Особенности развития городов в ссср и современной россии сходства и различия доклад

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " Проект выполнил : Задорин Егор. Цель : Сравнение всех сфер жизни человека современной России и СССР. Объект исследования : Сферы жизни человека в определённые." — Транскрипт:

1 Проект выполнил : Задорин Егор

2 Цель : Сравнение всех сфер жизни человека современной России и СССР. Объект исследования : Сферы жизни человека в определённые периоды истории.

4 Для проведения исследования я рассмотрел периоды истории : СССР е г. г. Происходит становление культуры. Россия 1991 г. – 2014 г. Формируется новый политический режим.

7 Какой является современная Россия : сократившийся СССР ? Продолжением дореволюционной России ? Новой страной ? За каждым ответом стоят разные варианты будущего, различные политические программы и разные политические силы, разные общественные взгляды. На сегодняшний день, в обществе обсуждается сходство социальных структур, политики, обществ, экономики, систем ценностей СССР и России. Касательно этих сфер есть разные, но обоснованные представления : Россия и СССР не ровны, а степень сходства и мера их преемственности изучаются.

8 Это исследование - попытка внести вклад в разрешение научной проблемы мировой идентичности России. " Сравнительный портрет " РФ и СССР имеет научную ценность и, как представляется, важен для обсуждения общественно значимых проблем новой РФ.

9 Политическая сфера Культурная сфера Экономическая сфера Социальная сфера

12 Владимир Путин достиг двух целей. Во - первых, он восстановил суверенитет России. Это довольно важный момент, потому что в е годы, когда Россия была слаба, суверенитет России был нарушен. Различные агентства, корпорации и отдельные государства, особенно США, указывали России, что следует делать а Россия не всегда имела возможность сопротивляться этому давлению и добиваться защиты своих интересов. То есть, восстановление российского суверенитета было важным достижением. Однако, нельзя сказать, что оно принесло только хорошие результаты, поскольку это привело к потере многих свобод, приобретенных в е годы.

14 В России произошли невероятные изменения. Главное из них то, что Россия стала рыночной экономикой, где действуют реальные цены. Рыночная экономика подразумевает необходимость быть конкурентоспособной. Недостаточно иметь запасы нефти и газа, необходимо уметь их добывать по разумной цене и продавать потребителям на разных рынках. То есть, рынок это большие возможности для российских компаний, но также и серьезнейший вызов для них. Этого в СССР не было. Второе кардинальное изменение уничтожение идеологического притворства, нет больше марксизма - ленинизма. Для многих советских людей это была реальная идеологическая система, и они на самом деле верили во все это ; для других это была своеобразная шарада. Её уничтожение было очень важным фактором, однако до сих пор в России нет власти, которая подотчетной обществу. То есть, политическая система утратила идеологическую составляющую, но пока не стала более прозрачной. Возможно, сказать, что в России существует открытое общество, но закрытая политическая система.

16 Если сравнивать культуру времён СССР и России, то бесспорным лидером можно считать СССР. Что касается кинематографа, мультипликации и балета оспорить невозможно. Аналогично и в литературе. Музыка – ровно - то же. Разве что только театр несколько выиграл от всего произошедшего. Сравниваем Медиа продукцию : ТВ, радио, газеты, журналы. Здесь поражение России очень явное. Утеряно главное : интонация, ритм, манера разговора с человеком. Главное в советских СМИ было не то, что они были коммунистические, главное то, что они вдумчиво и спокойно вели разговор с взрослым человеком. Все это исчезло и было заменено на лихорадочную, клиповую " информационную " манеру с неприемлемыми кривляньями ведущих, которые рассчитаны для недалеких людей.

18 Главной потерей постсоветских людей я считаю, то, что мы лишились тех свойств характера, которые можем наблюдать у старшего поколения, и которые были привиты именно советским воспитанием. И они проявляются в молодом поколении. Конечно, яркость или концентрированность черт слабеет с каждым поколением, но вся конструкция в той или иной степени сохраняется.

Данная работа посвящена исследованию общественных процессов в такой среде человеческого обитания, как город. Исследование производится на примере городов России в их историческом развитии и современном состоянии. Актуальность работы обуславливается непреходящим интересом к социологии города среди исследователей широкого спектра: историков, философов, социологов, культурологов. Высока степень изученности этой темы: труды, посвященные социокультурным процессам в городе, созданы институтами географии и истории мировой культуры Российской Академии наук, Л. А. Зеленовым, А. С. Сенявским. Историческое развитие городов России представлено в данной работе по материалам трудов С. Г. Пушкарева.

Рассмотрение общественных процессов ведется в тесной связи с культурным и духовным развитием общества русских городов на разных исторических этапах, так как не представляется возможным отделить эти составляющие человеческой жизни. Особое внимание уделяется современному этапу развития городов России – выявление уникальных особенностей развития общества на этом этапе является целью данной работы. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: выявить особенности города как среды развития общества, рассмотреть социальное развитие городов России в исторической перспективе и коренные общественные перемены в ХХ веке.

Для наиболее яркой презентации социальных процессов в городе на некоторых этапах исторического развития осуществляется сравнительный анализ с процессами, протекающими в деревне. Такой подход позволяет открыть новые грани общественной жизни города и проявить ее уникальность, особенно – на переломных этапах исторического развития, наиболее значимым из которых является ХХ столетие. Тем самым достигается наиболее полное понимание современного этапа развития общества в городах России.

Город как среда развития общества

С самого начала своего существования человеческое общество обнаруживает склонность к созданию сложных многоуровневых структур во всех сферах жизни. По мере развития оно стремится к усложнению общинной иерархии, разветвлению и расширению общественных связей, созданию новых более сложных социальных институтов и ролей. Все эти связи, пронизывающие различные слои общества и сферы человеческой деятельности, призваны укрепить единство человеческого коллектива, одновременно предоставляя его членам многообразные возможности развития сущностных сил личности. Таким многообразием в единстве является и место человеческого существования – город.

Период существования традиционных земледельческих обществ с родоплеменным устройством велик, и по мере их развития накапливаются новые знания и технологии в производстве различных продуктов человеческой деятельности. В связи с этим увеличивается объем потребностей, расширяются межгрупповые связи. Это вызывает необходимость переорганизации человеческих поселений: их укрупнения и уплотнения. Таким образом, деревня с традиционным типом хозяйствования превращается в город, где основное место занимают ремесла, предполагающие разделение производства. С усложнением производственного процесса, дифференциацией отдельных его отраслей происходит разделение и усложнение структуры общества. Индивидуализируется и человеческое сознание, развивая другие сферы жизни: науку, искусство, литературу.[1]

Прогресс в этих областях порождает изменения в организации человеческих поселений. Это прежде всего проявляется в монументальной архитектуре – строительстве храмов и дворцов. Возведение храмов свидетельствует о развитии не только науки и ремесел, но и духовной жизни человеческого общества. Это значит, что в обществе, представляющем собой массу дифференцированных форм человеческой деятельности, есть единая основа для существования – единое мировоззрение. Как известно, без идеологической основы крайне проблематична здоровая жизнедеятельность общества. Именно таким фундаментом является духовность, которая все более культивируется с формированием и развитием городов.

Так человеческая цивилизация проходит путь от хаоса к порядку – космосу. С древнейших времен, характеризующихся господством мифологического сознания в обществе, человек понимает первостепенную важность создания и поддержания порядка в своем существовании. Этим целям служили ритуалы годового солярного цикла праздников, имевшие космоукрепляющий характер. Наведение порядка в пространстве началось с понимания символического значения центра, вокруг которого организуется среда человеческого существования. При этом центр является сакральным местом, которое отмечено признаками святости, избранности. Это символическое место творения мира, все остальные постройки вокруг него имеют подчиненное значение.

Возникновение города является необходимым этапом в развитии человеческой культуры, так он представляет собой не просто сумму различных видов человеческой деятельности, но всегда нечто большее. Наряду с кумулятивной (накопительной) и интегрирующей (объединяющей) функциями[2] он выполняет более широкие и сложные действия. С некоторого момента исторического развития город, созданный и изменяемый человеком, сам начинает менять его. Как сложнейший целостный механизм он создает новые значения, которые не может создать вся совокупность его элементов без теснейшего взаимодействия в пределах города. Эта уникальность его функционирования способствует еще большей сакрализации города, не просто как организованного в пространстве места существования, но как онтологического центра жизни.

Скрепленный незыблемыми духовными связями организм города становится сильнейшей движущей силой развития общества. В нем происходят все главные события и существенные преобразования в жизни общества. С некоторой задержкой эти процессы доходят до человеческих поселений, сохранивших традиционный земледельческий уклад. Так возникает несоответствие города и деревни: город в историческом процессе представляет собой динамическую преобразующую силу, а деревня – инертную консервативную. У каждой из этих сред человеческого обитания есть свои преимущества, которые будет рассмотрены на примере исторического развития городов России.

Историческое развитие городов России

2.1. Обзор социальных процессов в городах в IX - XIX веках

Разумеется, города были средоточием духовной жизни народа, поэтому с принятием и распространением христианства расцвело монументальное храмовое строительство. Первый каменный храм был построен в 1030 году в Новгороде – Георгиевский собор Юрьева монастыря. С тех пор было возведено множество грандиозных храмов и монастырских комплексов в русских городах, которые сохранились до сегодняшнего дня, пережив многие столетия потрясений. Это уверенное и мастерски исполненное строительство говорит о крепкой духовной основе жизни русского общества, дававшей силы для благополучного существования и развития.

Но такое положение не может обеспечить долговременной стабильности, поэтому возникает необходимость централизации русских земель. Центром должен стать сильный и влиятельный город. По ряду исторических причин таким городом стала Москва: она выгодно располагалась на пересечении всех торговых путей, привлекая население из других земель, управлялась предприимчивыми князьями, которые имели поддержку духовенства. Значительную роль в возвышении Москвы сыграла победа московского князя Дмитрия над татарами на Куликовом поле (1380 г.).

В социальном составе русских городов преобладал военно-земледельческий класс. Посадское – торгово-промышленное население – занимало незначительное место по сравнению с Западной Европой. Важными торговыми городами были Москва, Новгород, Псков, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Астрахань, но население многих городов состояло полностью из служилых царских людей.

Семнадцатый век – время расцвета русских городов, особенно городов средней части России, но вместе с этим и время сильнейших социо-культурных потрясений. Все новые культурные явления, прежде всего, проявлялись в городах и затрагивали в первую очередь городское население. Сельская местность в этой эволюции всегда отставала. В течение этого столетия можно выделить две крупные перемены в сознании русского общества: Смутное время и религиозные реформы Никона.

В Смутное время произошло сильное изменение народного сознания, особенно в среде городского населения. В ходе постоянных политических и социальных столкновений сильно выросла гражданская активность горожан и всех слоев русского общества в целом. Русский народ осознал свою ответственность за судьбу страны и, проявив высочайший духовный и патриотический подъем, освободил ее, восстановив прежнее государственное устройство.

На смену внутренним противоречиям пришли более радикальные перемены – реформы Петра I. Благодаря деятельности этого императора произошел стремительный подъем до европейского уровня градостроительства и социальной жизни. Петр принимал меры для предоставления городскому сословию самоуправления, чтобы поднять активность и социальный уровень русского торгово-промышленного класса. Но в отличие от европейских стран в России не было развитого класса буржуазии[4] , поэтому городское самоуправление не могло быстро укорениться. Но эти нововведения дали толчок для роста благосостояния городского населения, что увеличивало его отрыв от деревни.

Кроме того, по западноевропейскому пути шло развитие градостроительства. Русские города постепенно из деревянных перестраивались в каменные, возрастали масштабы монументальных сооружений. Но вместе с внешними происходили и внутренние перемены – характер построек все чаще являлся светским. Об этом заботился сам Петр, активно поддерживая процессы секуляризации – отделения Церкви от государства. Это дало начало для развития исключительно светской культуры в городах, которое продолжалось позже в XVIIIи XIX веках.

2.2. Социальные перемены в городе в ХХ веке

Двадцатое столетие осуществило революции во всех сферах человеческой деятельности: как политической, экономической, так и социальной. Коренным образом изменились не только условия жизни людей, но и идеологическая основа. Прежде всего, начало советской власти ассоциируется с разрушением многовековой русской культуры: начинаются гонения на православную веру, которые по жестокости можно сравнить только с первыми веками существования христианства. Насильственным образом из сознания русского народа вытесняется духовная основа и заменяется принятой партией идеологией. В этих условиях проявляются черты городской и деревенской культур в необычном свете. Город, легко принимающий нововведения, быстро перестраивает культурную жизнь под требования советского правительства. Деревня, напротив, удивительно долго сохраняет традиционную православную культуру. Деревенское население очень болезненно реагирует на попытки внедрения искусственно созданной идеологии и по-прежнему, тайно или явно, исповедует привычные ценности. Мы видим, как недостатки существования деревенского населения – инертность, консервативность – становятся его преимуществами на переломных исторических этапах.

Согласно планам советского руководства, внедрению новой идеологии должно было способствовать изменение внешнего облика среды человеческого обитания. Разумеется, это в первую очередь проявилось в облике городов. Причем, эти изменения происходили не столько конструктивным, сколько деструктивным образом. Сначала необходимо было разрушить прежнюю основу жизни общества, а именно – разрушить храмы и монастыри, монастырские помещения переоборудовать под бытовые, засыпать святые источники, сделать невозможным доступ к святым местам. На фундаменте этих разрушений сроилось сознание нового социалистического общества, в котором сложилась традиция переименовывать города и городские объекты в честь общественных деятелей, создававших новую идеологию. Позднее это вылилось во многие недоразумения, связанные с разными именами одного объекта, как, например, до сих пор смешиваются названия Санкт-Петербург и Ленинград.

Таким образом, общественные перемены двадцатого столетия отражались на существовании русских городов. Советская власть просуществовала относительно недолго, но успела оказать значительное влияние на общественную жизнь. Последствия этих перемен мы наблюдаем и пытаемся разрешить в настоящее время.

Современное состояние городов в России

Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической. Годы реформ, революций, насильственных перемен не прошли бесследно: они оставили глубокую внутреннюю раздробленность общества. В результате этого внешний облик и духовная жизнь русских городов демонстрируют причудливое состояние эклектичного смешения различных явлений. Как в культурных ландшафтах городов соседствуют постройки абсолютно несовместимых стилей, так и в общественном сознании сосуществуют различные идеологии и религии, вера и суеверие, законопослушание и беззаконие в крайних проявлениях.

В этих условиях все больше внимания уделяется размышлениям над принципами так называемой толерантности – терпимости к различным проявлениям человеческой деятельности и различным социальным и национальным группам. Но, чем чаще провозглашается необходимость толерантности, тем нетерпимее становится друг к другу члены общества. Проявляется это непременно в крупных городах, где соседствуют различные национальные и религиозные общины. В последние годы все чаще возникают столкновения и конфликты между группами, исповедующими разные ценности, все острее становятся этнические и религиозные разногласия. Все это создает нездоровую атмосферу существования городского общества.

Описанная полифоничность современной городской культуры не только предоставляет членам общества разноплановые возможности, но и заставляет их постоянно делать выбор, что сопряжено с немалыми психологическими усилиями, а следовательно – постоянно находиться в состоянии стресса. Разумеется, это сказывается, на общественной жизни в целом, создавая атмосферу напряженности, нестабильности, бесконечного поиска и спешки.

Преимущества существования в таком обществе: почти ничем не ограниченный доступ к самой разноплановой информации, разнообразным банкам данных, объединенных в современном мире в единое информационное поле. Но основным недостатком представляется чрезмерная формализация многих явлений и процессов: образования, здравоохранения, даже человеческого общения. В результате само существование общества становится формальным, лишенным внутренней духовной основы. Как показывает история (яркий пример – гибель Римской Империи), общества на этой стадии не способны существовать долго.

В данной работе сделана попытка осмыслить социологические процессы в городах России на протяжении всей истории государства и в настоящее время. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что город – средоточие всех социокультурных тенденций, которые диктует тот или иной этап исторического развития общества. Именно в городе наиболее ярко, отчетливо и быстро отражаются общественные, культурные, духовные перемены.

Так, на протяжении многих столетий истории России города были хранителями духовной основы жизни общества – православной веры. Поэтому они были значимыми центрами, аккумулировавшими и преумножавшими силу и славу отечественной культуры. В XVIII-XIX веках наметились тенденции раскола общества – разделения на религиозную и светскую культуру. А ХХ век принес радикальные изменения, потрясшие перевернувшие и окончательно раздробившие общественную жизнь. Поэтому на современном этапе мы имеем абсолютно уникальную городскую культуру – рассредоточенную, не имеющую целостности в своем основании и единой системы координат. Общество, создавшее эту культуру, предоставляет человеку широчайший выбор путей индивидуального развития, но вместе с тем ни один из этих путей не оценивается обществом однозначно отрицательно или положительно. Поэтому в современном городском обществе выбор является не столько возможностью, сколько долгом, который необходимо особо усердно соотносить с гуманистическими идеалами и человеческой совестью.

Список использованной литературы

1. Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. – М.: Наука, 2001.

3. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен: Монографический сборник. – М.: ОГИ, 2001.

4. Зеленов Л. А. Социология города: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

6. Сенявский А. С. Урбанизация России в XX веке: Роль в историческом процессе. – М.: Наука, 2003.

7. Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (26 сентября 1997 года №125-ФЗ).

[1] Сайко Э. В. Переход в социальной эволюции и роль города в ее историческом выполнении // Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. – М., 2001. С. 10-71.

[3] Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – СПб., 1999, с. 70.

[4] Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. – М., 2001. С. 79.

[5] Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (26 сентября 1997 года №125-ФЗ).

Особенностями развития городов постсоветского пространства (бывшего СССР и стран Восточной Европы), отличающими их от городов Западной Европы, являются ряд пространственных деформаций, произошедших от развития в условиях отсутствия рынка недвижимости и усиленной индустриализации:
" жилая недвижимость с высокой плотностью населения располагается на окраинах города (спальные районы)
" вокруг городского центра располагается анормально широкий пояс промышленных предприятий
" в центре города остро не хватает услуг и розничной торговли
" центр города отличается слабой инфраструктурой, находящейся, к тому же, в плохом состоянии и неспособной поддерживать существующую высокую плотность населения.
" В центральных районах города присутствуют проблемы с правами собственности на недвижимость, что препятствует развитию городской среды
Одной из наиболее ярких иллюстраций, показывающих различия между европейскими городами и городами постсоветского пространства, к которым относится и Санкт-Петербург, является распределение плотности населения по площади города (см. рис.2 ). Хорошо заметны характерные ямы промышленных зон и высокая плотность населения исторического центра.



Рисунок 2. Распределение населения по площади города

Санкт -Петербург, как и другие города Восточной Европы, несет на себе все соответствующие особенности развития. Как и многие другие европейские постсоветские города, он представляет собой ядро европейского города, насильственно окруженное кольцом промышленных зон. При этом, ситуация Санкт-Петербурга значительно более серьезна в этом отношении, нежели чем ситуация в других городах: площадь промышленных зон Санкт-Петербурга превосходит аналогичные показатели всех городов Европы (см. рис 3).



Рисунок 3. Процент промышленных зон в площади города

Стремительное развитие рынка недвижимости городов постсоветского пространства привносит значительные изменения в среду города. Типичными проявления стихийных рыночных сил стали практически повсеместно наблюдаемые высокие цены на недвижимость в центре города, падение цен на панельное жилье в пригородах, а также распространение офисных центров и розничной торговли в центре города за счет жилой недвижимости. Кроме того, резкий рост количества автомобилей приводит к транспортным проблемам и нехватке парковок в центре.
Реакция властей городов постсоветского пространства на происходящие перемены повсеместно отличается отсутствием взаимосогласованности и осмысленности, в первую очередь, вследствие отсутствия представления о тенденциях и перспективах развития города. Так, например, привлечение крупных торговых сетей и строительство крупных торговых центров на окраинах города на фоне резкого дефицита торговли в центре ведет к размыванию моноцентричного характера европейского города и вызывает проблемы и переформатирование транспортной системы. Дефицит торговли в центре приводит к развитию "палаточной торговли" и ларьков, что отнюдь не украшает исторический центр. Нехватка инвестиций в инфраструктуру центральных районов резко снижает капитализацию земли и ценность недвижимости в деловом центре. Крупные инвестиции в кольцевые автодороги, необходимые как ответ на массовую автомобилизацию населения, отнимают ресурсы развития у центра города. Отсутствие вменяемой политики в отношении транспорта и автомобилизации традиционно ведет к нарастанию проблем с парковкой в историческом центре, его загрязнению и снижению качества жизни.
Кроме того, типичной особенностью развития городов постсоветского пространства, особенно ярко выделяющей их на фоне городов Западной Европы, является нежелание и частая неспособность городских властей совершить в регулятивной области переход от жестких генеральных планов к гибким и функциональным регулирующим нормам. Этому затруднению способствует и отсутствие взаимодействия между традиционно централизованной городской властью и муниципалитетами, что на практике приводит к отсутствию возможностей для эффективного развития городской среды. Наиболее явным проявлением этого противоречия является отсутствие четкой стратегии городского развития, в равной степени учитывающей и необходимость развития пригородов, и развитие городского жилья коммерческой недвижимости, и поддержку и развитие исторического центра как туристического объекта и места жизни.
Таким образом, развитие города постсоветского пространства (и Санкт-Петербург не является исключением) требует особой стратегии, которая бы позволяла как решать проблемы и использовать ресурсы, оставшиеся от советского периода, так и уважать европейские традиции и особенности европейского развития города. В первую очередь, такая стратегия должна совмещать развитие исторического центра и его транзитное транспортное обслуживание с развитием крупных пригородов и неизбежной автомобилизацией.
При этом, развитие постсоветских городов, и Санкт-Петербурга в их числе, имеет ряд особенностей, затрудняющих прямое копирование европейского опыта, особенно современного. Для того, чтобы превратиться в полноценный европейский город, Санкт-Петербургу предстоит решить много проблем, связанных с его индустриальным прошлым.

Ответ на данный вопрос часто находится под субъективным влиянием общего отношения к СССР. Чтобы детально разобраться, соберем мнения различных экспертов из строительной сферы, проанализировав статистические данные и фактическую информацию об особенностях процесса строительства в СССР и РФ.

Особенности строительства в СССР и сегодня

Достичь подобного показателя современная Россия за вдвое больший срок пока не смогла.

Попробуем крупными мазками нарисовать сравнительную картину. Для этого, произвольным образом, выбраны подтемы, вынесенные в название подзаголовков.

Общие принципы функционирования системы строительства

Для настоящего строителя (неважно советского или нет) сдать объект – дело профессиональной чести.

Средние сроки возведения строений

Строительная отрасль настоящего времени, работая с большим, чем на западе кредитным процентом, вполне сопоставима в сроках окончания строительства аналогичного объекта в развитых европейских странах схожего климата.

Качество капитального строительства

Качество вновь сданного объекта, зависит от строительных материалов и соблюдения технических требований при возведении здания. Как и в советское время своевременные косметические и капитальные ремонты дореволюционных построек удостаивались похвальных эпитетов, так и сейчас дома сталинской постройки в центре столицы вполне могут конкурировать с текущей элитной застройкой.

Разница в отделочных и строительных материалах, технологиях возведения зданий

Казахстанское онлайн-издание odome.kz в статье от 26 июня 2014 года обратилось к строителям, чей трудовой путь начинался в советскую эпоху и продолжается в настоящее время. В материале приведено мнение профессионалов, которые, опираясь на известные строительные объекты, подробно разъясняют, была ли ключевой роль материалов. Казахстанский опыт интересен тем, что советские объекты пользуются популярностью аналогичной дореволюционной российской. Караганда, к примеру, начала застраиваться только в 1930 годы, и дореволюционной постройки просто не было.

Блогер И.Варламов в своем пулеметно-фотографическом стиле обзора Караганды издевается над уродованием нижними этажами магазинов малоэтажных городских зданий, и восхищается деталями и малыми архитектурными формами балконов внутри обычных городских дворов.

Опыт строительства Астаны, исключительно современными материалами с привлечением лучших архитекторов и подрядчиков, будет интересно сравнить с той же Карагандой.

Кадры решают всё

В советское время, строители зарабатывали неплохие деньги. Рабочие строительных специальностей, наработав стаж, и практический опыт легко могли получать заработную плату, на десятки процентов превышающую оклады ИТР. Возможность получения жилья на строящемся объекте была реальностью.

Современные рабочие, трудящиеся вдали от родного дома, и строящие не для себя, об оплате труда, хотя бы сравнимой с доходами руководителей строительной фирмы, не могут и мечтать.

Субъективное восприятие

Во времена СССР, многие из нас были моложе. Чтобы убрать субъективизм, рассмотрим строительство объектов для детей – пионерских лагерей, санаториев, детских городков, садов и школ.

Дети – это святое. И если объект строительства имел отношение к детству, схалтурить было неприемлемо с моральной точки зрения в первую очередь.

Ворота детских садов и школ, украшали в металле узоры лучших сварщиков главка, цветные панно в регионах, где была возможность использовать местные поделочные камни исполнялись с художественным замыслом. Не сдать к 1 сентября школу или детсад, не подготовить детский лагерь к заезду первой смены - было ночным кошмаром любого руководителя. Перебрасывались и люди, и техника, и материалы.

Эксперты сравнили плюсы и минусы жизни в Советском Союзе и современной России

12 июня в стране отмечают День России. 29 лет назад в этот день прошли первые демократические выборы президента РФ, на которых одержал победу Борис Ельцин. Это событие в истории российской государственности стало шагом к построению демократического общества в стране. В 1994 году президент подписал указ об учреждении нового праздника — Дня принятия Декларации о государственном суверенитете России. Через четыре года Борис Ельцин предложил переименовать праздник в День России, чтобы он стал более понятным для населения страны. Официально нынешнее название праздника было закреплено в 2002 году.

Как изменилась жизнь в России после распада СССР? Улучшилась ли она? Почему среди россиян много ностальгирующих по Советскому Союзу? Что ждет страну в будущем? На эти и другие вопросы ответили гости мероприятия — экономисты, политики и журналисты. Для тех, кто пропустил трансляцию, Федеральное агентство новостей подготовило специальный обзор.

Стало ли жить лучше?

Свою точку зрения на исторические события 1990-х в России изложил действительный член Петровской академии наук и искусств, профессор Михаил Попов.

Эксперты обсудили, как улучшилась жизнь в современной России по сравнению с СССР

Первый президент СССР Михаил Горбачев вряд ли мог привести к чему-то хорошему СССР. Предпосылками разрушения Советского Союза стали политические процессы, начатые в 1961 году на XXII съезде КПСС, говорит ученый.

Эксперты обсудили, как улучшилась жизнь в современной России по сравнению с СССР

Эксперты обсудили, как улучшилась жизнь в современной России по сравнению с СССР

В современной России у населения снизилась покупательная способность, констатирует политик.

Эксперты обсудили, как улучшилась жизнь в современной России по сравнению с СССР

По словам эксперта, сейчас человек может прийти в магазин и купить что хочет, но только если у него есть деньги.

Зубарев обратил внимание, что в России, в отличие от СССР, решилась проблема с дедовщиной в армии. В свою очередь, Малинкович, согласившись с его мнением, напомнил, когда это негативное явление появилось в Советской армии.

Зачем Россия стала независимой

Многие эксперты спорят, для чего в 1990-е Россия приняла Декларацию о государственном суверенитете. Свой взгляд на это решение во время онлайн-эфира озвучил политик и историк Сергей Станкевич.

Эксперты обсудили, как улучшилась жизнь в современной России по сравнению с СССР

Как появился государственный капитализм

Участник онлайн-эфира, ректор Университета рабочих корреспондентов Фонда Рабочей Академии Виктор Галко рассказал, чем современная Россия в корне отличается от СССР.

Эксперты обсудили, как улучшилась жизнь в современной России по сравнению с СССР

Кандидат экономических наук привел пример отличия подходов к системе здравоохранения в СССР и России.

Ранее сообщалось, что на Красной площади пройдет концерт по случаю Дня России. Традиционного приема у российского президента Владимира Путина в Кремле в этом году не будет.

Читайте также: