Руководство по качеству доклад

Обновлено: 02.07.2024

Основным документом, дающим представление о системе качества в целом, является руководство по качеству.

Руководство выполняет различные назначения в зависимости от поставленной цели.

Руководство по качеству является обобщающим документом системы качества предприятия и должно содержать описание политики в области качества, основных положений системы качества, а также сведений о предприятии и его деятельности в области качества.

В Руководстве по качеству регламентируют распределение обязанностей, полномочий и ответственности персонала предприятия в системе качества.

Каждая документально представленная процедура должна охватывать полный элемент системы качества или его часть, либо последовательность взаимосвязанных мероприятий, связанных более чем с одним элементом системы качества. Документально представленные процедуры системы качества не должны подробно описывать чисто технические детали, которые обычно документируются в детальных рабочих инструкциях.

Руководство по качеству включает или ссылается на документально оформленные процедуры системы качества, предназначенные для общего планирования и управления процессами, которые оказывают влияние на качество продукции.

Руководство по качеству должно точно, полно и в сжатом виде передавать политику в области качества, цели и руководящие документированные процедуры организации работ на предприятии. С этой целью разделы Руководства по качеству должны быть увязаны с элементами стандарта на систему качества.

Руководство по качеству должно содержать разделы по всем элементам стандарта на систему качества. При отсутствии в системе качества предприятия отдельных элементов в соответствующих разделах Руководства по качеству должны быть сделаны пояснения.

Во всех случаях, где это возможно, в целях избежания излишнего объема документации, необходимо делать ссылки на имеющиеся в распоряжении разработчиков Руководства по качеству действующие стандарты и другие документы предприятия.

Задание на разработку Руководства по качеству оформляют приказом руководителя предприятия.

Процесс разработки должен осуществляться и контролироваться ответственным исполнителем или другим должностным лицом в зависимости от практической ситуации (структуры предприятия и сложности продукции). Использование существующих документов может существенно сократить время разработки Руководства по качеству.

Ответственный исполнитель должен гарантировать точность и полноту Руководства по качеству, и целостность его содержания.

Перед утверждением Руководства по качеству документ должен быть подвергнут анализу со стороны ведущих специалистов предприятия в целях гарантии его ясности, точности, приемлемости и правильности структуры. Предполагаемые пользователи должны также иметь возможность оценки пригодности документа для использования в работе.

Руководство по качеству в общем случае содержит следующее:

– область распространения и применения;

– политику и задачи предприятия в области качества;

– описание организационной структуры, ответственности и полномочий;

– описание элементов системы качества;

– раздел определений, в случае необходимости;

– обозначение Руководства по качеству;

– номер редакции (при переиздании);

– сведения о проверке (дату и подпись ответственного за систему качества);

– утверждающую подпись руководства;

– номер экземпляра и сведения о пользователе;

Содержание Руководства по качеству должно отображать наименование разделов и порядок их нахождения. Система нумерации или кодирования разделов, подразделов, страниц, рисунков, диаграмм, таблиц, приложений должна быть ясной и логически взаимоувязанной.

Область распространения и применения должна определять область деятельности предприятия, на которую распространяется Руководство по качеству, а также где и в каких случаях оно применяется.

Введение Руководства по качеству должно содержать общую информацию о предприятии и о самом Руководстве по качеству.

Минимальная информация о предприятии должна состоять из его названия, юридического статуса, адреса, телефона, факса и др. Также можно включать дополнительную информацию о предприятии, такую как направления его деятельности, историческую справку, объемы выпускаемой продукции.

Раздел Руководства по качеству “Политика и задачи предприятия в области качества” должен констатировать политику и задачи предприятия в области качества. В разделе приводят обязательства и цели предприятия в области качества, а также описывают способы доведения политики в области качества до всех сотрудников, способ ее реализации и поддержания на всех уровнях. Специфические формулировки политики по качеству могут быть также включены в соответствующие разделы по элементам системы качества.

В разделе Руководства по качеству “Описание организационной структуры, ответственности и полномочий” приводится описание структуры предприятия. Может быть приведена схема предприятия. В других разделах Руководства по качеству или в ссылочных документах по процедурам элементов системы должны быть конкретизированы обязанности, полномочия и функции.

Руководство по качеству должно описывать применяемые элементы системы качества. Описание каждого элемента должно быть приведено в отдельном разделе. Все разделы должны быть логически связаны между собой и, раскрывать хорошо скоординированную систему качества. Это может быть осуществлено посредством включения, либо ссылками на документированные процедуры системы качества.

Каждое предприятие самостоятельно определяет элементы системы качества, которые являются приемлемыми, и на основе требований этих элементов определяет в Руководстве по качеству, каким способом предприятие намерено применять и контролировать каждый из выбранных элементов.

Если наличие раздела с определениями необходимо в Руководстве по качеству, то он размещается после раздела "Область распространения и применения". Рекомендуется, где это возможно, использовать стандартные определения и термины, которые приводятся в признанных документах по терминологии качества или в словарях общего пользования. Данный раздел Руководства по качеству должен содержать определения терминов и понятий, которые однозначно используются в разрабатываемом Руководстве по качеству.

Возможно включение приложений, содержащих данные, являющиеся дополнением к Руководству. К ним относятся: перечень документов системы качества, организационная структура предприятия, организационная структура службы качества, матрица распределения документации, матрица распределения ответственности и полномочий, а также, при необходимости, инструкции, процедуры.

Для документирования информации об изменениях целесообразно в Руководстве по качеству предусмотреть лист регистрации изменений. Он может находиться на первых или последних страницах Руководства по качеству либо в каждой главе.

Целесообразно составить Руководство по качеству таким образом, чтобы можно было легко и быстро заменить отдельные разделы или страницы. По этой причине Руководство по качеству не рекомендуется сшивать.

Руководство по качеству может быть разработано в виде стандарта предприятия (СТП).

Руководство по Качеству, Процедуры и Планы являются “контролируемыми документами”, т.е. известен держатель каждой из копий, обновляющихся в установленном порядке. Характер этих документов таков, что все изменения и введение в действие осуществляются Менеджером по качеству и затем одобряются Высшим руководством.

Рабочие Инструкции требуют утверждения и контроля на каком-то уровне, но, как правило, они не относятся к “Контролируемым документам” так, как это требуется от Руководства по Качеству и Процедур (управление может быть проще).

Записи генерируются системой, для них не требуется специального контроля, кроме предусмотренного внутренними процедурами организации.

При проектировании системы максимальное внимание следует уделить автоматической обратной связи и самопроверке. Набор документов должен быть целостной системой, насколько это возможно, будучи к тому же правильно спроектированной, она сможет обеспечит качественную самопроверку– основу эффективности всей системы менеджмента качества. При создании документов рекомендуется следовать следующим двум простым правилам.

Необходимо записывать то, что делаешь:

– Документировать процессы внутри системы, добавляющие ценность продукции.

– Установить систему, обеспечивающую получение объективных доказательств исполнения.

– Детализировать процессы надо так, как требуется исполнением процесса, культурой производства, как диктует рынок и заказчик.

– Документировать то, что ты делаешь, а не то, что ты хотел бы сделать.

Необходимо делать то, что записано:

– Менять процедуру в зависимости от изменений бизнеса.

– Не развивать посторонней деятельности.

Документирование системы менеджмента качества дает возможность организации:

– обеспечить четкость и прозрачность разрабатываемой системы менеджмента качества, способствует ее эффективному внедрению и функционированию;

– описать осуществляемые способы деятельности, последовательность и взаимодействие процессов;

– осуществлять прослеживаемость процессов системы менеджмента качества от входа до выхода процесса с учетом их взаимодействия;

– обеспечить эффективное подтверждение соответствия системы менеджмента качества требованиям СТБ ИСО 9001 при сертификации и внутренних проверках;

– использовать комплект документов в целях обучения персонала.

В соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001 организации, разрабатывающие систему менеджмента качества, должны ее документировать.

Согласно требованиям СТБ ИСО 9001 документация системы менеджмента качества включает:

а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;

б) руководство по качеству;

в) обязательные в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001 документированные процедуры;

г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;

Документированная процедура, как документ системы менеджмента качества, может применяться для описания любой деятельности организации или процессов, осуществляемых в системе менеджмента качества.

В соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001 требуется разработка шести обязательных документированных процедур:

1) управление документацией;

2) управление записями по качеству;

3) внутренние проверки качества;

4) управление несоответствующей продукцией;

5) корректирующие действия;

6) предупреждающие действия

Кроме обязательных процедур для обеспечения эффективности системы менеджмента качества организацией могут быть разработаны дополнительные документированные процедуры.

Рекомендуемый состав и содержание документированной процедуры приводится в последующих разделах настоящего документа.

Степень документированности системы менеджмента качества различных организаций отличается друг от друга и зависит от:

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Руководство по качеству. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Руководство по качеству Это важнейший документ, представляющий собой краткое изложение СМК организации. В нем содержится информация по организационной структуре, и прежде всего по структуре процессов управления качеством, а также ссылки на другую документацию.

Значение Руководства по качеству разработав Руководство по качеству, организация сможет внедрять и улучшать свою систему менеджмента качества.

Главная цель руководства по качеству Это определение структуры системы и одновременно служить постоянной книгой рекомендаций при реализации и поддержании этой системы.

Назначение Руководства по качеству и конфиденциальность Данный документ предназначен в основном для внутреннего применения организацией. Однако Любой потребитель (заинтересованная сторона) может воспользоваться Руководством по качеству

- Объем, структура и содержание руководства по качеству жестко не регламентируются — их определяет сама организация. Они, как правило, зависят от размера и особенностей деятельности организации; - Небольшие организации (малые предприятия) могут включать в руководство по качеству описание всей СМК, а также все документированные процедуры, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001; - Крупные компания могут разработать несколько руководств по качеству, действующих по иерархии управления компанией (например, на национальном, региональном и других уровнях). Руководство по качеству индивидуально для каждой организации.

Структура руководства по качеству 1. Введение 1-01 Общие положения 1-02 Область применения 1-03 Рассылка “Руководства по качеству” 1-04 Нормативные ссылки 1-05 Термины и определения 2. Представление организации 3. Миссия, Видение, Стратегия развития, Политика и цели в области качества 4. Система менеджмента качества Общие требования Требования к документации

5. Ответственность руководства Организационная схема руководства Ответственность и полномочия Планирование Представитель управления и/или менеджер по качеству Внутренние коммуникации и информация. Анализ деятельности организации

6. Управление ресурсами Снабжение ресурсами Управление людскими ресурсами Компетентность, сознание и образование Управление инфраструктурой Качество инфраструктуры Рабочая среда надёжность окружение управление финансами

7. Выпуск продукции и/или оказание услуги (Процессы жизненного цикла продукции или услуги) Краткая характеристика процессов жизненного цикла в соответствии с разделом 7 стандарта Глубина описания процессов в руководстве по качеству зависит от выбранной модели документации системы. При наличии книги процессов здесь дается краткая характеристика

8. Измерения, анализ и улучшения Измерения и мониторинг (работы и состояния системы, удовлетворенности заказчика, работы процессов, управление несоответствиями, корректирующие и предупредительные действия) Приложения Списки процедур и инструкций, матрица ответственности

Примеры содержания отдельных глав Руководства по качеству Система менеджмента качества организации представляется в IV главе Руководства по качеству

Настоящий документ описывает структуру Руководства по качеству (РК) предприятия.

Руководство по качеству — это документ, описывающий систему менеджмента качества предприятия.

Руководство по качеству должно содержать или ссылаться на документированные процедуры системы менеджмента качества, предназначенные для общего планирования и управления деятельностью, влияющей на качество внутри предприятия.

Руководство по качеству может быть разработано и применяться предприятием для следующих целей:

  • Изложения политики в области качества, процедур и требований;
  • Описания системы менеджмента качества;
  • Обеспечение улучшения управления процедурами и облегчения деятельности в области качества;
  • Обеспечение документированной базы для проведения проверок (аудита) системы менеджмента качества;
  • Обеспечение непрерывности функционирования системы менеджмента качества и реализация ее требований в ходе меняющихся условий;
  • Подготовка персонала в области требований системы менеджмента качества и методов ее реализации;
  • Презентация системы менеджмента качества предприятия для внешних целей, таких, как демонстрация соответствия требованиям стандарта ИСО 9001:2000 г.;
  • Демонстрация соответствия системы менеджмента качества требованиям к качеству при заключении контракта.

Руководство по качеству состоит из следующих разделов:

  • Наименование, область распространения, сфера применения;
  • Оглавление;
  • Вводная часть;
  • Политика в области качества и цели предприятия;
  • Описание структуры предприятия, ответственности и полномочий;
  • Описание требований системы менеджмента качества;
  • Определения;
  • Путеводитель по РК;
  • Приложения, содержащие вспомогательную информацию.

2. Требования к содержанию руководства по качеству

2.1. Наименование, область распространения, сфера применения

2.2. Содержание

В содержании Руководства по качеству должны быть указаны порядковые номера и наименования разделов (при необходимости подразделов), приложений с указанием их обозначения и заголовков, а также номера страниц, но которых они помещены.

2.3. Вводная часть

Вводная часть Руководства по качеству должна содержать общие сведения о соответствующем предприятии и самом РК. Минимальные сведения о предприятии должны включать его наименование, местонахождение, адрес и средства связи. Может быть также включена дополнительная информация о предприятии, такая, как направление экономической деятельности, краткое описание его происхождения, размер предприятия.

Сведения о самом Руководстве по качеству должны включать:

  • Идентификацию текущего или действующего издания, дату выпуска или вступления в силу, а также идентификацию внесенных поправок в содержание;
  • Краткое описание порядка пересмотра и поддержания в рабочем состоянии руководства по качеству: кто и как часто анализирует его содержание и как часто, кто уполномочен вносить изменения в Руководство по качеству и кто имеет право утверждать их;
  • Краткое описание документированных процедур, используемых для идентификации статуса и управления распределением руководства по качеству: содержит ли оно или не содержит конфиденциальные сведения; используется ли оно только для внутренних целей предприятия или может быть доступно внешним пользователям (например, в качестве рекламы);
  • Свидетельство об одобрении теми должностными лицами, кто несет ответственность за утверждение содержания Руководства по качеству.

2.4. Политика предприятия в области качества и цели предприятия

Данный раздел руководства по качеству должен содержать политику в области качества и цели предприятия, а также сведения о том, как политика в области качества доводится до персонала предприятия.

2.5. Описание структуры предприятия, ответственности и полномочий

Данный раздел Руководства по качеству должен содержать описание организационный структуры предприятия, определяющей ответственность, полномочия и взаимосвязь подразделений.

2.6. Описание системы менеджмента качества

Данный раздел Руководства по качеству должен содержать описание требований системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000 г. Описание требований следует подразделять на логические разделы, с соответствующими ссылками на документированные процедуры системы менеджмента качества. Причем, рекомендуется, чтобы описание требований системы менеджмента качества осуществлялось в той же последовательности, что и в тексте стандарта ИСО 9001:2000 г.

При описании требований системы менеджмента качества следует придерживаться следующей иерархии документации:

  • Уровень, А — Руководство по качеству, описывает систему качества в соответствии с установленной политикой в области качества и целями предприятия;
  • Уровень Б — документированные процедуры, описывают деятельность отдельных функциональных подразделений, необходимую для внедрения требований системы менеджмента качества.

уровень В — рабочие инструкции, раскрывают процедуры на уровне описания конкретных действий.

2.7. Определения

В данном разделе должны содержаться определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в Руководстве по качеству, с их полной расшифровкой.

2.8. Путеводитель по Руководству по качеству

Данный раздел может включать описание структуры руководства по качеству с кратким изложением содержания каждого из его разделов, что позволит пользователю более быстро осуществить поиск необходимой информации.

2.9. Приложения, содержащие вспомогательную информацию

  • Таблицы;
  • Графический материал большого формата.

В тексте Руководства по качеству на все приложения должны быть даны соответствующие ссылки.

· Титульный лист;

· Общие положения;

· Термины и определения;

· Заявление о политике в области качества;

· Описание организации;

· Описание элементов системы качества;

Содержание этих элементов следующее:

Содержание- обозначение глав, разделов по логичной схеме нумерации, удобной для пользователя.

Заявление о политике в области качества– цели и задачи организации (предприятия), для решения которых создается система обеспечения качества.

Описание организации (предприятия)– история создания и развития организации (предприятия); сведения о руководстве; административная и организационная структура; область деятельности.

Описание элементов системы качества– изложение основных мероприятий , с помощью которых достигается и гарантируется соответствующее качество продукции или услуги.

Приложения– перечень и форма основных рабочих документов, связанных с обеспечением качества.

Рассматриваемый документ имеет обложку, титульный лист, на котором приводится полное название организации, год издания, место (г. Саратов). Утвержден документ ректором - руководителем организации. Указывается должность и ф., и., о. разработчика. Приводится наименование документа, его обозначение :

Из содержанияследует, что данное «Руководство« состоит из следующих разделов:

· общие положения;

· вводная часть;

· политика в области качества и цели;

· основные понятия;

- организация деятельности ПМУЦ в области подготовки по промышленной безопасности;

- описание организации, ответственности и полномочий;

- обязанности, права и ответственность участников подготовки.




Во вводной частиприводятся общие сведения о ПМУЦ (история создания, последовательность реорганизации, описан юридический статус, приводятся подробные сведения о местонахождении, адресе, каналах связи), описаны цели, задачи и направления деятельности ПМУЦ (эффективная занятость населения через осуществление образовательных, научно-исследовательских, научно-методических и учебно-производственных функций).

В сведениях о руководстве по качеству указываются документы, на основании которых оно разработано; круг лиц, которые должны быть с ним ознакомлены; приводятся указания об ответственных за его хранение, порядке и периодичности пересмотра, внесения изменений (фиксируются на специальном листе регистрации внесения изменений) и пр.; приводится идентификация: РК – руководство по качеству, П – в области подготовки, ПБ – по промышленной безопасности, ПМУЦ – Поволжского межрегионального учебного центра, 1 – выпуск первый (порядковый номер выпуска).

В разделе политика в области качества и цели кратко формулируется, что политика заключается в соблюдении требований нормативных документов системы подготовки с целью достижения высокого качества подготовки слушателей, обеспечивающих промышленную безопасность опасных производственных объектов (подъемных сооружений; использующих газовое топливо; работающих при высокой температуре и при высоком давлении и пр.).

В основных понятиях представлены участники подготовки.

В разделе организация деятельности ПМУЦ в области подготовки по промышленной безопасностиприведены общие положения (указаны нормативные документы, в соответствии с которыми проводится подготовка); описана организация набора, приема, зачисления слушателей; ведение учетной и учебной документации (приказы, журналы, протоколы, удостоверения и др.); приведен порядок ее хранения; расписан порядок подготовки и проведения аттестации и проверки знаний слушателей; описана процедура повторной аттестации и путь рассмотрения претензий со стороны заказчика; механизм договорных отношений с заказчиком; учебно-

методическое обеспечение подготовки и пр.

В разделеописание организации, ответственности и полномочийприведена структура системы качества ПМУЦ при проведении подготовки в области промышленной безопасности : ректор, совет по качеству, отдел подготовки персонала на производстве, преподавательский состав, библиотека, сектор учета, курсы повышения квалификации специалистов, курсы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров; дано описание их обязанностей, полномочий и ответственности. Эти сведения могут быть также представлены в виде приложений.

В качестве приложенийк указанному«Руководству по качеству« предложены общая структурная схема Поволжского межрегионального учебного центра и лист регистрации внесения изменений.

Руководство по качеству (РК)- основной документ, определяющий систему качества ОУ и структуру ее документации, распределение полномочий и ответственности персонала, основные процессы и их взаимодействие, необходимые ресурсы и обеспечивающий описание СК ОУ для постоянной ссылки. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [5] "Системы менеджмента качества. Требования": Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:
а) область применения СК, включая подробности и обоснование любых исключений;
б) документированные процедуры, разработанные для СК ОУ, или ссылки на них;
в) описание взаимодействия процессов СК ОУ.
Руководство по качеству индивидуально для каждой организации и каждого ОУ. При его построении должна учитываться гибкость в определении структуры, формата, содержания, или метода представления документации СК для всех типов ОУ.
Небольшое ОУ может найти целесообразным изложить полное описание своей СК в одном руководстве, включая все документированные процедуры. Крупным образовательным учреждениям, имеющим филиалы в разных городах, может понадобиться создание нескольких руководств на центральном или региональном уровне, и более сложной иерархии документации.
РК должно включать область распространения СК, детали и обоснование любых исключений из нее, ДП или ссылки на них, и описание процессов СК и их взаимодействие.
Общая информация об ОУ, такая как его наименование, местоположение и средства связи, должна быть включена в РК. Также может быть включена дополнительная информация, такая как направления подготовки специалистов, формы обучения, краткая характеристика направлений научных исследований, краткое описание основания, истории и размера ОУ. РК должно содержать элементы, которые требуются описать в пп. 4.4.2-4.4.9 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [5], но не обязательно в том же порядке.
РК структурного подразделения ОУ может составлять часть общего руководства по качеству ОУ или быть независимым документом, если СК строится только в данном структурном подразделении ОУ.
В целом РК должно включать:

· область применения СК ОУ, в том числе детали и обоснование, а также любые исключения;

· политику и цели ОУ в области качества;

· структуру ОУ и организационную структуру СК, включая распределение ответственности и полномочий (может быть представлена в виде органиграммы);

· описание СК, включая ее основные элементы и положения, которые формируют ее часть;

· описание последовательности и взаимодействия процессов СК со ссылками на соответствующие регламентирующие документы и затрагиваемые элементы СК;

· структуру и распределение документации СК, включая ДП (методические указания), РИ и другие документы, их взаимосвязь или ссылки на них;

· практические меры по планированию, обеспечению, поддержанию и непрерывному улучшению СК ОУ, включая внутренние и внешние аудиты. РК должно управляться, т. е. периодически анализироваться и пересматриваться.

Анализ требований и рекомендаций стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 6, стандартов и директив ENQA [3], других вспомогательных документов и практический опыт разработки Руководств по качеству в различных организациях позволил разработать типовую структуру Руководства по качеству ОУ, которая приведена в таблице 1. Удобство построения РК в соответствии со структурой приведенной в таблице 5.1, заключается в том, что практически все разделы, подразделы и пункты Руководства по нумерации совпадают с соответствующими разделами, подразделами и пунктами стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [5], что существенно облегчает работу как специалистов, разрабатывающих РК, так и внешних аудиторов в случае принятия решения о сертификации системы менеджмента качества ОУ.

· Титульный лист;

· Общие положения;

· Термины и определения;

· Заявление о политике в области качества;

· Описание организации;

· Описание элементов системы качества;

Содержание этих элементов следующее:

Содержание- обозначение глав, разделов по логичной схеме нумерации, удобной для пользователя.

Заявление о политике в области качества– цели и задачи организации (предприятия), для решения которых создается система обеспечения качества.

Описание организации (предприятия)– история создания и развития организации (предприятия); сведения о руководстве; административная и организационная структура; область деятельности.

Описание элементов системы качества– изложение основных мероприятий , с помощью которых достигается и гарантируется соответствующее качество продукции или услуги.

Приложения– перечень и форма основных рабочих документов, связанных с обеспечением качества.

Рассматриваемый документ имеет обложку, титульный лист, на котором приводится полное название организации, год издания, место (г. Саратов). Утвержден документ ректором - руководителем организации. Указывается должность и ф., и., о. разработчика. Приводится наименование документа, его обозначение :

Из содержанияследует, что данное «Руководство« состоит из следующих разделов:

· общие положения;

· вводная часть;

· политика в области качества и цели;

· основные понятия;

- организация деятельности ПМУЦ в области подготовки по промышленной безопасности;

- описание организации, ответственности и полномочий;

- обязанности, права и ответственность участников подготовки.

Во вводной частиприводятся общие сведения о ПМУЦ (история создания, последовательность реорганизации, описан юридический статус, приводятся подробные сведения о местонахождении, адресе, каналах связи), описаны цели, задачи и направления деятельности ПМУЦ (эффективная занятость населения через осуществление образовательных, научно-исследовательских, научно-методических и учебно-производственных функций).

В сведениях о руководстве по качеству указываются документы, на основании которых оно разработано; круг лиц, которые должны быть с ним ознакомлены; приводятся указания об ответственных за его хранение, порядке и периодичности пересмотра, внесения изменений (фиксируются на специальном листе регистрации внесения изменений) и пр.; приводится идентификация: РК – руководство по качеству, П – в области подготовки, ПБ – по промышленной безопасности, ПМУЦ – Поволжского межрегионального учебного центра, 1 – выпуск первый (порядковый номер выпуска).

В разделе политика в области качества и цели кратко формулируется, что политика заключается в соблюдении требований нормативных документов системы подготовки с целью достижения высокого качества подготовки слушателей, обеспечивающих промышленную безопасность опасных производственных объектов (подъемных сооружений; использующих газовое топливо; работающих при высокой температуре и при высоком давлении и пр.).

В основных понятиях представлены участники подготовки.

В разделе организация деятельности ПМУЦ в области подготовки по промышленной безопасностиприведены общие положения (указаны нормативные документы, в соответствии с которыми проводится подготовка); описана организация набора, приема, зачисления слушателей; ведение учетной и учебной документации (приказы, журналы, протоколы, удостоверения и др.); приведен порядок ее хранения; расписан порядок подготовки и проведения аттестации и проверки знаний слушателей; описана процедура повторной аттестации и путь рассмотрения претензий со стороны заказчика; механизм договорных отношений с заказчиком; учебно-

методическое обеспечение подготовки и пр.

В разделеописание организации, ответственности и полномочийприведена структура системы качества ПМУЦ при проведении подготовки в области промышленной безопасности : ректор, совет по качеству, отдел подготовки персонала на производстве, преподавательский состав, библиотека, сектор учета, курсы повышения квалификации специалистов, курсы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров; дано описание их обязанностей, полномочий и ответственности. Эти сведения могут быть также представлены в виде приложений.

В качестве приложенийк указанному«Руководству по качеству« предложены общая структурная схема Поволжского межрегионального учебного центра и лист регистрации внесения изменений.

Руководство по качеству (РК)- основной документ, определяющий систему качества ОУ и структуру ее документации, распределение полномочий и ответственности персонала, основные процессы и их взаимодействие, необходимые ресурсы и обеспечивающий описание СК ОУ для постоянной ссылки. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [5] "Системы менеджмента качества. Требования": Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:
а) область применения СК, включая подробности и обоснование любых исключений;
б) документированные процедуры, разработанные для СК ОУ, или ссылки на них;
в) описание взаимодействия процессов СК ОУ.
Руководство по качеству индивидуально для каждой организации и каждого ОУ. При его построении должна учитываться гибкость в определении структуры, формата, содержания, или метода представления документации СК для всех типов ОУ.
Небольшое ОУ может найти целесообразным изложить полное описание своей СК в одном руководстве, включая все документированные процедуры. Крупным образовательным учреждениям, имеющим филиалы в разных городах, может понадобиться создание нескольких руководств на центральном или региональном уровне, и более сложной иерархии документации.
РК должно включать область распространения СК, детали и обоснование любых исключений из нее, ДП или ссылки на них, и описание процессов СК и их взаимодействие.
Общая информация об ОУ, такая как его наименование, местоположение и средства связи, должна быть включена в РК. Также может быть включена дополнительная информация, такая как направления подготовки специалистов, формы обучения, краткая характеристика направлений научных исследований, краткое описание основания, истории и размера ОУ. РК должно содержать элементы, которые требуются описать в пп. 4.4.2-4.4.9 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [5], но не обязательно в том же порядке.
РК структурного подразделения ОУ может составлять часть общего руководства по качеству ОУ или быть независимым документом, если СК строится только в данном структурном подразделении ОУ.
В целом РК должно включать:

· область применения СК ОУ, в том числе детали и обоснование, а также любые исключения;

· политику и цели ОУ в области качества;

· структуру ОУ и организационную структуру СК, включая распределение ответственности и полномочий (может быть представлена в виде органиграммы);

· описание СК, включая ее основные элементы и положения, которые формируют ее часть;

· описание последовательности и взаимодействия процессов СК со ссылками на соответствующие регламентирующие документы и затрагиваемые элементы СК;

· структуру и распределение документации СК, включая ДП (методические указания), РИ и другие документы, их взаимосвязь или ссылки на них;

· практические меры по планированию, обеспечению, поддержанию и непрерывному улучшению СК ОУ, включая внутренние и внешние аудиты. РК должно управляться, т. е. периодически анализироваться и пересматриваться.

Анализ требований и рекомендаций стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 5, стандартов и директив ENQA [3], других вспомогательных документов и практический опыт разработки Руководств по качеству в различных организациях позволил разработать типовую структуру Руководства по качеству ОУ, которая приведена в таблице 1. Удобство построения РК в соответствии со структурой приведенной в таблице 5.1, заключается в том, что практически все разделы, подразделы и пункты Руководства по нумерации совпадают с соответствующими разделами, подразделами и пунктами стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [5], что существенно облегчает работу как специалистов, разрабатывающих РК, так и внешних аудиторов в случае принятия решения о сертификации системы менеджмента качества ОУ.

Читайте также: