Запреты в христианстве доклад
Обновлено: 17.05.2024
Запре́т — требование не совершать определённое действие. В церковной практике система запретов определяется Церковными канонами — и частными требованиями церковной дисциплины.
Запреты в христианстве – не цель подвигов, а средство духовного роста.
Место аскетических запретов в христианской жизни можно сравнить с той ролью, которую играют в рождении ребенка правила безопасности, которым должна следовать беременная женщина. Запреты вторичны по отношению к главной цели — рождению здорового ребёнка, но они служат этой цели.
Запрет — это условие роста. Когда дереву ставят запреты, обрезая ветви, ему не дают расползаться вширь, и тогда дерево взмывает к небесам. Также и с человеком. Мы не даём власти над собой жизни временной ради подготовки к вечности как человек, стремящийся успеть к цели не отвлекается на то, что отвлекает от неё.
Среди всех видов запретов, действующих в отношении Православных христиан, наиболее общим является запрет на совершение каких-либо грехов. Этот общий запрет посредством заповедей, церковных канонов и предписаний подразделяется на множество частных.
Существуют и такие условные запреты, которые хотя и считаются более или менее общими, однако могут сниматься по усмотрению священника. Например, некоторые Православные молитвословы содержат указание о важности для готовящихся к участию в Таинстве Евхаристии предварительного участия в вечернем храмовом богослужении. Некоторыми пастырями это правило осмысливается как строгий запрет на допущение к Причастию тех прихожан, кто отсутствовал во время этой храмовой службы. Другие пастыри не расценивают названное правило как обязательный запрет. Нередко к запрету сводится и рекомендация соблюдения перед Причастием дополнительного поста, кроме евхаристического с полуночи, что уместно для новоначальных (см. “Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка”).
Отдельную категорию составляют запреты, связанные с церковным брачным правом. Отчасти они соответствуют запретам гражданского права, отчасти — своеобразны. Так, согласно каноническому праву, запрет на вступление в брак распространяется: 1) на тех, кто уже состоит в браке, ибо христианский брак — моногамный; 2) на священных лиц (посвященных в сан) (заметим, что 6‑е правило Трулльского Собора налагает запрет даже и на иподиаконов); 3) на монахов и монахинь (обет девства и безбрачия Церковь сравнивает с обручением Небесному Жениху); 4) на лиц, овдовевших в третьем браке или расторгнувших третий брак; 5) на лиц, совершивших прелюбодеяние, ставших виновниками расторжения прежнего брака (после указа Святейшего Синода от 14 июля 1904 года таким лицам всё же было разрешено вступать в новый брак, но при условии удовлетворении прошения правящим архиереем); 6) на лиц, неспособных к браку в физическом или духовном отношении; 7) на лиц, не достигших брачного возраста (в прежние времена таким возрастом для мужчин считался 15-летний, а для женщин — 13 летний; и даже 14-летний и 12-летний соответственно); 8) на лиц (предполагаемых жениха и невесту), связанных узами близкого кровного родства; 9) на лиц, связанных через близкое свойство; 10) на лиц, связанных гражданским родством (усыновители и усыновленные) (впрочем, как препятствие к браку это обстоятельство имело свои ограничения); 11) на лиц, не желающих вступать в брак и принуждаемых к этому через внешнее давление или насилие; 12) на детей тех родителей, кои на дают своего согласия (благословения) на брак (этот запрет исполнялся и исполняется не повсеместно); 13) на лиц, желающие заключить брак с иноверцами. Подробнее см. “Канонические препятствия к браку”.
Наряду с запретами на вступление в брак, существуют запреты на расторжение брака (См. “Брака расторжение”).
Отдельную группу запретов составляют запреты, направленные на кандидатов в священство (см. “Канонические препятствия к рукоположению”), представителей священства, монашествующих.
Мы живем, вроде бы, в цивилизованном обществе. И даже более-менее соблюдаем 10 заповедей: не убиваем, не крадем, не… ну, так далее. Но общество, отчего-то, все так же непримиримо в отношении множества вещей. Скажем, не так давно в Санкт-Петербурге приняли закон о “запрете пропаганды гомосексуализма”. Приняли с очень непонятными формулировками, после которых впору запрещать концерты Бориса Моисеева и изымать из продажи диски Элтона Джона. Радетели за “нравственность” ссылались так же на Библию: “Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них” (Библия, Левит 20:13). Но в Библии, написанной черт знает когда, есть еще куча запретов, за нарушение которых впору полмира забить камнями до смерти. Например, под смертным запретом находятся…
1. ТАТУИРОВКИ
Да, да, за это тоже полагается смерть. В общем-то, добрая половина цивилизованного и не очень общества уже много лет как приговорена. Вы думаете, что такого в милой бабочке на попе, или в грозном драконе на плече? Просто красивая картинка, и всегда можно апеллировать к тому, что “вот посмотрите на самураев”, но японцы синтоисты у них вообще все по другому, а ведь сказано: “Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь.” (Левит 19:28)
2. ПОДРАВНИВАНИЕ УСОВ И БОРОДЫ (А ТАК ЖЕ МОДЕЛЬНЫЕ СТРИЖКИ)
Трепещите хипстеры и рокеры всех возрастов. Ну, а заодно и все модники мужеского пола. Быть истинным христианином – по сути – оставаться пещерным человеком, потому что Библия очень часто говорит нам, что заботиться нужно не о внешности, а о душе. В конце концов, тот же Левит, книга суровая и щедрая на всяческие запреты, говорит: “Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей”. (Левит 19:27)
3. ГАДАЛКИ И ГОРОСКОПЫ
Ну, вот только не надо говорить, что вы никогда не ходили к гадалке, или, ладно, не читали гороскопа на последней странице газеты/журнала. Даже, если не верите, то нет на земле ни одного человека, который бы мельком не заглядывал – а что там случится на следующей неделе у Овнов/Близнецов/Львов. Однако и на это в Левите есть свое правило: “Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш”. (Левит 19:31)
4. ИНВАЛИДЫ
Ну, не все, а только со специфическими проблемами, подобными тому, что случилась с героем романа Хэмингуэя “Фиеста”. Это случается нечасто, но, если вдруг какому-нибудь ветерану какой-нибудь войны оторвало взрывом его мужское достоинство (или часть оного), то на Царствие Небесное он может уже не надеяться: “У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне”. (Второзаконие 23:1)
5. ЖЕНА, ПОМОГАЮЩАЯ МУЖУ ВО ВРЕМЯ ДРАКИ
Мы же знаем, как дерутся женщины – они применяют все методы, чтобы выиграть наверняка: вцепляются в волосы, выцарапывают глаза, бьют по яйцам. Упс, а вот это как раз – не дай Бог. Если в следующий раз вы, ненароком, будете драться на глазах своей благоверной, и она ринется вам помогать, держите ее подальше от причинных мест своего соперника, ибо сказано: “Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд: То отсеки руку ее: да не пощадит ее глаз твой”. (Второзаконие 25:11-12)
6. ВЕТЧИНА, КРОЛЬЧАТИНА (И ЕЩЕ МНОГО ЧЕГО)
А вы что думали? Истинные христиане, как и мусульмане с евреями не должны есть свинину и крольчатину. Ни за что! Во-первых, это вкусно, а во-вторых: “Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;…и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас”. (Левит 11:3-8)
7. А ТАК ЖЕ ВСЕ МОРЕПРОДУКТЫ, ВКЛЮЧАЯ УСТРИЦ, КРЕВЕТОК И ЛОБСТЕРОВ
Живете во Франции/Испании/Италии/Португалии, в Сочи/Евпатории, в конце-концов? Собрались отдохнуть в Тайланде, на островах или в Индии? Поздравляем! Вы останетесь голодными! Собственно, то же касается и тех, кто привык под запотевший бокал пива навернуть креветок с чесночком, потому что: “все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь” (Левит 11:10-11) Вместо этого Левит предлагает есть саранчу. Ну это, прямо скажем, очень на любителя.
8. ВТОРИЧНО ЖЕНИТЬСЯ/ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ
Вы думаете, что официальный брак когда-либо спасал положение? Ни фига. В Библии вообще все, что касается отношений между полами находится под массой странных запретов. Теперь, после нескольких неудачных попыток отношений, встретив, наконец, свою единственную/единственного, и летя на крыльях любви делать предложение, крепко подумайте, надо ли оно вам: “Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует”. (Евангелие от Марка 10:11-12) Ну, а по поводу прелюбодейства вы уже знаете – смертный грех.
9. ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ НЕ ДЕВСТВЕННИЦЕЙ
Вообще-то, сейчас почти невозможно найти невесту-девственницу. Да и кому она, если честно, такая нужна? Жениться на “девочке” – это, как сыграть в рулетку: повезет – не повезет. А, если вдруг, не повезет, то тогда читайте заповеди Моисея, особенно, касательно прелюбодеяния. Да и вы, барышни, бойтесь, потому что: “Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, То отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и [так] истреби зло из среды себя.” (Второзаконие 22:21-22)
10. РАБОТАТЬ ПО СУББОТАМ
Еще один закон, который христиане делят напополам с иудеями. По субботам, то есть в Шабат, работать запрещается. Но реально ли это в нашем обществе, где все построено на трудоголизме и искреннем желании не потерять работу? То есть, вы всерьез думаете, что есть где-то люди, работающие только с понедельника по пятницу с 9 до 5? Теперь, если шеф задерживает вас в пятницу вечером (ага, шабат наступает с заходом солнца в пятницу) или, упаси боже, в субботу, чтобы доделать горящий проект, можете смело заявить, что хотите еще пожить, потому что: “И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан.
Бог прибавил свободы
Священник Евгений Дорофеев
Создавая мир, Великий Творец наделил человека уникальнейшим даром — свободой. Человек был создан по образу и подобию Божию, и свобода как раз и является его богоподобным свойством.
И, наконец, самый великий пример свободы, любви и доверия являет нам Евангелие. Бог в конце концов доверяет людям собственного Сына, Которого они… распяли.
И всё равно, из более чем двухтысячелетнего опыта церковной жизни мы знаем: Бог не то что не отнял, но даже прибавил нам свободы. И об этом прекрасно писал бывший когда-то строгим ревнителем Закона, а затем ставший человеком духа апостол Павел.
Из очень придирчивого к внешним обрядам иудаизма выросло христианство, которое своим отношением к свободе личности резко контрастирует с другими религиозными системами. Церковь сохранила в себе уникальный дар – уважение к человеческому достоинству. И не может быть другим ее отношение к образу и подобию Всевышнего!
Но свобода в христианском понимании — совсем не та, о которой кричит современный мир. Свобода христиан – это, в конечном счете, свобода от греховных страстей, свобода лицезрения Божества. А современный человек, кичащийся своей мнимой свободой, на самом деле часто бывает рабом очень многому, когда душа связана цепями страстей и оковами грехов, а подобия Божии втоптаны в грязь.
Свобода духа — тяжелая ноша
Но каким образом раскрывается свобода в Церкви Христовой в практическом плане? Во-первых, минимальным количеством зафиксированных правил. Строго определены и неизменяемы в Церкви лишь основы веры, так называемые догматы (наиболее важные из которых перечислены в Символе веры). Даже Священное Писание и то в разное время отличалось и по поздним вставкам, и по наличию или отсутствию тех или иных книг в библейском своде. (Например, Апокалипсис очень долго не принимала Восточная Церковь, а синодальная Библия не знает Четвертой Маккавейской книги, входившей в древнейшие рукописи Септуагинты).
Но для практики спасения христианство предлагает массу всего: аскетические правила, запреты, понуждения и действия, которые служат только для одного — приблизить человека к Богу. Все это не навязывается в полном объеме как нечто обязательное, а предлагается для добровольного и индивидуального восприятия.
Как определить, где Священное, а где просто предание? Очень просто. Ведь Автор Писания и Предания один — Дух Святой. Значит, Священное Предание всегда должно соответствовать или хотя бы не противоречить Писанию.
Но необходимо иметь в виду и еще один аспект: через подергивания струн тайных и интимных сторон жизни человека можно получить некий код доступа для манипуляции им и управления — старый как мир фарисейский прием, ничего общего не имеющий с учением Христа.
Модный приговор православной женщине
Современные люди сейчас как-то особенно возвеличивают свободу, отсутствие каких-либо ограничений, и поэтому ненавидят лютой ненавистью любые запреты. Создается впечатление, что запреты объявлены теперь врагом человечества номер один, с которым надо бороться всеми доступными средствами.
Нелепые запреты
Действительно, были раньше и существуют сейчас ничем не оправданные, нелепые запреты.
Всегда ли плохи запреты
Не смотря на многочисленные негативные примеры запретительства в разных обществах и культурах, совершенно очевидно, что нельзя отвергать любые запреты вообще.
Мы с вами живем в странах, где существуют государственные, федеральные и местные законы для граждан. Суды, правительства, парламенты издают много законов, запрещающих то или иное. Сложно представить себе страну, в которой бы не было ничего запрещено. Все понимают, что тут без каких-то запретов, регулирующих общественную жизнь, тоже никак не обойтись.
Первый в мире запрет
Через нарушение запрета совершилось грехопадение всего человечества. Последствия этого шага мы испытываем на себе до сих пор. Мир разрушается, деградирует, восстает против Бога Творца, и идет к своему печальному финалу.
Запреты в Библии
Господь имеет право запрещать
Когда мастер выпускает какое-то изделие или механизм, вполне оправданно, если он же укажет в инструкции, что делать запрещено. То же самое и с нашим миром, который создал Господь. Он знает, что может принести вред, и поэтому запрещает.
Зная, кто обладает силой и властью запрещать, «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь" (Иуд. 1:9).
Иисус Христос запрещал
Многие считают, что это только в Ветхом Завете Бог что-то запрещал, был Закон, который для христиан уже не действителен, а потому в настоящее время не должно быть никаких запретов.
Однако в Новом Завете мы видим, что Сам Иисус Христос часто что-либо запрещал. Например, после того как Он исцелял, Он запрещал говорить об этом (Матф. 12:10-16). Он запрещал в определенное время расказывать даже о том, что Он Христос, то есть Мессия (Матф. 16:15-20), хотя эту истину открывали не плоть и кровь, но Отец, Сущий на небесах.
Апостолы и ангелы запрещали
Запреты Божьи - это хорошо
Запреты имеются в заповедях Божьих, а потому логично считать, что нарушающие их проявляют непослушание Богу. С непослушанием нельзя смиряться, и хорошо делают те верующие, которые запрещают себе и другим нарушать заповеди.
В противоположность всем этим новым веяниям, Слово Божье призывает нас уважать запреты, данные Богом, и помогать другим знать о них и подчиняться им.
Поэзия :
Лишается Спасенья! - сергей рудой
невозможно заслужить спасение делами, но необходимо воплотить спасение в делах.
Читайте также: