Закон от 30 ноября 1979 года о прокуратуре ссср доклад

Обновлено: 02.07.2024

Предпосылки возникновения прокуратуры в СССР. Основные этапы истории российской прокуратуры. Развитие прокуратуры в советский период. Утверждение прокуратуры как самостоятельного органа. Структура органов прокуратуры, особенности её формирования.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.11.2011
Размер файла 28,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История образования прокуратуры в СССР

1. История образования прокуратуры в СССР

2. Развитие прокуратуры в советский период

3. Структура прокуратуры СССР

Список использованной литературы

Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.

Российской прокуратуре уже более 275 лет. Ее создание связано с государственными реформами Петра Великого. После образования Правительствующего сената появилась необходимость создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем -- прокуроров.

Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра 1 Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром 1 перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".[1]

Задачи данного реферата: рассмотреть причины и условия для создания прокуратуры в СССР.

1. История создания прокуратуры в СССР

Советская прокуратура была создана постановлением ВЦИК 28 мая 1922 года в целях осуществления надзора за соблюдением законов и борьбы с преступностью.

До 1933 года прокуратура входила в систему республиканских народных комиссариатов юстиции. В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР было принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

§ надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства СССР;

§ наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

§ возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;

§ надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

§ общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

9-я глава Конституции СССР закрепила организационные принципы построения органов ГП СССР и определила её задачи.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

После принятия в 1977 году новой Конституции СССР, Прокуратура СССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к оcновным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено:

§ высший надзор за точным и единообразным исполнением законов;

§ борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности;

§ борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений;

§ привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;

§ обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;

§ разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;

§ координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

Законом устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета СССР.

2. Развитие прокуратуры в советский период

Развитие нового, независимого государства означает установление в стране нового правопорядка, новой законности. С расстояния почти 80 лет, сейчас нам по-другому видятся события, последовавшие после революции и их последствия, но эта наша история вне зависимости от временных рамок. Известно, что при каждой экономической формации, при развитии государственной системы существовали законы выражавшие, либо волю господствующего класса, либо волю народа. Государство должно было вести надзор за исполнением законов выражавших эту волю. Так в эпоху Советской власти большое значение придавалось законности, требовалось строжайшее его соблюдение. Хотя на некоторых этапах были, конечно, нарушения этого принципа. В начальном этапе развития Советского государства прокуратуре не придавалось почти никакого значения. Считалось, что это присуще старому Царскому режиму и не соответствует новым требованиям. Поэтому в течение 5 лет власть существовала без прокуратуры, или же органы прокуратуры действовали разрозненно так как, каждая область имела свою прокуратуру. Понятно, что все это не могло способствовать действенному надзору на территории всей страны. Поэтому назрела необходимость в создании органов прокуратуры. Этот процесс начался в 1922 году. 28 мая постановлением ВЦИК было утверждено положение "О прокурорском надзоре", таким образом, было учреждена прокуратура как самостоятельный орган. На нее возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений и частных лиц, путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.

Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;

- поддержание обвинения на суде;

- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. 23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

20 июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР на которую возлагались:

- надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти;

- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

- надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений;

- общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.[3]

Чрезвычайно сложные условия работы были причиной и следствием того, что многие работники государственного аппарата действовали методами, выработанными в годы гражданской войны, т.е. права граждан повсеместно нарушались. Эта было следствием, что в органы прокуратуры пошли жалобы на нарушения законности и прав граждан. Положение усугублялось еще и тем, что местные органы государственной власти не всегда понимали значение и задачи, как органов прокуратуры, так и судов. Вместе с тем, с первых дней своей деятельности органы прокуратуры принимали все усилия к надлежащему выполнению возложенных на них государством задач.

Определенные трудности возникали в тридцатые годы в осуществлении прокурорского надзора за следствием и дознанием и за законностью задержания. Прокуроры, которые проявили непримиримость к нарушениям законности со стороны государственных органов за необоснованные аресты, несоблюдение порядка содержания под стражей граждан, сами подвергались репрессиям. Органы ГПУ-НКВД вели политику обособления руководства методами лишения свободы. Доступ прокуроров к местам содержания осужденных был строго ограничен.

С созданием в 1938 году усовершенствованной системы органов прокуратуры, прокуроры союзных республик, областей стали назначаться Генеральным Прокурором СССР. Налаживающаяся тенденция к улучшению была подорвана начавшейся в 1941 году войной. На фронт ушли лучшие работники.

В этих условиях задачи органов прокуратуры заключались в основном в обеспечении выполнения законов направленных на обеспечение обороноспособности страны. После войны началось восстановление разрушенного войной народного хозяйства страны и мирных норм жизни. Возникли новые социальные проблемы, которые не всегда решались государственными органами должными мерами и соблюдением законности. Это препятствовало действительному прокурорскому надзору за соблюдением законов в хозяйственной и в социальной сферах. Вслед за количественным ростом населения страны увеличилась штатная численность и изменилась структура органов прокуратуры. [4]

Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.[5]

28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям.

Наиболее заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховного суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.

30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

3. Структура прокуратуры СССР

Прокуратура СССР возглавлялась Генеральным прокурором СССР, который назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. Органы прокуратуры составляли единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Структура прокуратуры утверждалась Президиумом Верховного Совета СССР. Прокуратуры образовывались в союзных и автономных республиках, краях, областях, автономных областях, национальных округах, городах и районах. В Советской Армии и ВМФ существовали военные прокуратуры военных округов, флотов, соединений и гарнизонов, имелась Главная военная прокуратура, деятельностью которой руководил Генеральный прокурор СССР как непосредственно, так и через Главного военного прокурора. ГВП СССР действовала на основании Положения о военной прокуратуре, утверждённом Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1966 года.

Была создана коллегия в составе Генерального прокурора СССР (председатель) и руководящих работников прокуратуры. При Генеральном прокуроре СССР, прокурорах союзных республик и Главном военном прокуроре состояли следователи по особо важным делам. Коллегии образовывались также в прокуратурах союзных республик.

В заключение могу отметить, что уже на протяжении почти трех столетий структура органов прокуратуры не стоит на месте. Разрабатываются новые нормативно-правовые акты, улучшается аппарат управления прокуратуры на федеральном уровне и на местах.

Благодаря развитию прокуратуры в период СССР, который внес в обыденную жизнь России новые порядки на европейский лад, в нашей стране улучшились органы прокуратуры, и дошли до наших дней, но существенно изменившиеся как по структуре, так и в плане осуществления контроля и надзора за исполнением законов всеми гражданами России.

На сегодняшний день невозможно представить ни одно государство без органов прокуратуры, так как в условиях нынешнего мира, в котором коррупция, злоупотребление властью, растрачивание государственных средств, и другие преступления стали частью нашей с вами жизни просто необходимы специальные органы, осуществляющие обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

6. Положение о прокурорском надзоре в СССР от 28 декабря 1955 г.

7. К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев "Правоохранительные органы". Учебное пособие. М., 1995. 255 с.

8. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. С. 81 - 82, 101 - 102.

9. ПСЗ-1. Т. XX. № 14392.

10. Ерошкин Н.П. Указ. соч. С. 134 - 135.

11. ПСЗ-1. Т. XX. № 14392.

12. Звягинцев Н., Орлов Ю. Тайные советники империи. - Родина. 1997. № 1. С. 38.

13. Энциклопедический словарь. Т. XXI., СПб.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1897. С. 391.

14. Ерошкин Н.П. Указ. соч. С. 187.

15. Троицкий Н.А. Указ. соч. С. 183 - 184.

16. Там же. С. 186.

17. БСЭ. Т. 1. М., 1970. С. 219.

18. Троицкий Н.А. Указ. соч. С. 184 - 185.

19. Смолярчук В.И. Анатолий Федорович Кони. М., 1981. С. 56.

20. Троицкий Н.А. Указ. соч. С. 199 - 200.

21. Смолярчук В.И. Указ. соч. С. 56.

22. Советская историческая энциклопедия. М., 1971. Т. 13. Стб. 935.

23. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. М., 1985. С. 584.

24. Там же. Т. 1. М., 1949. С. 392, 393.

25. БСЭ. Т. 30. М., 1954. С. 195.

Работникам органов ГП СССР присваивались классные чины:

§ действительный государственный советник юстиции

§ государственный советник юстиции 1 класса

§ государственный советник юстиции 2 класса

§ государственный советник юстиции 3 класса.

Список руководителей прокуратуры СССР

§ Петр Ананьевич Красиков (15 марта 1924 -- 20 июня 1933).

§ Иван Алексеевич Акулов (20 июня 1933 -- 3 марта 1935)

§ Андрей Януарьевич Вышинский (3 марта 1935 -- 31 мая 1939, с 1931 -- прокурор РСФСР).

§ Михаил Иванович Панкратьев (31 мая 1939 -- 7 августа 1940).

§ Виктор Михайлович Бочков (7 августа 1940 -- 11 марта 1943).

§ Константин Петрович Горшенин (12 марта 1943 -- 4 февраля 1948, с 1946 года -- Генеральный прокурор СССР).

§ Григорий Николаевич Сафонов (5 февраля 1948 -- 8 августа 1953).

§ Роман Андреевич Руденко (8 августа 1953 -- 23 января 1981).

§ Александр Михайлович Рекунков (9 февраля 1981 -- 26 мая 1988).

§ Александр Яковлевич Сухарев (26 мая 1988 -- 22 сентября 1990).

§ Николай Семенович Трубин (11 декабря 1990 -- 29 января 1992).

Размещено на Allbest

Подобные документы

История возникновения прокуратуры как государственного органа, ее организация и деятельность. Создание органов прокуратуры в дореволюционной России, а затем в СССР и в Российской Федерации. Особенности развития функций прокуратуры в Советское время.

курсовая работа [43,1 K], добавлен 30.10.2013

Краткая предыстория Российской прокуратуры. История следственного органа в советский период. Проблема сохранения института прокуратуры после распада СССР, и его место в системе государственного управления. Прокуратура на современном этапе развития России

курсовая работа [36,5 K], добавлен 17.12.2008

Образование прокуратуры как государственного органа. Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. Совершенствование работы в послевоенное время. Правовое регулирование организации и деятельности органов военной прокуратуры.

дипломная работа [62,5 K], добавлен 23.02.2011

Система органов прокуратуры и основные направления ее надзорной деятельности. Структура Генеральной Прокуратуры РФ, прокуратуры города (района). Должностные обязанности прокурора. Работа канцелярии прокуратуры и порядок ведения делопроизводства.

отчет по практике [940,2 K], добавлен 10.07.2014

История прокуратуры СССР. Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь: единства и централизации, законности, независимости, взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, гласности и открытости.

дипломная работа [89,6 K], добавлен 23.01.2009

Задачи и направления деятельности прокуратуры, особенности ведения делопроизводства. Организация работы по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан в органы прокуратуры. Взаимодействие органов прокуратуры с другими правоохранительными органами.

отчет по практике [32,1 K], добавлен 02.04.2013

Истоки становления прокурорского надзора. Исторические аспекты образования и развития института прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России и Белоруссии. Начало его централизации. Развитие органов прокуратуры в послевоенные годы.

О прокуратуре СССР

(с изменениями на 16 июня 1987 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 18 февраля 1992 года
на основании Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

I. Общие положения

Статья 1. Высший надзор за исполнением законов

В соответствии с Конституцией СССР высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров.

Статья 2. Задачи прокуратуры

Деятельность прокуратуры СССР направлена на всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств:

закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его политической и экономической систем;

социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами;

прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.

Всей своей деятельностью прокуратура способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития.

Статья 3. Основные направления деятельности прокуратуры

Прокуратура СССР в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:

надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;

разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями;

участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры

составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;

действуют на основе социалистической законности, в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных республик и конституциями автономных республик и советскими законами;

осуществляют надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;

принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности;

взаимодействуют с Советами народных депутатов, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка.

В соответствии с Конституцией СССР органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

Статья 5. Законодательство о прокуратуре

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией СССР, настоящим Законом и другими законодательными актами Союза ССР. Порядок осуществления прокурорами и следователями прокуратуры полномочий в судопроизводстве определяется законодательными актами Союза ССР и союзных республик.

Статья 6. Назначение, ответственность и подотчетность Генерального прокурора СССР

В соответствии с Конституцией СССР Генеральный прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР, ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Генеральный прокурор СССР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету СССР и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета СССР.

Статья 7. Назначение нижестоящих прокуроров

Статья 8. Срок полномочий прокуроров

Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров - пять лет.

Статья 9. Право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР,
прокуроров союзных и автономных республик

В соответствии с Конституцией СССР Генеральному прокурору СССР принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

В соответствии с конституциями союзных республик и конституциями автономных республик прокурорам союзных и автономных республик принадлежит право законодательной инициативы соответственно в Верховных Советах союзных и Верховных Советах автономных республик.

Генеральный прокурор СССР, прокуроры союзных и автономных республик вправе вносить представления соответственно в Президиум Верховного Совета СССР, Президиумы Верховных Советов союзных и автономных республик по вопросам, требующим толкования законов.

Статья 9_1. Участие в заседаниях органов государственной власти и управления

Генеральный прокурор СССР в установленном порядке может участвовать в заседаниях Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, прокуроры союзных и автономных республик - соответственно в заседаниях Президиумов Верховных Советов и Советов Министров союзных и автономных республик.

Генеральный прокурор СССР вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов и ведомств, прокуроры союзных и автономных республик - соответственно в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов и ведомств союзных и автономных республик.

Прокуроры вправе принимать участие в заседаниях исполнительных комитетов соответствующих и нижестоящих местных Советов народных депутатов и других органов управления.

Статья 10. Рассмотрение в органах прокуратуры предложений, заявлений и жалоб

Прокуроры обязаны в установленном законом порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных организаций и принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан и организаций.

Прокуроры проводят личный прием граждан.

Статья 11. Разрешение органами прокуратуры вопросов, вытекающих
из международных договоров СССР

Органы прокуратуры в пределах своей компетенции и в установленном порядке разрешают вопросы, вытекающие из международных договоров СССР.

II. Система органов прокуратуры и их организация

Статья 12. Система органов прокуратуры

Система органов прокуратуры состоит из Прокуратуры Союза ССР, прокуратур союзных республик, автономных республик, краев, областей, прокуратур городов, действующих на правах прокуратур областей, прокуратур автономных областей, автономных округов, районных, городских прокуратур. В систему органов прокуратуры также входят военные прокуратуры, транспортные и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, районным или городским прокуратурам. Генеральным прокурором СССР в городах, где имеются районные прокуратуры, могут быть образованы городские прокуратуры с подчинением им районных прокуратур.

Организация и порядок деятельности военной прокуратуры, действующей в Вооруженных Силах СССР, определяются настоящим Законом, другими законодательными актами Союза ССР и Положением о военной прокуратуре, утверждаемым Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР.

Транспортные прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и другие прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором СССР, организуются и действуют на правах прокуратур областей, районных или городских прокуратур.

Статья 13. Полномочия Генерального прокурора СССР по руководству органами прокуратуры

Генеральный прокурор СССР руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой.

Генеральный прокурор СССР на основе и во исполнение законов издает приказы и инструкции и дает указания, обязательные для всех органов прокуратуры.

Указания Генерального прокурора СССР по вопросам следственной работы являются обязательными для исполнения всеми следственными органами.

Генеральный прокурор СССР определяет порядок назначения на должности прокуроров и следователей прокуратуры и освобождения от этих должностей, за исключением тех работников, порядок назначения и освобождения которых установлен настоящим Законом.

Приказы, инструкции и указания Генерального прокурора СССР в случае несоответствия их закону могут быть отменены Президиумом Верховного Совета СССР.

Статья 14. Прокуратура Союза ССР

Прокуратура Союза ССР возглавляется Генеральным прокурором СССР.

Генеральный прокурор СССР имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР. Распределение обязанностей между заместителями производится Генеральным прокурором СССР.


Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, советская прокуратура

Так, ВЦИК осуществлял надзор на основании ст. 32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации; СНК обладал полномочиями на разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования; народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер; надзор осуществляли и РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) — за деятельностью государственных учреждений и общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; взаимодействовали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы аппарата управления всех уровней.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что функции по общему надзору был распределены по многим ведомствам, а полномочия прокуратуры рассредотачивались по разным органам власти, что в дальнейшем привело к ненадлежащему осуществлению надзора.

В связи с указанными выше обстоятельствами, в мае 1922 г. были приняты Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре, которое имело силу закона и вступало в силу с 1 августа 1922 года. Положение закрепляло собой компетенцию вновь создаваемой Прокуратуры и в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью возлагало на неё обязанности по осуществлению надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, непосредственному наблюдению за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ОГПУ, по поддержанию обвинения в суде, а так же обязанность по наблюдению за правильностью содержания заключенных под стражей. Таким образом, данным актом прокуратура наделялась различными функциями, а в круг её полномочий стали входить надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами, надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления, поддержание обвинения в суде, надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц. Данные полномочия по факту составляют и базу сегодняшней прокуратуры, с определёнными изменениями произошедшими в течение времени.

Позже, в ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которая была наделена широким кругом полномочий. Особо стоит отметить наделение её правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегии Верховного суда СССР. Но в июне 1933 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР была образована Прокуратура СССР. На нее возлагались обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судебному надзору, по возбуждению уголовного преследования и поддержанию обвинения, надзору за законностью действий правоохранительных органов. Вследствие проводимых изменений упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР, а ее функции передавались Прокурору Союза.

Таким образом, учреждение Прокуратуры СССР как бы завершало строительство системы прокурорских органов Советского государства. Однако полного единства эта система не достигла, так как прокуратуры союзных республик находились в ведении наркоматов юстиции, хотя общее руководство деятельностью республиканских прокуратур оставалось за Прокурором Союза ССР.

завершила централизацию системы прокурорских органов страны Конституция 1936 г.. Она подчиняла республиканские прокуратуры органам Союза. Статус прокуратуры повысился: она вышла из подчинения правительства и стала зависеть только от высшего органа власти Союза — Верховного Совета.

Следующим важным этапом развития правового регулирования деятельности прокуратуры в рамках заданного периода, был 1977 год. В связи с принятием Конституции СССР 1977 года были внесены существенные изменения в области функций прокуратуры: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального Прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура оказывалась не отнесённой ни к одной из ветвей власти. Хотя находилась в ведении и исполнительной и законодательной власти.

Исследователи, считают советскую прокуратуру классическим типом надзорного устройства прокурорской деятельности по двум причинам:

во-первых, осуществление надзора было основной функцией советской прокуратуры;

во-вторых, прокурорский надзор носил высший характер и охватывал деятельность всех органов, организаций, учреждений предприятий, включая также поведение отдельных граждан.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, прокуратура, орган власти, поддержание обвинения, советская прокуратура, Верховный Совет СССР, Верховный Суд СССР, законность действий, Прокурор Союза, прокурорская система.

34 года назад в СССР был принят закон о народном контроле, который Борис Ельцин упразднил из чувства обиды

30 ноября 1979 года вторая сессия Верховного Совета СССР десятого созыва приняла закон "О народном контроле в СССР" и Постановление о порядке его введения в действие. Закон от 9 декабря 1965 года "Об органах народного контроля в СССР" был признан утратившим силу.

В преамбуле к закону указывалось, что "в Советском государстве, выражающем волю и интересы всего народа, право контроля принадлежит самому народу как единственному хозяину своей страны". Главной силой органов народного контроля названы "рабочие, колхозники, служащие, которые участвуют в работе групп, постов и комитетов народного контроля", а необходимость усиление этого института, "являющегося одной из форм социалистической демократии, действенным средством вовлечения народных масс в управление государственными и общественными делами", мотивировано дальнейшим развитием политической системы советского общества.

Органы народного контроля были наделены почти безграничными полномочиями

Основные направления деятельности органов народного контроля изложены в статье 3 нормативно-правового акта.

В пределах своих полномочий они были призваны контролировать выполнение государственных планов экономического и социального развития и плановых заданий. При этом народные контролеры должны были выявлять резервы народного хозяйства и добиваться их использования. Ставились перед ними и задачи по повышению эффективности производства и качества работы, внедрению в производство достижений науки и техники, передового опыта. Кроме того, в сферу влияния органов народного контроля включались вопросы экономного использования трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, рационального использования и улучшения охраны природных ресурсов. Также на них возлагалась борьба с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества и ведомственного подхода, бесхозяйственностью, расточительством, волокитой и бюрократизмом, а также "с любыми попытками обмана государства" и "посягательством на социалистическую собственность".

Но и это еще не все. Закон предписывал органам народного контроля способствовать "совершенствованию работы государственного аппарата, внедрению научной организации труда", контролировать соблюдение должностными лицами советских законов при рассмотрении жалоб и заявлений граждан и проводить проверки состояния этой работы в министерствах, госкомитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в колхозах, кооперативных и иных общественных организациях.

В статье 19 нормативно-правового акта были прописаны формы работы народных контролеров: проверки, обследования и рейды, рассмотрение поступающих в комитеты заявлений и жалоб, прием граждан, а также порядок действий по устранению выявленных недостатков в работе предприятий, колхозов, учреждений, организаций, министерств, государственных комитетов и ведомств.

Вместе с тем, ст. 9 Закона "О народном контроле в СССР" устанавливала и предел полномочиям контролеров: их деятельность не распространялась на работу судов, органов прокуратуры и внутренних дел, юстиции и Госарбитража, связанную с отправлением правосудия, осуществлением прокурорского надзора, производством дознания и предварительного следствия, рассмотрением хозяйственных споров.

Единая система органов народного контроля представляла собой "пирамиду", опирающуюся на наиболее массовое звено — группы народного контроля при поселковых и сельских Советах народных депутатов, комитеты, группы и посты на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Выше шли районные, городские (и районные в городах), областные, краевые комитеты, комитеты автономных областей и автономных округов, союзных и автономных республик. Венчал "пирамиду Комитет народного контроля СССР, образуемый Верховным Советом Союза ССР сроком на 5 лет. КНК, как и нижестоящие комитеты, пользовался правами юридического лица, а его председатель входил в состав союзного правительства. Финансировались органы народного контроля из государственного бюджета. Закон предусматривал также меры морального и материального стимулирования контролеров.

Народные контролеры были ограждены законом от противодействия и преследования со стороны проверяемых

Преобразование ранее существовавших органов партийно-государственного контроля (Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина) в органы народного контроля получило законодательное оформление 9 декабря 1965 года, когда Верховный Совет принял закон "Об органах народного контроля в СССР" (19 декабря 1968 года на его основе общим постановлением ЦК КПСС и Совмина было утверждено соответствующее положение).

Советские правоведы, комментируя закон "О народном контроле в СССР", рассматривали развитие органов народного контроля как одно из основных направлений развертывания социалистической демократии в соответствии со ст. 9 Основного закона СССР (т.н. брежневская Коституция 1977 г.). К наиболее характерным для того времени толкованиям этого нормативного акта относится, в частности, публикация доктора юридических наук Елены Шориной, которая в свое время являлась нештатным инспектором КНК СССР и московского городского КНК. Она подчеркивала, что органы народного контроля, в работе которых принимают участие более 9 миллионов рабочих, колхозников и служащих [по состоянию на 1980 г.], служат действенным средством вовлечения народных масс в управление делами государства и общества. "Являясь формой социалистической демократии, органы народного контроля занимают в системе политической организации советского общества самостоятельное место, — писала Шорина. — Благодаря вниманию партии народный контроль превратился в мощную государственную и общественную силу, стал важным звеном советской политической системы".

"Внимание партии" к органам народного контроля отражено не только в преамбуле, но и в самом законе. Во вводной части перед ними ставилась задача "добиваться претворения в жизнь решений Коммунистической партии", а в статьях 1 и 3 прописано, что их деятельность осуществляется "на основе ленинских принципов социалистического контроля в соответствии с решениями Коммунистической партии Советского Союза" и они должны "вести систематическую проверку выполнения директив партии".

При этом они наделялись широким кругом прав, отраженных в статьях 22 (Права комитетов народного контроля), 23 (Порядок применения комитетами народного контроля мер ответственности) и 25 (Права групп народного контроля). По представлению органов народного контроля должностные лица, допустившие нарушения государственной дисциплины или требований советского законодательства, могли быть подвергнуты следующим наказаниям: общественному порицанию, постановке на вид, выговору и строгому выговору, денежному начету, отстранению от занимаемой должности, увольнению или понижению в должности. А материалы о хищениях, злоупотреблениях и других действиях, влекущих за собой уголовную ответственность, комитеты народного контроля направляли в органы прокуратуры.

В то же время были надежно защищены права самих народных контролеров. Согласно статье 29 закона, противодействие народным контролерам в выполнении возложенных на них обязанностей, их преследование в связи с осуществлением контроля, влекли за собой привлечение виновных в этом лиц к ответственности. Также в ней прописано, что председатель группы народного контроля предприятия, колхоза, учреждения и организации не может быть по инициативе администрации уволен с работы или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу (помимо соблюдения общего порядка) без предварительного согласия городского, районного в городе комитета народного контроля.

С чем Ельцин перепутал народный контроль?

Однако то, что считалось само собой разумеющимся в 80-е годы прошлого столетия, а именно руководящая роль КПСС в организации института народного контроля, было использовано некоторыми политиками 90-х годов для его упразднения, хотя с таким решением были согласны далеко не все.

В январе 2009 года по инициативе главы Счетной палаты Сергея Степашина, председателя ТПП Евгения Примакова и некоторых других известных лиц на доме №19 по ул. Спиридоновка в Москве была установлена мемориальная доска бывшему председателю Комитета народного контроля СССР Герою Социалистического Труда Алексею Школьникову. По этому поводу Степашин опубликовал в "Российской газете" свои размышления о феномене народного контроля.

"Какие бы подчас пренебрежительные оценки ни давались в настоящее время критиками действовавшей системы народного контроля в СССР, как, впрочем, и всего советского опыта, факт остается фактом: союзный Комитет народного контроля вносил значительный вклад в устойчивое функционирование государственного и хозяйственного механизма огромной страны, — писал глава СП. — В день 95-летия Алексея Михайловича Школьникова [возглавлял КНК СССР с 1974 по 1987 год] было бы справедливо напомнить об этом и воздать должное феномену массовости народного контроля времен СССР". Что касается его упразднения, то, по словам Степашина, это сделал на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года Борис Ельцин (тогда Председатель Верховного Совета РСФСР): "Как замечает в своей книге "Хроника времен царя Бориса" Олег Попцов [известный, журналист и писатель], Борис Николаевич явно перепутал партийный контроль с народным. На заре либерально-экономических реформ в стране были упразднены практически все виды государственного контроля с ликвидацией соответствующих органов. Тогда вообще само слово "контроль" ассоциировалось не иначе как с тоталитаризмом, зажимом демократии и свободы. Возможно, на явно скоропалительное решение о ликвидации народного контроля повлияла и незабытая обида Бориса Николаевича за резкую критику в свой адрес одного из руководителей Комитета народного контроля в 1987 году, когда Ельцин объявил о своем выходе из Политбюро".

Идея народного контроля снова напомнила о себе

16 мая 1991 года на пятой сессии ВС СССР был принят закон о Контрольной палате Союза ССР, которая получала право контроля за использованием государственного бюджета. Но уже в декабре в процессе ликвидации органов государственного управления Союза ССР палата была упразднена. А в начале 1995 года в соответствии с Конституцией РФ была образована Счетная палата (ФЗ от 11 января 1995 г. №4-Ф3 "О Счетной палате Российской Федерации") как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Однако идея народного контроля не так давно снова напомнила о себе. В мае 2013 года с инициативой возродить в регионе народный контроль выступил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. По замыслу губернатора, народный контроль должен сочетать в себе государственный и общественный контроль в исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях, подведомственных исполнительным органам государственной власти региона. "Мы должны выстроить такой механизм, при котором проблемы, выявленные народным контролем, автоматически будут попадать в зону внимания органов власти и правоохранительных структур", — процитировал главу региона ульяновский портал "Улпресса". Инициатива Морозова была обсуждена в Общественной палате области.

По поручению губернатора, как сообщалось на сайте одной из всероссийских общественных организаций, Государственно-правовой департамент правительства Ульяновской области разработал два законопроекта — "О Палате справедливости и общественного контроля" и "Об общественном контроле в Ульяновской области". Они призваны юридически закрепить новый формат системы общественного контроля в регионе. Ее основой остается Палата справедливости, которая объединяет четырех уполномоченных: по правам человека, по защите прав детей, по противодействию коррупции, по защите прав предпринимателей. Но палата преимущественно работала по заявительному принципу и не взаимодействовала с теми структурами, которые появились в более позднее время (общественные советы при министерствах, система электронной демократии и открытого правительства, экспертный совет при правительстве области). Теперь решено преобразовать ее в Палату справедливости и общественного контроля, которая объединит функции государственного и общественного контроля. Это позволит, по мнению главы области, обеспечить координацию всех контролирующих инстанций и выстроить вертикаль общественных активистов от поселкового до областного уровней. Предполагается, что система заработает 1 января 2014 года. Но уже сейчас в ряде областных учреждений, в частности, в 76 больницах и поликлиниках созданы общественный советы, участниками которых стали активные граждане, медицинские работники, представители пациентских организаций. Они, сообщает Центральный сайт Ульяновска, контролируют работу медучреждений с точки зрения соблюдения этических и моральных норм, антикоррупционной политики, сокращения очередей, четкого разграничения платных и бесплатных услуг. Заместитель председателя правительства области Валентина Караулова поручила руководителям общественных советов еженедельно проводить личный прием граждан.

Согласно Конституции СССР 1977 года в судебную систему входили:

– Верховный Суд СССР

– верховные суды союзных республик

– верховные суды автономных республик

– краевые, областные, городские суды

– суды автономных областей, автономных округов

– районные (городские) народные суды

– военные трибуналы в Вооруженных Силах.

Впервые на уровне Конституции были закреплены следующие демократические принципы осуществления правосудия:

1) выборность судей и народных заседателей;

2) ответственность судей и народных заседателей перед избирателями и избравшими их органами, подотчетность судей перед ними и право избирателей отозвать судей в установленном законом порядке;

3) коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех судах, в суде первой инстанции – с участием народных заседателей;

4) возможность участия представителей общественных организаций и трудовых коллективов в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам.

В соответствии с новой Конституцией СССР в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принял законы о Верховном Суде СССР, о Прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. Принятые законы определяли правовой статус каждого из перечисленных звеньев системы правоохранительных органов.

Верховный Суд СССР - высший судебный орган государства, осуществлял надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах.

Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. В его задачи входили:

– надзор за деятельностью всех судов;

– изучение и обобщение судебной практики;

– анализ судебной статистики;

– дача руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства.

Организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных действующим законодательством, осуществлялось Министерством юстиции СССР и его органами на местах.

Верховный Суд РСФСР, избранный Верховным Советом РСФСР в 1972 году, состоял из председателя, 4 заместителей и 76 членов Верховного Суда, которые распределялись между судебными коллегиями по уголовным и гражданским делам. В судебной коллегии по уголовным делам действовали 6 судебных составов. Между ними в равных долях была распределена вся территория республики. Судебная коллегия по гражданским делам делилась на 2 судебных состава.

В рассматриваемый период были установлены конституционные основы государственного арбитража в СССР (статья 163 Конституции СССР).

Основной задачей органов государственного арбитража являлось раз­решение в пределах их компетенции хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств. Арбитраж был призван обеспечивать правильное и единообразное соблюдение законодательства в области народного хозяйства. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определялись Законом о государственном арбитраже в СССР.

Система органов государственного арбитража состояла из:

– Государственного арбитража СССР;

– государственных арбитражей союзных республик;

– государственных арбитражей краев, областей.

Советом Министров союзной республики по согласованию с Государственным арбитражем СССР могли образовываться государственные арбитражи города, автономной области, автономного округа.




Правовые основы деятельности прокуратуры определялись Конституцией СССР и Законом о Прокуратуре СССР.

Конституция СССР 1977 года воспроизводила в основном прежние принципы организации и деятельности прокуратуры СССР. Был лишь сокращен срок полномочий Генерального прокурора с 7 до 5 лет.

Согласно Конституции СССР органы прокуратуры строились на строго централизованной основе. Прокуратуру СССР возглавлял Генеральный прокурор СССР, который назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Генеральному прокурору СССР было предоставлено право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Он также мог вносить представления в Президиум Верховного Совета СССР по вопросам, требовавшим толкования законов.

Прокуроры союзных республик, автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР.

30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принимает Закон о прокуратуре СССР, в котором уточняется и конкретизируется порядок осуществления высшего надзора за законностью в условиях развитого социализма.

Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. В прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик стали образовываться коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий, который утверждался прокурором вышестоящей инстанции, входили руководящие работники прокуратур. Эта мера была направлена на расширение коллегиальности в правоохранительных органах.

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляли высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами.

Расширились полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнение законов органами дознания и предварительного следствия. Указания Генерального прокурора СССР являлись обязательными для исполнения всеми следственными органами. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляли надзор за тем, чтобы никто не подвергался незаконному ограничению в правах, аресту без судебного решения или санкции прокурора, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Органы прокуратуры осуществляли также надзор за соблюдением законов в местах предварительного заключения и лишения свободы.

Прокурорам союзных республик предоставлялись дополнительные права в сфере надзора за исполнением законов при рассмотрении дел судами. Они получили право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда союзной республики представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, а также отменять постановления Пленума Верховного Суда союзной республики, не соответствующие действующему законодательству.

В соответствии с новым Законом прокуратура должна была не только осуществлять надзор за исполнением законов и принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, но и координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями. Таким образом, из органа надзора прокуратура превратилась в орган управления. Однако действенных результатов подобные изменения не принесли.

30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принял Закон об адвокатуре в СССР. 20 ноября 1980 года утверждается Положение об адвокатуре РСФСР.

В соответствии с новым Законом и Положением об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. К функциям адвокатов были отнесены:

– представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика;

– участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии;

– оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В соответствии с новым Законом адвокаты получили право обжаловать в судебном порядке решения президиумов коллегий об отчислении или исключении из коллегии адвокатов. Согласно статье 14 жалоба могла быть подана в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума коллегии адвокатов об отчислении или исключении.

Новые акты воспроизводили большую часть ранее действовавших положений по вопросам организации и деятельности адвокатуры и оказания юридической помощи населению и организациям. Руководство коллегиями адвокатов осуществляли Советы народных депутатов.

Согласно Конституции СССР 1977 года в судебную систему входили:

– Верховный Суд СССР

– верховные суды союзных республик

– верховные суды автономных республик

– краевые, областные, городские суды

– суды автономных областей, автономных округов

– районные (городские) народные суды

– военные трибуналы в Вооруженных Силах.

Впервые на уровне Конституции были закреплены следующие демократические принципы осуществления правосудия:

1) выборность судей и народных заседателей;

2) ответственность судей и народных заседателей перед избирателями и избравшими их органами, подотчетность судей перед ними и право избирателей отозвать судей в установленном законом порядке;

3) коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех судах, в суде первой инстанции – с участием народных заседателей;

4) возможность участия представителей общественных организаций и трудовых коллективов в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам.

В соответствии с новой Конституцией СССР в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принял законы о Верховном Суде СССР, о Прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. Принятые законы определяли правовой статус каждого из перечисленных звеньев системы правоохранительных органов.

Верховный Суд СССР - высший судебный орган государства, осуществлял надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах.

Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. В его задачи входили:

– надзор за деятельностью всех судов;

– изучение и обобщение судебной практики;

– анализ судебной статистики;

– дача руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства.

Организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных действующим законодательством, осуществлялось Министерством юстиции СССР и его органами на местах.

Верховный Суд РСФСР, избранный Верховным Советом РСФСР в 1972 году, состоял из председателя, 4 заместителей и 76 членов Верховного Суда, которые распределялись между судебными коллегиями по уголовным и гражданским делам. В судебной коллегии по уголовным делам действовали 6 судебных составов. Между ними в равных долях была распределена вся территория республики. Судебная коллегия по гражданским делам делилась на 2 судебных состава.

В рассматриваемый период были установлены конституционные основы государственного арбитража в СССР (статья 163 Конституции СССР).

Основной задачей органов государственного арбитража являлось раз­решение в пределах их компетенции хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств. Арбитраж был призван обеспечивать правильное и единообразное соблюдение законодательства в области народного хозяйства. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определялись Законом о государственном арбитраже в СССР.

Система органов государственного арбитража состояла из:

– Государственного арбитража СССР;

– государственных арбитражей союзных республик;

– государственных арбитражей краев, областей.

Советом Министров союзной республики по согласованию с Государственным арбитражем СССР могли образовываться государственные арбитражи города, автономной области, автономного округа.

Правовые основы деятельности прокуратуры определялись Конституцией СССР и Законом о Прокуратуре СССР.

Конституция СССР 1977 года воспроизводила в основном прежние принципы организации и деятельности прокуратуры СССР. Был лишь сокращен срок полномочий Генерального прокурора с 7 до 5 лет.

Согласно Конституции СССР органы прокуратуры строились на строго централизованной основе. Прокуратуру СССР возглавлял Генеральный прокурор СССР, который назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Генеральному прокурору СССР было предоставлено право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Он также мог вносить представления в Президиум Верховного Совета СССР по вопросам, требовавшим толкования законов.

Прокуроры союзных республик, автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР.

30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принимает Закон о прокуратуре СССР, в котором уточняется и конкретизируется порядок осуществления высшего надзора за законностью в условиях развитого социализма.

Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. В прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик стали образовываться коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий, который утверждался прокурором вышестоящей инстанции, входили руководящие работники прокуратур. Эта мера была направлена на расширение коллегиальности в правоохранительных органах.

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляли высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами.

Расширились полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнение законов органами дознания и предварительного следствия. Указания Генерального прокурора СССР являлись обязательными для исполнения всеми следственными органами. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляли надзор за тем, чтобы никто не подвергался незаконному ограничению в правах, аресту без судебного решения или санкции прокурора, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Органы прокуратуры осуществляли также надзор за соблюдением законов в местах предварительного заключения и лишения свободы.

Прокурорам союзных республик предоставлялись дополнительные права в сфере надзора за исполнением законов при рассмотрении дел судами. Они получили право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда союзной республики представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, а также отменять постановления Пленума Верховного Суда союзной республики, не соответствующие действующему законодательству.

В соответствии с новым Законом прокуратура должна была не только осуществлять надзор за исполнением законов и принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, но и координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями. Таким образом, из органа надзора прокуратура превратилась в орган управления. Однако действенных результатов подобные изменения не принесли.

30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принял Закон об адвокатуре в СССР. 20 ноября 1980 года утверждается Положение об адвокатуре РСФСР.

В соответствии с новым Законом и Положением об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. К функциям адвокатов были отнесены:

– представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика;

– участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии;

– оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В соответствии с новым Законом адвокаты получили право обжаловать в судебном порядке решения президиумов коллегий об отчислении или исключении из коллегии адвокатов. Согласно статье 14 жалоба могла быть подана в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума коллегии адвокатов об отчислении или исключении.

Новые акты воспроизводили большую часть ранее действовавших положений по вопросам организации и деятельности адвокатуры и оказания юридической помощи населению и организациям. Руководство коллегиями адвокатов осуществляли Советы народных депутатов.

Читайте также: