Доклад на тему информационная безопасность в деятельности органов внутренних дел

Обновлено: 17.05.2024

Задача информационного обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел (полиции) является одной из первоочередных, и от ее успешного решения во многом зависит решение возложенных на органы внутренних дел задач по обеспечению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Под информационным обеспечением управленческой деятельности органов внутренних дел понимается деятельность субъектов управления, направленная на обеспечение процесса управления совокупностью сведений, необходимых им для осуществления возложенных на них задач и функций, и удовлетворяющая определенным требованиям [22]. Непосредственно же задачу, связанную с организацией информационного обеспечения, выполняют информационные системы, представляющие собой совокупность методов и средств удовлетворения заданных информационных потребностей органа и его служб, которые состоят из информационных связей, обеспечивающей циркуляцию управляющей и осведомительной информации; сбора, обработки, хранения и выдачи данной информации компонентам системы управления в видах и объемах, соответствующих характеру решаемых ими задач.

В отличие от информационной системы, где, главным образом, ее компонентом является деятельность субъекта, направленная на удовлетворение заданных информационных потребностей, система информации представляет собой лишь совокупность видов информации, используемых в процессе управления.

Таким образом, исходя из данных определений задачи информационного обеспечения и информационной системы органов внутренних дел можно сформулировать следующим образом:

- определение необходимых для управления видов и объектов информации, форм ее представления и сроков поступления в систему, а также ответственных за это компонентов системы;

- обеспечение информационного взаимодействия служб и подразделений органа внутренних дел с объектами внутриорганизационного управления и внешней среды;

- организация регистрации заданных параметров (показателей) функционирования системы и состояния объектов внешней среды.

- обработка первичной информации, поступившей в систему, систематизация ее и обобщение в виды и формы, необходимые для осуществления процесса управления;

- распределение поступившей и обработанной информации между звеньями системы управления (службами, подразделениями, исполнителями) согласно выполняемым ими функциям или конкретно решаемым задачам;

- обеспечение хранения поступившей информации, ее своевременный и релевантный поиск и выдача, согласно запросам, компонентов системы и внешней среды;

- организация своевременной передачи информации объектам внутриорганизационного управления и внешней среды;

- внедрение технических средств сбора, обработки, хранения и выдачи информации в целях ускорения этих процессов и улучшения их качества.

Основные задачи по организации информационного обеспечения управленческой деятельности в органах внутренних дел выполняют специально созданные подразделения МВД России.

- на уровне МВД России по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) на транспорте – входящие в их состав в качестве самостоятельных подразделений информационные центры (ИЦ, ЗИЦ);

- на уровне органов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям – входящие в состав штабных подразделений отделения (группы) информационного обеспечения.

В соответствии с Уставом, ФКУ ГИАЦ МВД России является некоммерческой организацией, созданной для формирования и ведения централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, а также для обеспечения межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия.

Основными задачами Главного информационного аналитического центра МВД России являются:

– централизованное информационное обеспечение в установленном порядке подразделений МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств оперативно-справочными, оперативными, розыскными, криминалистическими, дактилоскопическими, статистическими, архивными и научно-техническими сведениями;

– осуществление и развитие оперативно-аналитического и информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России, а также информационного взаимодействия по обмену в установленном порядке оперативной информацией с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности;

– обеспечение совместно с подразделениями МВД России создания, ввода в действие и развития инфраструктуры единого информационного пространства ОВД с соблюдением единых принципов и стандартов;

– осуществление организационно-методического руководства деятельности информационных центров территориальных органов МВД России в установленной области деятельности.

Для достижения поставленных задачФКУ ГИАЦ МВД России осуществляет следующие виды деятельности:

– формирование и ведение централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации;

– формирование архивных фондов, осуществление учета, хранения, экспертизы научной и практической ценности, научно-технической обработки архивных документов, образовавшихся в деятельности служб центрального аппарата МВД (МООП) СССР, МВД (МООП) РСФСР, МВД СССР, МВД России и в территориальных органов МВД России.

– сбор, накопление, обработку статистической информации о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России, оперативно-справочной, оперативной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, архивной, научно-технической и иной информации с использованием средств вычислительной техники, телекоммуникационных и шифровальных (криптографических) средств;

– сбор, обработку и выдачу в установленном порядке для руководства Министерства, подразделений и учреждений МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, а также правоохранительных органов иных государств запрашиваемой информации из учетов, баз и банков данных информационных систем, автоматизированных банков данных специализированных учетов, Межгосударственного информационного банка;

– формирование и ведение в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, учета документов и дел, образующихся в процессе оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний, а также документов и дел на лиц, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

– администрирование и техническое обслуживание средств удаленного доступа и локально-вычислительных сетей ФКУ ГИАЦ МВД России для обеспечения доступа сотрудников подразделений МВД России и территориальных органов МВД России, других правоохранительных органов Российской Федерации и СНГ к информационным ресурсам ФКУ ГИАЦ МВД России;

– подготовку и выпуск малотиражных изданий, изданий в электронном виде о состоянии оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, обзорных информационно-аналитических материалов, в том числе с использованием в установленном порядке специальных информационных систем ФСО России;

– участие в пределах компетенции совместно с подразделениями МВД России мероприятий по стандартизации учетно-регистрационных документов, разработке проектов форм государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Основные виды учетов в территориальных органах МВД России на районном уровне.

Особо важную роль в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества, является формирование и ведение оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов.

Данные учеты, картотеки и коллекции формируются в органах МВД России на районном уровне, а затем, в зависимости от их значимости, централизуются по территориальному (региональному) принципу в ИЦ и экспертно-криминалистических подразделениях (ЭКП) МВД по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по субъектам Российской Федерации, управлениям (отделам) на транспорте и режимных объектах либо образуют федеральные учеты ФКУ ГИАЦ МВД России или централизованные коллекции и картотеки экспертно-криминалистического центра МВД России[24].

Таким образом, информационную базу данных МВД России составляют: оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты, картотеки ФКУ ГИАЦ и ЭКЦ МВД России, ИЦ и ЭКП МВД по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по субъектам Российской Федерации, управлениям (отделам) на транспорте и режимных объектах и локальные учеты управлений (отделов) по районам, городам и иным муниципальным образованиям. В территориальных органах МВД России на районном уровне в настоящее время ведутся следующие учеты:

1. Картотека лиц, представляющих оперативный интерес, которая формируется на алгоритмо-справочных карточках.

2. Картотека нераскрытых преступлений, позволяющая выявлять преступления, совершенные аналогичным способом, а также проверять причастность к преступлениям лиц, проходящих по оперативным или иным материалам, доставленных в ОВД, задержанных и арестованных. Формируется картотека из справочных картотек на нераскрытые преступления (СК-НП).

3. Картотека похищенных, бесхозных и изъятых вещей и имущества (оружия, автомототранспорта, скота и др.), позволяющая устанавливать их принадлежность и тем самым способствовать раскрытию преступлений.

4. Картотека огнестрельного оружия, в том числе и охотничьего, находящегося согласно разрешению у граждан, детективных, охранных и организаций.

Основные принципы организации информационного обеспечения органов внутренних дел.

В настоящее время наукой управления разработан ряд наиболее общих принципов организации информационного обеспечения, использование которых возможно не только в экономических системах управления, но и в сфере социального управления и, в частности, в сфере управления органами внутренних дел. Все эти принципы, в основном, вытекают и определяются требованиями, предъявляемыми к организации системы управления полиции.

Так, требование оптимальности, непрерывности и оперативности управления выдвигает аналогичные требования и к организации систем их информационного обеспечения. Задача состоит в том, чтобы система информации выполняла функцию максимально высокой информационной обеспеченности системы управления при выполнении ею возложенных на нее задач и решений проблем управления.

Соответствующая задачам управления информационная обеспеченность системы сведениями о состоянии объектов управления и внешней среды достигается рядом организационных мер, которые базируются на таких принципах как: интенсификация информационных процессов; единство (общность) информационного обеспечения; функциональный; оптимальности и интеграции информационного обеспечения, а также ряд других технических и организационных мероприятий, обеспечивающих оперативность и достоверность передаваемых сведений, улучшающих их качество и содержание.

Егорышев А.С. Проблема информационной безопасности в деятельности органов внутренних дел. / Социальное реформирование в Российской Федерации и Республике Башкортостан и проблемы теневой экономики и национальной безопасности (Материалы Российской научной конференции) – Москва-Уфа, 1997. – С. 102 – 106.

Егорышев А.С. – слушатель Уфимского юридического института МВД РФ

Проблема информационной безопасности в деятельности органов внутренних дел.

Современная российская преступность становится все более профессиональной. В качестве показателя профессионализма преступ­ного мира можно назвать появление такой, раннее не имевшей в Рос­сии столь широкого распространения формы преступности как компью­терная преступность. Ее современные масштабы таковы, что требуют самой активной работы по защите информации от электронных пира­тов.

Издержки конверсии обусловили отток умов из многих, ранее элитных, сфер науки и производства. Так, например, самыми опытны­ми в области компьютерной преступности считаются российские электронщики. На компьютерную преступность в республиках бывшего СССР работает около 100 тысяч человек постоянно и еще 3 млн. че­ловек - время от времени. Центрами компьютерной преступности счи­таются Москва, Санкт-Петербург, Украина и Урал [1]. Российская компьютерная преступность вызывает все более растущую озабочен­ность за рубежом, ибо в результате умелых компьютерных махинаций, проводимых электронными пиратами России, иностранные банки теряют крупные суммы денег, исчезающие в неизвестном направлении.

Компьютерная преступность стала настоящим бичом экономики развитых государств. Так, например, 90% фирм и организаций в Ве­ликобритании в разное время становились объектами электронного пиратства или находи-

лись под его угрозой [2], в Нидерландах жертва­ми компьютерной преступности стали 20% различного рода предприя­тий [3]. В ФРГ с использованием компьютеров ежегодно похищается 4 млрд. марок, а во Франции - 1 млрд. франков. Специалисты отмечают высокий уровень латентности этого вида преступлений, т.к. в 85% случаев факты компьютерного пиратства не раскрываются [4].

Ситуация усугубляется и тем, что сами правоохранительные ор­ганы тоже становятся объектом внимания преступников, вооруженных современной вычислительной техникой. Поэтому сегодня весьма акту­альной для органов внутренних дел стала задача защиты собственной информации.

Информационная безопасность - это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и под­держивающей инфраструктуры [5].

Проблема информационной безопасности, особенно для органов внутренних дел, на сегодняшний день представляет наибольший инте­рес. Борьба с компьютерной преступностью - одна из самых важных задач правоохранительных органов на фоне колоссального развития информационных систем, локальных и глобальных сетей.

Проблема обеспечения информационной безопасности носит комплексный характер, для решения которой необходимо сочетание законодательных, организационных и программно-технических мер.

Необходимо своевременное и эффективное совершенствование за­конодательства, т.к. имеющаяся на данный момент законодательная база [6, 7] в этой области значительно отстает от практических по­требностей.

Наблюдается огромная нехватка высококвалифицированных кадров в ОВД. Эта проблема, на наш взгляд, может быть решена следующими способами:

в связи со значительным сокращением кадров вооруженных сил Р.Ф., среди которых немало хороших специалистов в области работы на ЭВМ, возможно их привлечение к работе в правоох­ранительных органах;

введением специальных курсов по первоначальной и профессиональной подготовке работы на персональных компьютерах, введение в учебную программу курса "Информационная безо­пасность и применение информационных технологий в борьбе с преступностью", утвержденного Главным управлением кадров МВД России 1 июня 1997 года в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России по специ­альности Юриспруденция (специализация "Информационная бе­зопасность");

необходимо улучшить финансирование организаций и учрежде­ний, входящих в состав МВД России, для закупки хорошего оборудования и современного программного обеспечения, т.к. материальная база МВД РФ в области информационной безопас­ности на данный момент находится на недостаточном уровне;

представляется возможным постановка вопроса о совершенс­твовании процесса подготовки сотрудников ОВД, специализи­рующихся на работе в области информационной безопасности. С этой целью, на наш взгляд, необходима дифференциальная система обучения, т.к. солидная подготовка в области ин­форматики не может быть получена в рамках традиционного высшего учебного заведения МВД РФ;

создать благоприятные условия принятия на работу в ОВД вы­сококвалифицированных специалистов, работающих в интересу­ющей нас области. Обеспечить соответствующие размеры опла­ты труда, так как сегодня, с материальной точки зрения, гораздо выгоднее работать по данной специальности в бан­ковских структурах и частных фирмах.

Для поддержания режима информационной безопасности наиболее важны программно-технические меры, так как известно, что основная угроза компьютерным системам исходит от них самих, что может вы­ражаться в ошибках программного обеспечения, сбоях оборудования, неудовлетворительной работе сотрудников, а также руководителей организаций и учреждений, относящихся к системе ОВД.

В.А. Галатенко выделяет следующие ключевые механизмы безо­пасности: идентификация и аутентификация, управление доступом, протоколирование и аудит, криптография и экранирование [8], для эф­фективного использования которых необходим опережающий анализ возможных угроз.

Информационная безопасность не сможет обеспечиваться без строгого распределения функций пользователей, администраторов ло­кальных сетей и серверов, а также руководителей учреждений ОВД.

Причем обязанности и функции перечисленных групп сотрудников ОВД должны разрабатываться и утверждаться заранее, в зависимости от того, на достижении каких целей они будут направлены. Можно выделить несколько типичных функций, присущих для сотрудников любого управления или отдела ОВД:

Начальники подразделений отвечают за доведение утвержден­ных положений и принципов политики безопасности до пользо­вателей и администраторов локальных сетей и серверов, там же за контакты с ними информируя об изменении статуса каж­дого из подчиненных (увольнение из органов внутренних дел, назначение на другую должность и т.п.)

Эта функция наиболее важна вследствие того, что сотруд­ник, уволенный по каким-либо причинам, может представлять наиболее существенную

опасность для того отдела или управ­ления, где он работал.

Нельзя также ставить на второй план проблему тайлерант­ности т.е. проблему соотношения целей и средств. Действи­тельно, затраты на приобретение комплексных мер защиты не должны превышать стоимость возможного ущерба.

Администраторы локальной сети, должны обеспечивать беспе­ребойное функционирование сети, ответственных за реализацию технических мер, эффективное применение средств защиты, тем самым обеспечивая политику безопасности.

Администраторы серверов отвечают за закрепленные за ними серверы и следят за тем, чтобы используемые механизмы, обеспечивающие режим информационной конфиденциальности, соответствовали общим принципам политики безопасности.

Пользователи обязаны работать с локальной сетью, руководс­твуясь политикой безопасности, выполнять приказы и распо­ряжения сотрудников, отвечающих за отдельные аспекты ин­формационной безопасности, незамедлительно докладывать ру­ководству обо всех подозрительных ситуациях.

Особый интерес на наш взгляд, с точки зрения соблюдения ин­формационной безопасности, вызывает статус пользователей персо­нальных компьютеров. Дело в том, что значительная часть информационных потерь приходится на случайные и преднамеренные ошибки сот­рудников, работающих на ИВТ. В силу своей возможной халатности и небрежности они могут ввести заведомо неверные данные, пропустить ошибки в программном обеспечении, создав тем самым брешь в систе­ме защиты. Все это заставляет задуматься о том, что внутренняя угроза, исходящая непосредственно от пользователей персональных

компьютеров значительнее и опаснее внешних воздействий.

В заключении необходимо напомнить, что соблюдение информаци­онной безопасности это задача не отдельной страны, а всего чело­вечества, так как высокоразвитая компьютерная преступность наших дней давно вышла на мировой уровень. Поэтому эффективная борьба с ней возможна только при тесном сотрудничестве правоохранительных органов разных стран мира. Необходимо строить совместный комплекс мер и средств, набирать и готовить высококвалифицированные кадры, детально разрабатывать основные принципы политики безопасности, без которых невозможно нормальное развитие

1. Прокофьев В. Переполох в Маниле. // Труд, 1996. 8 мая.

2. Security Gazette, 1989. September. – p. 7.

3. Computer Law and Security, 1991. June. – pp. 2–3.

4. Селиванов Н. Проблемы борьбы с компьютерной преступностью // Законность, 1993. – № 8. – С. 36.

5. Галатенко В. Информационная безопасность. // Открытые сис­темы, 1996. – № 1. – C 38.

6. Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации". // Российская газета, 1995. 22 февраля.

7. Президент Российской Федерации. Указ от 3 апреля 1995 г. № 334 "О мерах по соблюдению законности в области разра­ботки, производства, реализации и эксплуатации шифроваль­ных средств, а также предоставления услуг в области шиф­рования информации".

8. Галатенко В. Указ. соч. – C. 39.

Похожие документы:

Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний

. и в процессе оптимизации деятельности органов внутренних дел в рассматриваемый период. Кроме того, информационные материалы и положения, содержащиеся . Обеспечение безопасности в период выборов в России: сб. статей «Актуальные проблемы современной .

. главное – максимально приблизить деятельность органов внутренних дел к населению, сделав главным . вооружением, обеспечении совместной безопасности, проблемах энергетики. Это . Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи .

. права и административной деятельности органов внутренних дел Государственно-правовых дисциплин Гражданско-правовых дисциплин Информационно-правовых дисциплин .

Информационный бюллетень красноярский край: местное самоуправление №16 (104) (октябрь 2013 года

. "Сегодня основная проблема - отсутствие федерального . общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел. В частности, . некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в . правительства; развитие информационного общества. Для .

Читайте также: