Воспитание в коррекционной школе доклад

Обновлено: 30.06.2024

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе имеющих отклонения в психическом и (или) физическом развитии [1].

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая Каирбекова зДФII-в-11.doc

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе имеющих отклонения в психическом и (или) физическом развитии [1].

Защищая права ребенка, предусмотренные законодательством, коррекционные учреждения решают главную задачу, ради которой открываются специальные коррекционные образовательные учреждения: она готовит детей с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, интеграции в современное общество. Педагогический коллектив отчетливо представляет, что ребенка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование личности ребенка: опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, приобретение умений в доступных и разнообразных видах деятельности [2].

Воспитательная работа выстраивается в целостную систему и проводится по направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс с учетом развития и коррекции детей с ограниченными возможностями.

Детей с ограниченными возможностями начинают воспитывать в семье с первых лет жизни. Затем в процесс воспитания включается школа-интернат, позднее-то производство, куда попадает выпускник школы. Воспитательное воздействие на ребенка непрерывно, но оно изменяется в зависимости от социальных требований общества к семье, школе, производству. Оно изменяется и в зависимости от возрастных особенностей учащихся, различных житейских ситуаций. Одни и те же средства и методы воспитательного воздействия эффективны в одних ситуациях и малоэффективны в других.

Н.М. Назарова констатирует, что человек с ограниченными возможностями, как и все остальные люди, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако физические и психические недостатки изменяют развитие растущего человека [3].

Ограничение возможностей - это интегральное изменение личности в целом. Поэтому для решения образовательной задачи такому человеку необходимо не только особым образом осваивать собственно общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки социального адаптирования: ориентировку в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, сознательную регуляцию собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостатки знаний об окружающем мире, связанные с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способности к максимально независимой жизни в обществе; вырабатывать активную и оптимистическую жизненные позиции.

Специальный образовательный процесс для детей с отклонениями в развитии должен протекать в специальных образовательных условиях, предполагающих: наличие современных специальных образовательных программ, учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход (применение специальных средств, методов образования, компенсации и коррекции), обеспечение адекватной среды жизнедеятельности, проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами, предоставление медицинских, психологических и социальных услуг [4].

Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся организации воспитательного процесса в коррекционной школе.

Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.

Объектом является воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы.

Предмет: процесс воспитания в коррекционной школе

Целью курсовой работы изучить организацию воспитательного процесса в коррекционной школе

1) рассмотреть процесс воспитательной работы в коррекционной школе;

2) изучить формы организации воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе;

3) расскрыть основные направления воспитательной работы.

4) рассмотреть организацию кружковой работы на примере коррекционной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня наиболее оправданными является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало, просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Однако эффективное становление личности ребенка и его дальнейшая социализация затрудняются следующими факторами:

- у большинства воспитанников есть отключения в состоянии здоровья и психическом развитии;

-односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;

-поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться/ то домогается внимания, то отторгает его, переходя от агрессии к пассивному отчуждению/; эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви;

-тяга к бродяжничеству и побегам, как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать;

Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребёнка. Обязательным условием успешного развития личности ребёнка является тесный, здоровый эмоциональный контакт со взрослым.

Раскрыть внутренние цели и желания ребёнка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, развить адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности – всё это становится возможным лишь при условии чёткого представления воспитателем стратегии воспитательного процесса.

Речь идёт о важности организуемой воспитателем коллективной деятельности, в ходе которой ребёнок сам своими силами решить задачу не может, но в совместной деятельности с воспитателем, детьми он осваивает новые способы обработки информации, которые впоследствии и становятся формами и способами его взаимоотношений с миром.

Ребёнок, как личность будет развиваться эффективно лишь при условии учёта его возрастных интересов, мотивов и ведущих видов деятельности, свойственных определённому возрасту.

Так, для младшего школьного возраста/7-10/лет, основными мотивами являются следующие:

Потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

Настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;

Потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

Учебная деятельность.

Для среднего школьного возраста/10- 13лет/ основными являются следующие мотивы:

-потребность занять своё место в коллективе, стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;

-ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого. Требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;

-потребность личностной самооценки, стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению/ближе к 13годам/.

-стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворённость этого стремления создаёт у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество.

Ведущие виды деятельности:

Учебная деятельность/не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него/;

Интимно - личностное общение, быть значимым в чьих- то глазах.

Весь воспитательный процесс в образовательном учреждении должен строиться на знании особенностей дефекта обучающих.

Дети, обучающие в школе - интернате нашего типа отличаются заторможенной восприимчивостью к воспитанию.

Между нормальным типом поведения, нормальным характером и патологическим характером существует неизмеримое количество переходных ступеней здорового к больному характеру.

Недостатки характера нашего контингента детей могут быть расчленены преимущественно эмоциональные и преимущественно активно - волевые.

В силу этих недостатков, лежащих внутри самих детей, они порой просто не могут поступить иначе, они иные, вследствие анормальности, главным образом их, активно - волевого усилия и чувств.

Недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные следующие:

Неустойчивость, противоречивость;

Повышенная возбудимость аффектов;

Сильная острота симпатий и антипатий к людям;

Импульсивность поступков;

Пугливость и болезненные страхи;

Пессимизм и чрезмерная весёлость;

Равнодушие, безучастность;

Нечистоплотность, педантизм.

Недостатки характера, обусловленные преимущественно активно – волевыми моментами следующие:

Болезненно выраженная активность;

Интенсивная болтливость;

Постоянная жажда наслаждения;

Отсутствие определённой цели;

Рассеянность, бесцельная ложь;

Бессмысленное воровство;

Мучительство животных;

Злорадство и издевательство над окружающими людьми, негативизм, деспотизм, замкнутость, бродяжничество.

Работа по данным направлениям будет эффективной при условии слаженной работы педагогов, социальной и психологической службы школы.

С мотивами и ведущими видами деятельности младшего и среднего возраста вы ознакомились, теперь рассмотрим мотивы и ведущие виды деятельности учащихся старшего возраста.

Итак, основными мотивами учащихся 14-16 лет являются следующие:

-желание занять своё место в мире взрослых;

-утвердиться в компании сверстников;

-чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п.

Ведущие виды деятельности:

-интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями - через позицию своих настроений и желаний);

-учебно-профессиональная деятельность (в больной степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).

При работе по этому направлению мы предлагаем сконцентрировать усилия на:

-диагностике уровня воспитанности, самооценки черты характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие…);

-формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде.

Охрана здоровье и физическое развитие.

Учитывая низкий уровень этих показателей у данного контингента детей, данному направлению необходимо уделить приоритетное внимание. Воспитание потребности в физических упражнениях, освоение отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формирование ответственности за свое здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма - вот небольшой перечень аспектов работы воспитателя по этому направлению. И особое внимание - профилактике употребления психоактивных веществ.

Трудовое воспитание - это отработка навыков и умений учебного поведения, формирования навыков учебного поведения, формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Основы социализации и общения: знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, в столовой, спальне, на уроке и т. д. – и отработка этих норм.

В среднем звене решаются те же самые задачи, но с применением дополнительных методов и форм работы:

Личностное развитие: основы социализации и общения – развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции, воспитание ответственности за свои поступки; формирование сочувствия к другим, развитие умения оказать помощь и т. п. По этому направлению делать нужно акцент на развитие общей психологической компетентности у ребёнка. Сюда входит: сочувствия к другим, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также по нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других. Основной вектор стратегии нравственного воспитания направлен не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими.

Охрана здоровья и физическое развитие: формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом, по формированию механизмов антистрессового поведения.

Трудовое воспитание - развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями.

Основы гражданского самосознания - знакомство с истоками национальной культуры, основами правового поведения; начальное экономическое просвещение.

Творческое развитие - развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основа социальной реабилитации воспитанников. Особое внимание здесь должно быть уделено игротерапии как системе по формированию межличностных отношений, позитивно - эмоционального отношения воспитанника к взрослому, по улучшению его психического самочувствия.

Основы жизнедеятельности- развитие навыков ориентированного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях. Акцент по этому разделу необходимо делать на развитие умения программировать свои действия и поступки с учётом сложившихся обстоятельств.

Экономико - бытовой аспект жизни часто носит в сознании детей иллюзорный, призрачный характер; дети осмысливают истинного хода жизни. Разнообразные сюжетные ситуации призваны сформировать у них алгоритм решения житейских проблем.

Воспитательная работа с подростками в старшей группе осуществляется по тем же направлениям, однако она имеет свою специфику, обусловленную особенностями подросткового возраста.

Профессиональное самоопределение подростка, его умение выстраивать возможные варианты будущего на основе полного и адекватного знания ситуации на рынке труда. Основное назначение этого блока - научить подростка выстраивать субъективную картину своего жизненного пути на языке связанных между собой событий, жизни, сформировать навык анализа последствий для себя жизненных событий и представлять ее в будущем

Трудовое воспитание - это осмысление трудовой деятельности, развитие потребности трудиться.

Жизнеобеспечение - это направление по освоению воспитанниками коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях.

Гражданское самосознание - осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры, экономической грамотности.

Эстетическое воспитание включает развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения; формирование адекватной моральной самооценки на основе правильного представления подростка о собственном соответствии положительным моральным эталоном, воплощенным в литературе, искусстве, музыку.

Работа по данным направлениям будет эффективной при условии слаженной работы педагогов, социальной и психологической службы школы.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе имеющих отклонения в психическом и (или) физическом развитии [1].

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая Каирбекова зДФII-в-11.doc

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе имеющих отклонения в психическом и (или) физическом развитии [1].

Защищая права ребенка, предусмотренные законодательством, коррекционные учреждения решают главную задачу, ради которой открываются специальные коррекционные образовательные учреждения: она готовит детей с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, интеграции в современное общество. Педагогический коллектив отчетливо представляет, что ребенка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование личности ребенка: опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, приобретение умений в доступных и разнообразных видах деятельности [2].

Воспитательная работа выстраивается в целостную систему и проводится по направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс с учетом развития и коррекции детей с ограниченными возможностями.

Детей с ограниченными возможностями начинают воспитывать в семье с первых лет жизни. Затем в процесс воспитания включается школа-интернат, позднее-то производство, куда попадает выпускник школы. Воспитательное воздействие на ребенка непрерывно, но оно изменяется в зависимости от социальных требований общества к семье, школе, производству. Оно изменяется и в зависимости от возрастных особенностей учащихся, различных житейских ситуаций. Одни и те же средства и методы воспитательного воздействия эффективны в одних ситуациях и малоэффективны в других.

Н.М. Назарова констатирует, что человек с ограниченными возможностями, как и все остальные люди, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако физические и психические недостатки изменяют развитие растущего человека [3].

Ограничение возможностей - это интегральное изменение личности в целом. Поэтому для решения образовательной задачи такому человеку необходимо не только особым образом осваивать собственно общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки социального адаптирования: ориентировку в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, сознательную регуляцию собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостатки знаний об окружающем мире, связанные с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способности к максимально независимой жизни в обществе; вырабатывать активную и оптимистическую жизненные позиции.

Специальный образовательный процесс для детей с отклонениями в развитии должен протекать в специальных образовательных условиях, предполагающих: наличие современных специальных образовательных программ, учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход (применение специальных средств, методов образования, компенсации и коррекции), обеспечение адекватной среды жизнедеятельности, проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами, предоставление медицинских, психологических и социальных услуг [4].

Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся организации воспитательного процесса в коррекционной школе.

Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.

Объектом является воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы.

Предмет: процесс воспитания в коррекционной школе

Целью курсовой работы изучить организацию воспитательного процесса в коррекционной школе

1) рассмотреть процесс воспитательной работы в коррекционной школе;

2) изучить формы организации воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе;

3) расскрыть основные направления воспитательной работы.

4) рассмотреть организацию кружковой работы на примере коррекционной школы.

Цель воспитания в коррекционной школе – это, как следует из названия учреждения, коррекция (исправление) и доразвитие психических и физических функций ребенка, имеющего особые потребности, в процессе получения им общего образования, подготовки к жизни и труду, реализации процесса социализации и адаптации к социуму.

Сущность коррекционного воспитания

Коррекция имеет направленность на исправление вторичных отклонений в процессе развития ребенка. Воспитательный и обучающий процессы находятся в тесной связи с коррекционной составляющей.

Коррекционное воспитание – это процесс развития учащихся с особыми потребностями, охватывающий все стороны личности и жизни. Основа коррекционного воспитания – базовая культура личности ребенка, получающая развитие в приспособленных к этому условиях специализированного образовательного учреждения с целью адаптации к социальной жизни при наличии разных дефектов и недостатков в развитии.

Сущность коррекционного воспитания заключена в том, чтобы при наличии у воспитанника нарушений моторики речи, поведения и т.п. максимально полно сформировать его психические функции, помочь ему обогатиться практическими опытом и навыками. Реализация коррекционного воспитания имеет своей целью предотвращение и коррекцию аномальных проявлений развития психики; включает в себя сочетанное воздействие мероприятий как лечебного, так и педагогического характера с учетом особенностей возрастного периода, в котором находится ребенок, и его индивидуальной специфики.

Задачи воспитания в коррекционной школе

Перечислим ключевые задачи педагогического процесса, которые стоят перед специалистами специальных учреждений образования:

  • организация процесса познавания учащихся, призванного расширить кругозор, приобрести и аккумулировать необходимый объем знаний, сформировать практически значимые навыки и умения;
  • использование педагогических приемов, повышающих познавательную активность обучающихся;
  • выявление и развитие способностей каждого из воспитанников, стимулирование раскрытия их творческого потенциала;
  • побуждение к развитию самостоятельности;
  • формирование основ научной картины мира, глобального мировоззрения;
  • гармоничное развитие всех сторон самодостаточной личности, позволяющее успешно адаптироваться, интегрироваться в социум.

Необходимо уточнить, что конкретизация задач и программ воспитания подлежат изменениям согласно характеру аномального развития личности ребенка, степени тяжести нарушений. Возможны особенно сложные ситуации, когда задачей может стать элементарное приспособление воспитанника к жизни в социуме.

Факторы повышения эффективности коррекционного воспитания

Для того, чтобы программы коррекции могли быть успешно реализованы, необходимо соблюдение определенных условий, в частности:

  • качественное наполнение программы образования, использование воспитательного потенциала отдельных учебных дисциплин (музыка, литература, мировая художественная культура и пр.);
  • применение дополнительных дидактических материалов, обладающих высоким гуманистическим потенциалом;
  • использование рационального подхода к организации обучающих и воспитательных процессов;
  • рациональное применение инструментов обучения и воспитания, направленных на формирование и развитие самостоятельности, инициативности, познавательной деятельности. Заметим, что педагогический процесс коррекционной направленности заключен в целенаправленном воздействии при использовании специальных методов и приемов, призванных стимулировать у учащихся компенсаторные процессы развития;
  • создание комфортного психологического климата в коллективе, за основу которого взят демократический стиль взаимодействия, принципы взаимоуважения и гуманных отношений;
  • своевременное оказание психологической помощи и поддержки всем участникам воспитательного процесса, в том числе, педагогам как представителям помогающих профессий.

Резюмируя, можно отметить, что обучение в коррекционной школе служит эффективным способом, чтобы развить и адаптировать ребенка с особыми потребностями к жизни в социуме.

Читайте также: