Земледельцы и скотоводы в эпоху бронзового века доклад
Обновлено: 05.07.2024
Во времена неолита человечество сделалоогромный шаг вперед в своем развитии. За это время развились земледелие искотоводство. Производство продуктов питания и ремесленных изделий в тех местахЗемли, где были благоприятный климат и плодородные земли, достигло такого количества, чтопозволяло прокормить гораздо больше людей. Возникновение ремесел - гончарства иткачества - придавало новые признаки жизни первобытного человека. Дальнейшее развитиенуждался все большего количества разнообразных орудий труда. Камень, какматериал для изготовления, уже не удовлетворял новым потребностям человечества. И тогдачеловек начал искать, чем его заменить. Природным материалом, который имел другиесвойства, чем камень, дерево, кость, была медь. В первобытные времена онапопадалась на поверхности земли в чистом виде. Период, когда человек научилсяобрабатывать и использовать медь, называют медно-каменным веком, или энеолитом(V–IV тыс. до н.э.). Сначала люди пытались обрабатыватьмедь так же, как камень, - обивать. От ударов кусок меди не раскалывался, атолько менял форму. Наконец первобытный человек понял, что медь надо необивать, а ковать. Ковать металл начали примерно за 7 тыс. лет до н.э.
Прошло почти 2 тыс. лет, покалюди научились плавить медь из руды. Сначала металл выплавляли в тех печах, вкоторых обжигали керамические изделия. Впоследствии древние металлурги построили специальныепечи. Вряд ли переход от ковки до плавления был случайным, ведь чтобы медьрасплавилась, требовалась температура 700-800 С °. Впоследствии ее сталивыплавлять из руды. В природе медь в сочетании с рудами выглядела камнисиневатого цвета. Давний металлург мог в печь такой каменьи увидеть, что большая часть камня исчезла, а он получил медь в чистомвиде. Возможно, именно так человек открыл способ добывания меди из руды. Ученыесчитают, что таким образом этот металл стали получать в разных местах почтиодновременно. О выплавки меди из руды свидетельствуют найденные археологами в древнихрудниках орудия труда - кирки из рога, медные топоры и т.д.
У III тыс. до н.э. древние металлурги, видимо, пытаясь придать медипрочности, добавляли в нее различные примеси, пока не заметили, что крепче онастановится с добавлением еще одного металла - олова. Сплав меди и олова называют бронзой.Ценным ее свойством было то, что она легче, чем медь, разливалась в формы.Так началась эпоха бронзы (III–I тыс.до н.э.).
Во II тыс. до н.э. было изобретеноспособ выплавки из руды железа. Сначала это была сталь - железо с большойколичеством примесей. Раскаленную сталь ковали и производили из нее орудия трудаи оружие.
Овладев металлы, человек начализготавливать из них отдельные части орудий труда и оружия. Потребность в медных ибронзовые изделия постоянно росла, а значит, возрастала потребность в людях, которые умелиобрабатывать металлы.
В энеолите состоялась еще одна весомаяизменение в жизни человечества - скотоводство отделилось от земледелия. Ученыеназвали этот процесс первыми общественными разделением труда. То есть некоторые племеназанимались только скотоводством. Сначала они пасли скот у своих поселений, ас ростом его количества передвигались в поисках новых пастбищ. Так условияхозяйствования обусловили и другой образ жизни племен скотоводов - кочевой.
Земледельцы же, напротив, вынуждены былидержаться плодородных земель, вести оседлый образ жизни. Скот, которую они держали всвоем хозяйстве, давала им мясо, молоко, шкуры, шерсть. Более 5 тыс.лет назад земледельцы научились запрягать крупный рогатый скот в соху, а затем вплуг для пахоты полей. Это облегчило их труд, ускорило и улучшило обработкуземли, увеличило урожаи.
Изобретение в эпоху бронзы колеса былоеще одним шагом к совершенствованию и усложнению орудий труда и устройств,облегчали жизнь человека. Повозки, поставленные на колеса, помогали земледельцамперевозить грузы, а скотоводам преодолевать большие расстояния. Вместе осложненияорудий труда, обработка металлов и быстрое развитие ремесел требовали от человекабольших знаний, сноровки, опыта. Из земледельцев и скотоводоввыделялись мастера, которые занимались только ремеслом. Так состоялся втораяобщественное разделение труда: ремесло отделилось от других занятий -земледелия и скотоводства.
2. Распадродовых общин
Во времена неолита храниласьколлективная собственность на землю, пастбища, лес, как и раньше, была необходимостьсовместной работе рода, объединении умений коллектива. Скот, орудия труда ипредметы быта были в собственности отдельных семей. Все производимые продуктыземледелия и скотоводства, ремесленные изделия и подстреленных дичь распределялисьмежду родственниками - членами общины.
Количество человек в родовой общинезависела от наличия или отсутствия земель, пригодных для земледелия,пастбищ, угодий для охоты. Если невозможно было прокормить всех, родразделялся на мелкие племена отселялись, осваивая новые земли. Но роды непорывали связей между собой и в случае опасности объединялись для защиты своегоимущества и земель. Объединяла их и общий язык, которая способствовала общению междучленами родов, обмена знаниями и опытом. Совокупность таких родов составилаплемя.
Родовые общины время от временипереселялись или меняли поля за того, что земли теряли плодородие. Так жеи скотоводы преодолевали сотни, а иногда и тысячи километров в поисках лучших пастбищ.К тому же начались схватки и настоящие войны между племенами за продуктыземледелия и скотоводства, ремесленные изделия и драгоценные металлы. В этихпереселениях и войнах происходило перемешивания племен и родов. Теперь в одномпоселении жили не только родственники, но и люди, которые не принадлежали к этому роду, а былитолько соседями. Так сформировались соседские общины, члены которых не были родственниками,но вместе владели землей, распределяя ее между отдельными семьями, совместнопользовались пастбищами, лесами и другими богатствами, совместно решаливажнейшие дела рода.
В отличие от родовой общины, всоседской приобретает определенности частная собственность - собственность семьи или отдельногочеловека на материальные ценности. Какие семьи работали лучше, кому способствовалапогода, кто был успешен в войнах или наглее, отбирая имущество у других.Так постепенно материальные богатства накапливались у немногих.Появились богатые и бедные.
К тому же с осложнениемхозяйственной жизни некоторые члены общины стали заниматься организациейстроительных, сельскохозяйственных работ, обменом, созданием продовольственныхзапасов, обеспечением защиты от соседей и т.д. То есть возникла прослойка людей,которые управляли жизнью общины. Во время межплеменных войн во главе вооруженныхобщинников стоял вождь, которого избирали сильных и авторитетных членовплемени. Впоследствии влиятельные среди них сосредоточили в своих рукахвоенную добычу, рабов и, наконец, власть.
3. Ранние города
Все эти изменения в жизни древнегообщества положили начало формированию первых цивилизаций. Признаками того, чтодревнее общество приобретало новый, более высокий уровень развития, были: появление городов,формирования государств, имущественное расслоение, определенный уровень развития культуры.
Переход к цивилизации произошел вблагоприятных для земледелия и скотоводства частях нашей планеты. Поэтомулюльками цивилизации, по мнению большинства ученых, были местности, где произошлоземледелие. Это плодородные долины рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг,Хуанхэ и Янцзы.
Именно в этих местностях возникли первыегорода. Они формировались на месте древних поселений земледельцев и скотоводов,количество жителей в которых росла. В таких поселениях, кроме земледельцев,скотоводов, ремесленников, сосредоточивались старейшины, жрецы, военные вожди.Поселение окружали укреплениями - рвами, валами, частоколом и дажекирпичными или каменными стенами.
Чрезвычайный интерес представляют более40 святилищ Чатал-Гуюка. Они открыли неизвестный до того духовный мирпервобытных земледельцев. Святилища имели по 4-5 комнат, стены которых былиукрашены росписями и глиняными рельефами. Кроме крупных рельефов, на стенахсвятилищ найдено древнейшие из известных науке фрески. они сделаны в VI тыс.до н.э. В святилищах найдено большое количество каменных и глиняных статуэток,наверное, принесенных в дар богам.
Главной богиней древних жителейЧатал-Гуюка была Мать-земля, или Богиня-Мать, которую они изображали в видемолодой женщины, женщины-матери и старой женщины в сопровождении птицы смерти - грифа.Мужское божество изображали в виде юноши или зрелого мужчину с бородой иверхом на быку.
Жители Чатал-Гуюка были умелымиземледельцами, выращивали 14 видов культурных растений, основные из которых - пшеница,ячмень и горох. Занимались они и скотоводством и охотой. Мастераизготовляли чрезвычайно совершенные каменные изделия: полированные зеркала собсидиана, каменные бусы с отверстиями, в которые едва проходит современная игла.Было развито ткачество. Достоин удивления искусный деревянный сосуды, которыепользовались жители Чатал-Гуюка. В погребениях найдены косметическиелопатки, каменные зеркала, раковины, в которых хранились косметические вещества, краскадля ресниц и бровей, корзинки с румянами и т.д.
Все это свидетельствует о достаточно высокомуровень жизни жителей города.
Вокруг первых городов постепеннообъединялись общины для совместного решения экономических проблем - проведениесельскохозяйственных работ, строительства каналов и дамб, сооружениедворцов и храмов. Объединяла их и потребность противостоять посягательству соседнихобщин на их плодородные земли и пастбища.
С объединением общин и сосредоточением вгородах большого количества людей появилась потребность в новых способах управления иопределенным правилам (законам), которые благоустраивали жизни общества,значительно усложнилось. Из людей, приближенных к старейшин и вождей,выделились группы людей, обязанностью которых было управлять городом, собиратьналоги, управлять войсками, организовывать строительство каналов, храмов,дворцов.
К власти в городах пришли сильнейшиеи богатые старейшины и племенные вожди. их власть уже опиралась не только наавторитет, но и на военную силу.
Следовательно, уже в эпоху меди и бронзы давниегорода вместе с территориями вокруг них в местах развитого земледелия,скотоводства и металлургии получили первых признаков государственности. Они имели: верховнуювласть в лице царя; войско; группу людей, занимавшихся исключительно организациейжизнь города (то есть тех, кого сегодня называют чиновниками); определенную территорию,которую они считали своей и границы которой защищали.
С расширением территории самые крупные исильнейшие города превратились в экономические, военные и управленческие центрымогущественных государств древнего мира.
Государство - Способорганизации общественной, экономической и культурной жизни народа.
Вопросы и задания
1. Объясните, в чем заключаются первый ивторым крупным разделением труда.
2. Почему возникают первые города?
3. Чем соседскаяобщина отличалась от родовой?
4. Какие изменения вжизни человечества произошли в период энеолита и бронзового века?
5. Почему именно в долинах крупныхрек возникли первые государства?
6. Чем была обусловлена появлениепатриархата?
Возникновение человека и его расселения по Земле. Первобытные земледельцы и скотоводы
Фотография из пещеры Ласко
Фотография из пещеры Альтамира
Реконструкция кроманьонца, осуществленная М. Герасимовым
Женская головка из бивня мамонта. Грот Брассемплуи, Франция
Кавказ — своеобразная страна физической географии, расположенная между Черным и Каспийским морями. Его граница с Восточной Европой проходит по Кумо-Манычской впадине. Горные цепи Водораздельного хребта делят Кавказ на Южный и Северный. Ландшафты Северного Кавказа разнообразны. Еще до их сияющих снежников и глубоких ущелий с севера здесь простирается обширная область предгорий и равнин Предкавказья. Начало бронзового века в этом регионе связано с довольно внезапным появлением, примерно 6 тысяч лет назад носителей теперь уже всемирно известной майкопской культуры, названной по имени самого знаменит ее кургана в г. Майкопе. Ее памятники ныне выявлены от Черного моря до с. Бамуг в Чечено- Ингушетии. В Предкавказье сейчас выделяется их основной ареал в кубано-терском бассейнах и менее насыщенная майкопскими курганами, лежащая к северу кумо-ма- нычская степная периферия (рис. 1). При помощи радиокарбонных дат сейчас майкопская культура датируется в рамках IV тысячелетия до н. э. Они намного древнее начала государственности египтян и шумеров. В современной археологической терминологии майкопскую культуру еще называют майкопско-новосвободнен- ской общностью (МНО), чтобы подчеркнуть разнообразие составляющих ее памятников, за которыми могут стоять и различные по формированию и нюансам материальной культуры племена.
Долгое время памятники майкопской культуры изучались по данным курганов. Самый богатый из них — огромный 10-метровый Майкопский в г. Майкопе — содержал могилу особо знатного человека, погребальный костюм которого и утварь содержали огромное количество золотых вещей, включая подлинные шедевры древнего искусства, а также бронзовые инструменты, оружие, бронзовую, драгоценную и глиняную посуду. В заупокойный мир этого лидера сопровождали еще двое людей, также высокого ранга, поскольку’ каждый из них имел височные украшения из золота (пол и возраст, к сожалению, не определен). В двух других больших курганах у ст. Новосвободной II. И. Веселовскому удалось раскопать похожие захоронения в каменных гробницах прообразах будущих дольменов. Погребенные в них люди также были похоронены как лидеры, и их могилы были заполнены бронзовыми инструментами, оружием, посудой из бронзы, драгоценными украшениями, керамикой.
Кто же были эти пришельцы? Как жили майкопские племена, каков был их хозяйственный уклад? Ответ на этот вопрос могли дать, прежде всего, раскопки поселений. Однако их изучение шло не так споро, как исследования майкопских курганов. Дело в том, что найти майкопское поселение трудно. Оно находится глубоко в земле, и даже плуг при распашке почвы не достает его слоя. По как часто бывает, нежданному открытию способствовал случай.
Рис. 1. Территория распространения майкопской культуры. 1. Основная зона; 2. Кумо-манычская периферия.
то ездили в гости, помогали им наладить грузовик ГАЗ-66, а они угощали нас великолепными арбузами. В июле жара стояла страшная. Плавился асфальт. Работать приходилось рано утром и под вечер.
Раскопки поселения майкопской культуры, надо сказать, были для меня делом новым. Очень быстро стало ясно, что грунт в культурном слое лопатой кидать никак нельзя, а надо осторожно расчищать ножом и кисточкой, землю выносить ведрами и на носилках. Все это делалось для того, чтобы каждый черепок или камень оставался на месте. Потом весь раскоп тщательно и точно зачерчивался, фотографировался, описывался. Лишь после этого находки убирались с мест и готовились к транспортировке в Москву для дальнейшего изучения.
За четыре года работ удалось установить, что майкопцы жили в наземных жилищах — хижинах подквадратной или округой формы. Свои дома они строили из жердей, прутьев и колышков. Крышу мог поддерживать опорный столб. Внешнее оформление дома майкопцев было на Галюга- евском поселке легким, то есть лишь в некоторых местах обмазанным смешанной с травой глиной — турлуком. На Кубани встречаются майкопские дома, полностью обмазанные турлуком. Крыша на галюгаевских хижинах была скорее всего из соломы, прутьев и веток. Майкопцы, как удалось установить, обитали в жарком климате, и их тип жилища хорошо соответствовал своему времени.
Непременным атрибутом майкопских жилищ были так называемые конусы — пирамидки — своеобразные изделия из глины с основанием-площадкой для устойчивости в стоячем положении и отверстием Б центре. Головка конусов иногда оформлялась желобком, маркировалась насечками. Скорей всего, то были некие приставки к очагам, возможно, даже культового значения.
Во время раскопок на поселении Галюгаевское 1 было раскопано три хижины на северо-восточной окраине всхолмления. Они имели разную площадь от 25 до 72 м 2 и стояли вдоль осевой линии холма.
Помимо обычных мусорных ям нам удалось найти ямы с керамическим браком. Они были заполнены обломками сосудов с деформированными очертаниями, разной степенью прокала. На отдельных сосудах были видны следы веревки. Ей обвязывали еще сыроватое тулово большого сосуда, чтобы оно не исказило свои контуры при просушке. Эти находки еще раз подтвердили старую истину, что мусорные ямы — сокровище для археолога.
Собранная на поселении Галюга- евское 1 коллекция керамики была богата. Всего она насчитывала около 8000 фрагментов. Примерно половина из них относилась к сосудам, которые изготовлялись при помощи поворотного устройства в виде подставки (столика) на оси. Туловище горшка сначала лепили от руки ленточным способом, придавали ему форму овала. Затем, поставив устьем на подставку круга, могли подработать, вращая последний. Верхнюю часть горшка лепили отдельно. На кругу придавали ей четкую форму окружности. От механического вращения на внутренней части горловины иногда оставались тонкие серии полосок, идущих в строго горизонтальном направлении. Венчик изнутри после такой операции приобретал остроугольный отгиб. Круговая посуда майкопцев снаружи тщательно отделывалась, лощилась порой до блеска. Цвета майкопских круговых горшков охристые; красные, коричневатые, желтоватые, черные.
Ассортимент глиняной посуды майкопцев был очень богат. На кругу изготоблячись крупные сосуды с яйцевидным туловом с высотой от полуметра до метра — пифосы. Их использовали для хранения жидких, сыпучих грузов и всяких вещей. Широкой популярностью пользовались круговые сосуды с туловом шаровидных форм емкостью от одного литра до нескольких литров. Изготовлялись крупные чаны диаметром до 1 м. Трапезная керамика включала мелкие круглодонные и тщательно отделанные сосудики, кубки, миски емкостью до 0,5 л. Но вот категория кружек популярностью не пользовалась. Небольшие сосуды за маленькие ручки могли подвешивать дома на веревочке. Во время перемещений шаровидного типа горшки, вероятно, перевозились в кошелках- оплетках.
На круговой круглодонной посуде майкопской культуры имеются знаки мастеров. Они наносились по сырому тесту горшка еще до обжига незамысловатым способом; то отпечатком пальца, то прочерком палочки. Знаки свидетельствуют о ремесле майкопцев, организованном по клановому принципу. Более того, это одни из свидетельств наличия у майкопских племен зачатков кодирования и передачи информации в твердом материале, как далекого прообраза будущих знаковых систем, приведших к появлению письменности (рис. 2).
Помимо круговой посуды широко использовалась и лепная, напоминающая застывший в глине мешок. Она широко использовалась в кухонных целях для приготовления пищи. У населения Галюгаевского 1 поселка и близким им племенам в основном держалась традиция изготовлять круг- лодонную посуду. У других племен круговая посуда имела и плоское дно.
Богатство типов майкопской керамики явно указывало на важную роль трапезы и пира в их жизни. А разнообразие открытых форм позволяет допускать использование в пищу разных каш, похлебок. Для приготовления пищи более использовалась лепная и менее тщательно выделанная посуда.
В жилищах и мусорных ямах поселения было найдено много каменных орудий. Это были ручные молотки-отбойники, подставки-наковаленки, терочники-абразивы из речной гальки. Часто попадались зернотерки.
Самой замечательной находкой стала бронзовая мотыга.
Она была обнаружена примерно в центре поселка. Что побудило ее здесь оставить древних людей — загадка, может быть, тут находилось некое культовое место, а мотыга была его частью. Ведь на Древнем Востоке это орудие было священным.
В мусорных ямах поселка мы на шли массу костей животных. На первом месте шли кости крупного и мелкого рогатого скота, затем свиньи и лошади. Костей диких животных было мало. Эти данные явно говори-108С. II. Кореневский Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья
Рис. 2. Знаки на круговой керамике раннего этана майкопско-новосвободненской общности. 1—26. Образцы знаков; 27—29. Сосуды со знаками.
109Часть I. Эпоха камня и бронзыли об активном скотоводстве при- домного характера. Как известно, свинья — не животное кочевников. С ней кочевать с места на место просто невозможно. Скот мог пастись на лугах приречной долины и содержаться в стойлах. О земледелии и собирательстве свидетельствовала не только находка мотыги, но и кремневые вкладыши серпов. Весь этот комплекс находок отражал жизнь оседлых земледельцев и скотоводов.
Общая площадь проселка Галюгаевское 1 составляла до 2 га. Все открытые нам строения были уничтожены огнем. Но следов нападения врага не было. Сожжение жилищ, по данным исторической этнографии, могли обусловить разные причины. Археологи отмечают такие черты быта древних земледельцев и скотоводов на разных территориях.
Даты поселения Галюгаевское 1 указывали на вторую половину IV тысячелетия до н. э. Но поселок Галюгаевское III дал более древнюю дату, относящуюся к началу IV тысячелетия дон. э. Вероятно, майкопские племена появились в данном месте в начале IV тысячелетия до н. э. и затем долго жили здесь, эпизодически перемещаясь с места на место, сочетая оседлость с мобильностью. Последняя черта подвижно-оседл ого образа жизни была обусловлена стремлением к поселению у плодородных участков речной долины. Ведь их систематическое возделывание под посев могло приводить к потере плодородия поверхностного слоя почвы. Такой образ ведения хозяйства весьма типичен для ранних земледельцев и скотоводов древней Европы и Передней Азии.
Обнаруженные на Галюгаевском поселении данные о племенах майкопской культуры находят аналогии в других ее памятниках, среди материалов подобных селищ Центрального и Западного Предкавказья, а также в комплексе знаменитого Майкопского кургана. На Южном Кавказе аналогии поселению Галюгаевское 1 можно увидеть в северной Грузии на поселениях Бериклдееби и Лейлатепе в Азербайджане, хотя не исключено, что последние памятники относятся к более раннему возрасту.
За пределами Кавказа аналогии керамическому комплексу поселения Галюгаевское 1 можно найти в памятниках Урукского периода в Месопотамии, Восточной Анатолии и Сирии
Самый древний из них, курган 3 у с. Брут (3900-3770 гг. до н. э) (рис. 4, 1). Могила в нем имела форму удлиненной трапеции с длиной 7,45 м при ширине коротких стенок 2,7 и 3,4 м. Могилу вначале перекрыла первая насыпь с высотой около 3,4 м, которая затем была покрыта глинистой желтой обмазкой. Сама насыпь была насыпана из чистого чернозема и имела вид правильного эллипса. Затем возникла вторая насыпь. Она повторила эллипсовидный контур первой, была сложена из чернозема. Ее снова перекрыл слой желтой глины, толщиной 0,4 м. Высота достигла 5 м при большем диаметре 29 м. У подножья насыпи 2 с юго-востока возвели земляную серпообразную выкладку. В этот момент, надо думать, наступила пауза в строительстве. В основное захоронение проникли люди с целью простого или, скорее, ритуального ограбления могилы.
После этого была насыпана насыпь 3. В итоге курган подрос до 7,8 м в высоту. Наступил очередной перерыв в строительстве.
Работы на кургане возобновились, когда центр насыпи просел в яму захоронения и грабительский ход. Создание насыпи 4 потребовало немалых усилий. Курган в итоге увеличился, видимо превысив высоту 8 м при диаметре в 54 м.
Другой курган 1 ус. Заманкул (рис. 4, 2) был сооружен позже кур-110С. II. Кореневский Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья
IIIЧасть I. Эпоха камня и бронзы
Рис. 4. Курганы Заманкульского могильника. 1. План кургана 3 у с. Брут; 2. План Кургана 1 у с. Заманкул; 3. План кургана 2 у с. Заманкул; 4—6. Изометрические реконструкции насыпи кургана 2.
112С. Н, Кореневский Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказьягана 3 у с. Брут (3640-3500 гг. до н. э.) в два приема. Его первая насыпь сферической форы появилась над майкопской могилой 70. Могила имела крупные размеры 6,9 х 4,8 м. Насыпь 1 приобрела диаметр в 34,7 м при высоте 6 м. Вторая насыпь над погребением 70 была возведена после проседания центра первой насыпи в могилу, когда рухнуло ее перекрытие. Она увеличила диаметр кургана до 44 — 45 м и его высоту до 6 м. Края новой насыпи укрепили кромлехом.
Курган 2 у с. Заманкул наиболее поздний (рис. 4, 3—6). Он датируется 3500 —3340 гг. до н. э. Яма основного погребения 60 имела в длину 7,54 м и в ширину 4,2 м. Ее глубина от поверхности земли составила 1,8 м. Первая насыпь кургана над майкопской могилой имела вид ступенчатой усеченной земляной пирамиды с высотой 5,7 м, нижним основанием 44 м и верхней площадкой 8 —Юм. Перекрывшая ее насыпь 2 имела диаметр 50 м и высоту б м. Насыпь была обнесена кромлехом (рис. б).
Раскопки заманкульских курганов показали, что эти памятники превращались в земляной гигант не сразу, а в результате послеловательных досыпок. По рассмотренным примерам это делалось над основным захоронением. В иных случаях (курганы могильника Клады, Иноземцевский курган 1976) — над более ранними майкопскими погребениями.
Большие майкопские курганы имели различные формы насыпей; сферическую, овальную, насыпь с плоской вершиной, фигурную насыпь трапециевидной формы, на вершину которой вел подъем в виде спирали. Сферическая насыпь кургана, как известно, имела общее распространение. Большие майкопские курганы с плоской вершиной, превращенной в площадку, помимо заманкульского кургана 2 известны из урочища Клады. Таковы курган G и перекрывший его гигантский курган 11. Плоская площадка известна и в насыпи огромного Нальчикского кургана.
Заманкульский курган 2 с пирамидальной конструкцией насыпи 1 имел винтовой подъем на плоскую вершину. Его ширина составила 3- 4 м. Последний предполагал использование памятника как места для восхождения на него людей. Возможно, это делалось с культовыми целями.
Большие курганы могли не иметь кромлеха или обносится им. Кромлехи курганов 1 и 2 у с. Заманкул были сделаны из речного булыжника. Камни приносились из разных мест. Символика кромлеха в силу этого выглядит более сложной, чем просто как оградительная магическая линия.
Чрезвычайно важно отметить и другое. Намеренное использование черноземного грунта для сооружения насыпей этих курганов позволяет предположить особое отношение древних людей к плодородному слою почвы, как магической силе, обеспечивающей плодородие. В силу этого в черноземной насыпи могла заключаться идея плодородия и реинкарнации умершего.
Сам факт возведения большого многометрового кургана был следствием развития не только культовых, но и экономических отношений в среде племен майкопской культуры. Согласно теории этнологов, такая работа могла принимать вид поминальной отдачи трудом клану умершего (Семенов, 1993). Она превращала курган в масштабный, требующий сложных инженерных навыков сооружения, феномен культовой земляной архитектуры.
Погребения заманкульских курганов были разрушены еще в древности и, скорее всего, во время существования майкопской культуры и, возможно, с ритуальными целями. Найденная в кургане 1 бронзовая утварь (мотыга, топор, сосуд, тесло) и керамика в кургане 2 позволяют сопоставлять их кругом памятников Майкопского кургана раннего периода майкопской культуры, а также рассматривать как памятники административных и культовых лидеров майкопской культуры (Кореневский, Ростунов, 2004).
Долгое время об антропологии носителей майкопской культуры было мало что известно. Серия исследованных черепов из ее погребений невелика. Реконструкции по черепам, найденным в кургане 5 II Нежинской группы (раскопки С. Н. Кореневского) и в кургане 2 у с. Заманкул (раскопки В. Л. Ростунова). По заключению. Т. И. Алексеевой, они относятся к грацильным формам сре-113Часть I. Эпоха камня и бронзыди земном орской расы. На территории Кавказа подобный антропологический тип был известен уже в V-IV тысячелетии дон. э. А похожие люди жили в это время в Армении, Грузии, Месопотамии. Ирана (Алексеева, 2004, с. 178). Все эти данные неплохо согласуются с общей ориентацией культурных связей майкопской культуры, охватывающих Южный Кавказ, Север Месопотамии, Восточную Анатолию и Иран.
В конце эпохи неолита человеком было совершено ещё одно величайшее открытие: использование меди — первого металла, из которого люди стали изготавливать орудия труда и оружие.
Период распространения медных орудий труда, наряду с каменными, называется энеолитом — меднокаменным веком (4 — середина 3 тысячелетия до н.э.)
Однако, несмотря на преимущество перед камнем, медь широкого распространения не получила. Металл начал вытеснять камень только тогда, когда люди научились сплавлять медь с оловом, свинцом или цинком и получать бронзу.
Развитие металлургии оказало большое влияние на материальную и духовную культуру людей. В 4 тысячелетии до н. э. на Древнем Востоке возникают первые города и государства.
На юге Средней Азии зарождается поливное (ирригационное) земледелие, появляются многокомнатные дома, построенные из сырцового кирпича, а также гончарные печи для обжига глиняной посуды. Керамика украшается изображениями зверей, птиц и растительным орнаментом (листья, цветы).
Поскольку бронза была значительно твёрже меди, постепенно с середины 3 тысячелетия до н.э. она становится основным материалом для изготовления орудий труда, оружия и украшений.
Имея орудия труда из бронзы, люди могли гораздо лучше обрабатывать поля и увеличивать посевные площади, в результате чего у них стали появляться излишки продуктов питания.
В различных районах от собирательства и охоты люди переходили к земледелию и скотоводству. На юге развивалось земледелие, а на севере — скотоводство.
Начало патриархата
Материнский род существовал лишь до тех пор, пока женщина занимала ведущее положение в родовой общине. С появлением плужного земледелия, скотоводства и ремесленного производства главная роль в жизни общества переходит к мужчине. За женщиной сохраняется работа по домашнему хозяйству. Главенствующее положение в семье занимает мужчина, и при создании семьи жена переходит в род мужа. Родство признаётся по отцовской линии. Наступает эпоха патриархата.
Переход к патриархальному роду сопровождался формированием патриархальной семьи. Такая семья состояла из нескольких поколений ближайших родственников по отцовской линии.
В конце эпохи неолита людьми было совершено ещё одно величайшее открытие: использование меди— первого металла, из которого они стали изготавливать орудия труда и оружие.
Период распространения медных орудий труда наряду с каменными стали называть энеолитом — медно-каменным веком. Это было в 4- середине 3 тысячелетия до н.э.
Однако, несмотря на преимущество перед камнем, медь широкого распространения не получила. Металл начал вытеснять камень только тогда, когда люди научились сплавлять медь с оловом, свинцом или цинком и получать бронзу.
Развитие металлургии оказало большое влияние на материальную и духовную культуру людей. В 4 тысячелетии до н. э. на Древнем Востоке возникают первые города и государства. На юге Средней Азии зарождается поливное (ирригационное) земледелие, появляются многокомнатные дома, построенные из сырцового кирпича, а также гончарные печи для обжига. Керамика украшается изображениями зверей, птиц и растительным орнаментом (листья, цветы).
Поскольку бронза была значительно твёрже меди, постепенно с середины 3 тысячелетия до н.э. она становится основным материалом для изготовления орудий труда, оружия и украшений.
Имея орудия труда из бронзы, люди могли гораздо лучше обрабатывать поля и увеличивать посевные площади, в результате чего у них стали появляться излишки сельскохозяйственной продукции. Скотоводство постепенно отделялось от земледелия. От собирательства и охоты люди переходили к земледелию и скотоводству. На юге начинает развиваться земледелие, а на севере — скотоводство.
Энеолит — медно-каменный век.
Бронзовые булавки и каменные бусы. XVII в. до н.э.
Патриархальная семья — это семья, состоящая из нескольких поколений ближайших родственников по отцовской линии.
Каменные змеи. Амулет. 2 тыс. до н.э.
Начало патриархата
Материнский род существовал лишь до тех пор, пока женщина занимала ведущее положение в добыче продуктов питания. С появлением плужного земледелия, скотоводства и ремесленного производства главная роль в обеспечении семьи продуктами питания переходит к мужчине. За женщиной сохраняется работа по домашнему хозяйству. Главенствующее положение в семье переходит к мужчине, и при создании семьи жена переходит в род мужа. Родство признаётся по отцовской линии. Наступает эпоха патриархата. Переход к патриархальному роду сопровождался формированием патриархальной семьи. Такая семья состояла из нескольких поколений ближайших родственников по отцовской линии.
Поселения древних земледельцев
Одно из древнейших поселений земледельцев археологи обнаружили у озера Заманбаба в бассейне реки Зарафшан. Древние земледельческие поселения найдены также на территории Хорезма.
В долине Сурхандарьи, недалеко от Шерабада, археологами было обнаружено одно из поселений древних земледельцев — Сапаллитепа. Оно состояло из глинобитных построек — жилых и хозяйственных помещений, мастерских, где изготавливались керамические изделия, орудия труда, оружие и украшения из бронзы. Здесь нашли также зёрна пшеницы и ячменя, хранившиеся в крупных сосудах — хумах.
Три с половиной тысячи лет назад недалеко от современного Шерабада возникло другое поселение — Джаркутан.
Браслет. Бронза. XII в. до н.э.
Заманбаба — древнее поселение скотоводов и земледельцев у озера Заманбаба в Бухарской области (2 тысячелетие до н.э.).
Раскопки поселения Джаркутан
Сапаллитепа — поселение древних земледельцев эпохи бронзы на юге Узбекистана (2 тысячелетие до н.э.).
В его планировке уже прослеживаются первые признаки города. Джаркутан был разделён на две части: цитадель (место пребывания правителя) и окружающие её дома рядовых общинников, ремесленников и торговцев. Внутри цитадели имелось святилище (ранний храм).
Жители поселений эпохи бронзы достигли больших успехов в различных ремёслах, ткачестве, гончарном производства, изготовлении ювелирных изделий, строительстве. В эпоху бронзы люди изобрели гончарный круг и колесо. Появились средства передвижения.
Читайте также: