодателем изменений в гл. 41 ГПК РФ должна была применяться судами общей юрисдикции в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в данном Постановлении . При этом указание Конституционного Суда РФ о необходимости конкретизации в процессуальном законодательстве порядка осуществления правомочия, предусмотренного ст. 389 ГПК, не может служить основанием для отказа в применении данной статьи в ее конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом РФ в период до введения нового правового регулирования.

Правоприменительные решения по делам заявителей, вынесенные на основании ст. 389 ГПК РФ в истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом, в любом случае подлежат пересмотру компетентным судом в обычном порядке ( ст. 100 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации).

Рассмотренное Определение-разъяснение является неотъемлемой частью Постановления Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П, имеет такую же юридическую силу, и применяются оба акта в нормативном единстве.

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых предписаний с целью их наиболее правильного применения.

В зависимости от субъекта выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами, неофициальное – субъектами, деятельность которых не является официальной (государственной), а стало быть, оно не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечет. В свою очередь, среди официального толкования выделяются: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное); аутентичное (авторское, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт); легальное (разрешенное, делегированное какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции); судебное (осуществляется судебными органами, и – прежде всего – Верховным Судом РФ, его Пленумом).

Неофициальное толкование делится на доктри-нальное (научное – дается учеными, представителями науки), профессиональное (дается юристами-профессионалами – судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающими действующее законодательство и практику его применения) и обыденное (дается любыми гражданами).

Способ толкования права – это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для конкретной ситуации.

Такими способами являются:

4) историко-политическийи др.

Выделяют толкование по объему, подразделяющееся на три вида: буквальное (адекватное – словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают), ограничительное (норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы) и расширительное (распространительное – норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения).

Правосознание – это совокупность чувств, эмоций, представлений, идей и теорий, в которых отражается отношение людей к праву.

Правосознание выполняет следующие основные функции: оценочную (осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы); регулятивную (эффективное воздействие на поведение людей, определение их ориентиров, целей, установок); познавательную; прогностическую (способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов).

Правосознание состоит из двух сторон – идеологии как системы правовых идей, взглядов, теорий, и психологии, как системы чувств, эмоций, переживаний, настроений индивида, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 12. Толкование норм права

Глава 12. Толкование норм права Разработка новых юридических предписаний, их реализация невозможны без толкования.В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта,

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему)

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему) На основании результатов текстуального анализа в совокупности с другими приемами толкования интерпретатор делает вывод: понимать ли словесное выражение нормы буквально либо сузить или расширить то

18. Толкование права

18. Толкование права Толкование – это уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов.Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм.В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и

20. Систематизация законодательства. Правосознание

20. Систематизация законодательства. Правосознание Систематизация законодательства – это деятельность компетентных государственных органов с соответствующими полномочиями по упорядочиванию действующих нормативных актов.Формы систематизации:1) учет. Его проведение

§ 1. Толкование закона и права (Вместо предисловия)

1.8. Правосознание и правовая культура

1.8. Правосознание и правовая культура Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда

12 СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

3. Понятие, признаки и структура уголовного закона. Толкование уголовного права

3. Понятие, признаки и структура уголовного закона. Толкование уголовного права Уголовный закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, содержащий правовые нормы, устанавливающие основание и принципы уголовной ответственности, определяющий,

14. Схоластическое толкование политики и права

14. Схоластическое толкование политики и права Философия Средних веков носит название схоластики. Ее характерная особенность заключается в тесной связи с религией.Схоластика имеет своей задачей доказать посредством логических рассуждений истинность догматов

Глава 24. Толкование норм права

Глава 24. Толкование норм права § 1. Понятие толкования Реализация права, т. е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в

Глава 21 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Глава 21 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА 21.1 Общее понятие толкования права Необходимость толкования норм права возникает в процессе правоприменения, поскольку невозможно применить норму права, не уяснив ее точный смысл. Но такая необходимость появляется в процессе не только

21.4 Толкование норм права по объему

Глава 13. ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ

Глава 13. ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ 1. Правосознание — особый элемент правовой действительности.2. Активные элементы в правосознании.3. Правосознание как элемент правовой системы.4. Разновидности и формы правосознания.5. Правовая культура.1. Правосознание — особый элемент

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых предписаний с целью их наиболее правильного применения.

В зависимости от субъекта выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами, неофициальное – субъектами, деятельность которых не является официальной (государственной), а стало быть, оно не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечет. В свою очередь, среди официального толкования выделяются: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное); аутентичное (авторское, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт); легальное (разрешенное, делегированное какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции); судебное (осуществляется судебными органами, и – прежде всего – Верховным Судом РФ, его Пленумом).

Неофициальное толкование делится на доктри-нальное (научное – дается учеными, представителями науки), профессиональное (дается юристами-профессионалами – судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающими действующее законодательство и практику его применения) и обыденное (дается любыми гражданами).

Способ толкования права – это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для конкретной ситуации.

Такими способами являются:

Выделяют толкование по объему, подразделяющееся на три вида: буквальное (адекватное – словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают), ограничительное (норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы) и расширительное (распространительное – норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения).

Правосознание – это совокупность чувств, эмоций, представлений, идей и теорий, в которых отражается отношение людей к праву.

Правосознание выполняет следующие основные функции: оценочную (осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы); регулятивную (эффективное воздействие на поведение людей, определение их ориентиров, целей, установок); познавательную; прогностическую (способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов).

Правосознание состоит из двух сторон – идеологии как системы правовых идей, взглядов, теорий, и психологии, как системы чувств, эмоций, переживаний, настроений индивида, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений.

Фемида2

Правосознание – это форма общественного сознания, которая отражает существующие в обществе представления о правовых явлениях. Это совокупность взглядов на действующую систему права и отдельные её нормы, а также на то, какой должна быть идеальная правовая система. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой правосознание, как оно устроено, какими характерными чертами обладает и какие функции выполняет, а также рассмотрим несколько примеров.

Что такое правосознание?

Правосознание – это система взглядов, идей, оценок и суждений представителей определённого общества о правовых явлениях данного общества. Другими словами можно сказать, что это субъективное восприятие людьми действующей правовой системы и представление о том, какой должна быть идеальная правовая система.

Правосознание является одной из форм общественного сознания. Его суть заключается в том, что большинству представителей одной социальной группы, класса, слоя или другой общности свойственно одинаковое отношение к правовой действительности (к правам и обязанностям граждан, действующим правовым институтам).

Правосознание выполняет регулирующую функцию. Оно способствует тому, чтобы человек поступал в соответствии со своими представлениями о праве, даже если в настоящий момент это противоречит его интересам. Влияние на поведение людей, оказываемое правосознанием, сопоставимо с влиянием, которое оказывает сама правовая система. При этом в некоторых ситуациях оно заставляет людей поступать не в соответствии с действующими нормами права, а вопреки им.

Характерные черты правосознания

Чтобы лучше понимать, что такое правосознание и чем оно отличается от других форм общественного сознания, полезно запомнить его характерные черты. В первую очередь оно характеризуется следующими особенностями:

  • оно является отражением государственной и мировой правовой системы в коллективном сознании определённой группы людей;
  • носителем правосознания является как общность людей, так и каждый отдельно взятый человек;
  • правосознание носит оценочный характер (подразумевает оценочное отношение к действующему законодательству, правам и обязанностям граждан, законопослушанию, правоохранительным органам и прочим элементам правовой системы);
  • в повседневной жизни и поведении людей оно выражается через эмоции, идеи и переживания;
  • оно взаимосвязано с другими формами общественного сознания (моральным, политическим).

Структура правосознания

Правосознание состоит из трёх составляющих элементов, каждый из которых является достаточно самостоятельным и обособленным:

Все перечисленные элементы органично сочетаются между собой, переплетаются и взаимодействуют друг с другом, формируя правовое сознание людей и общества. В зависимости от обстоятельств, они могут способствовать совершенствованию правовой системы либо, наоборот, сдерживать её развитие.

Функции правосознания

Правосознание влияет на то, насколько успешно личность интегрируется в общество и насколько соответствует ожиданиям этого общества в повседневной жизни. С точки зрения психологии, это достигается за счёт таких функций как:

  • Оценочная. Суть оценочной функции правосознания заключается в том, что человек анализирует элементы правовой жизни общества, давая им оценку по шкале, которая формируется у него на основе имеющихся правовых знаний и жизненного опыта.
  • Регулятивная. Данная функция заключается в воздействии на поведение людей. Правосознание помогает им определять правильность своих взглядов, поступков и решений, выбирать себе ориентиры и цели, правильно выстраивать свою модель поведения.
  • Познавательная. Эта функция заключается в накоплении знаний о правовой действительности, увеличении правовой осведомлённости человека. В большинстве государств познавательная функция правосознания реализуется через правовое просвещение.
  • Прогностическая. Суть данной функции заключается в формировании модели поведения, которая является правильной, социально необходимой или ожидаемой (с точки зрения индивида). Также эта функция подразумевает способность предвидеть правовые последствия поступков.

Благодаря этим функциям правосознание является важнейшим механизмом, обеспечивающим соблюдение большинством членов общества действующих правовых норм.

Виды правосознания

Существуют разные подходы к классификации видов правосознания. Наиболее интересными являются два из них: по субъекту и по глубине отражения.

1. Классификация по субъекту включает следующие виды правосознания:

  • массовое – правосознание всего человечества или большой общности (например, отдельно взятой нации или отдельно взятого поколения);
  • групповое – правосознание социальной группы или социального слоя (рабочие, военнослужащие, учителя, студенты);
  • индивидуальное – правосознание отдельно взятого человека.

2. Классификация по глубине отражения включает следующие виды:

  • доктринальное – правосознание, основанное на глубоком знании права и его идеологической концепции (присутствует у ученых и исследователей, работающих в данной области);
  • профессиональное – правосознание, формирующееся у людей, которые занимаются практической деятельностью в сфере права (адвокаты, прокуроры, следователи, судьи);
  • обыденное – правосознание, которое формируется у обычных людей на основании информации, полученной из СМИ и массовой культуры, а также из собственного опыта.

Примеры правосознания

Рассмотрим примеры для каждого вида правосознания в рамках классификации по глубине отражения.

Пример обыденного правосознания

Каждый человек в повседневной жизни обязан соблюдать законы и уважать права людей, с которыми ему приходится взаимодействовать. Это обеспечивается обыденным правосознанием. При этом никто не обязан знать все тонкости законодательства, если это не является его профессиональной обязанностью.

Для соблюдения законов человеку достаточно знать базовые вещи: нельзя убивать и воровать, а также причинять какой-либо иной ущерб другим людям. В этом и заключается обыденное правосознание, присутствующее у большинства людей.

Пример профессионального правосознания

Данный вид правосознания присутствует людей, работающих в правовой системе (адвокатов, прокуроров, судей). Как правило, они обладают исчерпывающими знаниями в данной сфере, прекрасно ориентируясь не только в законодательстве своей страны, но и в исторических предпосылках его формирования.

Их знания подробны и детализированы, они очень точно отражают взаимосвязь между нарушением закона и возможными последствиями. При этом вследствие профессиональной деформации правосознание прокурора сильно отличается от правосознания адвоката, несмотря на приблизительно одинаковую теоретическую базу знаний.

Пример научного (доктринального) правосознания

Этой формой правосознания обладают, например, учёные-правоведы. В отличие от адвокатов, прокуроров и судей, они практически не подвержены профессиональной деформации. Их деятельность заключается в изучении и совершенствовании действующей правовой системы. Доктринальное правосознание может существовать только у эксперта в данной области, обладающего огромной базой теоретических знаний о праве. Этой формой правосознания обычно обладают ученые, занимающиеся правом как наукой, но не адвокаты или прокуроры.

Значение правосознания

Правосознание – это важнейший механизм поддержания правопорядка в обществе. Кроме того, от правосознания зависит и сам процесс формирования правовой системы. Таким образом, качество действующих в стране правовых норм сильно зависит от уровня правосознания тех, кто создаёт и утверждает эти правовые нормы.

Также от правосознания зависит правильная реализация правовых норм. Все требования, предусмотренные действующей системой права, обращены к правосознанию индивида. И для того, чтобы соблюдать их, от этого индивида требуются определённые волевые усилия. Чем выше уровень правосознания граждан, тем выше общая правовая культура в стране. Следовательно, от правосознания зависит то, насколько дисциплинированно общество соблюдает требования правовой системы.

Таким образом, регулятивная функция правосознания является наиболее важной и оказывает влияние на все сферы жизни общества. Она способствует консолидации граждан, поддержанию правопорядка и уважению к действующему законодательству. А это необходимо для формирования эффективной правовой системы в государстве. Кроме того, правосознание влияет и на уровень личной ответственности, заставляя людей соблюдать условия договорённостей и выполнять взятые на себя обязательства, укрепляя таким образом целостность общества.

Читайте также: