Земледельцы и скотоводы в эпоху бронзового века доклад

Обновлено: 05.07.2024

Во времена неолита человечество сделалоогромный шаг вперед в своем развитии. За это время развились земледелие искотоводство. Производство продуктов питания и ремесленных изделий в тех местахЗемли, где были благоприятный климат и плодородные земли, достигло такого количества, чтопозволяло прокормить гораздо больше людей. Возникновение ремесел - гончарства иткачества - придавало новые признаки жизни первобытного человека. Дальнейшее развитиенуждался все большего количества разнообразных орудий труда. Камень, какматериал для изготовления, уже не удовлетворял новым потребностям человечества. И тогдачеловек начал искать, чем его заменить. Природным материалом, который имел другиесвойства, чем камень, дерево, кость, была медь. В первобытные времена онапопадалась на поверхности земли в чистом виде. Период, когда человек научилсяобрабатывать и использовать медь, называют медно-каменным веком, или энеолитом(V–IV тыс. до н.э.). Сначала люди пытались обрабатыватьмедь так же, как камень, - обивать. От ударов кусок меди не раскалывался, атолько менял форму. Наконец первобытный человек понял, что медь надо необивать, а ковать. Ковать металл начали примерно за 7 тыс. лет до н.э.

Прошло почти 2 тыс. лет, покалюди научились плавить медь из руды. Сначала металл выплавляли в тех печах, вкоторых обжигали керамические изделия. Впоследствии древние металлурги построили специальныепечи. Вряд ли переход от ковки до плавления был случайным, ведь чтобы медьрасплавилась, требовалась температура 700-800 С °. Впоследствии ее сталивыплавлять из руды. В природе медь в сочетании с рудами выглядела камнисиневатого цвета. Давний металлург мог в печь такой каменьи увидеть, что большая часть камня исчезла, а он получил медь в чистомвиде. Возможно, именно так человек открыл способ добывания меди из руды. Ученыесчитают, что таким образом этот металл стали получать в разных местах почтиодновременно. О выплавки меди из руды свидетельствуют найденные археологами в древнихрудниках орудия труда - кирки из рога, медные топоры и т.д.

У III тыс. до н.э. древние металлурги, видимо, пытаясь придать медипрочности, добавляли в нее различные примеси, пока не заметили, что крепче онастановится с добавлением еще одного металла - олова. Сплав меди и олова называют бронзой.Ценным ее свойством было то, что она легче, чем медь, разливалась в формы.Так началась эпоха бронзы (III–I тыс.до н.э.).

Во II тыс. до н.э. было изобретеноспособ выплавки из руды железа. Сначала это была сталь - железо с большойколичеством примесей. Раскаленную сталь ковали и производили из нее орудия трудаи оружие.

Овладев металлы, человек начализготавливать из них отдельные части орудий труда и оружия. Потребность в медных ибронзовые изделия постоянно росла, а значит, возрастала потребность в людях, которые умелиобрабатывать металлы.

В энеолите состоялась еще одна весомаяизменение в жизни человечества - скотоводство отделилось от земледелия. Ученыеназвали этот процесс первыми общественными разделением труда. То есть некоторые племеназанимались только скотоводством. Сначала они пасли скот у своих поселений, ас ростом его количества передвигались в поисках новых пастбищ. Так условияхозяйствования обусловили и другой образ жизни племен скотоводов - кочевой.

Земледельцы же, напротив, вынуждены былидержаться плодородных земель, вести оседлый образ жизни. Скот, которую они держали всвоем хозяйстве, давала им мясо, молоко, шкуры, шерсть. Более 5 тыс.лет назад земледельцы научились запрягать крупный рогатый скот в соху, а затем вплуг для пахоты полей. Это облегчило их труд, ускорило и улучшило обработкуземли, увеличило урожаи.

Изобретение в эпоху бронзы колеса былоеще одним шагом к совершенствованию и усложнению орудий труда и устройств,облегчали жизнь человека. Повозки, поставленные на колеса, помогали земледельцамперевозить грузы, а скотоводам преодолевать большие расстояния. Вместе осложненияорудий труда, обработка металлов и быстрое развитие ремесел требовали от человекабольших знаний, сноровки, опыта. Из земледельцев и скотоводоввыделялись мастера, которые занимались только ремеслом. Так состоялся втораяобщественное разделение труда: ремесло отделилось от других занятий -земледелия и скотоводства.

2. Распадродовых общин

Во времена неолита храниласьколлективная собственность на землю, пастбища, лес, как и раньше, была необходимостьсовместной работе рода, объединении умений коллектива. Скот, орудия труда ипредметы быта были в собственности отдельных семей. Все производимые продуктыземледелия и скотоводства, ремесленные изделия и подстреленных дичь распределялисьмежду родственниками - членами общины.

Количество человек в родовой общинезависела от наличия или отсутствия земель, пригодных для земледелия,пастбищ, угодий для охоты. Если невозможно было прокормить всех, родразделялся на мелкие племена отселялись, осваивая новые земли. Но роды непорывали связей между собой и в случае опасности объединялись для защиты своегоимущества и земель. Объединяла их и общий язык, которая способствовала общению междучленами родов, обмена знаниями и опытом. Совокупность таких родов составилаплемя.

Родовые общины время от временипереселялись или меняли поля за того, что земли теряли плодородие. Так жеи скотоводы преодолевали сотни, а иногда и тысячи километров в поисках лучших пастбищ.К тому же начались схватки и настоящие войны между племенами за продуктыземледелия и скотоводства, ремесленные изделия и драгоценные металлы. В этихпереселениях и войнах происходило перемешивания племен и родов. Теперь в одномпоселении жили не только родственники, но и люди, которые не принадлежали к этому роду, а былитолько соседями. Так сформировались соседские общины, члены которых не были родственниками,но вместе владели землей, распределяя ее между отдельными семьями, совместнопользовались пастбищами, лесами и другими богатствами, совместно решаливажнейшие дела рода.

В отличие от родовой общины, всоседской приобретает определенности частная собственность - собственность семьи или отдельногочеловека на материальные ценности. Какие семьи работали лучше, кому способствовалапогода, кто был успешен в войнах или наглее, отбирая имущество у других.Так постепенно материальные богатства накапливались у немногих.Появились богатые и бедные.

К тому же с осложнениемхозяйственной жизни некоторые члены общины стали заниматься организациейстроительных, сельскохозяйственных работ, обменом, созданием продовольственныхзапасов, обеспечением защиты от соседей и т.д. То есть возникла прослойка людей,которые управляли жизнью общины. Во время межплеменных войн во главе вооруженныхобщинников стоял вождь, которого избирали сильных и авторитетных членовплемени. Впоследствии влиятельные среди них сосредоточили в своих рукахвоенную добычу, рабов и, наконец, власть.

3. Ранние города

Все эти изменения в жизни древнегообщества положили начало формированию первых цивилизаций. Признаками того, чтодревнее общество приобретало новый, более высокий уровень развития, были: появление городов,формирования государств, имущественное расслоение, определенный уровень развития культуры.

Переход к цивилизации произошел вблагоприятных для земледелия и скотоводства частях нашей планеты. Поэтомулюльками цивилизации, по мнению большинства ученых, были местности, где произошлоземледелие. Это плодородные долины рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг,Хуанхэ и Янцзы.

Именно в этих местностях возникли первыегорода. Они формировались на месте древних поселений земледельцев и скотоводов,количество жителей в которых росла. В таких поселениях, кроме земледельцев,скотоводов, ремесленников, сосредоточивались старейшины, жрецы, военные вожди.Поселение окружали укреплениями - рвами, валами, частоколом и дажекирпичными или каменными стенами.

Чрезвычайный интерес представляют более40 святилищ Чатал-Гуюка. Они открыли неизвестный до того духовный мирпервобытных земледельцев. Святилища имели по 4-5 комнат, стены которых былиукрашены росписями и глиняными рельефами. Кроме крупных рельефов, на стенахсвятилищ найдено древнейшие из известных науке фрески. они сделаны в VI тыс.до н.э. В святилищах найдено большое количество каменных и глиняных статуэток,наверное, принесенных в дар богам.

Главной богиней древних жителейЧатал-Гуюка была Мать-земля, или Богиня-Мать, которую они изображали в видемолодой женщины, женщины-матери и старой женщины в сопровождении птицы смерти - грифа.Мужское божество изображали в виде юноши или зрелого мужчину с бородой иверхом на быку.

Жители Чатал-Гуюка были умелымиземледельцами, выращивали 14 видов культурных растений, основные из которых - пшеница,ячмень и горох. Занимались они и скотоводством и охотой. Мастераизготовляли чрезвычайно совершенные каменные изделия: полированные зеркала собсидиана, каменные бусы с отверстиями, в которые едва проходит современная игла.Было развито ткачество. Достоин удивления искусный деревянный сосуды, которыепользовались жители Чатал-Гуюка. В погребениях найдены косметическиелопатки, каменные зеркала, раковины, в которых хранились косметические вещества, краскадля ресниц и бровей, корзинки с румянами и т.д.

Все это свидетельствует о достаточно высокомуровень жизни жителей города.

Вокруг первых городов постепеннообъединялись общины для совместного решения экономических проблем - проведениесельскохозяйственных работ, строительства каналов и дамб, сооружениедворцов и храмов. Объединяла их и потребность противостоять посягательству соседнихобщин на их плодородные земли и пастбища.

С объединением общин и сосредоточением вгородах большого количества людей появилась потребность в новых способах управления иопределенным правилам (законам), которые благоустраивали жизни общества,значительно усложнилось. Из людей, приближенных к старейшин и вождей,выделились группы людей, обязанностью которых было управлять городом, собиратьналоги, управлять войсками, организовывать строительство каналов, храмов,дворцов.

К власти в городах пришли сильнейшиеи богатые старейшины и племенные вожди. их власть уже опиралась не только наавторитет, но и на военную силу.

Следовательно, уже в эпоху меди и бронзы давниегорода вместе с территориями вокруг них в местах развитого земледелия,скотоводства и металлургии получили первых признаков государственности. Они имели: верховнуювласть в лице царя; войско; группу людей, занимавшихся исключительно организациейжизнь города (то есть тех, кого сегодня называют чиновниками); определенную территорию,которую они считали своей и границы которой защищали.

С расширением территории самые крупные исильнейшие города превратились в экономические, военные и управленческие центрымогущественных государств древнего мира.

Государство - Способорганизации общественной, экономической и культурной жизни народа.

Вопросы и задания

1. Объясните, в чем заключаются первый ивторым крупным разделением труда.

2. Почему возникают первые города?

3. Чем соседскаяобщина отличалась от родовой?

4. Какие изменения вжизни человечества произошли в период энеолита и бронзового века?

5. Почему именно в долинах крупныхрек возникли первые государства?

6. Чем была обусловлена появлениепатриархата?



Возникновение человека и его расселения по Земле. Первобытные земледельцы и скотоводы



Фотография из пещеры Ласко



Фотография из пещеры Альтамира



Реконструкция кроманьонца, осуществленная М. Герасимовым



Женская головка из бивня мамонта. Грот Брассемплуи, Франция

Кавказ — своеобразная страна физической географии, рас­положенная между Черным и Каспийским морями. Его граница с Восточной Европой проходит по Кумо-Манычской впадине. Горные цепи Водораздельного хребта делят Кавказ на Южный и Северный. Ландшафты Северного Кавказа раз­нообразны. Еще до их сияющих снежников и глубоких ущелий с се­вера здесь простирается обширная область предгорий и равнин Пред­кавказья. Начало бронзового века в этом регионе связано с довольно внезапным появлением, примерно 6 тысяч лет назад носителей теперь уже всемирно известной майкопской культуры, названной по имени само­го знаменит ее кургана в г. Майкопе. Ее памятники ныне выявлены от Черного моря до с. Бамуг в Чечено- Ингушетии. В Предкавказье сейчас выделяется их основной ареал в кубано-терском бассейнах и менее насыщенная майкопскими кур­ганами, лежащая к северу кумо-ма- нычская степная периферия (рис. 1). При помощи радиокарбонных дат сейчас майкопская культура датиру­ется в рамках IV тысячелетия до н. э. Они намного древнее начала государ­ственности египтян и шумеров. В со­временной археологической терми­нологии майкопскую культуру еще называют майкопско-новосвободнен- ской общностью (МНО), чтобы под­черкнуть разнообразие составляющих ее памятников, за которыми могут стоять и различные по формирова­нию и нюансам материальной куль­туры племена.

Долгое время памятники май­копской культуры изучались по данным курганов. Самый богатый из них — огромный 10-метровый Майкопский в г. Майкопе — содер­жал могилу особо знатного человека, погребальный костюм которого и утварь содержали огромное коли­чество золотых вещей, включая под­линные шедевры древнего искус­ства, а также бронзовые инструмен­ты, оружие, бронзовую, драгоцен­ную и глиняную посуду. В заупокой­ный мир этого лидера сопровождали еще двое людей, также высокого ранга, поскольку’ каждый из них имел височные украшения из золота (пол и возраст, к сожалению, не оп­ределен). В двух других больших кур­ганах у ст. Новосвободной II. И. Ве­селовскому удалось раскопать похо­жие захоронения в каменных гробни­цах прообразах будущих дольме­нов. Погребенные в них люди также были похоронены как лидеры, и их могилы были заполнены бронзовыми инструментами, оружием, посудой из бронзы, драгоценными украшения­ми, керамикой.

Кто же были эти пришельцы? Как жили майкопские племена, каков был их хозяйственный уклад? Ответ на этот вопрос могли дать, прежде всего, раскопки поселений. Однако их изучение шло не так споро, как исследования майкопских курганов. Дело в том, что найти майкопское поселение трудно. Оно находится глубоко в земле, и даже плуг при рас­пашке почвы не достает его слоя. По как часто бывает, нежданному от­крытию способствовал случай.


Рис. 1. Территория распространения майкопской культуры. 1. Основная зона; 2. Кумо-манычская периферия.

то ездили в гости, помогали им нала­дить грузовик ГАЗ-66, а они угощали нас великолепными арбузами. В ию­ле жара стояла страшная. Плавился асфальт. Работать приходилось рано утром и под вечер.

Раскопки поселения майкопской культуры, надо сказать, были для ме­ня делом новым. Очень быстро стало ясно, что грунт в культурном слое лопатой кидать никак нельзя, а надо осторожно расчищать ножом и кис­точкой, землю выносить ведрами и на носилках. Все это делалось для того, чтобы каждый черепок или ка­мень оставался на месте. Потом весь раскоп тщательно и точно зачерчи­вался, фотографировался, описывал­ся. Лишь после этого находки убира­лись с мест и готовились к транспор­тировке в Москву для дальнейшего изучения.

За четыре года работ удалось уста­новить, что майкопцы жили в назем­ных жилищах — хижинах подквад­ратной или округой формы. Свои до­ма они строили из жердей, прутьев и колышков. Крышу мог поддерживать опорный столб. Внешнее оформле­ние дома майкопцев было на Галюга- евском поселке легким, то есть лишь в некоторых местах обмазанным сме­шанной с травой глиной — турлуком. На Кубани встречаются майкопские дома, полностью обмазанные турлу­ком. Крыша на галюгаевских хижи­нах была скорее всего из соломы, прутьев и веток. Майкопцы, как уда­лось установить, обитали в жарком климате, и их тип жилища хорошо соответствовал своему времени.

Непременным атрибутом майкоп­ских жилищ были так называемые конусы — пирамидки — своеоб­разные изделия из глины с основани­ем-площадкой для устойчивости в стоячем положении и отверстием Б центре. Головка конусов иногда оформлялась желобком, маркиро­валась насечками. Скорей всего, то были некие приставки к очагам, воз­можно, даже культового значения.

Во время раскопок на поселении Галюгаевское 1 было раскопано три хижины на северо-восточной окра­ине всхолмления. Они имели раз­ную площадь от 25 до 72 м 2 и стояли вдоль осевой линии холма.

Помимо обычных мусорных ям нам удалось найти ямы с керамичес­ким браком. Они были заполнены обломками сосудов с деформирован­ными очертаниями, разной степенью прокала. На отдельных сосудах были видны следы веревки. Ей обвязывали еще сыроватое тулово большого сосу­да, чтобы оно не исказило свои кон­туры при просушке. Эти находки еще раз подтвердили старую истину, что мусорные ямы — сокровище для ар­хеолога.

Собранная на поселении Галюга- евское 1 коллекция керамики была богата. Всего она насчитывала около 8000 фрагментов. Примерно поло­вина из них относилась к сосудам, которые изготовлялись при помощи поворотного устройства в виде под­ставки (столика) на оси. Туловище горшка сначала лепили от руки лен­точным способом, придавали ему форму овала. Затем, поставив устьем на подставку круга, могли подрабо­тать, вращая последний. Верхнюю часть горшка лепили отдельно. На кругу придавали ей четкую форму окружности. От механического вра­щения на внутренней части горлови­ны иногда оставались тонкие серии полосок, идущих в строго горизон­тальном направлении. Венчик изнут­ри после такой операции приобре­тал остроугольный отгиб. Круговая посуда майкопцев снаружи тщатель­но отделывалась, лощилась порой до блеска. Цвета майкопских круговых горшков охристые; красные, корич­неватые, желтоватые, черные.

Ассортимент глиняной посуды майкопцев был очень богат. На кру­гу изготоблячись крупные сосуды с яйцевидным туловом с высотой от полуметра до метра — пифосы. Их использовали для хранения жид­ких, сыпучих грузов и всяких вещей. Широкой популярностью пользова­лись круговые сосуды с туловом ша­ровидных форм емкостью от одного литра до нескольких литров. Изго­товлялись крупные чаны диаметром до 1 м. Трапезная керамика включа­ла мелкие круглодонные и тщатель­но отделанные сосудики, кубки, мис­ки емкостью до 0,5 л. Но вот катего­рия кружек популярностью не поль­зовалась. Небольшие сосуды за ма­ленькие ручки могли подвешивать дома на веревочке. Во время пере­мещений шаровидного типа горшки, вероятно, перевозились в кошелках- оплетках.

На круговой круглодонной посуде майкопской культуры имеются знаки мастеров. Они наносились по сырому тесту горшка еще до обжига незамыс­ловатым способом; то отпечатком пальца, то прочерком палочки. Знаки свидетельствуют о ремесле майкоп­цев, организованном по клановому принципу. Более того, это одни из свидетельств наличия у майкопских племен зачатков кодирования и пере­дачи информации в твердом матери­але, как далекого прообраза будущих знаковых систем, приведших к появ­лению письменности (рис. 2).

Помимо круговой посуды широко использовалась и лепная, напомина­ющая застывший в глине мешок. Она широко использовалась в кухонных целях для приготовления пищи. У населения Галюгаевского 1 поселка и близким им племенам в основном держалась традиция изготовлять круг- лодонную посуду. У других племен круговая посуда имела и плоское дно.

Богатство типов майкопской керамики явно указывало на важную роль трапезы и пира в их жизни. А разнообразие открытых форм позво­ляет допускать использование в пищу разных каш, похлебок. Для приготов­ления пищи более использовалась лепная и менее тщательно выделан­ная посуда.

В жилищах и мусорных ямах по­селения было найдено много камен­ных орудий. Это были ручные молот­ки-отбойники, подставки-наковален­ки, терочники-абразивы из речной гальки. Часто попадались зернотерки.

Самой замечательной находкой стала бронзовая мотыга.

Она была обнаружена примерно в центре по­селка. Что побудило ее здесь оста­вить древних людей — загадка, может быть, тут находилось некое культовое место, а мотыга была его частью. Ведь на Древнем Востоке это орудие было священным.

В мусорных ямах поселка мы на шли массу костей животных. На первом месте шли кости крупного и мелкого рогатого скота, затем свиньи и лошади. Костей диких животных было мало. Эти данные явно говори-108С. II. Кореневский Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья


Рис. 2. Знаки на круговой керамике раннего этана майкопско-новосвободненской общности. 1—26. Образцы знаков; 27—29. Сосуды со знаками.

109Часть I. Эпоха камня и бронзыли об активном скотоводстве при- домного характера. Как известно, свинья — не животное кочевников. С ней кочевать с места на место просто невозможно. Скот мог пастись на лу­гах приречной долины и содержаться в стойлах. О земледелии и собира­тельстве свидетельствовала не толь­ко находка мотыги, но и кремневые вкладыши серпов. Весь этот комп­лекс находок отражал жизнь оседлых земледельцев и скотоводов.

Общая площадь проселка Галюга­евское 1 составляла до 2 га. Все от­крытые нам строения были уничто­жены огнем. Но следов нападения врага не было. Сожжение жилищ, по данным исторической этнографии, могли обусловить разные причины. Археологи отмечают такие черты быта древних земледельцев и ското­водов на разных территориях.

Даты поселения Галюгаевское 1 указывали на вторую половину IV тысячелетия до н. э. Но поселок Га­люгаевское III дал более древнюю да­ту, относящуюся к началу IV тысяче­летия дон. э. Вероятно, майкопские племена появились в данном месте в начале IV тысячелетия до н. э. и затем долго жили здесь, эпизодиче­ски перемещаясь с места на место, сочетая оседлость с мобильностью. Последняя черта подвижно-оседл ого образа жизни была обусловлена стремлением к поселению у плодо­родных участков речной долины. Ведь их систематическое возделы­вание под посев могло приводить к потере плодородия поверхностного слоя почвы. Такой образ ведения хо­зяйства весьма типичен для ранних земледельцев и скотоводов древней Европы и Передней Азии.

Обнаруженные на Галюгаевском поселении данные о племенах май­копской культуры находят аналогии в других ее памятниках, среди матери­алов подобных селищ Центрального и Западного Предкавказья, а также в комплексе знаменитого Майкопского кургана. На Южном Кавказе ана­логии поселению Галюгаевское 1 можно увидеть в северной Грузии на поселениях Бериклдееби и Лейлатепе в Азербайджане, хотя не исключено, что последние памятники относятся к более раннему возрасту.

За пределами Кавказа анало­гии керамическому комплексу посе­ления Галюгаевское 1 можно найти в памятниках Урукского периода в Месопотамии, Восточной Анатолии и Сирии

Самый древний из них, курган 3 у с. Брут (3900-3770 гг. до н. э) (рис. 4, 1). Могила в нем имела форму удли­ненной трапеции с длиной 7,45 м при ширине коротких стенок 2,7 и 3,4 м. Могилу вначале перекрыла первая насыпь с высотой около 3,4 м, кото­рая затем была покрыта глинистой желтой обмазкой. Сама насыпь была насыпана из чистого чернозема и имела вид правильного эллипса. Затем возникла вторая насыпь. Она повторила эллипсовидный контур первой, была сложена из чернозема. Ее снова перекрыл слой желтой гли­ны, толщиной 0,4 м. Высота достиг­ла 5 м при большем диаметре 29 м. У подножья насыпи 2 с юго-востока возвели земляную серпообразную вы­кладку. В этот момент, надо думать, наступила пауза в строительстве. В основное захоронение проникли лю­ди с целью простого или, скорее, ри­туального ограбления могилы.

После этого была насыпана насыпь 3. В итоге курган подрос до 7,8 м в высоту. Наступил очередной перерыв в строительстве.

Работы на кургане возобновились, когда центр насыпи просел в яму захоронения и грабительский ход. Создание насыпи 4 потребовало не­малых усилий. Курган в итоге увели­чился, видимо превысив высоту 8 м при диаметре в 54 м.

Другой курган 1 ус. Заманкул (рис. 4, 2) был сооружен позже кур-110С. II. Кореневский Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья


IIIЧасть I. Эпоха камня и бронзы


Рис. 4. Курганы Заманкульского могильника. 1. План кургана 3 у с. Брут; 2. План Кургана 1 у с. Заманкул; 3. План кургана 2 у с. Заманкул; 4—6. Изометрические реконструкции насыпи кургана 2.

112С. Н, Кореневский Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказьягана 3 у с. Брут (3640-3500 гг. до н. э.) в два приема. Его первая на­сыпь сферической форы появилась над майкопской могилой 70. Могила имела крупные размеры 6,9 х 4,8 м. Насыпь 1 приобрела диаметр в 34,7 м при высоте 6 м. Вторая насыпь над погребением 70 была возведена после проседания центра первой насыпи в могилу, когда рухнуло ее пере­крытие. Она увеличила диаметр кур­гана до 44 — 45 м и его высоту до 6 м. Края новой насыпи укрепили кром­лехом.

Курган 2 у с. Заманкул наиболее поздний (рис. 4, 3—6). Он датируется 3500 —3340 гг. до н. э. Яма основного погребения 60 имела в длину 7,54 м и в ширину 4,2 м. Ее глубина от поверхности земли составила 1,8 м. Первая насыпь кургана над майкоп­ской могилой имела вид ступенчатой усеченной земляной пирамиды с вы­сотой 5,7 м, нижним основанием 44 м и верхней площадкой 8 —Юм. Пере­крывшая ее насыпь 2 имела диаметр 50 м и высоту б м. Насыпь была обне­сена кромлехом (рис. б).

Раскопки заманкульских курганов показали, что эти памятники превра­щались в земляной гигант не сразу, а в результате послеловательных до­сыпок. По рассмотренным примерам это делалось над основным захоро­нением. В иных случаях (курганы могильника Клады, Иноземцевский курган 1976) — над более ранними майкопскими погребениями.

Большие майкопские курга­ны имели различные формы насы­пей; сферическую, овальную, насыпь с плоской вершиной, фигурную на­сыпь трапециевидной формы, на вершину которой вел подъем в виде спирали. Сферическая насыпь кур­гана, как известно, имела общее распространение. Большие майкоп­ские курганы с плоской вершиной, превращенной в площадку, помимо заманкульского кургана 2 известны из урочища Клады. Таковы курган G и перекрывший его гигантский кур­ган 11. Плоская площадка известна и в насыпи огромного Нальчикского кургана.

Заманкульский курган 2 с пира­мидальной конструкцией насыпи 1 имел винтовой подъем на плоскую вершину. Его ширина составила 3- 4 м. Последний предполагал исполь­зование памятника как места для вос­хождения на него людей. Возможно, это делалось с культовыми целями.

Большие курганы могли не иметь кромлеха или обносится им. Кромле­хи курганов 1 и 2 у с. Заманкул были сделаны из речного булыжника. Кам­ни приносились из разных мест. Символика кромлеха в силу этого выглядит более сложной, чем просто как оградительная магическая линия.

Чрезвычайно важно отметить и другое. Намеренное использование черноземного грунта для сооружения насыпей этих курганов позволяет предположить особое отношение древних людей к плодородному слою почвы, как магической силе, обеспе­чивающей плодородие. В силу этого в черноземной насыпи могла заклю­чаться идея плодородия и реинкарна­ции умершего.

Сам факт возведения большого многометрового кургана был следст­вием развития не только культовых, но и экономических отношений в среде племен майкопской культуры. Согласно теории этнологов, такая работа могла принимать вид поми­нальной отдачи трудом клану умер­шего (Семенов, 1993). Она превраща­ла курган в масштабный, требующий сложных инженерных навыков со­оружения, феномен культовой земля­ной архитектуры.

Погребения заманкульских кур­ганов были разрушены еще в древ­ности и, скорее всего, во время су­ществования майкопской культуры и, возможно, с ритуальными целями. Найденная в кургане 1 бронзовая утварь (мотыга, топор, сосуд, тесло) и керамика в кургане 2 позволяют сопоставлять их кругом памятников Майкопского кургана раннего перио­да майкопской культуры, а также рассматривать как памятники адми­нистративных и культовых лидеров майкопской культуры (Кореневский, Ростунов, 2004).

Долгое время об антропологии носителей майкопской культуры бы­ло мало что известно. Серия иссле­дованных черепов из ее погребений невелика. Реконструкции по чере­пам, найденным в кургане 5 II Не­жинской группы (раскопки С. Н. Ко­реневского) и в кургане 2 у с. Заман­кул (раскопки В. Л. Ростунова). По заключению. Т. И. Алексеевой, они относятся к грацильным формам сре-113Часть I. Эпоха камня и бронзыди земном орской расы. На террито­рии Кавказа подобный антрополо­гический тип был известен уже в V-IV тысячелетии дон. э. А похо­жие люди жили в это время в Арме­нии, Грузии, Месопотамии. Ирана (Алексеева, 2004, с. 178). Все эти данные неплохо согласуются с общей ориентацией культурных связей май­копской культуры, охватывающих Южный Кавказ, Север Месопотамии, Восточную Анатолию и Иран.

В конце эпохи неолита человеком было совершено ещё одно величайшее открытие: использование меди — первого металла, из которого люди стали изготавливать орудия труда и оружие.

Период распространения медных орудий труда, наряду с каменными, называется энеолитом — меднокаменным веком (4 — середина 3 тысячелетия до н.э.)


Однако, несмотря на преимущество перед камнем, медь широкого распространения не получила. Металл начал вытеснять камень только тогда, когда люди научились сплавлять медь с оловом, свинцом или цинком и получать бронзу.

Развитие металлургии оказало большое влияние на материальную и духовную культуру людей. В 4 тысячелетии до н. э. на Древнем Востоке возникают первые города и государства.


На юге Средней Азии зарождается поливное (ирригационное) земледелие, появляются многокомнатные дома, построенные из сырцового кирпича, а также гончарные печи для обжига глиняной посуды. Керамика украшается изображениями зверей, птиц и растительным орнаментом (листья, цветы).

Поскольку бронза была значительно твёрже меди, постепенно с середины 3 тысячелетия до н.э. она становится основным материалом для изготовления орудий труда, оружия и украшений.

Имея орудия труда из бронзы, люди могли гораздо лучше обрабатывать поля и увеличивать посевные площади, в результате чего у них стали появляться излишки продуктов питания.


В различных районах от собирательства и охоты люди переходили к земледелию и скотоводству. На юге развивалось земледелие, а на севере — скотоводство.

Начало патриархата

Материнский род существовал лишь до тех пор, пока женщина занимала ведущее положение в родовой общине. С появлением плужного земледелия, скотоводства и ремесленного производства главная роль в жизни общества переходит к мужчине. За женщиной сохраняется работа по домашнему хозяйству. Главенствующее положение в семье занимает мужчина, и при создании семьи жена переходит в род мужа. Родство признаётся по отцовской линии. Наступает эпоха патриархата.

Переход к патриархальному роду сопровождался формированием патриархальной семьи. Такая семья состояла из нескольких поколений ближайших родственников по отцовской линии.

В конце эпохи неолита людьми было совершено ещё одно величайшее открытие: использование меди— первого металла, из которого они стали изготавливать орудия труда и оружие.

Период распространения медных орудий труда наряду с каменными стали называть энеолитом — медно-каменным веком. Это было в 4- середине 3 тысячелетия до н.э.

Однако, несмотря на преимущество перед камнем, медь широкого распространения не получила. Металл начал вытеснять камень только тогда, когда люди научились сплавлять медь с оловом, свинцом или цинком и получать бронзу.

Развитие металлургии оказало большое влияние на материальную и духовную культуру людей. В 4 тысячелетии до н. э. на Древнем Востоке возникают первые города и государства. На юге Средней Азии зарождается поливное (ирригационное) земледелие, появляются многокомнатные дома, построенные из сырцового кирпича, а также гончарные печи для обжига. Керамика украшается изображениями зверей, птиц и растительным орнаментом (листья, цветы).

Поскольку бронза была значительно твёрже меди, постепенно с середины 3 тысячелетия до н.э. она становится основным материалом для изготовления орудий труда, оружия и украшений.

Имея орудия труда из бронзы, люди могли гораздо лучше обрабатывать поля и увеличивать посевные площади, в результате чего у них стали появляться излишки сельскохозяйственной продукции. Скотоводство постепенно отделялось от земледелия. От собирательства и охоты люди переходили к земледелию и скотоводству. На юге начинает развиваться земледелие, а на севере — скотоводство.

Энеолит — медно-каменный век.


Бронзовые булавки и каменные бусы. XVII в. до н.э.

Патриархальная семья — это семья, состоящая из нескольких поколений ближайших родственников по отцовской линии.


Каменные змеи. Амулет. 2 тыс. до н.э.

Начало патриархата

Материнский род существовал лишь до тех пор, пока женщина занимала ведущее положение в добыче продуктов питания. С появлением плужного земледелия, скотоводства и ремесленного производства главная роль в обеспечении семьи продуктами питания переходит к мужчине. За женщиной сохраняется работа по домашнему хозяйству. Главенствующее положение в семье переходит к мужчине, и при создании семьи жена переходит в род мужа. Родство признаётся по отцовской линии. Наступает эпоха патриархата. Переход к патриархальному роду сопровождался формированием патриархальной семьи. Такая семья состояла из нескольких поколений ближайших родственников по отцовской линии.

Поселения древних земледельцев

Одно из древнейших поселений земледельцев археологи обнаружили у озера Заманбаба в бассейне реки Зарафшан. Древние земледельческие поселения найдены также на территории Хорезма.

В долине Сурхандарьи, недалеко от Шерабада, археологами было обнаружено одно из поселений древних земледельцев — Сапаллитепа. Оно состояло из глинобитных построек — жилых и хозяйственных помещений, мастерских, где изготавливались керамические изделия, орудия труда, оружие и украшения из бронзы. Здесь нашли также зёрна пшеницы и ячменя, хранившиеся в крупных сосудах — хумах.

Три с половиной тысячи лет назад недалеко от современного Шерабада возникло другое поселение — Джаркутан.


Браслет. Бронза. XII в. до н.э.

Заманбаба — древнее поселение скотоводов и земледельцев у озера Заманбаба в Бухарской области (2 тысячелетие до н.э.).


Раскопки поселения Джаркутан

Сапаллитепа — поселение древних земледельцев эпохи бронзы на юге Узбекистана (2 тысячелетие до н.э.).

В его планировке уже прослеживаются первые признаки города. Джаркутан был разделён на две части: цитадель (место пребывания правителя) и окружающие её дома рядовых общинников, ремесленников и торговцев. Внутри цитадели имелось святилище (ранний храм).

Жители поселений эпохи бронзы достигли больших успехов в различных ремёслах, ткачестве, гончарном производства, изготовлении ювелирных изделий, строительстве. В эпоху бронзы люди изобрели гончарный круг и колесо. Появились средства передвижения.

Читайте также: