Живопись русского барокко доклад

Обновлено: 02.07.2024

Барокко как термин, появившийся у критиков во второй половине XVIII века, носил вначале негативный оттенок и означал нечто странное и нелепое, неестественное и деформированное. В общем, некую безвкусицу, не соответствующую чётким и ясным классическим канонам. Так его использовали вплоть до конца XIX столетия, когда вливание в искусство мощной линии символизма, заставило искусствоведов пересмотреть отношение к барочной эстетике.

Характерные особенности барокко

Какие же у всего этого были последствия, отразившиеся на художественном языке живописцев?

Ренессансная ясность форм, базировавшаяся на представлении о гармоничном и антропоцентричном мире, стала неактуальной. А побочным последствием — уход от простоты: естественность не только вышла из моды, но и стала ассоциироваться с невежеством, дикостью и примитивностью. Отсюда и вычурность, броскость форм.

Торжество католицизма в эпоху Контрреформации, а затем установление абсолютизма в Европе способствовали усилению пышности, роскошности, торжественности в искусстве.

Кстати, барокко — явление, характерное преимущественно для католических стран. Оно чуждо суровому протестантизму. Отсюда и своеобразие голландского барокко, более строгого и стремящегося к реализму. Различия в живописи Фландрии и Голландии наглядно показывают результат разделения страны на католическую и протестантскую.

Образы становятся эмоциональными и драматичными, отражая контекст эпохи. В искусство вторгаются бурные страсти в действии, противопоставляемые ренессансному спокойствию и рациональности. Искусство приобретает силу стихии.

Палитра на картинах в эпоху барокко тоже претерпевает изменения: мастера выбирают интенсивные цветовые решения, активно работают с контрастами, сталкивают свет и тень.

Композиции становятся динамичными, напряжёнными, а порой асимметричными, неустойчивыми и даже хаотичными.

Огромное значение приобретают аллегории, символы, метафоры. Зрителю словно предлагается поучаствовать в разгадке тайн этого сложного, непонятного мира.

В реальность часто вплетается заблуждение, отражающее представление об иллюзорности мира, который видит человек. На картинах часто появляются зеркала: с одной стороны, они говорят о том, что мир — не то, что мы видим, а с другой — подталкивают к поиску тайных смыслов.

Аффектация, живописный пафос, драматизация наполняют сюжеты в стиле барокко. Художники часто обращаются к темам, которые полны сильных переживаний и трагических конфликтов.

Страстность и эмоциональность у многих живописцев находят выход в чувственности. Например, у Рубенса становится доминантой телесная жизнерадостность. В этом подходе отразилась жажда жизни, побеждающая трагическую сложность бытия.

С другой стороны, мощной волной проходит через искусство барокко сакральность, трансцендентность, порой выражающиеся в экзальтированности образов.

И ещё одна примета эпохи барокко: мастера-живописцы не боятся изображать уродливое и безобразное, если это необходимо для реалистичности, передачи эмоций и реализации идеи.

Резюмируя, можно констатировать, что барочная живопись усилила в искусстве эмоциональное начало. Для полотен эпохи характерны динамика, страстность, обращение к сильным чувствам. Картины наполнены жизнью в самых разных её проявлениях, будь то чувственная непокрытая телесность Рубенса или психологическая напряжённость Рембрандта.

История зарождения, расцвета и угасания барокко

Эпоха барокко последовала за эпохой Возрождения. Но история и искусство — не набор схем, поэтому неверно представлять, что в XVI веке ещё творили в ренессансном стиле, а в XVII внезапно начали писать картины и создавать другие художественные произведения в новой манере. Барочные мотивы звучат уже в творчестве мастеров Позднего Возрождения — Тициана (Tiziano), Тинторетто (Tintoretto).

Переходным этапом между барокко и Возрождением стал маньеризм. Художники-маньеристы искали новые формы выражения чувств, использовали различные изобразительные эффекты, стремились удивить зрителя изысканной и вычурной подачей. Но маньеризму не хватило концептуальной целостности и художественной зрелости, достигнутой мастерами барокко. Некоторые исследователи считают маньеризм переходным стилем, другие относят его к раннему барокко.

Уход барочной эстетики со сцены тоже не был одномоментным. В XVII столетии возник классицизм как антитеза барокко. Эти два стиля сосуществовали вместе на протяжении довольно длительного времени.

Угасая, барокко передало эстафету изящному рококо — своей, можно сказать, облегчённой версии, лишённой драматизма и провозгласившей доминанту чувственной беспечности.

Многоликость барокко

Стиль барокко был неоднороден. Глядя на полотна Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn) и, скажем, Филиппа де Шампань (Philippe de Champaigne), трудно сразу найти общие черты.

Некоторые направления барокко были очень своеобразны:

Самые известные художники барокко

Итальянская школа в XVII-XVIII веках теряет лидирующие позиции. Если не считать особняком стоящего Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), итальянская живопись практически не дала в этот период всемирно известных имён. Тем не менее, стоит упомянуть целое созвездие мастеров, без которых европейское искусство однозначно было бы беднее:

В целом же художественное лидерство в эпоху барокко переходит с Апеннинского полуострова на Пиренейский, а также на европейский север — во Фландрию и Голландию.

Барокко. Эль Греко. «Изгнание торгующих из храма

В Испании XVII век — это период мощного расцвета живописи. В это время здесь творили:

Крупными величинами среди фламандцев являются также Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck), Франц Снейдерс (Frans Snyders) и Якоб Йорданс (Jacob Jordaens).

В Голландии, как уже говорилось, барокко было более сдержанным по форме, но глубоким по содержанию конфликтов. Большую известность приобрело творчество Яна Вермеера (Jan Vermeer van Delft) и Франца Халса (Frans Hals).

А с наибольшей силой духовную мощь вечных тем воплотил в живописи Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), которого привлекали сюжеты, где человеческие переживания достигают своего пика.

Шедевры этих мастеров-живописцев украшают лучшие музеи мира. Но и произведения их коллег второго-третьего эшелона тоже ценятся высоко. Это выгодная инвестиция: вложение в бессмертные ценности. Картины старых мастеров на сайте VeryImportantLot всегда пользуются большой популярностью. В зависимости от известности автора, стоимость работ на аукционах составляет от нескольких тысяч евро. Посмотрите многочисленные фотографии антиквариата эпохи барокко в поисковике портала, ознакомьтесь с аукционными ценами на картины, мебель, предметы интерьера.

Барокко

Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Первоначально изменились мировоззренческие представления о человеке и мироздании, благодаря эпохальным научным открытиям того времени. В дальнейшем возникла необходимость власти создать имитацию собственного величия на фоне материального упадка. Для этого стали использовать художественный стиль, прославляющий могущество знати и церкви. Однако человек стал ощущать себя деятелем и созидателем и уже в сам стиль прорвались дух свободы и чувственность.

Этот художественный стиль возник в Италии, в частности в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Ее территория начинает подвергаться нападению со стороны иностранцев – испанцев и французов. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Церковь и знать стремилась показать свою мощь и состоятельность, но так как денег на это не было, они обратились к сфере искусства. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.

Основными чертами данного стиля являются торжественность, парадность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамичность.

Искусство барокко обладает смелыми контрастными масштабами колористики, тени и света, совмещении фантазии и реальности. Живописи этого направления характерны прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничном и многообразном мире, его непостоянстве.

Святое Семейство, Антонис ван Дейк Томас Говард, 2-й граф Арундель, Антонис ван Дейк Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон, Антонис ван Дейк

Человек – это часть мира, сложная личность, которая переживает жизненные конфликты.

Интерьер стали украшать портретами, подчеркивающими положение человека в обществе. Также очень популярны портреты правителей, на которых они изображены с античными Богами. Для барокко также свойственны натюрморты с изображением даров природы.

Джованна Гарцони Благая весть, Филипп де Шампень Джованна Гарцони

Художники направления барокко

Известными представителями барокко являются Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Маульберч.

Никому не удавалось изобразить людей и животных в смертельной схватке так, как Рубенсу.

охота-на-калидонского-вепря,-Рубенс

Раньше художниками изучались прирученные звери, они изображали их вместе с людьми. Эти работы обычно демонстрировали анатомические знания о строении животных. Их образы брали из рассказов Библии или мифов. Воображение художника порождало реальные картины сражающихся людей и зверей в настоящей схватке.

К этому стилю относятся и другие мастера живописи, к примеру, Караваджо и его последователи. Их картины реалистичные и обладают мрачными цветами.

Караваджо – наиболее значимый творец среди итальянских художников.

Его картины основываются на религиозных сюжетах. Им создан контраст эпох между поздней античностью и Новым временем.

Марта и Мария Магдалина, Караваджо Музыканты, Караваджо Христос у столба, Караваджо

В Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Польше, Литве стиль барокко переплетался с тенденциями рококо. Так, во Франции основным стилем 17 века считался классицизм, барокко же считалось до середины столетия побочным течением, но в дальнейшем оба направления объединились в один большой стиль.

В Российской Империи барокко появилось в первой половине 18 века.

Русское барокко не обладало мистицизмом и экзальтацией, характерными для стран Европы, а имело национальные особенности. Русский стиль обладал чувством гордости за государственные успехи и народа. Живопись освободилась от средневековья и религии и обратилась к темам светского общества, к образу человека-деятеля.

Портрет Екатерины I с арапчонком, Адольский И-Б.Г. Портрет напольного гетмана, Никитин И.Н. Портрет Перта I, Никитин И.Н.

Повсеместно эволюция Барокко пришла к грациозности и легкости рококо. Оно переплеталось с этим стилем. А с 1760-ых годов его полностью вытеснил классицизм.

Художниками барокко были открыты новые способы интерпретации формы в пространстве, ее постоянно изменяющейся жизненной динамики. Они активизировали мировоззрение и показали, что жизнь едина с чувственной и телесной сущностью бытия. А трагические конфликты в живописи барокко создавали основу прекрасного.

Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.


Русское барокко — обычное название для разновидностей стиля барокко, которые были сформированы в российском государстве и в Российской империи в конце XVII-XVIII веков:

Петровское барокко (с 1700 по 1720-е годы) — набор индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашенных Петром I для строительства новой столицы, Санкт-Петербург.
Елизаветинское барокко (с 1730-х по 1760-е годы) является гибридом петровского и московского барокко с северо-итальянскими интродукциями. Наиболее полно воплощены в грандиозных зданиях Ф. Б. Растрелли.

Историческое прошлое
Искусство на территории России длительное время развивалось независимо от пути, по которому шли другие европейские страны. Только под властью Петра I произошло сближение с Западной Европой и включение русского искусства в текущие перемены, происходящие на этом континенте. Однако ранее, особенно в эпоху Возрождения, было видно влияние европейского искусства на национальные традиции.

Во второй половине шестнадцатого века в архитектуре появились две стилистические тенденции. Были построены православные церкви, в которые в эпоху Возрождения были включены традиционные и возрожденные элементы, а также предметы, относящиеся к деревянной священной архитектуре. Заменяя обычно используемую древесину камнями или кирпичами, церкви, поддерживающие квадратный или восьмиугольный план, все еще были возведены и увенчаны традиционными русскими крышами палаток над полами кошерных деревьев — например, церковь Вознесения в Коломенском на окраине Москвы , построенный в 1532 году. В более сложных решениях главный интерьер был окружен часовенками с крышами в форме традиционных луковичных куполов — например, собор Василия Блаженного был построен в 1555-1561 годах в Москве.

Московский барокко
В 1652 году Никон стал патриархом Москвы и всей России. Его реформы, в которых он стремился гармонизировать литургическую практику Русской Церкви с греческой традицией, также повлияли на архитектуру. Он запретил использовать элементы, связанные с западным искусством, а также традиционные элементы русской архитектуры, которые считались слишком светскими, например, палаточные крыши). Для западных влияний не потребовалось много времени. Поселение Переяслав (1654 г.), перемирие Андрушув, подписанное в 1667 г., и подчинение Москвы так называемой Заднепце с Киевом и Смоленском и вывод Никона из власти (1666 г.) вновь открыли Москву к новым тенденциям в дизайне. Первые влияния барокко в современной России можно увидеть уже в первой половине семнадцатого века, например, несертифицированный деревянный храм Святой Троицы в Себе (1625 г.) и церковь в Трубческе (1640-1645 гг. ) в стиле польского барокко. Барокко, которому удалось вступить в Украину в середине XVII века (так называемое казачье барокко), оказало значительное влияние на московскую архитектуру в начале 1880-х годов. Польское, сарматское и Вильнюсское барокко также оказали незначительное влияние. Часто, особенно с учетом ранней фазы московского барокко, также используется имя барокко Нарышкинский (от фамилии боярской семьи). Нарышкин, основатели многих новых церквей). Иногда выделяются короткие периоды барочного и строганского барокко. Несмотря на господство барокко, архитектура стиля русской архитектуры XVII века все еще развивалась в провинциях на основе старой Москвы и местных моделей.

Примеры сакральной архитектуры

Москва и его окрестности:
Здания Новодевичьего монастыря в Москве с 1682 по 1688 год, в т.ч.
Православная церковь Преображения Господня, построенная в 1687-1689 гг.
Успенская церковь, построенная в 1685-1687 гг.

Рязань
Совет Бориса и Глеба в Рязани (1686, арка Яков Бухвостов)
Кремлевский собор Успения Пресвятой Богородицы (русский: Успенский собор Рязанского кремля)), построенный в 1693 — 1699 гг.
Церковь Святого Духа (рус.: Церковь Святого Духа), построенная в 1688 — 1689 гг. И церковь надбамны Иоанна Крестителя (церковь Ионн Предтечи) с 1698 года в монастыре защиты Божией Матери в Солоцци (русский : Сольчинский Покровский монастырь) возле Рязани,

Путивль
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Мольцаньского монастыря, перестроенный в стиле барокко в 1778 году — уникальный, единственный сохранившийся памятник Московского барокко в Украине
Примеры светской архитектуры
Наиболее примечательные примеры светской архитектуры включают башню Сухарева в Москве (1692-1695), в которой, среди прочего, находилась вторая старейшая (после Архангельской) астрономической обсерватории в России, здание Славо-греко-латинской академии в Москве ( 1687), дворца Воробьёвского (1687 г.), палаты Троекурова в Охотном ржаде (1696 г.), дворца усадьбы на Красной площади (1697 г.), особняка Гагарина на Большом Жубинасе (1699 г.) и здания Приказского Цимского в Москве (около 1700 г.) ).

Монастырь введения Богоматери в храм в Солвижегудку с советом того же призыва (около 1680-1697)
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке (около 1680-1697)
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Устудзиене (1694 г.)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1696-1719).
Влияние стиля Строгана также видно в ряде зданий и зданий, связанных с рядом зданий в Москве и окрестностях:

Барокко golicyński
Барочная голика (1690-1714) была самой радикальной тенденцией в барокко Москвы, полностью отвергая все элементы традиционной русской архитектуры. Название стиля происходит от князей Голицыных, в частности Василия Голицына, который отвечал за регентство Зофии. Наиболее яркие примеры стиля голикан — церкви и дворцы, предназначенные для заказа Голицына.

Сибирское барокко и другие местные формы
Сибирское барокко (18 век) характеризовалось особенно богатой декоративностью, развитием традиций узороции, московского и казацкого барокко, влияниями азиатского искусства, особенно буддийского и китайского. Самыми старыми примерами сибирского барокко являются церковь Спасителя в Иркутске (1706-1710) и церковь Спасителя в Тобольске (1709-1713). Православная церковь Воздвижения Креста Господня в Иркутске (1747-1758) считается образцом сибирского барокко.

Барочные времена Петра Великого
Барокко Пиотровского (с 1697 по 1830-е годы) — оно было создано под влиянием индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приведённых царем Петром I. Царь Петр I после возвращения из поездки в Западную Европу (1698 г.) ввел ряд изменений в России, стремящихся к экономической и политической трансформации страны и строительства новой столицы страны — Санкт-Петербурга. Vojeslav Molè отмечает, что было много иммигрантов из зарубежных стран, чье творчество не впитало в себя российское содержание, а это означало, что оно оставалось неактуальным для развития русского искусства; но чем больше, тем важнее среди них те, чья работа настолько выросла с реальностью России, что стала просто русской. Из местных представителей барокко Пиотова особенно выделяется Михаил Земцов.

После победы над шведской армией, защищавшей опорные пункты Нотбург (1702) и Ниенцак (1703), Россия получила доступ к Балтийскому морю. Воспользовавшись расположением Нотбурга, в 1703 году царь начинает строительство новой крепости Петербурга. После победы в Полтаве (1709) было принято решение построить не только крепость, но и весь порт города в этом месте. С самого начала, по желанию Петра, иностранцы из Англии, Германии, Италии, Франции и Нидерландов работали над строительством Санкт-Петербурга. Осуществляя проекты иностранцев, город был построен в стиле барокко, влияя на его различные оттенки. Первые урбанистические концепции были представлены Доменико Трезини и Жаном-Батистом Александром Ле Блондом. По просьбе царя они также разработали проекты типичных домов для жителей, представителей различных социальных слоев (Трезини разработал два проекта небольших домов для более бедных слоев, Ле Блонд разработал двухэтажный дом для состоятельных жителей). Здания были построены вдоль одной линии зданий, выделенных на улицах. Мансардная крыша, облицованная плиткой, мансардой, освещенной мансардными окнами, прямоугольными окнами в декоративных рамах (прилавках) и красочной штукатуркой, является характерным типичным зданием в Санкт-Петербурге в начале восемнадцатого века. Действия, предпринятые царем, обеспечили последовательное выражение зданий города. Самые интересные объекты этого периода включают светские и сакральные представительные здания. Проекты многих из них были созданы при активном участии царя (например, дворцово-садового комплекса Петергофа). Репрезентативные здания этого периода отличаются тихими, плоскими возвышениями, покрытыми преимущественно темно-синей штукатуркой. Их оживляют пилястры и скромные скульптурные украшения в белом цвете, контрастирующие с фоном. Среди иностранцев, работающих от имени Петра I и его преемников, отличились:

Доменико Трезини, итальянец, родившийся в Швейцарии, до приезда в Россию, работающего в Копенгагене, дизайнер:
Собор Святого Петра и Павла, построенный между 1712 и 1733 годами по плану трехходового зала, которому предшествует небольшой портик. В здании доминирует высокая башня с куполом, из которого растет тонкий шпиль;
Здание Двенадцати колледжей, построенное в 1722-1744 годах. Это комплекс из 12 зданий, соединенных в одну единицу вдоль строительной линии;
двухэтажная церковь, построенная в 1717 — 1722 годах в монастыре Александра Невского;
Летний дворец Петра I, построенный в 1710-1716 годах. Деревянное двухэтажное здание с высокой крышей украшено скромными оконными рамами и панелями с барельефами Анджей Шлютер.
Жан-Батист Александр Ле Блонд (Jan Baptista Leblond), французский архитектор, дизайнер:
Большой дворец императорской резиденции Петергофа (с 1714 года). Загородному дворцу, построенному на холме, предшествуют многочисленные террасы, постепенно спускающиеся к морю. На лестнице, ведущей к резиденции, есть Великий Каскад с фонтанами и скульптурами. Вся территория окружена большим парком, где со временем были созданы пещеры и павильоны. После смерти Ле Блонда строительство дворца продолжалось (вводя ряд изменений), в том числе Иоганн Браунштейн (1719), во времена правления Элизабет Никколо Микетти и Бартоломео Растелли (1745-1752).
Дом Петра I путешествует в Стрельне, построенный в 1718 году, перестроен в 1719-1720 годах. Коттедж служил местом остановки во время поездки из Петербурга в Петергоф.
Никколо Микетти, один из продюсеров произведений Яна Баптиста Леблонда (Петергоф), дизайнера Большого дворца в Стрельне (дворец Константиновского), построенный с 1720 года.
Иоганн Фридрих Браунштейн, продолжатель работ Яна Баптиста Леблонда в Петрехофе: он работал над созданием Большого дворца, соучредителя (вместе с Леблондом и Михетти) проекта дворца Монплезир (1714-1725), дизайнера двух исторический фасад Эрмитажа (1721 — 1725) и дворец Марли (1720-1723); конструктор Екатерининского дворца в Царском Селе (1717 — 1723).
Иоганн Готфрид Шадель Джованни Марио Фонтана, дизайнеры пригородного дворца Меньшикова в Ораниенбауме (1710-1727)
Джованни Маттарнови, дизайнер Кунсткамеры (1718), после его смерти работа продолжалась Михаилом Григорьевичем Земцем.

Самым выдающимся художником в последний период барокко был архитектор, которого лично использовал царский Элибета Франческо Бартоломео Растрелли. Создатель монументальных произведений с богатыми украшениями. В этот период, помимо царей, прежде всего созданы аристократические резиденции. Общественные и священные здания менее многочисленны. Наиболее важные работы Растрелли включают:

расширение Петергофа (с 1745 г.)
Строгановский дворец, построенный в 1752-1754 годах в Санкт-Петербурге,
расширение Екатерининского дворца в Царском Селе, первая реконструкция была проведена Алексием Квасоу и Саввой Иванович Чекавски, с 1752 года Растрелли руководил работами, которые построили первый этаж и спроектировали новое фасадное оформление
Зимний дворец, построенный в 1754-1762 годах (работы были завершены после смерти Царицы), крупнейшего барочного здания России,
Смольный собор, построенный между 1748 — 1764 годами как храмовый монастырь Смольный.
Церковь Св. Клеменса в Москве (реконструкция барокко в 1730 и 1756 годах)
Студент Растрелли Савва Иванович Чевакинский разработал Совет святого. Николая и Богоявления (Морской совет). Здание Pięciokopułowa было спроектировано на греческом кресте, построенном между 1753 и 1762. Ближайшая колокольня была спроектирована для Смольного монастыря.

Историограф русских художников-барокко
Это был Якоб Стелин (1709-1785). Приглашенный из Германии для работы в Петербургской Академии наук, он проследил ситуацию в искусстве Российской империи и записал биографические данные и описания произведений многих художников эпохи барокко.

Во времена Петра I был распределен дворец дворянина, построенный по схеме из трех частей: дворец, две боковые сквозные галереи, заключительные павильоны или крылья. По этой схеме планировалось строительство барочного дворца Дальнего Окса и дворца в Стрельне. Эта схема использовалась для строительства дворцов в поместьях Остафьево, Суханово (усадьба) и в Валуево, даже для дворца императрицы Екатерины II в Пале, где украшение барокко было заменено классицизмом. Композиция из трех частей с поперечными галереями сохранилась до сих пор только в усадьбе Валуева.

Украинское барокко в России
В конце XVII — начале XVIII в. Из-за реформ Петра I в России в высшем церковном отделении оказалось значительное число церковных лидеров — из современной Украины. Они внесли свой вклад в архитектурные вкусы современной России. Во многих зданиях было отмечено влияние украинского искусства, а некоторые были построены непосредственно в стиле казачьего (украинского) барокко. Лучшие образцы украинского искусства на территории России — это комплекс Троицкого монастыря в Тюмени и Воскресенский собор в Старокрецкой.

Сент. Николай в Нежине (1654-1658)
С осени XII века Киев и украинские земли не играли решающей роли в русинском искусстве. Древние, великие киевские храмы были еще до татарского пренебрежения, затем они впали в негодность и были оставлены духовенством. Воскресение художественной жизни в Украине произошло в 1740-х годах в связи с деятельностью митрополита Петра Могилы, Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы. Украинский барокко, сформированный в середине XVII века, в некотором смысле привел к попыткам обратиться к традиционному русскому православному искусству, но в значительной степени повлиял на западную архитектуру. Казацкое барокко было разработано в России из поселка Переяслав (1654 г.), главным образом в районах казачьего поселения, главным образом в Малорозах и соседних землях, в Сибири, а иногда и в крупных городах, таких как Москва. В стиле казачьего барокко не возникло творческого прорыва, но оно оказало значительное влияние на архитектуру Москвы и московского барокко, где было создано несколько гораздо более оригинальных зданий.

В стиле казачьего барокко современная Россия была создана, в частности, Советом Рождества Иисуса Христа в Стародубе (1677), неурегулированным Советом Благовещения в Воронеже (1682), Военным Советом Воскресения в Черкассах ( 1706-1719) и Совета Святой Троицы в Тюмени (около 1710 г.). Специальным составом московского и казачьего барокко является Православная церковь Казанской иконы Божией Матери в Ясенево (1698 г.).

Отзывы о барокко
Даже во времена империи рецензии на реформы в стиле барокко и Петра не всегда заслуживали похвалы. В 19 веке. Стасов В.В. писал (а):

Петр Первый был, конечно, одним из величайших государей мира, но он ничего не понимал и не ценил в людях, а следовательно, и в искусстве. И из-за этого он полностью уничтожил все народные формы с избытком и без всякой необходимости … Он удалил русскую архитектуру, великолепную, оригинальную, талантливую, и привел нас к абсолютно непригодным для страны и людей архитектурному европеизму — стиль голландского и немецкого языков, и, к сожалению, даже самая база из самой невыгодной эпохи.


Новый XVII век прошёл под знаком нового стиля – барокко. На протяжении XVII-XVIII вв. все виды искусства были ему подчинены: от декора одежды и интерьеров до музыки.

Своё триумфальное шествие барокко начало с Италии в конце XVI в., а затем распространилось по всей Европе. Но каждая страна привнесла в барокко свои национальные особенности.

Особенности стиля

Стилю барокко было присуще стремление к пышности и величию. Этот стиль был динамичным, он привлекал внимание контрастностью цветовой гаммы и этим отличался от гармоничного искусства эпохи Возрождения.

В барочной культуре были очень популярны развлечения: маскарады, фейерверки. Женщины создавали высокие вычурные причёски, сооружая на голове целые пирамиды. В моде были корсеты, юбки на каркасах, а у мужчин – напудренные парики. Естественная жизнь и одежда отвергались как дикость.

Барокко в живописи (баро́чная живопись)

Живописи барокко были присущи те же особенности: своеобразность сюжетов, динамичность, броская яркость красок.

Искусство барокко не располагало к созерцаниям и раздумьям, оно вызывало эмоции. На барочных картинах персонажи открыто выражали свои чувства. Важной особенностью также было изображение движения, порыва: костюмы людей развевались или уносились ветром. Другой особенностью живописи барокко был его аллегорический смысл, скрытый символом, который понимали образованные зрители.

Живопись Италии

Самым известным художником эпохи барокко в Италии был Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. По его имени назван стиль барокко – караваджизм. Его последователи и подражатели продолжили изображение на картинах буйных чувств, используя натурализм.

Каким бы незамысловатым ни был сюжет картин караваджистов, они были подчёркнуто реалистичны. Большое внимание уделялось объёму, контрастному освещению фигур, игре света и тени.



Другие художники итальянского барокко – Джованни Тьеполо, Каналетто, Гварди, Беллотто.

Живопись Испании



Фламандская живопись

Расцвет фламандского барокко приходится на первую половину XVII в. – это творчество Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса.

Охотничьи сцены в изображении Рубенса также отличаются неожиданной композицией, динамикой и сочностью красок.

Русское барокко

Живопись этой эпохи освобождается от церковных сюжетов и активно переходит к светским жанрам: портретам, пейзажам, жанровым сценам. Первым русским живописцем, побывавшим за границей, был портретист Иван Никитин (1680-ок.1742). Он 3 года провёл в Италии, но в его портретном творчестве выражены только некоторые элементы стиля барокко.

Успехов в создании барочного портрета достиг русский художник Иван Адольский (Одольский, 1686-ок. 1758).



Например, его Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком.

Заключение

Начавший зарождаться еще в эпоху Возрождения в Италии, стиль барокко постепенно распространился по всей Европе и был преобладающим в европейском искусстве до XVIII в.

Главные его черты – торжественность, парадность, пышность и размах, динамичность, вычурность, обилие деталей, но самое важное в этом стиле –его жизнеутверждающий характер.

Картины в стиле барокко, даже вполне реалистические, отличаются сложностью композиции, обилием фигур и напряженностью сюжета.

Художники барокко обогатили искусство новыми приемами пространственной формы, жизненной динамикой. Вся человеческая жизнь с её чувственно-телесной радостью бытия и с трагическими конфликтами выражена в живописи барокко.

Читайте также: