Доклад на тему речевая культура подростков

Обновлено: 18.05.2024

В настоящее время проблема речевой культуры молодёжи является одной из самых актуальных и остро обсуждаемых. Существует ряд причин, по которым молодые люди высказывают свои мысли не просто безграмотно, но зачастую и вызывающе непристойно, используя жаргонные выражения и не стыдясь украсить свою речь бранным словцом. Назовём лишь несколько из таких причин.

1. Употребление сленга.

2. Отрицательное влияние СМИ.

3. Нарушение лексических и орфоэпических норм русского языка.

4. Отсутствие богатого словарного запаса.

Рассмотрим эти проблемы поподробнее.

Сленг, как явление, зародился ещё в первой половине XX века. Историки языкознания отмечают три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.

Одной из причин падения общего уровня культуры речи является влияние современных средств массовой информации на молодёжь.

Ещё одной причиной снижения уровня культуры речи молодого поколения является падение общего уровня образованности. Молодые люди нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений. Например: Это слово не имеет в русском языке прототипа. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Также зачастую можно слышать, многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает.




По 1 человеку допустили ошибки в словах: красивее и кремень. 2 человека неправильно произнесли слово блудница. Менее 10 человек ошиблись в словах: ходатайство, каталог, оптовый, столяр. И сложнее всего для современных молодых людей оказались слова: исповедание, нормирование, премирование, генезис, знамение, коклюш, мусоропровод (при их произнесении ошиблись более 25 человек). Как показал опрос, никто из респондентов не смог правильно произнести все слова, и ни одно слово не было правильно произнесено всеми.

Словарный запас большинства современных подростков настолько скуден, что им приходится ограничиваться приевшимися фразами. А те, кто желают блеснуть своей мнимой образованностью, употребляют речевые обороты, которые в некоторых случаях нарушают привычную лексическую сочетаемость слов. Например: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Нервы и волнения переполнили автора. Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде. Ветеран лишь хотел большего количества понимания. Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

Из всего ранее сказанного следует: из-за того, что молодые люди всё больше времени проводят за компьютером и телевизором, а значит - практически совсем перестают читать и слушать классические произведения, то их речь становится более скудной, перестаёт пестреть метафорами и этикетными нормами. Вдобавок, большинство молодёжи предпочитает изъясняться при помощи сленговых словечек и жаргонизмов, которые слишком далеки от норм русского языка. Подобная тенденция с каждым годом набирает обороты, что может привести к негативному изменению языка, а значит, и к деградации общества.

А. А Бенникова

В настоящее время проблема речевой культуры молодёжи является одной из самых актуальных и остро обсуждаемых. Существует ряд причин, по которым молодые люди высказывают свои мысли не просто безграмотно, но зачастую и вызывающе непристойно, используя жаргонные выражения и не стыдясь украсить свою речь бранным словцом. Назовём лишь несколько из таких причин.

1. Употребление сленга.

2. Отрицательное влияние СМИ.

3. Нарушение лексических и орфоэпических норм русского языка.

4. Отсутствие богатого словарного запаса.

Рассмотрим эти проблемы поподробнее.

Сленг, как явление, зародился ещё в первой половине XX века. Историки языкознания отмечают три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.

Одной из причин падения общего уровня культуры речи является влияние современных средств массовой информации на молодёжь.

Ещё одной причиной снижения уровня культуры речи молодого поколения является падение общего уровня образованности. Молодые люди нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений. Например: Это слово не имеет в русском языке прототипа. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Также зачастую можно слышать, многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает.

По 1 человеку допустили ошибки в словах: красивее и кремень. 2 человека неправильно произнесли слово блудница. Менее 10 человек ошиблись в словах: ходатайство, каталог, оптовый, столяр. И сложнее всего для современных молодых людей оказались слова: исповедание, нормирование, премирование, генезис, знамение, коклюш, мусоропровод (при их произнесении ошиблись более 25 человек). Как показал опрос, никто из респондентов не смог правильно произнести все слова, и ни одно слово не было правильно произнесено всеми.

Словарный запас большинства современных подростков настолько скуден, что им приходится ограничиваться приевшимися фразами. А те, кто желают блеснуть своей мнимой образованностью, употребляют речевые обороты, которые в некоторых случаях нарушают привычную лексическую сочетаемость слов. Например: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Нервы и волнения переполнили автора. Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде. Ветеран лишь хотел большего количества понимания. Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

Из всего ранее сказанного следует: из-за того, что молодые люди всё больше времени проводят за компьютером и телевизором, а значит - практически совсем перестают читать и слушать классические произведения, то их речь становится более скудной, перестаёт пестреть метафорами и этикетными нормами. Вдобавок, большинство молодёжи предпочитает изъясняться при помощи сленговых словечек и жаргонизмов, которые слишком далеки от норм русского языка. Подобная тенденция с каждым годом набирает обороты, что может привести к негативному изменению языка, а значит, и к деградации общества.


РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИХ ВОСПИТАННОСТИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня большинство людей старшего и поколения обеспокоены тем, что настоящий русский язык вымирает и заменяется сленгом и жаргоном.

В любой области нашей жизни следует придерживаться определенных норм и правил. В последнее время мы забываем о том, что мы должны охранять от засорения нашу речь. Для того чтобы родной язык мог процветать и развиваться, существует культура речи. Культура речи - это соблюдение языковых правил, использование речевых оборотов, способных обогатить речь. Для интеллигентного человека культура языка является существенным проявлением его образованности. Человек должен контролировать используемые речевые выражения, не допускать использования засоряющих язык паразитов. Культурная речь обеспечивает эффективность коммуникации, обогащает нас духовно. Языковая культура выражает степень качественного развития наших коммуникативных навыков. [1]

Среди его основных значений лингвисты выделяют следующие:

-"Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения";

- "Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве";

- "Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи".

Эти три значения взаимосвязаны: первое относится к характеристике индивидуальных способностей человека, второе - к оценке качества речи, третье - к научной дисциплине, изучающей речевые способности и качества речи. [2]

Современные русисты выделяют несколько наиболее важных, по их мнению, аспектов культуры речи:

1. отсутствие многословия;

2. четкое осознание цели собственной речи;

3. простота, понятность и точность изложения;

4. речевое разнообразие;

5. выбор речевых средств, сообразующихся с ситуацией речи;

6. следование высоким образцам, умение отличить их от речи среднего уровня;

7. знание и владение культурой языка, которая является основой культуры речевого поведения;

8. умение найти общий язык с любым собеседником;

9. вежливый тон и благожелательный настрой;

10. умение не только говорить, но и слушать. [3]

Культура языка – это важная тема в судьбе русского народа и русского языка в целом.

В истории бывают такие моменты, когда нормы языковых изменений значительно увеличиваются. Как раз сейчас такое время, когда мы можем наблюдать существенное изменение языка прямо на глазах.

В своей работе я останавливаюсь на речевой культуре подростков. Так как подростки является пластичной речевой средой, которая быстро реагирует на появление нового в обществе, то изменения языка находят свое большее отражение именно у этой целевой группы.

Для того чтобы рассматривать сами проблемы культуры языка и их решения, разберем основные причины этого явления. На мой взгляд, основными причинами являются изменение нравственных ценностей в современном обществе нашей страны, распространение в повседневной жизни профессиональной речевой коммуникации, лексики криминальных и молодежных субкультур, а также заимствование иностранных слов и исчезновение из языка некоторых слов и значений.

Профессионализмы – это слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности, проникающие в общелитературное употребление, преимущественно в устную речь. Например, слово “коробка” в языке представителей разных профессий может обозначать: “остов строящегося здания”, “основу оконного или дверного проема” (у строителей); “судно, корабль” (у моряков).

В последнее десятилетие молодежный жаргон активно пополняет компьютерная лексика: переосмысленные русские слова (чайник, зависать, взломать) и многочисленные англоязычные заимствования (юзер, хакер, винда, мыло).

Вообще в последнее время в русский язык активно вливаются заимствования (англицизмы). Итак, чем же обусловлено появление англицизмов в русском языке? Во-первых, это естественно отсутствие в родном языке эквивалентного слова (компьютер, тостер). Во-вторых, тенденция к использованию одного заимствованного слова вместо описательного оборота. Например: короткая пресс-конференция для журналистов – брифинг, встреча на высшем уровне – саммит. Последнюю причину хотелось бы начать с таких примеров, как акцентировать, аналогичный, варьировать. Конечно, эти слова имеют эквиваленты в русском языке, но несмотря на это чаще всего их употребляют именно на английский манер. Это происходит для того, чтобы специализировать тот или иной предмет или понятие.

С одной стороны, многочисленные англицизмы и американизмы, проникающие в русский язык – явление закономерное, отражающее активизировавшиеся в последнее десятилетие экономические, политические, культурные, общественные связи и взаимоотношения России с другими странами, в частности с Америкой. С другой стороны, с грустью приходится констатировать, что в погоне за всем иностранным, мы все больше теряем свою самобытность.

Проблемой молодежного сленга занимаются такие известные языковеды, как И.Р.Гальперин, А.Н.Мазурова, Э.М.Береговская. [7]

Как же решить эти проблемы? Я считаю, что существует несколько путей их решения. Во-первых, нужно обязательно объяснить общественным деятелям, кто пользуется особым вниманием среди масс, о необходимости крайне бережного отношения к родному языку, а также напомнить руководителям средств массовой информации о необходимости качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов. Во-вторых, следует приучать подростков к чтению, для этого нужно пропагандировать классическую литературу. Кроме этого, я считаю, необходимо обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи.

Причины возникновения и употребления молодежного сленга

Результаты анкетирования учащихся по выявлению причин использования сленговыхслов

Ученики пользуются сленговыми словами при разговоре со сверстниками. Такой результат позволяет еще раз убедиться в том, что сленг употребляется людьми определенной возрастной группы.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

Использование сленговых слов в речи учащихся связано с тем, что на языке сленга говорят окружающие их сверстники, слова кратки и эмоциональны, при помощи их легче и быстрее выразить свои мысли. Сленговые слова, употребляемые учащимися, связаны с социумом и учебой, то есть составляют общебытовой словарь.

Современного школьника без сленга представить невозможно. Главные достоинства сленга – выразительность и краткость.

Но любой культурный человек может и обязан выразить любую свою мысль на литературном языке. Если человек постоянно выражает свои мысли языком сленга, ему очень сложно правильно и грамотно выразить свое мнение, поэтому необходимо всячески бороться с любыми проявлениями жаргонизации речи учащихся.

К тому же, невнимательное отношение к нормам произношения, ударения, употребления слов, использование в речи жаргонизмов, вульгаризмов, неоправданных заимствований загрязняют речь, а это ведет в конечном итоге к гибели литературного языка. Очень важно, сохранять бережное отношение к родному языку и передавать это

Алексеев Д.И. Аббревиатуры как новый тип слов// Развитие словообразования современного русского языка. - М., 2006, с.13-38.

Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 2006. - 3. - С.32-41.

Борисова - Лукашанец Е.Г. Лексические заимствования и их нормативная оценка (на материалах молодежного жаргона 80-90 годов). - М, 2005. - 102 с.

Грачев М.А., Гуров А.И. Словарь молодежных сленгов. - Горький, 2004. - 366 с..

Мазурова А.И. Словарь сленга, распространённого среди неформальных молодежных объединений // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. - М., 2004.

Матюшенко, Е.Е. Современный молодёжный сленг как атрибут молодежной субкультуры / Е.Е. Матюшенко // Вестник СНО. 19 / сост. О.В. Иванковская. - Волгоград: Перемена, 2003. - 19. - С. 97-102 (0,4 п.л.).

Никитина Т.Г. Толковый словарь молодежного сленга. - М.: АСТ, 2003. - 736 с.

Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно для царской России, подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1.Понятие о современном русском литературном языке………………
2.Функции языка…………………………………………………………….
3.Язык как средство общения. Язык и речь………………………………
4.Культура речи современной молодежи…………………………………
5.История существования сленга………………………………………….
6..Сленг молодежи в современном мире…………………………………
7.Заключение…………………

Работа содержит 1 файл

речевая культура молодежи.docx

Министерство образования и науки РФ

Реферат на тему:

Дугарова А.А

1.Понятие о современном русском литературном языке………………

3.Язык как средство общения. Язык и речь………………………………

4.Культура речи современной молодежи…………………………………

5.История существования сленга………………………………………….

6..Сленг молодежи в современном мире…………………………………

Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно для царской России, подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны.

1. Понятие о современном русском литературном языке.

Традиционно русский язык является современным со времени А. С. Пушкина. Современный русский язык – один из богатейших языков мира – требует серьёзного, вдумчивого изучения. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, чётким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов. Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык. Национальный язык – это язык русского народа, он охватывает все сферы речевой деятельности людей. В отличие от него литературный язык – более узкое понятие. Литературный язык – это высшая форма существования языка, язык образцовый. Это строго нормированная форма общенародного национального языка. Под литературным языком понимается язык, обработанный мастерами слова, учёными, общественными деятелями.

2. Функции языка.

2) Мыслительная функция. Языковое, вербальное. Язык – это способ мышления.

3) Познавательная функция, накопительная. Язык формирует внутренний мир человека.

4) Номинативная функция. В языке есть лакуны – это понятия, которые не имеют названий.

5) Регулятивная (функция воздействия) – побуждение к действию, запрещение чего-либо, убеждение доказательство. Язык как средство воздействия выступает при помощи интонации, наклонения глаголов, порядка слов в предложении. Регулятивная функция существует, для того чтобы создавать, осознавать и регулировать в человеческом коллективе.

7) Этническая функция – язык объединяет этнос или народ, помогает сформировать национальное сознание.

8) Корпоративная функция – объединяет людей в классы и группы.

9) Эстетическая функция – превращает текст в произведение искусства, рассматривает текст как результат творческого акта автора, в основном это тексты художественной литературы.

10) Эмоционально-экспрессивная функция – позволяет выражать в языке свои чувства, ощущения, переживания.

11) Магическая функция - реализуется в особых случаях, когда наш язык выделяется некой потусторонней силой.

3.Язык как средство общения. Язык и речь.

Речь – это конкретное проявление языка в процессе общения. Именно речь является конкретным связующим звеном при общении. Социальная функция принадлежит речи, а не языку в целом. Речевое общение зависит от обстановки, времени и текста. Единицы речевого общения:

2) контекст (время и место)

3) дискус – это связанный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами

1) прагматический фактор (цель)

2) социокультурный фактор

3) психологический фактор

Речевое событие – это дискус, протекающий в контексте речевой ситуации. Дискус – это словесная речь, то, что говориться, сообщается и то, что сопровождает эту речь: жесты, мимика, движения. Речевая ситуация – это условия, обстановка, участники общения.

4.Культура речи современной молодежи

Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного словесника. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

Десять–двадцать лет — ничтожный срок для развития языка, но в истории бывают такие периоды, когда скорость языковых изменений значительно увеличивается. Так, состояние русского языка в семидесятые и девяностые годы может служить прекрасным подтверждением этого факта. Изменения коснулись и самого языка, и в первую очередь условий его употребления. Общение человека из семидесятых годов с человеком из девяностых вполне могло бы закончиться коммуникативным провалом из-за простого непонимания языка. В качестве подтверждения достаточно указать наиболее заметное изменение: появление огромного количества новых слов (в том числе заимствований) и также исчезновение некоторых слов и значений.

Очевидно, что и сами языковые изменения, и их скорость в данном случае вызваны не внутренними причинами, а внешними, а именно – социальными преобразованиями и изменениями в жизни русскоязычного общества. Прежде чем говорить о современном языке, следует вспомнить его недавнюю историю.

Николай Глазков когда-то написал:

Я на мир взираю из-под столика:

Век двадцатый, век необычайный.

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней.

Двадцатый век оказался чрезвычайно интересным не только для историков, но и для лингвистов. По существу, над русским языком был проведен потрясающий по масштабам и результатам социолингвистический эксперимент. Две крупные социальные встряски — революция и перестройка — затронули не только народ, но и язык. Под влиянием происходящего русский язык изменялся сам, и, кроме того, на него целенаправленно воздействовала власть, ведь язык был ее мощным орудием. В настоящее время сленг является одной из интереснейших языковых систем современной лингвистики.

5.История существования сленга

Неверно, что русский язык в советскую эпоху был неуклюж, бюрократичен и малопонятен. Если же обратиться к непубличной речи, то она изменилась несколько меньше, хотя также испытала различные влияния. Правда, это коснулось не самой образованной части русского народа, а, прежде всего тех, кто наиболее подвержен воздействию телевидения и газет. Русская речь вообще стала более разнообразной, поскольку совмещает в себе разнородные элементы из когда-то не сочетаемых форм языка. В сегодняшней речи не юного и вполне интеллигентного человека мелькают разнообразные словечки: молодежный сленг, немного классической блатной фени, очень много фени новорусской, профессионализмы, жаргонизмы, – вообщем говоря, на любой вкус

Резко увеличился поток заимствований из английского языка. Наибольшее число заимствований приходится на новые области, где еще не сложилась система русских терминов или названий. Так происходит, например, в современной экономике или вычислительной технике. В ситуации отсутствия слова для нового понятия это слово может создаваться из старых средств, а может просто заимствоваться. Русский язык в целом пошел по второму пути. Если же говорить о конкретных словах, то, скажем, принтер победил печатающее устройство. В таких областях заимствования вполне целесообразны и, во всяком случае, никакой угрозы для языка не представляют.

6.Сленг молодежи в современном мире

Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи – и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Исследователи, занимающиеся молодежным сленгом, включают в сферу изучения возраст с 14-15 до 24-25 лет. Сравнение показывает, что лексикон разных референтных групп совпадает лишь отчасти.

Сленг не остается постоянным. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, им на смену приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно. Если в любом другом сленге слово может существовать на протяжении десятков лет, то в молодежном сленге лишь за прошедшее десятилетие бурного мирового прогресса появилось и ушло в историю невероятное количество слов.Но есть и такие вещи, которые не подверглись особым изменениям. Но и их сленговые обозначения не остаются неизменными. Идет процесс смены поколений, и те слова, которые казались модными и смешными пять-семь лет назад, сейчас выглядят устаревшими. Меняется мода, тенденции в обществе, некоторые слова просто надоедают.

Исследовательская работа на тему

В последнее время всё актуальней становится проблема сохранения родной речи, а также активного и уместного использования речевых этикетных формул. Данная исследовательская работа была проведена с целью выявления уровня владения нормами речевого этикета студентами СПО. Для решения данной цели был изучен теоретический материал по данному вопросу и проведено анкетирование студентов.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Речевой этикет современной молодежи

Автор: Жидкова Диана Сергеевна

Специальность/профессия: Сестринское дело

Руководитель работы: Ефимова Ирина Валентиновна

г. Вышний Волочёк

1. Из истории речевого этикета 6

2. Формулы речевого этикета 8

3. Речевой этикет в интернете 13

4. Нецензурная лексика в молодежной среде

4.1. История возникновения 15

4.2. Почему ругаются матом: распространённые причины 17

5. Сленг в молодежной среде 18

5.1. Что оказывает влияние на молодёжный жаргон? 20

6. Анкетирование студентов колледжа 22

Список использованных источников 28

Человек социален по своей природе, он не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.п. Каналом связи с другими людьми является общение. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении - речь. Речь человека - это его визитная карточка. По речи можно судить об уровне образования и интеллектуальном развитии человека, об уровне мышления и его социальной принадлежности, о его эмоциональном состоянии, психическом и физическом здоровье.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2. Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете.

4. Провести анкетирование среди студентов колледжа.

5. Проанализировать результаты анкетирования и выводы разместить в диаграммах.

6. Сделать выводы по теме исследования.

Предмет исследования: речь студентов, уровень владения этикетными формулами.

Методы исследования:

1. Теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования);

2. Эмпирические (наблюдение, анкетирование).

Гипотеза: владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры студента – неразрывно связан с качеством обученности по предметам гуманитарного цикла.

1. Из истории речевого этикета

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

2. Формулы речевого этикета

Мы решили остановиться на самых распространенных в условиях колледжа формулах речевого этикета: формулах приветствия, прощания, благодарности.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые в ходе разговора и в зависимости от того, С КЕМ, КОГДА, ГДЕ и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ вы общаетесь [3] .

Одни из самых употребительных формул вежливости - формулы приветствия. Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим своё знакомство и выражаем желание продолжать его. К приветствию часто добавляют кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй или объятие (невербальное приветствие). Нас беспокоит, когда хороший знакомый, проходя мимо, только слегка кивает головой или вовсе не замечает нас. Ведь перестать здороваться - означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство! И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное к нему отношение и намерение вступить в контакт.

Этические нормы четко регламентируют очередность приветствия: младший первым приветствует старшего, мужчина – женщину, молодая девушка – взрослого мужчину.

Формулы приветствия в речевом этикете

Формула приветствия

Указание на время встречи

Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения.

Формулы прощания

Формула прощания

Прощание на неопределенный срок

Прощайте! Мне пора!

Всего хорошего! Всего доброго!

Будьте здоровы! Бывайте здоровы!

Счастливо!, Пока!, Всего!, Салют!

Честь имею откланяться!

Само по себе прощание привычное, автоматическое речевое действие. Для одних ситуаций мы применяем одни формы, для других другие. Следовательно, в разных ситуациях, с разными собеседниками у нас разные формы прощания.

Известно, что формулы прощания произносят при окончании беседы. Эта формула и означает, что разговор окончен. Много ли прощаний в русском языке?

Но в формуле прощаний, есть другие способы. Например: Прощайте! Мне пора! То есть мы прощаемся на неопределенный срок. У нас в русском языке есть и такие формулы прощания-пожелания: Всего хорошего! Всего доброго! Такие формулы используются либо самостоятельно, либо соединяются с другими словами.

А вот такие формулы прощания выходят из обихода: Счастливо!, Пока!, Всего!, Салют! А такие совсем вышли из моды: Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!

Формулы благодарности

Получается, формулы речевого этикета в русском языке разнообразны. Само по себе эти формулы привычн ые , автоматическ ие речевое действи я . Для одних ситуаций мы применяем одни формы, для других другие. Следовательно, в разных ситуациях, с разными собеседниками у нас разные формы общения.

3. Речевой этикет в интернете

В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые, в частности, представлены использованием глобальной компьютерной сети - Интернет (Internet).

В настоящее время интернет-дискурс изучается с разных сторон: исследуется специфика языковых средств электронной коммуникации, информационное пространство рассматривается в аспекте речежанровой дифференциации, изучается взаимосвязь и взаимовлияние языка и общества, языка и культуры. В последнее время в поле зрения лингвистов всё чаще попадает и этический аспект электронной коммуникации.

Вежливое, уважительное отношение к собеседнику, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными средствами: жестами, мимикой, позой, интонацией. Для этого в интернет-общении активно используются так называемые эмотиконы (смайлы), позволяющие выразить собственное отношение говорящего к сказанному. Чтобы выразить симпатию к собеседнику или показать, что общение с ним приятно, используется стандартный набор смайлов.

Итак, в интернет-коммуникации как относительно новой сфере виртуального общения, обладающей специфическими чертами, правила речевого поведения, в том числе и этикетного, находятся в процессе формирования. Мы можем говорить о трансформации традиционных этикетных средств и появлении нового интернет-этикета, который характеризуется свободой самовыражения, стремлением к речетворчеству, уменьшением количества коммуникативных барьеров. В заключение отметим, что, на наш взгляд, некорректно говорить об отсутствии этикетных норм в Интернете, скорее всего мы являемся свидетелями становления новых форм вежливости.

4. Нецензурная лексика в молодежной среде

4.1. История возникновения

4.2. Почему ругаются матом: распространённые причины

Есть несколько наиболее известных причин, по которым люди выбирают для общения именно нецензурные слова.

Сброс нервного напряжения, излишней агрессии. Многие люди прибегают к жёстким выражениям в конфликте, когда не хотят переводить его в драку. Напряжение снимается. В таких случаях можно посоветовать заняться физическими тренировками. Обучившись единоборствам, регулярно проводя время в спортзале, человек не только сумеет избавиться от негатива, но и приучит себя к дисциплине. Заниматься желательно с тренером, по жёсткому графику.

5. Сленг в молодежной среде

Молодежный жаргон — это словотворчество, а не коверкание языка. Хотя слова зачастую грубы и им придается смысл, противоположный первоначальному значению, они весьма важны для общения в подростковой среде. Это подтверждается и тем, что жаргон видоизменяется со временем, но не исчезает совершенно. [7]

Молодые люди стремятся к краткости, так как именно в этот период жизни стараются все делать быстрее, а значит, и говорить быстро.

Слова часто передают переживания, которые не известны и не понятны взрослым, но естественны в среде подростков. Потому что часто непереводимы.

Отмечают три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.

В настоящее время на развитие молодежного сленга большое влияние оказывает компьютеризация (передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью).

Читайте также: