Женщины в бизнесе доклад

Обновлено: 28.06.2024

Уже стереотипным стало мнение, что женщинам в политике делать нечего. Мужчины полагают, что слабый пол должен сидеть дома и растить детей. Великие же свершения надо оставить второй половине – более сильной. Тем не менее история регулярно опровергает этот тезис. Оказывается, на протяжении сотен веков регулярно к власти приходили женщины, оказывая порой значительное влияние на судьбы государств.

Вторая половина 20 века характеризуется прорывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки (Карасон Акино в Индонезии, Бенадир Пхуто в Пакистане, Маргарет Тэтчер в Великобритании). Заметно стал колебаться мужской стереотип мышления: политика – для мужчин, кухня, дети – для женщин.

История женщин-управленцев

На пороге XXI века деятельность в защиту прав женщин активизировалась и обрела мощный глобальный импульс. На протяжении 20 лет, прошедших после первой Конференции Объединенных Наций по положению женщин, в рамках кампании деятельности за достижение равенства между женщинами и мужчинами произошли важные изменения и имели место несомненные достижения: число женщин на рынке труда увеличивается небывалыми темпами, и женщины добиваются более значительной роли на всех уровнях общественной жизни.

Характерно, что реформирование или создание вновь правовой основы улучшения положения женщин, институирование социальной феминологии имеет принципиально важное значение и неразрывно связано с созданием и разработкой технологий функционирования национальных механизмов, действием организационных структур, направленных на решение женского вопроса.

В 90 странах мира существуют национальные механизмы на государственном уровне, в 5 странах их возглавляют премьер-министры. Проведенный анализ деятельности таких государственных органов позволяет сделать вывод о том, что в разных странах существуют разные подходы и типы организационных структур – министерства, комитеты по делам женщин. Но одна общая тенденция, бесспорно, при этом прослеживается: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению их равноправия, разрабатывается, и ее претворение в жизнь контролируется на государственном, а не только на общественном уровне. Показательно, что организационные структуры функционируют как в крупных, так и в небольших государствах. Процесс их формирования продолжается.

Симптоматично, что в странах с многопартийной системой массовая работа среди женщин выдвигается в качестве особой задачи. Привлечение их на сторону партии означает для нее или победу, или поражение.

Статистика женщин в политике и бизнесе

Сегодня женщины играют все более заметную роль в политике и бизнесе. Среди всех парламентов мира мужчины составляют 89%, женщины – 11%. Однако представительство женщин в парламентах различных стран вариабельно. Это определяется экономикой, уровнем развития, культурой, религией и политической системой.

Так, в таких странах, как США, Бразилия, Великобритания, Франция, Тунис, Кения, Индия, Япония, Таиланд и Австралия, женщины составляют до 10% парламентариев. Следующая большая группа стран – это страны, где представительство женщин в парламентах составляет от 10 до 20%. В их числе Канада, Испания, Италия, Польша, Ангола, Ирак и Новая Зеландия. В группе, состоящей из 5 стран, женщины в парламенте составляют от 20 до 30%. Это Китай, Исландия, Нидерланды, Австрия и Германия. Наконец, к последней группе, где 30–40% женщин в парламенте, относятся Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Куба и Гвинея.

По данным индекса женского предпринимательства (Index of Woman Enterpreneurs) Mastercard, 32,6% владельцев бизнеса в России – женщины, по этому показателю страна занимает 4-е место в мире. Ее опередили только Уганда (34,8%), Ботсвана (34,6%) и Новая Зеландия (33,3%). В исследовании приняли участие 54 страны. Аналитики Mastercard составили рейтинг, оценив 37 показателей, отражающих, насколько хороши условия для женского предпринимательства в каждой из стран.

Виды бизнеса, где легче всего работать женщинам

На основании данных исследования компании PWC портрет современной женщины-лидера выглядит так. Это женщина 37,5 лет, воспитывающая одного ребенка и обладающая значительным профессиональным опытом (61% из них занимают руководящую должность более 5 лет). Она хорошо образована: 40% опрошенных женщин имеют два или более высших образования, а 9% – степень МВА или ученую степень.

При этом, работая, женщина не забывает о семье и находит время для хобби. До 78% опрошенных отдают предпочтение активным видам досуга. Деловые женщины посвящают свободное время в основном спорту и фитнесу (20%), путешествиям (14%) и танцам (8%). Особого упоминания достоин тот факт, что большинство опрошенных женщин (58%) не собираются останавливаться на достигнутом и стремятся к дальнейшему карьерному росту.

Безусловно, существуют виды бизнеса, в которых больше всего представлено женщин. Например, если вы придете в детский садик, то воспитателями там будут женщины, соответственно, и открывают платные детские садики, кружки для детей в основном женщины. Еще одно направление, где тоже достаточно много женщин, это медицина. Обратите внимание, что образовательная деятельность и медицинская деятельность – это лицензируемые виды деятельности, то есть в данных видах деятельности требуется лицензия для ее ведения. Вместе с тем в данных видах деятельности предусмотрены и определенные налоговые льготы.

Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку 0%, если в течение налогового периода они удовлетворяют следующим условиям:

  1. организация включена в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;
  2. доходы организации за налоговый период от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90% ее доходов, либо организация, осуществляющая социальное обслуживание граждан, за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ;
  3. в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  4. организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.
  1. сведения о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам, учитываемых при определении налоговой базы, в общей сумме доходов организации;
  2. выписку из Реестра поставщиков социальных услуг;
  3. сведения о численности работников в штате организации.

Новые виды бизнеса, которые ведут женщины

Вопросы более активного и равноправного включения женщин в общественную, политическую и экономическую жизнь неразрывно связаны с возможностями, открывающимися в связи с новой промышленной революцией и переходом мировой экономики к эпохе цифровизации. Цифровая экономика трансформирует наши представления о производстве и управлении, кардинально меняет повседневную жизнь людей. Появление профессий на стыке технологий и естественных наук требует всесторонней подготовки и применения знаний как в сфере науки и технологий, так и в гуманитарной, социальной и культурной сферах.

Доступ к образованию и активное вовлечение женщин в высокие технологии и гуманитарные науки (так называемый STEAM) – это те необходимые требования, которые определят равенство возможностей в эпоху цифровизации и позволят женщинам не только в полной мере реализовать возможности четвертой промышленной революции, но и способствовать устойчивому развитию общества.

Соответственно, сегодня женщины представлены в IT-услугах, маркетинге, развитии новых видов услуг, предлагаемых через интернет. Также женщины осваивают новые IT-сервисы, такие как доставка питания, услуги и иные виды деятельности, которые сегодня нашли развитие в интернете.

Женщины на производстве

Нечасто в повседневной жизни можно встретить, например, женщину-литейщицу, женщину-глазуровщика или женщину руководителя цеха по производству декоративных изделий. Большинство таких специальностей предполагают тяжелый физический труд, поэтому отрадно видеть, что женщины, работающие на этих местах, современны, красивы и активны. Вместе с тем сегодня можно встретить женщин, которые руководят производственными и строительными компаниями. Такие женщины могут быть более лояльны, не допускают использования ненормативной лексики, могут заранее осуществлять планирование и финансовый анализ.

Резидент данной зоны вправе вести на ее территории только промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике, причем в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Если говорить о видах льгот, то это льготы по применению налога на прибыль и НДС.

Почему женщинам тяжелее, чем мужчинам?

Традиционно женщинам бывает тяжелее устроиться на работу и осуществлять деятельность, чем мужчинам. Также многие работодатели традиционно платят меньше вознаграждение за труд женщинам, чем мужчинам. Конечно, это пережитки гендерного неравенства, но тем не менее подобная проблема сохраняется. Кроме того, работодатели в некоторых отраслях, таких как строительство, авиация, IT-сфера, традиционно стараются нанимать мужчин, поскольку разделяют женскую и мужскую работу. Также существует предубеждение о том, что женщина устроится на работу и уйдет в декрет, а ей необходимо будет выплачивать пособие. Но подобные предубеждения заставляют многих женщин идти наперекор обстоятельствам и развивать свой собственный бизнес. При этом если женщина получает меньше, то и возможностей скопить средства для открытия бизнеса у нее меньше.

Естественно, для женщин часто встает проблема декрета, отсутствия садов и возможности оставить ребенка в яслях. Фактически многие женщины должны находиться в декрете до 3 лет и не имеют возможности ведения бизнеса в данный период, а если речь идет о многодетных семьях, то, находясь в декрете 6–9 лет, женщина впоследствии не имеет возможности не только начать собственный бизнес, но и просто выйти на работу.

Какие-то меры поддержки в части предоставления помещений, консультаций или повышения квалификации отсутствуют, поэтому женщина оказывается в достаточно сложной жизненной ситуации и вынуждена или возвращаться на мизерный оклад, который у нее был много лет назад и не индексировался с учетом инфляции, или оставаться иждивенкой.

Что может помочь женщинам в бизнесе?

Еще одной проблемой бизнеса в целом являются доступные кредиты. Если европейские кредиты предусматривают ставку 1,5–2% годовых и при этом возможно совмещать бизнес-проект с приобретением жилья в ипотеку, то в России даже проценты по ипотечному кредитованию достаточно высоки. А уж получить кредитование под стартап практически невозможно, поскольку банки не видят положительной динамики, отчетности, а компании, которые только начали свою работу, фактически рассматриваются как потенциальные нарушители и компании, получающие необоснованную налоговую выгоду.

Также проблемой является бухгалтерский учет и невозможность перенести убытки на будущее в размере 100%. Согласно статье 273 НК РФ при расчете налога на прибыль кассовым методом расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Если в течение года фирма не получит доходов, произведенные затраты будут убытком текущего года. Этот убыток фирма может перенести на будущее в размере не более 50% от налоговой базы каждого года. Такую поправку внесли в законодательство в 2017 году. В 2018 году ее смягчили, установив инвестиционные налоговые вычеты, однако, с учетом ограниченности действия и ее введения на уровне субъектов федерации фактически воспользоваться данными льготами невозможно.

Как сформировать глобальное партнерство для расширения экономических возможностей и лидерства женщин?

Женщина-лидер автоматически рассматривается фактором в общественной, политической, экономической жизни, привносящей новую модель управления, обеспечивающим как выживание, так и процветание. Потому от женщин-лидеров ждут скорых реформ, новаций, к ним предъявляются завышенные ожидания от результатов деятельности.

Безусловно, лидерство как система управления должно, кроме всего прочего, стимулировать инновационное поведение сотрудников, которое в свою очередь обеспечивает постоянное рождение и использование нового знания на всех уровнях. В мире пока формируется ролевая модель женщины-лидера, создается новое понимание стиля политического лидерства и политического общения. К сожалению, инновационное поведение женщины-лидера входит в противоречие с принципами построения большинства институтов/организаций.

В настоящее время вводится механизм квотирования для женщин в политике, однако подобный механизм фактически отсутствует в бизнесе. Очень важно развивать женское предпринимательство в регионах, в сельской местности. И развитию такого предпринимательства будет способствовать и развитие специальных налоговых режимов, например, налогообложение самозанятых граждан в сельской местности, и предоставление определенных преференций, например, на предоставление жилья.

инф.jpg

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

Современные женщина в нашем мире становятся всё более и более самостоятельными тем самым с двигая мужчин на второй план занимая очередь вмести с ними на социальной ступени изменяя своим стереотипам, которые были восприняты ею с детства, но если женщина решила подняться по социальной лестнице, то она должна приготовиться к освоению чужую территорию. И чем выше она будет подниматься, тем меньше вокруг неё будет представительниц слабого пола. Тем самым для более высокого уровня женщине необходимо изучить правила делового поведения в мире мужчин. Участие женщины в бизнесе в развитых странах явление привычное и не вызывает удивления в деловом мире и обществе. Скорее вызывает уважение тот факт, что женщины проявляют недюжинные способности и деловые качества.

1 Деловой образ женщины

Деловой женщине занимающейся собственным бизнесом, как правила, присуще следующие личные качества и характеристики. Женщины, как правило, от природы скрупулезно и дотошно умеют считать деньги. Если необходимо исследовать положение фирмы на рынке, женщины успешно справляются и с этим. Усидчивость и скрупулезность, целенаправленность и аккуратность, внимательность женщин в работе известны всем. Сообразительность и гибкость мышления, способность к анализу и оценкам, готовность к принятию решений, коммуникабельность и социальная компетентность - вот те качества, которые присуще женщине и которые необходимы ей как предпринимателю и менеджеру.

Отношение к деньгам это всегда являлось соблазном в бизнесе как для мужчин так и для женщин так как деньги дают: власть; силу; славу; успех; благополучие и умение пользоваться ими присуще каждому человеку индивидуально, даже самый богатый, обладает лишь некоторым количеством денег. Способность чувствовать себя уютно в такой реальности обуславливает психологический покой деловой женщины, давая возможность инвестировать средства в развитие общества, в добрые дела, природа денег такова, что они требуют от человека твердой позиции по отношению к себе.

Чрезвычайно важно для достижения длительного успеха в бизнесе быть уверенным в том, что деньги зарабатываются честными способами, а реализуемый бизнес несет добро людям. Соблюдение этих условий позволяет деловым женщинам быть в ладу с собой, а деньги будут им в радость. Хорошие дела не остаются незамеченными обществом, повышают имидж, привлекают клиентов, обеспечивают коммерческий успех предпринимательской деятельности.

Законы поведения, в деловом мире существенно жестки, причиной этого является партнеры решающие, можно ли с этим деловым человеком или фирмой заключать сделку. Хорошая ориентация в этике и протоколе деловых партнерских взаимоотношений необходима деловой женщине. Это обеспечит эффективное и надежное осуществление коммерческих идей. Соблюдение протокола свидетельствует об уважение партнерами друг друга. Например, точность - признак серьезного отношения к делу, обязательности. Опоздать на встречу на 10 - 15 минут еще допустимо, но более длительное опоздание считается грубой невежливостью.

Деловой этикет - это компас поведения деловой женщины, показывающий, как вести себя и как поступать в каждой конкретной ситуации, в соответствии со служебным и общественным положением участников общения. Деловому этикету присуще свои особенности, отличающие его от общественного этикета. Так, например, в деловом этикете иные правила, отношения к женщине. В соответствии с деловым этикетом первым входит в помещение для переговоров и выходит из него старший по чину; на почетное место в машине - задние правое сидение - садится глава делегации. Здесь различая в статусе женщин и мужчин отступает на второй план, а все определяется рангом участника. В деловой обстановке мужчина не обязан подавать женщине руку, когда она выходит из машины.

2 Женщина в роли руководителя

Женщина, являющаяся в роли руководителя так и остается открытым вопросом - одни считают женщина это домохозяйка другие, что руководителей в юбке более сговорчивы и менее амбициозны. Но психологи все же предпочитают женщин - руководителей из - за того что:

a) из женщин получаются лучшие руководители - они умеют думать сразу о нескольких делах и, одновременно, составлять планы на будущее, тогда как мужчины способны сконцентрироваться на одном вопросе, предпочитая решать вопросы последовательно;

b) женщины по своей природе более организованы и способны действовать эффективно, потому что они матери. Брать на себя ответственность - это в природе женщины;

c) женщины целеустремленней и последовательнее мужчины, лучше подмечают, анализируют и учитывают нюансы в работе;

d) женщины - более коммуникабельны, им свойственно доверительное поведение. Они лучше выполняют организационные и плановые функции, быстрее приспосабливаются к изменению условий, считаясь с подчиненными, способствует этим повышению производительности труда;

Но прежде чем стать деловой женщиной не обходимо учесть и отрицательные стороны бизнеса, про которые также говорит психология это:

- необходимо учиться быть жесткой и агрессивной, что демонстрирует мужской характер; власть за частую портит женщину гораздо больше, чем мужчину; отдача любимому делу часто вредит благополучию семьи.

3 Женский приход в бизнес как руководителя

В разнообразном множестве случаев, связанных с выбором и приходом женщины как руководителя или бизнес - леди, можно выделить несколько типичных ситуаций:

Первая типичная ситуация - для работы в бизнесе пришлось преодолевать сопротивление мужа и родных. Чтобы женщине удавалось быть одновременно хорошим работником и привлекательной женщиной, ее супруг должен взять на себя определенную долю нагрузки в воспитании детей и ведении домашнем хозяйства.

Вторая типичная ситуация - внезапный взрыв карьеры, принцип внезапности и случайности не столь уж внезапен и случаен, как может показаться на первый взгляд. Люди узнают друг друга при совместной работе, проявляют интересы, склонности, симпатии и антипатии, пользуются своими и чужими оценками качеств, черт характера, зависят от каких-то обстоятельств. Когда женщина становится руководителем, не исключено, что в организации нужно искать мужчину, который симпатизирует ей и является ее негласным покровителем или союзником. Для преодоления кадрового таинства на практике, особенно в последнее время, используется открытое выдвижение кандидатов в руководящий резерв на собраниях трудовых коллективов.

Момент внезапности имеет свое продолжение, связанное с тем, как фактически происходит превращение в руководителя. Распространено правило холодной воды: руководителя-новичка, не имеющего особой подготовки и плохо представляющего процесс руководства, бросают в море дел, где его беспощадно затягивает водоворот забот, хлопот, проблем. Начинается вынужденное познание профессии методом проб и ошибок, без которого, впрочем, даже подготовленные руководители никогда не обходились и никогда не обходятся.[ Белядский Н.П. интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие/Н.П. Беляцкий.-Минск: Новое знание.-2001г.] Пожалуй, самый трудный этап для молодого руководителя - и женщины и мужчины - начальный, где вероятен психологический надлом по каким-либо причинам.

Третья типичная ситуация - специальной подготовке.

Для реальной проверки своих способностей, а также приобретения практических знаний, навыков и умений полезна стажировка, имеющая несколько разновидностей:

- стажировка рядом с умелым руководителем;

- стажировка в отсутствии руководителя;

После стажировки при назначении на должность руководителя человек уже знаком в какой-то мере с профессией и действует более уверенно и компетентно.

4 Мужчины и женщины

У каждого человека свое восприятие конкретного руководителя. Но многие мнения в сумме создают обобщенный образ со своим набором свойств.

На первое место мужчины ставят женственность, хорошую внешность, обаяние. Мужчины не любят в женщине вообще, а в женщине-руководителе особенно неряшливость, неопрятность. Им не нравятся безвкусно одетые женщины, не знающие меры в косметике, украшениях. Для руководителей выпускаются самоучители по мимике, жестам, улыбке, деловой речи и одежде, этикету общения. Эти атрибуты руководства очень важные. Кстати, правила этикета женщина хорошо чувствует интуитивно.

Вторая группа наиболее ценимых качеств у женщины-руководителя - компетентность (знание дела) и деловитость. Под деловитостью понимаются целеустремленность, практичность, организованность, доведение начатого до конца, единство дела слова и дела, обязательность, работоспособность. Некоторые проявления деловитости связаны с женской психологией и физиологией. Например, работоспособность.

Третья группа качеств - умение общаться с людьми. Представители сильного пола терпеть не могут, когда женщина-руководитель, копируя далеко не лучших мужчин, грубит, кричит, бранится.

Таким образом, если обобщить мнения мужчин и женщин, то наилучший женский стиль руководства - в гибком соединении доброты и строгости, женственности и деловитости, спокойствия и требовательности, мягкости и воли. От мужчины ждут решения вопросов при их понимании, а от женщины - сначала понимания, потом решения.

5 Женщина о женщине

Женщина по отношению к женщине более сурова её также привлекают женственность, обаяние хороший внешний вид.

Причем женщине свойственно видеть технологию и финансовую сторону создания привлекательности, отмечать индивидуально-выигрышные и проигрышные моменты. Если женщина внешне опускается, мужчина лишь констатирует это. Женщина же старается понять, почему так произошло, ищет глубокие внутренние причины.

Женщины очень высоко оценивают умение общаться с людьми и умение создавать дружный, сплоченный коллектив.

Каждый руководитель имеет свой подчерк общения:

Есть руководители с так называемым размазанным стилем, в котором не проявляется или слабо сказывается их индивидуальность, самобытность. Главные причины формирования такого стиля - попытка превратить себя в некий идеал, подстройка под стиль вышестоящих руководителей.

7 Особенности женского мышления.

Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно.

Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того чтобы что-то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом.

Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности.

Разница в мышлении обусловливает то, что большое количество мальчиков учатся жить между собой, а девочки очень редко считают это необходимым. Позднее по причинам совместных ожиданий и раннего опыта мужчины учатся участвовать в заседаниях и договариваться между собой, терпеть друг друга. Все это женщины находят непостижимым.

8 Значение имиджа

Имидж имеет огромное значение, как для мужчин боссов, так и для женщин, прежде всего их имидж показывает лицо фирмы и оставить впечатление по данной организации. Знание и применение хотя бы основных законов бизнес - имиджа и делового этикета способны превратить женщину в истинную бизнес-леди (конечно, при наличии у неё известной доли деловой хватки). Имидж это прежде всего одежда, прическа, макияж, походка, манеры, речь, место работы, квартира, машина, дача, муж, дети, домашние животные, привычки, вкусовые пристрастия, отношение к алкоголю, литературные предпочтения, любовь к искусству и т.д. - все это работает на имидж или против него. Женщине присуще природное чутье как нужно выглядеть и вести себя. В этом у неё огромное преимущество перед представителями сильного пола. Одним из кирпичиков здания имиджа является одежда: "Встречают по одежке, а провожают по уму". Кроме того, стиль одежды женщины может повлиять на отношение к ней начальства и на то, выполнение каких поручений будет ей доверено. Конечно, мужчинам гораздо проще постоянно носить некую бизнес-униформу. Для женщин же одежда - это, прежде всего, способ самовыражения. В общем, работая в солидной фирме или желая занять в ней вакантное местечко - лучше одеваться так, чтоб не шокировать окружающих и не оскорблять своим видом имиджа фирмы. Всяческие "последние писки моды" способны лишь вызвать недоумение среди сотрудников. А вот беспроигрышным вариантом всегда была и остается классика. Пара-тройка безупречных костюмов, несколько элегантных, но строгих блузок и классические туфли - этого почти достаточно для создания нужного образа. Очень важно овладеть искусством подбирать элементы одежды и аксессуары. С помощью этого можно создавать самые различные композиции, побеждая однообразие.

Никакого эффекта от самой что ни на есть респектабельной одежды не будет, если нет прически. При этом деловой женщине вовсе не обязательно демонстрировать всю красоту своих волос, распуская их по плечам или накручивая сногсшибательные локоны. Правила этикета делового мира предписывают женщине иметь не короткую стрижку и не сложную прическу, а волосы средней длины (не ниже линии плеч). Цвет волос нужно выбирать в зависимости от целей и намерений. Безусловно, красные, фиолетовые и им подобные оттенки будут играть только против. Зато известно, что женщина-руководитель или леди - босс с темными волосами невольно вызывает уважение к себе, белокурые же пользуются популярностью и благожелательным отношением со стороны подчиненных.

Правильно выполненный и соответствующий случаю макияж может не только подчеркнуть природное обаяние, но и стать одним из факторов успешной карьеры. Походка, мимика и жесты точно так же поддаются изменениям, как одежда или прическа. Таким образом, стремление к успеху является искренним и подкрепляется ежедневным трудом работы над собой.

9 Мотивы женщин - предпринимателей

Мотивы российских женщин-предпринимателей[ Молл Е. Управленческая карьера в России//Пробл. теории и практики упр.-1996г.-№6.

- Желание создать своё настоящее и будущее собственным трудом;

- Надежда объединение в одно целое деятельности и личной жизни;

- Стремление воплотить свои надежды и свой стиль в предпринимательской деятельности;

- Ожидание хорошего вознаграждения за свои усилия и роста личного благосостояния;

- Склонность к риску, нахождению выходов из рисковых ситуаций;

- Значение специфики той отросли, в которой создано предприятие;

- Влияние друзей, знакомых;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Женщина в бизнесе сегодня все прочнее укрепляет свои позиции, в современной России женщины руководят значительным процентом всех предпринимательских структур. Имеется также тенденция к увеличению числа женщин в бизнесе - с каждым годом процентное соотношение приходящих в бизнес мужчин и женщин склоняется в пользу женщин. Исходя из этого можно заключить, что роль женщины и в обществе в целом с каждым годом возрастает. Уже сейчас многие мужчины в сфере бизнеса признали за женщинами ряд их неоспоримых превосходств - более того, во многих отраслях предпринимательской деятельности сильный пол сдал свои позиции. Тем самым женщина в бизнесе имеет ряд объективных преимуществ перед мужчинами, существуют буквально отдельные отросли для женщин - парикмахерские салоны, салоны красоты, сфера розничной торговли, вообще любые коммерческие предприятия, требующие внимания к каждой детали, с небольшим или средним численным составом персонала. Доля женщин более высока в сфере малого предпринимательства, затем - среднего бизнеса. В области крупного, тем более международного бизнеса, мужчины продолжают занимать лидирующие позиции - но в области управления этим бизнесом зачастую просто вынуждены иметь женский персонал, поскольку его наличие при определенных обстоятельствах трактует тактика бизнес - деятельности. По мнению психологов, женщина в бизнесе выстраивает более осторожные отношения со своими партнерами по бизнесу, избегая излишних рискованных решений, “крутых поворотов”. Она проявляет особую чуткость в вопросах формирования корпоративной культуры, внося элемент теплоты и “семейственности” в строгий регламент деловой жизни организации. Эти факторы, между прочим, увеличивают доходность новых технологий, повышают производительность труда. Женщина руководитель, как носитель эмоционального начала, способна острее почувствовать психологический климат в коллективе, вникнуть в суть происходящего конфликта, а, возможно, и предотвратить его наступление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2) Белядский Н.П. интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие/Н.П. Беляцкий.-Минск: Новое знание.-2001г

3) Молл Е. Управленческая карьера в России//Пробл. теории и практики упр.-1996г.-№6.

4) Травин В.В., Дятлов В.А. Профессиональный рост и планирование//Управление персоналом.-1999г.-№8.

5) Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учеб. пособие/Санкт-Петербург.гос.ун-т экономики и финансов.- СПб., 1998г.

6) Коробейников А. Жизнь и карьера// Пробл. теории и практики упр.-2001г.-№6.

7) Лаврова О. Бизнес -образование и рынок труда: аспекты//Высш. образование в России.-2001г.№6.

8) Поляков В.А. Технология карьеры. -М.: Дело, 1995г.

9) Попов Ю. Российское предпринимательство: социальный портрет//Человек и труд.-1995г.-№2.

Вот парадокс: в предпринимательстве гендер практически не играет роли. Тут важны качества, которые присущи как мужчинам, так и женщинам: ответственность, любопытство, любознательность, амбициозность, независимость, смелость и решительность, бесстрашие перед ошибками, гибкость и твердость. Этот список каждый может продолжить, опираясь на свой опыт ведения бизнеса или взаимодействия с его представителями. Согласитесь, в этих качествах нет сугубо мужских или сугубо женских особенностей. Но при этом в бизнесе женщин непростительно мало.

По оценкам из некоторых источников, лишь треть предпринимателей России — это женщины (Index of Woman Enterpreneurs). Те же исследования показывают, что наша страна занимает 47-е место в мире по условиям ведения бизнеса для женщин. И вот комментарий относительно этого показателя заставляет задуматься:


Фото: Максим Платонов

На мой взгляд, все дело в том, что по мере взросления девочек их деловые или интеллектуальные успехи с легкостью обесцениваются обществом. И, кстати, здесь кроется еще один парадокс. То, что ограничивает женщин в деловом росте — их в нем и стимулирует.

Ведь большая часть женщин идет в предприниматели в первую очередь для того, чтобы повысить уровень своего дохода. Они не тратят силы на восстановление справедливости в оплате труда в найме, а выходят в свободное плавание, которое многим из них дает финансовую стабильность.

И вот в чем причина. Женщины в найме чаще мужчин сталкиваются с грубостью и хамством, обесцениванием их способностей и профессиональных результатов. Самый распространенный стереотип — это скептическое отношение к инвестированию в развитие женской карьеры.

К женщине предъявляются требования, продиктованные социокультурными условиями: сначала ты женщина и мать, а потом все остальное. К слову сказать, на момент появления детей у меня уже была своя собственная студия брендинга и дизайна, и их появление никак не сказалось на моей вовлеченности в работу. Оба раза я вернулась к работе сразу после выписки из роддома. Это был мой личный выбор, а не давление обстоятельств.


Фото: Максим Платонов

К женщине предъявляются требования, продиктованные социокультурными условиями: сначала ты женщина и мать, а потом всё остальное

Гендерное неравенство существует и в собственном восприятии самих женщин. И это неудивительно. Потому как и литература, и социально-экономические традиции формируют четкое восприятие: бизнес — это территория мужчин. Стереотип о мужчине-добытчике и женщине-хранительнице очага никуда не делся, и вряд ли это быстро изменится. У женщины до сих пор очень скуден набор ролевых моделей для подражания. Ведь подавляющее большинство успешных бизнесменов, которыми восхищается мир — мужчины. Но, на мой взгляд, это не повод отказываться попробовать свои силы в предпринимательстве.

Любая женщина может оказаться перед выбором: деловая самореализация или материнство. Но между этими полюсами есть и переходные формы. На мой взгляд, выбирая путь предпринимательства, можно найти для себя тот бизнес, который позволит гармонично совмещать и заработок, и заботу о семье.


Фото: Василий Иванов

Как это ни печально, но стереотипное восприятие женщины в мире бизнеса есть, и быстро оно не исчезнет. Среда будет меняться только в том случае, если мы сами будем меняться в ней. Пожалуй, именно в бизнесе легче всего научиться отстаивать свои границы — и это приносит незамедлительные дивиденды. Но не нужно рассматривать предпринимательство, как поле боя.

Бизнес — это прекрасная возможность изменить собственную жизнь, принося пользу другим людям. Инвестируйте в собственное развитие и обучение, даже если вы не рассматриваете предпринимательство в ближайшей перспективе своего развития. Мир стремительно меняется. Используйте свою природную гибкость, чтобы получить новый опыт. Следуйте за своими интересами, особенно если они меняются, ищите единомышленников и учитесь успеху у них. Уже сегодня нам практически из каждого утюга говорят, что прошли времена, когда можно было освоить одну специальность и совершенствоваться в ней.

Мы задумываемся о профессиональных перспективах для наших детей, но и о собственных перспективах забывать не стоит. В конце концов, только мы сами можем изменить отношение к нам в бизнес-сообществе, делая ежедневные маленькие шаги или совершая стремительные прорывы к успеху.

Какова роль женщины в российском бизнесе?

- Эльвира Викторовна, какова, по-вашему, роль женщины в российском бизнесе? Существует ли разница в положении женщины в деловом мире за рубежом и в России?

Российское же общество, безусловно, патриархально, и женщине, даже талантливой, ох как нелегко пробиться. Для того, чтобы расти по карьерной лестнице, женщина должна быть в несколько раз способнее, быстрее, эффективнее, чем мужчины работающие рядом с ней. И к своей репутации женщина издавна должна была относиться на порядки внимательнее, чем мужчины. Иначе никогда не видать карьерных высот.

Конечно, в последнее десятилетие в России наметились позитивные сдвиги в отношении женщин, желающих занимать более активную позицию в общественной жизни. Сегодня больше возможностей получить хорошее образование и сделать карьеру, но это по-прежнему нелегко.

- Сложно ли Вам было добиться успеха? Как Вы начинали свою карьеру?

- Добиться успеха всегда непросто. Приходиться чем-то жертвовать, идти на компромисс, иногда, наоборот, занимать более жесткую позицию.

- Какой Ваш проект считаете самым трудным, и какой самым интересным?

- Самый трудный проект – это мои дети, а банк, который я сейчас возглавляю, самый интересный. Любой банк – живой и очень сложный организм, требующий не то что ежедневного, а ежечасного внимания и сопровождения всех процессов, особенно когда ты его ведешь за три года из седьмой сотни во вторую.

- Вы сказали, что Ваши дети – Ваш самый трудный проект. Какое дальнейшее развитие этого проекта? Какое будущее Вы видите для своих детей?

- Многие родители пытаются реализовать в своих детях собственные неосуществившиеся мечты. Такие дети не имеют собственного будущего, их будущее – это непрожитая жизнь их родителей. Я хочу, чтобы мои дети прожили собственную жизнь, со своими ошибками, взлетами и падениями. Главное, чтобы они жили честно в морально здоровом обществе, которое думает о стариках, о детях, которое дает личности возможность развиваться гармонично.

- Приходилось ли Вам сталкиваться в работе со стереотипами? Как бороться с ними?

А если серьезно, то с любыми стереотипами можно бороться, проявляя культуру, такт и высокий уровень профессионализма.

- Как состыковать два важных направления: работу и семью?

- Какой должна быть идеальная женщина топ-менеджер?

- Таких не бывает, потому что идеал у каждого свой. Можно постараться быть идеальной для одного человека, быть идеальной женой, но на работе это невозможно. Там же ты работаешь с коллективом, партнерами, клиентами и т.д. Для всех мил не будешь, иначе можно лишиться собственного я и бизнеса.

- Есть ли разница между женским и мужским методами управления коллективом?

Такой же, кстати, стереотип, что существуют женские и мужские профессии. Дело совсем не в половой принадлежности, а в профессиональной пригодности. Повара, педагоги, водители, банкиры, дворники, и, наконец, министры, губернаторы – это мужские профессии или женские? Попробуйте Валентине Матвиенко сказать, что губернатор – не женское дело, а мне доказать, что мужчина-Председатель Правления банка - лучший руководитель чем женщина.

Читайте также: