Загрязнение воды в беларуси доклад

Обновлено: 30.06.2024

Химическое загрязнение – это увеличение количества химических компонентов в определенной среде, а также проникновение в нее химических веществ, не свойственных ей или в концентрациях, превышающих норму.

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства и продовольствия.docx

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Учреждение образования «Гродненский государственный аграрный

ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Студентка 2 курса 2 группы

Химическое загрязнение – это увеличение количества химических компонентов в определенной среде, а также проникновение в нее химических веществ, не свойственных ей или в концентрациях, превышающих норму.

Хозяйственная и социальная деятельность человека привела к тому, что воздух, вода, почва, растения, животные и человек подвергаются воздействию химических веществ в масштабах, угрожающих жизни на Земле. В настоящее время в природной среде содержится более 9 миллионов химических веществ, которых раньше в природе не существовало. Как скажутся на жизнедеятельности всего живого воздействия этих веществ до конца не изучено, но уже сейчас можно говорить об их смертельной опасности для всего живого.

Для человечества загрязнение гидросферы представляет особую опасность. В мировом масштабе в гидросферу сбрасывается ежегодно около 60 миллиардов т промышленных и бытовых стоков, около 10 млн. т нефти и нефтепродуктов, много других вредных веществ. Основными источниками загрязнения природных вод являются:

Наиболее распространенными загрязнителями водоемов являются: нефть и нефтепродукты, фенолы, формальдегид, нитраты, соединения фтора, соли серной кислоты, аммиак, марганец, тяжелые металлы, радионуклиды.

Бытовые сточные воды, стоки инфекционных больниц и ветеринарных лечебниц содержат большое количество микроорганизмов, в том числе патогенных.

Промышленные сточные воды имеют в своем составе нефть и нефтепродукты, радиоактивные вещества, углеводороды, кислоты, канцерогены.

Сельскохозяйственные сточные воды включают ядохимикаты, удобрения, органические соединения. Поверхностные стоки насыщены взвешенными веществами, органическими соединениями.

Водоемы способны избавляться от загрязнителей естественным путем, т. е. самоочищаться гидравлическим, механическим, физическим, химическим и биологическим способами. Однако при сильном загрязнении сточными водами процессы самоочищения подавляются.

Нефтепродукты образуют на воде пленку, которая препятствует газовому обмену между водой и атмосферой, что снижает насыщенность воды кислородом. Это является причиной гибели фитопланктона – источника корма рыб и птиц (пленка разлагается при температуре +1О0С и выше).

Кислоты и щелочи изменяют показатель рН, а это отражается на флоре и фауне. В РБ наиболее загрязненными оказались некоторые участки на реках и значительная часть подземных вод, как по санитарно-химическим показателям, так и по микробиологическим показателям.

Попадание различных загрязнителей в организм человека вместе с питьевой водой, как отравления, так и различные заболевания, которые проявляются через несколько лет.

Воздействия химического загрязнения тесно взаимосвязаны с воздействиями ряда других трансграничных проблем, включая проблему изменения режима подземных вод, проблему затопления и подтопления территорий, и проблему изменения/утраты экосистем и экотонов. Также данная проблема тесно связана с воздействиями проблем загрязнения водных ресурсов, таких как микробиологическое загрязнение, эвтрофикация, поступление взвешенных веществ, твердые отходы и аварийные сбросы и выбросы.

Изменения в биоразнообразии водных, околоводных и наземных биологических ресурсов

Наиболее очевидным признаком загрязнения окружающей среды в связи с жизнедеятельностью городов и промышленных центров является существующее состояние речных экосистем. Эти экосистемы подвергаются серьезным воздействиям, связанным со сбросами в водные объекты значительных объемов коммунальных и промышленных сточных вод, особенно учитывая тот факт, что эти сточные воды характеризуются большими различиями в степени очистки, которую они получают на очистных сооружениях. Постоянная нагрузка на определенные участки водотоков бассейна реки Днепр часто приводит к той или иной степени деградации видовой структуры реофильных сообществ.

В Беларуси в поверхностные водоемы ежегодно сбрасывается около 1129 млн м3 сточных вод, в том числе бытовых - 69% и промышленных - 28%. Чистая речная вода обнаружена только на 10% территории, а большинство рек умеренно загрязнено химическими веществами. Сильное загрязнение рек отмечается ниже по течению после крупных городов. Наиболее загрязнены биологическими веществами Свислочь, Днепр, Западная Двина, радионуклидами - Припять и Днепр. Подземные воды на территории Беларуси загрязняются бактериями, нитратами, пестицидами, токсическими отходами.

В составе непосредственных причин проблемы химического загрязнения в бассейне реки Днепр может быть выделено два иерархических уровня. На первом уровне в качестве непосредственных причин выделяются точечные и диффузные источники химического загрязнения. На втором, более конкретизированном уровне выделяются следующие непосредственные причины:

  • Сбросы/выбросы жидких и газообразных загрязняющих веществ в процессе производственной деятельности, включая сбросы охлаждающих вод (точечный источник);
  • Поступление загрязняющих веществ от объектов хранения химической продукции (точечный и диффузный источник);
  • Поступление загрязняющих веществ от объектов хранения твердых отходов (точечный и диффузный источник);
  • Поступление загрязняющих веществ от объектов накопления жидких отходов (точечный и диффузный источник);
  • Поступление загрязняющих веществ от транспорта (точечный и диффузный источник);
  • Поверхностный сток (точечный и диффузный источник);
  • Рост объемов образования отходов (точечный и диффузный источник).

Сравнительная оценка вклада точечных и диффузных источников загрязнения в формирование трансграничного переноса на территории Республики Беларусь (ориентировочные данные)

Проблемы экологии Беларуси напрямую связаны с наличием мощной промышленности, последствиями Чернобыльской АЭС, а также другими факторами. Города республики сильно загрязнены, особенно промышленные центры, такие как Солигорск и Новополоцк. Это происходит, в основном, из-за развития тяжелой промышленности. Но есть и другие причины, главная из которых – отсутствие в должной мере внедрения технологий, которые предотвращают вредные выхлопы, не допускают попадания токсичных веществ в атмосферы, почву и воду.

Экологические проблемы Беларуси и пути их решения

Несмотря на тревоги представителей международных организаций относительно экологических проблем, в постсоветских странах процесс деиндустриализации с 1991 года проходил стремительно и массово, вызывая существенные социальные проблемы. Беларусь – не исключение. Ей удалось сохранить многие важные промышленные объекты, но часть из них, которые сильно загрязняли окружающую среду, пришлось закрыть. Итог – за последующие 6 лет, начиная с 1991 года объем выбросы промышленных газов в атмосферу сократился в два раза.

Другая особенность республики, которая заставляет ее правительство искать решения в поиске и развитии экологических и возобновляемых источников энергии, – тотальная энергозависимость от Российской Федерации. Страна импортирует около 84% от своих потребностей в энергии, а именно:

  • до 95% природного газа;
  • около 75% нефти;
  • до 25% электроэнергии.

Несмотря на сокращение производства в 90-х годах, промышленность республики по-прежнему оказывает существенное негативное воздействие на окружающую среду, создавая основные экологические проблемы Беларуси. Загрязнение воздуха, хотя и вызывает обеспокоенность в некоторых городах, не так драматично, как в большинстве загрязненных промышленных центров России и Украины. Загрязнение воды также менее серьезное, чем в большинстве государств-правопреемников Советского Союза.

Бытовые и промышленные отходы

Бытовые и промышленные отходы

В Беларуси ежегодно образуется около 30 миллионов тонн отходов, из которых бытовые отходы составляют 3 миллиона тонн. Каждый год объем растет на 20%. Существующие станции по переработке отходов способны перерабатывать только 12% бытовых отходов, в то время как в ЕС уровень переработки отходов составляет около 60%.

Остальное сбрасывается на свалки и/или закапывается. Существующие в республике свалки часто не соответствуют основным стандартам в отношении того, как они осуществляют свою деятельность, или в отношении их местонахождения или использования. Эти захоронения представляют серьезную угрозу для окружающей среды в стране.

Хотя правительство заявляет, что 85% городского жилья имеет доступ к отдельным системам сбора отходов, население пока не использует его активно. В результате отходы, пригодные для переработки, составляют половину всех отходов и попадают на свалки.

Отсутствие оборудования для переработки различных постпотребительских отходов представляет собой еще одну проблему, поскольку у государства нет ресурсов для инвестиций в эту область. Решение видится в привлечении иностранного капитала.

Для справки! Проекты включают приведение белорусского законодательства в соответствие со стандартами ЕС, повышение осведомленности общественности о проблеме, а также приобретение специального оборудования и машин для устойчивого управления отходами в этих городах.

Автомобильные выхлопы

Автомобильные выхлопы

Отчасти эта проблема связана с относительно высоким уровнем обеспечения населения и доступностью транспортных средств. Таможенные пошлины на ввозимые импортные легковые автомобили низкие, что позволяет гражданам приобретать их по невысокой цене.

Результат – по статистике 2019 года на 1000 жителей приходится 320 машин. У России этот показатель чуть ниже – 293 машины, для Украины – около 220. А, например, в западных странах в среднем этот показатель составляет 550 автомобилей.

Загрязнение рек

Загрязнение рек

Большинство рек в Беларуси загрязнены азотом и фосфорными соединениями ниже или выше так называемого максимально допустимого содержания, значения, которое показывает концентрацию химических веществ в воде. Основная причина – сточные воды, которые сбрасываются из городских центров республики.

Хотя с советских времен в Беларуси значительно сократилось использование воды в промышленности, очистные сооружения продолжают использовать технологии 1960–1980-х годов и не могут в достаточной степени очистить воду до приемлемого уровня. Более того, на некоторых предприятиях очистные сооружения просто отсутствуют.

Для справки! До половины рек страны составляют часть экосистемы Балтийского моря, и их загрязнение напрямую влияет на страны, которые граничат с Балтийским морем.

В марте 2013 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства получило €65 млн на проект по модернизации систем очистки воды в пяти городах Беларуси. Проект поддержали Европейский банк реконструкции и развития, Северный инвестиционный банк и Экологическое партнерство Северного измерения. Беларусь получила в качестве гранта €21 млн, а остальная часть – кредит на льготных условиях. Для сравнения – несопоставимо меньшая по размеру и населению Эстония получила от ЕС на экологию €2 млрд.

Последствия Чернобыльской АЭС

Последствия Чернобыльской АЭС

Наиболее серьезные экологические проблемы белорусского Полесья непосредственно связаны со взрывом 1986 года на Чернобыльской АЭС, расположенной на севере Украины. Сам реактор находится в 16 км от южной границы Беларуси. Как показали исследования, 2/3 радиоактивных осадков, выброшенных в атмосферу республики, приходится на цезий, стронций и плутоний. Именно они покрыли до пятой части ее территории.

Радиоактивный шлейф, оказавшись в воздухе, понесли над Беларусью ветры. Затем долгоживущие радиоизотопы стали оседать на землю, загрязняя окружающую среду. Создалась реальная угроза для всего живого, в том числе из-за вероятного заражения подземных вод. Пришлось эвакуировать до 160 000 граждан из своих домов в наиболее.

В первой половине нулевых годов руководство республики приняло меры по сельскохозяйственному освоению земель, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В производственный цикл внедрена усиленная переработка. Конечная продукция не представляет угрозы для здоровья человека.

Новая потенциальная угроза – Островецкая АЭС

Новая потенциальная угроза – Островецкая АЭС

Островецкая электростанция близится к завершению, но специалисты предупреждают, что подключение ее к сети повлечет за собой серьезные риски для всей белорусской энергосистемы. В настоящее время мощность системы составляет 10 ГВт, а после подключения АЭС она увеличится на целых 24 процента. или 2,4 ГВт.

Трудности будут связаны с временными изменениями мощности, ее увеличением, снижением нагрузок. Эти скачки необходимо будет поддерживать с использованием существующей резервной емкости. Однако их создание затягивается.

Теоретически, когда появляются дополнительные невостребованные мощности, их можно передать по сети соседям – Литве, России или Украине. Но уже сегодня известно, что это будет проблематично. В частности, запланировано отключение прибалтийских республик от общей системы с Россией и Белоруссией и их подключение к системе Центральной Европы. Аналогичная ситуация возникает в Украине, которую также планируют подключить к европейской системе.

Поэтому будет сложно обеспечить стабильную работу атомной электростанции, чтобы не нарушить надежность всей белорусской энергосистемы. Это также связано со спецификой белорусской системы, где теплоэлектростанции и конденсационные электростанции разделены в соотношении примерно 50/50 в зависимости от установленной мощности. Из-за неравномерности суточного энергопотребления обеспечение резервного цикла создаст проблему. При пиковой нагрузке система сможет обеспечить 1200 МВт такого резерва, но, когда потребление начнет уменьшаться, избыточная мощность увеличится. Пока не совсем понятно, что с этим делать в ночь падения спроса.

Согласно предыдущим экспертным оценкам, избыток электроэнергии составит 14 млрд КВтч. Белорусы надеялись, что будут экспортировать электроэнергию в Польшу и Литву. Вильнюс уже объявил, что не будет покупать электричество. Электростанция строится в 2 км от литовской границы и в 30 км от Вильнюса. Основным источником охлаждения двух реакторов мощностью 1150 МВт каждый будет река Вилия – главная река столицы Литвы.

Биологическое разнообразие

Биологическое разнообразие

Территория республики занята обширными лесными массивами. Среди них доминирующее значение имеют:

  1. На севере – сосновые, березовые и еловые леса;
  2. На юге – дуб, вяз и белый бук.

Некоторая часть (свыше 4%) из этих насаждений страны защищается законом, включена в заповедные зоны. Биологическое разнообразие, загрязнение почвы – эти и другие вопросы, которые напрямую касаются зеленных насаждений, актуальны и остаются не решенными. Не менее важные экологические проблемы лесов Беларуси – угроза исчезновения некоторых видов флоры и фауны страны.

Например, в Беларуси когда-то было много зубров, но теперь они находятся под угрозой и защищены постановлением правительства. Республики ратифицировала международные договоры, которые направлены на сохранение окружающей среды, непосредственно касаются решения проблем, связанных с загрязнением воздуха, защитой биоразнообразия и озонового слоя, изменением окружающей среды.

Климатические изменения

Климатические изменения

Беларусь, которая расположена среди других стран Восточной Европы, имеет равнинную местность. Ее территория пригодна для ведения сельского хозяйства, но уже отмечаются негативные последствия климатических изменений. Они отражаются на снижении урожайности, течении рек и аномальной среднегодовой температуре, которая за много лет существенно повысилась.

Для справки! Наводнения, затопление территория является актуальной проблемой для страны, требует комплексного решения на разных уровнях.

Фиксируемые в республике сезонные изменения характеризуются внезапностью и преждевременностью. Например, зима резко сменяется теплой весной уже в марте, либо в начале апреля температура может доходить до нуля, а уже в конце апреля она достигает 25-30 о С. Из-за этого происходит резкое таяние снега, что приводит к переполнению рек, выходу их из берегов и затоплении близлежащих районов.

Отмечаются и сильные штормы, которые вынуждают эвакуировать население, приводят к значительному материальному ущербу, повреждению электрических сетей. Финансовые и экономические потери от этого велики.

Возобновляемые источники энергии

Возобновляемые источники энергии

Из-за огромной зависимости белорусской промышленности и домашних хозяйств от российского импорта нефти и газа проблема альтернативной энергетики остается актуальной для модернизации Беларуси. Хотя страна пользуется дешевыми тарифами на российские энергоносители по сравнению со своими соседями, которые менее лояльны к РФ, цены постоянно растут. Каждый раз становится все труднее заключать сделки с российскими поставщиками.

Опасаясь стать полностью зависимыми, руководство страны стремится развивать альтернативные источники энергии. В 2011 году правительство опубликовало Национальную программу развития местных и возобновляемых источников энергии.

Программа направлена ​​на развитие всех разумных источников энергии для Беларуси, от торфа и древесины до энергии ветра, геотермальной энергии и биогаза. Если добыча торфа хорошо освоена белорусской промышленностью с советских времен и не требует больших инвестиций, то ветроэнергетика нуждается в значительных инвестициях и требует гораздо больше времени, чтобы стать прибыльной.

В Белорусском отделении Академии жилищно-коммунального хозяйства рассмотрены проблемы водоснабжения и водоотведения. Сегодня мы публикуем выступления, доклады и разработки членов академии, посвященные состоянию водных ресурсов и водоочистке.

Защита водных экосистем от различных источников загрязнения в последние годы стала во главу водоохранной деятельности в большинстве стран мира. Важное значение придается координированию усилий между органами землепользования и управления водными ресурсами. Все больше внимания уделяется многоцелевому использованию водных объектов для целей водоснабжения, гидроэнергетики, транспорта, промышленности, сельского хозяйства, рыболовства, рекреационных целей.

Принято считать, что дефицит в воде становится ощутимо заметным, если забор воды на душу населения составляет менее 1700 м 3 в год. К настоящему времени в 22 странах мира годовое водопотребление не превышает 1000 м 3 в год. По оценкам Мирового банка, в 2025 году уже 32 страны мира с населением свыше трех миллиардов человек будут испытывать хронический дефицит в воде.

Беларусь располагает достаточными ресурсами возобновляемых пресных поверхностных и подземных вод для удовлетворения как текущих, так и ожидаемых в перспективе потребностей в воде. В средний по водности год ресурсы речных вод в Республике Беларусь составляют 57,9 км 3, а естественные ресурсы пресных подземных вод - 15,9 км 3, в то время как отбор вод на бытовые и хозяйственные нужды не превышает 5-7% от ежегодно возобновляемых водных ресурсов. Кроме того, более половины от объема забираемой воды после очистки повторно сбрасывается в водные объекты.

К настоящему времени интенсивная хозяйственная деятельность на территории республики уже привела к серьезной деградации ее водного фонда. Почти повсеместно сохраняется тенденция ухудшения качества поверхностных и грунтовых вод, учащаются случаи техногенного загрязнения глубоких водоносных горизонтов. В результате крупномасштабных осушительных работ резко изменился водный режим многих малых рек.

В ряде регионов ощущается реальная нехватка пресной воды питьевого качества. Имеет место расточительное использование воды в коммунальном хозяйстве городов, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Ввиду общих недостатков в природоохранной деятельности существенен вклад сбросов в водные объекты различных загрязняющих веществ с поверхностным стоком (частично организованным в городах и неупорядоченным в сельской местности). Вследствие неравномерного распределения водных ресурсов на территории республики в пределах многих промышленных районов имеет место высокая степень использования эксплуатационных запасов подземных вод. Практически полностью используются запасы подземных вод (75-125%) в Минском, Узденском, Несвижском, Пружанском, Каменецком, Поставском и Кричевском районах, а в Чашницком, Кормянском, Любанском и Климовичском районах превышение эксплуатационных запасов составляет 130-150%.

Наряду с количественными показателями, которые для нашей республики в целом достаточно благополучны, при оценке водных ресурсов необходимо учитывать и их качественные характеристики.

Подземные воды более чем в 70% разведанных месторождений Республики Беларусь не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству природных вод, обладают высокой коррозионной активностью и поэтому без предварительной очистки и стабилизационной обработки не могут быть использованы для целей питьевого водоснабжения.

На многих водозаборах, расположенных вблизи промышленных предприятий и в зоне застройки городских территорий, в последние годы все чаще имеют место факты локального загрязнения подземных вод. Ухудшение качества подземных вод наблюдается на 36 водозаборах республики, а на 13 - содержание загрязняющих веществ по одному или нескольким ингредиентам превышает предельнодопустимые концентрации.

Отличительной особенностью водных ресурсов Республики Беларусь является их принадлежность к бассейнам Черного и Балтийского морей, обусловливающая тесные территориальные и хозяйственные связи с сопредельными странами (Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией), и необходимость выполнения определенных международных обязательств, поскольку до 80% стока рек формируется на территории Беларуси.

Несмотря на то, что в настоящее время на территории республики очистке подвергается значительная часть бытовых и производственных стоков, не все города, не говоря уже о сельских населенных пунктах, имеют очистные сооружения и далеко не везде обеспечивается должный эффект очистки.

В 1997г. в водные объекты на территории республики поступило 1172 млн м 3 очищенных стоков. Со сточными водами городов и промышленных предприятий в реки было сброшено 12,1 тыс. тонн органических веществ, 0,3 тыс. тонн нефтепродуктов, 6,4 тыс. тонн азота аммонийного, 474 тонны металлов.

Несмотря на то, что за период с 1993 по 1997 гг. сброс сточных вод в водные объекты снизился на 38% (с 1898 до 1172 млн м 3), в том числе загрязненных и недостаточно очищенных на 75% (с 111 до 27 млн м 3 в год), а использование свежей воды на производственные нужды уменьшилось на 32% (с 801 до 541 млн м 3 в год), забор свежей воды на питьевые нужды существенно не изменился (возрос на 13,6% с 712 млн м 3 в 1994 г. до 785 млн м 3 в 1997 г.). Заметного улучшения качества поверхностных и подземных вод в республике не произошло. По некоторым загрязнителям в последние годы даже имеет место тенденция к их росту (азот аммонийный, металлы, взвешенные и органические вещества).

На основе оценок по объему воды (который требуется для разбавления стоков) сбрасываемых в реки до уровня предельно-допустимых концентраций, к числу наиболее загрязненных на территории Республики Беларусь по материалам 1997г. отнесены Днепр (13,0), Березина (10,0), Свислочь (7,9), Неман (2,1), Сож (1,2).

В ряде бассейнов рек уже не имеется резервов для разбавления сточных вод до нормативов рыбохозяйственного и культурно-бытового использования (р. Свислочь ниже г. Минска, р. Березина ниже г. Бобруйска, р. Западная Двина ниже г. Новополоцка, р. Случь ниже г. Солигорска и др.).

Выполненные в последние годы в ЦНИИКИВР расчеты по оценке баланса качества поверхностных вод показали, что определяющее влияние на качество речных вод оказывают рассредоточенные (неточечные) источники загрязнения, обусловленные преимущественно сельскохозяйственной деятельностью (животноводческие стоки, смывы с неканализованных территорий и с сельскохозяйственных угодий избытков органических и минеральных удобрений и пестицидов, сухие и мокрые выпадения из атмосферы и др.).

В бассейнах большинства рек нашей республики объем загрязнений, поступивших в реки и водоемы, обусловленных действием неточечных источников (азот аммонийный, нитратный, фосфаты, органические вещества), превышает 50% от их общего объема.

Тем не менее учета неточечных источников загрязнения в рамках системы государственного контроля в республике не ведется. Искаженная и неполная картина об источниках загрязнения рек и водоемов затрудняет объективную оценку проводимых и планируемых водоохранных мероприятий, не стимулирует сельхозпроизводителей к осуществлению природоохранной деятельности.

Существенное влияние на качество подземных и поверхностных вод в республике оказывают крупные животноводческие комплексы по выращиванию крупного рогатого скота и откорму свиней.

Наибольшее их количество сосредоточено в бассейне р. Неман (35 комплексов крупного рогатого скота из 115 в республике и 41 свинокомплекс из 114 по республике в целом).

На крупных комплексах неизбежно накапливается избыток отходов животноводства и свиноводства, которые в силу целого ряда причин не могут быть полностью утилизированы или использованы в виде органических удобрений (отсутствие герметичных хранилищ длительного хранения жидких отходов, невысокая удобрительная ценность навозной жижи, высокие транспортные расходы по доставке навоза на поля и др.).

Большинство из них не оборудовано очистными сооружениями и, по оценкам института геохимии и геофизики АН РБ, ежегодно около 92 млн м 3 жидких стоков сбрасывается в реки и водоемы, поступает на поля орошения и просачивается до уровня грунтовых вод.

По своему воздействию на природные объекты неочищенные стоки животноводческих комплексов эквивалентны отходам высшей категории вредности, в составе которых преобладают органические вещества, аммонийный азот, фосфаты, тяжелые металлы, оказывающие негативное влияние на воду, ухудшающие ее гигиенические и санитарно-химические показатели.

Животноводческие стоки характеризуются также исключительно высокой микробиологической загрязненностью. В частности, по данным Жлобинской и Речицкой СЭС, микробиологическое загрязнение в одиночных скважинах, расположенных вблизи животноводческих комплексов, в 10-15 раз выше, чем на скважинах групповых водозаборов.

На территориях, прилегающих к крупным комплексам, отмечается повреждение деревьев, закисление почв. Повышение кислотности почв увеличивает миграционную способность тяжелых металлов и способствует загрязнению ими подземных вод.

Интенсивная хозяйственная деятельность в бассейнах рек неизбежно приводит к загрязнению подземных вод, о чем свидетельствуют результаты обобщения данных режимных наблюдений и геолого-гидрологических съемок. В частности, если в период с 1965 по 1975 гг. среднее содержание нитратов в водах колодцев и мелких скважин (до 10 м), по данным съемочных работ, составляло 43 мг/л, то по результатам гидрохимического опробования, выполненного в 1976-1990 гг., средняя концентрация увеличилась и составила 58 мг/л. В 1996 г. около 50% проб вод из шахтных колодцев не соответствовали нормам по санитарно-химическим показателям, а 22,1% не отвечали гигиеническому нормативу по микробиологическому составу.

Вполне очевидно, что хозяйственное освоение новых водных объектов должно тесно интегрироваться с охраной экосистем, координироваться на местном, государственном и межгосударственных уровнях.

Принятие правительством Республики Беларусь в качестве программного документа модели устойчивого развития вызывает необходимость решения проблем восстановления благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала страны для удовлетворения потребностей ее жителей.

Водное хозяйство является одной из базовых отраслей, успешное функционирование которой обеспечивает основу стабильного и устойчивого развития хозяйственного комплекса страны.

К сожалению, сложившаяся в настоящее время в республике система государственного управления использованием и охраной водных ресурсов и водным хозяйством не имеет четких очертаний, практически никто не несет прямой ответственности за нерациональное и неэффективное использование водных ресурсов. В Беларуси нет государственного органа, который отвечал бы за осуществление водохозяйственных функций по обеспечению населения, промышленности и сельского хозяйства водными ресурсами, выполнение мероприятий по улучшению состояния водных объектов и сохранение водного фонда, составлял, планировал и увязывал водохозяйственные балансы, определял и контролировал достижение целевых показателей качества вод.

Причины неблагополучия в водном хозяйстве, разумеется, не сводятся только к организационным проблемам. Сказывается и негативный опыт финансирования природоохранной деятельности по остаточному принципу, ощущается нехватка средств у общества и т.п., что не просто изменить в нынешних экономических условиях.

В большинстве развитых стран мира широко и эффективно используется бассейновый принцип управления водными ресурсами, о котором в водном кодексе Беларуси нет даже упоминания.

Применение бассейнового принципа позволяет более полно учитывать и использовать природно-ресурсный потенциал республики, замкнуть качество воды в речном бассейне на целевые показатели качества воды в водных объектах, а не на выходе из очистных сооружений, составлять и оптимизировать схемы комплексного использования водных ресурсов на основе разработки и применения экономико-экологических моделей развития территорий с учетом изменяющейся демографической ситуации и размещения производства.

Поскольку государственное управление в нашей стране строится по административно-территориальному принципу, при организации системы управления водопользованием необходимо обеспечить рациональное сочетание бассейнового и территориального принципов. В качестве основного принципа реформирования может быть рекомендован принцип самофинансирования.

При реформировании отрасли могут быть использованы следующие положения, эффективность применение которых в области управления и охраны вод доказана опытом многих стран мира.

- Вода является общенародным достоянием, она уязвима, и ее нужно охранять. Любому обустройству в бассейне реки должно предшествовать изучение вредных воздействий и последствий планируемых мероприятий. Стоки перед сбросом в водные объекты должны обязательно очищаться.

- Управление водными ресурсами должно осуществляться комплексно на всей водосборной площади больших речных бассейнов.

- Все ответственные лица и все водопользователи являются партнерами при принятии коллективных решений.

- Затраты на функционирование различных управленческих служб должны быть полностью компенсированы водопользователями бассейна реки с учетом количества и качества потребляемых вод и фактического вклада в ее загрязнение.

Система управления водными ресурсами должна обеспечивать: возможность учета реальных географических характеристик крупных водных бассейнов; удовлетворение запросов всех водопользователей и сохранение водных экосистем; координацию в действиях государственных властей и органов управления водным хозяйством; привлечение финансовых средств, достаточных для компенсации затрат на обустройство водозаборных сооружений, водопроводов и очистных сооружений; долгосрочное планирование, обеспечивающее возможность эффективного финансирования крупных водохозяйственных комплексов.

Бассейновый принцип управления водными ресурсами используется практически всеми государствами, граничащими с Республикой Беларусь, поэтому гармонизация экологического законодательства и методов управления водными объектами (в том числе и трансграничными) на его основе следует считать одними из наиболее актуальных задач в области гидроэкологии.Г.А. ЩЕРБАКОВ, действительный член Белорусского отделения Академии ЖКХ, заместитель директора ЦНИИКИВР, к.т.н., г.Минск

Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 2000 год в рубрике наука

В Беларуси не настолько тяжелая экологическая ситуация, как в других странах мира, поскольку экономика здесь развивается равномерно и не имеет слишком негативного влияния на окружающую среду. Однако некоторые проблемы с состоянием биосферы в стране все же есть.


Экологические проблемы Белоруссии

Проблема радиоактивного загрязнения

Одной из крупнейших экопроблем страны является радиоактивное загрязнение, которое охватывает большую территорию. Это густонаселенные места, территория лесов и сельскохозяйственных угодий. Чтобы снизить уровень загрязнения, проводятся различные действия, например, контроль состояния воды, продуктов питания и древесины. Проводится дезактивация некоторых социальных объектов и реабилитация загрязненных территорий. Также проводится захоронение радиоактивных веществ и отходов.

Проблема загрязнения атмосферы

Выхлопные газы транспортных средств и выбросы промышленных объектов способствуют значительному загрязнению воздуха. В 2000-х годах наблюдалось повышение объема производства и увеличение выбросов, но в последнее время при росте экономики количество вредных выбросов снижается.

atmosfernoe-zagriaznenie

В целом в атмосферу выделяются такие соединения и вещества:

  • углекислый газ;
  • оксиды углерода;
  • формальдегиды;
  • диоксид азота;
  • углеводороды;
  • аммиак.

Когда люди и животные вдыхают вместе с воздухом химические вещества, это приводит к заболеваниям органов дыхательной системы. После того, как элементы растворяются в воздухе, могут идти кислотные дожди. Наихудшее состояние атмосферы в Могилеве, а среднее – в Бресте, Речице, Гомеле, Пинске, Орши и Витебске.

Загрязнение гидросферы

Состояние воды в озерах и реках страны умеренно загрязненное. Для бытового и сельскохозяйственного использования объемы водных ресурсов используются меньше, а в сфере промышленности пользование водой возрастает. Когда промышленные стоки попадают в водоемы, вода загрязняется такими элементами:

  • марганец;
  • медь;
  • железо;
  • нефтепродукты;
  • цинк;
  • азот.


Состояние воды в реках отличается. Так, самыми чистыми акваториями является Западная Двина и Неман, включая их некоторые притоки. Река Припять считается относительно чистой. Западный Буг является умеренно загрязненным, а его притоки разной степени загрязнения. Воды Днепра в низовье умеренно загрязненные, а в верховье – чистые. Наиболее критическая ситуация сложилась в акватории реки Свислочь.

Вывод

Перечислены лишь основные экопроблемы Беларуси, но кроме них, имеется ряд менее значительных. Чтобы природа страны сохранилась, людям необходимо провести изменения в экономике и применять экологически безопасные технологии.

Читайте также: