Жан поль сартр тошнота доклад

Обновлено: 06.07.2024

Трапезникова Елена Вячеславовна

Методы исследования: критический анализ теоретических источников, анализ художественного текста, классификация, систематизация и обобщение.

Предварительный просмотр:

научно – исследовательского общества учащихся

Научно-исследовательская работа по литературе

Автор: Дегтярева Диана,

Трапезникова Е.В., учитель

Глава I. Биографические и философские основы исследования

Личность, судьба и творчество Ж.-П. Сартра

Основные понятия философии Ж.-П. Сартра, нашедшие отражение в его литературном творчестве

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Цель предполагает следующие задачи:

Методы исследования: критический анализ теоретических источников, анализ художественного текста, классификация, систематизация и обобщение.

Практическую значимость данного исследования мы видим в возможности использования материалов работы для элективного курса по зарубежной литературе.

Глава I. Биографические и философские основы исследования

1.1. Личность, судьба и творчество Ж.-П. Сартра

Жан-Поль Сартр родился в Париже в 1905 году. Образование получал в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции, а с 1944 года целиком посвятил себя литературной работе.

1.2. Основные понятия философии Ж.-П. Сартра, нашедшие отражение в его литературном творчестве

Известно, что имя Ж.-П. Сартра связывают с таким философским направлением, как экзистенциализм. Это философия существования, которая является наиболее распространённым течением в современной западноевропейской литературе. Широкому распространению этого течения способствовало то, что его представители были не только философами, но и оставили заметный след в сферах литературы и искусства. Философской предтечей экзистенциализма явился датский философ XIX века С.Кьеркегор. Жан-Поль Сартр, наряду с Карлом Ясперсом (1883-1969), Мартином Хайдеггером (1889-1976) и Альбером Камю (1913-1906), считается наиболее крупным его представителем в XX веке.

Каковы же способы выражения этого состояния героя в романе?

Прежде всего это способ повествования от первого лица в форме дневника и система образов, в которой герой отделен от других.

Горожане для героя блеклые и прозрачные, а потому не заслуживают никакого внимания. Однако был человек, который казался таким же бесконечно одиноким. То был друг Антуана, Самоучка. Несмотря на мнимое сходство, они будто находятся по разные стороны баррикад, и эта правда открывается за обедом в кафе. Обособленность Самоучки не мешает ему гордо называть себя гуманистом и быть членом социалистической партии. Но его вера в ценность человека, представляющаяся ему некой аксиомой, сталкивается с саркастичным и ироническим отношением Рокантена. Антуан полон презрения и отвращения к обывателям, но в то же время не считает себя антигуманистом. Он просто не гуманист и потому верен идее, что вместо идеальной модели видит реального человека. Как оказалось, Самоучка другой: он не страдает от Тошноты, от существования, ведь он находит смысл быть гуманистом, находит смысл в улыбках людей, находит смысл в том, чтобы идти по проторенной множеством гуманистов дороге с его вторичными мыслями, так тщательно записанными в записную книжку.

Верхом отчужденности Антуана становится восприятие его тела как такого же враждебного мира, что окружает его. Он воспринимает свое тело как что-то, живущее отдельно, само по себе, и не являющееся частью его.

Не менее важным способом выражения философии отчуждения в романе является хронотоп (пространство и время). Сартр искусно рассказывает о потере души и какого бы то ни было смысла. Читатель наблюдает за тем, как день за днем герой теряет себя, видит этапы мутации его сознания и мировосприятия, видит, как меняются для героя время и пространство. Он перестает видеть разницу между прошлым, настоящим и будущим, отрицает собственные воспоминания. Он словно застрял в моменте, в каком-то дне из огромного их множества, и теперь не может выбраться из этого циклического порочного круга, ему словно приходится переживать один и тот же день раз за разом, из-за чего пространство вокруг него начинает меняться, мутировать. Предметы становятся живыми, если быть точнее, они начинают существовать, разнообразие вещей становится раздражающим, и вместо окружающего его пространства в привычном его виде он видит лишь пустые и одинаковые оболочки, мир теряет четкие границы и краски, все становится расплывчатым и раздражающим. Начиная чуть ли не физически ощущать предметы вокруг себя, Антуан теряется во времени. Он теряет себя, ощущая, что существует, а не живет. Превращается в ничто, и мир вокруг него становится таким же.

Через всё произведение проходит мотив мутации предметов, приводящий читателя к мысли об отчужденности героя. Каждый приступ Тошноты влечет за собой последствия, и каждый раз чувствительность Рокантена относительно окружающих его предметов возрастает, и он чуть ли не кожей чувствует материальные предметы, такие навязчивые и раздражающие, готовые преобразиться, чтобы изменить обычный порядок вещей, ограниченный рамками общепринятого толкования. Отдельные предметы вдруг кажутся Антуану чужими и омерзительными. Логичность, закономерность, упорядоченность — все оказалось бредом и простой выдумкой. Реальность героя искажается, и в этой реальности тела живут своей жизнью, даже его собственная рука – самостоятельный организм. Мир вокруг героя меняется, будто условно разделяясь на две половины. Особенно хорошо это видно, когда герой описывает своего попутчика в трамвае. Левая и правая части тела изображаются по-разному, будто бы человек разделен на две разные части. Здесь внешнее выражение различий — отзвук внутреннего несоответствия. Оставаться человеком и не сходить с ума помогает целостное восприятие мира, чего герой Сартра лишился. Окружающий его мир, он сам и даже реальность становятся его врагами: перед ним снуют разрозненные предметы, отдельные их составляющие, вывернутые наизнанку, особые значения, все больше с каждым разом разрастающиеся до немыслимых пределов, сбивают с толку.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

Читайте также: