Доклад на тему информационная безопасность в деятельности органов внутренних дел
Обновлено: 17.05.2024
Задача информационного обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел (полиции) является одной из первоочередных, и от ее успешного решения во многом зависит решение возложенных на органы внутренних дел задач по обеспечению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Под информационным обеспечением управленческой деятельности органов внутренних дел понимается деятельность субъектов управления, направленная на обеспечение процесса управления совокупностью сведений, необходимых им для осуществления возложенных на них задач и функций, и удовлетворяющая определенным требованиям [22]. Непосредственно же задачу, связанную с организацией информационного обеспечения, выполняют информационные системы, представляющие собой совокупность методов и средств удовлетворения заданных информационных потребностей органа и его служб, которые состоят из информационных связей, обеспечивающей циркуляцию управляющей и осведомительной информации; сбора, обработки, хранения и выдачи данной информации компонентам системы управления в видах и объемах, соответствующих характеру решаемых ими задач.
В отличие от информационной системы, где, главным образом, ее компонентом является деятельность субъекта, направленная на удовлетворение заданных информационных потребностей, система информации представляет собой лишь совокупность видов информации, используемых в процессе управления.
Таким образом, исходя из данных определений задачи информационного обеспечения и информационной системы органов внутренних дел можно сформулировать следующим образом:
- определение необходимых для управления видов и объектов информации, форм ее представления и сроков поступления в систему, а также ответственных за это компонентов системы;
- обеспечение информационного взаимодействия служб и подразделений органа внутренних дел с объектами внутриорганизационного управления и внешней среды;
- организация регистрации заданных параметров (показателей) функционирования системы и состояния объектов внешней среды.
- обработка первичной информации, поступившей в систему, систематизация ее и обобщение в виды и формы, необходимые для осуществления процесса управления;
- распределение поступившей и обработанной информации между звеньями системы управления (службами, подразделениями, исполнителями) согласно выполняемым ими функциям или конкретно решаемым задачам;
- обеспечение хранения поступившей информации, ее своевременный и релевантный поиск и выдача, согласно запросам, компонентов системы и внешней среды;
- организация своевременной передачи информации объектам внутриорганизационного управления и внешней среды;
- внедрение технических средств сбора, обработки, хранения и выдачи информации в целях ускорения этих процессов и улучшения их качества.
Основные задачи по организации информационного обеспечения управленческой деятельности в органах внутренних дел выполняют специально созданные подразделения МВД России.
- на уровне МВД России по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) на транспорте – входящие в их состав в качестве самостоятельных подразделений информационные центры (ИЦ, ЗИЦ);
- на уровне органов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям – входящие в состав штабных подразделений отделения (группы) информационного обеспечения.
В соответствии с Уставом, ФКУ ГИАЦ МВД России является некоммерческой организацией, созданной для формирования и ведения централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, а также для обеспечения межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия.
Основными задачами Главного информационного аналитического центра МВД России являются:
– централизованное информационное обеспечение в установленном порядке подразделений МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств оперативно-справочными, оперативными, розыскными, криминалистическими, дактилоскопическими, статистическими, архивными и научно-техническими сведениями;
– осуществление и развитие оперативно-аналитического и информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России, а также информационного взаимодействия по обмену в установленном порядке оперативной информацией с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности;
– обеспечение совместно с подразделениями МВД России создания, ввода в действие и развития инфраструктуры единого информационного пространства ОВД с соблюдением единых принципов и стандартов;
– осуществление организационно-методического руководства деятельности информационных центров территориальных органов МВД России в установленной области деятельности.
Для достижения поставленных задачФКУ ГИАЦ МВД России осуществляет следующие виды деятельности:
– формирование и ведение централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации;
– формирование архивных фондов, осуществление учета, хранения, экспертизы научной и практической ценности, научно-технической обработки архивных документов, образовавшихся в деятельности служб центрального аппарата МВД (МООП) СССР, МВД (МООП) РСФСР, МВД СССР, МВД России и в территориальных органов МВД России.
– сбор, накопление, обработку статистической информации о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России, оперативно-справочной, оперативной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, архивной, научно-технической и иной информации с использованием средств вычислительной техники, телекоммуникационных и шифровальных (криптографических) средств;
– сбор, обработку и выдачу в установленном порядке для руководства Министерства, подразделений и учреждений МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, а также правоохранительных органов иных государств запрашиваемой информации из учетов, баз и банков данных информационных систем, автоматизированных банков данных специализированных учетов, Межгосударственного информационного банка;
– формирование и ведение в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, учета документов и дел, образующихся в процессе оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний, а также документов и дел на лиц, в отношении которых заведены дела оперативного учета;
– администрирование и техническое обслуживание средств удаленного доступа и локально-вычислительных сетей ФКУ ГИАЦ МВД России для обеспечения доступа сотрудников подразделений МВД России и территориальных органов МВД России, других правоохранительных органов Российской Федерации и СНГ к информационным ресурсам ФКУ ГИАЦ МВД России;
– подготовку и выпуск малотиражных изданий, изданий в электронном виде о состоянии оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, обзорных информационно-аналитических материалов, в том числе с использованием в установленном порядке специальных информационных систем ФСО России;
– участие в пределах компетенции совместно с подразделениями МВД России мероприятий по стандартизации учетно-регистрационных документов, разработке проектов форм государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
Основные виды учетов в территориальных органах МВД России на районном уровне.
Особо важную роль в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества, является формирование и ведение оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов.
Данные учеты, картотеки и коллекции формируются в органах МВД России на районном уровне, а затем, в зависимости от их значимости, централизуются по территориальному (региональному) принципу в ИЦ и экспертно-криминалистических подразделениях (ЭКП) МВД по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по субъектам Российской Федерации, управлениям (отделам) на транспорте и режимных объектах либо образуют федеральные учеты ФКУ ГИАЦ МВД России или централизованные коллекции и картотеки экспертно-криминалистического центра МВД России[24].
Таким образом, информационную базу данных МВД России составляют: оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты, картотеки ФКУ ГИАЦ и ЭКЦ МВД России, ИЦ и ЭКП МВД по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по субъектам Российской Федерации, управлениям (отделам) на транспорте и режимных объектах и локальные учеты управлений (отделов) по районам, городам и иным муниципальным образованиям. В территориальных органах МВД России на районном уровне в настоящее время ведутся следующие учеты:
1. Картотека лиц, представляющих оперативный интерес, которая формируется на алгоритмо-справочных карточках.
2. Картотека нераскрытых преступлений, позволяющая выявлять преступления, совершенные аналогичным способом, а также проверять причастность к преступлениям лиц, проходящих по оперативным или иным материалам, доставленных в ОВД, задержанных и арестованных. Формируется картотека из справочных картотек на нераскрытые преступления (СК-НП).
3. Картотека похищенных, бесхозных и изъятых вещей и имущества (оружия, автомототранспорта, скота и др.), позволяющая устанавливать их принадлежность и тем самым способствовать раскрытию преступлений.
4. Картотека огнестрельного оружия, в том числе и охотничьего, находящегося согласно разрешению у граждан, детективных, охранных и организаций.
Основные принципы организации информационного обеспечения органов внутренних дел.
В настоящее время наукой управления разработан ряд наиболее общих принципов организации информационного обеспечения, использование которых возможно не только в экономических системах управления, но и в сфере социального управления и, в частности, в сфере управления органами внутренних дел. Все эти принципы, в основном, вытекают и определяются требованиями, предъявляемыми к организации системы управления полиции.
Так, требование оптимальности, непрерывности и оперативности управления выдвигает аналогичные требования и к организации систем их информационного обеспечения. Задача состоит в том, чтобы система информации выполняла функцию максимально высокой информационной обеспеченности системы управления при выполнении ею возложенных на нее задач и решений проблем управления.
Соответствующая задачам управления информационная обеспеченность системы сведениями о состоянии объектов управления и внешней среды достигается рядом организационных мер, которые базируются на таких принципах как: интенсификация информационных процессов; единство (общность) информационного обеспечения; функциональный; оптимальности и интеграции информационного обеспечения, а также ряд других технических и организационных мероприятий, обеспечивающих оперативность и достоверность передаваемых сведений, улучшающих их качество и содержание.
Егорышев А.С. Проблема информационной безопасности в деятельности органов внутренних дел. / Социальное реформирование в Российской Федерации и Республике Башкортостан и проблемы теневой экономики и национальной безопасности (Материалы Российской научной конференции) – Москва-Уфа, 1997. – С. 102 – 106.
Егорышев А.С. – слушатель Уфимского юридического института МВД РФ
Проблема информационной безопасности в деятельности органов внутренних дел.
Современная российская преступность становится все более профессиональной. В качестве показателя профессионализма преступного мира можно назвать появление такой, раннее не имевшей в России столь широкого распространения формы преступности как компьютерная преступность. Ее современные масштабы таковы, что требуют самой активной работы по защите информации от электронных пиратов.
Издержки конверсии обусловили отток умов из многих, ранее элитных, сфер науки и производства. Так, например, самыми опытными в области компьютерной преступности считаются российские электронщики. На компьютерную преступность в республиках бывшего СССР работает около 100 тысяч человек постоянно и еще 3 млн. человек - время от времени. Центрами компьютерной преступности считаются Москва, Санкт-Петербург, Украина и Урал [1]. Российская компьютерная преступность вызывает все более растущую озабоченность за рубежом, ибо в результате умелых компьютерных махинаций, проводимых электронными пиратами России, иностранные банки теряют крупные суммы денег, исчезающие в неизвестном направлении.
Компьютерная преступность стала настоящим бичом экономики развитых государств. Так, например, 90% фирм и организаций в Великобритании в разное время становились объектами электронного пиратства или находи-
лись под его угрозой [2], в Нидерландах жертвами компьютерной преступности стали 20% различного рода предприятий [3]. В ФРГ с использованием компьютеров ежегодно похищается 4 млрд. марок, а во Франции - 1 млрд. франков. Специалисты отмечают высокий уровень латентности этого вида преступлений, т.к. в 85% случаев факты компьютерного пиратства не раскрываются [4].
Ситуация усугубляется и тем, что сами правоохранительные органы тоже становятся объектом внимания преступников, вооруженных современной вычислительной техникой. Поэтому сегодня весьма актуальной для органов внутренних дел стала задача защиты собственной информации.
Информационная безопасность - это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры [5].
Проблема информационной безопасности, особенно для органов внутренних дел, на сегодняшний день представляет наибольший интерес. Борьба с компьютерной преступностью - одна из самых важных задач правоохранительных органов на фоне колоссального развития информационных систем, локальных и глобальных сетей.
Проблема обеспечения информационной безопасности носит комплексный характер, для решения которой необходимо сочетание законодательных, организационных и программно-технических мер.
Необходимо своевременное и эффективное совершенствование законодательства, т.к. имеющаяся на данный момент законодательная база [6, 7] в этой области значительно отстает от практических потребностей.
Наблюдается огромная нехватка высококвалифицированных кадров в ОВД. Эта проблема, на наш взгляд, может быть решена следующими способами:
в связи со значительным сокращением кадров вооруженных сил Р.Ф., среди которых немало хороших специалистов в области работы на ЭВМ, возможно их привлечение к работе в правоохранительных органах;
введением специальных курсов по первоначальной и профессиональной подготовке работы на персональных компьютерах, введение в учебную программу курса "Информационная безопасность и применение информационных технологий в борьбе с преступностью", утвержденного Главным управлением кадров МВД России 1 июня 1997 года в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России по специальности Юриспруденция (специализация "Информационная безопасность");
необходимо улучшить финансирование организаций и учреждений, входящих в состав МВД России, для закупки хорошего оборудования и современного программного обеспечения, т.к. материальная база МВД РФ в области информационной безопасности на данный момент находится на недостаточном уровне;
представляется возможным постановка вопроса о совершенствовании процесса подготовки сотрудников ОВД, специализирующихся на работе в области информационной безопасности. С этой целью, на наш взгляд, необходима дифференциальная система обучения, т.к. солидная подготовка в области информатики не может быть получена в рамках традиционного высшего учебного заведения МВД РФ;
создать благоприятные условия принятия на работу в ОВД высококвалифицированных специалистов, работающих в интересующей нас области. Обеспечить соответствующие размеры оплаты труда, так как сегодня, с материальной точки зрения, гораздо выгоднее работать по данной специальности в банковских структурах и частных фирмах.
Для поддержания режима информационной безопасности наиболее важны программно-технические меры, так как известно, что основная угроза компьютерным системам исходит от них самих, что может выражаться в ошибках программного обеспечения, сбоях оборудования, неудовлетворительной работе сотрудников, а также руководителей организаций и учреждений, относящихся к системе ОВД.
В.А. Галатенко выделяет следующие ключевые механизмы безопасности: идентификация и аутентификация, управление доступом, протоколирование и аудит, криптография и экранирование [8], для эффективного использования которых необходим опережающий анализ возможных угроз.
Информационная безопасность не сможет обеспечиваться без строгого распределения функций пользователей, администраторов локальных сетей и серверов, а также руководителей учреждений ОВД.
Причем обязанности и функции перечисленных групп сотрудников ОВД должны разрабатываться и утверждаться заранее, в зависимости от того, на достижении каких целей они будут направлены. Можно выделить несколько типичных функций, присущих для сотрудников любого управления или отдела ОВД:
Начальники подразделений отвечают за доведение утвержденных положений и принципов политики безопасности до пользователей и администраторов локальных сетей и серверов, там же за контакты с ними информируя об изменении статуса каждого из подчиненных (увольнение из органов внутренних дел, назначение на другую должность и т.п.)
Эта функция наиболее важна вследствие того, что сотрудник, уволенный по каким-либо причинам, может представлять наиболее существенную
опасность для того отдела или управления, где он работал.
Нельзя также ставить на второй план проблему тайлерантности т.е. проблему соотношения целей и средств. Действительно, затраты на приобретение комплексных мер защиты не должны превышать стоимость возможного ущерба.
Администраторы локальной сети, должны обеспечивать бесперебойное функционирование сети, ответственных за реализацию технических мер, эффективное применение средств защиты, тем самым обеспечивая политику безопасности.
Администраторы серверов отвечают за закрепленные за ними серверы и следят за тем, чтобы используемые механизмы, обеспечивающие режим информационной конфиденциальности, соответствовали общим принципам политики безопасности.
Пользователи обязаны работать с локальной сетью, руководствуясь политикой безопасности, выполнять приказы и распоряжения сотрудников, отвечающих за отдельные аспекты информационной безопасности, незамедлительно докладывать руководству обо всех подозрительных ситуациях.
Особый интерес на наш взгляд, с точки зрения соблюдения информационной безопасности, вызывает статус пользователей персональных компьютеров. Дело в том, что значительная часть информационных потерь приходится на случайные и преднамеренные ошибки сотрудников, работающих на ИВТ. В силу своей возможной халатности и небрежности они могут ввести заведомо неверные данные, пропустить ошибки в программном обеспечении, создав тем самым брешь в системе защиты. Все это заставляет задуматься о том, что внутренняя угроза, исходящая непосредственно от пользователей персональных
компьютеров значительнее и опаснее внешних воздействий.
В заключении необходимо напомнить, что соблюдение информационной безопасности это задача не отдельной страны, а всего человечества, так как высокоразвитая компьютерная преступность наших дней давно вышла на мировой уровень. Поэтому эффективная борьба с ней возможна только при тесном сотрудничестве правоохранительных органов разных стран мира. Необходимо строить совместный комплекс мер и средств, набирать и готовить высококвалифицированные кадры, детально разрабатывать основные принципы политики безопасности, без которых невозможно нормальное развитие
1. Прокофьев В. Переполох в Маниле. // Труд, 1996. 8 мая.
2. Security Gazette, 1989. September. – p. 7.
3. Computer Law and Security, 1991. June. – pp. 2–3.
4. Селиванов Н. Проблемы борьбы с компьютерной преступностью // Законность, 1993. – № 8. – С. 36.
5. Галатенко В. Информационная безопасность. // Открытые системы, 1996. – № 1. – C 38.
6. Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации". // Российская газета, 1995. 22 февраля.
7. Президент Российской Федерации. Указ от 3 апреля 1995 г. № 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации".
8. Галатенко В. Указ. соч. – C. 39.
Похожие документы:
Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний
. и в процессе оптимизации деятельности органов внутренних дел в рассматриваемый период. Кроме того, информационные материалы и положения, содержащиеся . Обеспечение безопасности в период выборов в России: сб. статей «Актуальные проблемы современной .
. главное – максимально приблизить деятельность органов внутренних дел к населению, сделав главным . вооружением, обеспечении совместной безопасности, проблемах энергетики. Это . Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи .
. права и административной деятельности органов внутренних дел Государственно-правовых дисциплин Гражданско-правовых дисциплин Информационно-правовых дисциплин .
Информационный бюллетень красноярский край: местное самоуправление №16 (104) (октябрь 2013 года
. "Сегодня основная проблема - отсутствие федерального . общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел. В частности, . некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в . правительства; развитие информационного общества. Для .
Читайте также: