Профилактика детского насилия в семье доклад

Обновлено: 02.07.2024

Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность и однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Семья может выступать в качестве положительного так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени из – за чрезмерной загруженности на работе, забывают или, может быть даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому- то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с ними.

Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение в собственной семье.

К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия: от физического до экономического, от сексуального до морально- психологического…

Глава 1.

Жестокое обращение с детьми – что это?

В Российской Федерации гибель от неестественных причин, в частности от жестокого обращения с ними, является основной причиной смерти детей в возрасте 1-14 лет, ее доля в структуре смертности детей этого возраста стабильно превышает 50%. От неестественных причин погибает в пять раз больше детей, чем от онкологических заболеваний.

В расчете на 100 тыс. детей соответствующего возраста смертность от неестественных причин наиболее высока у подростков (15-19 лет) – 89,8 % и детей первого года жизни – 80,8%.

Далее о жестоком отношении к детям в тезисах.

Под жестоким отношением к детям следует понимать любое действие или бездействие по отношению к нему со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в результате которого причиняется вред его физическому или психическому здоровью, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию.

Жестокое обращение с детьми

n Юридическое – деяния родителей по отношению к ребенку, запрещенные законом, их совершение влечет определенные правовые последствия.

n Медицинское – действия или бездействие родителей, приведшее к наступлению последствий, потребовавших оказания ребенку медицинской помощи.

n Социологическое – насильственные действия родителей, обусловленные дисфункциональными детско-родительскими отношениями.

n Психологическое – действия родителей, устранение последствий которых требует оказания ребенку психологической помощи.

Причина жестокого обращения с детьми

Социально-психологическая незрелость ребенка, его зависимость от родителей или лиц, их заменяющих, в результате чего ребенок оказывается удобным, а зачастую единственно возможным объектом для демонстрации этими лицами своей власти и контроля либо отреагирования отрицательных эмоций.

Отличия жесткого обращения с ребенком

от других форм насилия

n Закрытость семьи от внешнего контроля, что затрудняет как своевременное выявление жертв, так и оказание им помощи.

n Зачастую ребенок не получает поддержки со стороны значимых взрослых и вынужден самостоятельно справляться с насилием.

n Постоянный контакт жертвы и насильника.

n Привязанность ребенка к насильнику, использование виновным доверия ребенка.

n Безусловный авторитет родителей, вследствие чего виновным в насилии ребенок считает себя.

Физическое насилие

Умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск возникновения таких последствий. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Эмоциональное насилие

постоянное унижение, порицание и упреки

постоянное негативное сравнение с другими детьми

крики, угрозы или запугивание

игнорирование ребенка ради наказания или из чувства отвращения к нему

лишение ребенка объятий или других проявления родительской любви

проявление насилия при ребенке в отношении супруга, детей, животных

Систематические оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых эмоциональных или поведенческих нарушений.

Психическим насилием будет так же однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Сексуальное насилие

Вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.

Мотивы сексуального насилия

n Случайное (расторможенность влечений в состоянии опьянения).

n Удовлетворение полового влечения (нарушение сексуального влечения по объекту).

n Демонстрация власти и контроля

Пренебрежение основными потребностями ребенка

Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Глава 2. Влияние жестокого отношения к ребенку на его физическое здоровье.

Жестокое отношение к ребенку может повлечь за собой:

  • Смерть.
  • Вред здоровью.
  • Инвалидизация.
  • Отставание в физическом развитии.
  • Инфекционные заболевания, в том числе передаваемые половым путем.
  • Психосоматические болезни.
  • Беременность в подростковом возрасте.

Влияние на психическое здоровье

  • Задержка психического развития.
  • Расстройства адаптации.
  • Эмоциональные нарушения: депрессия, тревога, страх.
  • Снижение самооценки, восприятие себя как испорченного, беспомощного.
  • Плохая успеваемость в школе.
  • Нарушения поведения: агрессивность, уходы из дома, сексуализированное поведение, промискуитет.
  • Трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Социальные последствия

  • Неспособность стать эффективным членом общества.
  • Девиантное поведение: алкоголизм, наркомания, проституция, противоправные действия.
  • Неспособность стать хорошим родителем и семьянином. Жестокое обращение с собственными детьми

Факторы риска жестокого обращения с ребенком

1. Особенности личности родителей:

n Неразвитость родительских навыков, использование неправильного педагогического подхода;

n Детский опыт жестокого обращения в собственной семье;

n Неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка (предъявление к ребенку требований, несоответствующих его уровню развития или возможностям);

n Проблемы со здоровьем;

n эмоциональная неразвитость.

2. Особенности семьи:

n структурная неполноценность семьи;

n отсутствие стабильных эмоциональных связей, знаний о привычках, характере и интересах друг друга;

3. Особенности ребенка:

n наличие у ребенка стертых форм психических расстройств, нарушающих поведение и затрудняющих обучение;

n проблемы со здоровьем;

n глубокая социально-педагогическая запущенность, отсутствие навыков жизни в семье;

n опыт жестокого обращения в родной семье;

n ребенок не может оправдать, возлагавшихся на него ожиданий, либо имеет особенности поведения, неприемлемые для членов замещающей семьи;

n девиантное поведение, агрессивность;

n неадекватные ожидания ребенка от замещающей.

Глава 3. Основные пути и условия формирования нравственности и духовности ребенка в семье

Опираясь на труды педагогов Сухомлинского, Варюхиной, Климовой – Фюнгеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственности у ребенка в семье:

  1. Атмосфера любви и сердечной привязанности, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
  2. Атмосфера искренности. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность и как следствие отсутствие веры в слова взрослого.
  3. Разъяснение. Чтобы слово воспитало, оно должно оставлять след в душе, мыслях ребенка, а для этого нужно учить вникать в смысл слов. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слова взрослых. С ребятами старшего школьного возраста можно и нужно размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность сближает взрослого и ребенка.
  4. Крайней мерой Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Ребенок должен знать, за какое конкретное дело его наказывают и почему оно плохое.

1) Порицание. Надо суметь, не оскорбляя ребенка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.

3) Регулярный труд в присутствии ребенка и вместе с ним.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию его нравственности.

Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Родители любят своих детей, боятся за них, заботятся. Но редко понимают. Могут проглядеть душевную драму, отравить первую любовь. Любовь становится незаметной, повседневной, исчезают доверие и искренность. Когда такое происходит между супругами, они расходятся. Но куда податься детям?

Заключение

Ребенок должен воспитываться в любви, а любовь, мы узнаем, прежде всего, в семье. Дети часто не разбираются в собственных потребностях и чувствах, и все-таки у каждого из них есть свой язык любви. Чтобы воспитать ребенка правильно, родители должны знать его язык любви. А когда ребенок слишком мал, и невозможно определить его язык, нужно говорить на всех:

  1. Слова поощрения – мы редко хвалим детей, мы замечаем только их ошибки.
  2. Время – вам нужно проникнуть в мир вашего ребенка. Пусть его интересы станут вашими. Не жалейте на это времени. Хотя бы несколько минут в день. Помните, это главное.
  3. Подарки – не увлекайтесь ими. Иначе они теряют всякий смысл, а у ребенка формируется ложная система ценностей. Но если вы тщательно выбираете их, и дарите их со словами любви, тогда вы удовлетворяете потребность в любви.
  4. Помощь – помогайте с любовью.
  5. Прикосновения – любому ребенку необходима ласка. Но учитывайте при этом его возраст, темперамент и т.д.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, невезучий – ребенок узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей.

Как это делать?

• Безусловно принимать ребенка, то есть, любить его не за заслуги или поступки, а просто за то, что он есть.

• Быть (читать, играть, заниматься) вместе с ним.

• Не вмешиваться в дела, с которыми он справляется сам.

• Помогать, когда ребенок просит об этом.

• Отмечать и поощрять его успехи.

• Делиться своими чувствами (то есть, доверять ему).

• Конструктивно разрешать конфликты.

• Каждый день ласково говорить ребенку, например, такие фразы:

• Обнимать ребенка не менее 4 раз в день, а лучше – чаще.

Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне ­нравится, как ты… Я по тебе соскучился. Давай (посидим, сделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

Любящие родители всегда готовят ребенка к появлению в семье младшей сестрички или братика.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Вы очень любите своих детей. Помните, что ваша любовь необходима им, как воздух.

Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам.

Как родителям проявлять свою любовь к ребенку? Ниже перечислены несколько основных форм выражения родительской привязанности.

• Визуальный контакт. Смотрите ребенку прямо в глаза открытым, доброжелательным, любящим взглядом.

• Физический контакт. Обнимайте детей, подростков похлопывайте по плечу, ласково теребите волосы.

• Уделяйте внимание. Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.

• Отмечайте дни рождения детей, дарите им подарки на праздники.

• Улыбайтесь детям как можно чаще.

• Знакомьтесь с друзьями ребенка; вместе с ним принимайте участие в школьных или других мероприятиях.

• Вы – взрослый человек, опытный и сильный, поэтому сдерживайте эмоции в конфликтных ситуациях.

• Разрешайте детям ошибаться, и разрешайте им проявлять свои чувства.

• Дети – не ваша собственность. Воспринимайте ребенка как самостоятельную личность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПИСЬМО К РОДИТЕЛЯМ

Дорогие папа и мама!

Я вырасту здоровым и счастливым человеком, если вы будете помнить о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.

• Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Любите меня и заботьтесь обо мне, не забывайте выражать свою любовь взглядом, улыбкой, прикосновением.

• Не бейте меня, от этого я не стану лучше. Наоборот, я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире.

• Больше думайте о том, какие чувства я испытываю, чем о том, как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего настроения.

• Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно в своих требованиях. Мне нужно знать границы дозволенного. Только предъявляйте такие требования, которые соответствуют моему возрасту и пониманию, тогда я смогу их выполнить.

• Не сравнивайте меня с кем бы то ни было. Я имею право быть другим, ведь я единственный такой на всей Земле, неповторимый. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.

• Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Может быть, я просто хочу, чтобы вы обращали на меня больше внимания.

• Никогда не унижайте меня. Это больно ранит, мне кажется, что я самый плохой на свете и незачем делать что-то хорошее. Рушатся все мои надежды, и я не верю в себя. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?

• Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким, не захочу вырастать и буду требовать, чтобы вы обслуживали меня. Не оберегайте меня от последствий моих поступков, мне необходимо учиться на собственном опыте. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте считать мои ошибки преступлениями. Никто не совершенен. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.

• Не обращайте слишком много внимания на мои плохие привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помогите мне осознать, в чем их ощутимый для меня вред.

• Не требуйте у меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю, зачем поступил так или иначе. Лучше помогите мне понять, почему я сделал плохо и чем мой поступок навредил мне и окружающим.

• Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о своих проблемах. Дарите мне каждый день хотя бы полчаса своей жизни, и пусть это время будет принадлежать только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Тогда я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен. Это самое главное для меня.

• Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, слушаете меня, делаете замечания… Если хвалите – хвалите искренне. Искренне радуйтесь. Когда вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, я это вижу и испытываю неуверенность.

• Не хвалите и не ругайте меня за проявление чувств. Помогите мне осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.

• Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной наедине.

• Помните, что я вас люблю, и вы для меня самые главные люди на земле.

Насилие в отношении детей – это когда взрослые оставляют ребенка одного без присмотра в помещении, машине, на улице

Если некуда обратиться в трудную минуту, можете позвонить:

Полиция – 02; 102 (с мобильного телефона)

Единая служба спасения – 112 (с мобильных телефонов);

Дежурная служба Следственного управления Следственного комитета

Российской Федерации по Республике Тыва – 8 (913) 341-39-19;

Скорая помощь – 03; 103 (с мобильного телефона)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад социального педагога по теме :

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

hello_html_1c08afb8.jpg

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения , допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка и т.д.

Статистика показывает, что все больше родителей применяют физическое наказание над детьми, а остальные активно используют другие виды насилия: угрозы, оскорбления, жесткий контроль. Внутрисемейное насилие над детьми получает оправдание в глазах родителей и общества. Причем, форма физического наказания за непослушание во многих семьях вошла в привычку и родители не стыдятся об этом говорить. Насилие в семье вызывает чувство большого стыда у ребенка, о нем труднее

всего рассказать, оно порождает насилие и во взрослой жизни.

Существует 4 основные формы насилия.

Я остановлюсь на одной из основных форм жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение травм и/или физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. (

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где :

* убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
* родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
* родители (или один из них) имеют психические заболевания;
* нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
* родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
* родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
* дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Причины жестких мер воспитательного воздействия на детей:

2. Капризничает, не придерживается общепринятых норм.

3. Проявляет упрямство.

4. Осознанно поступает неправильно.

5. Несколько раз игнорирует замечание взрослого.

В качестве причины нужно определить состояние риска взрослого по отношению к насилию :

1. Нетерпеливость, не выдерживают нервы.

2. Заканчиваются аргументы и терпение.

3. Желание выместить свою беспомощность на ребёнке.

4. Желание, чтобы тебя слушались.

5. Отсутствие других способов воздействия.

Около одной трети родителей склонны видеть причину не в ребёнке, а в педагогической беспомощности взрослых. При этом называются типичные ситуации, в которых приходится прибегать к телесным наказаниям.

Очень важно, чтобы педагоги могли распознавать по физическим и поведенческим признакам детей , подвергающихся физическому и моральному насилию.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Показатели (признаки) физического насилия над ребёнком

Особенности внешнего вида ребёнка и характер травм:

- внешние повреждения , имеющие специфический характер (синяки и ссадины, разрывы и порезы во рту, на губах, раны неизвестного происхождения, отпечатки пальцев, следы от ударов ремнем, укусов, возможно, различной давности, выбитые и расшатанные зубы, прижигания горячими предметами, горячими жидкостями, сигаретные ожоги, участки облысения и т.д.);

- повреждения внутренних органов или костей, припухлость и болезненность суставов, множественные переломы, которые не могли быть следствием несчастных случаев.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка :

- боязнь физического контакта с взрослыми;

- стремление скрыть причину травм (придумывает невероятные объяснения имеющимся физическим повреждениям);

- плаксивость, одиночество, замкнутость, отсутствие друзей;

- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

- совершает побеги из дома, боится идти домой, особенно после получения плохих отметок.

- жалуется на болезненность при движениях, неловкость передвижения;

Обратить внимание на появление повреждений после пропуска занятий в школе, выходных или каникул.

Особенности поведения:

Младший школьный возраст

* стремление скрыть причину повреждений и травм;
* боязнь идти домой после школы;
* одиночество, отсутствие друзей;
* плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
* агрессивность.

* побеги из дома;
* употребление алкоголя, наркотиков;
* попытки самоубийства;
* криминальное или антиобщественное поведение.

Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей :

* противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
* обвинение в травмах самого ребенка;
* позднее обращение или необращение за медицинской помощью;
* отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
* неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
* больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1. Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.
2. Поговорите с родителями.
3. Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.
4. Обратитесь в органы опеки и попечительства.
5. Обратитесь в милицию или прокуратуру.
6. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи, к школьному психологу.

Основными причинам (факторами) этого социокультурного явления в обществе являются:

1. Социально- политические

- дезорганизация социальной инфраструктуры;

- социальная появление большого числа сирот, детей улицы, детей- инвалидов, детей-беженцев; высокий уровень агрессии в семье из-за стрессового состояния родителей;

- недостаточное число кризисных центров поддержки, слабое развитие службы телефона доверия;

- слабо распространены образовательные и реабилитационные программы.

- высокое чувство незащищенности и тревожности.

2. Социально-правовые

- отсутствие специального Закона о защите прав детей;

- несовершенство механизмов реализации существующих правовых норм и санкций, защищающих права детей;

- слабая информированность общества о своих правах.

- увеличение степени риска насилия в обществе, в связи с низкой правовой грамотностью населения и несовершенством законодательства.

- увеличение степени риска насилия в семье и над ребёнком, в частности, в связи с низкой правовой грамотностью родителей и детей.

3. Социально- экономические

- низкий уровень доходов большинства населения;

- ухудшение материального благополучия членов

общества, и, как следствие, ухудшение психологического состояния;

- невозможность денежных накоплений, низкий прожиточный минимум, чувства незащищенности и тревожности;

- ухудшение материального благополучия семьи, и, как следствие, ухудшение её психологического микроклимата;

- проблемы семьи в связи с материальной незащищенностью;

- низкий социально-экономический статус семьи, жизненная неустроенность, экономическая нестабильность;

- вынужденная миграция населения.

- низкий уровень образованности членов общества;

- высокий уровень агрессии из-за стрессового состояния.

- низкий уровень образованности родителей неадекватные знания о ребёнке, его развитии;

- повышенная агрессивность родителей из-за стрессового состояния в

4. Социокультурные

- общественные традиции, нормы, ценности, жизненные стереотипы, патриархальный характер общества и института семьи;

- СМИ как фактор насилия в обществе;

- развитие музыкальной культуры, где культом поклонения являются зэки, прошедшие школу жизни, суицид как освобождение от тягот жизни и т.д.

- телесные наказания ребёнка с целью воспитания;

- повышение уровня агрессивности в обществе в связи с возрастанием трансляции сцен насилия;

- травмирование психики членов общества, увеличение попыток суицида и преступности среди молодежи.

- физическое наказание считается нормой в воспитании детей родителями;

- повышение уровня агрессивности, тревожности в семье в связи с возрастанием трансляции сцен насилия;

- агрессивные выпады родителей по отношению к детям в связи с депрессионным состоянием.

5.Социально-психологические и психологические :

- негативный жизненный опыт родителей;

конфликтности в семье;

- предрасположенность к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, суициду;

- высокий риск насилия в обществе;

- повышенная тревожность членов общества;

- девиантное, аддиктивное и делинквентное поведение членов общества;

- высокий риск насилия в семье;

- повышенная тревожность родителей;

- уход детей из дома;

- негативные супружеские отношения;

- негативные детско-родительские отношения.

- аддиктивные проявления личностей членов семьи;

Проблема насилия является актуальной и требует разработки приоритетных направлений решения её. Полученные социологические данные о проблеме насилия, о её формах, причинах, последствиях, дают нам основание предположить, что разработка стратегических путей решения проблемы насилия в обществе и в семье невозможна без определения уровня правовой грамотности родителей и детей и осведомленности их об институтах защиты от насилия. Одной из причин насилия является правовая неграмотность родителей и детей.

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье.

В статье 16 говорится о том, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

Статья 27 – о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В статье 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
Статья 34 - о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и о необходимости принятия государством мер для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

В соответствии со статьей 37 государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Балашов 2017-2018 учебный год

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных спроблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики пожестокому обращению с детьми.

3) Повышение правовой культуры родителей по защите прав ребёнка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

Фильм немного пугает показной жестокостью и трагизмом, но он заставляет задуматься о том, что в нашей жизни мы сами за раздражением и усталостью зачастую не замечаем, что творится в душе ребенка, обделяем его душевным теплом и пониманием. Основное последствие насилия, совершаемого над ребёнком – воспроизведение этого насилия в будущем. Люди, воспитанные в условиях жестокого обращения с ними, не умеют сотрудничать, работать, создавать семьи. Люба — Нина Гончарова. Быков никак не мог найти девочку на главную роль, пока однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а бабушка попала в тюрьму после того как попыталась защитить свою дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях. В конце концов, она вернулась в Ташкент и после интерната окончила полиграфический техникум. Замуж так и не вышла, имеет двух детей от разных отцов, дочь и сына.

Жестокое обращение с детьми : умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Факты, приведенные по статистическим данным:

- насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть.

- 67% детей младше одного года, 80% - младше трех лет, в 50% случаях насилие повторяется.

-77% обидчиков - родители ребенка, 11% - родственники жертвы, 2% - люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей - это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины, Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий – мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Формы проявления жестокости по отношению к детям:

• Физическое насилие (ущибы, синяки, ссадины, кровоподтеки)- Если преобладало физическое насилие, то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессии, отсутствие доверия, нарушение познавательной деятельности.

• Психо-эмоциональное давление (отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение)- отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т. п.). Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания.

• Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребёнка)- Голоден, просит, крадет или запасает еду. Часто выглядит вялым, уставшим, не выспавшимся, ослабленным. Заботится о младших братьях и сестрах, выполняя родительские функции. Выглядит запущенным, не мытым, от него плохо пахнет. Не проходил медицинского осмотра, имеет не леченные раны или хронические заболевания.

Ребёнок подвергается насилию даже тогда, когда является не жертвой, а свидетелем жестокого обращения с другими людьми или животными.

По результатам многочисленных исследований установлено, что уровень негативного давления на детей со стороны взрослых повышается, хотя уровень образованности растёт.

Защита детей от жестокого обращения начинается с Конвенции о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком :

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);

ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

В обществе существуют мифы, которые связаны с этим явлением:

Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях Насилие в социально благополучных семьях тоже бывает нередко, чаще даже в более изощрённых формах

Физические наказания могут пойти ребёнку на пользу Ответственность за физические наказания лежит на взрослом, который не может правильно построить контакт с ребёнком

Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение Взрослые могут выбрать адекватные способы реагирования, не используя физическое насилие.

Случаи сексуального насилия над детьми – редкость В настоящее время фиксируется очень много случаев сексуального насилия над детьми.

Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные) Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)

2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)

3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры (нет)

4. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным, имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу (да)

Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи - сообщить руководителю образовательного.

Warning!

Get Firefox 3.5

Get Internet Explorer 8

Get Safari 4

Get Google Chrome

БУ ХМАО-Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Таукси", Нижневартовск

Раздел: Без раздела

Все публикации автора

Все публикации автора

Аннотация

В данной работе рассмотрены вопросы домашнего насилия, его виды, последствия, причины; представлены мысли о механизмах реализации работы по предотвращению и профилактики данного социального явления.

Нам хочется думать о своей семье как о надежном убежище, в котором всегда можно укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. Насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности личности и общества в целом.

В каждой четвертой российской семье совершается насилие, действие, посредством которого добиваются власти над человеком, порождая в нем чувство напряженности и страха, контроль над поведением, мыслями и чувствами другого человека

Разумеется, что насилие в семье – явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя.

Насилие всегда остается насилием, вне зависимости от степени его жестокости, является оно определенным образом узаконенным или незаконным, так как оно глубоко травмирует человека: нарушается самоуважение и способность контролировать свою жизнь, теряется доверие к людям, возникают эмоциональные нарушения, чувство изолированности и потерянности.

Три основные компонента, инициирующие домашнее насилие: насильник, жертва, кризис, играющий роль пускового механизма, - захлестываются потоком отрицательной энергии, жестокости, нетерпимости. Агрессивность приобретает различные формы:

  • Реактивная агрессия
  • Проактивная
  • Сверхактивная
  • Физическая
  • Вербальная
  • Враждебная
  • Инструментальная
  • Аутоагрессия

Всем хорошо известна ситуация, когда отец семейства, на которого накричал начальник, приходя домой, срывает зло на жене. Жена шлепает попавшего под горячую руку сына. Сын пинает прыгающего мимо пса, который кусает отца. В этой ситуации отцу остается идти с негативом к начальнику, но, видимо, мешает укушенная нога. Круг замкнулся…

На самом деле ситуация больше плачевная, чем смешная.

Что же толкает людей к применению насилия?

  • Предыстория семьи: наличие случаев применения насилия в прошлом
  • Общественные нормы в отношении: равенства полов, главенства в семье, поведение членов семьи
  • Особенности личности: агрессивность, нормы разделение и разделяемые ценности, уровень самоуважения, пристрастие к алкоголю
  • Семейные взаимоотношения: степень любви и уважения, степень глубины конфликта
  • Социальный статус: образование, род занятий, доход
  • Стрессы: профессиональные, финансовые проблемы, проблемы со здоровьем, обострение внутрисемейных отношений.
  • Ситуационные факторы: взаимодействие между членами семьи

Какова бы не была причина, главная жертва насилия в семье – ребенок, ребенок, который как цветок должен расти и развиваться в атмосфере любви, добра, уважения и взаимопонимания.

В нашем обществе преобладает стереотип, что дети являются движимостью и собственностью родителей, в связи с чем родители обладают абсолютным контролем над их жизнью, считая своим правом применение различных форм травмирующего и неприемлемого физического, экономического, психологического, сексуального воздействия.

Эти четыре вида насилия, как стихийные бедствия, наносят непоправимый вред ребенку:

  • Пренебрежение, как наводнение, ведет к социальной и гигиенической запущенности ребенка, отставании в физическом развитии, элементарному голоду.
  • Физическое насилие, как землетрясение, несет с собой вред физическому развитию, здоровью.
  • Ядро насилия – психологическое, как ураган, ведет к эмоциональным расстройствам, задержке психического развития, социальной изоляции
  • Сексуальное насилие, как пожар, влечет суицидальные попытки, депрессию.

Ежегодно в России
7 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных
преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств.
Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате
совершения против них преступлений. При этом от 30% до 50% детей
убито родителями или лицами, их заменявшими. Отмечается рост числа- случаев убийства матерью новорожденного.

Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, вандализма, делинквентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом.

Любые проявления насилия опасны и требуют защиты лиц, пострадавших от него и чем скорее придет помощь, тем легче будет разорвать круг насилия и начать новую жизнь.

В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения.

Выйти из ситуации семейного насилия можно с помощью норм гражданского, семейного, жилищного законодательства, опираясь на конституцию и Конвенцию ООН о правах ребенка.

Для предотвращения роста насильственных действий против детей
и реабилитации лиц, пострадавших от различных форм насилия, тре-
буется решение целого комплекса задач, прежде всего юридического,
медико-социального, педагогического и психологического характера.

В г. Нижневартовске проблема помощи семьям получает все больший отклик в обществе и наращивает потенциал ее разрешения.

Есть целый ряд служб и организаций, которые могут оказать помощь семье в случае наличия в ней насилия. Именно семье, а не только жертве, поскольку в подобных случаях вся семья оказывается вовлечена в происходящее. Более того, сам насильник точно так же нуждается в помощи для коррекции своего эмоционального состояния и поведенческих моделей.

Работа направлена на то, чтобы противостоять деструктивному воздействию насильственных семейных стереотипов, снизить риск плохого обращения с ребенком. Акцент делается на укрепление личности самого ребенка и других возможных жертв насилия.

  • Диагностико-прогностическое
  • Коррекционное
  • Функционально-организованное
  • Правовое
  • Профилактическое

Комплексное взаимодействие всех структур направлено на то, чтобы противостоять деструктивному воздействию насильственных семейных стереотипов, снизить риск плохого обращения с ребенком с помощью соответствующих методов: просветительские, обучающие, диагностические, терапевтические, консультационные, организационные, административные.

Предопределяет эффективность психосоциальной работы с лицами, потерпевшими насилие, слаженная работа группы специалистов, основанная на принципах:

  • признание ценности ребенка как личности
  • признание ребенка субъектом права
  • гуманизация отношения государственных структур, общества
  • приоритет государственных подходов в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
  • межведомственное взаимодействие
  • принцип преемственности, предполагающий модернизацию в создании учреждений нового типа
  • открытость системы
  • принцип комплексности
  • сочетание специализации и интеграции служб
  • организационно-функциональная обусловленность учреждений
  • адресность
  • приоритет профилактических мер

Оказание психосоциалъной помощи жертвам насилия является
многофункциональной деятельностью, предполагающей взаимодействие специалистов различного профиля, включая психологов, юристов, специалистов по социальной работе, медицинских работников и др.


Р
абота с жертвами насилия предъявляет высокие требования к отбору
специалистов, которым необходимы следующие личностные качества:-
способность к сопереживанию,
деликатность, тактичность, эмпатия, оптимизм, сердечность,
понимание себя и других, толерантность к окружающим.

Основные направления деятельности заключаются в следующем:

  • выявление семей группы риска
  • обеспечение охраны и здоровья подопечных, защиту от оскорблений, жестокости и насилия
  • предоставление убежища
  • реабилитационная работа с семьей в плане коррекции семейных отношений
  • профилактика насилия в школе и других учреждениях
  • работа с общественными организациями, СМИ, социальными службами с целью разъяснения опасности насилия, его источников, обучения навыкам самообороны
  • координация деятельности с органами здравоохранения в плане оказания медицинской помощи жертвам насилия, проведение программ полового воспитания
  • взаимодействие с правоохранительными органами с целью защиты прав и выявления жертв насилия, работа на повышение ответственности за насильственные действия любого рода.

Для решения профилактических задач по предотвращению насилия в семье, для оказания ей необходимой помощи и поддержки специалисты центра перешли от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга (наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, метод экспертных оценок, психологические методики, социальный патронаж)

На основе этого осуществляется социально-педагогическая паспортизация семей.

Для эффективности работы с семьей группы риска изучаем подходы к воспитанию ребенка:

  • Демократический
  • Авторитарный
  • Гиперопека
  • Повышенная моральная ответственность
  • Анархический
  • Гипопротекция (безнадзорность)
  • Эмоциональное отвержение
  • Жестокое обращение

По нашим наблюдениям в этих семьях преобладают авторитарный, анархический подходы, гиперопека.

Существует множество типологий семьи.
Объектом социальной поддержки в нашем центре может стать семья любого типа.
Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет раз-
лична. Работа с семьей включает различные типы семейного консультирования, психотренинги для снижения уровня семейной дисфункции с применением методик арт-терапии, сказкотерапии, ароматерапии и др.

Деятельность ведется как с общественностью, так и с каждой семьей. Таким образом, кропотливая профилактическая и просветительская работа среди населения способствует повышению общего уровня психологической культуры, формированию социальных установок, неприемлемости насильственных форм поведения.

Мы считаем, проблему насилия нужно рассматривать не как частное дело каждой семьи, а как социальную проблему, которая требует внимания и решения на государственном уровне.

Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Для более эффективной работы по предотвращению семейного насилия в масштабах страны, необходимо расширить пути и усовершенствовать механизмы реализации этой проблемы:

ü Закрепить законодательную базу в этом вопросе. Принять поправки к существующему законодательству, касающиеся уточнения, определения некоторых форм насилия, ужесточения правил наказания лиц, совершивших насилие, ужесточение правил досрочного или условного освобождения. Ввести поправки в статьи Уголовного кодекса РФ, направленные на введение специальной ответственности за насилие в семье.

ü Законодательно обязать лиц, работающих с детьми, сообщать о случаях насилия. Возложить юридическую ответственность на профессионалов, не докладывающих о данных злоупотреблениях. Закон должен предусматривать криминальную и гражданскую неприкосновенность докладчика.

ü Развитие и закрепление особого направления в юриспруденции – Ювенальной юстиции.

ü Принятие модификаций для облегчения судебных процессов над жертвами насилия и освобождения их от унизительных формальностей. Четкая классификация формулировок.

ü Создание Специального комитета по предотвращению насилия над детьми, на базе комиссии по делам несовершеннолетних. В обязанности Комитета должно входить: уменьшение случаев жестокого обращения с детьми путем развития координированных, общественно открытых усилий в области предупреждения, предвидения, освещения, исследования, судебного преследования и лечения таких случаев.

ü Создание специальных кризисных и лечебных служб, как интегральных компонентов выздоровления от травм насилия, так как нет специальных учреждений для жертв насилия. Дети концентрируются в приютах, где собирают не только их, но и детей с другими проблемами.

ü Разработка и внедрение Министерством образования совместно с правоохранительными органами национальной превентивной образовательной программы безопасности, включение в каждое из направлений программы диагностической и коррекционной части, тщательный отбор и адаптация существующих и разработка новых методик. Массовое скрининговое исследование по оценке эффективности программы.

ü Четкое взаимодействие с различными организациями – благотворительными обществами, законодательными и властными структурами, а так же профессионалами.

ü Законодательно ввести ограничение на показ информационных материалов, несущих негативное воздействие на психику людей.

ü Создание методической базы для заинтересованных лиц.

ü Создание групп самопомощи

ü Социальное патрулирование.

ü Для предотвращения самого факта семейного насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации.

Проблему депривации детства удастся решить только совместными усилиями, и, возможно, тогда ребенок, приняв эту комплексную помощь, найдет в себе силы идти по жизни дальше, вступив в общество полноценным достойным гражданином.

Читайте также: