Доклад на тему логоритмические занятия с заикающимися детьми
Обновлено: 02.07.2024
У детей с заиканием имеются выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, дискоординация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.
По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят
дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия.
Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся являются нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально-стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложным эмоциональным ситуациям.
Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2—3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.
Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь.
В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, этап сопряженной-отраженной речи, этап диалогической речи, этап самостоятельной речи и этап спонтанной речи и эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.
Этапы формирования плавной речи у заикающихся дошкольников средствами логопедической ритмики
1-ый этап ограничения речи.
Задача логопедической работы — ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это время вводятся все неречевые средства, такие, как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.
Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков — инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.
2-ой этап сопряженной и отраженной речи.
На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4—5 слов,
произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.
На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.
3-ий этап диалогической речи.
Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.
Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.
4-ы этап самостоятельной речи.
Логопедические занятия формируют умения повторять рассказы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану.
В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением.
5-ый этап спонтанной эмоциональной речи и общения.
Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию — чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.
Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.
Задачи логопедической ритмики для заикающихся: нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики.
Методика проведения логоритмических занятий с заикающимися детьми как составная часть любой коррекционной методики по устранению заикания.
Содержание логоритмической работы, зависящей от этапа логопедической работы, взаимосвязь между логопедом группы и логоритмистом.
Этапы проведения логоритмических занятий в условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида: этап ограничения речи, сопряженно - отраженной речи, диалогической речи, самостоятельной речи и этап спонтанного эмоционального общения. Знакомство на каждом этапе с задачами и логопедическими технологиями формирования плавной речи, дифференцированными средствами логопедической ритмики.
Примерная схема логоритмического занятия
с заикающимися дошкольниками
Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.
Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции. Пение. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений. Упражнения на координацию движений и речи. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.
Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.
игрушку и на выдох опускать.
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Образовательные:
1.Воспитание чувства ритма.
2. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.
3. Воспитание динамической организации двигательного акта в сочетании с ритмическим музыкальным воздействием.
6. Расширение и актуализация словаря, уточнение знаний о временах года.
Коррекционные:
1. Воспитание продолжительного речевого выдоха на гласных звуках и звукоподражаниях, воспитание ритма речевого дыхания, умения контролировать свое дыхание.
4. Воспитание навыков вопросно-ответной речи, вопросительной интонации.
5.Воспитание плавной связной речи в сочетании с музыкой.
Воспитательные:
1.Воспитание уважительного отношения друг к другу, умения внимательно выслушивать друг друга;
2. Обучение правилам игр, их соблюдению, воспитание навыков творческой, коллективной и ролевой игр.
3. Воспитание волевых качеств личности, самостоятельности, активности.
Оборудование: снежинки из бумаги, костюмы- шапочки зверей зайчиков, медведей, белочек и ежей.
Дети входят в зал.
Логопед: - Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с гостями. Дети выполняют поклоны головой.
Логопед: - Всем направо повернуться. (Дети выполняют поворот направо).
Логопед: В локтях рученьки согнуться. ( Дети сгибают руки в локтях).
Дети: Раз, два, три -
Поездом вдруг стали мы.
(дети проговаривают, выполняя одновременно хлопки)
Логопед: Первый будет паровозом.
Даст вагончикам сигнал.
Ребенок: - Загудел паровоз: У-у-у.
И вагончики повез
(Развитие координации движения рук и ног в соответствии с музыкой).
3.Воспитание координации речи с движением.
выразительный указательный жест правой рукой)
Дети повторяют за логопедом слова и движение.
Логопед: - Перед нами лес большой,
(медленно поднимает руки вверх. дети повторяют слова и движения за логопедом)
Логопед: - Но еще совсем не одетый. Только ели и сосны стоят зеленые и красивые (медленно опускает руки вниз).
Дети повторяют слова и движения за логопедом.
Логопед: Кто знает, когда это бывает?
Дети: -Это бывает ранней весной.
4.Развитие слухового внимания. Развитие общей моторики.
Логопед:- А какие же ранней весной стоят деревья? Давайте мы их покажем.
Деревьями вдруг стали мы:
две елки, березы,
(Поднимают вверх руки, головы подняты так же вверх).
Логопед: - Деревья качает легкий весенний ветерок.
Дети слегка качают поднятыми вверх руками, и одновременно перебирая пальцами (легкий ветер).
Логопед: - Ветер усилился.
4.Развитие координации пальцев рук и речи.
Логопед:- Скоро-скоро на деревьях появятся свежие зеленые листочки. Какие это листочки? Это - лист кленовый, лист дубовый, лист березовый.
Дети пропевают: -лист кленовый,
- лист дубовый,
- лист березовый,
выполняя движения: пальцы развести в стороны, напряжены; пальцы согнуть в средних фалангах, большой палец прижат к остальным; пальцы выпрямить, соединить все вместе. Упражнение выполняют сначала правой рукой, затем левой и обеими руками
5. Воспитание темпа движений в соответствии с темпом музыки.
Логопед: - Зима злится, весне уступать не хочет. Силу свою показывает.
Но подул вдруг ветерок.
И посыпался снежок.
Мы сейчас пойдем
И снежиночки возъмем.
Дети подходят к своим стульчикам берут снежинки.
Под музыку дети двигаются в разных направлениях, меняя темп движений в соответствии с изменяющимся темпом музыки.
Садятся. Развитие грамматической функции словообразования.
Логопед: -Какие у нас снежинки?
Дети: - Снежинки легкие, холодные, прозрачные, белые, узорчатые.
6. Воспитание продолжительного выдоха.
Логопед:- возьмите в правую руку по снежинке. Вытяните вперед и подуйте на снежинку плавно и долго.
Дети дуют: на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох. (Повторить 5-6 раз.)
7.Воспитание координации музыки, движения, речи. Развитие пантомимики, воображения, умения перевоплощаться.Развитие вокальных навыков.
Логопед: - но весна сильнее зимы, она все снега растопит, все речки отопрет ото льда. Давайте, сдуем снежинки, пусть отдыхают до будущей зимы. Все сдувают снежинки в мешочек.
- Приди, о май, и снова,
Пусть рощи оживут.
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут.
(Дети поют куплет песни и жестами изображают колыханье веток рощи, колебанье воды в ручье, как растут фиалки. ).
8.Развитие музыкального слуха. Нормализация мышечного тонуса.
Логопед: - Какую вы услышали музыку? Дети: Тихую, спокойную.
Логопед: Что нам хочется делать под такую музыку?
Дети: Отдыхать, готовиться ко сну, успокаиваться.
Логопед: - Как мы спим? Дети изображают спящих. Расслабляются. Отдыхают.
Логопед:- Мы проснулись, потянулись. А теперь поиграем в оркестре.
9. Развитие просодического компонента речи.
Дети поют, одновременно выполняя движения, соответствующие словам распевки (изображают игру на скрипке, на дудочке, на барабане).
Нежно скрипочка играй -ля-ля-ля-ля-ля
Дудка тоже подпевай - ду-ду-ду-ду-ду
Барабан сильней играй - бом-бом-бом-бом-бом.
10.Развитие фонематического слуха, просодической стороны речи.
Логопед: - А теперь с нами хочет поиграть лесное эхо.
Дети поют. Кричу в лесу: А-у! А-у!
А мне в ответ: А-у! А-у!
Дети: - Первый звук А.
Дети: Второй звук У.
Логопед: -Пропоем еще раз АУ. (Дети поют).
12.Организация окончания занятия, подведение итогов, уточнение лексических понятий, употреблявшихся на занятии.
Затем дети прощаются и выходят из зала.
Используемая литература.
1.Бабушкина Р.Л.,Кислякова О.М.Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками страдающими общим недоразвитием речи. / Р.Л Бабушкина под научной редакцией проф. Г.А. Волковой. - Издание второе: дополненное, переработанное - Санкт-Петербург, 2010 г. - 103 с.
2.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Туманова Т. В, Миронова С. А. Лагутина А. В
3.. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. — М. : Академия, 2005. — 192 с.
Логоритмические упражнения.
Многие дети с ортопедическими проблемами имеют в логопедическом заключении стертую дизартрию. Задачи логоритмики при данной патологии:
-подавить патологические двигательные реакции;
-улучшить координацию движений;
-улучшить общую двигательную активность;
-содействовать развитию психических функций(внимания, памяти, мышления);
-содействовать нормализации речевой функции;
-выровнять поведенческие реакции.
Коррекция дизартрии проходит комплексно. Наиболее значима в этом комплексе лечебная физкультура. На совместных занятиях логопеда и музыкального руководителя при использовании логоритмики детям предлагаются общеукрепляющие и общеоздоравливающие упражнения, специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений, отдельные приёмы артикуляционной гимнастики и общепринятые артикуляционные упражнения.
При использовании данной технологии можно выделить три периода.
1.Воспитание статики движений, развитие общих движений рук, ног, туловища, мелкой моторики, мимических мышц лица, внимания и памяти (слуховой и зрительной). Используются безречевые дидактические игры, пассивная (для детей с ДЦП) гимнастика, слушание музыки, пропевание отдельных гласных.
2.Развитие моторики артикуляционного аппарата, общедидактических навыков. Используются упражнения для конечностей, тела, артикуляционная гимнастика,, упражнения для развития слухо-произносительной дифференциации контрастных звуков.
3.Закрепление речевых навыков, в том числе и автоматизация звуков, двигательных способностей, коллективных взаимоотношений. Используются игры с пением, инсценировки.
Для логоритмических занятий используем следующие картотеки:
Картотека логоритмических упражнений;
Картотека упражнений по логопедической ритмике;
Картотека игр на развитие голоса;
Картотека музыкальных дидактических игр;
Картотека подвижных игр для детей младших групп с речевым сопровождением;
Картотека игр с мячом на развитие речевых навыков;
Картотека нетрадиционных упражнений для совершенствования артикуляционной моторики;
Картотека. Дыхательная гимнастика;
Картотека .Артикуляционная гимнастика;
Картотека игр на развитие памяти, внимания с использованием музыки и звуковых сигналов. Психогимнастика Чистяковой;
Картотека музыкально-ритмических игр;
Картотека игр на развитие мелкой моторики и речевого дыхания.
Вашему вниманию предлагается картотека логоритмических упражнений.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Доклад на методическом объединении учителей-предметников
Тема: Дифференцированная методика логопедической ритмики для занятий с заикающимися детьми
Учитель музыки и логоритмики Беляева Н.М.
Логопедическая ритмика является составной частью лечебно-педагогического комплексного метода преодоления заикания, специфической формой лечебно-педагогического воздействия. Специализированная методика логопедической ритмики является средством перевоспитания речи заикающихся через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики.
Занятия логоритмики необходимо направлять на переключение внимания больных с собственно речевого процесса и с техники выполнения двигательных задач на ритмические движения в сменяющемся темпе и ритме. При этом можно вводить комбинации речевых и двигательных заданий.
При заикании необходимо выработать четкие, координированные и ритмичные движения в темпе и ритме музыки, организовать, прежде всего, моторную деятельность, стремится развить музыкально-ритмические способности.
Следует начинать с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства, и постепенно переходить упражнениям со сменой темпа и ритма. После ритмических упражнений, постепенно вводятся речевые задания, в начале элементарные, с очень постепенным усложнением задач.
Проговаривание идет только под музыку или в сочетании с элементарными движениями. Это способствует упрочению программы действия в речевой функциональной системе, ее стабилизация.
Основной задачей логопедической ритмики является содействие преодолению речевого дефекта ребенка на основе и при помощи развития и совершенствования необходимых качеств общей и речевой моторики на логоритмических занятиях. Эта задача решается в процессе поэтапного обучения заикающихся.
На ряду с традиционными видами упражнений (ходьба, бег, построения, пение, музыкально-ритмические игры, упражнения на координацию движений с речью и т.п.), шире использовать в занятиях элементы дыхательной, артикуляционной, мимической гимнастики, разнообразить речевую работу и использовать различные сочетания перечисленных упражнений.
Ходьба. Используется как вступительное и заключительное упражнение на каждом занятии. Используется как обычная маршировка, так и маршировка с изменением темпа, с чередованием бега, подскоков, с включением ритмических рисунков, а так же речевых упражнений.
При выполнении этого упражнения создается возможность работы над осанкой, дыханием, координации движений, чувством темпа и ритма.
Счетное упражнение. Сочетаются речевые упражнения с движениями, действиями с различными предметами.
Помогают настроится на единый коллективный темпо-ритм. Проводятся как с муз. сопровождением, так и без него.
Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией.
В этих упражнениях дыхание осуществляется в сочетании с работой голоса и артикуляцией на фоне музыки и на основе музыкального ритма. Это позволяет детям в подобных облегченных условиях вести работу до автоматизации продолжительного речевого выдоха, работу над логическим членением речи.
Упражнения для развития и совершенствования координации движений. Тесно связанны со всеми остальными компонентами ритмической работы.
Упражнения с предметами. Эти упражнения тесно связаны с работой над координацией движений, с работой над чувством темпа и ритма, с развитием произвольной регуляции мышечного тонуса. Поэтому на основе упражнений с предметами можно успешно строить речевые упражнения.
Распевание и песни. Длина строк динамика и характер исполнения должны меняться в зависимости от уровня подготовки детей, от простых к более сложным.
Заключительные упражнения имеют целью приведение детей в спокойное состояние после выполнения целого ряда речевых и двигательных заданий.
Подобная работа проводимая в процессе занятий логопедической ритмикой, позволяет разнообразить последние, что повышает интерес детей к занятиям и усваиваемость материала. Кроме того, создаются наилучшие условия для равномерного насыщения занятия речевой работой, а также благоприятная обстановка для необходимой дозировки моторной и речевой нагрузки для каждого ребёнка.
Дифференцированная логопедическая работа, правильное построение курса логопедической ритмики способствуют повышению эффективности логопедической работы по преодолению заикания.
Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания и др. логопедами- практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему – ЛОГОРИТМИКА?
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА?
Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, а особенно детям с заиканием. Очень важна логопедическая ритмика для детей с заиканием так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?
Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия :
• Нормализация темпа и ритма речи
• Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков
• Развитие слухового внимания
• Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)
• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики • Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)
• Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания
• Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов
• Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.
Целью логопедической ритмики являются преодоления речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием путем воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением.
Субъектом логоритмики является ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием, имеющий речевую патологию.
Предметом логоритмики являются моторная несформированность, слухоречевой ритм и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Задачи логопедической ритмики :
Укрепление костно - мышечного аппарата;
Развитие физиологического дыхания;
Совершенствование моторных функций;
Улучшение соматического здоровья.
Формирование пространственных представлений;
Систематизация знаний о фонетической, лексической, грамматической сторонах речи;
Расширение представлений в области музыкальной культуры,
Совершенствование двигательных умений и навыков.
Воспитание личностных качеств детей.
Развитие способности сотрудничества, взаимоподдержки и взаимовыручки.
-Коррекция и компенсация нарушенных функций:
Заикание и логоритмика
Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики. В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства. Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой
нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка с заиканием, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Логоритмические и музыкально-ритмические средства для детей с дизартрией.
Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии и других сопутствующих нарушений (зрения, слуха, эпилептиформенных спазмов и др.) включает также комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания. Задачи здесь будут следующие:
1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно рефлекторную деятельность.
2. Улучшить координацию движений — элементы основной двигательной деятельности.
3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.
4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Оказать воспитательное влияние на ребенка и выровнять его поведенческие реакции.
Логоритмическая работа с дизартриками включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Ее можно разделить на три периода. Задачи первого периода: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного, и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.
В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.
Во втором периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, средства логоритмики используются для развития: моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких, слухопроизносительных дифференцировок.
Так, для развития моторики артикуляторного аппарата используются безречевые игры (показать удивление, огорчение, испуг и др.) и речевые игры со звукоподражанием.
Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.
В третьем периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умения коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр, игры-драматизации.
В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим их движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками, миоклонусами следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом.
Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т. д.
Практика показывает, что регулярная совместная деятельность логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, учат общению со сверстниками, способствуют развитию не только двигательной сферы, но и осуществляется коррекция и развитие психологической сферы, что, несомненно, очень важно для работы с детьми.
Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
Пути взаимодействия педагогов и медицинской службы в системе оздоровительной работы ДОУ Одним из действенных средств в формировании здоровья в настоящих условиях является физическое воспитание. Именно средства физического воспитания.
Использование метронома в системе работы музыкального руководителя Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание.
Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое.
Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой.
1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 352 c.
2. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2005. - 798 c.
3.. Брюсов, В. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам / В. Брюсов. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 142 c.
6. Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2016. - 320 c.
7. Гаспаров, М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2005. - 488 c.
8. Елисеева, Е. И. Ритмика в детском саду / Е.И. Елисеева, Ю.Н. Родионова. - М.: Перспектива, 2012. - 104 c.
9. Жигалко, Е. Музыка, Фантазия, Игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. Для детей 5-8 лет / Е. Жигалко, Е. Казанская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 124 c.
10. Жигалко, Е. Музыка, Фантазия, Игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. Для детей 5-8 лет. Часть 1 / Е. Жигалко, Е. Казанская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2015. - 534 c.
11. Костылева, Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики / Н.Ю. Костылева. - М.: Сфера, 2014. - 530 c.
12. Листки музыкальной ритмики в России. №2(8). - М.: Ленанд, 2015. - 120 c.
13. Макарова, Н. Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики / Н.Ш. Макарова. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 386 c.
14. Максимова, Н. Ю. Листки музыкальной ритмики в России. №1(7) / Н.Ю. Максимова. - М.: Ленанд, 2014. - 203 c.
16. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2012. - 128 c.
17. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Учебно-методическое пособие (+ CD-ROM) / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 275 c.
18. Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация (+ CD-ROM) / И.В. Одинцова. - М.: Флинта, Наука, 2008. - 368 c.
20. Портнов, Г. Г. Портнов. Ну-ка, дети, встаньте в круг. Танцы народов мира. Пособие для преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / Г. Портнов. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 308 c.
21. Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей 3-7 лет / М.Б. Пустовойтова. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 184 c.
22. Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. - Москва: Машиностроение, 2008. - 336 c.
23. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Книга 1. Метрика и ритмика / О.И. Федотов. - М.: Флинта, 2016. - 878 c.
24. Фирилева, Ж. Е. Ритмика в школе. Третий урок физической культуры / Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. - М.: Феникс, 2014. - 288 c.
25. Франио, Г. Методическое пособие по ритмике. Для 2-го класса музыкальной школы / Г. Франио. - М.: Музыка, 2005. - 152 c.
26. Холопова, В. Н. Теория музыки. Мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. - М.: Планета музыки, Лань, 2010. - 368 c.
27. Чибрикова-Луговская, А.Е. Ритмика / А.Е. Чибрикова-Луговская. - М.: Дрофа, 2008. - 102 c.
28. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2005. - 192 c.
29. Яновская, В. Ритмика. Практическое пособие / В. Яновская. - М.: Музыка, 2012. - 299 c.
30. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с. (Логопедические технологии.)
Дополнительная литература.
• Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связн
Читайте также: