Марксизм закономерность или случайность доклад

Обновлено: 05.07.2024

О том, что произошло с Россией, как она изменилась, как могла не измениться всего за век и может ли она вернуться к монархии рассказал нам известный политолог и социальный философ, доктор философских наук Александр ЦИПКО

Революция 1917 года - закономерная случайность или случайная закономерность?

- Александр Сергеевич в 1917-м могла ли революция не произойти?

Если бы не Первая мировая война, если бы миллионам русских солдат не дали оружие, если бы не больной цесаревич, если бы царица не была немкой, если бы не было Распутина. Это была крайне неустойчивая структура даже в цивилизационном отношении.

- В чём причина такой неустойчивости?

- В разрыве на две страны. Пётр создал в России две нации – народ и интеллигенцию. У нас до сих пор нет единой русской нации, а отношение к интеллигенции у народа, как и до 1917-го года, однозначное: это чужие. До Петра даже бояре и князья говорили на одном языке. А при Петре всё изменилось. И сейчас, что в подмосковной деревне, что в калужской, в отношении к интеллигенции народ един. Все эти факторы: раскол нации, нерешённая проблема земли, безграмотность, слабость власти, война сложились. Ленин ещё в 1916-м году говорил, что вернее всего не доживёт до революции, до времени, когда народ освободится. То есть, сам в неё не верил. За двадцать николаевских лет до 1913-го года производство в Российской Империи выросло в два раза, население – почти в полтора раза, грамотность – в полтора раза. Резко вырос уровень благосостояния, подскочило кооперативное движение. И эта громадная развивающаяся страна вдруг рухнула.

В нашем мышлении остался от марксизма абсолютно не русский фаталистический взгляд на историю: то, что произошло, неизбежно должно было произойти. Но в русской и советской истории громадную роль играла именно случайность.

МАРКС БЫЛ ЧЕСТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

- Но ведь были и объективные факторы!

- Конечно, если бы не политика Александра III, когда он порвал с немцами и завязался на Францию, если бы не последовавшая Первая мировая, то не было бы никакой революции.

Был разрыв, и большевики на этом успешно сыграли. Русский народ хотел земли - и побольше! А получил новое крепостное право в государственном масштабе.

- Не кажется ли вам, что власть тогда сама себя расшатывала, чуть не специально наталкивала народ на восстание?

- Нет, не подталкивала. Другое дело, что она была неадекватна, не понимала России. Что такое восстание в Санкт-Петербурге? Лишь два полка, которые не хотели воевать. Николай II был слабым человеком. Ему бы ехать в Петербург, наводить порядок. А он - интеллигент, не любивший крови.

Но, повторяю, главная причина октября 1917 года – усталость вооружённых солдат на фронте. У немцев случилось то же самое: 18 ноября восстали матросы. Устали от войны, от поражений на фронте. И распалась Германская империя, и Австрийская распалась. Сработал фактор войны.

- Хотите сказать, что вины большевиков в революции 1917 года нет?

- Нет. Несут ответственность не большевики, а элита России, которая плохо знала страну. Не предвидела раскола нации, что невежественных легко соблазнить и обмануть.

- Но ведь большевики были частью русского народа.

- Нет, большевики - совсем не русский проект. Это Германия, марксизм, направленный против всего русского: идеи нации, идеи частной собственности, против индивидуального производства. Эсеры - да, они исходили из русской идеи, а большевики - нет. И ничего легитимного в их власти не было. На крестьянском съезде 11 ноября представители крестьянских советов Ленина освистали. Большевики тогда составляли ничтожное меньшинство.

Во время Кровавого воскресенья 9 (22 по новому стилю) января 1905 года убито от 130 до 200 и ранено до 800 мирных демонстрантов

Во время Кровавого воскресенья 9 (22 по новому стилю) января 1905 года убито от 130 до 200 и ранено до 800 мирных демонстрантов

Теперь мне понятно в силу возраста, что мы живём в стране трагических случайностей. Ленин, революция, море крови. 1991-й год - опять трагическая случайность. Горбачев слабый, народ пошёл за Ельциным. Захотел суверенитета, всё разрушил. Мы из одной крайности бросаемся в другую.

Кровавое воскресенье 1905-го повернуло империю на закат. Но ведь в 1913-м году это уже уходило в прошлое. Благодаря реформам Столыпина мы уверенно выходили на лидирующие позиции. Не в цивилизационном плане, а по уровню экономического развития. Мы уже могли быть с ними реальными серьёзными конкурентами.

- Сейчас принято во всём винить ещё и Карла Маркса. В чём он виноват? И виноват ли?

- Маркс за наши беды ответственности не несёт. Прямой. Точно так же, как Руссо не несёт ответственности за якобинцев. Но то, что наша революция проходила в соответствии с жёсткими указаниями марксизма-ленинизма, - только безграмотный не понимает.

Я в 1990-м написал книгу "Как заблудился призрак коммунизма", где спорил со всеми, кто говорил, что якобы русские извратили Маркса, что Ленин не понимал Маркса. Бред! Марксизм - учение о диктатуре пролетариата. Это идеология люмпенов - равенство или смерть. Что предполагала, эта идеология? Военизированную организацию общества. Посмотрите "Манифест" - это перенесение военной организации на всё общество, создание трудовых армий.

- То есть, Маркс был русофобом?

- Да, но он был честным человеком. Он признавал революционное насилие, революционный террор. Он считал, дословно, что люди – испорченные, крестьянство - отживший класс, деревенская жизнь - идиотизм.

- Это вы о Марксе-политике. Мы же сейчас чаще рассматриваем его как экономиста. Или, по-вашему, экономика и политика сильно связаны?

- Экономика играет огромную роль, но не определяющую. Понятно, что Маркс как материалист недооценивал роль идеологического, морального фактора, роль морального выбора. Многие сегодняшние геополитические идеи и геополитические ошибки идут именно от марксистского аморализма, когда люди при выборе действий руководствуются только экономическими интересами

- Не ошибаетесь. Это удар по человечеству, человеческой культуре. В действительности, всё происходит с точностью до наоборот. И народы, и люди, и культуры умирают вопреки экономике, часто – на вершине, на пике. В этом прекрасно отражается марксистский примитивизм. Вы не сможете долго проводить какую-то политику, если не подкрепите её экономически. Внешнее могущество, основанное на бомбе, на страхе, не имеет реального продолжения. Настоящее, реальное могущество – могущество внутреннее. Это азбучная истина. Могущество - это экономика, уровень жизни, консолидация. Если у тебя нищее население, вся твоя армия ничего не стоит. Но в решающие минуты истории значительно большую роль играют другие параметры. Долг, патриотизм, вера, единство.

ЕВРООАЗИАТСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

- Могла ли Россия остаться монархией? Возможна ли вообще сейчас полноценная абсолютная монархия?

- А не абсолютная, по типу английской?

- Для этого нужна очень высокая правовая культура. И нужно, чтобы Кромвель у нас в середине XVII века был, то есть – при Алексее Михайловиче, папе Петра I. Чтобы парламент работал с XII века, в домонгольский период. И вообще, чтобы монгольского периода не было. У нас всё шло к крушению монархии. В этом смысле всё у нас было объективно. Другое дело, каким именно образом эта монархия должна была рухнуть. Но у нас ведь жуткое евроазиатское противоречие: с одной стороны – равнодушие к власти, с другой – жажда всевластия монарха. На этом вырос Сталин и многие наши другие правители. Ещё первые славянофилы обращали внимание, что русский народ к власти равнодушен, что власть - это не его дело. Это у нас повторяется постоянно: появился новый русский царь, вот пускай он всем и занимается. До поры до времени. Когда количество безработных и нищих дойдёт до критического предела, люди начнут с ним воевать. А до того – даёшь всевластие. Это все нам досталось от татар.

- Первая мировая война Российскую империю разрушила. Великая Отечественная СССР укрепила. В чем разница и в чём причина?

В школе мы понимали: с одной стороны, в XIX веке у нас ещё было крепостное рабское право, а с другой – великий русский народ победил Наполеона. У нас ведь это сочеталось вполне органично, мы чтили победу, но критиковали рабство. Здесь – то же самое: великая победа укрепила тоталитарный строй. Победа - великая, она останется на века, пока будет существовать Россия. Но укрепила она, прежде всего, систему. А страна укрепилась за счет крепости этой системы. Как только система распалась, разрушилась и страна.

- А Первая Мировая?

- Первую мировую мы, на самом деле, не проиграли. Путин здесь прав: просто из-за большевиков мы отказались от своей победы. К тому же Великая Отечественная была на нашей территории, а Первая мировая - на чужой. Мы зашли в Пруссию, взяли Львов, а тут всё наоборот. Поэтому, поражение в ней чистым поражением назвать нельзя. Но, конечно, революцию она к нам существенно приблизила.

А как вы считаете, насколько закономерна была Октябрьская революция и чего она принесла больше, пользы или вреда? Пишите в комментариях👇👇👇, давайте спорить. Нам важно знать ваше мнение!

1. Случайно какие-то евреи оказались теми людьми, которые требовали распятия Христа, крича: " . распни, распни Его! (Лк. 23:21); ". кровь Его на нас и на детях наших" (Мат. 27:25). Именно про потомков этих евреев, на которых Кровь Его, святой Иоанн Златоуст сказал: "Пора уже показать, что там, в синагоге, живут и демоны, и не только в этом месте, но и в самих душах иудеев". Ему вторит святой Кирилл Александрийский: "Евреи - это видимые бесы".

2. Случайно евреем и сыном раввина оказался Карл Маркс, который основал марксизм.

3. Случайно К. Маркс как-то раз написал: "Адские испарения поднимаются и наполняют мой мозг, пока не сойду с ума и мое сердце в корне не переменится. Видишь этот меч? Князь тьмы продал мне его”.

4. Случайно оказалось, что в ритуале высшего посвящения в сатанинский культ кандидату продается заколдованный меч, гарантирующий ему успех. Он платит за него, подписывая кровью, взятой из его вен, договор, по которому его душа будет принадлежать сатане после смерти.

5. Случайно марксистской партией в нашей стране стала РСДРП, которая в дальнейшем именовалась РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС и КПРФ.

6. Случайно евреи составили подавляющее большинство в политбюро ЦК марксисткой РСДРП(б), которое устроило октябрьскую революцию. В него входили В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Я. Сокольников, И. В. Сталин, А. С. Бубнов. Всего 7 человек. Из них 5 евреев, 1 грузин и 1 русский. То есть в политбюро было 71% евреев.

7. Случайно, что в 1912 году в Москве проживали 6,4 тысячи евреев, а в 1933 году - 241,7 тысячи, хотя население Москвы выросло за эти годы с 1 млн. 618 тыс. до 3 млн. 663 тыс. человек. Таким образом, еврейское население Москвы росло в 17 раз быстрее, чем население других наций.

8. Случайно в 1934 г. СССР, где победил марксизм, создает сначала Еврейскую автономную обл.

9. Случайно в 1948 г. СССР создает еще и государство евреев - Израиль.

10. Случайно советская поэтесса, еврейка, Маргарита Иосифовна Алигер пишет стихи:

Мы много плачем, слишком много стонем,

Но наш народ, грозу прошедший чист.

Недаром слово "жид" всегда синоним

С простым, великим словом "коммунист".

11. Случайно И. В. Сталин, последователь марксизма, коммунист и, стало быть жид, дает ей премию своего имени.

12. Случайно марксисты СССР так и не построили обещанный Марксом коммунизм.

13. Случайно обещанный Марксом коммунизм не построили и в всех других 14 странах, где он строился.

14. Случайно перестройку начинает М. С. Горбачев, член КПСС с 1952 г.

15. Случайно СССР разваливается в 1991 г. в результате этой перестройки.

16. Случайно СССР разваливают исключительно одни марксисты.

В 1991 году предательское Беловежское соглашение о развале своей страны подписали:

С. С. Шушкевич, член КПСС с 1968 г.

Б. Н. Ельцин, член КПСС 1961 г.

Л. М. Кравчук, член КПСС 1958 г.

17. Случайно в КПСС оказалось 98% предателей, которые покинули свою же компартию - предали ее.

18. Случайно остальные 2%, оставшись коммунистами перейдя из КПСС в КПРФ, почему-то оказались идиотами, которые совершенно не замечают, что компартия состояла почти сплошь из одних предателей.

19. Случайно марксисты из властных структур коммунистического СССР плавно, без лишнего шума, перетекли во властные структуры либерально-демократической РФ.

20. Случайно правящую партию постсоветского периода, партию жуликов и воров - Единую Россию основали четыре человека и все они исключительно одни марксисты:

Б. А. Березовский, член КПСС с 1975 г.

С. К. Шойгу, член КПСС с 1979 г.

Ю. М. Лужков, член КПСС с 1968 г.

М. Ш. Шаймиев, член КПСС с 1963 г.

21. Случайно все председатели правящей партии Единая Россия за всю ее историю оказались марксистами:

Б. В. Грызлов, член КПСС с 1971 г.

В. В Путин, член КПСС с 1975 г.

Д. А. Медведев, член КПСС с 1986 г.

22. Случайно все три президента РФ постсоветского периода оказались марксистами:

Б. Н. Ельцин, член КПСС c 1961 г.

В. В. Путин, член КПСС с 1975 г.

Д. А. Медведев, член КПСС с 1986 г.

23. Случайно все председатели правительства РФ постсоветского периода оказались тоже марксистами:

Б. Н. Ельцин, член КПСС c 1961 г.

Е. Т. Гайдар, член КПСС с 1980 г.

В. С. Черномырдин, член КПСС с 1966 г.

Е. М. Примаков, член КПСС с 1959 г.

С. В. Степашин, член КПСС с 1973 г.

В. В. Путин, член КПСС с 1975 г.

М. М. Касьянов, член КПСС с 1964 г.

М. Е. Фрадков, член КПСС 1972 г.

В. А. Зубков, член КПСС с 1967 г.

Д. А. Медведев, член КПСС с 1986 г.

24. Случайно В. В. Путин, член КПСС с 1975 г., периодически ходит в еврейской кипе.

25. Случайно В. В. Путин, член КПСС с 1975 г. иногда зажигает еврейскую минору.

26. Случайно в Москве уже стало традицией зажигать огромную еврейскую минору на площади Революции. На площади в честь той революции, которую евреи и устроили.

27. Случайно президент Путин В. В., член КПСС с 1975 г., создает в Москве в 2012 году крупнейший в мире Еврейский музей и центр толерантности.

28. Случайно еврей Берл Лазар, главный раввин РФ, как-то сказал: "Никогда и ни один руководитель России или СССР не сделал столько много для евреев, как Владимир Владимирович Путин".

29. Случайно в центре Москвы до сих пор, даже через 25 лет после развала СССР, стоит усыпальница еврея и марксиста В. И. Ленина.

30. Случайно В. И. Ленин, казалось бы, - вождь мирового пролетариата. Но

ВИЛ - название вавилонского идола, о котором говорится в неканонической части книги пророка Даниила (XIV, 3 32). Это греческая форма имени известного вавилонского божества Бел (в клинообразных надписях Билу), по своему существу вполне соответствующего еврейско-финикийскому Ваал (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).

Ваал (или Баал) - библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает "господин", "владыка" и соответствует обычному названию Бога у евреев (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).

Все нынешние коммунисты РФ, прошедшие через нравственно-интеллектуальную мясорубку марксизма в один голос скажут: "Все нормально, все хорошо. Стоит ли обращать внимание на какие-то случайности, если мы знаем, что учение Маркса всесильно, потому что оно верно. В следующий раз у нас все получится. Дайте нам еще один шанс. А потому, да здравствуют идеи Карла Маркса!"

Все нынешние либералы РФ, прошедшие через нравственно-интеллектуальную мясорубку марксизма и находящиеся сейчас у власти тоже скажут: "Все нормально, все хорошо. Есть, возможно, какие-то случайности и совпадения. А стоит ли обращать на них внимание?" Умолчав при этом, что они стали сказочно богаты и находятся у власти только благодаря тому, что сделали карьеру, находясь в марксисткой партии. Поэтому у них есть гораздо больше оснований, чтобы воскликнуть: "Да здравствуют идеи Карла Маркса!"

Итак, если у марксистов, которые остались коммунистами, их коммунизм где-то там, в далеком и никому не ведомом будущем, то у марксистов, которые стали либералами, уже все есть! Их самые смелые мечты сбылись. Они живут и роскошествуют в прекрасном и невероятно богатом настоящем. Их коммунизм уже наступил, правда, живут они не как при коммунизме, а на несколько порядков лучше.

Есть еще одна, для кого-то малоправдоподобная, интерпретация вышеперечисленных событий. Православный монах Авель, живший в России в XVIII - XIX веках, предрек о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще - жидовском. Он так же предрек, что и жидовскому игу все же придет конец.

Но многие считают, что не было никакого монаха Авеля и его пророчеств. Другие считают, что он не пророчествовал, а просто оклеветал честнейших евреев так же, как и Ф. М. Достоевский: “. Революция жидовская должна начаться с атеизма, так как евреям надо низложить ту веру, ту религию, из которой вышли нравственные основания, сделавшие Россию и святой и великой!”, “Верхушка евреев воцаряется над человечеством все сильнее и тверже, стремится дать миру свой облик и свою суть”.

А вдруг и в самом деле "что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7)? Сеяли во времена Советского Союза бесовские семена марксизма - и вот он урожай! А что если те адские испарения, которые наполняли мозг Карла Маркса, наполнили мозги и всех его последователей? Тогда все произошедшее вполне закономерно, логично и последовательно, и никаких случайностей тут нет. И тогда получается, что прав св. прав. Иоанн Кронштадтский: ". не будет Самодержавия - не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!" Становится понятным, почему св. прп. Лаврентий Черниговский пророчил: "Русские люди будут каяться в смертных грехах: что попустили жидовскому нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя, церкви православные и монастыри и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие. Но будет духовный взрыв! И Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство".

Но все демократы и коммунистического, и либерального толка уверены, что все вышеперечисленные события - это не более, чем набор каких-то нелепых случайностей, никак не связанных друг с другом, которые никак и ничего не могут объяснить. Более того, кто думает иначе, тот злейший враг демократии, тот для них крайне опасен, тот нацист, фашист и экстремист, со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, есть две категории людей: одни называют себя демократами и верят в случайность, другие верят в закономерность. Между ними острый непримиримый антагонизм. Интересно, что классовый антагонизм марксизма постепенно трансформировался в антагонизм "случайников" и "закономерников". И теперь либо "случайники" уничтожат "закономерников", либо наоборот. Замечу, что только "случайники" заседают в Думе, только им это позволено. Это, прежде всего, ЕР, созданная марксистами и вторая по числу мест в парламенте, и КПРФ, тоже созданная марксистами. Вместе они составляют 330 мест в ГД, это полновесные 73%. Избирательная система устроена так, что большинство в Думе должны составлять партии, созданные марксистами. А все остальные думцы должны быть просто "случайниками".

Никто из "закономерников" гарантированно в Думу не попадет, а если будет этим недоволен, то, скорее всего, попадет в места лишения свободы. Оно и понятно, вера в закономерность так сильно уязвляет власть "случайников", что они могут ее потерять. Так что противостояние серьезное и довольно-таки жесткое.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. и в наши дни в руках у марксистов находится контрольный пакет акций под названием "Власть в России";

2. борьба "случайников" и "закономерников" – это, по сути, борьба людей низшего порядка с людьми высшего порядка. Даже само название "случайников" – демократы, левые - выдает их лукавую сущность. Их особенность в том, что они принципиально не хотят думать, анализировать, делать выводы, искать закономерности. А зачем напрягать мозги, если любую свою ошибку, глупость, некомпетентность, заблуждение и корысть можно спрятать за случайностью, за простым совпадением. По сути, "случайники" выступают за системную глупость. Ни к чему хорошему глупость, тем более, если она системная, не приведет. Страну могут спасти только "закономерники" - правые, думающие здраво, системно, а значит, правильно.

Демократия - в аду, а на небе – Царство. (Св. правед. Иоанн Кронштадский)

Приспешники капитала обрушивают много клеветы на марксизм и на нас, коммунистов. Одна из клевет – что якобы мы рвем преемственность исторического развития, ставим крест на опыте прежних поколений. Лучший способ убедительно опровергнуть эту ложь – рассказать, как создавался марксизм.

Марксистская наука не возникла из пустоты и не появилась случайно. Она является продолжением, развитием, результатом всей предшествующей научной деятельности человечества. Все движение, весь ход научной мысли человечества закономерно вел к появлению научного коммунизма. Создание этой науки было неизбежно. Если бы Маркс и Энгельс не сделали своих научных открытий – то их бы сделали позже другие ученые (что нисколько не умаляет гениальности, величия и грандиозной заслуги перед человечеством основоположников научного коммунизма). Но научный коммунизм не мог не появиться, он появился бы в любом случае. Ибо научные открытия появляются тогда, когда у человечества, во-первых, есть возможности их совершить, есть для этого материальные условия – достаточно развитая экономика и соответствующая этой экономике наука. А во-вторых – когда эти научные открытия человечеству насущно необходимы для того, чтобы двигаться дальше, чтобы решить стоящие перед ним исторические задачи. То есть – если человечество уже в состоянии совершить какое-то научное открытие, имеет для этого достаточные знания и опыт, и, если это открытие человечеству необходимо, если без этого открытия человечество не может двигаться дальше – то человечество это открытие неизбежно сделает, вне зависимости от того, тот или другой представитель человечества его сформулирует.

В силу этого научный коммунизм не мог не появиться.

Ибо, во-первых, научная мысль человечества к тому времени достигла достаточно высокого уровня и сделала возможным создание научного коммунизма.

Во-вторых – к этому времени капитализм окончательно победил феодализм в передовых странах Европы и стал господствующей общественной системой. Но, устранив противоречия феодального общества – он принес новые неразрешимые противоречия. Однако, с другой стороны, принеся новые неразрешимые противоречия – он создал условия для перехода к новому, более высокому строю, в котором эти противоречия будут разрешены. Капитализм создал условия для того, чтобы человечество могло начать переход от классового общества к бесклассовому, от частной собственности к общественной.

Перед человечеством встала новая историческая задача – начать и осуществить этот переход. Для разрешения этой задачи ему потребовалась наука, опираясь на которую можно было это совершить. Ему потребовалось верное и всестороннее знание об окружающем мире, знание законов, по которым развивается природа и общество. Без этого человечество просто не могло двигаться дальше, не могло решить свою историческую задачу.

Стало быть, оба условия для появления научного коммунизма были налицо – во-первых, человечество уже способно было создать такую науку, во-вторых, остро в ней нуждалось, не могло без нее решить стоящую перед ним историческую задачу.

Выше было сказано, что идеологи буржуазии используют против нас такой козырь – якобы мы рвем историческую преемственность, пренебрегаем опытом поколений. На самом деле нет ничего более далекого от истины. Все обстоит как раз наоборот. Мы диалектики, то есть – мы рассматриваем мир и все его явления в их развитии, в их единстве и противоположности. Мы отлично знаем, что ничего не может взяться из ниоткуда, что не бывает следствия без причины. Развитие человечества только потому и возможно, что каждое новое поколение опирается на опыт всех прежде живших поколений. Каждое новое поколение только потому и идет дальше своих предшественников – что использует их опыт. Развитие только так и происходит – каждое новое поколение осмысливает опыт прежних поколений, проверяет егосвоим опытом, порожденным новыми условиями жизни (которого у предков не было, потому что они в этих условиях не жили). Оценивая опыт прежних поколений в свете новых условий жизни, новое поколение берет из этого опыта все передовое, прогрессивное – то, что можно применить в новых условиях, что способствует движению вперед, и отбрасывает прочь все реакционное, отсталое — то, что не годится в новых условиях, что тянет назад, мешает движению вперед.

Маркс и Энгельс, естественно, не были безумцами, чтобы отбросить те научные достижения, которые выработало человечество до них, и попытаться создать науку на пустом месте, с нуля. Им такое даже в голову не приходило. Наоборот, они очень хорошо понимали, что в науке ничего нельзя достичь, не используя все прежние научные достижения человечества. Они с огромным рвением, даже с одержимостью, годами штудировали огромное множество теорий из области естествознания, политэкономии, социологии и философии.

Правда, в своей оценке современной им науки и Маркс, и Энгельс были чрезвычайно критичны, требовательны и строги. Огромное множество теорий было ими отброшено, забраковано, признанно негодными для той цели, которую они себе ставили – выработку научного мировоззрения рабочего класса. Это и понятно. Все эти теории были созданы в классовом обществе, созданы представителями имущих, эксплуататорских классов и выражали интересы этих классов. Поэтому большинство из них либо были полностью реакционными, давали полностью искаженную картину природы и общества, либо наряду с прогрессивными элементами содержали и реакционные.

Маркс и Энгельс понимали – для того, чтобы выработать новую научную теорию, которая станет идейным оружием рабочего класса – нужно опираться на самые высшие, вершинные достижения научной мысли человечества того времени.

Такие вершины научной мысли ими были найдены. Материализм Фейербаха, диалектика Гегеля, теории французских утопистов и самые выдающиеся разработки в области английской политической экономии – стали источниками, на основе которых был создан научный коммунизм.

Однако научный коммунизм в свою очередь превзошел эти вершины, в свою очередь стал по отношению к ним недостижимой вершиной. В сравнении с научным коммунизмом все эти теории, которые в своей работе использовали Маркс и Энгельс — выглядят неполными, односторонними, несвободными от заблуждений, предрассудков и фальши классового общества. Гением и подвижническим трудом двух великих ученых высшие достижения научной мысли того времени были переосмыслены на качественно новом уровне и легли в основу научного коммунизма.

Научный коммунизм самим своим появлением лишил права на существование все буржуазные теории, перечеркнул их, стал свидетельством их банкротства. Он и в наше время остается непревзойденной вершиной научной мысли. На сегодняшний день не создана ни одна целостная философская теория, которая могла бы хоть в малой мере сравниться с ним. Буржуазия злобствует против марксизма, очерняет и глумится. Но сама она до сих пор так и не сумела создать что-то, хотя бы отдаленно сравнимое с марксизмом. Все, что она умеет – это создавать бездарные повторения тех теорий, которые двести лет назад были бесповоротно разоблачены научным коммунизмом.

Среди всех категорий философии особое место принадлежит парным категориям диалектики. Они раскрывают различные аспекты развития и являются конкретизацией действия законов диалектики. Противоположные стороны процесса развития, фиксируемые этими категориями, находятся в единстве и борьбе, эта борьба совершается посредством постепенных количественных изменений, ведущих к новому качественному их состоянию, и имеет свою определенную направленность, тенденцию.

Основные категории диалектики:

Единичное и общее;

Явление и сущность;

Система, элемент, структура;

Форма и содержание;

Причина и следствие;

Случайность и необходимость;

Возможность и действительность;

В данном докладе предлагаю подробно рассмотреть категорию случайность и необходимость.

В концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности.

Связи между причинами и следствиями могут быть не только строго детерминированными, но и случайными.

Необходимость — это такая однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление причины обязательно влечет за собой вполне определенное следствие, т. е. она вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий.

Случайность — такая связь причины и следствия, при которой допускается реализация любого альтернативного следствия. При этом то, какой именно вариант осуществится, зависит от стечения обстоятельств и условий. То есть случайное событие наступает как результат неизвестных причин. Другими словами, случайность имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Мерой возможности наступления случайного события является вероятность.

Пример: закон тяготения — это необходимость, но формы проявления этой необходимости будут, скажем, падение мяча в играх, падение человека на землю (если он поскользнулся) и др. На первый взгляд эти явления случайны, но причиной их падения является необходимый закон всемирного тяготения. Марксизм говорит, что случайность есть форма проявления необходимости.

Проясним этот вопрос поподробнее.

Суть проблемы заключается в следующем. Если принимать принцип причинности, то и случайные явления следует считать причинно обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является необходимость, следовательно, случайность тоже необходима и объективное противопоставление необходимости и случайности лишается смысла.

В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации: во-первых, случайность исключалась из детерминизма и постулировалось объективное существование абсолютной случайности как ничем не обусловленного события, явления, процесса; во-вторых, случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе — к лишению категории случайности объективного познавательного значения.

Но каким бы соблазнительным ни выглядело предложение отказаться в рамках детерминистского учения от объективного существования случайности, в конечном счете оно ведет к абсурдным выводам.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно не остается места в науке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше. Необходимость причинного обусловления, и необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или отсутствие которых не всегда определяется необходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружающего мира.

Необходимость относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относительный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям. Одно и то же выступает как необходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной этого отношения выступают условия, совокупность различного рода факторов, влияющих на процесс детерминации.

Рассмотрим еще один пример. Если два человека встречаются в определенном месте, не договариваясь о такой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, а могла и не быть. С другой стороны, если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется интересами этих людей, то она является необходимой.

Примером могут служить также несчастные случаи: производственные травмы, дорожные аварии и т. д. Известно, что организация производственного процесса включает правила техники безопасности, соблюдение которых исключает травматизм. Относительно этих правил несчастный случай на производстве не является необходимым, и если он происходит, то в силу случайного стечения обстоятельств.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий. Случайными являются изменения в наследственной структуре организмов, ибо они определяются действием многих факторов, непосредственно не связанных с жизнедеятельностью. Случайным является выпадение той или иной стороны монеты при бросании, поскольку исходные условии бросания монеты определенным образом варьируются.

Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным.

Цель научного исследования случайных процессов и явлений заключается в том, чтобы за случайностью обнаружить необходимость, причинную обусловленность, закономерность.

Читайте также: