Здоровьесберегающая деятельность в современной школе доклад

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата.

В связи с этим, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья школьников. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы организуем образовательную среду на основе здоровьесберегающих технологий, научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья обучающихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, — это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения включают компоненты:

  • оптимальный уровень трудности, вариативности методов и форм обучения;
  • оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;
  • обучение в малых группах;
  • использование наглядности;
  • сочетание различных форм предоставления информации;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование мотивации к учебе;
  • культивирование у обучающихся знаний по вопросам здоровья.

Здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе предполагают организацию обучения через:

  • разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей обучающихся, а также целей и задач урока;
  • создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;
  • знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
  • знание об уровнях работоспособности обучающихся в течение рабочего дня;
  • планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
  • распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

В здоровьесберегающих технологиях применяют такие методы как:

  • фронтальный;
  • групповой;
  • практический;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • игровой метод;
  • соревновательный;
  • активные методы обучения.

В здоровьесберегающих технологиях применяют следующие приёмы:

  • защитно-профилактические;
  • компенсаторно-нейтрализующие;
  • стимулирующие;
  • информационно-обучающие.

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:

  • комплексность;
  • системность;
  • целостность;
  • динамичность (повторяемость);
  • репрезентативность;
  • методическое единство.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика. Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Целостность — необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год — осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов обучающихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов обучающихся.

Методическое единство — непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

— медико-гигиенические технологии (МГТ);
— физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
— экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
— технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
— здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

Существуют и другие основания для классификации здоровьесберегающих технологий. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

— защитно-профилактические;
— компенсаторно-нейтрализующие;
— стимулирующие;
— информационно-обучающие.

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий — организационных и педагогических.

В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье обучающихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно — методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:

— объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;

— необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;

— ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье обучающихся;

— целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с обучающимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;

— содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий, и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих технологий является организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение и укрепление здоровья учащихся провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образования.

Вопросы здоровьясбережения имеют историческую ретроспективу. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых

Учитель физической культуры

МБОУ гимназии № 30 г. Ставрополя

Мельниченко А.С.

Доклад по теме:

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы

Сохранение и укрепление здоровья учащихся провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образования.

Вопросы здоровьясбережения имеют историческую ретроспективу. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых: Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, Д. Локка, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского. Валеолого-педагогические аспекты рассматриваемой проблемы нашли широкое освещение в работах И. И. Брехмана, Г. К. Зайцева, М. Г. Колесниковой, Н. И. Куинджи, Л. Г. Татарниковой. Серьезное внимание проблемам сохранения и укрепления здоровья обучаемых уделено в работах B. C. Быкова, Л. М. Куликова, С. С. Коровина, С. Г. Серикова, П. П. Тиссена, H. A. Фомина и др.

Уже в школах древневосточных и древних античных цивилизаций появлялись зачатки здоровьесбережения учащихся: появление различных способов сохранения физического и психического здоровья обучаемых; вооружение их первоначальными медицинскими знаниями; акцентирование внимания на соблюдение элементарных гигиенических установлений; использование различных физических упражнений, систем, направленных на сохранение и укрепление здоровья; первые обоснования необходимости вести здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, - это:

•условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

•рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

•соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

•необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

О. В Петров под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка

образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Таким образом, на современном этапе под здоровьесберегающими технологиями подразумевается - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья не только школьников, но и педагогов. Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников –и взрослых и детей.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Условно можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:

· Собственно здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

· Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);

· Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);

· Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

· Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т. п.

· Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т. п.

· Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что организация здоровьесберегающего пространства современной школы, как на уровне школы, так и системы образования в целом, ведется по нескольким направлениям:

1. Нормализация учебной нагрузки: разработка методов комплексной психолого-физиологической диагностики “школьной зрелости”; приведение образовательных программ и педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям; осуществление строгого государственно-общественного контроля (процедуры лицензирования, экспертизы образовательных учреждений, программ, учебных пособий и технологий) на основе психофизиологических, гигиенических требований и СНИПов, согласованных с федеральными органами управления образованием. В частности, на уровне школы сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, а именно, с расписания уроков.

2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: разработка и реализациявариативных социальных и образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; изменение содержания и форм физического воспитания; разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья; привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.

3. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: внесение изменений в содержание непрерывного педагогического образования, направленных на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, на обеспечение полноценного развития ребенка в образовательном процессе (расширение системы спецкурсов, создание региональных информационно-методических центров, сертификация образовательных программ и диагностических методик, разработка актуальных мето­дических пособий, дистанционное образование).

4. Поддержка инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей. Дальнейшее развитие системы валеологических и психологических служб, центров комплексного индивидуального сопровождения развития (ППМС-центров), общественных структур (школьные, муниципальные, региональные Советы здоровья и др.).

5. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии. Разработка нормативно-правовой и методической базы для работы в общеобразовательной школе с детьми, имеющими особенности развития.

Таким образом, можно свидетельствовать о комплексном подходе к организации здоровьесберегающего пространства современной школы.

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.
Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

  • целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;
  • направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;
  • высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;
  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;
  • организацией методической работы в школе, направленной на рост специально – предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности;
  • слабостью дидактико-технического оснащения и современными требованиями к качеству образования;
  • достаточно жесткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.


В практике существует множество определений понятия "здоровье". Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: " Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".


Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.
Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.
Социально-личностный компонент включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний.
Духовно-нравственный компонент ученые не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
Среди показателей психического здоровья выделяют основные и дополнительные.

  • Чувство тревоги, безотчетного страха.
  • Чувство раздражения, гнева и враждебности.
  • Состояние депрессии.
  • Чувство вины.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

  • создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
  • предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
  • перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  • формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

  • Описание здоровьесберегающей деятельности.
  • Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.
  • Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
  • Создание и распространение эффективных моделей здоровья.
  • Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.
С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:

1) состояние здоровья школьников;
2) пропуски уроков по болезни;
3) уровень тревожности;
4) охват горячим питанием;
5) занятия в спортивных секциях;
6) уровень адаптации и мотивации учащихся;
7) результаты обученности.

2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:

1) состояние здоровья педагогов;
2) применение новых технологий;
3) диагностика затруднений;
4) уровень невротизации.

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи

  • образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности,
  • предоставлены возможности для развития и самореализации,
  • включает в себя наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность,
  • охватывает деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств,
  • УВП организован с учетом рационального распределения рабочего времени.

Программа работы по сохранению здоровья состоит из пяти блоков-направлений.

  • Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья

Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, футбола, плавания, тренажерный зал спортивного комплекса. Большой популярностью у наших детей пользуются танцевальные кружки, кружки вокала и хорового пения при Доме культуры. Тесная связь со спортивным комплексом и Домом культуры позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности.


  • Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
  • Организация качественного горячего питания

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам).

Динамика охвата горячим питанием (за три года):


– психолого-логопедическая служба

– социально-правовая служба

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей шкале данная проблема не является остро стоящей, так как на территории поселка находится Сахалинская ГРЭС, стабильно работающее предприятие, на котором работает большинство родителей наших учащихся.

Изменения социальной карты школы за три года:


2. Рациональная организация учебного процесса.

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
  • Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы
  • Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)
  • Безотметочное обучение, при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему портфолио.
  • Подвижный способ обучения со сменой динамических поз.
  • Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности

Предпрофильная подготовка в 9 классах должна осуществляться на основе запросов учащихся с учетом кадрового потенциала школы. Проведенная в ходе работы диагностика позволит определить интересы и склонности учащихся, послужит базой для перехода к профильному обучению, как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:

  • Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
  • Проведение прививок.
  • Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация ароматерапии, массажа.
  • Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.
  • Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
  • Обустройство пришкольной территории.
  • Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.
  • Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Стимулирующие

  • Физические нагрузки.
  • Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.
  • Проведение тематических классных часов.
  • Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.
  • Оформление тематических стендов на тему здоровья.
  • снизить острую заболеваемость
  • сохранить более высокие адаптационные возможности в конце учебного года
  • снизить количество случаев повышенной и высокой невротизации
  • повысить учебную успеваемость

Школа работает в одну учебную смену по календарному плану, состоящему из шести учебных периодов. Длительность одного периода от 5 до 6 учебных недель.
Промежуточная аттестация во 2 – 9 классах проходит три раза в год: после четных учебных периодов.
Результаты анкетирования родителей и учащихся показали, что большинство участников образовательного процесса удовлетворены переходом к новому календарному плану.
Результатом перехода к данному календарному плану явилось снижение заболеваемости детей в школе, и как результат – повышение результатов обучения.
Создание здоровьесберегающей среды в школе позволит каждому ребенку получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей.
В сравнении с 2005-06 учебным годом снизилось количество уроков, пропущенных по болезни.


3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.


  • Комплекс утренней гимнастики
  • Подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей
  • Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем
  • Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления
  • Уроки здоровья
  • Спортивные соревнования
  • Занятия в спортивных секциях
  • Занятия в системе ДО
  • Занятия танцами и пением
  • Туристический кружок

Учащиеся имеют возможность посещать спортивные секции в школе и спортивном комплексе.

К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось. Многочисленные исследования медиков, физиологов, психологов, педагогов убедительно доказывают негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения. Интенсивность учебного труда учащихся достаточно высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма.

Современная начальная школа, в свою очередь, также ставит перед собой задачу сохранения и укрепления здоровья школьников. И это не просто дань моде, это твердое убеждение учителей начальных классов, которые сталкиваются с проблемами физического, эмоционального, социального здоровья детей, переступающих школьный порог. В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Поэтому перед каждым учителем возникают вопросы – как достичь на уроке оптимального сочетания образовательного и оздоровительного компонентов учебной деятельности и сделать так, чтобы учебные предметы оказывали на школьников целостное воздействие, стимулируя их познавательную активность, т. е. педагогу в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – решать задачи здоровьесбережения.

Здоровье ребенка – одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. В последнее время особое внимание уделяется уровню здоровья, который служит, несомненно, важным критерием оценки состояния здоровья населения. Уровень здоровья представляет собой совокупность демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических характеристик общества. Здоровье детей и подростков во многом зависит от социально-экономических условий. По отношению к детям обусловленность здоровья социальными условиями становиться ещё сильнее.

Здоровьесберегающие педагогические технологии обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством [5, с. 19].

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

5. Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

6. Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

7. Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.

8. Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья [6, с. 310].

Перечисленные дидактические принципы лежат в основе здоровьесберегающего образования, ориентированного на создание каждому ребенку условий для максимальной самореализации как личности. Реализуясь как личность, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, активным, готовым к познавательной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, в частности на уроках русского языка, делят на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся и психолого-педагогические технологии 2, с. 8.

Рассмотрим каждую группу данных технологий.

К технологиям, обеспечивающим гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, относятся:

обстановка и гигиенические условия в классе (комфортная температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, расстановка классной мебели);

количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т. д.);

средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности (10-15 минут);

количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, практическая работа);

чередование видов преподавания (3-4 вида);

наличие и место методов, способствующих развитию познавательной активности (метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества, активные методы ( ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия, методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки);

место и длительность применения ТСО (в соответствии с СанПиН, применение ТСО как средства для дискуссии, обсуждения, беседы);

поза учащегося, чередование позы (правильная посадка ученика, чередование позы в течение урока в зависимости от вида деятельности);

наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления (физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек);

наличие мотивации деятельности учащихся на уроке ( внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

психологический климат на уроке ( взаимоотношения на уроке: учитель ученик (комфорт напряжение, сотрудничество авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик ученик (сотрудничество соперничество, дружелюбие враждебность, активность пассивность, заинтересованность безразличие);

эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие);

темп окончания урока (спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание уже записано, прокомментировано, настрой на успех, улыбка учителя).

Вторая группа здоровьесберегающих технологий – это технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся.

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

левополушарные люди при доминировании левого полушария;

правополушарные люди доминирование правого полушария;

равнополушарные люди у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания, а так же более успешного формирования познавательной активности учащихся начальных классов.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности и познавательной активности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность и познавательная активность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока Время Нагрузка Деятельность

1-й этап. Врабатывание 5 мин. Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап. Максимальная работоспособность 20-25

мин. Максимальное снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин. Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Что бы этого избежать следует применять различные методы активизации познавательной деятельности.

К третьей группе здоровьесберегающих технологий относятся психолого-педагогические технологии : снятие эмоционального напряжения и создание благоприятного психологического климата на уроке.

В первую очередь обязательным является использование на уроках русского языка игровых технологий, нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-экскурсии и др., оригинальных заданий, интерактивных обучающих программ, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. д. 2, с. 12.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к снижению утомляемости на уроке. Все средства и методы должны быть направлены на то, чтобы младшие школьники испытывали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке русского языка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам [2, с. 19].

Особое место среди здоровьесберегающих технологий занимают технологии личностно-ориентированного обучения, которые учитывают индивидуальность ученика, способствуют раскрытию его творческих возможностей, позволяют любому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, активно включаться в познавательную деятельность. Личностно-ориентированные технологии предполагают использование индивидуальных заданий разных типов и уровней сложности, индивидуальный темп работы, самостоятельный выбор учеником учебной деятельности, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность [3, с. 22].

Таким образом, современный урок русского языка в начальной школе должен обеспечивать эффективное и качественное образование, соответствовать современным требованиям. Ориентируясь на индивидуально-дифференцированный подход, где учитываются особенности психомоторики, тревожности, интеллекта, нужно искать наиболее эффективные варианты уроков, оптимально сочетающих образовательный и динамический компоненты. Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации младших школьников к сохранению и укреплению здоровья.

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Современные здоровьесберегающие технологии На основании анализа состояния здоровья детей по данным массовых медицинских обследований ухудшается. Сказывается отрицательное влияние.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Басалаева Елена Анатольевна, воспитатель Егорова Светлана Владимировна, воспитатель Лехнер Людмила Кирилловна, воспитатель Цаер Виктория.

Здоровьесберегающие технологии и здоровье педагогов ДОУ Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии и здоровье педагогов ДОУ Подготовил: Старший воспитатель Чувашова В. Н..

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Вторая группа раннего возраста (из опыта работы). Автор: Заварыкина Татьяна Алексеевна воспитатель.

Читайте также: