Встречи со школьниками доклад

Обновлено: 06.07.2024

В современном мире среди большого количества тренингов, курсов, влияющих на развитие, у человека появляется выбор. И почему бы не воспользоваться этой ситуацией, когда кто-то может тебя научить и дать нужную информацию?

Проект

Мысль организации деловых обедов с учениками возникла у меня еще в начале года. Она долго вынашивалась, изменялась. В итоге я пришла к идее не просто полезного общения, но полезного общения со сторонним человеком. Так появился (позволю назвать громким словом) проект обедов с успешными людьми, которые уже сейчас дадут возможность ребятам взглянуть на мир шире и открыть свои границы.

Недавно состоялась первая деловая встреча. Я выбрала человека, который сам вдохновил меня на множество идей и проектов, показал мир с другой стороны и дал толчок (пинок) к развитию. Сделал он это непроизвольно, просто излагая свои мысли. И я знала, что противоречивые (для некоторых) идеи моим ученикам будут интересны, дадут возможность мыслить и спорить с привычным укладом.

Содержание проекта

На встрече мы разговаривали про современное образование, продвижение и заработок средств в соцсетях (и не только), про гимназию и плюсы изучения английского языка , про актуальные на данный момент сферы, про саморазвитие, здоровье и многое другое.

Для чего нужен этот проект?

Встреча проводится вне школы, чтобы дети почувствовали себя более полноценными собеседниками и самостоятельными членами общества. Чтобы ребята смогли поверить в себя и свои силы, задумались о своем будущем уже сейчас. Ребята взаимодействуют на этой встрече не как ученики и участники образовательного процесса, а как ЛИЧНОСТИ прежде всего.

Неформальное общение дает возможность высказать свои мысли такими, какие они есть, без ограничения во времени и словах. Она дает много полезной информации, вдохновляет, помогает понять, как устроено современное общество. Можно выпить лимонад, чай, пообедать салатиком или насладиться десертом при приятном общении.

Следующую встречу решили провести с настольными играми, чтобы никуда не спешить и побольше пообщаться, ведь сейчас так мало живого общения!

Педагогическое искусство, как и любое другое искусство – это прежде всего творчество в самом широком смысле этого слова. Удачным такое творчество будет в том случае, если педагог согласовывает свои действия с требованиями педагогической науки, опирается на них.

Учителю приходится действовать иногда в сложных, непредвиденных ситуациях. Это требует от него находчивости, изобретательности, большой гибкости ума. Подобные качества не приходят сами собой – они результат непрерывной работы учителя по углублению научных знаний, по овладению педагогическим искусством.

Рассмотрим несколько примеров того, как можно и как нельзя проводить традиционные встречи школьников с представителями общественности: с передовиками промышленного и сельскохозяйственного производства, участниками гражданской или Великой Отечественной войны, работниками службы быта, учителями, врачами.

С точки зрения задач подготовки учащихся к самостоятельной жизни и деятельности эти встречи имеют особо важное значение – они являются действенным средством воспитания патриотизма, коллективизма и других нравственных качеств личности, эффективно влияют на формирование положительного отношения к труду, способствуют выявлению профессиональных интересов.

Лучшие классные руководители считают организацию встреч с представителями общественности одной из своих важнейших обязанностей, всегда тщательно к ним готовятся.

В шестом классе запланирована встреча с рабочим. Классный руководитель задолго до встречи обдумал, как ее провести.

Ясность задачи, поставленной педагогом, помогла рабочему найти нужный тон и нужный сюжет рассказа. Ребята заинтересовались заводом, профессией, личностью самого рабочего.

Ребята знали, что выступающий перед ними комбайнер удостоен высокой награды – ордена Ленина. Особую ценность поэтому приобрели его слова о том, каким образом достигается успех в работе механизатора, как он ухаживает за машиной, как кропотливо ремонтирует ее, готовясь к уборке урожая, как бдительно следит за работой всех механизмов.

Из рассказа агронома ребята узнали, как зародилась у него мечта о профессии, как он добился ее осуществления, что является главным в его деятельности, какими знаниями, умениями и навыками надо владеть, какими чертами характера обладать, чтобы добиться успеха в профессии агронома.

Задача профессиональной ориентации не может быть решена формальными методами. Встречи, которые организуются без тщательной подготовки, без учета возрастных особенностей, интересов ребят, оказываются малоэффективными.

В одной из школ г. Алма-Аты классный руководитель пригласил через одного из родителей на встречу летчика.

– Как-то неудобно говорить в основном о себе, – ответил тот. Неуместная в данном случае скромность! Ребята ее не поняли и, конечно же, не оцепили.

Вряд ли эта учительница осознавала в полной мере всю серьезность встречи детей с представителями производства. Если организованная таким образом встреча и состоится, то пользы от нее, заранее можно сказать, никакой не будет.

– Вы, я вижу, заботливый учитель, не поленились придти ко мне. Представьте, я первый раз слышу такие советы. Мне не раз приходилось выступать перед школьниками и, честно скажу, не всегда получалось удачно.

Таким образом, тщательная подготовка является необходимым условием успеха встреч с интересными людьми.

Однако не всякая предварительная беседа с приглашенным к учащимся представителем советской общественности приносит пользу.
В одной из школ к встрече с бывшим чапаевцем готовились несколько дней, а все чуть было не провалилось из-за того, что классная руководительница, побывав у чапаевца дома, попросила его главным образом о том, чтобы он обязательно пристыдил ребят за двойки. Старый чапаевец (ему было за семьдесят) не сориентировался и свое выступление начал так:
– Все, что мы делали, все это для вас, для того, чтобы вы хорошо учились, а вы, оказывается, двойки получаете, вот и учительница на вас жалуется.
Помолчав, он снова обратился к классу:
– Кто же это такие?
– А ну-ка встаньте, кто двойки получал, – грубо потребовала классная руководительница.
Трудно сказать, куда завело бы такое начало встречи, если бы на ней не присутствовал методист со студентами-практикантами из пединститута. Увидев, что встреча сводится к голому морализированию, методист написал на отдельных листках несколько вопросов к чапаевцу, раздал их детям, затем подошел к учительнице, тихо сказал ей:
– Посадите ребят, разрядите обстановку, я дал некоторым из них вопросы, пусть они их зададут гостю.
Это в какой-то мере спасло положение.

Из всего этого следует очень важный вывод: где бы, когда бы и с кем бы ни проводилась встреча, в каждом отдельном случае прежде всего необходимо иметь ее конкретную цель, определить, какой идее будет она подчинена. Именно к этому обязывает каждого учителя важнейший принцип советской педагогики – принцип идейности и целенаправленности.

К встрече с представителями общественности надо готовиться двусторонне: с одной стороны, помочь приглашенному или группе приглашенных уяснить, зачем их приглашают, чего от них ждут, а с другой – провести определенную работу с учащимися.

Ребята должны заранее знать о предстоящей встрече и готовиться к ней. То, что необходимо непосредственно для самой встречи, каждый классный руководитель может готовить по-разному. Одни отдают предпочтение художественной самодеятельности, другие готовят альбомы, фотоснимки, выставки детского творчества, третьи стремятся показать результаты учебной и трудовой деятельности учащихся и т. д.

Следует особо продумывать вопрос о времени проведения встреч. Опыт показывает, что целесообразнее проводить их не сразу после уроков, а после отдыха ребят от учебных занятий.

Сколько дней нужно готовиться к встрече – это тоже немаловажный вопрос. В среднем на подготовку уходит от десяти до двадцати дней. Много это или мало, зависит в каждом отдельном случае от конкретных обстоятельств. Бесспорно одно: к каждой встрече необходимо тщательно готовиться, проявляя при этом должную педагогическую зоркость.

Где проводить встречу? Здесь надо исходить из характера самого мероприятия. Встречи с такими людьми, как ветераны революции, участники Великой Отечественной войны, лучше всего проводить в классе. Встречи же с передовиками производства более интересно проходят непосредственно на производстве, где ребята могут не только послушать, но и посмотреть, как работает тот или иной труженик. Неплохо, когда проводятся двукратные встречи с одним и тем же производственником: сначала приглашают его к себе в класс, а затем идут к нему на завод, в цех или в колхозную бригаду.

В школу на встречу была приглашена одна из лучших работниц швейной фабрики. Выступая перед ребятами, она оказалась в затруднительном положении: не знала, с чего начать, что интересует ребят. Поэтому рассказ ее получился коротким и бессистемным. Увидев, что ребята неудовлетворены ее выступлением, она сказала:
– Приходите лучше ко мне на работу, я вам все расскажу, а тут у меня как-то плохо получается.
Ребята единодушно приняли приглашение и побывали на швейной фабрике, Встреча прошла с большой пользой для учащихся и надолго запомнилась им.

Наконец, последнее замечание: приглашенного надо хорошо представить учащимся! Казалось бы, это элементарная, сама собой разумеющаяся деталь, но, как ни странно, некоторые классные руководители не придают ей значения. Иногда встречи проводятся неожиданно для ребят (какой-то интересный человек заехал в село на один-два дня или кого-то прислали из районо без предупреждения). И вот в такой ситуации один классный руководитель открыл встречу так:

Кто такой Иван Николаевич, о чем будет рассказывать, почему его пригласили – ничего этого не было сказано, и, естественно, ребята с недоумением смотрели на незнакомого человека. Ему пришлось самому называть и свою фамилию, и свое звание, и занимаемую должность.

Встречи школьников с представителями общественности – это живое общение с действительностью, с жизнью. Чем внимательнее к ним относится классный руководитель, чем тщательнее продумывает все детали, тем больше приносят они пользы.

Тематические встречи, беседы, брифинги для учащихся старших классов и студентов колледжа

Классные часы такого вида наиболее популярны среди старшеклассников, поскольку проходят в более свободной форме, предлагают общение между одноклассниками и взаимодействие друг с другом. Ученики имеют возможность в неформальной обстановке лучше узнать друг друга, улучшить свои взаимоотношения.

Тематические беседы, встречи и брифинги помогают ученикам решать собственные психологические и социальные проблемы, а также участвовать в обсуждении событий, происходящих в повседневной жизни. Старшеклассники учатся не только мыслить, но и выражать свои мысли словами.

Тематические встречи для старшеклассников

Тематические беседы для старшеклассников

На тематических беседах рассматриваются или обсуждаются актуальные для школьников вопросы, касающиеся их нравственного, этического, эстетического воспитания, а также охватывающие психологические проблемы, присущие школьникам их возраста. На таких классных часах часто используются реальные примеры из жизни.

Основное усилие преподавателя должно быть направлено на организацию общения. От этого зависит эффективность бесед. Если школьникам будет скучно и неинтересно, они ничего не возьмут для себя из проведенных встреч, воспитательные цели не будут достигнуты.

В общении должно происходить осмысление школьниками собственных качеств, ситуаций, проблем, а также размышление и самостоятельный поиск решений. Классный руководитель должен проанализировать нравственную ситуацию в классе, чтобы понять, разбор каких тем действительно интересен и необходим для учеников.

Беседы со старшими школьниками не должны носить слишком назидательный характер. Чтобы ученики захотели внутренне измениться, они должны сами прийти к мысли о необходимости таких изменений и самостоятельно принять решение. Жесткое навязывание этических и нравственных норм со стороны преподавателя может вызвать реакцию сопротивления и привести к противоположным результатам. К вечным истинам надо подводить ребят путем совместного размышления о смысле жизни, истине и т. п. Школьники должны научиться сами решать возникающие в их жизни проблемы.

Тематические беседы могут проходить в виде:

2) этических бесед;

Дискуссии. Дискуссия представляет собой публичное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, проблемы. При этом каждая сторона должна аргументировать свою позицию.

Дискуссии являются наиболее популярной формой общения среди старшеклассников. Здесь удовлетворяются основные потребности молодых людей — потребность в общении и в признании. Непринужденная обстановка дискуссий позволяет свободно высказывать свое мнение любому участнику.

В дискуссии на заданную тему у классного руководителя должна быть своя собственная позиция. Он тоже должен подготовить аргументы по ее защите, а также изучить другие позиции. Во время дискуссии учитель преподносит свою позицию в качестве одной из возможных. При этом он может донести свое мнение до учеников, никак не навязывая его. Школьники как бы сами открывают истину.

Несмотря на то, что дискуссия проходит в более свободной форме и непринужденной обстановке, она требует от преподавателя тщательной подготовки. Эффектив­ность обсуждения редко свойственна спонтанным рассуждениям. Преподаватель должен твердо знать материал, но при этом не надо чрезмерно полагаться на свои силы.

Чтобы оценить эффективность дискуссии, можно задать себе следующие вопросы:

■ Все ли ученики принимали участие в дискуссии?

■ На что дискуссия была больше похожа: беседу, обсуждение или просто лекцию?

■ Не пытался ли кто-либо из учеников занять место ведущего во время обсуждения темы?

■ Привела ли дискуссия учеников к более глубокому пониманию обсуждаемой проблемы или рассматриваемой темы?

■ Нужны ли были вопросы для направления дискуссии?

■ Удалось ли придерживаться темы во время обсуждения?

■ Удалось ли подвести итоги и сделать нужные выводы? Во время дискуссии преподаватель должен как можно меньше высказываться сам, предоставив как можно больше говорить ученикам. Дискуссии бывают:

3) дискуссии экспертов;

4) дискуссии между коллективами.

Контролируемые дискуссии. Весь класс делится на группы по 3-5 человек. В каждой группе выбираются руководитель и секретарь. Всем предлагается какая-либо тема, по которой ребята дискутируют внутри группы в течение 10-15 мин и записывают свои выводы, предложения, затем секретари групп зачитывают эти списки перед всем классом.

Неконтролируемые дискуссии. Класс делится на группы из 8 человек. Задается тема дискуссии, которую обсуждают в течение нескольких минут. При этом участникам не надо делать каких-то выводов или выводить какие-либо принципы. Но они могут делиться своими творческими идеями или предложениями. Группа принимает их без комментариев, составляя списки высказанных идей. Затем эти списки секретари групп представляют на обсуждение и для оценки всему классу.

Дискуссии между коллективами. Классный руководитель объявляет тему дискуссии и делит класс на две группы, одна из которых поддерживает высказанную мысль, а другая противоречит ей. Можно, чтобы школьники сами выбрали сторону, которая им больше импонирует. По два или три человека с каждой стороны начинают дискутировать. Остальные школьники тоже могут участвовать в обсуждении темы, выражая свое одобрение, задавая вопросы, подвергая ответы сомнению.

Через некоторое время ученики, чье мнение в ходе рассуждений изменилось, могут пересесть на сторону оппонентов. Побеждает та команда, на чьей стороне окажется больше учеников.

В помощь преподавателю

Когда дискуссия будет окончена, можно представить школьникам какую-нибудь конкретную жизненную ситуацию, которая может случиться с ними. Учитель предлагает обсудить пути решения возникшей проблемы с помощью выводов, которые старшеклассники сделали в ходе дискуссии.

Этические беседы. На классных часах в виде этических бесед проводится обсуждение поступков сверстников для того, чтобы прийти к определенным нравственным убеждениям, правилам поведения, жизненным принципам. Для этических бесед используются примеры из повседневной жизни, школьных событий, а также художественных произведений, публицистики и т. д. Схема проведения этических бесед:

2) объяснение произошедшего и анализ обстановки, поведения, причин и следствий (при этом необходимо вовлекать в обсуждение школьников);

3) обобщение всей полученной информации;

4) вывод нравственного принципа, правила поведения и т. п.;

5) обсуждение путей применения сделанных выводов;

6) оценка собственного поведения в свете вновь приобретенных нравственных понятий, принципов.

Тренинги. Учащиеся имеют возможность обыграть проблемную ситуацию, т. е. вжиться в роль и таким образом попытаться найти решение. Тренинг помогает приобрести практический опыт реакции, поведения и переживаний.

Школьники учатся в процессе общения со своими сверстниками. При этом они пробуют анализировать обыгранную и пережитую ситуацию, понимать причины того или иного поведения других учеников, познавать себя и своих одноклассников, черты характера. Большим плюсом тренингов является возможность обсуждения возникших вопросов и проблем в коллективе. Обыгрывание ситуаций позволяет на практике закрепить усвоенные принципы и правила.

Тематические брифинги для учащихсая старших классов

Брифинг проходит в виде пресс-конференции. В данном случае на классный час приглашаются эксперты, которые отвечают на вопросы школьников по заданной теме. Обычно на пресс-конференции какая-нибудь известная личность дает комментарии по поводу произошедшего события, а потом отвечает на вопросы прессы. В брифинге первая часть опущена, т. е. сразу следуют вопросы и ответы.

Подготовка тематического брифинга. В первую очередь необходимо определиться с темой. Она должна быть актуальной и интересной. При этом ставятся цели брифинга — чему должны научиться школьники, какие сделать выводы.

В соответствии с темой на брифинг приглашаются люди, которые смогут отвечать на вопросы в качестве экспертов. Необходимо заранее договориться о посещении ими классного часа, а за день желательно еще раз обзвонить приглашенных людей. Время и место проведения классного часа обговариваются вместе с гостями. Продолжительность такого общения не должна быть более 30 мин.

За неделю до тематического брифинга необходимо раздать пресс-релизы, в которых указываются тема, план, информация о приглашенных гостях и основные направ­ления беседы. Школьники должны подготовить вопросы, которые классный руководитель затем отдает приглашенным экспертам, чтобы те могли подготовить ответы.

В помощь преподавателю

Во время проведения встреч, бесед, брифингов могут возникнуть некоторые трудности. Как справляться в сложных ситуациях, направляя общение в нужное русло?

Некоторые ученики мешают проведению дискуссии. В этой ситуации не следует срываться на проблемных учениках. Необходимо учитывать, что могут быть при­чины подобного поведения. Надо постараться выяснить, что это за причины. Для этого необходимо понаблюдать за учеником и попробовать выяснить, что стало причиной возникшей с ним проблемы, как можно ее решить и как следует поступить в первую очередь. Можно посоветоваться с другими педагогами по этому поводу.

Дискуссия стала непредсказуемой. Такая проблема вполне может возникнуть, поскольку ответы школьников не всегда можно предугадать. Они могут легко увлечься не тем аспектом освещаемой темы и начать развивать свои мысли в этом направлении. В такой ситуации необходимо уметь вовремя менять акцент беседы.

Если вопрос, предложенный для обсуждения, не увлек школьников, необходимо иметь в запасе несколько других вопросов, удовлетворяющих основным целям дискуссии.

Как значимо и важно, чтобы в жизни подростка было побольше разнообразных событий, новых людей! Ведь наша жизнь – это события и воспоминания. И важно, чтобы ребятам было, что вспоминать, чтобы в их мозгу запечатлевались прекрасные секунды бытия. Это разнообразие сильно и ярко влияет на их будущую жизнь.

В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели – расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.

Когда обучающийся непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.

Слайды 2-3. Музей – это тот остров духовности в современном художественном процессе, куда еще не добрался ураган полукультуры. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность.

Слайд 9. Особое значение мы уделяем экскурсиям в храмы. Так, ежегодно мы посещаем Храм Преображения Господня. Цель таких посещений - духовно-нравственное воспитание обучающихся. Здесь ребята встречаются с председателем общества трезвости Крюковым Иваном Вячеславовичем. Во время беседы Иван Вячеславович обсуждает с обучающимися вопросы, посвященные темам семьи, нравственности и здорового образа жизни. На простых и ярких примерах Иван Вячеславович объясняет православное понимание извечных вопросов человеческого бытия: что есть добро и зло, что такое совесть, какую роль она играет в жизни каждого человека и другие. Такие встречи проходят живо и интересно, обучающиеся всегда задают вопросы, чувствовалось. Такие встречи особенно важны, так как несут духовное тепло, помогают ребенку быть добрее, милосерднее, почувствовать себя защищенным от пагубных проявлений сложного мира.

Слайды 10-11. Массу приятных и незабываемых впечатлений, заряд позитива и хорошего настроения обучающиеся получают при посещении контактного зоопарка. Подобные экскурсии прививают любовь к животному миру, вызывают желание заботиться о них.

Слайд 14. Следующим местом проведения досуговой деятельности и социального воспитания подростков становятся клубы по месту жительства, военно – патриотический и историко – патриотические клубы. Тут подростки общаются, развивают коммуникативные навыки, творческие и спортивные способности.

Таким образом, школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.

Читайте также: