Стадии законодательного процесса доклад

Обновлено: 02.07.2024

Законодательный процесс, его понятие и стадии включают порядок, в соответствии с которым разрабатываются, обсуждаются проекты законов в форме нормативных правовых актов, осуществляется принятие их высшим органом власти в государстве, что регулируется нормами права.

Рассматриваемый процесс в любой стране должен быть подчинен соответствующим нормам, правилам и даже иногда традициям, отходить от которых нельзя. Каждая страна обладает собственной спецификой законодательного процесса, но общим для всех государств является регулирование создания законов с помощью конституции и законодательства; осуществление высшим органом власти в стране; законодательный процесс в виде процедуры, включающей последовательные, меняющие друг друга обязательные этапы. Проще всего будет рассмотреть этот процесс на примере России.

Особенности законодательного процесса

Основной момент в создании закона представлен законодательной инициативой, то есть правом внесения законопроектов в законодательный орган, которое закрепляется за уполномоченными органами государства. Ст. 104 Конституции РФ гласит, что право законодательной инициативы закреплено за Президентом РФ и Советом Федерации (СФ), им пользуются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы (ГД), Правительство РФ.

Также оно предусмотрено для законодательных (представительных) органов субъектов нашей страны, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в вопросах их ведения. Проект закона должен быть внесен в госдуму. Право законодательной инициативы предусматривает полное соответствие Регламенту ГД.

Стадии законодательного процесса

На первой стадии происходит внесение законопроекта в ГД правовым субъектом с помощью законодательной инициативы на рассмотрение законопроекта для первого чтения. Здесь Совет ГД и ее соответствующий комитет начинают работу в области подготовки проекта закона для рассмотрения на заседании.

Заседание Государственной Думы предусматривает в первом чтении обсуждение концепции проекта, его оценку на соответствие основных положений законопроекта Конституции РФ, исследование его актуальности и практической значимости.

В результате обсуждений законопроекта в первом чтении ГД принимает законопроект в первом чтении, продолжая работать над ним, учитывая предложения и замечания в форме поправок. Также на этом этапе ГД вправе отклонить законопроект.

Для того, чтобы принять проект федерального закона в первом чтении, необходимо получение от 226 голосов депутатов, а для принятия проекта федерального конституционного закона от 300 голосов депутатов.

На втором этапе проект дорабатывается и рассматривается во втором чтении, целью чего является анализ его содержания с разных точек зрения и предложение более совершенных средств правового воздействия. Здесь же обсуждаются поступившие от субъектов права законодательной инициативы, которые указаны в ст. 104 Конституции РФ, поправки к тексту проекта закона, проводят голосование по принятию рассмотренных поправок и по принятию доработанного проекта закона во втором чтении. Если на втором этапе происходит отклонение законопроекта, то это приводит к отказу от дальнейшего его рассмотрения.

В некоторых зарубежных государствах устанавливаются сроки для прохождения законопроекта до времени его принятия. В Великобритании, например, для частного законопроекта сроки между этапами составляют 4 дня (между первым и вторым чтением), между этапом доклада и третьим чтением — 3 дня. В РФ до настоящего времени четко не регламентированы сроки рассмотрения законопроекта. Это дает возможность определенным политическим силам затруднить прохождение закона.

На третьем этапе (третье чтение) законопроект проходит окончательное согласование текста, здесь устраняются вероятные внутренние противоречия, происходит установление правильной взаимосвязи статей и изменений, которые внесены в текст в ходе рассмотрения во втором чтении.

Рассматривая законопроект на заседании ГД в третьем чтении, нельзя вносить поправки и возвращать к обсуждению его в целом, как и отдельных глав, статей.

На четвертом этапе происходит рассмотрение закона СФ, на что для высшей палаты Федерального Собрания отведено 2 недели. При отклонении федерального закона СФ палаты вправе сформировать согласительную комиссию для того, чтобы преодолеть возникшие разногласия. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению ГД и СФ.

Закон можно считать одобренным, если за него отдали свои голоса не менее 89 членов СФ (для федерального конституционного закона от 118). Если СФ не смог рассмотреть закон в установленный срок, то его считают одобренным и направляют Президенту РФ с целью подписания и обнародования.

Исключением являются федеральные конституционные законы, приобретающие статус закона только после одобрения ГД и СФ.

Помимо этого, на обязательное рассмотрение в СФ направляются ФЗ, которые приняты ГД по вопросам, исчерпывающий перечень которых рассматривает 106 статья Конституции РФ.

На пятом этапе происходит рассмотрение федеральных законов Президентом РФ, при этом принятый федеральный закон в течение 5 дней должен быть направлен на подписание и для обнародования Президенту РФ (ст. 107 Конституции РФ). Он должен в течение 2 недель осуществить подписание федерального закона, обнародовав его. Если Президент РФ в течение этого срока отклоняет закон, то ГД и СФ в соответствующем порядке снова проводят рассмотрение данного закона. Если же и при повторном рассмотрении он будет одобрен в редакции, которая была ранее принята, большинством (от 2/3 голосов от общего числа членов СФ и от 2/3 депутатов ГД), то он должен быть подписан и обнародован Президентом РФ.

Законотворческий процесс – это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.

Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом.

Законотворческий процесс, в РФ включаетчетыре стадии:

а) законодательную инициативу;

б) обсуждения законопроекта в Государственной думе;

в) принятие закона;

г) подписание президентом и вступления закона в юридическую силу.

1 - законодательной инициативы - эта стадия состоит во внесении в парламент уполномочен­ным субъектом законопроекта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы оз­начает, что представительный орган обязанрассмотреть внесен­ный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законо­проектом.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной ини­циативы - Президент РФ, Совет Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, а также Правительству, Конституцион­ному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения и субъектам Федерации в лице их представительных органов. Законопроект первона­чально вноситсяв Гос. Думу.

Закон принимается в трех чтениях:

На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Депутаты оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии).

Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом (по существу и постатейно) Если зако­нопроект не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по по­правкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми по­правками. Но и на этой стадии законо­проект может быть отклонен, если он не набрал необходимого большинства голосов.

Прекращениеобсуждения законопроекта оформляется спе­циальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.

3. - Стадия принятие закона – данная стадия проходит в форме голосования.

ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Сове­ту Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Феде­рации за него проголосовало большинство членов палаты от об­щего числа членов либо он в течение 14 днейне был рассмотренСоветомФедерации. Если Совет Федерации не одобрил принятый Гос. Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласиймогут создать согласительную комиссию.

После уреryлирования спора в комиссии закон подлежит повторному рас­смотрению и голосованию в палатах с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Гос. Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона набрав при повторном голосовании две трети (2/3) голосов от общего числа депутатов. При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной думе проголосовало (2/3) ­две трети депутатов, а в Совете Федерации - три четверти(3/4), при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его.

4 - Стадия опубликование закона - Опубликование закона как правило происходит в течении 7 дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

Законотворческий процесс — основная часть правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права — законы, подзаконные нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативного правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативного правового акта (официальный этап) процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии.

3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов . Только в исключительном случае возможно возвращение к чтению законопроекта во втором чтении. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом голосов — более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении 14 дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона возможно преодоление вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4. Подписание закона главой государства . В течение 14 дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). Подписание и обнародование закона главой государства в зарубежных странах называется промульгацией. При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней. Президент РФ участвует в процессе принятия закона на всех стадиях. После утверждения закона Президентом он передается для официальной его публикации и для внесения в эталонный банк правовой информации.

5. Опубликование закона . Для вступления закона в юридическую силу требуется не только его подписание главой государства, опубликование в надлежащих изданиях, но и истечение определенного срока после опубликования или обнародования.

Субъекты РФ в соответствии с Конституцией имеют право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Республики наделены правом принятия собственных конституций, а иные субъекты — правом принятия уставов и иного законодательства на уровне субъектов, включая принятие бюджета. В соответствии с федеративным устройством России субъекты на своей территории принимают законы как акты высшей юридической силы при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Возрастает значение в правотворчестве субъектов заключение отдельных договоров и соглашений между субъектами Федерации.

Кроме того, можно утверждать о наличии и такого уровня правотворчества в нашей стране, как муниципальное правотворчество.

Законотворчество определяют как деятельность высшего законодательного органа государственной власти в лице народных представителей или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене правовых норм, внешне закрепляемых в форме закона, осуществляемую в особом процедурном порядке в соответствии с правом на законотворчество, закрепленным в Конституции. Однако многие включают в законотворческий процесс работу по подготовке законопроекта. Целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции до ее воплощения в конкретном законе или серии законов. Этот процесс весьма сложен, и в современных условиях едва можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти.

Законотворческий процесс невозможен без предварительной разработки законопроекта. Это необходимый содержательный компонент законодательной деятельности. Но юридическим фактом, с которого, собственно, и начинается законотворческий процесс, является законодательная инициатива. Поэтому формально-юридически законодательная деятельность - это деятельность именно уполномоченных законом государственных органов; содержательно же ей предшествует разработка законопроекта, которая к формально-юридическим процедурам не относится.

Существует позиция, согласно которой под законодательным процессом понимается процесс разработки, принятия, издания и вступления в силу законов. Соответственно, к стадиям законодательного процесса относят разработку, принятие, издание и вступление в силу законов.

Содержание законодательного процесса определяется как регламентированная деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.

В научной литературе встречается понимание законодательного процесса и в узком значении, в частности как конституционно установленного ряда последовательно сменяющих друг друга этапов.

Законодательный процесс понимается также как определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов.

Таким образом, в науке еще не выработаны общепринятые понятия законотворческого процесса и законодательного процесса. Они довольно часто подменяются одно другим. В результате одним термином обозначаются разные правовые явления и в то же время, наоборот, одно и то же правовое явление обозначается разными терминами.

Законотворческий процесс охватывает всю работу, предваряющую принятие закона, начиная с правового мониторинга, анализа существующего состояния регулирования общественных отношений и выявления проблем, подлежащих разрешению законодательными средствами, и заканчивая тем же правовым мониторингом. Соответственно, законотворческий процесс не заканчивается с принятием либо вступлением в силу закона. Что касается законодательного процесса, то он представляется как нормативно урегулированная деятельность по реализации права законодательной инициативы, рассмотрению, принятию и вступлению в силу закона.

Законотворческий процесс - разновидность правотворческого процесса, представляющая собой мыслительную деятельность, направленную на законодательное урегулирование затрагиваемых вопросов. Законодательный же процесс - особая разновидность правоподготовительной деятельности, представляющая собой систему (совокупность) последовательных юридически значимых действий, направленных на принятие и вступление в силу соответствующего закона.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие законодательного процесса по своему объему уже понятия законотворческого процесса и должно соотноситься с ним как часть и целое.

Читайте также: