Защита прав женщин в международном праве доклад

Обновлено: 02.07.2024

Пример готовой дипломной работы по предмету: Право и юриспруденция

Содержание

Глава I. Международная защита прав женщин как институт международного права

1.1. Становление института международной защиты прав человека и его особенности

1.2. Правовое содержание института международной защиты прав женщин

Глава II. Универсальная система международной защиты прав женщин

2.1. Деятельность органов ООН и её специализированных учреждений в области защиты прав женщин

2.2. Сотрудничество государств по вопросам защиты прав женщин в рамках Комитета ликвидации дискриминации в отношении женщин. Общая характеристика деятельности Комиссии по положению женщин

2.3. Проблема реализации положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Глава III. Европейская система защиты прав женщин

3.1. Деятельность Европейского Союза по реализации равных возможностей для мужчин и женщин

3.2. Защита прав женщин в рамках Совета Европы

Список использованных источников и литературы

Выдержка из текста

Защита прав женщин в международном праве

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Устав Организации Объединенных Наций // Устав ООН и статут международного суда. Нью-Йорк, 1996.

2.Всеобщая декларация прав человека от

1. декабря 1948 г. // Действующее международное право. В 3-х т. / Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. М., 1999.

3.Международный пакт о гражданских и политических правах от

1. декабря 1966 г. // Ведомости СССР. 1976. N

4.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от

1. декабря 1966 г. // Ведомости СССР. 1976. N

5.Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.) // Действующее международное право. В 3-х т. / Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. М., 1999.

6.Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (1998 г.) // Действующее международное право. В 3-х т. / Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. М., 1999.

7.Всемирный план действий по обучению правам человека и демократии (1993 г.) // Действующее международное право. В 3-х т. / Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. М., 1999.

8.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Действующее международное право. В 3-х т. / Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. М, 1999.

9.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N

5. от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. N

11.Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 211 — 218.

12.Конвенция МОТ N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от

10. МОТ относительно охраны материнства от

14.Конвенция о политических правах женщин от

2. декабря 1952 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 332 — 334.

15.Конвенция о гражданстве замужней женщины от

2. января 1957 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 337 — 341.

16.Конвенция МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий от

17.Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от

1. декабря 1986 г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 49 — 54.

18.Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от

1. декабря 1979 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 341 — 355.

19.Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию 1948 г. // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. N 2. ст. 163.

20.Конвенция о политике в области занятости 1964 г. // Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: Справочное пособие / Сост. З.С. Богатыренко. М., 2007. С. 37-42.

21.Конвенция о правах ребенка 1989 г. // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

22.Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 6 октября 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 2005. N

23.Декларация об искоренении насилия в отношении женщин от

24.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N

5. от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. N

1.Dudgeon v. the United Kingdom // Series A. N 45. Para. 172p.

2.Human rights of women (National and International Perspectives) ed. by Rebecca Cook. University of Pennsylvania Press. Philadelphia. 1995. 636 p.

3.Human rights of women (National and International Perspectives).

Ed. By Rebecca Cook. University of Pensylvania Press. Philadelphia, 1995. 324c.

4.McKean Warwick. Equality and Discrimination under International Law. Oxford, 1983. 310p.

5.Азаров А.Я. Права человека. Новое значение. М., 1995. 255 с.

6.Актуальные проблемы международного права. Сб. научных трудов. М., 1989. 147 с. Международное сотрудничество государств с области прав человека. Киев., 1987. 263 с.

7.Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. Спб, 1998. 372с.

8.Аникеева О.Б. Статья: Женщины России и мира на уровне принятия решений// Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 7. С.15-23.

9.Безопасность женщин // Вестник. 1996. № 7. С.15-18.

10.Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М., 1996. 321с.

11.Бильшай В. Решение женского вопроса в СССР. М., 1956. 247 с.

13.Блинов А.С. Национальное государство в условиях глобализации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 115с.

14.Борзова Т.В. Феномен глобального антропологического экологического кризиса: Дис. … канд. философ. наук. М., 2005. 164с.

15.Борзых С.В. Человек-потребитель в условиях глобализации: Дис. … канд. философ. наук. Томск, 2005. 128с.

16.Вашанова О.В. Роль Европейского Суда по правам человека в развитии принципа недискриминации // Юрист-международник. 2004. № 2. С.40 — 45.

17.Ворожейкин Е.М. Молодым супругам о браке, семье, правах и обязанностях: М., 1975. 110 с.

18.Генеральная Ассамблея ООН. Официальные отчеты. Сорок пятая сессия. Доп. 40 (А/45/40).

19.Глотов С.А., Петренко Е.Г. Права человека и их защита в Европейском Суде. М., 2000. 365c.

20.Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития //Адвокат. 2006. N 6. С.37 — 42.

21.Горшкова И.Д. Насилие против жен как проблема социологического анализа // Общество и гендер. [Электронный ресурс].

22.Гоффе Н. Проблемы женской занятости в Италии // Мировая экономика и международные отношения. 1975. № 9. С.117-121.

23.Грачева В. Супруги, родители, дети: их права и обязанности. М.: Советская Россия, 1988. 137 с.

24.Дмитриева Г.К. Международная защита прав женщин. М., 1975. 157 с.

25.Женщина в меняющемся мире. M., 1992. 144 с.

26.Женщины двух миров // Проблемы мира и социализма. № 3. 1977. С.91-93.

28.Калачян К.К. Экономическая интеграция государств — участников СНГ на фоне глобализации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 165с.

29.Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994. 861с.

30.Карташкин В. А. ООН и права человека // Российский ежегодник международного права 1993-94. Спб., 1995. С.64-78.

31.Киммел М. Гендерное общество/Пер. с англ. М., 2006. 390с.

32.Комаровский Л.А. О международном суде. М., 2007. 512с.

33.Коршунова Е.Н. Международная защита прав женщин. М., 1975. 432с.

34.Крилль Ф. Международное гуманитарное право о защите женщин. МККК, 1994. 423с.

35.Купин В.Н. Геополитические императивы глобальной безопасности: Дис. … докт. философ. наук. СПб., 2004. 297с.

36.Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997. 322 с.

37.Лукашук И.И. О правах женщин // Государство и право. 2001. N 8. С. 119 — 124.

38.Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1992. 317с.

39.Лукин Н.Н. Забота о женщине-труженице и матери: (Правовые вопросы).

Кишинев, 1986.184 с.

40.Луковская Д.И., Козлихин И.Ю. Права человека: равенство в свободе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6., Вып. 4 (27).

41.Мананкова Р.П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству / Под ред. Б.Л. Хаскельберга. Томск, 1991. 228 с.

42.Манов Б.Г. ООН о содействии осуществлению соглашений о правах человека. М., 1986. 110 с.

43.Международное публичное право: Сб. документов. М., 1996. Т. 1. 664с.

44.Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Корбут Л.В., Поленина C.B. М., 1996. 264 с.

45.Мелешников A.B. Права человека и международно-правовая ответственность за их нарушение // Светское государство и право, 1992. № 3. С.95-104.

46.Мовчан А.П. Права человека и международные отношения. М., 1982. 140 с.

47.Мохаммад Тахир. Глобальная и региональная системы коллективной безопасности: Дис. … докт. юрид. наук. СПб., 2004. 278с.

48.Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. 159 с.

49.Нечаева A.M. Брак, семья, закон / Отв. ред. В.А. Рясенцев. М., 1984. 145 с.

50.Николайко И.В. Права человека и система ООН. Киев, 1991. 167 с.

51.Новикова Э.К. Международная защита прав женщин: история и современность. Преображение. М., 1995. 242с.

52.Опыт КПСС в решении женского вопроса. М., 1981. 269 с.

53.Охрана материнства и детства в СССР: Сб. нормативных актов. М, 1986. 386 с.

55.Поленина C.B. Закон и коллективные права женщин как социального слоя населения // Теория права: Новые идеи. М., 1995. Вып.4. С.4-18.

56.Поленина С.В. Закон и коллективные права женщин как социального слоя населения/ Теория права: Новые идеи. М., 1995. Вып. 4. С.4-18.

57.Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека. Международный и национальный аспект. М.: Институт государства и права РАН, 2000. 464с.

58.Пояснительный доклад к Протоколу N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Совет Европы и Россия. С. 33 — 34.

59.Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. 147 с.

60.Права человека в регионах Российской Федерации. Сборник докладов // Под ред. С. Лукашевского. МХГ. М., 2003. 342с.

61.Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Карташкина. М., 2001. 324с.

62.Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. член-корр. РАН Е.А. Лукашева. М.: Норма-Инфра-М, 1999. 774с.

63.Право мира: Курс лекций / Под ред. И.А. Умновой. М.: Эксмо, 2010. 715с.

64.Проблема насилия над женщинами в России не решается. [Электронный ресурс].

65.Рогач С., Шимукович С. Секс-торговля: столетняя традиция?// Гендерные истории Восточной Европы. Сборник научных статей/ Под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой, А. Пето. Мн., 2002. 546с.

66.Родина И.В. Улучшение положения женщин и повышение их роли в обществе // Вестник Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 2002. N 2. С. 119-132.

67.Рубина И.Е. Права женщин в советской и российской юридической мысли//Юридическая мысль. 2002. № 5. С.74 — 81.

68.Румянцева М.С. и др. Справочник женщины-работницы: Права женщин по советскому законодательству. М., 1963. 287 с.

69.Саидов А.В. Воздействие глобализации на концепцию суверенитета в международном праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. 187с.

70.Сексуальные домогательства на работе: Материалы семинара по правам женщин в России. М., 1996. 127 с.

71.Семейное право зарубежных социалистических стран. М., 1979. 387 с.

72.Смирнова P.M. Равные возможности для женщин: опыт Европейского сообщества // Советское государство и право. 1991. № 3. С.143-152.

73.Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. М., 2009. 212с.

74.Социальная безопасность женщин. М., 1997. 117 с.

75.Толстых В.Л. Курс международного права: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2010. 762с.

76.Усольцева А.Г. Международно-правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина //Конституционное и муниципальное право. 2010. N 5. С.20 — 29.

77.Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности//История государства и права. 2010. N 7. С.315-401.

78.Федосеева Г.Ю. Вопросы защиты некоторых социальных прав женщин в международном праве и национальном законодательстве РФ / Московская государственная юридическая академия. М., 1994. 312с.

79.Федосеева Н.Н., Костромина Д.Д. Международно-правовое закрепление прав женщин и механизмы их реализации // Международное публичное и частное право. 2007. N 5. С.42 — 50.

80.Фоков А.П. Международные и национальные права в условиях глобализации: обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина // Международное публичное и частное право. 2011. N 4. С.20 — 27.

81.Французская республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 26 — 29.

82.Хайд Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки. М., 1951. Т. 2. 486с.

85.Черниченко C.B. Борьба с нарушениями прав человека и международная процедура // Советское государство и право. 1980. № 1. С.91-99.

86.Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР (1917-37).

М: Издательство Мысль, 1978. 255 с.

87.Шелала С. Насилие над женщинами: скрытая пандемия. [Электронный ресурс].

88.Шлянцев Д.А. Международное право: Курс лекций. М.: Юстицинформ, 2006. 328с.

89.Энтин M.X. Международные гарантии прав человека: практика Совета Европы. М., 1992. 438с.

90.Яковлева Г.В. Льготы матерям. Минск, 1991. 62 с.

Глава I. Международная защита прав детей

§ 1. Международные документы о защите прав детей

§ 2. Реализация международных принципов по защите прав детей в РФ

Глава II. Международная защита прав женщин

§ 1. Международные документы, регламентирующие статус женщин и их право на защиту

§ 2. Механизмы реализации прав женщин

Международная защита прав детей и женщин является одним из главных направлений международной деятельности. Однако защита женщин и детей - исторически молодые правовые институты, и их развитие не прекращается и в наши дни.

Декларация Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 г., утвержденная резолюцией 55/2 ГА ООН, особо выделяет "защиту уязвимых". К уязвимой группе населения Декларация относит женщин, детей, инвалидов, беженцев и другие категории населения.

Признание того, что ребенок является самостоятельным субъектом права, является одним из важных достижений международной системы защиты прав человека. Предпосылкой этому было доказанность того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Права женщин также нуждаются в соответствующей защите и регламентации. Исторически женщины подвергаются угнетению со стороны мужчин. Причиной этому могут служить физиологические особенности женского организма, а также выполнения женщинами важнейшей функции материнства. В силу этого, женщинам должны предоставляться особые права и особую охрану со стороны общества.

Работа актуальна тем, что раскрывает теоретические аспекты и практические способы решения проблем, касающихся особого статуса детей и женщин как субъектов права.

Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, международно-правовые акты, законодательство РФ и основные международно-правовые механизмы, связанные с реализацией и обеспечением прав женщин и детей.

Предметом исследования являются права женщин и детей и их защита, правовые акты, которые закрепляют права женщин и детей в в российском и международном праве.

Целью настоящей работы является комплексный анализ прав женщин и детей, их нормативного закрепления в международном праве и российском праве. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

· дать общую характеристику международно-правовым актам о правах ребенка и женщин;

· сформулировать проблемы правовой защиты женщин и детей;

· выработать предложения и рекомендации по совершенствованию международного регулирования и обеспечения прав женщин и детей.

При написании настоящей работы использовались специальные общенаучные и частноправовые методы: диалектический, формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой, исторический, метод анализа данных судебной статистики и др.

Глава I. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

§ 1. Международные документы о защите прав детей

международный защита право женщина

Международная защита прав человека включает в себя важнейшую составную часть - международную защиту прав ребенка. Это обусловлено тем, что детям в силу умственной и физической незрелости необходимо обеспечить особую защиту. Более того, исторически сложилось так, что социальный статус ребенка ниже, чем у взрослых. Еще два века назад дети мире подвергались всем видам наказания, вплоть до смертной казни. И в наши дни фиксируется множество случаев злоупотребления этим статусом детей, поэтому сегодня международная защита детей относится к глобальным проблемам человечества.

На мировом уровне вопрос о необходимости регулирования прав детей решался после Первой мировой войны. В 1919 г. в Лиге Наций был создан Комитет детского благополучия, решавший вопросы беспризорности детей, детского рабства, труда, проституции и торговли детьми.

В 1924 г. в Женеве Пятой Ассамблеей Лиги Наций была принята Декларация прав ребенка, состоявшая из пяти принципов международно-правовой защиты детей:

1. ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного;

2. голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;

. ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;

. ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;

. ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

Главной идеей Женевской Декларации 1924 г. была обязанность всего человечества заботиться о детях.

До 1945 г. появлялись новые международные документы, касающиеся отдельных сторон защиты детей: Конвенция о рабстве 1926 г.; Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г.; Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве и др.

После Второй мировой войны начала формироваться современная система международно - правовой защиты детей, в ОНН выделилось особое направление: ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), также этой проблемой занимаются специализированные учреждения ООН: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Резолюцией 1386 (ХIV) · Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании;

· Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства;

· Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство;

· Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, образование, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях;

· Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;

· Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме;

· Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Однако, вследствие рекомендательного характера, данная Декларация не смогла решить острых и многочисленных проблем защиты детей.

ноября 1989 г . Генеральная Ассамблея ООН приняла важнейший международный акт в области защиты прав детей - Конвенцию о правах ребенка. Это первый документ, в котором регламентированы не только права ребенка, но механизм контроля за государствами-участниками по соблюдению Конвенции.

Основные положения Конвенции по механизму таковы:

· Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

· Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

· Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

· Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

· Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

· Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конвенции 1989 г., в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка. С 1991 г. в Женеве работает Комитет по правам ребенка - группа экспертов из 18 человек, которая рассматривает доклады правительств государств-участников о выполнении положений Конвенции.

Защита интересов детей закреплена в международно-правовых актах универсального характера: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные Пакты о правах человека 1966 года, касающиеся защиты гражданских и политических прав, экономических, социальных и культурных прав.

Принципы недопустимости дискриминации, наилучшего обеспечения интересов ребенка, свободного выражения ребенком своих собственных взглядов, соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие, особой защиты и охраны детей отражены в следующих международных документах: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 2000 г.; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 2000 г.; Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся здоровья и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне, 1986 г.; Африканская хартия прав и благополучия ребенка 1990 г.; Хартия основных прав Европейского союза 2000 г.; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. и др.

§ 2. Реализация международных принципов по защите прав детей в РФ

июня 1990 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1989 г., 15 сентября 1990 г. она вступила в силу на территории РФ. Позднее, в Конституции РФ, были отражены главные конвенционные принципы по защите детей: государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. ст. 7 и 38 Конституции РФ), каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ст. 39 Конституции РФ).

Глава II. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН

§ 1. Международные документы, регламентирующие статус женщин и их право на защиту

Уровень цивилизованности общества определяется, как уже доказано, его отношением к женщинам. В современную эпоху качественного обновления международных отношений права женщин реализуются в недостаточной мере ни в одной стране.

В одном из первых международных документах по правам человека - Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., в ст. 2, было провозглашено: Декларации гласит, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

ООН, защищая права женщин, организовывает конференции и принимает следующие документы:

· 1949 г. - Конвенция, принятая ГА ООН, о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами.

· 1951 г. - Конвенция МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности.

· 1952 г. - Конвенция, принятая ГА ООН, о политических правах женщин.

·1957 г. - Конвенция о гражданстве замужней женщины, предоставляющая женщинам право сохранять или менять гражданство вне зависимости от действий их мужей.

·1960 г. - Конвенция о дискриминации в области труда и занятий.

·1962 г. - Конвенция, принятая ГА ООН, о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков.

·1967 г. - Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин.

·1975 г. - Всемирная конференция в рамках Международного года женщины (Мехико) - принимается первый Всемирный план действий, провозглашено первое Десятилетие женщины: развитие, равенство, мир.

·1976 г. - ГА ООН учреждает Фонд добровольных взносов для Десятилетия женщины (ЮНИФЕМ) и Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщины (МУНИУЖ).

·1979 г. - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

·1980 г. - на Всемирной конференции в рамках Десятилетия женщины ООН в г. Копенгаген оценивается прогресс, достигнутый к середине Десятилетия.

·1985 г. - На третьей Конференции ООН по положению женщин в Найроби разрабатываются стратегии в области улучшения положения женщин в период до 2000 г.. Фонд добровольных взносов становится Фондом ООН для развития в интересах женщин, имеющих автономный статус при Программе развития ООН.

·1986 г. - опубликование первого Мирового обзора по вопросу о роли женщин в развитии.

·1992 г. - Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро. Была подчеркнута значимая роль женщин в процессе устойчивого развития.

·1993 г. - Декларация, принятая ГА ООН о ликвидации насилия в отношении женщин. Также в этом году на Всемирной конференции по правам человека в Вене были включены в повестку дня вопросы насилия в отношении женщин.

·1994 г. - На Международной конференции по народонаселению и развитию, проходившей в Каире, неотъемлемой частью прогресса считается расширение прав женщин.

· 1995 г. - четвертая Конференция по положению женщин. Принимается Платформа действий, отражающая всю совокупность проблем, касающихся женщин.

Стоит рассмотреть подробнее правовые акты, противодействующие дискриминации женщин. В 1967 г. резолюцией 2263 (XXII) · Комиссия по положению женщин ООН является координирующим органом ООН по решению проблем осуществления прав женщин на универсальном уровне, работающая под руководством Экономического и Социального Совета (далее по тексту - ЭКОСОС). Основное направление деятельности - разработка проектов международных договоров в области защиты отдельных прав женщин, причем особое внимание уделяется правам политическим и гражданским;

· Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН создан в силу ст. 17 Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., особенностью которого является то, что он полностью состоит из женщин, а таким образом из 23 экспертов-женщин, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией (в качестве системы мониторинга для наблюдения за ходом соблюдения Конвенции государствами).

· Международная организация труда (далее - МОТ) была создана в 1919 г. еще в рамках Лиги Наций. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Необходимо также отметить, что работа МОТ с первых лет существования в области защиты прав женщин может быть сведена к решению следующих проблем: оценка труда женщин через статистические показатели; занятость женщин на рынке труда; условия труда; специфические вопросы, затрагивающие интересы женщин как трудящихся с семейными обязанностями.

Мот приняла следующие Конвенции, регламентирующие только права женщин: Конвенция 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г.; Конвенция 111 о дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г.; Конвенция 103 от 28 июня 1952 г. относительно охраны материнства, Конвенция МОТ 156 от 3 июня 1956 г. о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин и др.

Острые дискуссии вызывает правовое положение женщин в мусульманских государствах, поскольку исламская концепция мироустройства занимала длительное время господствующее положение в качестве регулятора общественной жизни. Своеобразная природа мусульманского права (системы правил поведения в исламе) как свода религиозных правил поведения мусульманского общества является одной из причин возникновения проблемы правового положения женщин-мусульманок. Результатом традиционной исламской концепции прав человека является ущемленное, ограниченное положение женщины по сравнению со статусом мужчины в мусульманских государствах. Однако уже во многих исламских странах действуют важнейшие международно-правовые акты, посвященные правам человека, в том числе правам женщины. Однако «…в сентябре 1990 г. на XIX совещании министров иностранных дел стран - членов Организации Исламская конференция в Каире была принята Исламская декларация прав человека.

Институты международной защиты прав женщин и детей занимает важное место в международном праве. Однако реализация уже закрепленных норм затруднена, имеется большое количество нерешенных проблем: реализации политических, трудовых прав женщинами, низкий социальный статус детей. Насислие над женщинами и детьми.

Но несмотря на это, международное сообщество достигло хороших результатов по защите прав женщин и детей: во многих странах появились или окрепли национальные механизмы по улучшению положения женщин и детей, были созданы специальные органы по их защите (комиссии, бюро, комитеты и др.).

Таким образом, институт международной защиты прав женщин представляет собой совокупность норм международного права, регулирующих сотрудничество государств с целью соблюдения, а также обеспечения и защиты прав женщин во всех сферах жизни.

Нормы, посвященные защите прав женщин и детей, должны быть направлены всеобщее соблюдение и уважение их прав и включать в себя нормы, направленные на регулирование положения этих категорий населения в политической, экономической, культурной сферах, сферах образования и семейных отношений, нормы об охране материнства и детства.

I. Официальные документы.

4. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Принята резолюцией 2263 (XXII) II Специальная литература.

. Международное публичное право : учеб. отв. ред. К. А. Бекяшев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби. Изд-во Проспект. 2005. С. 251

. Ястребова А.Ю. Международно-правовые основы и направления межгосударственного сотрудничества по защите детей. Международное право и международные организации. 2012. N 2.

III Судебная практика.

Теги: Международная защита прав женщин и детей Курсовая работа (теория) Мировая экономика, МЭО

Международно-правовая защита прав женщин и детей осуществляется именно на основании общих прав человека опираясь на специальные соглашения. Конкретный принцип недискриминации по признаку пола является отмеченным во многих международных актах правовой направленности.

Конвенция о правах политического характера женщин 1952 года в свое время установила право женщин голосовать на любых выборах наравне с мужчинами, а также избирать и, что не менее важно быть избранными, занимать те или иные должности на службе общественного, и государственного порядка, выполнять государственные, и общественные функции наравне с противоположным полом.

Конвенция о согласии на вступление в бракосочетательный союз, брачном возрасте, а также регистрации брака 1962 года не допускает заключение брака без специального согласия как одной, так и второй стороны. Стоит отметить, что устанавливается регистрация брака в обязательном официальном порядке. Брак в свою очередь обязан заключаться лично и, что не менее важно в присутствии лиц, которые выступают в качестве свидетелей, а также в присутствии определенного представителя власти имеющего право на то чтобы оформить бракосочетательный союз. Сами государства обязаны принять документы законодательного характера, которые служат для установления минимального возраста для заключения брака.

В Конвенции свидетельствующей о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года предусмотрена конкретная обязанность государств осуществлять необходимые действия по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женского пола. Дискриминация в отношении женщин в свою очередь свидетельствует о том, что любое ограничение или различие по признаку пола, которое является направленным на ослабление, или сводит на нет признание, пользование, или осуществление женщинами вне зависимости от их семейного положения основываясь на принципе равноправия мужчин и женщин, человеческих прав, а также основных свобод во всех областях жизни.

Стоит отметить, что государства обязаны включить в законодательство национальной направленности определенный принцип равноправия женщин и мужчин, запретить ту или иную дискриминацию в отношении женщин, а также установить специальные санкции, и при этом создать конкретную возможность защиты юридического характера женских прав на равной основе с мужчинами. Также важный факт, что женщины обладают равной с мужчинами правовой способностью и, что наиболее важно одинаковыми возможностями для ее реализации.

Женщинам в свое время обеспечивается специальное право голосовать на всех референдумах и выборах, а также занимать посты государственного типа, принимать участие в политической, и, конечно, общественной жизни страны, права равного характера в области гражданства, права на деятельность трудовой направленности, образования, обеспечения социального характера, здравоохранения. Государства являются обязанными принимать все требующиеся меры для того чтобы пресечь торговлю женщинами, а также эксплуатацию проституции.

Контроль по соблюдение норм

Контроль, который осуществляется для того чтобы соблюдались данные нормы этих актов является возложенным на конкретный орган – специальный Комитет занимающийся ликвидацией дискриминации в отношении женского пола образованный в рамках Конвенции 1979 года. Он в свою очередь состоит из 23 экспертов, которые обладают достаточно высокими моральными качествами и компетенцией. Что касается экспертов, то они обычно избираются государствами, которые выступают в качестве участников Конвенции с учетом определенных принципов справедливого распределение географического типа, представительства тех или иных форм цивилизации и основных систем правового характера. Комитет же в основном занимается тем, что рассматривает любые вопросы дискриминации в отношении женщин, те жалобы, которые поступают, осуществляет действия по сотрудничеству с государствами-участниками в разрешении данного вида жалоб.

В 1974 году ГА ООН приняла Декларацию, которая свидетельствует о защите детей, а также женщин в чрезвычайных обстоятельствах. Данная Декларация в свою очередь провозгласила:

  1. Нападение на гражданское население, а также его бомбардировка, которая причиняет просто огромные страдания особенно детям и, конечно, женщинам, которые являются наиболее слабой частью населения, осуждается, и, что самое главное запрещается.
  2. Все формы репрессий, а также жестокого обращения с детьми и женщинами, включая процесс в ходе которого они заключаются в тюремные учреждения, определенные пытки, аресты массового характера, наказания коллективного порядка, разрушение жилищ и изгнание с мест жительства, которые совершаются воюющими в процессе тех или иных операций военной направленности, или на оккупированных территориях считаются правонарушительными.

Дети, а также женщины, которые оказались в условиях чрезвычайного положения не обязаны лишаться своего дома, помощи медицинского характера, еды и иных неотъемлемых прав.

Конвенция также закрепляет определенную обязанность государств предоставлять всем гражданам не достигшим возраста 18 лет права общего характера:

  • политические, гражданские, социальные, а также экономические права; право на свободу выражения своего собственного мнения;
  • право на свободу тех мыслей, которые имеются, право совести и, что не менее важно религии;
  • право на свободу ассоциаций, а также мирных собраний;
  • право на доступ к определенной информации;
  • право на то чтобы пользоваться услугами здравоохранения, а также благами социального обеспечения;
  • право на уровень жизни, который требуется для нормального духовного, нравственного, физического, умственного и социального развития;
  • право на образование, досуг и, конечно, отдых;
  • право на защиту от эксплуатации экономической направленности и незаконного употребления веществ наркотического характера;
  • на защиту от пыток, бесчеловечного и жестокого обращения;
  • на всестороннюю защиту закона.

Детские права

Ребенок, который является в физическом или же умственном плане неполноценным обязан быть обеспечен особой заботой со стороны государства для того чтобы вести достойную, а также полноценную жизнь в условиях, которые в свое время обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и, что не менее важно облегчают его активное участие в жизни общества. Государства являются обязанными принимать определенные меры для того чтобы граждане не достигшие возраста 15 лет не принимали участия в действиях военного характера и не призывались на службу в вооруженные силы.

Что же касается порядка осуществления некоторых человеческих прав общего характера (право на то чтобы выражать имеющиеся взгляды, право на ту или иную информацию, право на отдых) регламентированы в специальной Конвенции 1989 года более подробно, чем в Пактах о человеческих правах, а также других документах, что является обусловленным повышенными требованиями к защите детей. Государства обязаны принимать определенные меры по охране детей от психологического, а также физического насилия, отсутствия заботы или сексуального злоупотребления.

Конвенция 1989 года занимается тем, что устанавливает конкретные требования к внутригосударственным институтам усыновления и опеки, системе образования, а также здравоохранения. Предусматривается определенная защита от выполнения и эксплуатации любой работы, которая вполне может представлять опасность для здоровья ребенка или наносить тот, или иной ущерб его полноценному развитию. Государства в свою очередь устанавливают минимальный возраст для приема на работу и при этом проводят необходимые действия по определению продолжительности рабочего дня, и трудовых условий. Также являются предусмотренными и гарантии при привлечении детей к ответственности уголовной направленности.

Государства, которые также выступают в роли участников являются обязанными ознакомить находящихся под их юрисдикцией лиц (взрослых, а также детей) с определенными положениями Конвенции. Контроль проводимый за реализацией ее норм возложен на специальный Комитет по детским правам. Стоит отметить, что данный комитет состоит из 10 экспертов, которые обладают достаточно высокими моральными качествами, признанной компетентностью. Эксперты в свою очередь избираются при учете принципов справедливого географического распределения, а также представительства главных систем правового порядка.

Комитет имеет полное право запрашивать у государств-участников конкретную информацию о выполнении положений Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирать, а также проводить анализ данных о положении детей в различных странах.

В 2000 году в Конвенции о правах ребенка были приняты два специальных факультативных протокола. Факультативный протокол, который касается участия детей в тех или иных вооруженных конфликтах является призванным обеспечить защиту международно-правовой направленности детей от воздействия вооруженных конфликтов, а также предотвратить призыв детей на службу военного характера или их мобилизацию, использование детей и в международных, и внутренних конфликтах вооруженного типа. В резолюции № 1612 2005 года СБ ООН осудил использование, а также вербовку детей в качестве солдат в вооруженном конфликте и любые иные нарушения, и злоупотребления, которым подвергаются дети в случае какого-либо вооруженного конфликта.

Факультативный протокол

В рамках Европейского совета приняты специальная Европейская конвенция о статусе правового характера внебрачных детей 1975 года и Европейская конвенция об осуществлении детских прав 1996 года. В 2003 году государства – члены Совета Европы подписали Конвенцию о контактах в отношении детей в которой предусматривается право ребенка чьи родители проживают в разных государствах поддерживать связи личного характера и прямой контакт с обоими родителями. В качестве цели конвенции выступает осуществление более свободного использования контактов трансграничного порядка, а также уверенность всех граждан, которые являются заинтересованными в том, что дети будут возвращены по окончании такого контакта.

Международно-правовая защита прав женщин и детей осущест­вляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениями.

Конвенция о политических правах женщин 1953 г. (ратифициро­вана СССР в 1954 г.) предусматривает право женщин голосовать на всех выборах наравне с мужчинами, избирать и быть избранными, занимать должности на государственной службе.

Согласно Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г. (Россия не участвует) не допус­кается заключение брака без полного согласия обеих сторон. Уста­навливается обязательная официальная регистрация брака. Брак должен заключаться лично, в присутствии свидетелей и представите­ля власти, имеющего право на оформление брака. Государства обяза­лись принять законодательные акты, устанавливающие минималь­ный брачный возраст.

По Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. (рати­фицирована СССР в 1958 г.), ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена граждан­ства мужем в браке не отражаются автоматически на гражданстве жены. Устанавливается упрощенный порядок натурализации ино­странок, состоящих замужем за гражданином государств-участников.

Государства — участники Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (ратифицирована СССР в 1980 г.) обязались запрещать любые формы дискриминации в отношении женщин и с этой целью: включают принцип равнопра­вия мужчин и женщин в свои конституции и законодательство; уста­навливают юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами; обеспечивают, чтобы государственные органы и учреж­дения действовали в соответствии с обязательствами государств по Конвенции.

Женщинам также обеспечивается право голосовать на всех выбо­рах и референдумах, занимать государственные посты, участвовать в общественной и политической жизни страны, равные права в области гражданства, образования, права на труд, социальное обеспечение, здравоохранение, перед законом и др. Государства должны прини­мать все меры для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции.

Государства обязались обеспечивать всем детям все права, пред­усмотренные Конвенцией, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии или любых других обстоятельств, в том числе взглядов и убеждений самого ребенка и членов его семьи.

Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, пред­принимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться обеспечению интересов ребенка.

Порядок осуществления некоторых общих прав человека детьми (право выражать свои взгляды, право на информацию, право на отдых) регламентирован Конвенцией более подробно, чем регламен­тация этих прав в отношении взрослых Пактами о правах человека и другими документами, что обусловливается повышенными требова­ниями к защите детей. Государства обязались принимать все меры по защите детей от всех форм физического и психологического насилия, отсутствия заботы или сексуального злоупотребления.

Конвенция устанавливает требования к внутригосударственным институтам усыновления и опеки, системе здравоохранения, образо­вания. Предусмотрена защита от эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребенка или наносить ущерб его полноценному развитию. С этой целью государства устанавливают минимальный возраст для приема на работу, определяют продолжительность рабочего дня и условия труда и меры для обеспечения положений закона. Предусматривают­ся также гарантии при привлечении детей к уголовной ответствен­ности.




Международно-правовая защита прав женщин и детей осущест­вляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениями.

Конвенция о политических правах женщин 1953 г. (ратифициро­вана СССР в 1954 г.) предусматривает право женщин голосовать на всех выборах наравне с мужчинами, избирать и быть избранными, занимать должности на государственной службе.

Согласно Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г. (Россия не участвует) не допус­кается заключение брака без полного согласия обеих сторон. Уста­навливается обязательная официальная регистрация брака. Брак должен заключаться лично, в присутствии свидетелей и представите­ля власти, имеющего право на оформление брака. Государства обяза­лись принять законодательные акты, устанавливающие минималь­ный брачный возраст.

По Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. (рати­фицирована СССР в 1958 г.), ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена граждан­ства мужем в браке не отражаются автоматически на гражданстве жены. Устанавливается упрощенный порядок натурализации ино­странок, состоящих замужем за гражданином государств-участников.

Государства — участники Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (ратифицирована СССР в 1980 г.) обязались запрещать любые формы дискриминации в отношении женщин и с этой целью: включают принцип равнопра­вия мужчин и женщин в свои конституции и законодательство; уста­навливают юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами; обеспечивают, чтобы государственные органы и учреж­дения действовали в соответствии с обязательствами государств по Конвенции.

Женщинам также обеспечивается право голосовать на всех выбо­рах и референдумах, занимать государственные посты, участвовать в общественной и политической жизни страны, равные права в области гражданства, образования, права на труд, социальное обеспечение, здравоохранение, перед законом и др. Государства должны прини­мать все меры для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции.

Государства обязались обеспечивать всем детям все права, пред­усмотренные Конвенцией, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии или любых других обстоятельств, в том числе взглядов и убеждений самого ребенка и членов его семьи.

Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, пред­принимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться обеспечению интересов ребенка.

Порядок осуществления некоторых общих прав человека детьми (право выражать свои взгляды, право на информацию, право на отдых) регламентирован Конвенцией более подробно, чем регламен­тация этих прав в отношении взрослых Пактами о правах человека и другими документами, что обусловливается повышенными требова­ниями к защите детей. Государства обязались принимать все меры по защите детей от всех форм физического и психологического насилия, отсутствия заботы или сексуального злоупотребления.

Конвенция устанавливает требования к внутригосударственным институтам усыновления и опеки, системе здравоохранения, образо­вания. Предусмотрена защита от эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребенка или наносить ущерб его полноценному развитию. С этой целью государства устанавливают минимальный возраст для приема на работу, определяют продолжительность рабочего дня и условия труда и меры для обеспечения положений закона. Предусматривают­ся также гарантии при привлечении детей к уголовной ответствен­ности.

Читайте также: